бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Вирусные заболевания живых организмов

V. Статистические данные о вирусных заболеваниях и прививках по средней школе №9 г. Вилючинска

В школе около 900 учащихся.

В 2002 году ОРЗ и ОРВИ болело 498 учеников, в 2003 - 299 человек, в 2004 - 297 человек. Случаев гриппа было зарегистрировано в 2002 году - 63, в 2003 - 9, в 2004 случаи заболевания гриппом не были зарегистрированы. Прививки против гриппа делаются в нашей школе каждый год всем ученикам уже более 5 лет.

В 2002 году случаев ветряной оспы было 20, в 2003 - 3, в 2004 - 7 случаев. Прививки от ветряной оспы не делаются.

Коревая краснуха в последний раз была зарегистрирована в 2002 году - 4 случая. Вакцинация против коревой краснухи проводится в 12 месяцев. Первая ревакцинация - в 6 лет, затем в 13 лет девочкам ранее не привитым, или получившим только 1 прививку. Фельдшер образовательных учреждений. Изд-во «Феникс», стр.37

Против кори (ЖКВ) вакцинация проводится в 13 месяцев, ревакцинация - в 6 лет.

Последний случай вирусного гепатита был зарегистрирован в 2000 году. Это был случай гепатита А (инфекционного гепатита) при котором некоторое время соблюдается карантин.

Прививки против вирусного гепатита В проводится новорожденным по схеме 0-1-6 (первый раз - в первые 12 часов жизни, затем - в 1 месяц и в 6 месяцев). Ревакцинация проводится в 13 лет (ранее не привитым). Фельдшер образовательных учреждений. Изд-во «Феникс», стр.38

Последний раз случай эпидемического паротита был зарегистрирован в 2000 году.

Вакцинация против паротита делается детям в возрасте 1 года, затем в 6 лет. Но в 2000 году в нашей школе была проведена вакцинация всем детям, которые не были привиты вторично, таким образом, сейчас в нашей школе привиты все дети.

Против полиомиелита (ОПВ) прививают в 3 месяца трехкратно с 1,5 интервалом. Ревакцинация - в 18 месяцев,20 месяцев и в 14 лет.

5.1 Опрос учащихся средней школы №9 по вирусным заболеваниям

Для того чтобы выяснить, что ученики 9-х классов знают о вирусных заболеваниях и борьбе с ними, им был предложен небольшой тест. Наиболее интересными вопросами для нас показались такие:

Как вы думаете, при каком пути передачи легче всего заразиться СПИДом? (половой, через кровь, внутриутробно)

Можно ли заразиться СПИДом бытовым путем, например, через прикосновение? (да/нет)

Можно ли в наши дни заразиться натуральной оспой? (да/нет)

Как вы думаете, нужны ли вообще человеку прививки, или же не стоит создавать искусственный иммунитет - пусть лучше будет свой, приобретенный? (прививки нужны/прививки не нужны)

Может ли человек заболеть бешенством? (да/нет)

Нужно ли пользоваться шприцами при переливании крови? (да/нет)

Почему ученые до сих пор не могут найти лекарство против СПИДа? (предложите свой вариант ответа)

Опрос был проведен среди учащихся 9-х классов. Всего было опрошено 70 человек. Теперь давайте посмотрим результаты.

Первые два вопроса были о ВИЧ-инфекции. Проблема лечения этой инфекции и СПИДа - одна из важнейших не только для медицины, но и для всего человечества. Поэтому хотя бы элементарные знания по этому вопросу просто необходимы каждому человеку. Правильный ответ на первый вопрос - половым путем. Правильно ответили многие ученики - 57 человек (82%). Это довольно хороший результат. Он говорит о том, что большинство учеников знают, в каком случае больше всего шанс заразиться ВИЧ-инфекцией.

Но, хотя некоторые ученики и не знают о главном пути передачи инфекции, они прекрасно представляют себе, что заразиться ВИЧ-инфекцией бытовым путем просто невозможно. Следовательно, ученики знают, что могут беспрепятственно общаться с теми, кто уже заражен ей. Правильно ответили 61 человек (87%).

Результаты третьего вопроса показал, что учащиеся практически не знают о достижениях медицины в области борьбы с инфекциями. Следовательно, не знают, с какими болезнями они могут встретиться в наши дни. Почти половина всех опрошенных - 34 человека (49%) считает, что в наши дни заразиться натуральной оспой вполне возможно. И только 51% учеников знает, что вирус натуральной оспы можно встретить только в лаборатории.

Четвертый вопрос не предполагал истинно правильного ответа, это личное мнение каждого. Но, тем не менее, практически все опрошенные - 67 человек (95%) согласились с тем, что прививки все-таки нужны человеку, особенно от опасных болезней как, например, вирусный гепатит В.

Результаты пятого вопроса также говорят о том, что ученики плохо представляют себе, какими болезнями они могут заразиться. Но, если в вопросе об оспе половина не знала, что ей нельзя заразиться, то здесь 26% (18 учеников) не знают, что бешенством можно заболеть. Но все же основная масса учеников знает, что человек действительно может заболеть бешенством.

На шестой вопрос 54 ученика (63%) ответили положительно. Они знают, что если не пользоваться одноразовыми шприцами, то можно заразиться такими опасными заболеваниями как та же ВИЧ-инфекция, вирусный гепатит и другие.

Ответы на седьмой вопрос можно разделить на несколько категорий:

СПИД - слишком малоизученная и быстро распространяющаяся болезнь - 23%

Лекарства нет, т.к вирус постоянно мутирует - 10%

Тяжело найти лекарство из-за низких технологий - 27%

Воздержались от ответа - 40%

Как видно, процент правильных ответов (лекарство не найдено, т.к постоянных мутаций вируса) очень низкий. Многие даже не смогли предположить ответа на такой важный для современного общества вопрос. Попадались и такие оригинальные ответы как: "Лекарство уже изобретено, но у нас не хватает денег купить его" или "Вирус СПИДа - искусственный вирус, поэтому против него нет лекарства. Человек уничтожает сам себя". Как видно, большинство считает причиной отсутствия лекарства низкий уровень технологий и развития медицины. Будем надеяться, что когда-нибудь человечество все же найдет лекарство.

Итак, в целом результаты опроса удовлетворительные. Более 50% учеников ориентируется в мире болезней, знают о путях их распространения. Хотя это необходимо знать абсолютно всем, потому что эти знания жизненно важны.

Заключение

Тема вирусов необъятна, и естественно, сказать все о вирусах невозможно. Очень многое неизвестно до сих пор. Но я постаралась передать основные понятия о вирусах, которые необходимы каждому, в том числе и мне. Выполняя эту работу, мы узнали не только о строении и свойствах вирусов, но и о том, как избежать встречи с ними, обезопасить себя. В современном мире такие знания просто необходимы и они пригодятся каждому, потому что вирусы - наши постоянные спутники.

В настоящее время биология заняла лидирующее положение в естествознании. Такие термины, как "век биологии", " биологическая революция" характеризуют новый этап научно - технической революции и всевозрастающую роль биологических исследований в жизни человеческого общества.

Биологическая революция отразилась на облике современной вирусологии, обогатив её рядом важнейших результатов и подняв на качественно новый уровень. Из науки описательной вирусология превратилась в точную биологическую дисциплину. Вирусы - это простейшие формы жизни, обладающими основными её проявлениями, своего рода абстракция жизни, и поэтому служат наиболее благодарным объектом биологии вообще и молекулярной биологии в особенности.

Есть две ветви вирусологии: классическая и молекулярная. Классическую интересует роль вирусов в патологии различных живых существ (человека, животных, растений и бактерий). Молекулярная - изучает физико-химические свойства вирусов и особенности их размножения.

В профилактике вирусных заболеваний и борьбе с ними наблюдается несколько направлений, имеющих одну и ту же цель:

вакцинация;

выделение или индукция клеточных факторов защиты против вирусных инфекций;

химиопрофилактика и химиотерапия.

По мере изучения экологии вирусов совершенствуются и методы борьбы за прекращение циркуляции вирусов среди естественных хозяев-людей, животных и растений. К этим методам относятся:

выведение пород и сортов, генетически устойчивых к вирусным заболеваниям;

раскрытие экологии и путей эволюции различных групп вирусов, которые вызывают заболевания человека и полезных для него животных и растений;

инженерия на генном уровне - введение нового гена в клетку, что позволяет таким образом восстановить функцию клетки.

Итак, перед вирусологией стоит задача - искоренение вирусных заболеваний и вирусов, паразитирующих в организме человека.

Термины

Аденовирусы - семейство ДНК-содержащих вирусов, вызывающих у человека и животных аденовирусные болезни. Аденовирусные болезни - острые инфекционные заболевания человека и животных, вызываемые аденовирусами. Протекают в форме острых респираторных заболеваний или с преимущественным поражением слизистых оболочек глаз, кишечника.

Анатоксин - бактериальные токсины, обезвреженные путем специальной обработки, но сохранившие антигенные свойства. Применяют для иммунизации против дифтерии, столбняка и др. инфекций.

Антибиотики - органические вещества, образуемые микроорганизмами и обладающие способностью убивать микробов (или препятствовать их росту)

Антитела - глобулярные белки (иммуно-глобулины) плазмы крови человека и теплокровных животных, обладающие способностью специфически связываться с антигенами. Взаимодействуя с микроорганизмами, препятствуют их размножению или нейтрализуют выделяемые ими токсические вещества.

Бактериофаги - вирусы бактерий.

Вакцина - препарат из живых (обезвреженных) или убитых микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности. Применяется с лечебными и профилактическими целями.

Вирион - полностью сформированная вирусная частица, состоящая из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки (капсида). Хранит и переносит генетический материал вируса от одной клетки к другой.

Вирулентность - степень болезнетворности (патогенности) данного микроорганизма.

Гамма-глобулин - фракция белков плазмы крови (человека или животных), содержащая противобактериальные и противовирусные антитела. Применяется с лечебной и профилактической целью.

Гастроэнтерит - воспалительное заболевание желудка и тонкого кишечника у человека и животных. Обычно сопровождается поражением толстого кишечника (гастроэнтероколит).

Дегенерация - ухудшение в процессе эволюции приспособительных или хозяйственных ценных свойств растений и животных.

Дериват - образованный от чего-либо.

Дефектные вирусы - вирусы с неполным геномом.

Желтая лихорадка - острое вирусное карантинное заболевание человека (лихорадка, желтуха и др.). Встречается в Юж. Америке и Африке. Переносчик - комар.

Желтуха - болезненное состояние, характеризующееся накоплением билирубина в крови и отложением его в тканях с окрашиванием в желтый цвет кожи, слизистых оболочек, склер глаз. Наблюдается при повышенном распаде эритроцитов (напр., желтуха новорожденных, желтуха при гемолитической анемии), вирусном гепатите и других заболеваниях печени, препятствии оттоку желчи (напр., механическая желтуха при желчнокаменной болезни) и т.д.

Инкубационный период - скрытый период с момента внедрения в организм возбудителя до появления первых признаков инфекционного заболевания.

Инфекция - внедрение и размножение в организме человека или животного болезнетворных микроорганизмов, завершается инфекционным заболеванием,

Катар - воспаление слизистой оболочки какого-н. органа. Катаральный - Относящийся к катару, с признаками катара.

Локализация - отнесение чего-либо к определенному месту; ограничение места действия, распространения какого-либо явления, процесса.

Миксоматоз (кроликов) - острая вирусная болезнь. Симптомы: опухание передней части головы, глаз, наружных половых органов. Высокая летальность. Основные переносчики вируса - жалящие насекомые.

Миокардит - группа воспалительных заболеваний мышцы сердца преимущественно инфекционно-аллергической природы острых или хронических; проявляется одышкой, сердцебиением, болями в сердце, аритмией.

Мононуклеоз - острое инфекционное заболевание человека, проявляющееся увеличением лимфатических узлов, лихорадкой, ангиной, изменениями крови.

Мутации - возникающие естественно или вызываемые искусственно изменения наследственных свойств организма в результате перестроек и нарушений в генетическом материале организма - хромосомах и генах.

Нуклеопротеины - комплексы белков с нуклеиновыми кислотами. Составляют основу заключенного в ядрах клеток наследственного вещества - хроматина, образуют многие вирусы, рибосомы, информосомы.

Паповавирусы - семейство ДНК-содержащих вирусов, вызывающих у человека и животных опухоли (вирусы папилломы, или бородавок, полиомы, вакуолизирующий вирус обезьян).

Папула - элемент кожной сыпи - небольшой плотный, слегка возвышающийся над кожей узелок.

Паразиты - организмы, питающиеся за счет других организмов (называемых хозяевами) и большей частью наносящие им вред.

Пикорнавирусы - семейство мелких РНК-содержащих вирусов, вызывающих у человека и животных инфекционные заболевания (напр., менингит, полиомиелит).

Плазмиды - молекулы ДНК, способные к автономному размножению.

Полифилия - происхождение группы организмов (таксона) от двух и более предковых групп, не связанных близким родством; осуществляется в результате конвергенции или симбиоза.

Рак - злокачественная опухоль из клеток эпителия кожи, слизистых оболочек желудка, кишечника, дыхательных путей, различных желез и т.д.

Реовирусы - семейство РНК-содержащих вирусов. Размножаются в цитоплазме клеток насекомых, птиц, млекопитающих и высших растений.

Репликация - удвоение молекул ДНК (у некоторых вирусов РНК) при участии специальных ферментов. Репликацией называется также удвоение хромосом.

Ретровирусы - семейство РНК-содержащих вирусов. Особенность ретровирусов - наличие в жизненном цикле обратной транскрипции (синтез ДНК на матрице РНК), осуществляемой при участии фермента ревертазы. Большинство ретровирусов онкогенны: вызывают лейкозы, саркомы, опухоли молочных желез и др.

Риккетсии - семейство бактерий, размножающихся подобно вирусам только в клетках хозяина. Аэробы. Некоторые подвижны. Возбудители риккетсиозов человека и животных.

Симбиотические бактерии - бактерии, находящиеся в симбиозе с другим организмом.

Саркома - злокачественная опухоль из различных типов соединительной ткани: эмбриональный (мезенхимома), костной (остеосаркома), мышечной (миосаркома) и др.

Сателлит - подчиненный, зависящий от чего-либо.

Токсикоз - болезненное состояние, обусловленное действием на организм токсинов (напр., микробных) или вредных веществ.

Хламидобактерии (хламмидии) - группа нитчатых бактерий, покрытых слизистой капсулой. Обитают в сточных водах; могут заполнять сточные трубы, образуя в них наросты.

Штамм - чистая культура микроорганизмов одного вида, у которого изучены морфологические и физиологические особенности. Штаммы микроорганизмов одного и того же вида по ряду свойств отличаются друг от друга.

Эпидемия - массовое распространение инфекционного заболевания в какой-либо местности, значительно превышающее обычный уровень заболеваемости.

Эукариоты - организмы (все, кроме бактерий, включая цианобактерии), обладающие, в отличие от прокариот, оформленным клеточным ядром, ограниченным от цитоплазмы ядерной оболочкой.

Список использованной литературы

Бурдина К.С. и Пархоменко И.М. "От молекулы до человека", 1998 г.

Винчестер А. "Основы современной биологии", 1999 г.

Ершов Ф.И., Жданов В.М., Новохатский А.С. " Тайны третьего мира", 2002 г.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. "Общая биология", 2002 г.

Фельдшер общеобразовательных учреждений. Изд-во "Феникс", 2003 г

Петровский Б.В. "Популярная медицинская энциклопедия", 1997 г.

Приложения

Приложение 1

1. Схематический разрез вируса.

Приложение 2

2. Схематическое строение бактериальных вирусов

16

Приложение 3

3. Цикл развития вируса.

Приложение 4

4. Схематическое изображение строения основных вирусов, поражающих человека и животных.

ДНК-содержащие вирусы: 1-оспы; 2-паравакцины; 3-герпеса; 4-аденовирус; 5-попававирус; 6-пикорнавирус.

РНК-содержащие вирусы: 7-гриппа; 8 - парагриппа; 9-везикулярного стоматита; 10-реовирус; 11-энцефалита; 12-полиомиелита.

Приложение 5

5. Некоторые наиболее известные вирусные заболевания человека

Название

болезни

Возбудитель

Поражаемые области тела

Способ

распространения

Тип вакцинации

Грипп

Микровирус одного их трех типов - А, В и С - с различной степенью вирулентности

Дыхательные пути: эпителий, выстилающий трахеи и бронхи.

Капельная инфекция

Убитый вирус: штамм убитого вируса должен соответствовать штамму вируса, вызывающего заболевание

Простуда

Самые разные вирусы, чаще всего риновирусы (РНК - содержащие вирусы)

Дыхательные пути: обычно только верхние

Капельная инфекция

Живой или инактивированный вирус вводится путем внутримышечной инъекции; вакцинация не очень эффективна, так как существует множество самых разных штаммов риновирусов

Оспа

Вирус натуральной оспы (ДНК - содержащий вирус), один из вирусов оспы

Дыхательные пути, затем - кожа

Капельная инфекция (возможна контагиозная передача через раны на коже).

Живой ослабленный (аттенуированный) вирус вносят в царапину на коже; сейчас не применяется.

Свинка (эпидемический паротит)

Ксовирус (РНК - содержащий вирус)

Дыхательные пути, затем инфекция по всему телу через кровь; особенно поражаются слюнные железы, а у взрослых мужчин также и семенники

Капельная инфекция (или контагиозная передача через рот с заразной слюной)

Живой аттенуированный вирус

Название болезни

Возбудитель

Поражаемые области тела

Способ распространения

Тип вакцинации

Корь

Ксовирус (РНК - содержащий вирус)

Дыхательные пути (от ротовой полости до бронхов), затем переходит на кожу и кишечник

Капельная инфекция

Живой аттенуированный вирус

Коревая краснуха (краснуха)

Вирус краснухи

Дыхательные пути, шейные лимфатические узлы, глаза и кожа

Капельная инфекция

Живой аттенуированный вирус

Полиомиелит (детский паралич)

Вирус полиомиелита (пикорнавирус; РНК - содержащий вирус, известно три штамма)

Глотка и кишечник, затем кровь; иногда двигательные нейроны спинного мозга, тогда может наступить паралич

Капельная инфекция или через человеческие испражнения

Живой аттенуированный вирус вводится перорально, обычно на кусочке сахара

Гепатит А (болезнь Боткина)

Специфические гепатотропные вирусы или др.

Кровеносные сосуды, печень

По типу кишечных инфекций.

Иммуноглобулин живой атеннуированный вирус

Герпетическая инфекция

ДНК-содержащий вирус из рода герпесвирусов

Кожа (часто на губах), слизистые оболочки глотки, глаз, мочеполовых органов;

Контагиозная передача

Нет

Желтая лихорадка

Арбовирус, переносимый членистоногими (РНК-содержащий вирус)

Выстилка кровеносных сосудов и печень

Переносчики - членистоногие, например клещи, комары

Живой аттенуированный вирус (очень важно также контролировать численность возможных переносчиков)

Приложение 6

6. Статистические данные о вирусных заболеваниях и прививках по средней школе №9 г. Вилючинска.

Заболевание

2002 год

2003 год

2004 год

всего

случаев

на 100 человек

всего

случаев

на 100 человек

всего

случаев

на 100 человек

ОРЗ, ОРВИ.

498

47,6

299

24,3

297

34,9

Грипп

63

6,01

9

0,9

-

-

Ветряная оспа

20

1,9

3

0,3

7

0,8

Коревая краснуха

4

0,4

-

-

-

-

Вирусный гепатит

-

-

-

-

-

-

Эпидемический паротит

-

-

-

-

-

-

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.