|
Биологические основы выращивания сёмгиp align="left">В зависимости от массы выращенной молоди лосося используют гранулы корма РГМ - 8М различного размера.Таб.3.
Для приготовления 1кг поливитаминного премикса в качестве наполнителя используют пшеничные отруби мелкого помола, антиоксидант (антиокислитель - сантехин) и 14 наименований витаминов: А (ретинол), Д3, Е (токоферол), К3 (филюкинон), С (аскорбиновая кислота), В1 (тиамин), В2 (рибофлавин), В3 (пантотеновая кислота), В4 (холин - хлорид), В5(никотинамид), В6 (пиридоксин), В12 (цианкобаламид), Вс (фолиевая кислота), Н (блотин). Поливитаминный премикс содержит следующие витамины: А, Д2, Е, К3, С, В1, В2, В3, В12, В4, В5, В6, Вс, Н. Размер скармливаемых гранул этого корма также зависит от массы выращенной молоди. На основе рецептуры кормовой смеси пастообразного корма КРТ - 6 специалисты БалтНИИРХа разработали гранулированный корм С - 112 - Лат - 1 для личинок и С - 113 - Лат - 1 для молоди лососей. Корма обогащены по сравнению с кормовой смесью КРТ - 6 некоторыми кормовыми компонентами и микродобавками: микроэлементами, антибиотиками, ферментами и витаминами. Размер гранул С - 112 - Лат - 1 от 0,3 до 0,6 мм. Этот корм применяют для кормления личинок и мальков лосося до массы 0,6г. Молодь лосося m = 0,6г и более выращивают на корме С - 113 - Лат - 1, который имеет размер гранул. Таб.4.
Кормовой коэффициент данных гранулированных кормов не превышает 1,6 - 1,7. Гранулированные корма должны быть изготовлены из доброкачественных исходных кормовых компонентов, не содержащих продукты распада белка и окисленный жир. Показателем степени окисленной порчи жира является перекисное число жира, его величина в жире стартовых кормов применяемые для личинок и мальков лосося m = до 0,6г, не должна превышать 0,2, а в жире кормов для молоди лосося старших возрастов - 0,3; корма с высоким перекисным числом не должны применяться на лососевых рыбозаводах. Перекисные соединения разрушают витамины (полиавитаминоз), нарушают обменные процессы, рыба испытывает голодание, на ее теле и внутренних органах появляются точечные кровоизлияния, у многих рыб возникает пучеглазие, рост рыбы приостанавливается, все эти признаки приводят к гибели рыбы. В случае возникновения у рыб состояния полиавитаминоза необходимо принять срочные меры по его устранению. Для этого следует исходное количество витаминов увеличить в 2 - 3 раза по сравнению с нормой. Применяемые в рыбоводстве корма содержат большое количество самых разнообразных веществ. Химический состав кормов. Вода - является составной частью корма, количество воды в кормах составляет 5 - 90%. Сухое вещество корма состоит из минеральных и органических веществ. Минеральные вещества - входят в состав всех органов и тканей рыбы и имеют большое значение для обмена веществ, поэтому при кормлении рыбы необходимо учитывать содержание в воде и кормах Са, Р, а в остальных случаях Fe, J2, Co, Mn, Mo и других элементов. Количество минеральных веществ, содержащиеся в различных кормах, неодинаково - от 0,5 до 26%. Мясокостная мука, вводимая в кормовой рацион в качестве минеральной подкормки, очень богата кальцием (51,5%) и фосфором (32,1%). Органическая часть сухого вещества корма включает сырой протеин, жир, углеводы. Сырой протеин - это азотистые вещества, которые представлены белками и амидами. Сырой протеин большинства кормов содержит 90 - 97% белков и 3 - 10% амидов. Исключение составляют корма из молодых растений, сырой протеин которых содержит 60 - 80% белков и 20 - 40% амидов. Белки - основное питательное вещество, ибо все жизненные процессы, происходящие в организме, связаны с белковым обменом. В состав белков входят аминокислоты, чем лучше аминокислотный состав белков корма удовлетворяет потребностям организма рыбы, тем выше питательная ценность корма. Наиболее богаты белками корма животного происхождения (до 60 - 70%). Из кормов растительного происхождения белками богаты жмыхи и шроты (30 - 40%). Амиды - это небелковые азотистые вещества, являются продуктами синтеза белка. К ним относятся свободные аминокислоты, нуклеиновые соединения, содержащие азот глюкозиды, и продукты их распада, нитраты и другие. Кормовой рацион для молоди рыб должен быть богат переваримым протеином и содержаться в нем всеми незаменимыми аминокислотами. Сбалансированные по питательным веществам сухие гранулированные корма, которые содержат не менее 43 - 45% протеина, имеют коэффициент преобразования протеина корма в протеин тела рыбы, равный 22 - 24%. Это в 3 раза выше, чем при применении несбалансированных по питательным веществам пастообразных кормовых смесей с содержанием протеина 30%. Жир - корма являются главным образом энергетическим источником в организме рыбы. Содержание жира в кормах различно. Наиболее богаты жиром семена льна, хлопчатника, подсолнечника и некоторых других масличных растений (25 - 40%), а также их жмыхи (7 - 8%). Много жира содержится в муке из куколок тутового шелкопряда (более 20%). Жир легко окисляется и поэтому продукты его окисления надо держать подальше от организма рыб, так как они плохо действуют на их организм. Применять кормовые смеси для молоди лососевых рыб с высоким содержанием жира (более 10 - 15%) не рекомендуется. Углеводы - содержатся в большом количестве в кормах растительного происхождения (до 60 - 70%). В кормах животного происхождения углеводов незначительное количество (0,4 - 6,0%). Углеводы представлены: клетчаткой, крахмалом, сахарами, пектиновыми веществами. В зерновых кормах клетчатки мало (2 - 10%), а в кормах животного происхождения она отсутствует совсем. Много сахара в растительных кормах (4 - 20%). Содержание углеводов не должно превышать 10%,но если жира содержится менее 10%, то содержание жира можно повысить до 20 - 23%. Витамины - необходимы рыбе для роста и развития рыбы. Они регулируют обменные процессы в организме. Их недостаток ведет к снижению роста, развития и плодовитости организма. При недостатке того или иного витамина в корме его вводят с различными добавками: рыбий жир содержит витамины А и Д, дрожжи содержат комплекс витаминов группы В. Кормовой коэффициент - количество весовых единиц корма, которые надо дать рыбе, чтобы получить прирост ее массы в одну такую же весовую единицу. Например, если кормовой коэффициент равен 5, то это означает, что для получения 1г прироста рыбы необходимо затратить 5г корма. Глава 5. Транспортировка икры, личинок, молоди и взрослых особей выбранного объектаТранспортировка икры лососевых производится в специальных упаковках. Многие инкубационные станции в большом количестве пересылают икру лососевых и используют при этом современную упаковку из стиропора фабричного производства, предназначенного для разового употребления. Распространенные прежде деревянные рамки с субстратом почти вышли из употребления. Стандартная кювета из стиропора имеет вид квадрата со стороной 30 см и высотой 6 см. Она разделена на 4 равных отсека. В дне сделаны отверстия, а нижние края профилированы таким образом, что на 1см входят в пазы нижестоящей кюветы. Кюветы устанавливают стопкой до 8 штук в один компактный блок, который помещают в картонную коробку с пенопластовыми прокладками. Нижний ящик заполняют торфяной крошкой или пенопластовой стружкой, которая впитывает воду, образовавшуюся после таяния кусочков льда, помещенных в верхней кювете. Такая вода, просачиваясь сверху вниз, охлаждает и смачивает икру в кюветах. Каждый отсек заполняют одинаковым количеством икры, укладывая ее в несколько слоев. При таком способе упаковки транспортировка может продолжаться несколько дней без потерь. Во избежание распространения заболеваний икру после доставки орошают 3%-ным раствором поваренной соли и только после этого отправляют на инкубацию. Благодаря надежной изоляции и простоте изготовления такой упаковки она в короткое время вытеснила другую тару, ране используемую для таких целей. В связи с небольшой массой и невысокой стоимостью она пригодна для железнодорожных и воздушных перевозок. Перевозка спермы. В семенной жидкости сперматозоиды находятся в неактивном состоянии. Сперму рыб можно перевозить на любые расстояния в сухих стерильных пробирках, установленных в термосе со льдом. Необходимо учитывать сроки ее активности. Длительность оплодотворяющей способности спермы лососевых - 2-3 суток при температуре в контейнере равной 2 градусам. Хранению в пере5возке подлежит свежеотобранная сперма, помещенная в сухие пробирки отдельно для каждого самца с плотно прижатыми пробками во избежание попадания воды. Пробирки с этикетками заворачивают в марлю и опускают в термос, наполненный мелко наколотым льдом. Транспортировка личинок. Для транспортировки личинок используют стандартные полиэтиленовые пакеты (объем-40л, высота-65см, ширина рукава-50 см). Перед перевозкой их упаковывают в стандартные картонные коробки (65х35х35 см) и наливают 10-12 л воды, свободное пространство заполняют кислородом, затем закрывают при помощи зажима Мора или резинового шланга. Оптимальная температура для перевозок представителей лососевых и для других холодолюбивых рыб в летнее время составляет 6-30С, а весной и осенью- 3-50С. В один пакет помещают до 16 тысяч личинок лососевых. Транспортировку личинок из инкубационного цеха также можно производить и в другой таре, используя для этого молочные фляги с крышкой. При температуре 4-50С и продолжительности транспортировки в течение 2 часов допустимая плотность посадки 2-3 тысяч экземпляров на 1 л воды. После помещения личинок воду доливают до горловины фляги и плотно обвязывают двойным слоем марли, на марлю кладут деревянный брусок размером 2х2 см и опускают крышку, но, не стягивая ее зажимом. Этим достигается постоянная аэрация воды и исключается выброс личинок при толчках во время перевозки. Транспортировка молоди рыб. Молодь можно успешно перевозить в самых различных емкостях, если учитывать следующие такие моменты как то, что потребность молоди в кислороде выше, чем у икры и возрастает с повышением температуры, поэтому особенно важно здесь охлаждение. Нельзя транспортировать личинок с желточным мешком, так как к этому моменту происходит наполнение плавательного пузыря атмосферным воздухом. В естественных условиях молодь лососевых держится на камнях, либо лежит на дне, так как она еще не способна выравнивать давление с помощью плавательного пузыря. При перевозке личинки быстро утомляются, идут ко дну и погибают. Позже личинки свободно плавают в толще воды и их можно транспортировать. Перевозки на значительные расстояния целесообразно осуществлять, когда еще не полностью израсходовано содержимое желточного мешка, и когда личинка начинает активно питаться, иначе при перевозке может возникнуть большой % отхода из-за истощения организма. Нельзя перевозить личинок только что получивших корм, так как при активном пищеварении повышается потребность в кислороде. Перед перевозкой личинок, как правило, на несколько часов подвергают голоданию. Чем взрослее личинка, тем дольше она может обходится без пищи. Подращенную молодь следует выдерживать пред транспортировкой в течение 24 часов. Транспортировка икры и личинок в последнее время приобретает все большее значение. Благодаря авиации масштабы ее увеличились, и это позволило расширить возможности акклиматизации ценных видов рыб, в том числе и семги. Транспортировка взрослых рыб. На выживаемость перевозимой рыбы влияют несколько факторов, основными из которых являются содержание в воде кислорода, накопление продуктов жизнедеятельности и свободное пространство. Большое значение предается качеству и физиологическому состоянию. Для перевозки живой рыбы необходимо использовать воду из естественных водоемов. Не допускается использование воды из артезианских скважин, колодцев, водопровода. Вода при перевозке должна быть чистой, прозрачной, без химических и органических примесей. Очень важно, чтобы перевозимая рыба не испытывала резких колебаний температуры. Разница температур воды, в которой рыб находилась до погрузки, и воды, в которой она будет перевозиться, не должна превышать 1-20С, также как и при выгрузке рыбы. Важно, чтобы перевозимая рыба была подготовлена к длительной перевозке. С этой целью ее отсаживают в специальные бассейны с постоянным водообменом. Во время предварительного выдерживания допускается плотность посадки рыбы, при которой содержание в воде растворенного кислорода поддерживается на уровне 6,0-6,5 мг/л. Соотношение между временем выдерживания рыбы в чистой воде и длительностью транспортировки должно составлять 2:1. Как было отмечено выше, во время выдерживания рыбу не кормят. Способы перевозки в полиэтиленовых пакетах. Наиболее удобный способ транспортировки молоди и сеголетков рыб - в стандартных полиэтиленовых пакетах. Плотность посадки молоди зависит от длительности перевозки, температуры оды и воздуха, видового состава и рассчитывается по формуле: В= V(К1- К2)/ ТМ, где В - масса рыбы, г V- количество воды в емкости для перевозки, л К1- содержание кислорода в воде в начале перевозки, мг/л К2- содержание кислорода, при котором наступает угнетение, мг/л Т- длительность перевозки, час М- потребление кислорода рыбой, мл/(кг/ч). Технологические основы транспортировки лососевых рыб.
При перевозке семги, как и других лососевых рыб, потребляющих большое кислорода и характеризующихся высоким кислородным порогом, может наблюдаться их гибель в связи с дефицитом О2 в воде, несмотря на большой его запас в пакете. Это может произойти при длительных остановках транспорта. Время наступления порогового содержания О2 в пакете без вибраций при перевозке (Таб.5). Выживаемость семги в полиэтиленовых пакетах (в час.) и основные параметры этих пакетов (Таб.6).
Пороговое содержание кислорода для семги составляет: для годовиков- 0,7-0,8 мг/л, для молоди- 0,8-1,3 мг/л, для личинок-0,8-2,1мг/л. Перевозка автотранспортом. На автомашинах перевозят крупный посадочный материал (сеголеток и двухлеток) на расстояние от 10 до 1000 км. Для перевозки рыбы применяются живорыбные цистерны и установки различных модификаций (АЦЖР-3, АЦПТ-2,8/53А, ИКА, ИКА-4, ИКФ-4, ИКФ-5 и другие), смонтированные н базе авто ЗИЛ-164, ЗИЛ-130. Они имеют емкости объемом до 3000л, в которых поддерживается необходимая температура и газовый режим. При перевозке живой рыбы на короткие расстояния (до 50 км) отношение ее массы к массе воды должно находиться в определенных пределах (1:2), а при более длительных перевозках, соответственно, 1:4. Как было отмечено выше, норма загрузки устанавливается в зависимости от массы, вида рыбы и длительности транспортировки. Плотность посадки лососевых рыб в живорыбные машины. Таб.7.
Из табличных данных видно, что лососевые рыбы (в том числе и семга) очень требовательны к условиям перевозки, поэтому транспортировка должна проходить с соблюдением всех условий, перечисленных выше. Глава 6. Биологические особенности акклиматизацииАкклиматизация рыб и кормовых объектов является составной частью комплексных мероприятий по воспроизводству рыбных запасов и кормовых ресурсов водоемов. Задачей акклиматизационных работ является повышение продуктивности и хозяйственной ценности водоемов, а также сохранение и увеличение численности ценных видов гидробионов за счет расширения их ареала обитания. Самым первым и, безусловно, важным этапом процесса акклиматизации является интродукция. В практике переселения водных организмов интродукция- это перенос организмов с целью введения их в новую область, биотоп, водоем. Но не всегда процесс интродукции заканчивается акклиматизацией. Поэтому главным шагом акклиматизационного процесса является выбор водоема- объекта заселения. Он не должен отличаться от материнского водоема по основным показателям (гидрохимический режим, кормовая база и так далее).Благородный лосось, или семга, в прошлом являлся объектом многочисленных, но безуспешных интродукций. До настоящего времени удачных случаев акклиматизации этого вида не было выявлено. Тем не менее, известно, что он великолепно выносит поэтапную акклиматизацию: первые этапы жизненного цикла (получение икры, ее оплодотворение и инкубация) поддерживаются на рыбоводных лососевых заводах, а нагул и созревание протекают в реках и морях.План акклиматизационных работ.1. Выбор объекта.2. Выбор водоема.3. Анализ гидрохимического режима водоема.4. Вселение объекта - акклиматизанта.На данный момент запасы семги сильно истощены. Для пополнения численности этого ценного объекта целесообразно будет использовать реоакклиматизацию в водах Норвежского моря, где условия среды приближены к привычным виду условиям обитания.Географическое положение Норвежского моря. Норвежское море является как бы продолжением Гренландского, от которого отделено порогом Мона. Средняя глубина моря 1742 м, а максимальная-3860м. Береговая линия изрезана многочисленными фиордами. Течения. Система течений складывается из двух потоков разного происхождения. Холодное Восточно-Исландское течение является продолжением Восточно-Гренландского и входит в Норвежское море с северо-запада, направляясь на юго-восток. Воды его имеют температуру ниже 00С. Наиболее мощный поток теплых атлантических вод с температурой 4-70С вливается в Норвежское море между Фарерскими и Шетлендскими островами. Гидрохимический режим. Одной из своеобразных особенностей климата Норвежского моря являются относительно высокие температуры воздуха и поверхностных вод, не свойственных этим широтам. Мягкость климата обусловлена влиянием атлантических вод. Летом температура поверхностных вод в южных районах, у Фарерских островов, достигает 14-150С, а у острова Ян-Майен 8-90С. Воды полярного происхождения в этот период прогреваются до 3-50С. Температура поверхностных вод в южных районах остается высокой и в зимний период - около плюс 6-80С. Соленость в разных районах моря колеблется от 34,5 до 34,90/00. Насыщение вод кислородом имеет пределы 6,0-6,5мг/л. Флора и фауна. Основу населения составляют арктическо-бореальные виды. В фитопланктоне встречаются представители диатомовых, перидиневых и золотистых водорослей. Ход развития фитопланктона в водах различного происхождения неодинаков. В прибрежных районах и в районах действия Атлантического течения наблюдается два максимума: весенний и летний. Воды Восточно-Исландского течения характеризуются лишь весенним максимумом. Величина среднегодовой биомассы в водах различного происхождения сильно отличается. В прибрежных водах она равна 118мг/м3, в атлантических 204, а в зоне Восточно-Исландского течения лишь около 46мг/м3.В зоопланктоне в течение всего года доминируют веслоногие ракообразные. Некоторое значение имеют эвфаузииды и гиперииды. Весной биомасса зоопланктона достигает 300-500 мг/м3. В ихтиофауне Норвежского моря наибольшее распространение имеют сельдь, треска, пикша, морской окунь. Океаническая сельдь представлена сейчас в меньших количествах, но, тем не менее, не теряет своей роли на большей части акватории моря. Из приведенных выше характеристик Норвежского моря видно, что условия южных районов (у Фарерских островов) идеально подходят для вселяемого объекта, так как гидрохимический режим соответствует всем требованиям организма семги (исходя из биологических особенностей).Фактором, определяющим возрастную избирательность вселяемого объекта, является соленость водоема. Это объясняется тем, что уникальная способность семги переносить значительные колебания солености (от 0 до 350/00) приобретается на более поздних стадиях онтогенетического развития (примерно к двухлетнему возрасту). Поэтому вселение целесообразнее производить именно в этом возрасте (в возрасте двух лет).Фактором, определяющим время выпуска молоди семги, является количественный состав кормовой базы, основу которого составляют стайные пелагические виды (сельдь и песчанка). Именно весной в Норвежском море стада океанической сельди многочисленны.Целесообразность проведения акклиматизационных работ именно с этим объектом можно отразить, используя сравнительный коэффициент продуктивности (СКП), который получается в результате сравнения средних годовых приростов массы особи рыб одного трофического уровня, взятых за период их созревания с длительностью этих периодов.Сравнительный коэффициент продуктивности различных видов рыб. Таб.8.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |