|
Организация внутреннего аудита на предприятииp align="left">Управление функцией «внутренний аудит» охватывает такие аспекты:- установление целей службы внутреннего аудита; - определение структуры службы внутреннего аудита; - организация работы службы внутреннего аудита; - управление персоналом; - планирование и оценка рисков; - внешние коммуникации. В Стандартах внутреннего аудита, разработанных Институтом внутренних аудиторов в 2001, определены основные полномочия и обязанности руководителя службы. Однако каждая организация в зависимости от собственных потребностей может устанавливать дополнительные права, обязанности, полномочия. Права, обязанности и ответственность внутренних аудиторов определены Кодексом законов о труде, Положением об организации внутреннего аудита, контрактами, должностными инструкциями (при постоянной работе) или соглашениями гражданско-правового характера (при работе по найму). Полномочия и обязанности персонала службы (исполнителей) определяются их должностными инструкциями, за разработку которых несет ответственность руководитель службы внутреннего аудита. При организации работы службы внутреннего аудита руководство предприятия должно определить и довести до сведения руководителя и сотрудников-специалистов службы об их подчиненности и подотчетности. Все указанные аспекты должны быть отражены в Положении об отделе внутреннего аудита. Служба внутреннего аудита должна быть структурирована таким образом, чтобы содействовать организации в реализации ее задач. Это в первую очередь означает обеспечение рекомендаций по повышению эффективности бизнес-процессов. Служба внутреннего аудита может быть использована руководством для проведения независимой оценки таких составляющих бизнеса, как качество корпоративного управления, управление рисками и степень прозрачности бизнеса. Финансовый контроль на предприятии предназначен для того, чтобы как можно раньше обнаружить отклонения от принятых корпоративных стандартов, нарушения принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов. Структура службы может быть создана в зависимости от специалистов, которые входят в ее состав (финансы, производство, налогообложение, развитие, компьютерные технологии и др.), или может быть ориентирована на структуру предприятия (главный офис, дочернее предприятие, филиал, представительство и т.д.). В службе должно быть достигнуто правильное соотношение общего опыта, знаний в конкретной области, профессиональной аудиторской компетентности и технических навыков, необходимых для выполнения планов аудита. Следует отметить, что каждое предприятие может корректировать структуру службы внутреннего аудита в соответствии со своими потребностями. Состав персонала отдела внутреннего аудита, их количество, уровень квалификации, теоретические и практические знания и опыт зависят от структуры предприятия, технологического процесса, задач, которые ставит руководство предприятия перед службой внутреннего аудита. Состав аудиторской группы должен определяться исходя из характера и сложности каждой аудиторской задачи, временных ограничений и наличия ресурсов. Кроме того, при для контроля за уровнем организации системы внутреннего аудита руководству предприятия необходимо проводить анализ работы внутренних аудиторов: - установить организационный статус службы внутреннего аудита. В идеальном варианте служба внутреннего аудита должна быть подотчетна только высшему руководству; - определить функции службы внутреннего аудита. Рекомендации внутренних аудиторов должны выполняться руководством предприятия, что должно иметь подтверждения; - обратить внимание на техническую компетентность внутренних аудиторов, т.е. обладают ли лица, принимаемые на должность внутреннего аудитора, необходимыми техническими навыками и профессионализмом, или необходимо проводить повышение квалификации внутренних аудиторов; - осуществлять контроль за профессиональной тщательностью внутренних аудиторов. Необходимо контролировать, должным ли образом планируется и документируется внутренние аудиторские проверки. Внедрение системы внутреннего аудита целесообразно во всех отраслях экономики, на каждом предприятии с тем, чтобы за эту работу отвечало конкретное лицо или специальный отдел. Средства на содержание аудиторской службы следует формировать за счет выявленных внутренним аудитом резервов повышения эффективности работы предприятия, снижения себестоимости и увеличения прибыли. Таким образом, при решении вопроса создания службы внутреннего аудита на предприятии основными направлениями деятельности руководства являются: - выбор формы организации системы внутреннего аудита; - выбор организационной формы службы внутреннего аудита; - выбор структуры службы внутреннего аудита; - организация и координация внутренней работы службы внутреннего аудита. 3. Документальное оформление аудиторской проверки 3.1 Рабочие документы и ведение аудиторского досье Финалом внутренней проверки является суммирование выявленных нарушений и несоответствий, составление итогового отчета. Рассматривая вопрос аудиторского отчета как итогового документа по результатам аудита, под понятием «аудиторский отчет» целесообразно понимать любые официальные документы по результатам аудита, которые передаются руководству предприятия и содержат информацию о результатах проведенной проверки. Отчетный документ может иметь разные документальные формы - аудиторская справка, аудиторское заключение, справка об экспертизе, докладная записка, отчет о проверке и другие. Сама форма этого документа определяется в приказе о назначении аудиторской проверки. Отчет должен быть составлен на основе письменной информации внутреннего аудита, в которой должны содержаться сведения обо всех выявленных недостатках и нарушениях в учете и отчетности, а также выделяться те ошибки и исправления которые могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности со ссылками на законодательные и нормативные документы. Письменная информация заполняется в двух экземплярах, один из которых передается главному бухгалтеру и руководителю для ознакомления выявления возможных разногласий и урегулирования спорных положений, а другой используется для написания отчета внутреннего аудита, после чего он передается в архив службы внутреннего аудита. В письменной информации должны содержаться: - состав группы внутреннего аудита; - реквизиты проверяемого подразделения; - перечень должностных лиц, ответственных за ведение бухгалтерского учета и составление отчетности; - период времени, к которому относится аудируемая документация; - сведения о методике проверки (направления бухгалтерского учета подлежавшие проверке, бухгалтерская документация, проверенная сплошным методом и выборочным, принципы проведения проверки); - сведения обо всех выявленных недостатках и нарушениях; - сведения о наиболее существенных нарушениях в учете значительно искажающих отчетность; - рекомендации по улучшению деятельности с целью ее оптимизации. При последующих проверках должны быть даны анализ и оценка выполнения или исправления замечаний по фактам предыдущих проверок. Письменная информация подписывается всеми аудиторами, кто проводил проверку. На основании письменной информации составляется отчет, который по структуре в основном повторяет письменную информацию. Обобщение результатов внутреннего аудита вмещает ряд методических приемов группировки и систематизации его результатов, необходимых для принятия решений по устранению обнаруженных недостатков в деятельности предприятия и профилактики правонарушений. Однородные недостатки обобщают в таблицах, схемах, ведомостях, в актах аудиторского контроля. Такие мероприятия помогают внутреннему аудитору глубже вникнуть в причины недостатков и порекомендовать руководству предприятия принять более обоснованные решения по результатам аудита. При обобщении результатов внутреннего аудита и составлении аудиторского отчета по вопросам, связанным с подтверждением финансовых прогнозов и проектов, важное значение имеет понятие существенности. Основная проблема толкования существенности заключается в определении той границы, которая должна разделять существенные и несущественные ошибки (случаи мошенничества). Определение величины существенности зависит от вида того или иного отклонения, обнаруженного аудиторами. Применяются количественные (абсолютные и относительные) и качественные (нормативные и экспертные) оценки. Отчет дает возможность внутреннему аудитору обратить внимание руководства на соответствующую проблему. Чтобы достичь намеченных целей, отчет не стоит наполнять и перегружать лишними подробностями. Он должен быть четким, точным, понятным и своевременным. Стандартной формы для отчетов внутренних аудиторов нет из-за многогранности объектов проверки, отличий в способностях аудиторов и интересах руководителей. Принцип составления отчета не отличается от других видов аудита: - ссылка только на четко выявленные изъяны в работе аудируемой стороны с указанием характера противоречий с нормативными актами, рекомендательными документами, принципами политики компании; - все факты должны фигурировать в промежуточных отчетах и быть озвучены аудируемой стороне еще в ходе проверки; - итоговый отчет должен содержать предложения аудиторской команды по устранению и профилактике выявленных ими нарушений или несоответствий. Аудиторский отчет содержит ряд разделов, которые раскрывают необходимую информацию и предоставляют рекомендации руководству предприятия. Аудиторский отчет должен состоять из вводной, аналитической и итоговой частей. Вводная часть аудиторского заключения содержит: - название документа в целом; - дата и место составления; - основание проведения проверки (приказ руководителя предприятия, протокол решения учредителей); - фамилии, имена и отчества лиц, принимавших участие в проверке, и должностных лиц, ответственных за деятельность подразделения; - период проверки; - вопросы, которые были подвергнуты документальной и фактической проверке. Аналитическая часть отчета адресуется должностному лицу, назначившему проверку и должна включать: - наименование подразделения; - объекты аудита; - изложение результатов проверки; - общую оценку соблюдения законодательства и установленного порядка ведения бухгалтерского учета, оценку оформления хозяйственных операций и их отражение в бухгалтерском и оперативном учете; - существенные нарушения конкретных нормативно-правовых актов; - арифметические, логические, документальные и вещественные доказательства установленных нарушений; - фамилии, имена, отчества и должности лиц, допустивших нарушения, денежное и количественное выражение негативных последствий нарушений. Итоговая часть аудиторского документа содержит оценку аудитора производственно-финансовой деятельности подразделения и ведения бухгалтерского учета, а также предложения по устранению выявленных нарушений, рекомендации подразделению по устранению недостатков до принятия решения по проверке должностным лицом, назначившим проверку, следует указать, какие рекомендации выполнены, а какие считаются неэффективными из-за избыточных расходов. Итоговый отчет должен указывать на реальные преимущества, полученные в результате изменений, давать руководству предприятия рекомендации о том, что нужно сделать или чего следует избегать в будущем. Хороший отчет аудитора должен стать для администрации предприятия руководством для последующего развития предприятия. При изложении своего мнения аудитор должен соблюдать строгую объективность, не допускать необоснованных утверждений, выводов и оценок деятельности отдельных лиц или проверяемого подразделения и записывать обвинительные формулировки. Замечания о недостатках и нарушениях, полученных из устных или письменных заявлений отдельных лиц, в отчет включать нельзя. Каждый отраженный в нем факт должен быть всесторонне проверен аудитором. Если руководитель подразделения или другое должностное лицо подразделения имеет возражения или замечания по материалам проведенной проверки, он должен подписать документ о проверке и одновременно приложить к нему свои письменные возражения или замечания. К заключительному документу о проверке прилагаются объяснения других должностных лиц проверяемого подразделения, непосредственно осуществляющие хозяйствующие операции, по мнению аудитора, выполненных с нарушением действующих нормативно-правовых актов. В случаях, когда необходимо принять срочные меры к устранению выявленных нарушений, составляются промежуточные аудиторские отчетные документы, направляемые руководителю, назначившему проверку, с последующим включением этих сведений в общий документ о проверке. Промежуточные отчетные документы аудитора составляются в ходе аудиторской проверки на тех участках работы предприятия, где вскрыты наиболее значимые нарушения, требующие немедленного принятия мер, и подписываются проверяющими и должностными лицами подразделения. Только после получения письменного отчета внутренняя аудиторская проверка считается законченной. Итоговый отчет составляется в трех экземплярах: первый передается руководителю, второй адресуется вышестоящей организации, третий направляется в архив, при этом все экземпляры являются первыми. Отчет проверяется и утверждается руководителем службы внутреннего аудита и направляется лицам, которые будут выполнять соответствующие мероприятия по объекту проверки. Отчет обсуждается с руководством предприятия, где проводится внутренний аудит. 3.2 Итоговые документы аудита Проверка считается законченной, когда выявленные нарушения устранены, а финансово-хозяйственная деятельность проверяемого подразделения обеспечивает полный хозяйственный расчет и рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Внутренний аудитор готовит комментарии об обнаруженных недостатках и вносит предложения об их устранении и улучшении финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Оригинал этого документа хранится в отделе внутреннего аудита, а копия передается руководителю предприятия (подразделения), в котором проводился аудит. Выявленные в ходе проверки недостатки, не требующие существенных изменений в деятельности подразделения и входящие в компетенцию руководителя подразделения, необходимо устранить по ходу проверки. Об их устранении в процессе проверки делается соответствующие записи в отчете. Если при проверке выявлены серьезные нарушения законодательства и иных нормативно-правовых актов: недостачи, хищения денежных средств или материальных ценностей, нарушения налогового законодательства, требующие внесения изменений в бухгалтерскую отчетность предприятия и возмещения потерь, материалы проверок передаются в юридический отдел предприятия. Юрист дает правовую оценку записям по материалам проверки и готовит исковые документы для передачи в суд с целью возмещения материального ущерба. После выявления причиненного ущерба в материалах проверки меры по его возмещению должны приниматься немедленно. При нарушениях и злоупотреблениях необходимы меры по сохранности отельных документов. Для этого их изымают как в процессе проверки, так и после ее окончания. В первую очередь, изымаются документы, имеющие следы подчисток, исправления цифр и текста, и содержащие неправильные и подложные сведения. На этих документах нельзя делать какие-либо пометки. В делах проверяемых структурных подразделенияй вместо изъятых документов отставляют их копии с указанием на обороте кем и когда они изъяты. Возмещение материального ущерба осуществляется также по всем уплаченным подразделением штрафам, неустойкам, иным санкциям. При этом администрация должна возложить имущественную ответственность в соответствии с законодательством на конкретно виновных лиц. По результатам проверки отдельных хозяйственных операций (например, кассы и кассовых операций) проводится беседа с должностными лицами предприятия и кассиром, ответственным за хранение ценностей, обсуждаются обнаруженные недостатки и мероприятия по их устранению. После этого аудитор составляет соответствующий раздел аудиторского отчета. Нужно также предоставить проверяемой стороне возможность вносить коррективы в отчет, если ею будут предоставлены убедительные контраргументы к выводам аудиторов. Что касается руководства компании, то, принимая решения по результатам внутреннего аудита, ему необходимо сформулировать и внедрить их таким образом, чтобы не вызвать в дальнейшем напряжения в отношениях между аудируемой и аудиторской сторонами или отдельными сотрудниками компании. По результатам проверки финансового состояния предприятия к аудиторскому отчету прилагается обоснованный анализ эффективности финансовой деятельности в текущем периоде и степень использования ранее предоставленных аудитором предложений о повышении уровня прибыльности. Повышению эффективности проверок способствует обсуждение их итогов с учредителями, руководителями и ответственными работниками предприятия. При необходимости вопросы сохранности собственности обсуждаются с персоналом подразделения, вносятся их предложения по организационно-техническим мероприятиям и утверждаются планы по устранению выявленных недостатков и меры по повышению эффективности работы данного подразделения. Отчетные документы по аудиторским проверкам, проект решения по проверке (приказ), приложения, другие документы по проверке и перечень принятых мер представляются на рассмотрение должностному лицу, назначившему аудиторскую проверку. Руководство предприятия может поручить внутреннему аудитору: провести анализ и выяснить причины финансовых трудностей. Но это не означает, что внутренний аудитор должен выполнять текущую аналитическую работу, которую осуществляет соответствующее подразделение предприятия. Задача внутреннего аудитора заключается в том, чтобы помочь соответствующей службе предприятия при возникновении проблем. Обоснованный стратегический план и действенный контроль за его выполнением со стороны функциональных подразделений и внутреннего аудита является залогом успешного и динамичного развития предприятия в будущем. По результатам внутреннего аудита руководство предприятия при участии трудового коллектива разрабатывает мероприятия по ликвидации и предотвращению повторения недостатков в своей последующей деятельности и организует контроль за выполнением этих мер. По каждому случаю недостачи средств или материальных ценностей руководством предприятия подаются исковые требования о возмещении ущерба соответственно правоохранительным органам или в арбитраж. Для учета и контроля за выполнением решений по аудиторским проверкам служба аудиторского контроля или аудитор ведет книгу учета аудиторских проверок и принятых по ним мер. В книге вводятся следующие графы: - наименование подразделения, на котором проведена проверка; - организационный метод проверки; - дата отчетного документа по проверке; - дата и номер приказа по результатам проверки; - сроки представления информации о выполнении решения по отчету о проверке; - дата фактического представления отчета о выполнении приказа; - сумма ущерба денежных средств, материальных ценностей и ценных бумаг; - сумма ущерба в результате налоговых нарушений; - передано в суд; - сумма восстановленных денежных средств, материальных ценностей и ценных бумаг; - сумма взысканного ущерба с виновных лиц добровольно; - сумма дополнительно начисленных и внесенных платежей в бюджет. Таким образом, внутренний аудит активно влияет на выявление негативных явлений в деятельности предприятия, установление их причин и способствует профилактике недостатков и злоупотреблений в деятельности субъектов ведения хозяйства. Выводы и предложения Эффективная работа субъектов хозяйственной деятельности: в условиях рыночных отношений во многом зависит от организации системы внутрихозяйственного аудита. Методы и формы экономического аудита, свойственные командно-административной системе неспособны удовлетворить информационные потребности менеджеров и владельцев предприятий. Все это нуждается во внедрении на больших и средних предприятиях внутреннего аудита. Система внутреннего аудита - этот термин определяет все внутренние правила и процедуры аудита, введенные руководством для достижения поставленной цели - обеспечение (в пределах возможного) стабильного и эффективного функционирования предприятия. Такой аудит на больших предприятиях должен осуществляться повседневно специализированным отделом, кроме бухгалтерии и главного бухгалтера. В небольших фирмах обязанности внутреннего аудита возлагаются на ревизионную комиссию, которая назначается учредителями. Для проведения внутреннего аудита можно также привлекать профессиональных аудиторов со специализированных фирм. Объектом внутреннего аудита должны быть: система бухгалтерского учета предприятия, достоверность отчетности, состояние имущества, обеспеченность собственными оборотными средствами, финансовая стойкость, платежеспособность, система управления предприятием, качество работы экономических служб, налогообложение, нормирование, организация производства, исполнительная дисциплина и тому подобное. При организации внутреннего аудита должны быть четко определены и распределенные обязанности отдельных работников по проверке различных направлений отчетности, а также установленные границы их полномочий согласно с положенными обязанностями. Нельзя допускать, чтоб одно лицо контролировало всю операцию с начала до конца. Аудитор должен также проверить, чтоб с целью предотвращения злоупотреблениям в отношениях с сотрудниками других подразделов предприятия руководитель службы внутреннего аудита (аудита) проводил постоянную ротацию внутренних контролеров. То есть один и тот самый контролер не должен проводить проверку одного подраздела предприятия дважды подряд. Внутренний аудит - это составная часть организационной структуры предприятия. И поэтому, независимо от уровня автономности и объективности, он не может достичь того самого уровня независимости, что и внешний аудит при высказывании независимого мнения относительно финансовой отчетности предприятия. Даже при условии нормального функционирования аудита ответственность внешнего аудитора не может не быть уменьшенной. В отличие от роли и функций внешнего аудитора, основные функции которого заключается в формировании независимого вывода о достоверности финансовой отчетности предприятий, роли и функциях внутреннего аудита определяются руководством предприятия и целью его развития. Функции внутреннего аудита изменяются в зависимости от требований руководства предприятия. Главная цель внутреннего аудитора - определить, имеет ли финансовая отчетность предприятия существенные перекручивания. Анализ действующей практики отечественных и зарубежных фирм дает возможность выявить определенные отличия между внутренним и внешним аудитом в организации службы аудиторского аудита. По большей части на больших предприятиях, где имеет место внутренний аудит, созданы отдельные службы внутреннего аудита. Относительно внешнего аудита в Украине, то он, по закону «Об аудиторской деятельности в Украине», может осуществляться аудиторской фирмой или отдельным аудитором, который зарегистрирован как неюридическое лицо. Для внутреннего аудита характерен риск бизнеса предприятия, потеря репутации в случае некачественного выполнения своих функциональных обязанностей. Внешний аудитор определяет и оценивает на стадии планирования процесса аудиторского аудита аудиторский риск. Предоставление внешним аудитором необоснованного аудиторского заключения может привести к его материальной ответственности, что является причиной риска бизнеса аудитора (аудиторской фирмы). Внедрение системы внутреннего аудита целесообразно во всех отраслях экономики, на каждом предприятии с тем, чтобы за эту работу отвечало конкретное лицо или специальный отдел. Средства на содержание аудиторской службы следует формировать за счет выявленных внутренним аудитом резервов повышения эффективности работы предприятия, снижения себестоимости и увеличения прибыли. При исследовании бухгалтерского учета и внутреннего аудита на предприятии было выявлено, что на предприятии отсутствует должностная инструкция главного бухгалтера, бухгалтерский учет ведется частично с использованием бухгалтерской компьютерной программы. Рекомендовано: 1) Разработать и утвердить должностную инструкцию главного бухгалтера. 2) При ведении учета полностью использовать программный продукт 1 С. 4) При анализе внутреннего контроля на предприятии установлено что, в ДП «КРЦ «Юг-Авто» внутренний контроль ограничивается инвентаризаций, годовая инвентаризация носит формальный характер. Поэтому предприятию предложено внедрить систему текущего бухгалтерского контроля в целях предотвращения бесхозяйственного расходования средств. Список использованных источников 1. Закон Украины «Об аудиторской деятельности» №3125-ХII от 22.04. 1993 г., с изменениями и дополнениями 2. Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» №996 XIV-ВР от 16.07.1999 г., с изменениями и дополнениями 3. Международным стандартом аудита 400 «Оценка рисков и внутренний контроль» 4. Аудит: практическое пособие (под ред. А. Кузьминского). - К.: Учетинформ, 2006. - 384 с. 5. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. - М.: ИИД «ФИЛИНЪ», 2006. - 424 с. 6. Білуха М.Т. Курс аудиту. - К.: Товариство «Знання», КОО, 2007. - 574 с. 7. Бутинец Ф.Ф. Аудит. - Ж.: ПП «Рута», 2005. - 512 с. 8. Гончарук Я.А., Рудницький В.С. Аудит. - К.: Знання, 2007. - 443 с. 9. Майданевич П.Н., Абдул Каюм, Федосеев С.К., Майданевич Ю.П., Олейник О.А. Аудит. - Донецк: ООО «Юго-Восток ЛТД», 2005. - 395 с. 10. Стандарти аудиту та етики (Видання МФБ 2001 p.). Пер. з англ. - К.: ТОВ «Парітет-інформ», 2003. - 712 с. 11. Усач Б.Ф. Аудит: Навч. посібник. - К.: Знания - Пресс, 2002. - 223 с. 12. Усач Б.Ф., Душко З.О., Колос М.М. Організація і методологія аудиту: Підручник. - К.: Знання, 2006. - 295 с. 13. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. - К.: Инфра-М, 2001. - 352 с. 14. Шешукова Т.Г. Аудит: теория и практика применения международных стандартов. М.: Финансы и статистика, 2005. 15. Максімова В.Ф. Генезис підходів до визначення головної цілі функціонування системи внутрішнього економічного контролю / Вісник Львівської державної фінансової академії. Зб. наук. статей. Сер.: Економічні науки. - Львів: Львівська державна фінансова академія, 2005. - №7. - С. 350 - 357. 16. Максімова В.Ф. Загальний підхід до організації системи внутрішньогосподарського контролю / Бухгалтерський облік та господарський контроль (Вісник №19). - Житомир: ЖІТІ, 2002. - С. 174 - 179. 17. Максімова В.Ф. Інформаційна сутність внутрішнього корпоративного контролю з точки зору системного підходу / Науковий вісник Полтавського університету споживчої кооперації України. - Сер: Економічні науки. Вип. 6. - Полтава: ПУСП, 2004. - №4 (12). - С. 41 - 45. 18. Максімова В.Ф. Категорія ефективності в оцінці стану і функціонування системи внутрішнього контролю / Актуальні проблеми державного управління. Зб. наук. пр. Одеського регіонального інституту державного управління. Вип. №4 (20). - Одеса: ОРІДУ, 2004. - С. 303 - 319. 19. Сухарева Л. Внутрішній аудит в системі фінансового контролю. // Бухгалтерський облік і аудит. - 2003. - №3 - с. 13-17 20. Сухарева Л.О. Контроль у діяльності бухгалтера: історія досліджень, стан і перспективи / Л.О. Сухарева // Бухгалтерський облік і аудит. - №5. - 2003. - С. 15-20. 21. Сухарева Л.О. Аудит: оцінка якості системи бухгалтерського обліку: [монографія] / Л.О. Сухарева, К.О. Закалінська; Донец. нац. ун-т економіки і торгівлі ім. Туган-Барановського. - вид-во «Вебер2» (Донецька філія), 2009. - 263 с. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |