бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Доклад: Правовое регулирование социальных платежей

Доклад: Правовое регулирование социальных платежей

Страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды и принципы

их взимания

Государственные социальные внебюджетные фонды РФ (Пен­сионный фонд РФ, Фонд

социального страхования РФ, Государст­венный фонд занятости населения РФ,

фонды обязательного меди­цинского страхования) формируются за счет различных

источни­ков, в том числе добровольных взносов и ассигнований из бюдже­та.

Однако основным и постоянным источником финансовых ре­сурсов этих

внебюджетных фондов являются обязательные плате­жи, именуемые в действующем

законодательстве “страховые пла­тежи” либо “страховые взносы”.

Денежные средства государственных социальных внебюджет­ных фондов являются

федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют

строго целевое назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием

разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных

программ. Концепция этих программ базируется на положениях Конституции РФ,

устанавливающих каждому гражданину гаран­тии прав на социальное обеспечение

по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и

воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от

безрабо­тицы (ст. 37, 39,41).

Таким образом, именно общегосударственная значимость на­званных социальных

внебюджетных фондов позволяет законода­телю отнести страховые взносы в них к

числу особых обязательных платежей и запретить изъятие денежных средств

государственных социальных внебюджетных фондов', в том числе и в целях

погаше­ния бюджетного дефицита.

Одним из характерных признаков создания названных фондов, согласно действующему

законодательству, является особый метод финансирования на основе обязательности

уплаты страховых взносов работодателями (страхователями), а в определенных

слу­чаях — гражданами (застрахованными) либо органами управле­ния2

(за отдельные категории застрахованных граждан). Ведь все действующие в России

государственные социальные внебюджет­ные фонды формируются страховым методом,

предусматриваю­щим обязанность всех страхователей — работодателей

(организа­ций), работающих и самозанятых граждан (нотариусов, занимаю­щихся

частной практикой, частных детективов, адвокатов), а в определенных случаях и

органов управления вносить обязатель­ные страховые платежи (взносы) в фонды.

Страховой метод образования финансовых ресурсов государст­венных социальных

внебюджетных фондов, в свою очередь, и предопределил название платежей в эти

фонды как “страховые взносы”.

В материальном аспекте страховой взнос представляет собой сумму,

периодически вносимую страхователями (организациями и физическими лицами) в

государственный социальный внебюд­жетный фонд для материального обеспечения

граждан в связи с достижением определенного возраста, при наступлении болезни,

инвалидности, в случае безработицы, на охрану здоровья и полу­чение бесплатной

медицинской помощи.

Уплата страховых взносов производится по страховым тари­фам — ставкам

платежей по социальному страхованию с единицы страховой суммы за определенный

период. Размер страховых та­рифов в государственные социальные внебюджетные

фонды по представлению Правительства РФ утверждается Федеральным Со­бранием

РФ в ежегодно принимаемом Федеральном законе “О та­рифах страховых взносов в

Пенсионный фонд Российской Федера­ции, Фонд социального страхования

Российской Федерации, Госу­дарственный фонд занятости населения Российской

Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования”.

Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ,

Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского

страхования в первоначаль­ном варианте Налогового кодекса РФ должны были быть

объеди­нены в социальный налог, включенный в перечень федеральных налогов.

Однако в окончательном варианте первой части Налого­вого кодекса РФ, принятой

31 июля 1998 г., вместо “социального налога” в перечень федеральных налогов и

сборов (ст. 13) включе­ны “взносы в государственные социальные внебюджетные

фонды”, предусматривающие сохранение действующих в настоя­щее время

обязательных платежей в каждый из этих внебюджет­ных фондов. Однако необходимо

учитывать, что ст. 13 Налогового кодекса РФ будет введена в действие со дня

введения в действие части второй Налогового кодекса. Поэтому к идее объединения

отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды в едином

обязательном платеже законодатель возможно вернется позднее, после ее

всесторонней дополнительной проработки, тем более что данные предложения

поддерживают как ученые, так и представители финансово-кредитных органов1

.

С учетом анализа норм действующего финансового законода­тельства, страховые

платежи (взносы) в государственные социаль­ные внебюджетные фонды в

правовом аспекте можно определить как вид обязательных платежей, взимаемых

с организаций и физических лиц по ставкам (тарифам), в порядке и сроки,

закреплен­ные в нормативно-правовых актах, в целях финансового обеспече­ния

гарантированных государством прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное

страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и

медицинскую помощь, а также обеспечения деятельности самих внебюджетных фондов

2.

Таким образом, страховые взносы в государственные социаль­ные внебюджетные

фонды устанавливаются как ставки (тарифы)

платежей в размерах, покрывающих затраты на выполнение госу­дарственных

социальных программ и обеспечивающих рентабель­ную деятельность самих фондов.

В законодательстве не раскрыта социально-правовая природа страховых взносов в

государственные социальные внебюджетные фонды. Данное положение

констатировано даже Конституцион­ным Судом РФ в постановлении от 24 февраля

1998 г.

Являясь по своей правовой природе обязательными платежа­ми, страховые взносы

в названные фонды имеют ряд характерных для этих платежей признаков. При этом

одна часть признаков этих платежей совпадает с признаками налогов, другая — с

признака­ми сборов.

Во-первых, страховые платежи в государственные социальные внебюджетные фонды

как и общеобязательные налоги и сборы, устанавливаются законом и носят

публичный характер. Поэтому и отношения по уплате страховых взносов, также

как и налогов, возникают независимо от воли участников — в силу закона;

во-вторых, плательщики страховых взносов в эти внебюджет­ные фонды подлежат

обязательной регистрации, как и плательщи­ки налогов и сборов;

в-третьих, страховые платежи (взносы) являются регулярными платежами п носят

постоянный характер. Они уплачиваются в определенном порядке и конкретные

сроки, установленные в нор­мативно-правовых актах;

в-четвертых, за просрочку уплаты страховых взносов предус­мотрено не только

взыскание в бесспорном порядке недоимок, но и взимание пени, а за сокрытие

или занижение сумм выплат, на которые начисляются страховые взносы —

применение в судебном порядке финансовых санкций;

в-пятых, контроль за полнотой и своевременностью начисле­ния и уплаты

страхователями страховых взносов осуществляется не только со стороны самих

внебюджетных фондов, но и со стороны налоговых органов, а также Министерства

финансов РФ и Феде­рального казначейства;

в-шестых, страховые взносы, взимаемые в государственные со­циальные

внебюджетные фонды, несмотря на то, что не включают­ся в федеральный бюджет,

имеют общегосударственное значение, ибо централизованные в этих фондах

денежные средства, аккуму­лированные в виде обязательных страховых платежей

(взносов), расходуются, прежде всего, для финансирования в

общегосударст­венных целях конкретных социальных потребностей граждан: на

социальное обеспечение по возрасту, на охрану здоровья и меди­цинскую помощь,

на защиту от безработицы и т.п. Однако исполь­зование- финансовых ресурсов

указанных внебюджетных фондов в общегосударственных целях не препятствует

одновременной “пер­сонификации” получаемых из этих фондов выплат*.

Следовательно, страховые взносы по своему социально-право­вому содержанию

относятся к целевым платежам, что, с одной стороны, сближает их со сборами, а

с другой стороны, законода­тель установил публичные цели взимания этих

платежей, что яв­ляется сущностным признаком налогов;

в-седьмых, законодатель при установлении страховых взносов в государственные

социальные внебюджетные фонды как одного из видов обязательных платежей

закрепляет такие элементы обло­жения страховыми взносами, как

• субъект страховых взносов (т.е. определяет плательщика-страховщика);

• обьект (т.е. выплаты, на которые начисляются страховые взяосы);

• ставка (т.е. тариф — размер страхового платежа с определен­ного вида

доходов или выплат);

• льготы (т.е. выплаты, на которые страховые взносы не начислягются);

• сроки и порядок уплаты;

• ответственность плательщиков и банков за правильность на­числения,

своевременность уплаты и перечисления страхо­вых взносов в фонды и порядок

защиты прав плательщиков этих взносов;

в-восьмых, в правоотношениях по уплате страховых взносов во внебюджетные

социальные фонды на стадии их исполнения анало­гично, как и при уплате

налогов, участвуют банковские кредитные организации. Банки обязаны обеспечить

перечисление страховых платежей в соответствующие внебюджетные фонды. За

несвоевре­менное зачисление или перечисление по вине кредитных органи­заций

страховых взносов на счета органов фондов банки несут фи­нансовую

ответственность в виде начисления пени за каждый день

просрочки;

в-девятых, правовое регулирование обязательных платежей в государственные

социальные внебюджетные фонды базируется на основных принципах правового

регулирования налогообложения. При этом часть этих принципов действуют как

правовые идеи, т.е. без закрепления в нормах права. Другая же часть принципов

за­креплена в налоговом и бюджетном законодательстве.

На основе анализа финансово-правовой литературы и действу­ющего финансового

законодательства можно выделить следующие принципы установления, взимания и

расходования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды:

принцип всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в

государственные социальные внебюджетные фонды, га­рантированный установлением

мер финансово-правовой ответст­венности как к плательщикам-страховщикам (за

неуплату и не­своевременное внесение страховых взносов), так и к банковским и

иным кредитным организациям (за несвоевременное зачисление или перечисление

сумм страховых взносов, а также сумм пени, штрафов и иных финансовых санкций на

счета органов фонда);

принцип законности и публичности, связанный с установле­нием страховых

взносов на основе закона. Это, в свою очередь, обусловлено общегосударственными

целями образования самих социальных внебюджетных фондов;

принцип единства и федерального характера платежей, оз­начающий, что

страховые взносы в указанные внебюджетные фонды взимаются на всей территории

России по единым прави­лам, установленным федеральными законодательными актами,

что денежные средства фондов являются федеральной собствен­ностью. Отнесение

взносов в государственные внебюджетные со­циальные фонды в Налоговом кодексе к

числу федеральных пла­тежей (ст. 13) не означает, что поступления от их сбора

будут зачисляться исключительно в федеральный бюджет. Это означает лишь то, что

эти обязательные платежи ко всем плательщикам-страховщикам независимо от форм

собственности применяются единообразно и подлежат уплате на всей территории

Российской Федерации;

принцип справедливости и равенства тарифов страховых взносов для

различных категорий плательщиков, означающий со­размерность

(нечрезмерность) ограничений прав и свобод граж­дан социально значимым

интересам и целям их введения. Други­ми словами, введение таких обязательных

платежей не должно лишать лиц реализовывать конституционные права на

собствен­ность и достойное существование. Несоразмерными такие плате­жи будут

признаны в том случае, если они фактически “парализуют реализацию

конституционных прав и свобод” юридических и физических лиц1;

принцип непридания обратной силы закону, ухудшающему положение одних

категорий плательщиков страховых взносов в сравнении с иными категориями;

принцип возвратности страховых взносов, что предполагает, в основном,

общественную возмездность. Однако, с учетом пос­ледних изменений пенсионного

законодательства и перехода к индивидуальному (персонифицированному) учету в

целях назна­чения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и

размера их страховых взносов, можно говорить и об индивиду­альной возмездности

и возвратности страховых платежей (взно­сов) их плательщикам;

принцип целевого использования страховых взносов в государ­ственные

социальные внебюджетные фонды в соответствии с зада­чами формирования

конкретных фондов. Этот принцип обуслов­ливает запрет на изъятие средств одного

государственного соци­ального внебюджетного фонда для передачи в другой

аналогичный внебюджетный фонд, за исключением случаев, прямо установлен­ных в

законодательном порядке. Например, в числе средств, ис­пользуемых для

формирования Пенсионного фонда РФ, преду­смотрены средства Государственного

фонда занятости населения РФ, идущие на возмещение досрочно назначенных пенсий

безра­ботным2. Кроме того, в соответствии с этим принципом

устанавли­вается запрет на изъятие средств внебюджетных фондов в бюджет. Это

особенно важно в условиях хронического бюджетного дефици­та, когда требуются не

только дополнительные финансовые ресур­сы для его покрытия, но и мобильность в

перераспределении бюд­жетных средств на осуществление конкретных особо важных

ста­тей расходов. Однако от подобного перераспределения бюджетных средств могут

страдать другие статьи расходов бюджета. Чтобы этого не случилось с наиболее

важными социальными потребнос­тями членов общества, государство и создает

социальные внебюд­жетные фонды. Финансовые ресурсы этих фондов как раз и служат

гарантией обеспечения наиболее значимых социальных нужд

(пенсии, пособия и т.п.), так как на перераспределение и изъятия денежных

средств этих фондов наложен запрет, а сами страховые взносы в государственные

социальные внебюджетные фонды отно­сятся к специальным обязательным (целевым)

платежам.

Особенности взимания и ответственность за неуплату страховых взносов в

государственные социальные внебюджетные фонды

Начиная с 1991 г. со всех работодателей стали взиматься обяза­тельные

страховые взносы в три государственных социальных вне­бюджетных фонда:

Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости РФ и Фонд социального

страхования РФ. В Пенсионный фонд РФ страховые взносы уплачивали также и

работники. С 1993 г., когда были образованы фонды обязательного медицин­ского

страхования, отчисления с работодателей стали в обязатель­ном порядке

взиматься и в этот фонд.

В формировании государственных социальных внебюджетных фондов и

аккумулировании в эти фонды обязательных страховых взносов много общего,

поскольку все эти фонды в своей совокуп­ности представляют организационно-

правовую форму социально­го страхования, которое распространяется в

Российской Федера­ции абсолютно на всех работников (ст. 236 КЗоТ).

Однако учитывая то обстоятельство, что каждый из государст­венных социальных

внебюджетных фондов имеет статус самосто­ятельного государственного

некоммерческого финансово-кредит­ного учреждения, порядок уплаты обязательных

платежей (взно­сов) в различные фонды, естественно, имеет свои особенности и не

может быть абсолютно идентичным.

Таким образом, в формировании внебюджетных фондов за счет обязательных

страховых взносов можно выделить не только общие черты, но и существенные

различия. Различия заключаются, в частности, в перечне выплат, на которые

начисляются и не начис­ляются страховые взносы, размере страхового тарифа, а

также штрафных санкций за неуплату страховых взносов и порядке их применения.

Определенные отличия имеются в порядке предо­ставления льгот и осуществления

контроля за своевременностью и полнотой уплаты страховых взносов.

Рассмотрим более подробно сходства и различия в порядке фор­мирования и

использования финансовых ресурсов фондов за счет обязательных платежей —

страховых взносов. Для этого обратим-

ся к источникам правового регулирования порядка взимания стра­ховых взносов в

государственные социальные внебюджетные фонды. Перечень этих источников очень

широк и разнообразен. Среди правовых актов, регулирующих начисление страховых

взносов можно выделить такие основные, как утвержденные Пра­вительством РФ

положения о конкретных фондах, ежегодно при­нимаемые федеральные законы “О

тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования

РФ, Госу­дарственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязатель­ного

медицинского страхования”, утвержденные перечни выплат, на которые не

начисляются страховые взносы в конкретные вне­бюджетные фонды', а также

инструкции о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета

средств конкрет­ных фондов2. Достаточно много положений, касающихся

уплаты страховых взносов, содержится в законах о бюджете конкретного фонда на

текущий год3. В качестве особого источника правового регулирования

можно назвать постановления и определения Кон­ституционного Суда РФ4

. Помимо правовых актов нормативного характера, порядок начисления страховых

взносов на конкретные выплаты разъясняется многочисленными ведомственными

доку­ментами5.

Общие черты и особенности взимания страховых взносов в кон­кретные

государственные социальные внебюджетные фонды наи­более полно можно выявить,

если рассматривать их, исходя из основных элементов обложения этими

платежами, закрепленных в законодательстве.

Так, едиными субъектами обложения обязательными страхо­выми взносами

(кругом плательщиков) в государственные соци­альные фонды являются:

• работодатели-организации любых организационно-право­вых форм;

• работодатели-организации, занятые в производстве сельско­хозяйственной

продукции;

• граждане (физические лица) — работодатели, осуществляю­щие прием на работу по

трудовому договору или выплачи­вающие вознаграждение по договорам

гражданско-правово- 31 го характера, предметом которых являются выполнение

Ц работ и оказание услуг (если последние не являются индивидуальными

предпринимателями); ' граждане (физические лица), работающие по

трудовым договорам, а также получающие вознаграждение по договорам

гражданско-правового характера, предметом которых явля­ются выполнение работ и

оказание услуг, а также по автор­ским договорам;

• индивидуальные предприниматели, в том числе и иностран­ные граждане, а

также приравненные к ним плательщики (например, частные детективы и аудиторы,

нотариусы, зани­мающиеся частной практикой, адвокаты);

• крестьянские (фермерские) хозяйства;

• родовые, семейные общины коренных малочисленных наро­дов Севера,

занимающиеся традиционными отраслями хо­зяйствования.

Все плательщики (кроме работающих граждан) в обязательном порядке проходят

регистрацию в территориальном органе кон­кретного внебюджетного фонда. Для

вновь образованных органи­заций установлен максимальный срок для прохождения

такой ре­гистрации в 30 дней со дня учреждения. В соответствии же с

Феде­ральным законом “Об обязательном социальном страховании от несчастных

случаев на производстве и профессиональных заболе­ваний”, принятым 24 июля 1998

г., но не вступившим в законную силу, срок регистрации плательщика страховых

взносов сокращен до 10 дней1.

За неисполнение возложенных на организацию (страхователя) обязанностей по

своей регистрации во внебюджетном фонде (у страховщика) предусмотрена

финансово-правовая ответствен­ность страхователя перед страховщиком.

В 1999 г. в соответствии с Федеральным законом “О Федераль­ном бюджете на

1999 год” (ст. 18, 19), от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд

освобождены федеральные суды, органы про­куратуры и таможенные органы (с

заработной платы судей, проку­роров, следователей и работников таможенных

органов, имеющих специальные звания), а также воинские формирования

(Минобо­роны России, МВД России и т.п.), Минюст России, служба налого­вой

полиции (как получающие пенсию из бюджета РФ). Последние не уплачивают взносы

и в другие вышеназванные внебюджетные фонды.

Плательщиками страховых взносов во все без исключения го­сударственные

социальные внебюджетные фонды не являются1:

общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как

союзы общественных организаций инвали­дов), среди членов которых инвалиды и

их законные представите­ли (один из родителей, усыновителей, опекун,

попечитель) состав­ляют не менее 80%, их региональные и территориальные

органи­зации;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов

общественных организаций инвалидов или имущество ко­торых полностью

принадлежит общественным организациям ин­валидов, и в штатном расписании

которых инвалиды составляют не менее 50%, и если доля выплат инвалидам в

фонде оплаты труда составляет не менее 25%.

Льгота для общественных организаций пенсионеров в 1999 г. отменена.

В 1999 г. впервые законодатель освободил от уплаты страховых взносов во все

государственные внебюджетные фонды:

индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных граждан, лиц без

гражданства, проживающих на территории РФ, частных детективов, занимающихся

частной практикой нотариу­сов, адвокатов, являющихся инвалидами I, II и III

групп и получа­ющих пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством

РФ;

организации любых организационно-правовых форм в части выплат, начисленных по

всем основаниям независимо от источни­ков финансирования, включая

вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых

является выполнение работ и оказание услуг, в пользу работников, являю­щихся

инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инва­лидности в

соответствии с законодательством РФ.

Основным элементом обложения обязательными страховыми взносами в государственные

социальные внебюджетные фонды яв­ляется также облагаемая база для

исчисления страховых взносов. В 1999 г. она была существенно изменена.

Если в 1998 г. страховые взносы в Фонд социального страхова­ния начислялись

предприятиями, учреждениями и организация­ми, т.е. работодателями, только по

отношению к начисленной оп­лате труда по всем основаниям, а в Государственный

фонд занятос­ти населения и фонды обязательного медицинского страхования

также и на выплаты по договорам подряда и поручения, то теперь облагаемой

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.