|
Особенности ведения бухгалтерского и налогового учета на предприятии торговлиp align="left">В 2004 г. на государственном уровне вновь взят курс на сближение бухгалтерского и налогового учета (четвертый этап). Концепция развития бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на среднесрочную перспективу (Приказ Минфина России от 01.07.2004 №180) в качестве основного из возможных вариантов взаимодействия бухгалтерского учета и налогообложения определила путь, по которому «налоговая отчетность должна составляться на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, путем корректировки ее по правилам налогового законодательства».Федеральным законом от 06.06.2005 №58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» внесен ряд изменений в гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ. Большинство внесенных изменений связано с тем, что практика применения гл. 25 НК РФ показала необходимость уточнения отдельных ее норм в целях упрощения учета отдельных объектов налогообложения, а также сближения налогового и бухгалтерского учета. Изменения коснулись вопросов организации налогового учета: порядка признания в целях налогообложения прямых и косвенных расходов, незавершенного производства, определения расходов по торговым операциям, а также учета отдельных объектов налогообложения: резерва по сомнительным долгам, неотделимых улучшений арендованного имущества, материально-производственных запасов, амортизационной премии и др. По большей части эти новшества выгодны для организаций. Однако отдельные нововведения повлияли не только на налоговый, но и на бухгалтерский учет, поскольку отразились на размере отложенных налоговых активов и обязательств. Таким образом, приняв поправки в НК РФ, законодатель не учел положения Концепции развития бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на среднесрочную перспективу - никаких кардинальных мер по определению статуса налогового учета как производного от бухгалтерского сделано не было. Отметим, что за рубежом не стоит задача отдельного ведения налогового учета. Опыт зарубежных стран показывает, что при надлежащей организации учетной работы система бухгалтерского учета обеспечивает информацией, необходимой как для правильного исчисления налоговой базы и суммы налога на прибыль, так и для достоверного отражения всех фактов хозяйственной деятельности организации Азарян Р. Одна система для всех / Р. Азарян, А. Ерицян // Экономика и жизнь. - 2002. - №9. - С. 5 - 8. Профессор А.С. Николаева подчеркивает, что «у российского законодателя имеется возможность выбора одного из двух путей создания информационной финансовой системы в интересах значительного круга пользователей (в лице государства - Минфин России, налоговые органы, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Минэкономразвития России, Центральный Банк РФ и др.): 1) первый путь - «каждому пользователю - по собственной информационной (учетной) системе»; 2) второй путь предполагает применение в отношении такого объекта управления, как информационная система, принципа «управления по отклонениям», т.е. выбор в качестве основной такой учетной системы, которая в максимальной степени объективно удовлетворяет информационные потребности всех потребителей, и построение на ее основе «особенных информационных систем», удовлетворяющих специфические потребности в информации уже конкретных пользователей. ...законодатель пошел по первому пути» Налоговый учет в 2003 году: Учетная политика для целей налогообложения / Под ред. А.С. Николаевой. - АН-Пресс, 2003.. Проведенный анализ правовых норм и мнений специалистов и практиков позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время в России отсутствует необходимость в существовании системы налогового учета по налогу на прибыль как системы, параллельной системе бухгалтерского учета. Введение такой системы не отвечает ни интересам государства в целом, ни интересам предпринимателя, ни интересам многочисленных реальных и потенциальных пользователей достоверной финансовой информации. На взгляд автора, второй путь создания информационных систем - «по отклонениям» - более эффективен. Он предполагает описание принципов взаимодействия системы бухгалтерского учета и «второстепенных» учетных систем, детальное определение и описание отличий. При таком подходе становится изначально понятно, как, по каким принципам необходимо создавать законодательство, нормативные документы по системам учета, какие вопросы они должны содержать. Не успели организации изучить поправки, внесенные в Налоговый кодекс Федеральным законом от 22.07.2008г. №158-ФЗ, как законодатель подготовил новые изменения и дополнения, большинство из которых улучшает положение налогоплательщиков. Закон №224-ФЗ Федеральный закон от 26.11.2008 №224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». вступает в силу с 2009г. - за исключением отдельных норм, с которыми следует своевременно ознакомиться, но обо всем по порядку. За время своего действия абз. 4 пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ постоянно уточнялся и дополнялся, но фактически экспортеры так и не смогли им воспользоваться. Напомним кратко его содержание: в случаях и порядке, определяемых Минфином по согласованию с ФТС, при вывозе отдельных видов товаров допускается представление экспортерами таможенной декларации (ее копии) с отметками таможенного органа, производившего оформление экспортируемых товаров, и реестра фактически вывезенных товаров с отметками пограничного органа. Уполномоченными министерствами и по сей день не утвержден порядок и виды товаров, для правомерного налогообложения по нулевой ставке НДС которых следовало представить в инспекцию таможенную декларацию и реестр. Взамен этой нормы Закон №224-ФЗ ввел другую, позволяющую организациям-экспортерам по любым товарам вместо декларации представить в инспекцию только реестр таможенных деклараций, в котором должны содержаться все необходимые сведения. Но налогоплательщики смогут воспользоваться новшеством только после того, как Минфин по согласованию с ФТС определит порядок подтверждения применения нулевой ставки и налоговых вычетов реестром таможенных деклараций. До этого момента организациям-экспортерам, как и раньше, следует позаботиться о представлении в налоговые органы таможенных деклараций (их копий) с необходимыми отметками об экспорте товаров. Для товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов с 01.07.2008г. по 31.12.2009г., увеличен на 90 дней срок представления документов, подтверждающих право экспортера на получение возмещения при налогообложении продажи товаров по нулевой налоговой ставке НДС. Поправки внесены не в Налоговый кодекс, а в Федеральный закон от 05.08.2000 №118-ФЗ, который ввел в действие НК РФ, поэтому применяются они в только в отношении товаров, помещенных под режим экспорта в указанный период. На товары иных периодов действие данной поправки, внесенной Законом №224-ФЗ, не распространяется. Со следующего года к необлагаемым операциям по НДС относятся реализация лома и отходов не только цветных, но и черных металлов (пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ). Организация торговли, приобретающая в процессе приватизации имущество, не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, как налоговый агент определяет налоговую базу в размере суммы дохода от реализации имущества с учетом налога. Сама налоговая ставка, как и при аренде, определяется расчетным методом, прописанным в п. 4 ст. 164 НК РФ. Организация торговли может выступить в роли налогового агента, если будет являться посредником при реализации товаров иностранным партнером, не состоящим на учете в качестве плательщика НДС. Тогда налоговая база определяется по стоимости товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога. Это правило будет распространено со следующего года не только на реализацию товаров, но и на передачу имущественных прав, выполнение работ, оказание услуг. Вычет с аванса, предоплаты. Данное новшество можно назвать одним из главных в исчислении НДС. В общем случае право на вычет НДС можно получить после того, как товар (работа, услуга), имущественное право приняты на учет (п. 1 ст. 172 НК РФ). Данная норма применяется с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ, и именно их перечень решил расширить законодатель, предоставляя налогоплательщикам право воспользоваться вычетом, не дожидаясь поступления предоплаченных товаров (работ, услуг). Об этом говорится в новом п. 12 ст. 171 НК РФ. Приведем его дословно: вычетам у налогоплательщика, перечислившего суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав. Для получения такого вычета покупатель (заказчик) согласно новому п. 9 ст. 172 НК РФ должен выполнить три условия: - располагать документами, подтверждающими фактическое перечисление сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав; - иметь счета-фактуры, выставленные продавцами при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав; - позаботиться о том, чтобы в договоре было условие, предусматривающее перечисление указанных сумм в счет предстоящей реализации товаров (работ, услуг). Очевидно, что новшество должно затронуть другие нормы гл. 21 НК РФ, касающиеся расчетов с бюджетом по НДС. Для выставления счета-фактуры отведен пятидневный срок, только отсчитывается он не со дня отгрузки товаров, а со дня получения оплаты, частичной оплаты под предстоящую поставку товаров. Раньше счет-фактуру поставщик, получивший аванс, выставлял для себя, чтобы принять налог к вычету. После вступления в силу поправок счет-фактуру следует составлять в первую очередь для покупателя. Второе: в новом п. 5.1 ст. 169 НК РФ указаны обязательные реквизиты «авансового» счета-фактуры, они немного схожи с реквизитами обычного счета-фактуры, выставляемого после реализации товаров (работ, услуг). Мы не будем перечислять все реквизиты «авансового» счета-фактуры Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 №914.. Если аванс перечислен, счет-фактура от поставщика получен, то предъявленный и уплаченный налог можно принять к вычету. Какие действия следует предпринять дальше, при постановке на учет товаров? Восстановление налога. Такое решение законодателя вполне логично: предъявив ранее к вычету налог с аванса, покупатель должен его восстановить, чтобы иметь основания поставить к вычету налог, исчисленный со стоимости товаров, после принятия их на учет. Перечисление предоплаты (аванса) в счет предстоящих поставок товаров дополнило случаи, когда согласно п. 3 ст. 170 НК РФ налогоплательщику следует восстановить налог, ранее принятый к вычету на законных основаниях. Очевидно, что налогоплательщик-покупатель восстанавливает сумму налога в размере, ранее принятом к вычету с аванса (предоплаты). Счета-фактуры, на основании которых суммы налога ранее были приняты к вычету, регистрируются в книге продаж на сумму налога, подлежащую восстановлению. Восстановление производится в том периоде, в котором подлежат вычету суммы налога, предъявленные уже по приобретенным товарам. Кроме этого, организации придется восстановить налог, если поставщик возвратил ей полученный ранее аванс при изменении условий или расторжении договора. Заметим, перечисленные поправки касаются расчетов с бюджетом покупателя. Для поставщика порядок начисления и принятия к вычету налога остался без изменений. Организации, производящие неденежные расчеты, со следующего года больше не будут «перегонять» НДС со счета на счет. С вступлением в силу изменений Закона №224-ФЗ нормы абз. 2 п. 4 ст. 168 НК РФ, как и п. 2 ст. 172 НК РФ, утратят силу, и организации будут производить неденежные расчеты на полную сумму, не выделяя НДС для отдельного перечисления его контрагенту. Напомним, послабление касается товарообменных операций, зачетов взаимных требований и расчетов ценными бумагами. Согласно действующей редакции п. 3 ст. 176 НК РФ по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики могут вынести два самостоятельных решения: возместить (полностью или частично) сумму налога или отказать в возмещении заявленной суммы налога Приказом ФНС России от 18.04.2007 N ММ-3-03/239@ утверждены формы решения о возмещении и решения об отказе в возмещении заявленной суммы налога.. Такая схема учитывает все ситуации, однако не упрощает процедуру возмещения налога по бесспорным суммам. Внесенные поправки этот недочет устраняют. Налоговики смогут принять одно из трех решений: либо полностью возместить налог, либо отказать во всей сумме возмещения, либо частично возместить и частично отказать в заявленных организацией налоговых вычетах. Возможно, такое разграничение поспособствует упрощению всех перечисленных налоговых процедур, связанных с возмещением (отказом в возмещении) заявленного налога из бюджета. Такие решения налоговики будут вправе принимать со следующего года. Повышение нормы учитываемых процентов. В условиях финансовой нестабильности кредитные организации повышают ставки процентов по кредитам, что для заемщиков оборачивается дополнительными расходами по обслуживанию кредитов и увеличением нагрузки. Проценты превышают установленные п. 1 ст. 269 НК РФ нормы для целей налогообложения. Напомним действующие лимиты: для долговых обязательств в рублях - ставка рефинансирования ЦБ РФ, увеличенная в 1,1 раза, для долговых обязательств в иностранной валюте - 15%. Законом №224-ФЗ нормы повышены: по долговым обязательствам в рублях - до ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,5 раза, по валютным обязательствам - до 22%. Новые лимиты распространяются на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2008 г., и будут действовать до 31 декабря 2009 г., поэтому организации, возможно, придется пересчитать налоговую базу и внести изменения в бухгалтерский учет, если, конечно, есть расхождения с налогообложением. Согласно пп. 32 п. 1 ст. 251 НК РФ капитальные вложения в форме неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором, относятся к доходам арендодателя, не учитываемым при налогообложении прибыли. У арендаторов же неотделимые улучшения включаются в состав расходов, что ставило их в более выгодное положение по сравнению с ссудополучателями, получающими имущество по договору безвозмездного пользования. Федеральным законом от 22.07.2008 №158-ФЗ неравноправие арендаторов и ссудополучателей устранено, сейчас пришел черед арендодателей и ссудодателей. Последние, предоставляющие имущество в безвозмездное пользование, также смогут не учитывать в составе облагаемых доходов вложения в имущество в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем. Организация по сумме исчисленного с рыночной стоимости налога дает оценку излишкам МПЗ, выявленным в ходе инвентаризации, а также имуществу, полученному при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств (абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ). Закон №224-ФЗ расширяет сферу применения этого правила на иное имущество, выявленное не только при демонтаже (разборке) основных средств, но и при их ремонте. Излишки прочего имущества (помимо МПЗ) могут быть выявлены и в ходе инвентаризации, тогда их тоже следует оприходовать в налоговом учете по сумме налога, исчисленного с дохода, предусмотренного п. п. 13, 20 ст. 250 НК РФ. Изменив допустимый размер амортизационной премии, законодатель фактически изменил нормы не действующего Налогового кодекса, а еще не вступившего в силу Федерального закона от 22.07.2008г. №158-ФЗ. Переписаны ст. ст. 258, 259 НК РФ, при этом изменено лишь несколько абзацев, касающихся учета капитальных вложений в составе расходов отчетного (налогового) периода. Для основных средств, входящих в третью - седьмую амортизационные группы, допускается единовременное списание в уменьшение прибыли до 30%, для всех остальных основных средств норма амортизационной премии остается прежней - не выше 10% с расходов на капитальные вложения и расходов, понесенных при достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации, техническом перевооружении и частичной ликвидации основных средств. Данная поправка вступает в силу с 2009 г., однако другое уточнение применяется к основным средствам, введенным в эксплуатацию с 01.01.2008. Налогоплательщик имеет право выбрать один из двух методов начисления амортизации (линейный или нелинейный). Выбранный метод применяется ко всем основным средствам (исключение составляют лишь здания, сооружения, передаточные устройства, входящие в восьмую - десятую амортизационные группы). В это правило добавлено важное уточнение: для использования выбранного метода амортизации не имеет значения дата приобретения объектов, как по имеющимся, так и по новым объектам налогоплательщик должен применять единый метод, установленный в учетной политике для целей налогообложения на предстоящий год. Налогообложение расходов на обязательное и добровольное страхование имущества прописано в ст. 263 НК РФ. Согласно поправкам действие статьи будет расширено на имущественное страхование, которое включает страхование риска утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества (ст. 930 ГК РФ), риска гражданской ответственности (ст. ст. 931, 932 ГК РФ), предпринимательского риска (ст. 933 ГК РФ). Внереализационные расходы, связанные с ликвидацией выводимых из эксплуатации ОС, предлагается дополнить затратами по списанию нематериальных активов. При этом суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации по ОС уменьшают налоговую базу в составе внереализационных расходов только по тем объектам, по которым амортизация начисляется линейным методом. Нелинейный метод предусматривает погашение стоимости ОС в составе амортизационных групп, для которых п. 13 ст. 259.2 НК РФ (в ред. Закона №158-ФЗ) установлен отдельный порядок отражения выбывающего из амортизационных групп имущества. В частности, при выбытии объектов ОС суммарный баланс амортизационной группы (подгруппы) уменьшается на их остаточную стоимость, как только суммарный баланс достигает нулевой отметки, амортизационная группа (подгруппа) ликвидируется. Законом №224-ФЗ внесено еще одно уточнение, касающееся нелинейного метода начисления амортизации, а точнее, распределения налога на прибыль между обособленными подразделениями. Организации, имеющие такие подразделения и применяющие нелинейный метод, могут не использовать его данные для распределения налога по подразделениям, в расчете пропорции допускается определять остаточную стоимость амортизируемого имущества по данным бухгалтерского учета, что удобнее для налогоплательщика. Сумма налога на прибыль складывается из двух составляющих: федеральной и региональной. Регионам право снижать ставку предоставлено с 2006 г., они могут снизить ее с 17,5 до 13,5%. Со следующего года ставка снижается в части налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,6 до 2,5%. В итоге ставка налога на прибыль устанавливается в размере 20%, при этом регионы для отдельных категорий налогоплательщиков могут снизить налоговую нагрузку до 16%. Организации, которые имеют на балансе легковые автомобили стоимостью свыше 600 000 руб. или пассажирские микроавтобусы стоимостью свыше 800 000 руб., из года в год к основной норме амортизации применяют понижающий коэффициент (0,5). Ставка единого налога, взимаемого при применении «упрощенки», на протяжении срока действия гл. 26.2 НК РФ остается неизменной (15%). Со следующего года регионы могут снизить ее на 10 пунктов (до 5%), то есть ставка для отдельных категорий налогоплательщиков в регионах может варьироваться от 5 до 15% (п. 2 ст. 346.20 НК РФ). Размер имущественного налогового вычета будет увеличен вдвое - с 1 млн до 2 млн руб. (пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ). Это означает, что физические лица (плательщики НДФЛ) смогут вернуть из бюджета не 130 000, а 260 000 руб. Норма имеет обратную силу и применяется с 01.01.2008, поэтому ею смогут воспользоваться граждане, которые вложили свои средства в строительство или приобретение жилья в уходящем 2008 г. От ошибок никто не застрахован, в том числе и бухгалтер, рассчитывающий базу для исчисления того или иного налога. В действующей редакции ст. 54 НК РФ прописано правило, обязывающее налогоплательщика произвести перерасчет базы при обнаружении ошибок (искажений), относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам. Сделать это нужно в том периоде, когда совершены ошибки (допущены искажения). И если период совершения ошибок (искажений) определить невозможно, перерасчет налоговой базы и суммы налога производится тогда, когда выявлены ошибки (искажения). Законодатель предлагает взять последнюю норму на вооружение и не ворошить налоговую базу прошлых налоговых (отчетных) периодов в случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога. Достаточно будет пересчитать текущие налоговые обязательства на сумму допущенной ранее ошибки, однако это будет возможно сделать с 2010 г., когда данное изменение Закона №224-ФЗ вступит в силу. Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства РФ (п. 1 ст. 64 НК РФ). Право предоставлять отсрочку по уплате налогов имеет министр финансов РФ. Порядок и условия предоставления данной отсрочки прописаны в новой ст. 64.1 НК РФ. Выделим основные моменты. Министр финансов РФ вправе принимать решение о предоставлении организации отсрочки по уплате налогов в сумме, превышающей 10 млрд руб., но только при одном условии: если единовременная уплата данной суммы может привести к угрозе существования предприятия или к серьезным социально-экономическим последствиям. В условиях финансовой нестабильности данная поправка своевременна, она может помочь крупным организациям, оказавшимся в период кризиса в неблагоприятной экономической ситуации. Решение об отсрочке или о рассрочке в части сумм, подлежащих зачислению в региональные и местные бюджеты, согласовывается с финансовыми органами субъекта РФ и муниципального образования. Решение об отсрочке или о рассрочке в части сумм ЕСН, подлежащих зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов, подлежит согласованию с органами внебюджетных фондов. Отсрочка может быть предоставлена организациям, но не безвозмездно. На сумму задолженности начисляются проценты по ставке, равной половине ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на период отсрочки или рассрочки Отсрочка или рассрочка может предоставляться уполномоченным органом без ее обеспечения.. Решения об изменении сроков уплаты федеральных налогов могут быть приняты до 1 января 2010 г. Приостановление операций по счетам применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, Закон №224-ФЗ распространяет ее и на взыскание сборов, пеней и штрафов. Нововведение имеет положительное значение для налоговиков и отрицательное для организаций, за которыми числятся неуплаченные штрафные санкции по налогам и сборам. Следующее дополнение касается операций, которые не затрагивает приостановление: это платежи, очередность исполнения которых предшествует уплате налогов и сборов, а также операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, пеней и штрафов и по их перечислению. В этом списке не хватает только страховых взносов В поправках не сказано, каких взносов не касается приостановление операций, но можно предположить, что речь идет о взносах во внебюджетные фонды (ФСС, Пенсионный фонд, фонды медицинского страхования)., уплату которых налоговики уже не вправе будут блокировать согласно поправкам в последнем абзаце п. 1 ст. 76 НК РФ. Определен срок для вручения копии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам организации - не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. Иными словами, налоговикам стоит поторопиться не только с приостановлением операций, но и с отменой такого приостановления. При этом они должны уведомить о своем решении как налогоплательщика, так и кредитную организацию, вручив решение под расписку или передав его иным способом. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |