Российский химико-технологический университет им.Д.И. Менделеева
Новомосковский институт
Факультет "Экономика и управление"
Кафедра "Экономика, финансы и бухгалтерский учет"
Курсовая работа
по курсу "Бухгалтерский управленческий учет"
Студент Савонюк М.В.
Группа АБ-04-1
Шифр 060500
Преподаватель Жабер Г.И.
г. Новомосковск 2007 г.
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
Законодательные и нормативные акты о совершенствовании и развитии управленческого учета 3
Почему оплата времени простоя и сверхурочной работы относится к производственным накладным расходам 9
Роль и значение анализа в управленческом учете 12
Расчетно-аналитическая часть 22
Список литературы 26
Законодательные и нормативные акты о совершенствовании и развитии управленческого учетаЭффективная работа современного предприятия невозможна без хорошо налаженной системы управленческого учета и отчетности на всех уровнях управления. Основным критерием действенности системы управления является эффективное использование финансовых, материальных и людских ресурсов. Управленческий учет обеспечивает для этого необходимый механизм, позволяя комплексно рассмотреть вопросы планирования, оперативного контроля и учета отдельных видов деятельности. Как известно, в мировой практике общепризнанной информационной системой, обеспечивающей потребности менеджеров во внутрифирменном управлении, является система управленческого учета [7]. Под системой управленческого учета на предприятии нужно понимать наблюдение, оценку, регистрацию, измерение, обработку, систематизацию и передачу информации преимущественно о затратах и результатах хозяйственной деятельности в интегрированной системе учета, нормирования, планирования, контроля и анализа. Цель управленческого учета - формирование достаточной информационной базы внутренним пользователям для принятия оперативных (тактических) и прогнозных (стратегических) управленческих решений [7]. Система управленческого учета на предприятии в условиях рынка должна выступать в качестве информационного фундамента управления. По оценкам специалистов, в экономически развитых странах фирмы и компании 90% рабочего времени и ресурсов в области бухгалтерского учета тратят на постановку и ведение управленческого учета, и только 10% - на финансовую бухгалтерию или счетоводство. На отечественных предприятиях это соотношение выглядит с точностью до наоборот [7]. Для положительного изменения такого соотношения в сторону управленческого учета на отечественных предприятиях необходимы как заинтересованность руководителей и специалистов предприятий, так и организационные предпосылки и условия функционирования управленческого учета. Для высокоэффективной работы современного предприятия, в какой бы сфере экономики оно ни работало, необходима хорошо налаженная система управленческого учета и отчетности для менеджеров разных уровней. В России разработано мало рекомендаций по постановке эффективной системы управленческого учета на предприятиях, а управленческий учет на них или находится в зародышевом состоянии (например, в виде графика документооборота), или его совсем нет [7]. Уже более 20 лет комитетом по управленческому учету института управленческого учета США разрабатывается система положений по управленческому учету (Statements on Management Accounting - SMA), которые являются рекомендациями высококлассных специалистов в области управленческого учета для компаний. Система этих положений включает пять уровней:- цели управленческого учета;- терминология;- концепции;- практика и техника;- управление учетной деятельностью [7]. В настоящее время разработано примерно 60 таких рекомендаций - от базовых, определяющих цели управленческого учета, и словаря управленческого учета до основ отчетной информации для менеджеров и внедрения АВС-костинга. Эти положения, являясь наднациональными документами по управленческому учету, могли бы стать базовыми рекомендациями по управленческому учету и для российских компаний [7]. В соответствии с проводимой в Российской Федерации реформой бухгалтерского учета осуществляется и разработка направлений развития управленческого учета и анализа. На сегодняшний день эти вопросы приняли уже видимые очертания, потому что речь идет даже о создании профессиональной организации по управленческому учету (Российского института специалистов по управленческому учету - РИУУ), цель деятельности которой заключается в том, чтобы присваивать специалистам российскую квалификацию в области управленческого учета, признаваемую на мировом уровне [3]. Вопросами развития управленческого учета и анализа в рамках всей реформы бухгалтерского учета в настоящее время занимается Минэкономразвития России. В соответствии со стратегией министерства 11.03. 2002 Г.О. Греф подписал Приказ №63 "О создании экспертно-консультативного совета по вопросам управленческого учета при Минэкономразвития России" [3]. В условиях современной экономики очевидна необходимость интеграции методов корпоративного управления в единую систему, которая бы обеспечивала поддержку принятия экономически взвешенных управленческих решений, повышение производительности труда и конкурентоспособности предприятий. Это вопрос не только эффективного управления предприятием, но и его существования в условиях жесткой конкуренции, в том числе на международном уровне. На практике отдельные элементы управленческого учета, как правило, используются на предприятиях. Важно, чтобы эти элементы были объединены в общую структуру, ориентированную на достижение определенного результата. В рамках достижения указанной цели Экспертно-консультативный совет по управленческому учету ставит перед собой следующие задачи:- расширять круг предприятий, использующих в своей деятельности лучшие механизмы управленческого учета для принятия управленческих решений;- стимулировать применение лучшего опыта зарубежных стран по развитию систем финансового менеджмента и управленческого учета в российских условиях;- разработать базовые методологические рекомендации по вопросам организации и ведения управленческого учета на предприятиях, принимая во внимание российский и зарубежный опыт;- разъяснять управленческому звену, собственникам предприятий важность ведения управленческого учета;- ускорять процесс формирования профессионального сообщества, оказывать поддержку процессам объединения профессионалов в области управленческого учета [7]. Совет может стать аналитическим органом, который на основе взаимодействия предприятий, консультационных компаний, научных кругов и при помощи Министерства экономического развития и торговли будет координировать активность в сфере развития управленческого учета в России. Исходя из практики внедрения управленческого учета, можно сказать, что основная проблема заключается в отсутствии четких стратегических целей. Если цели не определены, это приводит к неверному определению решаемых задач. Часто встречаются случаи не только отсутствия единой нормативной базы в компании, но даже единой терминологии. Необходим правильный выбор менеджера проекта. Большой проблемой является неправильное распределение ролей. Очень важна грамотная работа с персоналом, так как внедрение управленческого учета приводит к появлению дополнительных функций и должностных обязанностей, что вызывает недовольство персонала. Часто ставятся нереальные цели и сроки, а также возможны слабые планирование и документирование проекта. Проект может оказаться неуспешным из-за отсутствия действенных механизмов контроля. Встречаются случаи недостоверности и несвоевременности предоставления информации, и даже намеренной фальсификации данных [7]. Таким образом, с одной стороны, система управленческого учета на предприятии является главным инструментом для планирования деятельности и осуществления оперативного контроля за эффективностью использования ресурсов организации. С другой стороны, наличие системы управленческого учета существенно повышает инвестиционную привлекательность компании. На российских предприятиях управленческий учет еще не нашел широкого распространения. Этот вид учета является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руководителям предприятия выявить оптимальные пропорции между постоянными и переменными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск [3]. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, пользуясь данными управленческого учета, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия. Оценить по достоинству возможности систем у правленческого учета на предприятии могут производители, работающие в условиях реального рыночного хозяйства. Основой появления элементов управленческого учета стало возникновение производственного процесса, следовательно, и необходимость совершенствования его эффективности. С развитием производства, особенно промышленного, появлялись новые и корректировались в соответствии с новыми условиями хозяйствования существующие элементы управленческого учета. Для России характерно объективное существование исторических предпосылок, обусловливающих возникновение управленческого учета. Во все исторические эпохи основное влияние на хозяйственную деятельность оказывало государство, заинтересованное в росте экономической эффективности деятельности хозяйствующих субъектов [4]. До перехода к командно-административной экономике, в условиях новой экономической политики (НЭП, 1923-1929 гг.) собственно учетом бухгалтерская профессия не ограничивалась. Для начального периода нэпа характерным было существование в трестах двух бухгалтерий - финансовой и бухгалтерии по учету производства и калькулированию себестоимости продукции. В обязанности бухгалтера в то время входили не только собственно учет, но и руководство, координация работ по планированию, подготовке учетной информации, ее интерпретации при принятии решений, не говоря уже об анализе данных и участии в выборе оптимального решения среди ряда альтернативных вариантов. Столь широкий спектр учетно-аналитических функций был свойственен бухгалтерской профессии в 1920-е гг. [4]. После образования Госплана, с 1928 г., на предприятиях началось создание плановых отделов, получившее широкое распространение в 30-х гг. XX в. За этими службами были закреплены планово-аналитические функции. Таким образом, по мере развития и укрепления в нашей стране централизованного планирования функции бухгалтерии были сведены к контрольно-учетным, а прерогативой плановых отделов стало планирование и анализ деятельности предприятий. Любой учебник по бухгалтерскому учету советского времени гласил, что важнейшей задачей бухгалтерского учета является учет и контроль за сохранностью социалистической собственности [4]. Основой создания управленческого учета как отдельной системы явился тот факт, что в конце 40-х и начале 50-х гг. XX в. произошли значительные изменения в области бухгалтерского учета в странах с развитой рыночной экономикой. Эти изменения связаны были с тем, что традиционный бухгалтерский учет не давал информации для прогноза хозяйственной деятельности и принятия своевременных управленческих решении, что особенно актуально в условиях рыночных отношений. Поэтому в середине XX в. развитие рыночной экономики в индустриально развитых странах выявило необходимость дополнения бухгалтерского (финансового) учета управленческим учетом [4]. Таким образом, единая система бухгалтерского учета стала включать финансовый и управленческий учет. В России необходимость деления единого бухгалтерского учета на финансовый и управленческий связана прежде всего с начавшимся процессом интеграции отечественной учетной теории и практики с международной системой учета и, кроме того, необходимостью переориентации части учета на нужды внутреннего управления, на более точное, полное, оперативное отражение процесса воспроизводства и оценку рациональности потребления производственных ресурсов, где нужна точная и детальная информация о затратах на производство [7]. Реформирование бухгалтерского учета, развитие теоретических и методологических основ его нормативного регулирования, активное внедрение в практику бизнеса западных концепций и методик учета привели к выделению отдельной подсистемы - бухгалтерского управленческого учета. Как наука развивающаяся, управленческий учет в трактовке разных авторов имеет и различное смысловое наполнение относительно его сущности, принципов, методов, инструментария. Однако несомненно, что решение о внедрении в практику любого хозяйствующего субъекта управленческого учета является прерогативой собственников или менеджмента организации. Организация управленческого учета имеет целью обеспечить эффективное управление, а каким образом это будет достигнуто, является внутренним делом организации [7]. Почему оплата времени простоя и сверхурочной работы относится к производственным накладным расходамИзменения, произошедшие за последнее время в теории и практике отечественного бухгалтерского учета, требуют новой формулировки термина "накладные расходы". В современных условиях с учетом изменений необходимо отказаться от трактовки накладных расходов в промышленности только как затрат, которые не зависят от технологии производства. Более целесообразно их рассматривать как затраты в сфере обслуживания производства, управления и сбыта, которые могут поглощаться центрами ответственности или конкретными продуктами производства, не образуя вещественную основу последних [6]. Можно решить проблему исчисления накладных расходов в учетной практике, не отказываясь от признака технологической зависимости, подразделив их на расходы, связанные с технологией производства и не связанные. Тогда мы получаем накладные расходы первого порядка, или производственные накладные расходы, и накладные расходы второго порядка, или непроизводственные накладные расходы. Причиной использования такого подхода является также происходящий процесс интеграции отечественной системы учета в международную, которая требует создания единой терминологии и общепринятой группировки затрат. Изложенное выше определение накладных расходов отвечает требованиям, предъявленным к новой терминологии. Деление накладных расходов на производственные и непроизводственные обусловлено методологией определения себестоимости продукции. Отличительная черта производственных накладных расходов - наличие их связи с разработкой и созданием производственной программы. Это дает возможность:
контролировать потребление ресурсов в центрах ответственности;
реально оценивать запасы, поскольку производственные накладные расходы, как правило, являются затратами на продукт и участвуют в оценке незавершенного производства [6].
Производственные накладные расходы можно классифицировать в поэлементном разрезе с целью получения более детальной информации о затратах.
На западных предприятиях в большинстве случаев непроизводственные накладные расходы рассматриваются как расходы периода и списываются на финансовые результаты. Нередко данную методику применяют в отношении производственных накладных расходов.
В мировой учетной практике под накладными расходами понимаются непрямые затраты, т.е. валовые затраты за минусом прямых расходов на материалы и прямых расходов на оплату труда (см. схему 1 Схема 2.1. - Структура валовых затрат в управленческом учете).
Другими словами, в состав накладных расходов включаются:
производственные накладные расходы, которые рассматриваются как затраты, связанные с обслуживанием производственного процесса;
административные расходы, представляющие собой затраты на управление организацией в целом;
расходы на продажу, под которыми понимаются затраты, связанные с продвижением товара от продавца к покупателю [6].
Наиболее распространенная группировка накладных расходов представлена в таблице 2.1.
Расходы на продажу (расходы, связанные с реализацией товаров):
заработная плата продавцов;
заработная плата служащих;
комиссионные расходы;
расходы на рекламу;
расходы на связь;
почтовые расходы;
расходы по распространению продукта
В настоящее время дискуссионными являются такие статьи расходов, как аренда, налоги, расходы на брак и расходы на страхование. Однако расходы на аренду помещений и налоги чаще всего относят в специальную группу статей "Прочие расходы", которая входит в состав административных расходов.
В составе производственных накладных расходов в особую группу могут быть выделены расходы в виде компенсации обслуживающему и управленческому персоналу за работу в сверхурочное время и расходы в виде потери времени. Считается, что любое отнесение их на конкретный продукт ведет к усреднению его себестоимости. Это, в свою очередь, является одним из признаков накладных расходов [6].
Роль и значение анализа в управленческом учетеВ связи с получением самостоятельности организации могут выстраивать не только производственные процессы, но и систему управления в соответствии с уникальностью самого хозяйствующего субъекта. Управленческие нововведения, невозможные без анализа системы управления, иногда намного выгоднее, чем технологические [2]. Наиболее значимым является прогнозный анализ, который способствует мобильной адаптации хозяйствующего субъекта к изменяющейся среде. Наряду с тактической оценкой ситуаций значение приобретает стратегическая диагностика, обеспечивающая выявление конкурентных преимуществ предприятия и средств их достижения. Помимо регулярного анализа, подкрепляющего все управленческие процессы, актуальными становятся специальный и чрезвычайный виды анализа, позволяющие обеспечивать выживаемость организации на разных этапах ее жизненного цикла [2]. Одной из важных функций управления является экономический анализ производственной, финансовой и хозяйственной деятельности. С его помощью обеспечиваются количественная и качественная оценки всех происходящих изменений в управляемом объекте. Экономический анализ позволяет выявить те причинно-следственные связи отдельных параметров объекта, носящие скрытый, глубинный характер. Экономический анализ позволяет установить тенденции в развитии тех или иных процессов и определить лучшие, наиболее эффективные, варианты решений. По результатам анализа вскрываются недоиспользованные резервы и возможности, позволяющие улучшить развитие данной управляемой подсистемы. Экономический анализ выступает как основа для выработки и принятия управленческих решений [1]. В условиях создания рыночной экономики и развития различных форм собственности особенно актуальной является необходимость создания показателей и методики их анализа для целей управления на основе модели "затраты - выпуск - результат". Такая модель управления применима не только на уровне предприятия, но и на уровне всех его структурных подразделений. На уровне рабочего места необходима система показателей для анализа использования ресурсов и выполнения задания по объему производства продукции с учетом требуемого качества и допустимых технологически обусловленных отходов. Анализ фактического расхода ресурсов в сравнении с нормативом и заданием позволяет устанавливать экономию или перерасход в использовании ресурсов (сырья, материалов, рабочего времени, оборудования), в резерве причин и виновников их возникновения. Анализ выхода продукции в натуральном выражении и отклонения от норм определенного задания позволит установить причину снижения или роста выработки, которая определяет заработок рабочего. От показателя качества (брак, выход годной продукции, сортность) зависят премиальные выплаты. Эти показатели могут быть дополнены в зависимости от конкретных условий [1]. Для бригады необходимо предусматривать показатели использования сырья, материалов, электроэнергии, ресурсов, выработку в расчете на бригаду, качество продукции. В отдельных бригадах с учетом их специфики можно использовать показатели ритмичности работы [2]. Системы показателей для оценки деятельности и проведения экономического анализа на уровне цехов строится применительно к основному или к вспомогательному производству. Цехи основного производства должны обеспечивать ритмичный выпуск высококачественной продукции в заданном объеме и ассортименте с минимально необходимыми затратами трудовых и материальных ресурсов. Эти стороны деятельности и должны анализироваться ежемесячно [2]. Цехи вспомогательного производства обеспечивают ритмичную работу цехов основного производства. Это касается своевременной и бесперебойной подачи электроэнергии, воды и т.д. при минимальных затратах. Поэтому круг показателей оценки деятельности и экономического анализа в этих цехах значительно уже [2]. Обобщение практики показало, что в машиностроительных предприятиях цехи основного производства осуществляют технологически законченный процесс и имеют организационную самостоятельность в рамках предприятия. Для оценки деятельности цехов основного производства машиностроительных предприятий можно рекомендовать следующую систему показателей:
нормы расхода сырья и материальных затрат в натуральном и стоимостном выражении;
нормы по трудовым затратам и заработной плате;
процент снижения брака в производстве;
процент выполнения задания по объему выпуска продукции в натуральном, а также в денежном выражении;
финансовый результат [2].
Цехам вспомогательного производства также необходимо устанавливать показатели затрат (нормы по материальным и трудовым затратам), объема выпуска продукции (объема работ с учетом качественных параметров), выполнения графика ремонтных работ, а также показатели результатов деятельности (хозрасчетный доход, маржинальный доход, прибыль). При последнем из перечисленных следует устанавливать для применения внутренние расчетные цены. При их отсутствии целесообразно использовать для оценки деятельности вспомогательных цехов показатель себестоимости [2].
Известно, что в теории и на практике стимулирование и оценка деятельности подразделений предприятия рекомендуется осуществлять с использованием показателя себестоимости продукции или прибыли. Возникает вопрос, какой из этих показателей в подразделениях, где непосредственно формируются затраты, больше всего отвечает требованиям управления деятельностью подразделений в условиях их функционирования на принципах коммерческого расчета [5].
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.