|
Курсовая: Ликвидация чрезвычайных ситуацийи обмена в РФ информацией в области защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера своим постановлением № 334 от 24 марта 1997 г. определило Правительство РФ. Сведения управлений, информационных центров должны быть полезными для деятельности РСЧС, т.е. содержать прогнозы или конкретную информацию уже возникшей ЧС, о ее последствиях для населения и соответственной территории, безопасности на них. Необходимы также данные о том, какие меры и действия принимают предприятия, организации, учреждения, органы местного самоуправления и вообще органы власти, чтобы предупредить и ликвидировать в случае возникновения ЧС, что собственно и является целью сбора и обмена информацией в этой области. Население информируется об угрозе возникновения ЧС своевременно с помощью специальных постоянно действующих органов управления, в чьи обязанности это входит. В системе информирования также действует некоторый принцип иерархичности, потому что организацию информируют органы местного самоуправления и федеральные органы исполнительной власти субъектов, а последние и федеральные органы исполнительной власти Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. Таким образом, осуществляется стройная система информирования. Данное Министерство связывает воедино всю работу этих органов и организаций по сбору и обмену информацией, и сама собирает и обрабатывает сведения по защите людей и местности от ЧС. Министерство информирует Правительство о ЧС всех масштабов и действиях по их ликвидации, учитывает все ЧС, а также каждый год предоставляет доклад Правительству о защите людей и территории от ЧС. Если необходим обмен данными с иностранными государством, то это осуществляется в соответствии с международными договорами. Все силы и средства РСЧС делятся на две группы, т.е. на осуществляющих контроль и наблюдение, и тех, кто непосредственно участвует в ликвидации ЧС и ее последствий. К числу первых можно отнести службы, наблюдающие за состоянием территории, за состоянием здоровья людей, подвергающихся риску, проживая в отдельных областях. Здесь же участвует Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, ветеринарная служба Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, группы и службы, участвующие в контроле за качеством пищевого сырья, продуктов питания, геофизические службы РАН, по гидрометеорологии и исследованию окружающей среды, по атомной энергии, а также специальные учреждения ГО. Ликвидируют ЧС штатные формирования, т.е. войска ГО, МВД, связи и химические войска, службы МПС, морского флота РФ, по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, ветеринарные и службы, охраняющие растения Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, службы медицины, катастроф, спасательные и восстановительные отряды, отряды МЧС и другие формирования. На добровольной основе, но с согласия органа исполнительной власти могут действовать и внештатные службы. Все вышеуказанные формирования могут быть военизированными или не быть таковыми. Если говорить в общем, то ликвидацию ЧС осуществляют специально уполномоченные по этому вопросу комиссии по ЧС, они действуют на всей территории РФ. Комиссии имеют право обращения в вышестоящие комиссии по ЧС, в случае нехватки собственных сил и средств, за помощью. Если и этой помощи недостаточно, то федеральные органы исполнительной власти также оказывают недостающую помощь. В случае больших масштабов ЧС и недостатке сил и средств для ее ликвидации образуется Правительственная комиссия. Для всех мероприятий по ликвидации ЧС необходима материальная и финансовая поддержка, это естественно, что и учел законодатель. Для этих целей Правительство формирует резервный фонд, который определяется федеральным бюджетом. Точно также резервы формируются в субъектах РФ и на местах. Федеральные органы исполнительной власти составляют резервы ведомственного характера. Организации формируют эти фонды за счет собственных средств. Гражданская оборона - это неотъемлемая часть общегосударственного масштаба мероприятий, которые проводятся в мирное и военное время с целью защиты населения, материально-культурных ценностей, территорий от различных средств поражения, аварий, катастроф, стихийных бедствий и организации аварийно- восстановительных работ. ГО возникла в начале 30-х гг. XX века и имела иное назначение – местная противовоздушная оборона, привычное для нас название эта организация приобрела лишь в 1961 г. Одной из первых задач того времени у ГО было уменьшение потерь личного состава Красной Армии в случае нападения противника и применение им отравляющих веществ. Уже тогда начали сооружаться убежища, развивалась система оповещения население, которое обучалось необходимым действиям в указанной ситуации. Появилась также задача по уничтожению летательных аппаратов противника, по средствам которого отравляющие вещества и доставлялись. Более всего на этап становления система ГО проявила себя во время второй Мировой войны 1941-1945 гг., когда производилась массовая эвакуация людей, обезвреживались авиабомбы, предотвращались аварии и другие действия. С появлением высокоточного ядерного оружия задачи ГО расширились, среди них – защита населения от действия этого оружия и организация точного функционирования объектов экономики в военное время. В наше время, в XXI веке, когда опасностей в мире появляется все больше и больше не может быть и речи о нужности системы ГО в государстве. В РФ 12 февраля 1998 года был принят Федеральный закон «О гражданской обороне» № 28, определивший задачи, структуру ГО в РФ. Задачами ГО, при ведении военных действий или в следствие их в отношение населения будут: своевременное оповещение об угрозе жизни, здоровья, о порядке их действий, подготовка к этим действиям до возникновения соответствующей ситуации, обучение способам защиты, эвакуация людей, а вместе с ними материально-культурных ценностей, предоставление убежища и средств личной защиты, первоочередное жизнеобеспечение пострадавших. ГО обязано производить все неотложные работы. Осуществляет меры по маскировке в военное время, по борьбе с пожарами, по обнаружению территорий, подвергнувшихся какому-либо опасному для жизни заражению, обеззараживанию, восстановлению порядка и нужных коммуникационных служб, сохранение жизненно необходимых экономики, срочному захоронению трупов. ГО обеспечивает и поддерживает в постоянной готовности все свои основные силы. В соответствии с указом Президента РФ от 8 мая 1993 г. № 643 «О ГО» Россия является в этой области правопреемницей СССР, т.е. руководствуется ее нормативными актами, являющиеся актуальными и в наше время. 2-й учебный вопрос Чрезвычайные ситуации мирного времени. В различных нормативно-правовых актах, которые регулируют деятельность промышленно опасных объектов, даются основные понятия для ,необходимые для изучения данного вопроса. Это федеральные законы «О пожарной безопасности» № 69 ФЗ, « О радиационной безопасности населения» № 3 ФЗ, «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116 ФЗ и постановление Правительства РФ № 675 «О декларации безопасности промышленного объекта РФ». Радиационная безопасность – состояние защищенности настоящего и будущего от негативных последствий, которые могут отразиться на их здоровье, возникающие при действии источников ионизирующего излучения. Федеральный закон «О радиационной безопасности» определяет общие и частные принципы, на которых должна строиться деятельность РФ в области радиационной безопасности. К общим относится принцип нормирования, когда не допускается радиационное облучение человека даже в допустимых пределах. Действия направленные на минимизацию доз облучения человека и уменьшение числа облученных, называются принципом обоснования. Принцип оптимизации включает в себя запрет на действия с источниками ионизирующего излучения, если ожидаемая польза от деятельности окажется, по прогнозу специалистов, меньше отрицательных последствий. Частные принципы – это предположение, что меры, приложенные к ликвидации, предположительно принесут больше пользы, чем негативных последствий, а также эти меры должны принести максимальную пользу по возможности. Источник ионизированного излучения – доза излучения, создаваемая при ядерных превращениях, радиоактивном распаде, торможении заряженных частиц в веществе, образуя при этом ионы разных знаков. При работе с источниками излучения всегда есть риск внешнего и внутреннего облучения. В первом случае, работая с закрытыми источниками , человек облучается только внешне, чтобы доза облучения была как можно меньше, необходимо ограничивать время работы в поле излучения и максимально увеличить от источника до объекта излучения. Внешнее облучение возникает при работе с открытыми источниками, когда радиоактивное вещество (РВ) попадает при вдыхании воздуха, с пищей, через кожу. В этом случае для радиационной безопасности следует проводить герметизацию оборудования и рабочих мест, используются индивидуальные средства защиты и соблюдаются правила радиационной гигиены; все эти меры существенно снизят дозу облучения. Специальные службы радиационной безопасности создаются на объектах, деятельность которых связана с источниками ионизирующего излучения. Они призваны следить, чтобы соблюдались все необходимые при работе меры радиационной безопасности, санитарные правила, получают сведения о дозах облучения людей. Под естественным радиационным фоном понимается излучение, создаваемое космическими лучами, ионами природных радионуклидов, которые распространены во всей природной среде, в пище и организме человека. Техногенно-излученный радиационный фон – это тоже естественный радиационный фон, но преобразованный самим человеком. Вообще, радиоактивность явление не новое, существовавшее задолго до зарождения жизни на Земле и даже до появления самой планеты Земли, ионизирующее излучение уже тогда присутствовало в космосе и сопровождало появление Вселенной 20 млрд. лет назад. Именно в это время в состав Земли вошли радиоактивные материалы, этим и объясняется присутствие РВ в воде, воздухе, почве, клетках живых организмов. Условная величина риска возникновения отдаленных последствий для здоровья человека под воздействием ионизирующего излучения называется эффективной дозой. Она различна в отношении разных органов человека в зависимости от их радиочувствительности ( например, почки и грудная клетка). Законодатель определяет также среднегодовые эффективные дозы, где имеет значение, связана ли деятельность человека и источниками излучения или нет. Для первых эта доза составляет 0,2 зиверта, для остальных – 0,001 зиверта. Разные виды излучений обладают различной проникающей способностью, следовательно, и воздействуют на живые клетки по-разному. Так, альфа-лучи практически не проникают через наружный слой кожи (отмершие клетки), но опасны, если попадут через открытую рану, с пищей, или воздухом внутрь организма. Большая проникающая способность у бетта-излучения, они проходят в ткани на 1-2см. в глубину. Гамма-излучения распространяются со скоростью света и задержит их только свинцовая или бетонная плита. Радиационная авария – ситуация, при которой управление источником ионизирующего излучения на объекте выходит из-под контроля в следствии неисправности оборудования, неправильных действий персонала, несоблюдение ими соответствующих правил или иных причин, в результате чего облучалось выше нормы большое количество людей или возникло радиоактивное загрязнение окружающей природной среды. В комментарий к этому мне хочется привести факт, интересный с юридической точки зрения. В западных странах на этот счет давно существует практика, когда человек, пострадавший от подобного загрязнения окружающей среды, в праве требовать от виновных в этом компенсации как за ущерб своему здоровью, так и за моральный ущерб, добиваясь при этом положительного решения суда. В РФ такое случалось впервые лишь в 1997 году, когда у родителей, живших в таких условиях, родился ребенок с тяжелыми врожденными пороками развития костной системы. И хотя компенсация была выплачена не в столь высоких размерах, какие предполагалось получить, но сдвиг в правовом урегулировании этого вопроса появился. Федеральный закон «О пожарной безопасности» № 69ФЗ был издан в целях урегулирования различных вопросов, возникающих при пожаре где бы тони было между организациями, защита имущества граждан от пожара, самого гражданина, общества и государства в целом. Под пожаром понимается стихийное распространение горения; проявляется в уничтожающем действии огня в отношении материальных и культурных ценностей, причинение вреда гражданам, их имуществу. При этом появляются предпосылки дестабилизации обстановки. Пожарная безопасность характеризуется тем, что человек чувствует себя в безопасности, от пожара защищено его имущество, общество и государство. Обеспечение её входит в основные функции государства. Для борьбы с пожарами создаются специальные органы Управления и пожарная охрана, основной задачей которой является профилактика пожаров. Непосредственно тушение пожаров осуществляют пожарные части, использующие пожарную технику (специальные автомобили, поезда, самолеты и т.д.). Пожарная профилактика включает в себя меры, направленные на предупреждение пожаров, ограничение распространения уже возникших пожаров, а также создание условий для усиленной эвакуации людей и тушения пожаров. Законодатель установил порядок обеспечения пожарной безопасности и в соответствии с этим режим требований. В состав пожарной охраны входят: государственная противопожарная служба, ведомственная противопожарная служба, добровольная пожарная охрана, организации пожарной охраны. Для обеспечения пожарной безопасности устанавливаются требования пожарной безопасности, т.е. специальные правила поведения, нормы по эксплуатации каких-либо технических средств, позволяющие избежать возникновение пожара. Данные требования устанавливаются законодательством РФ. Чтобы не нарушались требования пожарной безопасности был создан противопожарный режим - социальные и организационные правила. Сфера промышленной безопасности опасных производственных объектов также регулируется законодательством РФ, в частности одноименных Федеральным законом № 116 – ФЗ от 25 июля 1997 года и Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 года № 675 «О декларации безопасности промышленного объекта РФ». Исходя из этих нормативных актов под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимаются условия, при которых личные, общественные и в целом государственные интересы защищены от ЧС техногенного характера. Федеральный закон призван регулировать отношения между гражданами и юридическими лицами, обществом и государством в области безопасности от аварий и катастроф на промышленных опасных объектах, охватываемых этим законом, и в случае возникновения на них ЧС техногенного характера. Аварией называется разрушение какого-либо технического устройства, когда в окружающую среду выбрасывается большое количество химически и радиационно - опасных веществ вследствие, например неконтролируемого взрыва. Инцидент по своим последствиям менее значителен, но также приводит к нарушению промышленной безопасности, в общем под ним подразумевается отказ, повреждение технического устройства, нарушение правил эксплуатации, положений нормативных актов в этой области, правил процесса производства и транспортировки продукции. Обеспечение этих норм достигается требованием сертифицирования производимой продукции или сырья, причем сертификат должен быть и у иностранной продукции, сырья, ввозимых на территорию нашей страны. Лицензию руководитель объекта или юридическое лицо может получить в органах исполнительной власти на основании акта о приеме в эксплуатацию объекта экономики и декларации о промышленной безопасности объекта, а также иных документов. Декларация содержит в себе место и природно-климатические условия, где будет действовать предприятие, перечисляются основные технологические процессы, номенклатура сырья и продукции, силы и средства, способных ликвидировать ЧС, органы контроля за нормальной работой объекта, система оповещения и другие сведения. В России до 1996 года взгляды и точки зрения на классификацию ЧС были неодинаковыми, это приводило к завышенным, порой, требований субъектами РФ к Правительству РФ, не было норм , регулирующих отчисление денежных средств на восстановление погибших или поврежденных в результате ЧС материальных, технически других ценностей. Во избежание в дальнейшем подобных случаев Правительство РФ утвердило своим постановлением Положение «О классификации ЧС природного и техногенного характера» от 13 сентября 1996 года № 1094. Все ЧС законодатель делит на произошедшие в следствие природных аномальных явлений и возникших в результате деятельности человека., т.е. техногенного характера. Все возникшие определяются определенными параметрами, в результате которых ЧС дается наименование. ЧС оценивается количеством пострадавших и тех, чьи условия жизни были нарушены, размером материального ущерба, измеряемым минимальным размером оплаты труда на момент возникновения ЧС, величиной зоны ЧС. Таким образом выделяются следующие ЧС: Локальная ЧС – та ситуация, когда пострадало не больше 10 человек, нарушены условия жизни не более 100 человек, размер причиненного ущерба составляет не более 1000 МРОТ. Такая ЧС складывается в пределах объекта ( организации, учреждения ) и реализуется силами и средствами самого объекта. Местная ЧС – возникает в рамках одного населенного пункта, пострадавших должно быть от 10 до 50 человек, условия жизни нарушены у 100 – 300 человек, ущерб определяется в 1000-5000 МРОТ, ликвидируется силами, средствами местного самоуправления. В пределах объекта РФ может возникнуть территориальная ЧС, соответственно пострадавших будет 50-500 человек, нарушаются жизненные условия у 300-500 человек, ущерб в 5000-0,5 млн. МРОТ. Региональная ЧС характеризуется числом пострадавших в 50-500 человек также, условия жизни нарушаются у 500-1000 человек, ущерб составляет от 0,5 млн. до 5 млн. МРОТ, возникает на территории 2 субъектов. И территориальная и региональная ЧС ликвидируются силами и средствами органов исполнительной власти, которые оказались в зоне ЧС. Также ликвидируется и федеральная ЧС возникшая в более двух субъектов РФ, при которой пострадает более 500 человек, условия жизнедеятельности будут нарушены у более чем 1000 человек, ущерб – более 5 млн. МРОТ. Среди всех перечисленных ЧС особенно выделяется транспортная ЧС, выходящая за пределы нашей страны, ликвидацией которой занимаются по решению Правительства РФ формирования федерального значения в соответствии с нормами Международного права. Законодателем также предусматривается оказание помощи руководителям и органам осуществляющим ликвидацию ЧС федеральными органами власти. Это касается всех ЧС, кроме транспортной, потому что решением Правительства РФ в качестве дополнительных сил туда могут направляться специальные военизированные и невоенизированные формирования. ЧС считается ликвидированной, если были завершены все необходимые неотложные работы. Как уже было сказано выше, все ЧС имеют различные виды и проявления. Рассмотрим вначале аномальные явления природного характера, они выражаются в сильнейших бедствиях, возникают неожиданно, имея при этом чрезвычайный характер. Природа до сих пор не подчинена полностью человеку и , возможно, этого никогда и не произойдет, поэтому человечество должно знать как справляться с подобными проблемами, стараясь минимизировать потери людей, ценностей и в то же время не наносить ущерба природе. В основе стихийных бедствий лежат геологические, гидрологические, метеорологические явления, природные пожары и массовые заболевания. Все эти явления приводят нарушению жизнедеятельности человека, иногда к его гибели, так же нарушается работа объектов и наносится значительный материальный ущерб. К аномальным явлениям геологического характера относятся землетрясения, оползни, снежные лавины и селевые потоки. Самым опасным и разрушительным из них является землетрясение, вызванное движением тектонических плит на поверхности ядра земли. В очаге землетрясения при ударах высвобождается много энергии. Центр очага (гипоцентр) проецируется на поверхности земли, что и называется эпицентром. В период землетрясения из центра очага идут упругие сейсмические волны, сначала продольные, а ближе к эпицентру они становятся поперечными и распространяются на поверхности земли, занимая огромную территорию. Мощность толчков в эпицентре измеряется в магнитудах по шкале Рихтера от 1 до 12 баллов с возрастанием в геометрической прогрессии. Продолжительность землетрясения может быть от нескольких мгновений до нескольких суток. В это время возле эпицентра слышны довольно резкие звуки, но вдалеке они похожи на гром либо взрыв. Последствия землетрясений в зависимости от силы толчков могут быть различны, т.е. в следствие разрушения целостности земли разрушаются и все сооружения, находящиеся на ней, из строя выходит коммунально-энергетическая сеть. Под обломками этих разрушений оказываются люди. Часто при землетрясениях повреждаются газо и нефтепроводы, что приводит к пожарам. В горах есть вероятность обвалов и лавин, в море – цунами. В результате землетрясений образуются трещины величиной от нескольких сантиметров до десятков метров, а перепады в коре составляют от нескольких миллиметров до метров. В некоторых случаях образуются вулканы, обычно это происходит в местах, где кора земли тоньше. Из трещин выходит раскаленный газ, смешивающийся с влагой, грязью, происходят вылив магмы раскаленных масс каменных пород, а поверхность земли в этом месте становится в форме конуса. Оползень возникает на отдельных участках склона горы, в основе которой скальные породы и верхний слой имеет рыхлую структуру; в результате подземных толчков верхний слой открывается, начинает движение вниз по склону под силой собственной тяжести. При этом движущаяся масса земли будет достигать от 1000 до нескольких миллионов м2.,а занятая ей площадь – от нескольких сотен м2 до десятков га. Оползни также могут возникнуть в следствие насыщения рыхлого слоя почвы подземными водами или выпадения большого количества осадков. В этом случае меняется коэффициент трения между рыхлой и скальной породой, происходит скольжение. Третьей причиной возникновения оползней можно назвать человеческие ошибки, когда люди сознательно нарушают структуру горы в |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |