|
Учет хозяйственных операций на предприятииУчет хозяйственных операций на предприятииФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА Под формой бухгалтерского учёта понимается процесс обработки учётной информации с использованием различных регистров аналитического и синтетического учёта, их состояние, взаимосвязь и последовательность записи в них. В настоящее время применяются следующие формы бухгалтерского учёта: - Журнал-Главная; - Упрощённая; - Мемориально-ордерная; - Журнально-ордерная; - Автоматизированная. Форма бухгалтерского учёта Журнал-Главная Это наиболее простая форма бухгалтерского учёта. Любая операция по первичному документу или группа однородных операций по накопительному документу сразу записывается в книгу «Журнал-Главная». Власов А. В. Основы бухгалтерского учета: учебно-практическое пособие / А. В. Власов. - М. : МЭСИ, 2006. - с. 52 [5, с.52] Эта книга совмещает и регистрационный журнал (хронологическая запись) и синтетический учёт (систематическая запись). Книга имеет вид (Рис. 2.1):
Рис. 2.1. Книга «Журнал-Главная» Последовательность заполнения книги «Журнал-Главная»: 1. Записывают остатки по синтетическим счетам; 2. Все записи по документам записывают в хронологическом порядке: приход в кассу, расход из кассы, приход расчётного счёта, расход расчётного счёта. 3. Подсчитывают обороты. При этом следует сделать проверку: сумма оборотов общая должна быть равна сумме оборотов по дебету всех счетов и сумме оборотов по кредиту всех счетов. 4. Затем выявляют остаток на конец месяца. Порядок записи в форму бухгалтерского учёта Журнал-Главная представлен на рис. 2.2. Рис. 2.2. Порядок заполнения формы Журнал-Главная Эта форма находит применение в предприятиях с небольшим количеством хозяйственных операций, с небольшой численностью работников. Она обеспечивает наглядность записей и ведёт её один бухгалтер. Упрощённая форма бухгалтерского учёта Форма Журнал-Главная в последние годы потеряла своё значение и практически не применялась, своё развитие эта форма получила под названием упрощённая форма бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства. Министерство финансов РФ приказам «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства» от 21 декабря 1998 г. №98н утвердило порядок и применение регистров бухгалтерского учёта в соответствии с едиными методологическими правилами, установленными федеральным законом «О бухгалтерском учёте»; положением по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ (1998 г.); положениями по бухгалтерскому учёту, регулирующими порядок учёта различных объектов учёта; новым Планом счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности и другими документами Бабаев Ю. А. Теория бухгалтерского учёта: учебник / Ю. А. Бабаев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2007. - с. 167.. Малой организации с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, имеющей незначительное количество хозяйственных операций рекомендуется применять упрощённую форму бухгалтерского учёта. Для организации учёта по этой форме используется рабочий план счетов бухгалтерского учёта на основании типового Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности. Упрощённая форма бухгалтерского учёта может вестись двумя способами: 1. Простая форма бухгалтерского учёта 2. Форма бухгалтерского учёта с использование регистров бухгалтерского учёта малой организации. Простая форма бухгалтерского учёта Простая форма бухгалтерского учёта рекомендована министерством финансов для малых предприятий. В этой форме Журнал-Главная носит название Книга хозяйственных операций (Рис. 2.3). Кроме того, в этой книге предусматривается ведение ведомостей по учёту заработной платы (форма В-8), а также по расчёту с бюджетом по налогам. Форма К-1 имеет следующий вид:
Рис. 2.3. Форма К-1 Книга учета К-1 является комбинированным регистром. Некоторые предприятия ведут её в виде ведомости с вкладными листами, а другие предприятия открывают книгой на целый год, которая пронумеровывается и прошнуровывается, на последней странице заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера и печатью малого предприятия. Книгу открывают записями остатков на начало года или на начало деятельности. В содержание операции в хронологической последовательности позиционным способом разносят каждую хозяйственную операцию. Кроме того, параллельно ведут ведомости: В-1 - по основным средствам; В-2 - по инвентарю и хозяйственным принадлежностям; В-3 - по учёту затрат; В-4 - по денежным средствам; В-5 - по расчётным операциям; В-6 - по учёту реализации - оплата, В-6 - по учёту реализации - отгрузка, В-7 - по финансовым результатам; В-8 - по заработной плате. Порядок бухгалтерского учёта по простой форме изображён на рис. 2.4. Рис. 2.4. Схема бухгалтерского учёта по простой форме Данные этих ведомостей переносят в шахматную ведомость. Затем составляется бухгалтерский баланс. Форма бухгалтерского учёта с использование регистров бухгалтерского учёта малой организации Основу ФБУ составляют 9 форм: В-1, В-2 и т.д., каждая из которых заменяет часть Главной Книги Содержание отдельных форм: В-1 - это поле счёта 01; В-2 - это поле счетов 10, 43 и 19 (т.е. производственные запасы); В-3 - это поле счетов 20 и 08 (т.е. затраты); В-4 - это поле счетов 50, 51, 02, 99 и 80 (т.е. денежные средства и собственные ресурсы); В-5 - это поле счетов 68, 69, и 76 (т.е. расчёты); В-6 - это поле счета 90 (т.е. момент реализации - оплата); В-6 - это поле счета 90 (т.е. момент реализации -отгрузка); В-7 - это поле счёта 60; В-8 - это поле счёта 70. Таким образом, получается: всего 9 форм (шестых форм две); форма может быть одинаковой для двух и более счетов. Особенности: - резко сокращенный план счетов (менее 20); - все группировочные записи производятся только по окончании месяца; - поскольку каждому объекту учёта в силу их немногочисленности отведена строка в соответствующей ведомости, не нужны специальные регистры аналитического учёта. Недостатки: - нет субсчетов; - функции отсутствующих счетов оставленные счета порой выполняют грубо; - оперативная информация обеспечивается только выборкой; - много конторских работ по окончании месяца. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учёта Мемориально-ордерная система учёта - это такая форма учёта, при которой на все финансово-хозяйственные операции составляются отдельные мемориальные ордера (проводки). Бородина Н.В. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Бородина Н. В. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - с. 172 Порядок заполнения записей при мемориально-ордерной форме бухгалтерского учёта представлен на рис. 2.6. Рис. 2.6. Порядок заполнения формы бухгалтерского учёта при мемориально-ордерной форме Положительные качества - в довольно простом построении. Вместо многочисленных регистров синтетического учёта используется один регистр - Главная книга. Её особенности следующие: - отдельный регистр синтетического учёта - Главная книга; - в Главной книге столько разворотов, сколько у фирмы счетов: левая страница каждого разворота - дебет какого-либо счёта, правая - кредит того же счёта; - записи в Главной книге делают ежедневно, причём дважды по каждой проводке: на дебетовой стороне одного разворота и на кредито-вой - другого; - основное содержание каждого документа в журнале не регистрируют, а копируют в небольшом служебном документе, именуемом мемориальным ордером, где указывают проводку, то есть записи в Главной книге делают на основании мемориальных ордеров; - в журнале регистрируют мемориальные ордера; - для контроля записей в Главной книге используют оборотную ведомость. Недостатки мемориально-ордерной формы: - многократность записей одной и той же суммы в учётные регистры, увеличивается объём работ, а значит, и вероятность допущения ошибок; - отсталость аналитического учёта и открываемость синтетического; - приспособленность к использованию ручного труда и средств малой механизации. При составлении большого количества мемориальных ордеров допускается следующее: - составлять один ордер на группу однородных документов; - или мемориальный ордер не составлять, а проводку указывать в самом документе; - или указывать общую проводку на последнем из пачки однородных документов. Эти варианты придают живучесть форме, которую традиционно именуют мемориальной формой бухгалтерского учёта, даже при отсутствии мемориальных ордеров. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учёта Журналы-ордера - учётные регистры хронологической регистрации хозяйственных операций синтетического и в ряде случаев аналитического учёта. Регистрация происходит по кредитовому признаку, т.е. по кредиту данного счёта в корреспонденции с дебетуемыми счетами. Журнально-ордерная форма характерна следующим: Соколов Я. В.. Основы теории бухгалтерского учета / Я. В. Соколов. - М.: Финансы и статистика, 2007. - с. 73 а) ядром её являются журналы-ордера (8 или 16). Каждый журнал-ордер содержит кредитовую сторону одного или нескольких бухгалтерских счетов и, соответственно, посвящён определённой группе проводок; б) записи в журналы-ордера делают непосредственно по данным первичных документов, т.е. в журналах-ордерах и регистрируют документы, и указывают проводки; в) итоги каждого журнала-ордера по окончании месяца переносят в Главную книгу, где есть НС, формируют дебетовые обороты и новое сальдо по каждому счёту. В Главной книге каждому счёту посвящён разворот, а каждая строка содержит параметры счёта за определённый месяц. Журналы-ордера состоят из двух частей: правая сторона - регистр непосредственно журнал-ордер, левая - дебетовая ведомость для расшифровки дебетовых оборотов. В журналы-ордера записывают: сальдо начальное, суммы по дебетуемым и кредитуемым корреспондентским счетам (в порядке исключения кассовые операции, операции по расчётному счёту и валютному счёту в банках регистрируют в журналы-ордеры по кредиту, а в ведомости - по дебету). Итоговые данные в конце месяца переносят в Главную книгу. По данным Главной книги составляется Бухгалтерский баланс. (Рис. 2.7) Рис. 2.7. Схема журнально-ордерной формы учета Главная книга открывается на один год и служит для обобщения данных из журналов-ордеров, взаимной проверки проведённых записей, правильности и для составления сальдового баланса. Главное достоинство этой формы состоит в экономической группировки операций и в ограничении записей данных об этих операций. Недостатки формы: 1. Нет органического совмещения синтетического и аналитического учёта. 2. Не всегда соблюдается принцип взаимосвязи и взаимоконтроля регистров. 3. Журналы-ордера громоздки по своему построению. Автоматизированная форма бухгалтерского учёта Для совершенствования организации бухгалтерского учета на предприятиях создавались АРМ бухгалтеров. Терентьева Т. В. Теория бухгалтерского учёта [электронный ресурс] /Терентьева Т.В. // http // www.vvsu.ru Здесь выделилось несколько этапов: Создание отдельных АРМов на основе вычислительной техники; Создание локальных сетей АРМов; Объединение локальных сетей в одну систему со средствами организационной и вычислительной техники. В перспективе это должно было привести к безбумажной технологии обработки информации. На современном этапе имеются все предпосылки для решения 1-го и 2-го этапов. В связи с этим разработана автоматизированная система обработки информации. В общем виде это можно представить как последовательную обработку различных участков учета на отдельных АРМах, которые являются последовательными фазами обработки всей учетной информации. В качестве технической базы используют микро-ЭВМ различных сетей, периферийное оборудование: дисплей, накопительные магнитные ленты, твердые и гибкие магнитные диски, устройства печати. Основными функциональными направлениями этой формы являются: информационно-справочное обслуживание производственно-хозяйственной и финансовой деятельности; обработка учетной информации; анализ функционирования АРМов. На практике форма учета редко используется в чистом виде, в полном объеме. Наблюдается проникновение элементов одних форм в другие, приспособления к специфике конкретных организаций. В настоящее время предприятия самостоятельно выбирают форму бухгалтерского учета, которая в течение отчетного периода не меняется. Практическое задание Практическое задание выполнено с использованием сквозной задачи по ООО «МИРАЖ». Таблица 2.1 Исходные данные
Журнал регистрации хозяйственных операций по кассе, журнал-ордер №1, ведомость №1 Журнал регистрации хозяйственных операций по кассе содержит весь перечень введенных за определенный отчетный период хозяйственных операций по кассе с указанием суммы, даты и содержания операции и корреспонденции счетов. Таблица 2.2 Журнал регистрации хозяйственных операции по кассе за январь 2009 г.
Страницы: 1, 2 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |