|
Аудитp align="left">2. Вид деятельности экономического субъекта: банки и др. кредитные учреждения, страховые организации и общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании), внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами, благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц, и другие.3. Источники формирования уставного капитала (уставного фонда) экономического субъекта. Экономические субъекты подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке, если в их уставном капитале (уставном фонде) имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам. 4. Финансовые показатели деятельности экономического субъекта. Экономические субъекты, за исключением находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности, подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности: объема выручки от реализации продукции, работ, услуг за год, превышающего в 500 тыс. раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда; суммы активов баланса, превышающей на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда. Кроме того, обязательный аудит может осуществляться по поручениям органа дознания, прокурора, следователя суда и арбитражного суда, связанным с находящимся в их производстве уголовным (арбитражным) делом, а также рассматриваемым ими материалом о нарушении законодательства. 7. Профессиональные аудиторские объединения 1. Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение - саморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этики, осуществляющее систематический контроль за их соблюдением, получившее аккредитацию в уполномоченном федеральном органе. (п. 1 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ) 2. Профессиональное аудиторское объединение, удовлетворяющее указанным в пункте 1 настоящей статьи требованиям, членами которого являются не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций, вправе подать в уполномоченный федеральный орган заявление о своей аккредитации. Для целей настоящего Федерального закона под аккредитацией в уполномоченном федеральном органе понимаются официальное признание и регистрация этим органом профессиональных аудиторских объединений. (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ) Порядок получения аккредитации, отказа в выдаче и отзыва аккредитации, права и обязанности аккредитованных профессиональных аудиторских объединений определяются уполномоченным федеральным органом с учетом требований настоящего Федерального закона и рекомендаций совета по аудиторской деятельности. 3. Любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами по крайней мере одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения. 4. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют право: участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, проводимой уполномоченным федеральным органом; в соответствии с квалификационными требованиями уполномоченного федерального органа разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов; самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами; по итогам проведенных проверок применять меры воздействия к виновным лицам и (или) обращаться в уполномоченный федеральный орган с мотивированным ходатайством о наложении взыскания на таких лиц; (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ) ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче претендентам квалификационных аттестатов аудитора; ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о приостановлении действия и аннулировании квалификационного аттестата аудитора в отношении своих членов; ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче, приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении своих членов; обращаться в совет по аудиторской деятельности с предложениями по регулированию аудиторской деятельности; содействовать развитию профессии аудитора и повышению эффективности аудиторской деятельности в Российской Федерации; защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, судах и правоохранительных органах; разрабатывать и издавать литературу и периодические издания по аудиту и сопутствующим ему услугам; представлять интересы аудиторов в международных профессиональных организациях аудиторов; осуществлять иные функции, определенные уполномоченным федеральным органом. 5. При аннулировании лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора эта аудиторская организация или этот индивидуальный аудитор исключаются из состава всех аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, членами которых они состоят, без права повторного вступления как в эти аккредитованные профессиональные аудиторские объединения, так и в другие аккредитованные объединения на срок, установленный уполномоченным федеральным органом, но не более трех лет со дня аннулирования лицензии у данной аудиторской организации или данного индивидуального аудитора. 8. Правила (стандарты) аудиторской деятельности Развитие аудита как за рубежом, так и в РФ привело к необходимости унификации аудиторской деятельности. В результате стали разрабатываться аудиторские стандарты, сначала в национальных рамках, затем в международном масштабе. Стандарты определяют требования к аудиторам, к общему подходу в отношении проведения аудиторской проверки, к отражению результатов проверки. Различают общие стандарты, рабочие или специальные стандарты (стандарты процесса аудирования) и стандарты отчетности (стандарты аудиторского заключения). Общие стандарты определяют, кто должен проводить проверку, необходимость независимости, профессионализма, добросовестности, профессионального внимания. Специальные стандарты содержат требования планирования проверки, контроля за работой участников аудиторской группы, изучения системы внутреннего контроля, достаточного обоснования выводов, формирования на их основе убедительного заключения. Стандарты отчетности требуют от аудитора указывать, соответствуют ли проверяемые финансовые отчеты общепринятым бухгалтерским принципам, аудитор должен выразить свое мнение по поводу их достоверности или указать причины, по которым это мнение не может быть выражено. В аудиторском отчете (заключении) должны содержаться исчерпывающие сведения о характере аудиторской проверки и степени ответственности аудитора. В России аудиторские правила (стандарты) стали разрабатываться с середины 90-х годов XX века, в 1996 году первые из них были одобрены Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Их требования являются обязательными при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, в других случаях их требования носят рекомендательный характер. 9. Внутрифирменные аудиторские стандарты Внутрифирменные аудиторские стандарты разрабатываются крупными аудиторскими фирмами и являются их интеллектуальной собственностью. Наличие внутрифирменных стандартов облегчает аудиторскую работу, повышает ее качество и унифицирует рабочую документацию фирмы. Внутрифирменные аудиторские стандарты могут состоять из отдельных блоков, включающих в себя стандарты по внутренней структуре фирмы, организации ее деятельности, стандарты проверки правового обеспечения деятельности клиента, стандарты проведения аудита по отдельным разделам, стандарты по проверке экономических субъектов, обладающих общими признаками (малые предприятия, предприятия с иностранными инвестициями), стандарты по проверке предприятий отдельных отраслей и сфер деятельности. Стандарты проведения аудита по отдельным разделам включают в себя: вопросник или тесты по соответствующему разделу; перечень аудиторских процедур и последовательность их проведения; типовую схему проверки: 1. Перечень нормативных документов. 2. Состав первичных документов. 3. Регистры аналитического учета. 4. Регистры синтетического учета. 5. Формы, статьи и таблицы бухгалтерской отчетности, в которой отражается проверяемый показатель. 6. Описание альтернативных решений в случае их наличия. 7. Классификатор возможных нарушений. 10. Структура аудиторской организации. Отбор клиентов аудит. фирмами Все аудиторские фирмы могут быть разделены на универсальные и специализированные. Универсальные имеют несколько аудиторских лицензий, соответственно, большой объем и полный спектр реализуемых услуг и численность аудиторов от 10 человек и более. Специализированные имеют лицензию только на один вид аудита и, как правило, сосредотачивают свое внимание на определенных видах работ и имеют численность аудиторов в пределах 10 человек. Аудиторы -- физические лица, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели, -- обычно имеют одну лицензию и выполняют работу, какая им будет предложена, собственными силами. Профессиональные сотрудники аудиторской организации с точки зрения функций, выполняемых в ходе аудита, могут быть разделены на следующие категории: Руководитель аудиторской организации -- это сотрудник, входящий в состав администрации и (или) собственников аудиторской организации, имеющий право подписи аудиторских заключений от имени этой организации и, как правило, аттестованный на право осуществления аудиторской деятельности по одной из аудиторских специализаций. Руководитель аудиторской организации обязан: а) вести переговоры с руководством экономического субъекта; б) назначать руководителя аудиторской проверки и комплектовать бригаду специалистов, направляемую на аудит экономического субъекта; в) выражать мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности проверенного экономического субъекта, отраженное в аудиторском заключении. Руководитель аудиторской проверки -- это сотрудник аудиторской организации, которому поручено проводить проверку и руководить персоналом, занятым в аудиторской проверке конкретного экономического субъекта, и который в обязательном порядке аттестован на право аудиторской деятельности по аудиторской специализации, соответствующей требованиям конкретного аудиторского задания. Руководитель проверки назначается руководителем аудиторской организации и подотчетен ему. Руководитель аудиторской проверки несет ответственность: а) за организацию и текущий контроль работы с конкретным экономическим субъектом; б) за процедуру планирования работы (утверждает общий план и программу аудита); в) за соответствие проводимого аудита и подготовленной по его результатам рабочей документации правилам (стандартам) аудиторской деятельности и внутрифирменным требованиям; г) за доведение до сведения руководителя аудиторской организации основных результатов аудита, которые могут повлиять на содержание и выводы аудиторского заключения. Старший аудитор является сотрудником аудиторской организации, которому поручено или может быть поручено в ходе данной аудиторской проверки руководить рядовыми участниками этой проверки и который, как правило, аттестован на право осуществления аудиторской деятельности по одной из аудиторских специализаций. Старший аудитор подотчетен руководителю аудиторской проверки и по отношению к нему является исполнителем. Старший аудитор несет ответственность: а) за подготовку, непосредственное осуществление и документальное оформление результатов аудиторских процедур; б) за организацию и контроль работы подотчетных ему рядовых участников проверки. Рядовой участник проверки -- это сотрудник, подотчетный старшему аудитору или непосредственно руководителю проверки и по отношению к данным лицам являющийся исполнителем. Рядовые сотрудники аудита несут ответственность за выполнение обязанностей, порученных им в ходе осуществления аудита. Аудиторские организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, могут иметь упрощенную двухуровневую систему управления: руководитель аудиторской организации, как правило, являющийся и руководителем проверки, и подчиненные ему рядовые участники проверки. Аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, несут ответственность за качество выполняемого аудита в соответствии с действующим законодательством. Осн-ми процедурами отбора клиентов АФ явл-ся: 1) оценка хар-ра отрасли; 2) оценка цели ауд-й проверки у данного К и возможного исп-ния его рез-в; 3) выяснение особ-тей рук-лей; 4) предвар-я оценка потенциальной трудоемкости и сложности А, а также ауд-го риска; 5) оценка причины смены а-ров; 6) знак-во с оговорками прежних АЗ; 7) выяснение хар-ра и проблем взаимоотн-й с нал-ми органами, банками, партнерами, акц-ми и др. потреб-ми инф-ции, ФО потенц-го К; 8) получение рек-ций (от разл-х орг-ций, проф-лов и т.д.); 9) анал-кая проверка отч-ти; 10) предвар-е знакомство с сос-ем БУ и БО, а также с текущими и предстоящими проблемами потенц-го К; 11) оценка собственной способности АФ или а-ра к вып-ю работы с точки зр-я наличия соотв-го персонала, знания отрасли К и т.д. 11. Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита Письмо-обязательство направляется исполнительному органу клиента до заключения договора на проведение аудита во избежание неправильного понимания им условий предстоящего договора. Согласно ГК РФ это письмо, если оно составляется для разовых соглашений, является офертой. Оферта -- это предложение заключить договор одной из сторон и ее акцепт (принятие предложения) другой стороной. Следовательно, клиент, получив письмо-обязательство, должен письменно подтвердить согласие на условия аудита, предложенные аудиторской организацией. Если между клиентом и аудиторской организацией существует долгосрочный договор, в котором определены цель и масштаб аудита, то письмо-обязательство можно не составлять. Письмо-обязательство должно содержать следующие обязательные указания: по условиям аудиторской проверки об объекте, цели, порядке аудита филиалов, подразделений, о том, должно ли аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента включать заключение о достоверности отчетности филиалов, подразделений, дочерних компаний; о законодательных актах и нормативных документах, на основе которых проводится аудит; о дополнительных вопросах, решаемых в ходе аудита; по обязательствам аудиторской проверки о форме отчетности аудиторской организации по результатам проведенной работы; об ответственности; обязательство по соблюдению коммерческой тайны; о наличии риска необнаружения существенных неточностей или ошибок. по обязательствам экономического субъекта об ответственности за полноту и достоверность документации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности; об обеспечении свободного доступа к документации и информации, необходимой для проведения аудита; о направлении клиентом по указанию аудиторской организации писем в адрес его дебиторов и кредиторов о подтверждении ими соответствующей задолженности; о неоказании давления на аудиторскую организацию в любой форме с целью изменения ее мнения о достоверности бухгалтерской отчетности. Кроме того, по усмотрению аудиторской организации и в соответствии с пожеланиями клиента могут быть включены в текст письма: общие сведения об оказываемых аудиторской организацией услугах, квалификации персонала, наиболее крупных клиентах, членстве в российских и международных аудиторских организациях; примерный календарный план проведения аудита и состав группы аудиторов, направляемой на проверку; общая характеристика методов проверки; предложения об использовании услуг других аудиторов или независимых экспертов и т.д. 12. Понимание деятельности экономического субъекта Исходя из существующей практики на стадии планирования аудитор подготавливает следующие документы: Описание бизнеса проверяемой организации базируется на перечне факторов внутрихозяйственной деятельности и факторов, отражающих состояние конкретной отрасли финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и экономики страны в целом, влияющих на увеличение риска искажений. Изучая факторы, отражающие состояние конкретной отрасли финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и экономики страны в целом, аудитор должен указать, в каком состоянии находится отрасль бизнеса клиента (кризис, депрессия, подъем), как на нее влияет общее состояние экономики страны, возможность возникновения несостоятельности (банкротства) клиента. После этого надо описать особенности бизнеса данного клиента. В частности, аудитору следует указать цель создания фирмы, ближайшие перспективы ее развития. Описание системы бухгалтерского учета должно включать схему документооборота, состав бухгалтерии, распределение обязанностей и ответственности между ее работниками, форму бухгалтерского учета с описанием особенностей ее применения, использование компьютеров с указанием на применяемую бухгалтерскую программу. В описании системы внутреннего контроля следует указать наличие контролирующего органа (ревизионной комиссии, службы внутреннего контроля и т. д.) и его функции, обязанности руководства предприятия по обеспечению контроля. При этом аудитор должен обратить внимание на совмещение должностей, которые ведут к утрате контроля (кассир и бухгалтер). Экспресс-анализ отчетности проверяемой организации включает в себя: описание необычных сумм для данного типа статей отчетности и неожиданных соотношений между ними; изучение статей отчетности в динамике; расчет основных финансовых показателей; заключение о возможности предприятия продолжать работу в будущем на основе расчета двух показателей: стоимости чистых активов и коэффициентов удовлетворительной структуры баланса. 13. Договор в аудиторской деятельности. Оценка стоимости аудиторских услуг Договор на проведение аудиторской проверки -- это официальный документ, который регламентирует взаимоотношения аудитора с клиентом. От правильного и четкого составления договора во многом зависит качество и бесконфликтность проведения аудиторской проверки. В новом Гражданском кодексе отражен новый вид договора: договор на возмездное оказание услуг. В качестве одного из видов договоров указаны аудиторские услуги. Особенностями этого договора являются: 1. Понятие безвозмездного оказания услуг. В отличие от договора подряда предметом ДВОУ является действие, а не результат. Так, в частности, по окончании аудиторской проверки составляется аудиторское заключение. 2. Порядок исполнения договора. В отличие от договора подряда исполнитель ДВОУ обязан выполнить услуги лично. Привлечение «субподрядчиков» возможно только с согласия клиента. Кроме того, при выполнении договора на аудиторскую проверку право оценивать ее качество заказчику не предоставлено. Такие права имеют орган, выдавший лицензию, после соответствующей перепроверки, а также арбитражный или третейский суд. Это одно из основных условий независимости аудиторской проверки. 3. Оплата услуг. Договор на аудиторскую проверку должен содержать обязательство заказчика об оплате работ вне зависимости от содержания аудиторского заключения. Кроме того, при решении вопроса об оплате надо предусмотреть распределение риска. Риск случайной невозможности исполнения договора, возникший по вине заказчика, несет заказчик. А услуги аудитора должны быть оплачены в полном объеме. 4. Определение последствий невозможности достижения результатов работы. Суть в том, что если возникли обстоятельства, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает аудитору все расходы. Чтобы конкретизировать этот момент, надо согласовать возможную оплату исходя из количества и состава группы аудиторов и их почасовой оплаты. 5. Обязательства сторон при одностороннем отказе от исполнения договора. В ДВОУ и заказчик, и исполнитель могут это сделать. Но условием со стороны заказчика является оплата исполнителю фактически понесенных расходов, а со стороны исполнителя -- полное возмещение заказчику убытков. В договоре следует также определить сроки представления документов, оговорить возможность отказа от выражения мнения о достоверности отчетности в случае непредставления необходимых для проверки документов или увеличения времени проведения проверки и, соответственно, увеличения оплаты. В договоре желательно предусмотреть предоплату (обычно от 50 до 100%), а также выделение клиентом отдельного помещения для работы аудиторов. В стоимость аудиторских услуг, если они выполняются юридическим лицом, включается НДС, что также надо отразить в договоре. В договоре может быть предусмотрено при необходимости предоставление в распоряжение аудиторской группы работников фирмы-клиента для оказания помощи в отдельных участках работы, например, в проведении инвентаризации, в подборке договоров. В договоре может быть предусмотрен также порядок обращения к руководству проверяемой организации за разъяснениями. 14. Общая схема проведения аудиторской проверки Общая информация о проведении аудиторской проверки От подписания договора до выдачи аудиторского заключения Работа с организацией, желающей провести аудиторскую проверку, состоит из следующих этапов: Этап 1. Предварительное определение стоимости аудиторских услуг Перед непосредственным заключением договора производится определение стоимости аудиторских услуг для каждого клиента индивидуально, исходя из предполагаемой продолжительности проведения всего комплекса работ и сложности проверки. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |