|
Внутрифирменные стандарты аудитаp align="left">б) своевременно определять потребность в работниках в связи с отдельными аудиторскими проверками;в) определять затраты времени на проведение аудиторских проверок для установления потребности в работниках и составления графика аудиторской работы; г) учитывать следующие факторы для достижения баланса с точки зрения потребности в работниках для проведения аудита, персональных навыков, индивидуального профессионального роста, а также использования работников: объем и степень сложности аудита; · наличие работников; · необходимость в специальных знаниях; · временные рамки планируемой работы; · преемственность в работе и периодическая ротация кадров; · возможность обучения работников на рабочем месте. 2) Назначить лицо или лиц, ответственных за назначение работников для проведения аудиторских проверок, для чего: а) учитывать при назначении отдельных лиц: · требования к работникам и сроку выполнения работы при проведении конкретного аудита; · оценку квалификации работников с точки зрения опыта, занимаемой должности, образования и специальных экспертных знаний; · планируемый уровень контроля и участия работников, выполняющих контрольные функции; · предполагаемое время, которым располагают работники, назначенные для проведения аудита; · ситуации, когда возможно возникновение проблем, связанных с нарушением принципа независимости и конфликтом интересов, например назначение работника для проведения аудита лица, являвшегося прежде его работодателем или являющегося работодателем родственника работника аудиторской организации (индивидуального аудитора); б) при назначении работников следует уделять должное внимание преемственности и ротации кадров в целях рационального проведения аудита, а также учитывать возможность привлечения других работников, имеющих различный уровень подготовки и опыт работы. 3) Обеспечить утверждение графика проведения аудита и назначений работников для проведения аудита, для чего: а) предоставить руководству аудиторской организации (индивидуальному аудитору) в случае необходимости для проверки и утверждения список работников, назначенных для проведения аудита, с указанием их квалификации; б) принять во внимание опыт и профессиональную подготовку работников исходя из сложности аудита и других требований к нему, а также определить необходимый уровень контроля. 4. Необходимо в достаточной мере направлять работу работников, осуществлять текущий контроль на всех уровнях, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что выполненная работа соответствует надлежащему уровню качества. В соответствии с этим принципом необходимо провести следующие конкретные процедуры: 1) Предусмотреть процедуры для планирования аудита, для чего: а) назначить лицо, ответственное за планирование аудита, привлечь к процессу планирования работников, назначенных для проведения аудита; б) подготовить справочную информацию об аудируемом лице или проанализировать информацию, полученную в результате предыдущих проверок, а также внести соответствующие корректировки в процесс планирования аудита с учетом изменившихся обстоятельств; в) определить вопросы, которые необходимо отразить в общем плане и программе аудита, в том числе: составление предполагаемых программ работы по отдельным направлениям проверки; определение потребности в работниках и в их специальных знаниях; предварительное определение срока, необходимого для проведения аудита; анализ текущих экономических условий, влияющих на аудируемое лицо или сферу его деятельности, и их возможное влияние на проведение аудита; г) провести анализ факторов, оказывающих влияние на независимость аудиторской организации (индивидуального аудитора) и на работников, участвующих в проведении аудита. 2) Предусмотреть процедуры для поддержания стандартов качества аудиторской организации (индивидуального аудитора) при выполнении аудиторской работы, для чего: а) обеспечить достаточный контроль на всех административных уровнях, принимая во внимание подготовку, способности и опыт работников; б) составить методические указания в отношении формы и содержания рабочих документов; в) использовать стандартизированные формы, контрольные перечни и вопросники в той мере, в какой это будет необходимо для проведения аудита; г) предусмотреть методы решения вопросов, связанных с различиями в профессиональных суждениях работников, привлеченных к проведению аудита. 3) Предоставлять работникам возможность обучения на рабочем месте в процессе проведения аудита, для чего: а) придавать особое значение обучению на рабочем месте, являющемуся важной частью профессиональной подготовки каждого работника, в том числе: обсуждать с ассистентами аудиторов взаимосвязь выполняемой ими работы с аудитом в целом; привлекать ассистентов аудиторов к выполнению как можно большего объема работы, связанной с аудитом, при условии обеспечения надлежащего контроля за качеством их работы; б) придавать особое значение навыкам управления кадрами и включать данные вопросы в учебные программы; в) стимулировать работников к обучению и повышению квалификации; г) проводить анализ выполненных поручений для определения того, что работники: отвечают требованиям в отношении опыта работы, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности, и профессиональными аудиторскими объединениями; приобретают опыт в различных областях аудита и различных отраслях экономики; выполняет работу, находясь в подчинении различных руководящих работников. 5. В случае необходимости проводятся консультации со специалистами, обладающими надлежащими знаниями. В соответствии с этим принципом необходимо провести следующие конкретные процедуры: 1) Определить области аудита и особые случаи, требующие проведения консультаций, и поощрять работников к получению консультаций и использованию необходимых источников в случае возникновения сложных или необычных проблем, для чего: а) информировать работников о процедурах проведения консультаций; б) определить области аудита и особые ситуации, требующие проведения консультаций, включая: применение новых нормативных правовых актов; отрасли, где существуют особые требования к ведению бухгалтерского учета, проведению аудита либо составлению финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности; возникновение проблем в области практики проведения аудита; требования по представлению документов, установленные органами государственной власти Российской Федерации, иностранных государств; в) обеспечивать доступ к справочным материалам и авторитетным источникам, в том числе: определить в каждом подразделении аудиторской организации лиц, ответственных за работу библиотеки справочной литературы; хранить справочники и издавать документы, в том числе имеющие отношение к специализированным отраслям и областям; заключать по мере необходимости соглашения с другими организациями и лицами с целью пополнения информационных ресурсов; обращаться с вопросами в соответствующие подразделения профессиональных аудиторских объединений, созданные для их разъяснения; г) определить ситуации, создающие угрозу независимости аудиторской организации (индивидуального аудитора) и их работников и требующие проведения консультаций и выработки мер, направленных на снижение (устранение) риска утраты независимости. 2) Назначать компетентных работников и определять их полномочия в процессе предоставления консультаций, для чего: а) назначать работников, ответственных за представление документов в органы государственной власти; б) назначать работников, специализирующихся по определенным отраслям; в) информировать работников об уровне полномочий в процессе выработки ими единого мнения и о процедурах для разрешения разногласий. 3) Определить объем документации, которую необходимо подготовить по результатам консультаций, для чего: а) информировать работников об объеме необходимой документации и об ответственности за ее подготовку; б) определить случаи, требующие сохранения документации после проведения консультации; в) сохранять документацию по результатам консультаций в качестве справочного материала и для исследовательских целей. 6. Необходимо постоянно проводить работу как с потенциальными, так и с существующими клиентами. При решении вопроса о заключении договора или продолжении сотрудничества надо исходить из соображений независимости аудиторской организации (индивидуального аудитора), ее способности предоставлять услуги надлежащим образом и честности руководства аудируемого лица. В соответствии с этим принципом необходимо провести следующие конкретные процедуры: 1) Установить методы оценки потенциальных аудируемых лиц, для чего: а) исходить из того, что оценка включает в себя: · получение и просмотр имеющейся финансовой (бухгалтерской) отчетности потенциального аудируемого лица, например годовых отчетов, промежуточных отчетов и налоговых деклараций; · получение у третьих сторон информации, относящейся к потенциальному аудируемому лицу, его руководству и основным руководителям и влияющей на оценку предполагаемого аудируемого лица. Вопросы могут быть адресованы сотрудникам банка, юристам, обслуживающим данное лицо, и другим представителям финансовых и деловых кругов; · анализ контактов с предшествующим аудитором. Опрос может включать вопросы, касающиеся фактов, имеющих отношение к честности руководства, разногласиям с руководством в связи с учетной политикой, аудиторскими процедурами или другими важными проблемами, а также вопросы, касающиеся мнения предшествующего аудитора о причинах замены аудиторов; · рассмотрение обстоятельств, которые могут послужить причиной того, что аудиторская организация (индивидуальный аудитор) отнесет данное аудиторское задание к разряду требующих специального внимания или сопряженных с необычными рисками; · оценку независимости аудиторской организации (индивидуального аудитора) и их способности оказать услуги предполагаемому аудируемому лицу, включая оценку потребности в знаниях соответствующей отрасли, а также в работниках, оценку ситуаций, оказывающих влияние на независимость, согласно кодексу профессиональной этики аудиторов; · установление того факта, что заключение договора с клиентом не будет нарушать кодекс профессиональной этики аудиторов; б) назначить лицо или группу лиц соответствующего уровня для оценки полученной информации о предполагаемом аудируемом лице и решения вопроса о сотрудничестве с ним, в том числе: рассмотреть типы аудиторских заданий, которые аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не желают принять или могут принять только на определенных условиях; обеспечить документальное оформление сделанных выводов; установить процедуры проверки факторов, оказывающих влияние на независимость аудиторской организации (индивидуального аудитора), и лиц, назначаемых для участия в данной проверке; в) информировать соответствующих работников о процедурах сотрудничества с аудируемыми лицами; г) определить лиц, ответственных за обеспечение и контроль соблюдения целей и процедур, применяемых аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) в отношении сотрудничества с аудируемыми лицами. 2) Оценить аудируемое лицо в случае наступления определенных событий с целью принятия решения о том, следует ли продолжать отношения с ним, для чего: а) определить наступление такого события, включая: истечение какого-либо периода времени; значительное изменение, касающееся одного или нескольких из указанных факторов: руководящий состав, структура собственности, юридические консультанты, финансовое положение, результат участия в судебном процессе, объем задания, характер деятельности аудируемого лица, наличие обстоятельств, которые могли бы побудить аудиторскую организацию (индивидуального аудитора) к отказу от сотрудничества с аудируемым лицом, если бы такие обстоятельства существовали во время первоначального принятия решения о сотрудничестве, истечение установленного срока работы руководителя аудиторской проверки и ведущих работников с одним и тем же аудируемым лицом, факторы, оказывающие влияние на независимость аудиторской организации (индивидуального аудитора) и работников, принимающих участие в аудите; б) назначить лицо или группу лиц для оценки полученной информации и принятия решения о продолжении работы с аудируемым лицом, в том числе: рассмотреть типы аудиторских заданий, которые аудитор не будет продолжать выполнять или будет продолжать выполнять только на определенных условиях; обеспечить документальное оформление сделанных выводов; в) информировать работников о процедурах сохранения сотрудничества с аудируемым лицом; г) определить лиц, ответственных за обеспечение сохранения сотрудничества с аудируемым лицом, и обеспечить соответствующий контроль. 7. Необходимо проводить регулярное наблюдение за адекватностью и эффективностью принципов и конкретных процедур внутреннего контроля качества аудита. В соответствии с этим принципом необходимо провести следующие конкретные процедуры: 1) Определить объем и содержание программы аудиторской организации (индивидуального аудитора) по наблюдению за процедурами внутреннего контроля качества, для чего: а) установить процедуры, необходимые для обеспечения разумной уверенности в том, что цель и процедуры внутреннего контроля качества аудиторской организации (индивидуального аудитора) являются эффективными, в том числе: определить цели, подготовить инструкции и программы проверки, используемые при наблюдении; подготовить методические указания в отношении объема работ и критериев отбора аудиторских заданий, подлежащих обзорной проверке; определить периодичность и сроки проведения мероприятий в ходе осуществления наблюдения; установить методы разрешения разногласий, которые могут возникнуть между лицами, ответственными за проведение проверки, работниками, участвующими в выполнении аудиторского задания, или руководящими работниками; б) установить уровень компетентности работников, которые будут участвовать в наблюдении, и способы их отбора, в том числе: определить критерии отбора, включая уровень ответственности работников и требования к наличию специальных знаний; определить лиц, ответственных за отбор работников; в) проводить наблюдение, в том числе: проверять соблюдение принципов и конкретных процедур внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора); выборочно проверять аудиторские задания на предмет соответствия профессиональным стандартам, а также целям и процедурам, применяемым аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) в отношении внутреннего контроля качества аудита. 2) Сообщить об установленных фактах соответствующим представителям руководства аудиторской организации (индивидуальному аудитору), обеспечить планирование и осуществление мероприятий по наблюдению, а также общую проверку системы внутреннего контроля качества в аудиторской организации (у индивидуального аудитора), для чего: а) обсудить факты с соответствующими работниками; б) обсудить выводы, сделанные по результатам отобранных для проверки аудиторских заданий, с руководящими работниками, отвечающими за такие задания; в) сообщить руководству аудиторской организации (индивидуальному аудитору) об установленных фактах и дать рекомендации в целом и по отобранным для проверки аудиторским заданиям, а также сообщить о проведенных или планируемых мероприятиях по устранению недостатков; г) установить, что запланированные мероприятия действительно проводились; д) определить необходимость изменения и (или) уточнения целей и процедур, применяемых аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) в отношении внутреннего контроля качества, исходя из результатов наблюдения и других значимых факторов. Принципы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества аудита необходимо довести до сведения работников аудиторской организации (индивидуального аудитора) так, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что такие принципы и процедуры понятны и применяются на практике.
Руководитель аудиторской проверки должен применять такие процедуры внутреннего контроля качества аудита, которые соответствуют целям и задачам проводимой аудиторской проверки. Руководитель аудиторской проверки анализирует профессиональную компетентность тех аудиторов и ассистентов аудиторов, которые выполняют порученную им работу. Любое поручение должно даваться ассистентам аудитора таким образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что работа будет выполняться с должной тщательностью и той степенью профессиональной компетентности, которая необходима в данных обстоятельствах. Аудиторы и ассистенты аудитора, которым поручается работа, должны получать от руководителя аудиторской проверки четкие указания о проведении ими соответствующих аудиторских процедур. При этом работники могут быть информированы о таких аспектах, как характер деятельности аудируемого лица и возможные проблемы в области бухгалтерского учета и аудита, которые могут повлиять на характер, временные рамки и объем аудиторских процедур. Программа аудита, а также смета затрат времени и общий план аудита являются важным средством для доведения до сведения ассистентов аудитора указаний по проведению аудита. Во время проведения аудита работники, осуществляющие контрольные функции, должны: а) осуществлять контроль за ходом аудита, с тем чтобы определить: · обладают ли ассистенты аудитора необходимыми навыками и компетентностью для выполнения порученных им заданий; · понимают ли ассистенты аудитора указания по проведению аудита; · выполняется ли работа в соответствии с общим планом и программой аудита; б) получать информацию и рассматривать важные вопросы в области бухгалтерского учета и аудита, возникающие в ходе проведения аудита, осуществлять оценку их важности и внесения соответствующих изменений в общий план и программу аудита; в) устранять расхождения в профессиональных суждениях работников. Работа, выполняемая каждым ассистентом аудитора, должна проверяться работниками, имеющими, по крайней мере, равный уровень компетентности, по следующим вопросам: а) была ли работа выполнена в соответствии с программой аудита; б) были ли выполненная работа и полученные результаты надлежащим образом документально оформлены; в) были ли все важные аспекты аудита урегулированы и отражены в аудиторских выводах; г) были ли достигнуты цели аудиторских процедур; д) соответствуют ли сделанные выводы результатам выполненной работы и подтверждают ли они аудиторское мнение. Необходимо своевременно проверять следующее: а) общий план и программу аудита; б) оценку неотъемлемого риска и риска средств внутреннего контроля, включая результаты тестов средств внутреннего контроля и поправки (если таковые имеются), внесенные в общий план и программу аудита в результате такой оценки; в) документальное отражение аудиторских доказательств, полученных в результате процедур проверок по существу, и выводов, сделанных на их основе, включая результаты консультаций; г) финансовую (бухгалтерскую) отчетность, предлагаемые поправки и аудиторское заключение. Проверка работы по проведению аудита может включать также (особенно в случае масштабных комплексных аудиторских проверок) требование о том, чтобы работники, не участвующие в данной аудиторской проверке, выполнили дополнительные контрольные процедуры до представления аудиторского заключения. 2. Форма и содержание внутренних стандартов аудиторской организации 1. Внутренние стандарты аудиторских организаций по своему назначению могут быть объединены в следующие группы: а) стандарты, содержащие общие положения по аудиту; б) стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита; в) стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов; г) специализированные стандарты; д) стандарты, устанавливающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг; е) стандарты по образованию и подготовке кадров. 2. Внутренние стандарты, содержащие общие положения по аудиту, предназначены для регулирования взаимоотношений, возникающих между аудиторской организацией и проверяемым экономическим субъектом, взаимоотношений между аудиторами, а также между сотрудниками и администрацией аудиторской организации в соответствии с основными принципами проведения аудита и этическими нормами. 3. В перечень внутренних стандартов, содержащих общие положения по аудиту, могут быть включены: а) стандарты, описывающие концепцию и подход к разработке внутренних стандартов, в том числе стандарт, определяющий их структуру; б) стандарты, регламентирующие этику поведения аудитора, дополняющие и конкретизирующие действующие нормативные документы в области аудиторской деятельности; в) стандарты внутренней структуры и организации деятельности аудиторской организации; г) стандарты, регламентирующие порядок осуществления внутрифирменного контроля качества выполнения аудита, а также ответственность аудиторов. 4. Внутренние стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита, формулируют конкретные правила, методику проведения аудита и представляют собой разработки по реализации требований правил (стандартов) аудиторской деятельности. 5. В перечень внутренних стандартов аудиторских организаций, устанавливающих порядок проведения аудита, могут быть включены: а) стандарты, регламентирующие ответственность аудитора; б) стандарты, регламентирующие порядок планирования аудита; в) стандарты, регламентирующие порядок изучения и оценки внутреннего контроля; г) стандарты, регламентирующие порядок получения аудиторских доказательств; д) стандарты, регламентирующие порядок использования работы третьих лиц. 6. В дополнение к перечисленным внутренним стандартам аудиторских организаций разрабатываются методики, внутренние инструкции и положения, перечень процедур, рабочие таблицы и вопросники, макеты и другие документы вспомогательно-технического характера, раскрывающие подходы аудиторской организации к проведению аудита. 7. Внутренние стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов, содержат внутренние требования аудиторской организации к содержанию и формированию выводов и составлению заключений по результатам проведенного аудита. 8. В перечень данных стандартов могут входить: а) стандарты, описывающие концепцию и подход к порядку составления аудиторских заключений; б) стандарты, регламентирующие подготовку письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита; в) стандарты, регламентирующие порядок подготовки иных аудиторских отчетов, в том числе по дополнительной информации, содержащейся в документах, связанных с бухгалтерской отчетностью. 9. Специализированные внутренние стандарты включают стандарты в области методологии проведения аудиторских проверок по различным направлениям деятельности экономических субъектов, а также по различным целям проведения аудита. 10. В перечень данных стандартов могут быть включены: а) стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита кредитных учреждений; б) стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования; в) стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; г) стандарты, отражающие отраслевые особенности проведения аудита других экономических субъектов. 11. Внутренние стандарты, устанавливающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг, содержат положения о порядке оказания консалтинговых, юридических и других сопутствующих аудиту услуг. 12. В перечень данных стандартов могут быть включены: а) стандарты, регламентирующие подготовку заключений аудитора по специальным аудиторским заданиям; б) стандарты, описывающие изучение прогнозной финансовой информации. 13. Внутренние стандарты по образованию и подготовке кадров устанавливают требования к образованию, профессиональному уровню аудиторов и специалистов, регламентируют порядок подготовки и повышения квалификации кадров аудиторской организации. 14. Внутренний стандарт аудиторской организации, как правило, имеет следующую структуру: а) регламентирующие параметры - ссылка на российские или международные стандарты, использованные при разработке данного стандарта; б) общие положения - необходимость внутреннего стандарта, определение его основных терминов и понятий, сферы применения, описание объекта стандартизации; в) цель и задачи стандарта - назначение стандарта и конкретные проблемы, решение которых обеспечивается его применением; г) взаимосвязь с другими стандартами - ссылки на соответствующие положения других стандартов; д) определение основных принципов и методик - описание подходов аудиторской организации, принятых методик и технических приемов решения проблем, рассматриваемых стандартом; е) оформление - перечень документов, которые аудитор должен составить согласно требованиям стандарта; ж) перечень нормативных актов, которыми аудиторы должны руководствоваться при выполнении требований внутреннего стандарта (при необходимости). 15. Реквизиты внутренних стандартов могут состоять из: а) номера - порядкового или серийного кода данного стандарта; б) даты ввода в действие; в) названия - краткого и четкого изложения того, что регламентирует стандарт; г) даты и указания лица, утвердившего стандарт; д) преемственности - ссылки на ранее принятые, распространенные или предписанные нормативными документами правила, которые связаны с данным стандартом; е) сферы применения - перечня объектов, на которые распространяется (или не распространяется) действие данного стандарта. 16. В дополнение к внутренним стандартам могут разрабатываться приложения (инструкции, положения, методики, вопросники, компьютерные программы, рабочие таблицы и т.д.), играющие вспомогательную роль и обеспечивающие дополнительные разъяснения отдельных положений внутренних стандартов. 17. Приложения к внутренним стандартам могут содержать следующие разделы: а) порядок применения внутреннего стандарта; б) описание технологии выполнения каждого этапа аудиторской проверки; в) перечень вопросников и аудиторских процедур; г) таблицы, схемы, рабочие документы с цифровыми примерами, иллюстрирующими методики и порядок проведения аудиторских процедур; д) систематизированный перечень нормативных документов, используемых при аудите. Литература Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Международные и внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.И. Подольского. -- М.: Вузовский учебник, 2006. Краев А.В., Краева О.А., Богомолов A.M. Аудит. Внутрифирменные стандарты. - М.: ПРИОР, 2002. Сотникова Л. В. Методология оценки системы внутреннего контроля в процессе внешнего аудита. - М.: ВЗФЭИ, 2003. Макарова Л. Г. Методологические аспекты разработки внутренних стандартов аудиторской организации. - Н. Новгород: Изд-во НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2000. Правила (стандарты) аудиторской деятельности с комментарием Е.М. Гутцайта. - М.: Современная экономика и право, 2000. Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Стандарты аудиторской деятельности: Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |