бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Биологические основы выращивания рыбца

ассыпные корма вносят в пруды в тестообразном состоянии, для чего на небольших прудах используют лодки, а на больших водоёмах - кормораздатчики разных конструкций.

Кормление рыб проводят с учетом их возрастных особенностей и термического и гидрохимического режимов водоемов. Молодь начинают кормить с двух-трехнедельного возраста. Кормление двухлетков начинают в период, когда температура воды повышается до 8 -12 °С. Производителям и ремонтному стаду корм задают из расчета 2,5 - 3,0 % от массы тела с учетом поедаемости. Корм вносят на кормовые точки или кормовые дорожки, отмеченные вешками.

Гранулированные корма лучше вносить на специальные кормушки, которые бывают подъемными, самовсплывающими и автоматическими.

Подъемные кормушки делают в виде квадратных деревянных площадок размером 0,8X0,8 м, окруженных бортиками высотой 15 см. Через отверстие в центре площадки пропущен шест, забиваемый в дно пруда. Площадки закрепляют на шесте клиньями.

Самовсплывающая кормушка состоит из металлического столика с дном и верхним и нижним обручами, четырех стоек из проволоки, приваренных к обручам. К верхнему обручу крепят пенопластовые поплавки, а к нижнему - груз массой 2 - 3 кг. Для удержания столика на одном месте поплавок подвязывают к верхнему обручу бечевкой, имеющей длину, равную глубине водоема.

Автоматические кормушки представлены устройством НЕ-2 (производство ВНР) и кормушками «Рефлекс» разных моделей, различающихся вместимостью бункера. Устройство НЕ-2 представляет собой бункер, укрепленный с помощью телескопических стоек к поддону шириной до 2 м. Корм высыпается на поддон по мере его поедания. В один бункер можно засыпать до 6 ц сухих кормов, преимущественно гранулированных. Одна кормушка обслуживает 2,9 га прудов.

Раздачу корма проводят в одни и те же часы. При одноразовом кормлении корм задают в 7 - 9 ч, при двухразовом - в 7 - 9 и 13 - 14 ч, а при трехразовом - в 6 - 8, 11 - 13 и 16 - 17 ч. Через 2 ч после внесения корма в пруд с помощью специального черпака проверяют его поедаемость (Зайцев, 1988).

Глава 5. Транспортировка икры, личинок, молоди и взрослых особей рыбца

При работах по воспроизводству рыбных запасов широко применяют перевозки икры, личинок, молоди и производителей. Транспортировка половых продуктов, посадочного материала и взрослой рыбы может быть внутрихозяйственной и межхозяйственной. Непродолжительные по времени внутрихозяйственные перевозки осуществляют в полиэтиленовых метках, живорыбных контейнерах, молочных флягах и живорыбных автомашинах (в зависимости от вида и возраста рыб, а также расстояния перевозки). Для межхозяйственных перевозок на большие расстояния используют авиацию, железнодорожный и автомобильный транспорт (Иванов, 1988).

Перевозка спермы. В связи с тем, что в семенной жидкости сперматозоиды находятся в активном состоянии, сперму рыбца можно перевозить на любые расстояния в сухих стерильных пробирках, установленных в термосе со льдом. При этом необходимо учитывать сроки ее активности. Длительность оплодотворяющей способности спермы рыбца при температуре 0 - 2 оС составляет 6 - 8 суток, при 2 - 5 оС - 2 суток. Хранению и перевозке подлежит свежеотобранная сперма, помещенная в сухие пробирки отдельно для каждого самца с плотно пригнанными пробками во избежание попадания воды.

Пробирки с этикетками заворачивают в марлю и отпускают в термос, наполненный мелко наколотым льдом.

Перевозка икры. Для перевозки неоплодотворенной икры ее закладывают в сухую банку, которую плотно закрывают пробкой и помещают в термос. Банка должна полностью заполняться икрой без свободного воздушного пространства.

Перевозка оплодотворенной икры каждого вида рыб осуществляется на определенной стадии развития эмбриона. Для рыбца наиболее желательна перевозка на стадии пигментации глаз.

При кратковременной транспортировке обесклеенную икру перевозят в банках, в которые наливают воду, а затем постепенно заполняют икрой. Наполнив банки доверху икрой, сцеживают воду через марлю. Затем банки с икрой ставят в изотермический ящик, в котором сохраняется необходимая температура при транспортировке. Для предохранения икры от тряски банки перекладывают бумагой, ватой, поролоном или другим мягким материалом.

При длительной транспортировке обесклеенной икры используют различную тару для перевозки икры. Икру рыбца перевозят на деревянных рамках, уложенных в изотермические, влагонепроницаемые пенопластовые ящики. Рамки размером 34x28 см разделены пополам планками и обтянуты сеткой из синтетического материала. На каждой рамке положена влажная марлевая салфетка размером 70x50 см, на которой в 1,5--2 слоя разложена икра.

Икру раскладывают на рамки в воде. Для этой цели применяют заполненный водой лоток. На рамки расстилают марлевые салфетки. Уложенную на рамку икру накрывают свободными концами салфетки. Рамки в количестве 20 шт., на которых размещено около 250 тыс. икринок, укладывают в стойку ящика. При температуре воздуха выше 7 оС на дно ящика предварительно ставят пенопластовую кювету с высотой бортиков 5 см. Сверху на стопку рамок с икрой ставят такую же кювету, но с сетчатым дном. В эту кювету закладывают лед. Ящик с икрой закрывают крышкой и перевозят к месту назначения. За время транспортировки икры лед постепенно тает. Такая вода стекает по стопке рамок, охлаждая и увлажняя икру, и попадает в нижнюю кювету, которая является водоприемником (Понамарева, Бахарева, 2002).

Весьма удобной тарой для перевозки икры рыбца является картонный или фанерный ящик с уложенными в него кюветами из пористого стиролового пластика. Высота бортиков с внешней стороны кюветы равна 6,8 см, а с внутренней стороны 6 см. Толщина бортиков по верху 1,5 см. С внешней стороны бортики прямые, а с внутренней стороны с уклоном ко дну. В связи с этим внутренняя рабочая часть кюветы имеет размеры 26 ? 26 см по низу и 30 ? 30 см по верху. В дне кюветы 7 рядов круглых отверстий, диаметр которых не превышает размер икринок. В кювету закладывают икру, размещая её в 7 слоев на влажной марлевой салфетке. Концами салфетки прикрывают икру. Ящик вмещает 7 уложенных в стопку кювет, из которых 5 с икрой, 1 со льдом (верхняя) и одна без отверстий (нижняя), предназначенная для приема стекающей воды из кюветы с икрой, лежащей над ней. Эта вода образуется при таянии льда на верхней кювете и проходит по всем 5 кюветам, увлажняя и охлаждая на своем пути икру. Материал, из которого изготовлены кюветы, отличается легкостью и высокими изоляционными свойствами. Это позволяет поддерживать температуру при транспортировке икры не выше 7°С (Рыжов, 1987).

Если икру перевозят поздней осенью или зимой при низких температурах на транспорте, то в тару не только не закладывают лед, но, наоборот, ее утепляют, чтобы избежать промерзания икры. Стопку рамок (кюветов) обертывают плотной бумагой и перевязывают шпагатом. Для доступа воздуха бумагу, закрывающую рамки, в нескольких местах прорывают. Упакованную в бумагу стопку рамок опускают в пенопластовый изотермический ящик (Черномашенцев, Мильштейн, 1983).

В каждый транспортировочный ящик вкладывают конверт с накладной, в которой указаны количество икры, дата оплодотворения и температура инкубации.

На крышке транспортировочного ящика делают надпись «Живая икра. Верх. Не кантовать». С боковой стороны ящика прикрепляют этикетку с адресом назначения и отправления (Кожин, 1971).

Необесклеенную икру перевозят без воды во влажной среде. При кратковременных перевозках приклеенную к субстрату икру помещают в картонную коробку, дно которой устлано полиэтиленовой пленкой или мхом, прикрытым мокрой марлевой салфеткой. При отсутствии мха дно коробки можно застелить стеблями жесткой надводной растительности: рогоза, тростника, камыша. В пути субстрат с икрой периодически опрыскивают водой. В жаркие дни на дно коробки кладут небольшие кусочки льда, которые предохраняют икру от нагревания и быстрого обсыхания. При продолжительной транспортировке икру перевозят в таре, предназначенной для длительной перевозки обесклеенной икры. Субстрат с приклеенной икрой размещают на рамках и прикрывают влажными марлевыми салфетками. 6 - 8 рамок кладут стопкой в транспортировочный ящик из пенопласта. Для поддержания невысокой температуры (ниже 8°С) сверху стопки рамок устанавливают пенопластовую кювету со льдом, а снизу ставят пустую кювету (Понамарева, Бахарева, 2002).

При перевозке обесклеенной и необесклеенной икры во влажной среде при температуре 4 - 7°С весной и осенью и 8 - 12 °С летом ее отход за 24 - 48 ч транспортировки обычно не превышает 2 %.

Весьма удобной тарой для перевозки предличинок, личинок и молоди рыбца являются полиэтиленовые пакеты (рис. 11). Вместимость стандартного полиэтиленового пакета - 40 л. Их заполняют на 0,5 объема водой и предличинками (или личинками, или молодью), а оставшееся свободное пространство заполняют чистым кислородом, который подается под давлением из баллона. Закрывают зажимом Мора и устанавливают в ящики из картона (Понамарева, Бахарева, 2002). Содержащийся в пакетах кислород постепенно проникает в воду и насыщает ее. Это дает возможность транспортировать предличинки, личинки и молодь рыб при плотных посадках. Однако для принятия решения о перевозке предличинок рыбца в этих пакетах необходимо знать их биологические особенности и поведение на той или иной стадии развития. Это во многом предопределяет успех перевозки. При транспортировке необходимо поддерживать благоприятную температуру воды, для карповых в том числе и рыбца не выше 25 °С. Если рыб перевозят в жаркие дни, то в транспортировочные ящики закладывают такую массу льда, которая обеспечивала бы поддержание благоприятной температуры для рыбы (Иванов, 1988).

При расчете плотности посадки предличинок, личинок и молоди рыбца в герметически закрытый стандартный полиэтиленовый пакет, заполняемый водой и кислородом, необходимо учитывать следующее:

- степень растворения кислорода в воде в зависимости от механического перемешивания в пути, температуры и парциального давления;

- пороговое содержание кислорода для предличинок, личинок и молоди (1 - 3 мл/л);

- потребление кислорода и выделение свободной углекислоты предличинками, личинками и молодью в зависимости от температуры и их массы;

- предельно допустимые концентрации углекислоты для предличинок, личинок и молоди;

- коэффициент растворения углекислоты в воде в зависимости от температуры;

- фактор пространственного расположения предличинок, личинок и молоди (для рыбы до 1 г принимается соотношение ее массы и воды от 1 : 8 до 1 : 10, а свыше 1 г - от 1 :2 до 1:6);

- длительность перевозки предличинок, личинок и молоди.

Нормативы плотности посадки предличинок, личинок и молоди карповых, в том числе и рыбца в полиэтиленовые стандартные пакеты представлены в табл.3.

Рис. 11. Полиэтиленовый пакет для перевозки живой рыбы

Перевозка предличинок, личинок и молоди рыбца в полиэтиленовых пакетах удобнее и экономичнее, чем в других емкостях. В этих пакетах предличинки, личинки и молодь рыбца можно отправлять прямыми рейсами самолетов без сопровождающих. Пакеты, доставленные к месту назначения, помещают на некоторое время в водоем или заполненный водой бассейн, в который будет выпущена рыба. После того как температура воды в пакетах и в водоеме (бассейне) становится одинаковой, пакеты вскрывают и выпускают привезенный материал. При соблюдении указанных норм загрузки пакетов предличинками, личинками и молодью рыб отход их за период транспортировки обычно не происходит.

Таблица 3

Плотность посадки предличинок, личинок и молоди рыбца в стандартный пакет, шт.

Температура воды, °С

Масса особи, г

Длительность транспортировки, ч

10

25

50

1

2

3

4

5

5

5,0

760

760

440

5

10,0

500

410

240

5

20.0

300

280

170

10

1,0

2000

1900

900

10

2,0

1500

950

450

10

5,0

760

500

280

10

10,0

500

250

140

10

20,0

300

175

95

15

0,2

3000

3000

3000

15

0,5

2600

2200

1240

15

1,0

2000

1500

800

15

2,0

1500

750

400

15

5,0

760

420

220

15

10,0

460

210

110

15

20,0

255

120

60

20

0,0015

55000

55000

-

20

0,02

25000

25000

15500

20

0,03

17000

17000

10300

20

0,2

3000

3000

2300

20

0,5

2600

1840

920

20

1,0

2000

1000

550

20

2,0

1250

500

275

20

5,0

680

320

165

20

10,0

340

160

85

20

20,0

220

100

55

25

0,0015

55000

55000

-

25

0,02

25000

25000

15000

25

0,03

17000

17000

10000

25

0,2

3000

3000

2000

25

0,5

2600

1600

800

25

1,0

2000

1000

500

25

2,0

1150

500

250

25

5,0

760

300

160

25

10,0

400

150

80

25

20,0

205

95

50

Перевозка производителей рыб. Для транспортировки нескольких производителей на длительные расстояния можно использовать крупные полиэтиленовые пакеты, заполненные водой и кислородом. Для массовой перевозки производителей применяют автотранспорт, живорыбные вагоны, а также прорези. На автомашинах перевозят крупный посадочный материал на расстояния от 10 до 1000 км. Для перевозки рыбы применяются живорыбные цистерны и установки различных модификаций (АЦЖР - 3, АЦПТ - 2,8/ЗЗА, ИКА, ИКА - 4, ИКФ - 4, ИКФ - 5 и другие), смонтированные на базе автомобилей ЗИЛ - 164, ЗИЛ - 130. Они имеют емкости объемом до 3000 л, в которых поддерживаются необходимые температурный и газовый режимы.

При перевозке живой рыбы на короткие расстояния (до 50 км) отношение ее массы к массе воды должно находиться в пределах 1 : 2, при более длительной перевозке соответственно 1 : 4. (Понамарева, Бахарева, 2002). Норма загрузки карповых рыб, в том числе и рыбца устанавливается в зависимости от массы и длительности транспортировки (табл. 4).

Живорыбные вагоны используют для транспортировки рыбы на расстояния более 1000 км.

Для поддержания в транспортировочных емкостях удовлетворительных условий содержания рыбы необходима постоянная аэрация воды. При длительных перевозках транспорт помимо основного компрессора должен иметь запасной автономный бензокомпрессор или запас баллонного кислорода. Оптимальным содержанием кислорода в воде во время перевозки рыбы считается 7 - 8 мг/л, его снижение до 3 мг/л свидетельствует о критическом состоянии рыбы.

В большинстве специализированных транспортных средств предусмотрена термоизоляция. Перевозка рыбы в живорыбных вагонах может осуществляться при температурах воздуха от -40 до +30 °С.

Таблица 4

Плотность посадки карповых рыб(кг) в живорыбную машину

Средняя масса особи,г

Темпенатура воды, °С

10

15

20

10

15

20

5

10

15

20

в течение,ч

20

20

25

20

25

30

25

25

30

40

При 6мг О2 / л

При 7мг О2 / л

При 8мг О2 / л

0,5

-

100

50

170

80

40

170

160

40

15

1

-

110

60

180

90

40

180

110

40

15

5

-

140

70

230

110

50

230

130

60

25

10

-

150

80

260

120

50

260

150

60

25

20

310

160

80

270

130

60

310

170

60

25

40

350

180

90

290

140

60

370

180

70

35

80

380

200

100

320

150

70

440

200

80

35

100

400

210

110

340

160

70

460

210

85

40

200

430

210

110

360

170

80

470

320

85

45

500

480

250

130

400

190

90

540

270

100

50

1000

530

280

140

450

220

100

630

290

110

55

Дальние перевозки рыбы и икры осуществляют также с помощью самолетов (Привезенцев, 2004).

Часто для перевозки производителей рыбца используют специальные суда - прорези. Это вид транспортировки самый простой и экономичный. В то же время она связана с возможностью заражения при контактировании с забортной водой. Норма посадки производителей рыбца в прорези с полезным объёмом 30 м3 составляет 7000-7700 штук.

Глава 6. Биологические основы акклиматизации рыбца

Акклиматизация рыб и кормовых беспозвоночных является составной частью комплексных мероприятий по воспроизводству рыбных запасов и кормовых ресурсов в водоемах.

Задачей акклиматизационных работ являются повышение продуктивности и хозяйственной ценности водоемов, улучшение видового состава фауны, а также сохранение и увеличение численности отдельных ценных видов водных организмов за счет расширения ареала.

Теоретические основы акклиматизации водных организмов разработаны советскими и зарубежными учеными, среди которых ведущими являются Л. А. Зенкевич, Б. С. Ильин, Б. Г. Иоганзен, А. Ф. Карпевич, Т. С. Расе (Привезенцев, 2004).

В настоящее время рыбец водятся во многих водохранилищах, созданных на реках, в последние десятилетия на территории Польши - в бассейне Вислы, в Чехословакии - в бассейне Дуная, а также в водохранилищах на реках Няманус, Даугава, Днепр, Днестр, Дон и другие. Однако большое хозяйственное значение рыбец может иметь в водохранилищах, которые как указывает П. А. Моисеев, (1981):

- достаточно большие по площади;

- имеют притоки с каменистыми и гравилистыми грунтами и быстрым течением;

- в которых не производится интенсивный лов мелкоячеистыми орудиями лова;

К таким следует отнести водохранилища в бассейне рек Дон, Няманус, Висла и другие.

Для акклиматизации объекта было выбрано Сенгилеевское водохранилище, так как этот водоём отвечает всем требованиям необходимых для эффективной полноцикловой акклиматизации: достаточная приёмная ёмкость водоёма, наличие мест для нереста рыбца, большой размер водохранилища, присутствие в значительных количествах естественной кормовой базы, благоприятный гидрохимический режим водоёма, возможность дальнейшего промыслового использования популяции рыбца. К тому же опыт предыдущих работ по акклиматизации рыбца в этом водоёме говорит о перспективности данного направления.

С точки зрения биологии вида целесообразность акклиматизационных мероприятий подтверждается тем, что рыбец является проходной и полупроходной рыбой, имеющей широкий ареал обитания, а, следовательно, приспособлен к значительным колебаниям температуры воды, солености, рН и других показателей. Рыбец хорошо приспосабливается к новым условиям среды и обладает достаточно высокой жизнестойкостью и конкурентоспособностью по отношению к другим обитателям водоёма. Необходимость мероприятий обусловлена тем, что численность рыбца повсеместно снижается в основном по причинам перелова и ухудшения условий для нереста.

Рыбец является ценным объектом промысла и его хозяйственное использование может принести значительную прибыль в сложившихся условиях дефицита рыбных продуктов (по последним данным в РФ потребление рыбы на душу населения составляет около 10 - 13 кг в год, в то время как в других странах достигает до 80 кг).

Сенгилеевское водохранилище расположено в 15 км западнее г. Ставрополя (рис. 12). Оно образовано в 1952 - 1958 гг. путем заполнения бывшего соленого (7,3 г/л) Сенгилеевского озера кубанской водой. В настоящее время водохранилище при максимальном проектном наполнении имеет площадь 4200 га, глубину до 38 м, в среднем 15 м, и незначительную (0,5 г/л) соленость воды. Ежегодно с апреля по ноябрь водохранилище наполняется водой до проектной отметки, а в декабре - марте его уровень срабатывается на 8--10 м, в результате чего вся мелководная зона - место нереста фитофильных рыб - осушается.

Биомасса планктона составляет 12,3 г/м3, бентоса - 18,0 г/м3. В состав ихтиофауны водохранилища входит 18 видов рыб: сазан, лещ, синец, густера, судак, рыбец, шемая, форель, подуст, усач, серебряный карась, голавль окунь, ерш, уклея, шиповка, пескарь, игла. Одни из них обитали в бывшем озере, другие зашли в водохранилище с кубанской водой, третьи занесены с целью акклиматизации из других водоемов.

Рис. 12. Схема Сенгилеевского водохранилища

В 1952 г. из рыбопитомника «Горячий ключ» Краснодарского края в Сенгилеевское водохранилище было завезено 5,6 тыс. личинок рыбца. Опыт интродукции дал положительные результаты, поэтому по рекомендации кафедры зоологии Ставропольского сельскохозяйственного института в водохранилище повторно было завезено из Аксайско-Донского осетрового завода 334 тыс. молоди рыбца средним весом 0,5 г в 1964 и 25 тыс. средним весом 1,0 г в 1965 г. Последующие наблюдения показали, что акклиматизация проходного кубанского рыбца в Сенгилеевском водохранилище прошла успешно, рыбец хорошо растет и нормально размножается в условиях замкнутого пресного водоема, т. е. что он превратился в жилую форму (Астанин, 1968).

Изучив биологические особенности рыбца, особенности водоёма вселения, используя опыт предыдущих акклиматизационных работ, было решено в качестве метода акклиматизации использовать активный метод, подразумевающий вмешательство человека в процесс акклиматизации переселенца в водоёме путём проведения рыбоводно-мелиоративных и охранных мероприятий.

Как способ интродукции рыбца, был выбран способ рыбоводного освоения - исходный материал в виде икры или личинок, или взрослых особей заготовляют в р. Кубань и доставляют на рыбоводное предприятие. Далее инкубируют доставленную икру и выращивают молодь до жизнестойкой стадии, которую выпускают в новые для ее вида водоемы. Заселять данные водоемы можно также молодью, полученной от маточного стада переселенца, созданного на рыбоводном предприятии. Выпуск жизнестойкой молоди рыбца в водоём осуществляют в июле - августе. Промысловый возврат рыбца составляет 0,5 - 5 %.

Завершающим этапом процесса акклиматизации является подведение итогов о проделанной работе и оценка результатов.

План акклиматизационных работ.

1.Выбор водоёма вселения, его изучение.

2.Отлов производителей на путях миграции осенью.

3.Получение жизнестойкой молоди на рыбоводном предприятии «Горячий ключ».

4.Транспортировка молоди к местам выпуска.

5.Выпуск посадочного материала.

6.Обработка результатов, выявление стадии натурализации (через 8-10 лет).

Выводы

1. Рыбец обитает в озёрах преимущественно в бассейнах Чёрного, Азовского и Каспийского морей. Половая зрелость наступает на 3 - 5 году жизни при длине тела 15 - 18 см., и массе 125 - 150 г. Нерест с мая по июль при температуре 18 - 24 0С. Плодовитость от 11,4 до 136,4 тыс. икринок. Промысловый вид, но численность не велика.

2. Рыбец относится к теплолюбивым рыбам, которые нерестятся в основном в конце весны - начале лета при температуре воды не выше 15 - 250С. Икра развивается в таком же температурном диапазоне. Содержание кислорода в воде ниже 6 мл/л приводит к удушью. По отношению солености относится к эвригалинным рыбам. Наиболее благоприятной для жизни является нейтральная или слабощелочная реакция воды (рН 7,0-7,5).

3. Для стимулирования половых продуктов у европейской ряпушки применяют экологический метод, при этом производителей выдерживают в искусственных стационарных садках 12 месяцев.

4. Рыбец относится к животноядным рыбам, предпочитая крупные формы ракообразных. При выращивании личинок и ранних мальков в искусственных условиях используют рецепт корма РК-С3М, а при выращивании мальков и сеголеток создан рецепт АК-1КЭ, отличающийся высокой эффективностью.

5. Транспортировка икры, личинок, молоди и взрослых особей можно осуществлять различными методами. В настоящее время для транспортировки икры применяются контейнеры различных конструкций. Наиболее широкое применение получил пенопластовый контейнер. Для перевозки предличинок, личинок и молоди весьма удобной тарой является полиэтиленовые пакеты. А при перевозке взрослых особей часто используют брезентовые чаны вместимостью 2-3 м3 и металлические фляги вместимостью около 40 литров.

6. Целесообразность акклиматизации рыбца заключается в его промысловой и пищевой ценности. В связи с этим необходимо расширять его естественный ареал обитания путем вселения в другие водоемы.

Список использованной литературы

1) Астанин Л.П., Саманеева Л.И. - Сравнительное изучение плодовитости рыбца и шемаи, акклиматизированных в Сенгелеевском водохранилище. - Вопр. ихтиологии, 1968, т.8, вып.4, с. 646 - 653

2) Атлас пресноводных рыб России: В 2-х / Под. Ред. Ю. С. Решетникова. - М.: Наука, 2002. - 379.

3) Берлянд Т.Б. - Нерестилища и условия размножения Каспийского рыбца. - труды ВНИРО, т.24,1953. - 317с.

4) Берг А.С. - Рыбы пресных вод России. - М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1923. - 535с.

5) Иванов А.П. - Рыбоводство в естественных водоёмах. - М.: Агропромиздат, 1988. - 367с.

6) Карпевич А.Ф. - Теория и практика акклиматизации водных организмов. - М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1981. - 297с.

7) Касымов А.Г. - Каспийское море. - Л.: Гидрометеоиздат, 1987. - 154с.

8) Моисеев П.А., Азизова Н.А., Куранова И.И. - Ихтиология. - М.: Лёгкая и пищевая промышленность,1981. - 384с.

9) Никоноров С. И., Ананьев В. И. Комплексные меры по масштабному и ускоренному развитию аквакультуры в Российской Федерации // «Рыбное хозяйство», 2007. №3. С. 33 - 35

10) Павлов Д.С. Биологические основы управления поведением рыб в потоке воды,- М: Наука. 1979.120с.

11) Печников А. С., Шурухин А. С. Развитие рыбного хозяйства во внутренних водоёмах России // «Рыбное хозяйство», 2006. №5. С. 34 - 36.

12) Понамарева Е. Н. Бахарева А. А. Методы транспортировки икры, спермы, личинок, молоди и производителей рыб. Астрахань 2002

13) Привезенцев Ю. А. Рыбоводство: учебник для студентов вузов/ Ю. А. Привезенцев, В. А. Власов. - М.: Мир, 2004. - 456 с.

14) Рыбец (Комплексные исследования в нескольких точках ареала). под. ред. Рыжов А. П. - Вильнюс: изд-во «Моклас»,1987. - 189с

15) Скляров В.Я., Гамыгин Е.А., Рыжков Л.П. Справочник по кормлению рыб. - М.: Лег. и пищ. Пром-сть, 1984. - 120

16) Справочник рыбовода по исскуственному разведению промысловых рыб/ под ред. д. б. н. проф. Н. И. Кожина-М. Пищевая пром. 1971-208 с.

17) Черномашенцев А.И., Мильштейн В.В. - Рыбоводство. - М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1983. - 272с.

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.