|
Курсовая: Ликвидация чрезвычайных ситуацийраспространения зараженного воздуха зависит от расстояния границы района применения ОВ до границы зараженного облака, от метеоусловий, рельефа местности, наличие или отсутствие леса, плотности застроек. Для определения сложности ОВ необходимо знать направление и скорость ветра, температуру почвы и степень вертикальной устойчивости воздуха. Она характеризуется отрезком времени, по истечении которого люди могут обходиться без защитных средств. Ориентировочно эта стойкость может определяться по расчетным таблицам. Время пребывания людей в защитных костюмах напрямую зависит от температуры воздуха. Возможные потери людей зависят от типа ОВ, численности людей в очаге поражения и своевременной их защиты. Т.о. оценка химической обстановки влияет на принятие мер по защите людей, по ведению спасательных работ, по обеспечению жизнедеятельности населения. На объекте, зараженном АХОВ, выбирается режим его защиты. При сильном заражении люди с объекта эвакуируются, а его работа останавливается. 5 УЧЕБНЫЙ ВОПРОС КОЛЛЕКТИВНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года № 28 – ФЗ определил основные направления деятельности системы ГО в защите населения при ЧС и в случае угрозы их возникновения, а также полномочия органов исполнительной власти, организаций, права и обязанности граждан в области ГО. В РФ гражданской обороной руководит Правительство РФ, на федеральном и объектовом уровнях – руководители исполнительной власти и организаций, на местном уровне – соответственно Главы исполнительной власти и местного самоуправления, являющиеся одновременно начальниками ГО, несущие персональную ответственность и имеющие право воплощать планы ГО, принимать решение об эвакуации и издавать приказы по ГО. Управляют ГО федеральный орган исполнительной власти и его территориальные филиалы, их структурные подразделения, а также органы управления ГО в субъектах. Все они комплектуются военнослужащими ГО и гражданским персоналом. Руководителями этих органов назначаются из числа военнослужащих ГО. Существует также специально уполномоченный на решение задач ГО Федеральный орган, имеющий специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции и право нормативного регулирования своей деятельности. Этот орган имеет свои территориальные отделения. Для выполнения мероприятий по ГО всеми органами исполнительной власти создаются службы ГО. В систему ГО так же вводят и ее силы: воинские формирования, объединенные в войска ГО и гражданские организации ГО, куда могут войти мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины от 18 до 55 лет, за исключением некоторых социальных слоев, указанных законодательством. Силы ГО включают и аварийно-спасательные службы и формирования и другие войска по решению Президента РФ. В распоряжении войск ГО специальная техника, боевое ручное стрелковое и холодное оружие, военнослужащим этих войск выдаются удостоверения и международные отличительные знаки ГО. Их деятельность начинается с объявления состояния войны, начала военных действий и при введении военного положения, а также при стихийных бедствиях, катастрофах. В области ГО в полномочии Президента РФ входит: введение и осуществление планов ГО, утверждение силовой структуры ГО и Положения о войсках ГО и т.д. Правительство РФ занимается законодательной деятельностью в сфере ГО, проводит единую государственную политику в этой области, руководит ГО, относит к группам и категориям по ГО территории и объекты, определяет порядок создания объектов ГО и порядок накопления различных средств для ее деятельности и т.д. Федеральные органы исполнительной власти занимаются нормотворческой деятельностью, реализуют планы ГО, организуют меры по ГО, по сохранению жизненно необходимых объектов в военное время, создают технические системы управления ГО, а также запасы необходимых средств. Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления проводят меры по ГО, по подготовке эвакуации, поддерживают силы и управление ГО, ее технические системы и объекты ГО в состоянии постоянной готовности, подготавливают гражданские организации ГО и обучают население способам защиты, поддерживают устойчивую работу объектов в военное время, создают запасы средств и контролируют состояние ГО. Организации проводят меры по ГО, поддерживают работу организации в военное время, обучают персонал необходимым навыкам, поддерживают в постоянной готовности локальные системы оповещения, создают запасы средств, создают гражданские организации ГО. Граждане РФ проходят обучение способам защиты, участвуют во всех мероприятиях по ГО и содействуют органам власти и организациям в ГО. Эвакуация и рассредоточение защищают население от оружия массового поражения. Рассредоточение – организованный вывоз из населенных пунктов и размещение в загородной зоне продолжающих работу в военное время рабочих. Рабочие, отнесенные к этой категории, посменно выезжают в город для работы, а затем возвращаются. Эвакуация отличается от рассредоточения лишь тем, что эвакуированные постоянно проживают в загородной зоне, территории за пределами зон разрушений в городах. Каждый объект имеет свою загородную зону по службе эвакуации. Рассредоточиваемые рабочие расселяются недалеко от города, лучше если рядом с ж/д станциями или автомобильными магистралями. Рабочих с семьями расселяют по производственному принципу. Эвакуированных расселяют в более отдаленных районах. Широко применялась эвакуация в Великую Отечественную войну, хотя от современной эта мера защиты отличается. Тогда население размещали в отдаленном районе в противоположную сторону от противника, сейчас – в безопасные зоны во всех направлениях от города. Т.о. население, связанное с производством эвакуируют по линии объектов (производственный принцип), а тех, кто с ним не связан, по территориальному принципу, т.е. по месту жительства. Для проведения эвакуации и рассредоточения используются все виды общественного транспорта, включая личный. На небольшие расстояния эвакуируемые перевозятся автотранспортом или выводится пешим порядком колоннами по незанятым дорогам. Основным способом эвакуации является комбинированный, сочетающий в себе вывод людей пешим порядком и вывоз транспортом. При выводе пешим порядком в каждой колонне по 50-100 человек назначается старшина, для перехода предусмотрены через каждый 1-1,5 ч движения перерыв на 10-15 мин., а в начале его второй половины на 1- 2ч. При эвакуации населения по территориальному принципу эту меру защиты проводят домоуправления, жилищно-эксплуатационные конторы и дирекции эксплуатации зданий. Непосредственно организацией и проведением эксплуатацией занимаются начальники штаба ГО объектов и эвакуационные комиссии, создаваемые в городах и его районах, а на крупных объектах создаются сборные эвакуационные пункты (СЭП), по приказу начальника ГО объекта создается администрация СЭП. Один из заместителей руководителя организации назначается председателем эвакуационной комиссии. Под СЭП обычно отводятся общественные здания, в его задачи входит: сбор, регистрация и отправка населения, эвакуируемого транспортом и пешим порядком. На территории СЭП должно быть подготовлено убежище и укрытие из расчета размещения в них людей, находящихся в СЭП. Каждый СЭП имеет свой порядковый номер, к нему приписываются ближайшие хозяйственные объекты, домоуправления. При проведении данных защитных мер на СЭП развертывают медицинские пункты. Защитные сооружения ГО являются самыми надежными средствами защиты населения от ядерного, химического и биологического оружия и вторичных факторов поражения. В зависимости от защитных свойств они делятся на: убежища, противорадиационные укрытия и простейшие укрытия. Убежища – это сооружения, защищающие укрывшихся в них людей от любых поражающих факторов. В них можно находиться долгое время, даже в заваленных, т.к. ограждающие конструкции очень прочны. Вместимость определяется количеством лежачих и стоячих мест. Убежища могут быть встроенными и отдельно стоящими. Первые больше распространены и находятся в подвалах или полуподвальных этажах зданий. Конструкция убежища в данном случае должна сочетаться с конструкцией здания. Отдельно стоящие убежища полностью или частично заглублены и обсыпаны со всех сторон грунтом. Под них могут быть использованы подземные переходы, метрополитены и др. Убежища располагаются в местах наибольшего сосредоточения людей, оно состоит из основных и вспомогательных помещений. Среди основных: помещения для людей, тамбуры, шлюзы, вспомогательные: санузлы, фильтровентиляционные камеры, защищенные дизельные электростанции, входы, выходы, медицинская комната и подвал для продуктов. На одного человека приходится не менее 0,5 м2 пола и 1,5 м3 внутреннего объема, высота помещений не менее 2,2м. Помещение для людей разбивается на отсеки вместимостью 50-75 человек. В отсеках оборудуются двух или трехярусные скамейки для сидения и лежания, они хорошо герметизируются. Входы в убежище оборудуются в виде двух тамбуров, снаружи устанавливается дверь, способная вынести давление ударной волны при ядерном взрыве. Также устанавливается аварийный выход в виде подземной галереи. Система воздухоснабжения работает в двух режимах: чистой вентиляции (очистка воздуха от пыли) и фильтровентиляции (очистка от радиоактивных, отравляющих и бактериальных средств). Убежища, расположенные в пожароопасных районах предусматривают режим полной изоляции с регенирацией воздуха внутри. Предусмотрены также системы энергоснабжения, отопления, канализации, связанные с внешними сетями. В случаях их повреждения должны быть электрофонари, переносные батареи, аварийные запасы воды и приемники фекальных вод. В убежище должен быть комплект средств для ведения разведки, защитная одежда, средства тушения пожара, аварийный запас инструмента, санитарное имущество, документы, определяющие характеристику и правила его содержания. Противорадиационные укрытия (ПРУ) защищают людей от ионизирующего излучения при радиоактивном заражении местности, от светового излучения, проникающей радиации, а при прочной конструкции частично от ударной волны, от попадания на кожу и одежду ОВ и бактериальных средств. ПРУ оборудуются в подвалах зданий. Например в каменных домах радиация слабеет в 200-300 раз, а в деревянных – в 7-12 раз. Под ПРУ используются и наземные здания из камня и кирпича. В ПРУ как и в убежищах устраивают основные и вспомогательные помещения. На одного человека выходит 0,4 – 0,5 м2 площади, в высоту ПРУ – 1,9м. . В остальных помещениях образуют те же полки. Предусмотрена вентиляционная система. Зараженная одежда хранится у одного из выходов(специально отгороженное место). В ПРУ оборудуется два выхода напротив друг к другу под углов в 30 градусов. Под ПРУ приспосабливают подполья, подвалы, погреба, овощехранилища, но проводятся работы, повышающие их защитные свойства, например: утолщивают стены, перекрытия, двери, заделывают окна, стены обсыпают снаружи грунтом. Водоснабжение, освещение и отопление оборудуются от общих сетей, но также устанавливаются резервные бачки с водой из расчета 3-4 л на одного человека в сутки. Самыми простейшими укрытиями являются щели открытые и перекрытые, строящиеся из подручных материалов. Перекрытая щель защищает от светового излучения полностью, от ударной волны в 2,5-3 раза. От проникающей радиации и радиоактивного излучения – в 200-300 раз. Она же защитит человека от попадания на кожу и одежду РВ, ОВ и бактериальных средств. Троят эти простейшие укрытия на не заваливаемых участках, на расстоянии от сооружений, превышающее ее высоту, а также не затапливаемых. Вначале щель строят открытой в виде зигзагообразной траншеи длиной не более 15м, глубиной 1.8-2м, шириной поверху 1.1.-1.2м, по дну до 0.8м.. Номинальная вместимость допускает10-15 человек, наибольшая 50 чел. В ней могут устраиваться места для лежания. Расстояние между щелями должно быть не менее 10м. Строить щель начинают с обозначения ее на плане местности. В щели делают либо вертикальные с люком, либо наклонные входы с дверью, а помещения с открываемыми они отделены тамбуром, отгороженным плотной тканью. Для вентиляции – вытяжной короб с задвижками, вдоль пола – водосточная канава. Средства индивидуальной защиты предназначены для защиты населения от попадания в организм, на кожу, одежду РВ, ОВ и бактериальных средств. Органы дыхания защищают фильтрирующие противогазы, респираторы, противопыльные тканевые маски и ватно-марлевые ловушки. Кожу защищают защитная одежда, подручные средства защиты. Как только появляется угроза нападения население оповещается и обеспечивается индивидуальной защитой. Личный состав формирований, персонал получают их на объектах, население по месту жительства. Если не хватает противогазов они заменяются промышленными противогазами и респираторами. Помимо этого все люди изготавливают для себя простейшие средства защиты органов дыхания, кожные покровы защищают накидками, плащами, резиновой обувью и кожаными перчатками. Все эти средства должны быть быстро доступны в случае возникновения непредвиденной ситуации. Одним из защитных средств органов дыхания является фильтрующий противогаз ГП- 5, состоящий из фильтрирующе-поглощающей коробки малого габарита и шлем-маски для 5-ти ростов, сумки для противогаза, очкового узла, клапанной коробки, коробки с не запотевающими пленками.Рост шлем-маски определяют слейдующим образом: голову измеряют по замкнутой линии, проходящей через макушку, щеки и подбородок. Если измеренная величина до 63 см, то шлем-маска нулевого роста; если 63,5- 65,5 см – первого; 66- 68 – второго; 68,5 – 70,5 см – третьего; более 71 см – четвертого. Маску подбирают так же, измерив высоту лица – от переносицы до нижней точки подбородка. При высоте лица 99 – 109 мм – маска I роста, 109 – 119 мм II роста; более 119 мм – III роста. Как и все фильтрующие противогаз ГП –5 не защищает от окиси углерода, для этого понадобится дополнительный патрон из голкалита, осушителя, наружной горловины для навинчивания соединительной трубки и внутренней горловины для присоединения к противогазной коробке. ИП-5 – изолирующий противогаз, защищающий не только органы дыхания, но и глаза, кожу лица от любых опасных веществ, содержащихся в воздухе. Используется, если фильтрирующий противогаз не дает нужной защиты и если в воздухе не хватает кислорода. Воздух, которым дышит в этом противогазе человек, обогащается кислородом в регенеративном патроне с перекисью и над перекисью натрия. ИП-5 состоит из лицевой части, регенеративного патрона, дыхательного мешка, сумки, каркаса. Наиболее применяемыми средствами индивидуальной защиты являются респираторы Р-2. Они защищают органы дыхания от радиоактивной пыли и грунтовой пыли, при действиях во вторичном облаке бактериальных средств. Р-2 состоит из фильтрующей полумаски с двумя клапанами вдоха, одним клапаном выдоха с предохранительным экраном, оголовьем из растягивающихся и не эластичных тесемок и носовым зажимом. В процессе пользования в полумаске может скопиться влага, в этом случае респиратор нужно на пару минут снять, удалить влагу, протереть внутреннюю поверхность и надеть вновь. Для защиты кожи от поражающих веществ, содержащихся в воздухе применяют легкий защитный костюм Л-1 и общевойсковой защитный комплект (ОЗК). Л-1 изготавливается из прорезиненной ткани и используется только личным составом формирований, т.к. возможно его длительное использование на зараженной местности, включая дегазацию, дезактивацию и дезинфекцию. ОЗК в зависимости от ситуации применяется в виде накидки, надетый в рукава или как комбинезон. В первом случае – при внезапном применении противником ОВ и бактериальных средств или при выпадении РВ. Во втором случае – действуя на зараженной РВ и бактериальными средствами территории и при обеззараживании технических средств. В третьем случае – действуя на зараженной ОВ местности, при сильном пылеобразовании в зоне химического и биологического заражения. ОЗК представляет из себя: защитный плащ ОП-1, защитные чулки и перчатки. ОЗК надевают в укрытии или помещении перед работой, если в условиях зараженного воздуха, то в противогазе. 6 УЧЕБНЫЙ ВОПРОС ПРИБОРЫ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ И ДОЗИМЕТРИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ Дозиметрические приборы измеряют мощность ионизирующих излучений на радиоактивной зараженной местности и степень заражения предметов. Работа этих приборов основана на свойстве РВ расщеплять нейтральные молекулы или атомы на пары – положительные (ионы) и отрицательные (электроны). Мощность дозы излучения и радиоактивного заражения предметов по гамма излучению измеряется ДП-5А. Эта мощность определяется в миллирентгенах или рентгенах в час, возможно обнаружение бетта лучей, возможно обнаружение бетта лучей. Диапазон измерений ДП-5А делится на 6 поддиапазонов от 0,05 мр/ч до 200 Р/ч. Показания с прибора отсчитываются по нижней шкале микроамперметра в Р/ч, по верхней шкале в мР/ч с умножением на соответствующий коэффициент диапазона. Участок шкалы от 0 до первой значащей цифры не рабочий. На каждом диапазоне имеется звуковая индикация, прослушиваемая с помощью телефонов. Комплект ДП-5А: футляра с ремнями, удлинительной штанги, колодки питания, комплекта документов и запасных частей, телефона и укладочного ящика. В прибор включены: измерительный пульт, зонт соединенный с пультами гибкими кабелями длиной 1.2м, контрольным стронциевоиммериевый источник бетта лучей. На панели измерительного пульта находится: микроамперметр, переключатель диапазонов, ручка поменциометра, регулировки режима работы, кнопка сброса показаний, тумблер подсвета , гнездо включения телефонов. Питание ДП-5А производится за счет трех элементов или посторонних источников постоянного тока напряжением 3.6 и 12 В. Подготавливая ДП-5А к работе стрелка микроамперметра ставится на «О», ручка «Режим» поворачивается против часовой стрелки до упора, а ручка переключателя поддиапазонов ставится на «Реж.». Ручка «Режим» по часовой стрелке ставит систему микроамперметра на треугольную метку. Далее проверяется работоспособность ДП-5А по контрольному препарату, после чего ручки переключателя ставят на «Выкл.» и треугольную метку, нажимают на кнопку «Сброс» и поворачивают экран в положение «Г». Комплект индивидуальных дозиметров ДП-22В предназначен для измерения дозы облучения людей. Различают дозу излучения в воздухе (в рентгенах) и поглощенную дозу (измеряется в радах). Биологический эквивалент рада – бэр, примерно равный рентгену. ДП-22В состоит из 50 прямо показывающих дозиметров ДКП-50А индивидуального пользования и зарядного устройства ЗД-5. ЗД-5 состоит из корпуса и панели и предназначено для зарядки дозиметров. На панели находятся: ручка потенциометра, зарядное гнездо с колпачком и крышка отсека питания, осуществляемое от двух сухих элементов, благодаря которым прибор может работать постоянно не менее 30 часов. Дозиметр нужен для измерения индивидуальных доз гамма частей, выглядит как авторучка. Он состоит из: дюралевого корпуса, электроскопа, отсчетного устройства и зарядной части. Работает дозиметр как электроскоп. Перед этим необходимо зарядить ионизационную камеру с конденсатором. При воздействии гамма лучей на дозиметр в рабочем объеме камеры появляется ионизационный ток, уменьшающий потенциал внутреннего электрода. Во время работы дозиметр носят в кармане одежды вертикально. Войсковой прибор химической разведки (ВПХР) предназначен для определения и обнаружения степени заражения ОВ воздуха, местности, предметов. Его принцип работы – изменение цвета индикаторов при взаимодействии с ОВ. ВПХР определяет ОВ типа Ви-Икс, зарин, зоман, иприт, фосгенн, синильная кислота и хлорциан. Он состоит из: корпуса с крышкой, в котором находится ручной насос, бумажные кассеты с индикаторными трубками, противодымные фильтры, насадка к насосу, защитные колпачки, электрический фонарь, грелка и патроны к ней, а также в комплекте лопатка и инструкция по работе с приборами. Масса ВПХР 2.3 кг, диапазон рабочих температур от –40 до +40 градусов. Индикаторные трубки в кассетах представляют собой запаянные стеклянные трубки, внутри них наполнители и ампулы с реактивами, маркированные цветными кольцами: с красным кольцом и точкой (определение зарина, Ви-Икс), с тремя зелеными кольцами (фосген, синильная кислота, хлорцион), с желтыми (иприт). При работе с прибором вначале определяют ОВ нервно-паралитического действия. Для определения ОВ в воздухе нужно вынуть насос и извлечь из кассеты 2 трубки с красным кольцом и точкой, вскрыть их. Ампуловскрывателем с данной маркировкой разбить верхние ампулы трубок и взяв трубки за верхние концы встряхнуть их 2- 3 раза. В одну из трубок (немаркированным концом) закачать воздух (5-6 качаний). Снова разбить ампуловскрывателем нижние концы обеих трубок и встряхнуть их, наблюдать за изменением окраски контрольной трубки от красной к желтой. Если верхний слой наполнителя опытной трубке стал красным, значит в воздухе опасная концентрация ОВ. Через мин. после этого, делая 30-40 качаний нижние ампулы разбивают. Положительные показания будут говорить об отсутствии опасной концентрации ОВ в воздухе. Затем нужно продолжить определять ОВ нестойкого действия. В холодное время года индикаторные трубки применяют используя грелки, которой оттаивают ампулы, трубки с красным кольцом и точкой греют при 0 градусов, с желтым кольцом при температуре ниже 15 градусов. Определяя СВ в дыму, трубку помещают в гнездо насоса, в насадке закрепляют противодымный фильтр, дальше действия те же. Для определения ОВ на местности, техники и различных предметов на местности в воронку насадки вставляют защищенный колпачок, после чего насадку прикладывают к обследуемой поверхности. Для обнаружения ОВ в почве используют лопатку, которой берут пробу сыпучего материала (не только почвы) и насыпают ее в воронку до краев. Воронка накрывается противодымным фильтром и закрепляется прижимным кольцом, в трубку делают до 120 качаний и выбрасывают колпачок и фильтр. 7 УЧЕБНЫЙ ВОПРОС ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧС Данная область регулируется Федеральным законом от 22 августа 1995г № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Под аварийно- спасательной службой понимаются органы управления, силы и средства, т.е. единая система, предупреждающая и ликвидирующая ЧС. Аварийно-спасательное формирование – это своего рода организация, проводящая аварийно-спасательные работы, куда входят спасатели со всеми необходимыми техническими средствами. Под аварийно-спасательными работами понимаются – спасение людей, ценностей, природы от ЧС, ее локализация, для чего требуется специальная подготовка, экипировка спасателей. К ним относятся: разведка участков работ, тушение пожаров по мере движения, розыск пораженных и извлечение из-под завалов, зданий, из загазованных и задымленных помещений, эвакуация людей, санитарная обработка пораженных и т.д. Неотложные работы при ликвидации ЧС – обеспечение аварийно-спасательных работ, оказание всех видов помощи людям, создание минимальных условий для жизни и здоровья людей, условий для последующих восстановительных работ. Аварийно-спасательные средства – это различного типа продукция, помогающая проведению аварийно-спасательных работ. Законодатели среди прочего определили задачи аварийно-спасательной службы: поддержание органов управления, всех сил и средств в постоянной готовности, контроль за готовностью обслуживаемых объектов, ликвидация ЧС на них, а также участвуют и разрабатывают соответственные планы и проводят экспертизу проектов, контролируют соблюдение необходимых требований по предупреждению ЧС, готовят решения о создании, размещении, определении своих структур и о необходимых для них ресурсов, разрабатывают и производят аварийно-спасательные средства, осуществляют надзор по защите населения и местности от ЧС, пропагандируют знания в этой сфере и подготавливают к нужным действиям население, занимаются нормотворческой деятельностью, вырабатывают предложения, касающиеся своей деятельности, органам государственной власти и т.д. Аварийно-спасательные службы и формирования действуют на основе российского законодательства. В свою очередь руководство ими предполагает безусловное выполнение их работниками приказов и распоряжений. Не допускается в их деятельности прекращение работы вследствие возникновения разногласий. Данные структурные подразделения на договорной основе могут обслуживать конкретные объекты и территории. Их готовность к выполнению своих задач и обязанностей проверяется в ходе аттестации и проверок. В случае, если служба или формирование их не прошла, то к проведению аварийно-спасательных и обслуживающих работ они не допускаются. Аварийно-спасательные службы и формирования привлекаются в соответствии с планами ликвидации ЧС, взаимодействие в данной области на других объектах, при возникновении ЧС, решением уполномоченных органов власти и должностных лиц. Руководители ликвидации ЧС руководят всеми силами и средствами для этих целей. Теми из них, кто прибыл в зону ЧС первыми считаются руководители аварийно- спасательных служб (формирований) и исполняют соответствующие полномочия до прибытия действующих руководителей ликвидации ЧС, решения которых будут обязательными для всех находящихся в зоне ЧС. Никто не имеет право вмешиваться в их работу. Полномочия указанного руководителя определяются органами исполнительной власти всех уровней. В экстренных случаях руководитель может сам принять какое-либо решение, например, по эвакуации, остановке работы объекта, проведение на них необходимых работ, ограничение доступа людей в зону ЧС. Руководитель обязательно информирует о своих решениях вышестоящие органы, но и сам имеет право на достоверную информацию о ЧС. Все расходы служб и формирований возмещаются по договорным условиям или частью средств на ликвидацию ЧС. Так же им оказывается содействие в лице органов власти, организаций. При следовании в зону ЧС транспорт спасателей (имеющий особую раскраску и звуко-световые сигналы) может беспрепятственно проезжать на любом участке следования и вне очереди обеспечиваться горюче- смазочными материалами. Важно отметить, что аварийно-спасательные службы и формирования, работающие по договорам несут перед организациями ответственность за свои неправильные действия. Координация деятельности данных служб организуется для привлечения сил и средств по ликвидации ЧС, проведения единой государственной политики в этой области, выработки согласованных правовых вопросов, единообразие правовой базы, взаимодействия между службами и другими силами, ликвидирующих ЧС, решение вопросов подготовки участвующих в проведении этих работ, осуществляется специально уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом управления при органах исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Специальная обработка – часть ликвидации последствий нападения противника с применением оружия массового поражения, заражающего ОВ, РВ и бактериальными средствами все вокруг, включая людей. Обработка может быть частичной (возможность действия без средств защиты кожи) и полной (без средств защиты кожи и органов дыхания). Работы по обеззараживанию включают в себя дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию. Дезактивация – это работа по удалению РВ со всех зараженных поверхностей, проводится когда уровень радиации вследствие заражения выше нормы. Она может быть частичной и полной, а также различают по способам проведения. Механический способ подразумевает удаление РВ с зараженных поверхностей, а физико-химический – смывание с них РВ растворами различных препаратов. Дезактивация проводится как с применением воды, так и с добавлением в нее повышающих эффективность добавок в виде порошков, которые при постоянном помешивании добавляются в воду. Растворы с поверхностно-активными и комплексообразующими веществами дезактивируют транспортные, технические средства, поверхности зданий, оборудования при заражении 200 мР/ч и более. Дезактивация проводится струей воды, растворами, протиранием смоченной в бензине, газокапельным потоком – для транспорта. Здания же снаружи обмываются сверху водой, а внутри обмываются растворами, начиная с потолка. С асфальта и бетона РВ смываются струей воды или с метанием специальными машинами. Дороги, территория без твердого покрытия дезактивируются путем срезания грунта толщиной 5-10 см. дорожными машинами, засыпкой незараженным грунтом (8-10 см), перепахиванием на глубину до 20 см., устройством специальных настилов, уборкой снега и льда. Вода дезактивируется фильтрованием, перегонкой, отстаиванием, ионообменными смолами. Продовольствие обрабатывается, либо заменяется тара или снимается зараженный слой. Готовая зараженная пища и хлеб просто уничтожаются. Под дегазацией понимается разложение ОВ до нетоксичных продуктов и их удаление с зараженной поверхности специальными техническими средствами, водой, органическими растворителями, различными моющими средствами. Дегазация так же может быть полной и частичной. Дегазирующие вещества реагируют с ОВ, превращая их в нетоксичные и разделяющиеся на вещества окислительно- хлорирующего действия (гипохлориты, хлорамины)- для дегазации ОВ типа иприт и Ви-газов и щелочные вещества (едкие щелочи, сода, аммиак, аммонистые соли), применяемые в виде растворов, дегазирующих ОВ типа зоман. Вспомогательными веществами могут выступать моющие средства в виде водных растворов (летом) и в аммиачной воде (зимой), не обезвреживающие ОВ, но помогающие их быстрому удалению. Транспортные и технические устройства обрабатываются растворами в зависимости от типа ОВ специальными техническим средства или смоченной в растворе кистью. Раствор в некоторой степени может заменить бензин, керосин. При заражении ОВ и РВ вначале поверхности дегазируются, а если степень заражения высока, то затем и дезактивируются. Нормы расходов дегазирующих средств зависят от способа дезактивации и вида технических средств. Территория дегазируется химическим способом (полив, рассыпание дегазирующих средств) и механическим способом (срезание слоя почвы, снега, использование настилов). Зараженные кожно-нарывными и нервно- паралитическими ОВ территории с твердым (асфальт, бетон) покрытием обрабатываются раствором хлорной извести, зараженные нервно-паралитическими ОВ – щелочным раствором. Дезинфекция предусматривает ликвидацию возбудителей заразных болезней, которая делится на профилактическую, текущую и заключительную дезинфекцию. Первая проводится населением до возникновения угрозы с помощью бактерицидных средств. Текущая включает меры общеобязательные по выполнению санитарно-гигиенических действий в очаге инфекционного заболевания, обеззараживание предметов окружающей среды и выделений человека. Заключительная дезинфекция в очагах осуществляется специальными группами людей после госпитализации больного или его смерти. Различают химический, физический, механический и комбинированный способ проведения дезинфекции. Первый из них включает в себя ликвидацию болезнетворных микробов и токсинов дегазирующими веществами путем поливки территории растворами и суспензиями. Второй способ подразумевает кипячение белья, посуды, уборочного материала, вещей больного и чаще применяется при кишечных инфекциях Механический способ включает в себя те же приемы что и при дегазации. В дополнение к вышеперечисленным специальным способам обработки существует и санитарная обработка – меры по ликвидации заражения у людей РВ, ОВ и бактериальными средствами. Ее целью является предотвращение распространения инфекции за пределы зоны биологического заражения, снижение поражения людей. Санитарная обработка может быть полной и частичной. Частичная включает в себя механическую очистку и обработку открытых участков тела, поверхности одежды, обуви, средств индивидуальной защиты или протирания с помощью индивидуальных противохимических пакетов, является временной мерой. Полная санобработка – это обеззараживание человеческого тела, обмывка со сменой белья и одежды, применяемая к личному составу формирований, эвакуированием людей из зоны заражения. Ее проводит служба санобработки ГО, а в частности стационарные обмывочные пункты и специальные обмывочные площадки, предусматривающие наличие регулировочного поста, площадки орошения верхней одежды и обуви, раздевальни, обмывочной, одевальни, помещение для хранения одежды – «грязная» половина, обменного фонда одежды и обуви, медпункта, комнаты матери и ребенка, личного состава пункта, хозкладовой, туалета – «чистая» половина. Перед входом в раздевальню необходимо снять средства защиты кожи, верхнюю одежду, головной убор, перейдя в раздевальное помещение снимается обувь, белье, средства защиты органов дыхания. Волосистая часть головы и кожа смачиваются дезинфицирующим раствором. Одежда, обувь и защитные средства также обеззараживаются. В одевальне обрабатываются слизистые оболочки, выдается обеззараженная или из фонда одежда, обувь, средства защиты дыхания и документы. Обеззараживание производится несколькими способами: камерный, газовый способ, кипячение, замачивание в растворе, во время стирки в стиральной машине, а также парами формальдегида. З А К Л Ю Ч Е Н И Е Изученный мною курс «Безопасность жизнедеятельности» позволил мне многое узнать из теоретических и практических знаний в этой области. Образованному человеку, каким я хочу стать, просто необходимо иметь базовые знания по защите собственной жизни от опасностей, которые готовит нам природа и другие люди. Как известно, нет хорошей практики без хорошей теории, а значит в экстренной ситуации имеющий знания по этому курсу человек быстро сориентируется, не растеряется и его действия будут лишь способствовать ликвидации последствий стихийного бедствия, аварии, катастроф, в случае заражения местности ОВ, РВ и бактериальными средствами. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Федеральный закон от 21 декабря 1994г № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и технологического характера». 2. Федеральный закон от 21 декабря 1994г № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». 3. Федеральный закон от 22 августа 1995г № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». 4. Федеральный закон от 9 января 1996г № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения». 5. Федеральный закон от 31 мая 1996г № 61-ФЗ «Об обороне». 6. Федеральный закон от 21 июля 1997г № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». 7. Федеральный закон от 12 февраля 1998г № 28-ФЗ «О гражданской обороне». 8. Указ Президента РФ от 8 мая 1993г № 643 «О гражданской обороне». 9. Постановление Правительства РФ от 16 января 1995г № 43 «О федеральной целевой программе «Создание и развитие РСЧС». 10. Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995г № 675 «О декларации безопасности промышленного объекта РФ». 11. Постановление Правительства РФ от 24 июля 1995г № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС». 12. Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1995г № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» в редакции Постановления Правительства РФ от 22 апреля 1997г № 462. 13. Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996г № 924 «О силах РСЧС». 14. Постановление Правительства РФ от 9 января 1997г № 26 «О создании российского центра подготовки спасателей». 15. Постановление Правительства РФ от 24 марта 1997г № 334 «О порядке сбора и обмена в РФ информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». 16. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996г №1094 «О классификации ЧС природного и техногенного характера». 17. Атаманюк В.Г. ГО. Учебник – М. Воениздат, 1987г 18. Костров А.М. ГО. Учебник – М, 1991г. 19. Журнал «Государство и право» № 1 1998г, №3 1998г 20. Радиация. Дозы, эффекты, риск. – М. «Мир» 1988г. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |