V. Статистические данные о вирусных заболеваниях и прививках по средней школе №9 г. ВилючинскаВ школе около 900 учащихся. В 2002 году ОРЗ и ОРВИ болело 498 учеников, в 2003 - 299 человек, в 2004 - 297 человек. Случаев гриппа было зарегистрировано в 2002 году - 63, в 2003 - 9, в 2004 случаи заболевания гриппом не были зарегистрированы. Прививки против гриппа делаются в нашей школе каждый год всем ученикам уже более 5 лет. В 2002 году случаев ветряной оспы было 20, в 2003 - 3, в 2004 - 7 случаев. Прививки от ветряной оспы не делаются. Коревая краснуха в последний раз была зарегистрирована в 2002 году - 4 случая. Вакцинация против коревой краснухи проводится в 12 месяцев. Первая ревакцинация - в 6 лет, затем в 13 лет девочкам ранее не привитым, или получившим только 1 прививку. Фельдшер образовательных учреждений. Изд-во «Феникс», стр.37Против кори (ЖКВ) вакцинация проводится в 13 месяцев, ревакцинация - в 6 лет. Последний случай вирусного гепатита был зарегистрирован в 2000 году. Это был случай гепатита А (инфекционного гепатита) при котором некоторое время соблюдается карантин. Прививки против вирусного гепатита В проводится новорожденным по схеме 0-1-6 (первый раз - в первые 12 часов жизни, затем - в 1 месяц и в 6 месяцев). Ревакцинация проводится в 13 лет (ранее не привитым). Фельдшер образовательных учреждений. Изд-во «Феникс», стр.38Последний раз случай эпидемического паротита был зарегистрирован в 2000 году. Вакцинация против паротита делается детям в возрасте 1 года, затем в 6 лет. Но в 2000 году в нашей школе была проведена вакцинация всем детям, которые не были привиты вторично, таким образом, сейчас в нашей школе привиты все дети. Против полиомиелита (ОПВ) прививают в 3 месяца трехкратно с 1,5 интервалом. Ревакцинация - в 18 месяцев,20 месяцев и в 14 лет. 5.1 Опрос учащихся средней школы №9 по вирусным заболеваниямДля того чтобы выяснить, что ученики 9-х классов знают о вирусных заболеваниях и борьбе с ними, им был предложен небольшой тест. Наиболее интересными вопросами для нас показались такие: Как вы думаете, при каком пути передачи легче всего заразиться СПИДом? (половой, через кровь, внутриутробно) Можно ли заразиться СПИДом бытовым путем, например, через прикосновение? (да/нет) Можно ли в наши дни заразиться натуральной оспой? (да/нет) Как вы думаете, нужны ли вообще человеку прививки, или же не стоит создавать искусственный иммунитет - пусть лучше будет свой, приобретенный? (прививки нужны/прививки не нужны) Может ли человек заболеть бешенством? (да/нет) Нужно ли пользоваться шприцами при переливании крови? (да/нет) Почему ученые до сих пор не могут найти лекарство против СПИДа? (предложите свой вариант ответа) Опрос был проведен среди учащихся 9-х классов. Всего было опрошено 70 человек. Теперь давайте посмотрим результаты. Первые два вопроса были о ВИЧ-инфекции. Проблема лечения этой инфекции и СПИДа - одна из важнейших не только для медицины, но и для всего человечества. Поэтому хотя бы элементарные знания по этому вопросу просто необходимы каждому человеку. Правильный ответ на первый вопрос - половым путем. Правильно ответили многие ученики - 57 человек (82%). Это довольно хороший результат. Он говорит о том, что большинство учеников знают, в каком случае больше всего шанс заразиться ВИЧ-инфекцией. Но, хотя некоторые ученики и не знают о главном пути передачи инфекции, они прекрасно представляют себе, что заразиться ВИЧ-инфекцией бытовым путем просто невозможно. Следовательно, ученики знают, что могут беспрепятственно общаться с теми, кто уже заражен ей. Правильно ответили 61 человек (87%). Результаты третьего вопроса показал, что учащиеся практически не знают о достижениях медицины в области борьбы с инфекциями. Следовательно, не знают, с какими болезнями они могут встретиться в наши дни. Почти половина всех опрошенных - 34 человека (49%) считает, что в наши дни заразиться натуральной оспой вполне возможно. И только 51% учеников знает, что вирус натуральной оспы можно встретить только в лаборатории. Четвертый вопрос не предполагал истинно правильного ответа, это личное мнение каждого. Но, тем не менее, практически все опрошенные - 67 человек (95%) согласились с тем, что прививки все-таки нужны человеку, особенно от опасных болезней как, например, вирусный гепатит В. Результаты пятого вопроса также говорят о том, что ученики плохо представляют себе, какими болезнями они могут заразиться. Но, если в вопросе об оспе половина не знала, что ей нельзя заразиться, то здесь 26% (18 учеников) не знают, что бешенством можно заболеть. Но все же основная масса учеников знает, что человек действительно может заболеть бешенством. На шестой вопрос 54 ученика (63%) ответили положительно. Они знают, что если не пользоваться одноразовыми шприцами, то можно заразиться такими опасными заболеваниями как та же ВИЧ-инфекция, вирусный гепатит и другие. Ответы на седьмой вопрос можно разделить на несколько категорий: СПИД - слишком малоизученная и быстро распространяющаяся болезнь - 23%Лекарства нет, т.к вирус постоянно мутирует - 10%Тяжело найти лекарство из-за низких технологий - 27%Воздержались от ответа - 40%Как видно, процент правильных ответов (лекарство не найдено, т.к постоянных мутаций вируса) очень низкий. Многие даже не смогли предположить ответа на такой важный для современного общества вопрос. Попадались и такие оригинальные ответы как: "Лекарство уже изобретено, но у нас не хватает денег купить его" или "Вирус СПИДа - искусственный вирус, поэтому против него нет лекарства. Человек уничтожает сам себя". Как видно, большинство считает причиной отсутствия лекарства низкий уровень технологий и развития медицины. Будем надеяться, что когда-нибудь человечество все же найдет лекарство. Итак, в целом результаты опроса удовлетворительные. Более 50% учеников ориентируется в мире болезней, знают о путях их распространения. Хотя это необходимо знать абсолютно всем, потому что эти знания жизненно важны. ЗаключениеТема вирусов необъятна, и естественно, сказать все о вирусах невозможно. Очень многое неизвестно до сих пор. Но я постаралась передать основные понятия о вирусах, которые необходимы каждому, в том числе и мне. Выполняя эту работу, мы узнали не только о строении и свойствах вирусов, но и о том, как избежать встречи с ними, обезопасить себя. В современном мире такие знания просто необходимы и они пригодятся каждому, потому что вирусы - наши постоянные спутники. В настоящее время биология заняла лидирующее положение в естествознании. Такие термины, как "век биологии", " биологическая революция" характеризуют новый этап научно - технической революции и всевозрастающую роль биологических исследований в жизни человеческого общества. Биологическая революция отразилась на облике современной вирусологии, обогатив её рядом важнейших результатов и подняв на качественно новый уровень. Из науки описательной вирусология превратилась в точную биологическую дисциплину. Вирусы - это простейшие формы жизни, обладающими основными её проявлениями, своего рода абстракция жизни, и поэтому служат наиболее благодарным объектом биологии вообще и молекулярной биологии в особенности. Есть две ветви вирусологии: классическая и молекулярная. Классическую интересует роль вирусов в патологии различных живых существ (человека, животных, растений и бактерий). Молекулярная - изучает физико-химические свойства вирусов и особенности их размножения. В профилактике вирусных заболеваний и борьбе с ними наблюдается несколько направлений, имеющих одну и ту же цель: вакцинация; выделение или индукция клеточных факторов защиты против вирусных инфекций; химиопрофилактика и химиотерапия. По мере изучения экологии вирусов совершенствуются и методы борьбы за прекращение циркуляции вирусов среди естественных хозяев-людей, животных и растений. К этим методам относятся: выведение пород и сортов, генетически устойчивых к вирусным заболеваниям; раскрытие экологии и путей эволюции различных групп вирусов, которые вызывают заболевания человека и полезных для него животных и растений; инженерия на генном уровне - введение нового гена в клетку, что позволяет таким образом восстановить функцию клетки. Итак, перед вирусологией стоит задача - искоренение вирусных заболеваний и вирусов, паразитирующих в организме человека. ТерминыАденовирусы - семейство ДНК-содержащих вирусов, вызывающих у человека и животных аденовирусные болезни. Аденовирусные болезни - острые инфекционные заболевания человека и животных, вызываемые аденовирусами. Протекают в форме острых респираторных заболеваний или с преимущественным поражением слизистых оболочек глаз, кишечника. Анатоксин - бактериальные токсины, обезвреженные путем специальной обработки, но сохранившие антигенные свойства. Применяют для иммунизации против дифтерии, столбняка и др. инфекций. Антибиотики - органические вещества, образуемые микроорганизмами и обладающие способностью убивать микробов (или препятствовать их росту) Антитела - глобулярные белки (иммуно-глобулины) плазмы крови человека и теплокровных животных, обладающие способностью специфически связываться с антигенами. Взаимодействуя с микроорганизмами, препятствуют их размножению или нейтрализуют выделяемые ими токсические вещества. Бактериофаги - вирусы бактерий. Вакцина - препарат из живых (обезвреженных) или убитых микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности. Применяется с лечебными и профилактическими целями. Вирион - полностью сформированная вирусная частица, состоящая из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки (капсида). Хранит и переносит генетический материал вируса от одной клетки к другой. Вирулентность - степень болезнетворности (патогенности) данного микроорганизма. Гамма-глобулин - фракция белков плазмы крови (человека или животных), содержащая противобактериальные и противовирусные антитела. Применяется с лечебной и профилактической целью. Гастроэнтерит - воспалительное заболевание желудка и тонкого кишечника у человека и животных. Обычно сопровождается поражением толстого кишечника (гастроэнтероколит). Дегенерация - ухудшение в процессе эволюции приспособительных или хозяйственных ценных свойств растений и животных. Дериват - образованный от чего-либо. Дефектные вирусы - вирусы с неполным геномом. Желтая лихорадка - острое вирусное карантинное заболевание человека (лихорадка, желтуха и др.). Встречается в Юж. Америке и Африке. Переносчик - комар. Желтуха - болезненное состояние, характеризующееся накоплением билирубина в крови и отложением его в тканях с окрашиванием в желтый цвет кожи, слизистых оболочек, склер глаз. Наблюдается при повышенном распаде эритроцитов (напр., желтуха новорожденных, желтуха при гемолитической анемии), вирусном гепатите и других заболеваниях печени, препятствии оттоку желчи (напр., механическая желтуха при желчнокаменной болезни) и т.д. Инкубационный период - скрытый период с момента внедрения в организм возбудителя до появления первых признаков инфекционного заболевания. Инфекция - внедрение и размножение в организме человека или животного болезнетворных микроорганизмов, завершается инфекционным заболеванием, Катар - воспаление слизистой оболочки какого-н. органа. Катаральный - Относящийся к катару, с признаками катара. Локализация - отнесение чего-либо к определенному месту; ограничение места действия, распространения какого-либо явления, процесса. Миксоматоз (кроликов) - острая вирусная болезнь. Симптомы: опухание передней части головы, глаз, наружных половых органов. Высокая летальность. Основные переносчики вируса - жалящие насекомые. Миокардит - группа воспалительных заболеваний мышцы сердца преимущественно инфекционно-аллергической природы острых или хронических; проявляется одышкой, сердцебиением, болями в сердце, аритмией. Мононуклеоз - острое инфекционное заболевание человека, проявляющееся увеличением лимфатических узлов, лихорадкой, ангиной, изменениями крови. Мутации - возникающие естественно или вызываемые искусственно изменения наследственных свойств организма в результате перестроек и нарушений в генетическом материале организма - хромосомах и генах. Нуклеопротеины - комплексы белков с нуклеиновыми кислотами. Составляют основу заключенного в ядрах клеток наследственного вещества - хроматина, образуют многие вирусы, рибосомы, информосомы. Паповавирусы - семейство ДНК-содержащих вирусов, вызывающих у человека и животных опухоли (вирусы папилломы, или бородавок, полиомы, вакуолизирующий вирус обезьян). Папула - элемент кожной сыпи - небольшой плотный, слегка возвышающийся над кожей узелок. Паразиты - организмы, питающиеся за счет других организмов (называемых хозяевами) и большей частью наносящие им вред. Пикорнавирусы - семейство мелких РНК-содержащих вирусов, вызывающих у человека и животных инфекционные заболевания (напр., менингит, полиомиелит). Плазмиды - молекулы ДНК, способные к автономному размножению. Полифилия - происхождение группы организмов (таксона) от двух и более предковых групп, не связанных близким родством; осуществляется в результате конвергенции или симбиоза. Рак - злокачественная опухоль из клеток эпителия кожи, слизистых оболочек желудка, кишечника, дыхательных путей, различных желез и т.д. Реовирусы - семейство РНК-содержащих вирусов. Размножаются в цитоплазме клеток насекомых, птиц, млекопитающих и высших растений. Репликация - удвоение молекул ДНК (у некоторых вирусов РНК) при участии специальных ферментов. Репликацией называется также удвоение хромосом. Ретровирусы - семейство РНК-содержащих вирусов. Особенность ретровирусов - наличие в жизненном цикле обратной транскрипции (синтез ДНК на матрице РНК), осуществляемой при участии фермента ревертазы. Большинство ретровирусов онкогенны: вызывают лейкозы, саркомы, опухоли молочных желез и др. Риккетсии - семейство бактерий, размножающихся подобно вирусам только в клетках хозяина. Аэробы. Некоторые подвижны. Возбудители риккетсиозов человека и животных. Симбиотические бактерии - бактерии, находящиеся в симбиозе с другим организмом. Саркома - злокачественная опухоль из различных типов соединительной ткани: эмбриональный (мезенхимома), костной (остеосаркома), мышечной (миосаркома) и др. Сателлит - подчиненный, зависящий от чего-либо. Токсикоз - болезненное состояние, обусловленное действием на организм токсинов (напр., микробных) или вредных веществ. Хламидобактерии (хламмидии) - группа нитчатых бактерий, покрытых слизистой капсулой. Обитают в сточных водах; могут заполнять сточные трубы, образуя в них наросты. Штамм - чистая культура микроорганизмов одного вида, у которого изучены морфологические и физиологические особенности. Штаммы микроорганизмов одного и того же вида по ряду свойств отличаются друг от друга. Эпидемия - массовое распространение инфекционного заболевания в какой-либо местности, значительно превышающее обычный уровень заболеваемости. Эукариоты - организмы (все, кроме бактерий, включая цианобактерии), обладающие, в отличие от прокариот, оформленным клеточным ядром, ограниченным от цитоплазмы ядерной оболочкой. Список использованной литературы
Бурдина К.С. и Пархоменко И.М. "От молекулы до человека", 1998 г.
Винчестер А. "Основы современной биологии", 1999 г.
Ершов Ф.И., Жданов В.М., Новохатский А.С. " Тайны третьего мира", 2002 г.
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. "Общая биология", 2002 г.
Фельдшер общеобразовательных учреждений. Изд-во "Феникс", 2003 г
Петровский Б.В. "Популярная медицинская энциклопедия", 1997 г.
Приложение 33. Цикл развития вируса. Приложение 44. Схематическое изображение строения основных вирусов, поражающих человека и животных. ДНК-содержащие вирусы: 1-оспы; 2-паравакцины; 3-герпеса; 4-аденовирус; 5-попававирус; 6-пикорнавирус. РНК-содержащие вирусы: 7-гриппа; 8 - парагриппа; 9-везикулярного стоматита; 10-реовирус; 11-энцефалита; 12-полиомиелита. Приложение 55. Некоторые наиболее известные вирусные заболевания человека
Название
болезни
Возбудитель
Поражаемые области тела
Способ
распространения
Тип вакцинации
Грипп
Микровирус одного их трех типов - А, В и С - с различной степенью вирулентности
Дыхательные пути: эпителий, выстилающий трахеи и бронхи.
Самые разные вирусы, чаще всего риновирусы (РНК - содержащие вирусы)
Дыхательные пути: обычно только верхние
Капельная инфекция
Живой или инактивированный вирус вводится путем внутримышечной инъекции; вакцинация не очень эффективна, так как существует множество самых разных штаммов риновирусов
Оспа
Вирус натуральной оспы (ДНК - содержащий вирус), один из вирусов оспы
Дыхательные пути, затем - кожа
Капельная инфекция (возможна контагиозная передача через раны на коже).
Живой ослабленный (аттенуированный) вирус вносят в царапину на коже; сейчас не применяется.
Свинка (эпидемический паротит)
Ксовирус (РНК - содержащий вирус)
Дыхательные пути, затем инфекция по всему телу через кровь; особенно поражаются слюнные железы, а у взрослых мужчин также и семенники
Капельная инфекция (или контагиозная передача через рот с заразной слюной)
Живой аттенуированный вирус
Название болезни
Возбудитель
Поражаемые области тела
Способ распространения
Тип вакцинации
Корь
Ксовирус (РНК - содержащий вирус)
Дыхательные пути (от ротовой полости до бронхов), затем переходит на кожу и кишечник
Капельная инфекция
Живой аттенуированный вирус
Коревая краснуха (краснуха)
Вирус краснухи
Дыхательные пути, шейные лимфатические узлы, глаза и кожа
Капельная инфекция
Живой аттенуированный вирус
Полиомиелит (детский паралич)
Вирус полиомиелита (пикорнавирус; РНК - содержащий вирус, известно три штамма)
Глотка и кишечник, затем кровь; иногда двигательные нейроны спинного мозга, тогда может наступить паралич
Капельная инфекция или через человеческие испражнения
Живой аттенуированный вирус вводится перорально, обычно на кусочке сахара
Гепатит А (болезнь Боткина)
Специфические гепатотропные вирусы или др.
Кровеносные сосуды, печень
По типу кишечных инфекций.
Иммуноглобулин живой атеннуированный вирус
Герпетическая инфекция
ДНК-содержащий вирус из рода герпесвирусов
Кожа (часто на губах), слизистые оболочки глотки, глаз, мочеполовых органов;
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.