|
Концепции современного естествознанияp align="left">Материальные основы психической деятельности человека изучает физиология высшей нервной деятельности (ФВНД). Ее основоположником является великий русский ученый И.П. Павлов, создавший учение о безусловных и условных рефлексах как двух формах поведения человека. Безусловные рефлексы - видовые генетически закрепленные, стереотипные формы поведения человека, они врожденны. Условные рефлексы - индивидуальные приобретенные в процессе жизни и обучения приспособительные реакции, возникающие на основе образования временной связи между условным раздражителем и безусловным актом. Значение условных рефлексов в том, что они, будучи формой приобретенного поведения, являются основой для развития, обучения, приобретения навыков, умений, знаний в процессе индивидуального опыта человека. ФВНД изучает сложнейшие проявления психики: сознание, мышление, память, внимание, эмоции и др. Особенностью психических функций человека является наличие второй сигнальной системы - особые условные рефлексы, вырабатываемые на слово. Слово - обобщенный сигнал, имеет знаковую природу и заменяет конкретный предмет. Благодаря второй сигнальной системе у человека формируется абстрактно-логическое мышление. Физиологические предпосылки сознания: 1. Оптимальное кровоснабжение мозга; 2. Оптимальный уровень возбудимости нервных центров. При низком уровне возбудимости сознание отсутствует (например, сон). В самостоятельную группу выделяют неосознаваемые психические процессы, которые составляют сферу бессознательного. Сознание и бессознательное - взаимосвязанные формы психической деятельности, которые осуществляются на уровне коры и подкорки. Сознание - это высшая форма отражения мозгом человека окружающего мира. Это такое знание, которое существует и может быть передано в знаковой форме. Итак, сознание - это одна из форм отражения материи. Отражение универсальное свойство, присущее всей материи, ее важнейший атрибут. Отражение - это способность одних материальных объектов воспроизводить в своих изменениях свойства других материальных объектов в процессе их взаимодействия. Сознание является результатом взаимодействия двух материальных объектов: человеческого мозга и предметного мира. На каждом уровне организации материи отражение имеет свою специфику и форму. Из приведенной ниже таблицы видно, что взаимодействие объектов проявляется в определенных формах движения материи, результатом которых являются соответствующие формы отражения. Таблица «Формы отражения материи»
Из таблицы видно, что сознание как форма отражения имеет социальную природу и является высшим уровнем психической активности человека как социального существа. Способом бытия сознания является речь. Речь - исторически сложившаяся форма общения людей с помощью знаков. Виды речи: устная, письменная, внутренняя. В речевой функции левому полушарию коры головного мозга принадлежит господствующая роль. Правое полушарие доминирует в процессах восприятия предметов, геометрических фигур, деталей и образов. Эта межполушарная асимметрия доказана клинико-патологическими данными. Выявлены нарушения речи, связанные с поражением нижней лобной извилины; сенсорная афазия возникает при поражении задних отделов верхней височной извилины, при этом страдает восприятие речи на слух. Опыты показали, что у правшей в 75% случаев доминирует левое полушарие. Люди с доминирующим левым полушарием тяготеют к теории, имеют большой словарный запас, им присуща двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события. «Правополушарный» человек тяготеет к предметным видам деятельности, медлителен и неразговорчив, склонен к созерцательности и воспоминаниям. Исследуя взаимосвязь сознания и мозга, ученые сделали вывод о том, что правое полушарие мозга улавливает смысл, а левое подбирает слова. Чтобы рассказать о том, что увидел, надо сначала уловить суть, а затем облечь ее в слова. Если человек не может этого сделать, значит, у него повреждена определенная зона головного мозга - таков традиционный взгляд на проблему. Однако сотрудник Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М.Сеченова РАН М.А. Грицышина предположила, что разные этапы формирования высказывания связаны с разными отделами и полушариями головного мозга. Чтобы проверить это, она предлагала здоровым людям и испытуемым с очаговыми поражениями правого и левого полушарий головного мозга составить рассказ по сюжетной картинке "Гость" известного карикатуриста Х. Бидструпа. Было проанализировано 73 рассказа, 20 из которых принадлежали здоровым испытуемым, 40 рассказов - больным с поражением левого полушария головного мозга, а также 13 рассказов - больным с поражением правого полушария. Результаты анализа рассказов подтвердили предположения исследователя и выявили интересные закономерности. Для понимания замысла художника необходимо иметь здоровое правое полушарие. Люди с пораженным правым полушарием затруднялись определить сюжет картинки. Эти трудности проявлялись по-разному, в зависимости от того, какая часть полушария пострадала. При поражении передних отделов рассказчики описывали отдельные эпизоды, но не могли сложить их в единое целое. Больные с нарушениями в задних отделах такой проблемы не испытывали, но от них ускользал смысл картинки. Они произносили многословный связный текст, который не имел прямого отношения к сюжету рисунка, а был вызван скорее ассоциациями, навеянными этим рисунком. Левое полушарие отвечает за то, как сформированный правым полушарием смысл высказывания облекается в слова. Основную роль в подборе слов играют передние отделы левого полушария. Больные с поражениями в этих областях изъяснялись односложно. Они хорошо поняли сюжет, каждое использованное ими слово относилось к сути этой простой истории, но связного развернутого рассказа эти люди составить не могли. При нарушениях в задних отделах левого полушария все наоборот: слова льются, но очень трудно подобрать подходящие к случаю. Исследования М.А. Грицышиной позволили сделать выводы: 1) При поражении задних отделов практически невозможно четко выразить мысль либо потому, что ее трудно уловить (правое полушарие), либо потому, что не удается подобрать нужные слова (левое полушарие). 2) Передние отделы отвечают за связь отдельных эпизодов в единое целое, причем правое полушарие объединяет понятия, детали, левое же связывает слова в предложения, а фразы друг с другом. Сознание - это сложный феномен, имеющий определенную структуру, куда входят три сферы: когнитивная, эмоциональная, мотивационно-волевая. Когнитивная сфера включает в себя познавательные способности человека. К ним, в частности, относятся: чувственность (ощущения, восприятия, представления), мышление (понятия, суждения, умозаключения), внимание, память, воображение. Внимание - это сосредоточенность, избирательная познавательная направленность, нацеленность на определенный объект, значимый в данный момент. Физиологический механизм внимания - это 1) ориентировочный рефлекс, который заключается в установке анализаторов на объект; 2) локальный процесс активиза-ции, основанный на явлении доминанты. Внимание бывает двух видов: произвольное (основано на сложных взаимосвязях в коре больших полушарий) и непроизвольное (связано с возбуждением подкорковых образований). Главную роль в обеспечении внимания играет промежуточный мозг и ассоциативные зоны коры больших полушарий. Память - это способность мозга хранить, перерабатывать и воспроизводить полученную информацию. Виды памяти: зрительная (иконическая), слуховая (эконическая), моторная, словесно-логическая, ассоциативная. Левое полушарие обеспечивает словесно-логические способы запоминания, правое - наглядные образы. Эмоциональная сфера сознания представляет собой субъективно - психологические переживания и включает в себя 1) инстинктивно-аффективные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы); 2) эмоции и эмоциональные состояния (гнев, восторг, страх, радость, отчаяние и т.д.); 3) чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть и т.д.). Все эти разнопорядковые явления обычно объединяются понятием «эмоции». Эмоция определяется как отражение ситуации в форме психического переживания и оценочного отношения к ней. Эмоциональная сфера присутствует также и в познавательном процессе, повышая или, наоборот, снижая его эффективность. Об эмоциональной сфере более подробно поговорим в следующей лекции. Мотивационно-волевая сфера включает в себя потребности, интересы, цели, мотивы, которые реализуются всегда только благодаря волевой компоненте. Воля - это способность человека к достижению своих целей. Воля - это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей. Волевое регулирование поведения человека детерминировано условиями, в которых он живет и трудится. Воля не является изолированным свойством психики человека, и поэтому рассматривается во взаимосвязи с другими сторонами сознания. Физиологические механизмы волевой активности представлены следующим образом: в теменной части коры больших полушарий расположена двигательная область. Она связана со всеми участками коры, в том числе с корковыми концами всех анализаторов. Эта связь дает возможность возбуждению, возникшему в каком-либо участке коры, достигнуть двигательной области и вызвать в ней аналогичный процесс. Так представлен элементарный путь прохождения информации, человеку же присуща способность накапливать информацию и действовать на ее основе. Как показывают исследования, исключительное значение в осуществлении волевой регуляции имеют лобные доли коры мозга. Их поражение приводит к абулии (болезненному безволию). Важное значение в общем механизме волевого регулирования имеет также ретикулярная формация. Ретикулярная формация - это своеобразный фильтр, отбирающий одни импульсы и задерживающий другие. Общепризнанно также, что ретикулярная формация является своеобразным аккумулятором и пультом управления энергетическим снабжением коры. Волевое действие включает в себя: цель, планирование и исполнение. Цели определяются мотивами, т.е. потребностями, влечениями и желаниями. Часто осознание (или формирование) цели связано с борьбой мотивов, которая заканчивается принятием решения. За принятием решения следует планирование способов достижения поставленной цели. Как только определены пути и способы, человек приступает к практическому осуществлению принятого решения. Волевой акт совершается при большем или меньшем напряжении. Это так называемое волевое усилие. Оно пронизывает все звенья волевого акта от осознания цели до практического ее осуществления. Волевое усилие зарождается и возрастает по мере возникновения и нарастания трудностей, напряжений. К волевым свойствам личности относятся: настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, отвага, мужество, стойкость, дисциплинированность. Эти качества формируются в процессе жизни и деятельности. У бездеятельных людей низкий уровень развития волевых качеств, их называют слабовольными. 4. Этология. Особенности поведения человека и животных Исследование поведения человека показывают, что оно в основном определяется генетическими особенностями и только часть признаков определяется культурой, образованием, воспитанием. То есть поведение человеческого индивида не выходит за рамки своего вида, как и у всякого филогенетически сложившегося вида. Ученые ищут общее и различие в человеке и животных. Сходства человека и животного определяются следующими признаками: 1) вещественным составом, строением, поведением организмов; 2) человеческий зародыш в своем развитии проходит те же стадии, которые прошла эволюция живого; 3) у человека имеются рудиментарные органы, которые выполняли важнейшие функции у животных: копчик, аппендикс, волосы и т.д.; Отличия человека и животного: 1) человек обладает разумом, т.е. он способен к понятийному, абстрактному мышлению. Чем выше эта способность, тем выше интеллект человека; 2) человек обладает речью, т.е. общение происходит с помощью слов, знаков - это видовой признак человека; 3) способность к труду. Только человек способен изготавливать и использовать орудия труда. Животное приспосабливается к окружающей среде, а человек приспосабливает ее к себе, т.е. преобразует. Таким образом, очевидно, что различия имеют социальный характер. Наука о поведении животных называется этологией. Основы этологии были заложены в начале 30-х годов ХХ в. выдающимся австрийским биологом Конрадом Лоренцем. Этология изучает поведение животных преимущественно в свободных условиях. Исследования показали, что животные рождаются с заданными формами поведения - инстинктами. Инстинкт - это единица поведения, определяемая генотипом. Инстинкты специфичны для каждого вида и в процессе эволюции могут совершенствоваться. Питанию, росту, размножению и самосохранению соответствуют 4 вида инстинктов: голода, половой, агрессии и страха. Изучая животных, Лоренц вывел ряд врожденных запретов, которые не позволяют выполнять обычные программы поведения при общении с себе подобными. Все эти запреты возникают под жестким давлением отбора ради сохранения вида. Важнейшими из этих запретов являются следующие: 1. Не убей своего! Чтобы выполнять его, необходимо безошибочно узнавать своих. 2. Нельзя нападать неожиданно и сзади без предупреждения и без проверки! 3. Нельзя применять убийственный прием в драке со своим! 4. Нельзя бить того, кто принял позу покорности! 5. Победа с тем, кто прав. Животное, защищающее свою территорию, свое жилище, самку, детеныша, почти всегда выигрывает в конфликте. Особенности социального поведения животных обусловлены тем, что их социальное поведение - не случайность, а эволюционный механизм, возникновение которого определяется преимуществами общественной жизни. Социальные группы могут состоять из двух особей и до нескольких тысяч у насекомых. Анонимная стая - простейшая форма семьи. Безличная семья - замена одного члена семьи на другого остается не замеченной. Личные семьи - лебеди, дикие гуси. Иерархические группы: пчелы и термиты. Данные этологии показывают, как много сходств у человека с животными. Однако на основании аналогий между поведением животных и человека делаются различные выводы: первая точка зрения К. Лоренца: человек по происхождению животное и обладает всеми его свойствами, включая биологическую основу мотивации его агрессивного поведения. Эта позиция находит свое выражение в социобиологии, согласно которой в основе всех форм социального поведения человека лежат врожденные структуры. Образ жизни человека определяется его генами. вторая точка зрения Вальтера Холличера: человек качественно отличается от животного, и поэтому распространять закономерности животного мира на человеческое поведение неверно и бесперспективно. Уместно здесь вспомнить древнекитайскую мудрость: не все люди есть в зверях, но все звери есть в людях. С точки зрения социобиологии сложные поведенческие программы, присущие животному миру, следует рассматривать как естественное обоснование человеческой морали. Ведь большинство признаков, присущих человеку, генетически обусловлено. И только часть человеческих черт обусловлена воспитанием, образованием и другими факторами внешней среды обитания. Поэтому суть эволюции составляет процесс передачи генов от поколения к поколению. Все человеческие действия - это его поведение. Социобиологи, исследуя человеческое поведение, доказывают, что все наше поведение в значительной степени биологично. Отвечая на вопрос о происхождении человеческой морали и высказывая гипотезу о ее биологической природе, этологи открыли у животных большой набор инстинктивных запретов, необходимых и полезных в общении с сородичами. В качестве примера наличия некоторых «социальных» чувств часто приводят собаку. Каждый, воспитывая собаку, может убедиться, как легко можно привить ей некоторые наши правила, которые ей исходно совершенно чужды - понятливость и послушность. Мы называем собаку другом человека. Некоторые люди спокойно оставляют ребенка на попечении своей собаки, страшного хищника, способного растерзать даже взрослого и сильного человека. То есть люди доверяют ей. Доверяют устойчивым принципам ее поведения. Ведь собака, как и человек с моральными устоями, не может обидеть самку или детеныша, готова рисковать жизнью за товарища, уважает смелость и прямоту и презирает трусость и обман. Она очень тонко чувствует, когда ее хозяин чем-то расстроен, и способна на проявление чуткости и сопереживания. По мнению Конрада Лоренца, у животных есть мораль, это - создание естественным способом врожденного запрета выполнять обычные про-граммы поведения в некоторых случаях, возникающих при общении с себе подобными. Так как полезный необходимый инстинкт остается неизменным (у хищника это загонять добычу, убивать ее, рвать на части и прочее), в осо-бых случаях, где его проявление было бы вредно, вводится специально созданный самой природой механизм торможения. Социобиологи находят аналогии в культурно-историческом развитии человеческого общества: важнейшие требования всех моральных заповедей - это не предписания, а именно запреты. Как врожденные механизмы и ритуалы препятствуют асоциальному поведению животных, так и человеческие табу определяют поведение людей и придают им моральную оценку. Все эти врожденные запреты возникают под жестким давлением отбора ради сохранения и выживания вида. Как видим, с точки зрения социобиологов, человек - это животное. Поэтому необходимо понять, что социальное поведение людей диктуется не только разумом и культурной традицией, но по-прежнему подчиняется еще и тем закономерностям, которые сложились филогенетически, и мы можем хорошо их узнать, только изучая поведение животных. Многие в высшей степени сложные формы поведения - влюбленность, дружба, ревность, скорбь, власть - своими корнями уходят в биосоциальную эволюцию, поэтому правомерно говорить об аналогиях между биологическими и социальными свойствами в сообществах высших животных и человеческого сообщества. Основные понятия темы: Антропогенез - процесс происхождения человека. Здоровье - 1)нормальное психосоматическое состояние и способность человека оптимально удовлетворять материальные и духовные потребности. - 2)это количество резервов в организме, максимальная производительность органов при сохра-нении качественных пределов их функций. Ортобиоз - правильный образ жизни. Работоспособность - это возможности организма при выполнении работы поддерживать структуру и энергозапасы на заданном уровне. Отражение - это способность одних материальных объектов воспроизводить в своих изменениях свойства других материальных объектов в процессе их взаимодействия. Сознание - это высшая форма отражения мозгом человека окружающего мира. Внимание - это сосредоточенность, избирательная познавательная направленность, нацеленность на определенный объект, значимый в данный момент. Память - это способность мозга хранить, перерабатывать и воспроизводить полученную информацию. Воля - это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей. Эмоции - это своеобразные психологические состояния, выражающие особое отношение человека к действительности в форме непосредственных переживаний. Речь - исторически сложившаяся форма общения людей с помощью знаков. Тема 17. Эмоции и творчество. Жизнь как ценность 1. Эмоции и их роль в жизни человека Эмоции - это своеобразные психологические состояния, выражающие особое отношение человека к действительности в форме непосредственных переживаний. Радость, грусть, страх, восторг, отчаяние - это разнообразные чувства и эмоции. Человек всегда проявляет свое отношение к происходящему, и оно выражается в удовлетворенности или неудовлетворенности человека своими поступками, высказываниями, деятельностью. Другими словами, любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. В разных условиях значимость одних и тех же объектов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый для утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставить пить воду человека, не испытывающего жажду, то он будет переживать чувство неудовольствия. Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознается самим человеком. Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, выразить переживания в речи. Слова кажутся недостаточно яркими и четко передающими различные эмоциональные состояния и их оттенки. Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Количество и качество потребностей человека, в общем и целом соответствуют числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, причем, чем выше потребность в своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство. Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, на-правленный на удовлетворение потребности, находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности и могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, передаются другим людям, сопереживаются. Чувства - высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Предметом чувственного отношения человека могут стать исторические и социальные события, многое другое. В отличие от эмоций, которые обычно возникают в ответ на воздействие отдельных свойств окружающей среды, чувства соотносятся с восприятием и оценкой сложных предметов, событий, людей, ситуаций. Они достаточно развиты лишь у человека, у животных их нет. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого чувства к чему-либо или к кому-нибудь называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями. Настроение - это более или менее длительное и устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |