Министерство образования РФ
ТГТУ
Кафедра БЖЭ
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
к курсовой работе
по дисциплине
« Безопасность жизнедеятельности »
по теме
«Обеспечение безопасности жизнедеятельности работников в помещении с
техническими средствами ИСЭ»
Автор работы _____________ .11.99 г. О. В. Болотова
подпись и дата
Направление 522300
Специальность 071900 «Информационные системы в экономике»
Группа ИСЭ – 52
Руководитель работы _____________ .11.99 г. Аксеонов Б.С.
подпись и дата
Работа защищена _____________ оценка ________________
дата
Преподаватель работы ________________________________
подпись
г. Тверь, 1999
МО РФ
ТГТУ
Кафедра БЖЭ
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студент Болотова О.В. группа ИСЭ – 52
1. Тема «Обеспечение безопасности жизнедеятельности работников в
помещении с техническими средствами ИСЭ».
2. Срок предоставления работы «31» ноября 1999 г.
3. Исходные данные по варианту № 2 .
4. Содержание пояснительной записки курсовой работы.
4.1. Идентификация возможных поражающих, опасных и
вредных факторов в помещении и вне его.
4.2. Выбор методов и средств обеспечения безопасности
жизнедеятельности в помещении.
4.3. Расчетно-конструктивные решения по основным СКЗ (освещение,
кондиционирование и прогнозирование возможной радиационной обстановки при
аварии на КАЭС) работников помещения при нормальном и аварийном режимах
работы.
4.4. Основные мероприятия по электробезопасности, охране окружающей
среды, предупреждению аварий и пожаров в помещении и ликвидации последствий
ЧС.
5. Перечень графического материала, размещение светильников, питающих
щитков, кондиционеров, принятая схема воздухообмена и схема возможных зон РЗ
и ВП при аварии на КАЭС.
Руководитель работы _____________ .11.99 г. Аксеонов Б.С.
подпись и дата
Задание принял к исполнению __________ «12» 09 1999 г.
подпись
1. Идентификация возможных поражающих, опасных и вредных факторов в помещении и вне его............................................................................................... 5
2. Выбор методов и средств обеспечения БЖД работников в помещении......... 8
4. Расчетно-конструктивные решения по основным СКЗ работников помещения при нормальном и аварийном режимах работы................................................... 10
3.1. Проектирование установки искусственного (рабочего и аварийного) освещения для помещения.................................................................................. 10
3.2. Проектирование местной системы кондиционирования воздуха для помещения на автономных кондиционерах........................................................ 13
3.3. Прогнозирование возможной радиационной обстановки при авариях на КАЭС................................................................................................................... 15
4. Основные мероприятия по электробезопасности, охране ОС, предупреждению аварий и пожаров в помещении и ликвидации последствий ЧС.......................... 19
4.1. Технические способы и средства, организационные и технические мероприятия по обеспечению электробезопасности при эксплуатации технических средств ИСЭ.......................................................................................................... 19
4.2. Общие мероприятия по охране окружающей среды на объекте экономики 20
4.3. Мероприятия по предупреждению аварий и пожаров в помещении и ликвидация последствий ЧС............................................................................... 21
Повышенное внимание к проблеме БЖД во всех средах обитания объясняется целым рядом факторов. Одним из основных направлений обеспечения безопасности человека, помимо экологических аспектов и резкого роста вероятности несчастных случаев в быту, остается профилактика производственного травматизма. Важнейшими причинами, определяющими необходимость совершенствования сложившейся системы обеспечения БЖД на производстве, являются изменение содержания труда и условий его выполнения, что, в свою очередь сказывается на характере производственного травматизма.
В эпоху НТП в трудовой деятельности все большее значение приобретают психологические характеристики человека, а сам труд все чаще превращается в преимущественно умственный труд. Среди различных видов профессиональной деятельности растет значение операторских специальностей, для которых характерным является взаимодействие человека не с непосредственными характеристиками управляемых объектов, а с их информационными моделями. Эффективность труда прежде всего определяется точностью восприятия информации, скоростью ее переработки и правильностью принимаемых решений, а не физическими возможностями работника. Повышение требований к психологическим качествам специалиста, высокая ответственность за принимаемые решения, особенно в условиях дефицита времени или недостатка информации является причиной профессионального стресса, при котором нарушается адекватность реакции человека, ухудшается качество его деятельности, снижается уровень здоровья и растет производственный травматизм.
Изучением этих проблем занимается БЖД – наука о комфортной и безопасном взаимодействии человека со средой обитания. Ее основными задачами является сохранение работоспособности и здоровья человека, выборе параметров состояния среды обитания и применении мер защиты от негативных факторов естественного и антропогенного происхождения.
Курсовая работа
Изм
Лист
№ докум
Подп.
Дата
Разраб.
Болотова О. В.
Введение
Лит.
Лист
Листов
Пров.
Аксеонов Б.С.
У
4
28
ТГТУ ИСЭ-52
Н.контр.
Утв.
Аналитико-расчетная часть
1. Идентификация возможных поражающих, опасных и вредных факторов в помещении и вне его
В основе возникновения негативных воздействий на человека лежит неравновесное состояние материального мира и прежде всего различия энергетических характеристик его компонентов, в уровнях тепловой, кинетической, электромагнитной и других видов энергии. Появление и развитие человеческого общества привело к формированию и расширению нового класса негативных воздействий – антропогенных негативных факторов. Деление НФ на естественные и антропогенные – это классификация факторов по происхождению.
С трудовой деятельностью человека связана особая группа психофизиологических факторов, создающих высокие уровни физических и нервно - психических нагрузок и обусловленную ими тяжесть и напряженность труда.
Государственными стандартами предусмотрена следующая классификация опасных и вредных производственных факторов:
Опасные и вредные производственные факторы подразделяются по природе действия следующие группы:
I. физические;
II. химические;
III. биологические;
IV. психофизиологические.
I. Физические опасные вредные производственные факторы подразделяются на следующие:
¨ движущиеся машины и механизмы; подвижные части производственного оборудования; передвигающиеся изделия, заготовки, материалы; разрушающиеся конструкции; обрушивающиеся горные породы;
¨ повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
¨ повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума на рабочем месте;
¨ повышенный уровень вибрации;
¨ повышенный уровень инфразвуковых колебаний;
¨ повышенный уровень ультразвука;
¨ повышенной или пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое изменение;
¨ повышенная или пониженная влажность воздуха;
¨ повышенная или пониженная ионизация воздуха;
¨ повышенный уровень ионизирующих излучений в рабочей зоне;
¨ повышенной значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
¨ повышенный уровень статического электричества;
¨ повышенный уровень электромагнитных излучений;
¨ повышенная напряженность электрического поля;
¨ повышенная напряженность магнитного поля;
¨ отсутствие или недостаток естественного света;
Курсовая работа
Изм
Лист
№ докум
Подп.
Дата
Разраб.
Болотова О. В.
Аналитико-расчетная часть
Лит.
Лист
Листов
Пров.
Аксеонов Б.С.
У
5
28
ТГТУ ИСЭ-52
Н.контр.
Утв.
¨ недостаточная освещенность рабочей зоны;
¨ повышенная яркость света;
¨ пониженная контрастность;прямая и отраженная блескость;
¨ повышенная пульсация светового потока;
¨ повышенный уровень ультрафиолетовой радиации;
¨ повышенный уровень инфракрасной радиации;
¨ острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования;
¨ расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли(пола);
¨ невесомость.
¨ Химические опасные и вредные производственные факторы подразделяются:
¨ по характеру воздействия на организм человека на:
¨ токсические;
¨ раздражающие;
¨ сенсибилизирующие;
¨ канцерогенные;
¨ мутагенные;
¨ влияющие на репродуктивные функции;
¨ по пути проникновения в организм человека через:
¨ органы дыхания;
¨ желудочно-кишечный тракт;
- кожные покровы и слизистые оболочки.
II. Биологические опасные и вредные производственные факторы включают следующие биологические объекты:
¨ патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие) и продукты их жизнедеятельности;
¨ микроорганизмы (растения и животные);
III. Психологические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются на следующие:
Один и тот же опасный и вредный производственный фактор по природе своего действия может относиться одновременно к различным группам, перечисленным выше.
Работа с вычислительной техникой по вредности относится к безопасным (риск смерти на человека в год составляет менее 0.0001). Тяжесть труда у операторов ВТ также минимальна, так как уровень психической нагрузки по этому роду деятельности предусматривает энергозатраты 2000...2400 ккал в сутки. Условия труда оператора принадлежат к классу I (оптимальные), так как отклонения параметров микроклимата от гигиенических нормативов в данном случае минимальны.
Однако оператор при работе с ВТ подвергается воздействию комплекса неблагоприятных факторов, обусловленных характером производственного процесса УТ:
¨ повышенная интенсивность работы и ее монотонность;
¨ специфический характер зрительной работы;
Лист
6
¨ тепловыделение от оборудования;
¨ воздействие шума;воздействие ионизирующих и неионизирующих излучений, вредных веществ;
¨ неудовлетворительные условия световой среды в помещении и освещения на рабочем месте.
Работа оператора связана с восприятием изображения на экране, необходимостью постоянного слежения за динамикой изображения, различением текста рукописных или печатных материалов, выполнением машинописных, графических работ и других операций.
Деятельность оператора, работающего с ВТ требует напряжения воли для обеспечения необходимого уровня внимания, что заставляет прилагать большие усилия и сопровождается последующим истощением энергетических ресурсов организма.
Труд оператора характеризуется высоким уровнем психической нагрузки, т.к. на оператора возлагаются функции контролера, координатора. Поэтому у работающих с ВТ могут отмечаться головные боли, плохой сон, снижение бодрости, работоспособности и др.
Работа с ВТ и программирование связано с необходимостью длительно находиться в вынужденной рабочей позе, что ведет к различным формам заболеваний опорно-двигательного аппарата человека. Отсутствие физической нагрузки и неподвижность - явление не соответствующие естественному (физиологическому) состоянию человека. При этом не стимулируется деятельность внутренних органов, что ведет к застойным явлениям, неблагоприятно отражающимся на общем тонусе организма и психической деятельности.
Видеотерминалы являются источниками тепловыделений, которые являются причиной повышения температуры и снижения влажности воздуха на рабочем месте, вызывающих раздражение кожи.
В большинстве случаев работа с дисплеем требует высокой степени сосредоточенности, звуковые раздражения, вызываемые посторонними шумами (работа кондиционеров, принтеров, печатных машинок) должны быть сведены к минимуму.
Вредное воздействие на работающих на ВТ оказывает статистическое электричество, электромагнитное излучение.
Так как ПЭВМ являются электроустановками, в помещении с ними могут возникнуть аварийные ситуации: короткое замыкание, возгорание проводки и оборудования, поражение операторов электротоком.
Таким образом, условия труда операторов ЭВМ, несмотря на отсутствие явных вредностей, нуждаются в оптимизации.
Лист
7
2. Выбор методов и средств обеспечения БЖД работников в помещении.
Для обеспечения БЖД работников в помещении следует поддерживать требуемое качество воздуха, т.е. оптимальные (в крайнем случае допустимые) параметры микроклимата, постоянство газового состава и отсутствие (в крайнем случае не выше ПДК) вредных примесей в воздухе. Для этого необходимо подавать в эти помещения определенное количество чистого наружного воздуха, потребность в котором регламентируется СНиП 2.04.05-91. Для поддержания определенных параметров микроклимата используется отопление, вентиляция, кондиционирование, которое является важнейшей частью инженерного сооружения.
Отопление – это система поддержания в закрытых помещениях нормируемой температуры воздуха не ниже установленной ГОСТ 12.1.005-88 и СниП 2.04.05-91. В помещениях с электронно-вычислительной техникой предусматривают центральное отопление в сочетании с приточной вентиляцией или кондиционирование воздуха при одно- и двухсменном режимах работы, а при трехсменном – только воздушное отопление.
Вентиляция – это организованный и регулируемый воздухообмен в помещениях, в процессе которого загрязненный или нагретый воздух удаляется и на его место подается свежий чистый воздух.
Кондиционирование – это автоматическое поддержание в закрытых помещениях всех или отдельных параметров воздуха с целью обеспечения оптимальных микроклиматических условий.
Согласно СНиП 2.04.05-91 системы вентиляции, кондиционирования воздуха и воздушного отопления рекомендуется предусматривать: 1) отдельными для каждой группы помещений по взрывопожарной опасности, размещенных в пределах одного пожарного отсека; 2) общими для следующих помещений: а) жилых; б) общественных, административно-бытовых и производственных категорий.
Важное место в комплексе мероприятий по охране труда и оздоровлению условий труда работающих с вычислительной техникой занимает создание оптимальной световой среды, т.е. рациональная организация естественного и искусственного освещения помещения и рабочих мест.
Требования, которые должны соблюдаться при оборудовании рабочих мест, предназначенных для работы с вычислительной техникой:
1) Обеспечить уровни освещенности и контрастности на экране и вокруг него, которые обеспечили бы зрительный комфорт и позволяли бы адаптацию к типу задачи оператору.
2) Соблюдать равномерную яркость в различных зонах зрительного пространства так, чтобы избежать зрительного дискомфорта.
3) Исключить нахождение в поле зрения оператора светящихся источников – ламп, окон или других ярких отражающих поверхностей.
На рабочем месте необходимо обеспечивать возможно большую равномерность яркости, исключая наличие ярких и блестящих предметов, в т.ч. светлую одежду, окраске внутренних поверхностей следует придавать матовую фактуру.
Для освещения рабочих мест операторов ВТ применяется комбинированное освещение (общее + местное), хотя более предпочтительно (по субъективным оценкам работающих) общее освещение из-за большого перепада яркостей на рабочем месте при использовании светильников местного освещения несовершенной конструкции.
Курсовая работа
Изм
Лист
№ докум
Подп.
Дата
Разраб.
Болотова О. В.
Выбор методов и средств обеспечения БЖД работников в помещении.
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.