|
Доклад: Правовое регулирование социальных платежейДоклад: Правовое регулирование социальных платежейСтраховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды и принципы их взимания Государственные социальные внебюджетные фонды РФ (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, фонды обязательного медицинского страхования) формируются за счет различных источников, в том числе добровольных взносов и ассигнований из бюджета. Однако основным и постоянным источником финансовых ресурсов этих внебюджетных фондов являются обязательные платежи, именуемые в действующем законодательстве “страховые платежи” либо “страховые взносы”. Денежные средства государственных социальных внебюджетных фондов являются федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется на положениях Конституции РФ, устанавливающих каждому гражданину гарантии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от безработицы (ст. 37, 39,41). Таким образом, именно общегосударственная значимость названных социальных внебюджетных фондов позволяет законодателю отнести страховые взносы в них к числу особых обязательных платежей и запретить изъятие денежных средств государственных социальных внебюджетных фондов', в том числе и в целях погашения бюджетного дефицита. Одним из характерных признаков создания названных фондов, согласно действующему законодательству, является особый метод финансирования на основе обязательности уплаты страховых взносов работодателями (страхователями), а в определенных случаях — гражданами (застрахованными) либо органами управления2 (за отдельные категории застрахованных граждан). Ведь все действующие в России государственные социальные внебюджетные фонды формируются страховым методом, предусматривающим обязанность всех страхователей — работодателей (организаций), работающих и самозанятых граждан (нотариусов, занимающихся частной практикой, частных детективов, адвокатов), а в определенных случаях и органов управления вносить обязательные страховые платежи (взносы) в фонды. Страховой метод образования финансовых ресурсов государственных социальных внебюджетных фондов, в свою очередь, и предопределил название платежей в эти фонды как “страховые взносы”. В материальном аспекте страховой взнос представляет собой сумму, периодически вносимую страхователями (организациями и физическими лицами) в государственный социальный внебюджетный фонд для материального обеспечения граждан в связи с достижением определенного возраста, при наступлении болезни, инвалидности, в случае безработицы, на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Уплата страховых взносов производится по страховым тарифам — ставкам платежей по социальному страхованию с единицы страховой суммы за определенный период. Размер страховых тарифов в государственные социальные внебюджетные фонды по представлению Правительства РФ утверждается Федеральным Собранием РФ в ежегодно принимаемом Федеральном законе “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования”. Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования в первоначальном варианте Налогового кодекса РФ должны были быть объединены в социальный налог, включенный в перечень федеральных налогов. Однако в окончательном варианте первой части Налогового кодекса РФ, принятой 31 июля 1998 г., вместо “социального налога” в перечень федеральных налогов и сборов (ст. 13) включены “взносы в государственные социальные внебюджетные фонды”, предусматривающие сохранение действующих в настоящее время обязательных платежей в каждый из этих внебюджетных фондов. Однако необходимо учитывать, что ст. 13 Налогового кодекса РФ будет введена в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса. Поэтому к идее объединения отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды в едином обязательном платеже законодатель возможно вернется позднее, после ее всесторонней дополнительной проработки, тем более что данные предложения поддерживают как ученые, так и представители финансово-кредитных органов1 . С учетом анализа норм действующего финансового законодательства, страховые платежи (взносы) в государственные социальные внебюджетные фонды в правовом аспекте можно определить как вид обязательных платежей, взимаемых с организаций и физических лиц по ставкам (тарифам), в порядке и сроки, закрепленные в нормативно-правовых актах, в целях финансового обеспечения гарантированных государством прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь, а также обеспечения деятельности самих внебюджетных фондов 2. Таким образом, страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды устанавливаются как ставки (тарифы) платежей в размерах, покрывающих затраты на выполнение государственных социальных программ и обеспечивающих рентабельную деятельность самих фондов. В законодательстве не раскрыта социально-правовая природа страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Данное положение констатировано даже Конституционным Судом РФ в постановлении от 24 февраля 1998 г. Являясь по своей правовой природе обязательными платежами, страховые взносы в названные фонды имеют ряд характерных для этих платежей признаков. При этом одна часть признаков этих платежей совпадает с признаками налогов, другая — с признаками сборов. Во-первых, страховые платежи в государственные социальные внебюджетные фонды как и общеобязательные налоги и сборы, устанавливаются законом и носят публичный характер. Поэтому и отношения по уплате страховых взносов, также как и налогов, возникают независимо от воли участников — в силу закона; во-вторых, плательщики страховых взносов в эти внебюджетные фонды подлежат обязательной регистрации, как и плательщики налогов и сборов; в-третьих, страховые платежи (взносы) являются регулярными платежами п носят постоянный характер. Они уплачиваются в определенном порядке и конкретные сроки, установленные в нормативно-правовых актах; в-четвертых, за просрочку уплаты страховых взносов предусмотрено не только взыскание в бесспорном порядке недоимок, но и взимание пени, а за сокрытие или занижение сумм выплат, на которые начисляются страховые взносы — применение в судебном порядке финансовых санкций; в-пятых, контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов осуществляется не только со стороны самих внебюджетных фондов, но и со стороны налоговых органов, а также Министерства финансов РФ и Федерального казначейства; в-шестых, страховые взносы, взимаемые в государственные социальные внебюджетные фонды, несмотря на то, что не включаются в федеральный бюджет, имеют общегосударственное значение, ибо централизованные в этих фондах денежные средства, аккумулированные в виде обязательных страховых платежей (взносов), расходуются, прежде всего, для финансирования в общегосударственных целях конкретных социальных потребностей граждан: на социальное обеспечение по возрасту, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от безработицы и т.п. Однако использование- финансовых ресурсов указанных внебюджетных фондов в общегосударственных целях не препятствует одновременной “персонификации” получаемых из этих фондов выплат*. Следовательно, страховые взносы по своему социально-правовому содержанию относятся к целевым платежам, что, с одной стороны, сближает их со сборами, а с другой стороны, законодатель установил публичные цели взимания этих платежей, что является сущностным признаком налогов; в-седьмых, законодатель при установлении страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды как одного из видов обязательных платежей закрепляет такие элементы обложения страховыми взносами, как • субъект страховых взносов (т.е. определяет плательщика-страховщика); • обьект (т.е. выплаты, на которые начисляются страховые взяосы); • ставка (т.е. тариф — размер страхового платежа с определенного вида доходов или выплат); • льготы (т.е. выплаты, на которые страховые взносы не начислягются); • сроки и порядок уплаты; • ответственность плательщиков и банков за правильность начисления, своевременность уплаты и перечисления страховых взносов в фонды и порядок защиты прав плательщиков этих взносов; в-восьмых, в правоотношениях по уплате страховых взносов во внебюджетные социальные фонды на стадии их исполнения аналогично, как и при уплате налогов, участвуют банковские кредитные организации. Банки обязаны обеспечить перечисление страховых платежей в соответствующие внебюджетные фонды. За несвоевременное зачисление или перечисление по вине кредитных организаций страховых взносов на счета органов фондов банки несут финансовую ответственность в виде начисления пени за каждый день просрочки; в-девятых, правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды базируется на основных принципах правового регулирования налогообложения. При этом часть этих принципов действуют как правовые идеи, т.е. без закрепления в нормах права. Другая же часть принципов закреплена в налоговом и бюджетном законодательстве. На основе анализа финансово-правовой литературы и действующего финансового законодательства можно выделить следующие принципы установления, взимания и расходования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды: принцип всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, гарантированный установлением мер финансово-правовой ответственности как к плательщикам-страховщикам (за неуплату и несвоевременное внесение страховых взносов), так и к банковским и иным кредитным организациям (за несвоевременное зачисление или перечисление сумм страховых взносов, а также сумм пени, штрафов и иных финансовых санкций на счета органов фонда); принцип законности и публичности, связанный с установлением страховых взносов на основе закона. Это, в свою очередь, обусловлено общегосударственными целями образования самих социальных внебюджетных фондов; принцип единства и федерального характера платежей, означающий, что страховые взносы в указанные внебюджетные фонды взимаются на всей территории России по единым правилам, установленным федеральными законодательными актами, что денежные средства фондов являются федеральной собственностью. Отнесение взносов в государственные внебюджетные социальные фонды в Налоговом кодексе к числу федеральных платежей (ст. 13) не означает, что поступления от их сбора будут зачисляться исключительно в федеральный бюджет. Это означает лишь то, что эти обязательные платежи ко всем плательщикам-страховщикам независимо от форм собственности применяются единообразно и подлежат уплате на всей территории Российской Федерации; принцип справедливости и равенства тарифов страховых взносов для различных категорий плательщиков, означающий соразмерность (нечрезмерность) ограничений прав и свобод граждан социально значимым интересам и целям их введения. Другими словами, введение таких обязательных платежей не должно лишать лиц реализовывать конституционные права на собственность и достойное существование. Несоразмерными такие платежи будут признаны в том случае, если они фактически “парализуют реализацию конституционных прав и свобод” юридических и физических лиц1; принцип непридания обратной силы закону, ухудшающему положение одних категорий плательщиков страховых взносов в сравнении с иными категориями; принцип возвратности страховых взносов, что предполагает, в основном, общественную возмездность. Однако, с учетом последних изменений пенсионного законодательства и перехода к индивидуальному (персонифицированному) учету в целях назначения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и размера их страховых взносов, можно говорить и об индивидуальной возмездности и возвратности страховых платежей (взносов) их плательщикам; принцип целевого использования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды в соответствии с задачами формирования конкретных фондов. Этот принцип обусловливает запрет на изъятие средств одного государственного социального внебюджетного фонда для передачи в другой аналогичный внебюджетный фонд, за исключением случаев, прямо установленных в законодательном порядке. Например, в числе средств, используемых для формирования Пенсионного фонда РФ, предусмотрены средства Государственного фонда занятости населения РФ, идущие на возмещение досрочно назначенных пенсий безработным2. Кроме того, в соответствии с этим принципом устанавливается запрет на изъятие средств внебюджетных фондов в бюджет. Это особенно важно в условиях хронического бюджетного дефицита, когда требуются не только дополнительные финансовые ресурсы для его покрытия, но и мобильность в перераспределении бюджетных средств на осуществление конкретных особо важных статей расходов. Однако от подобного перераспределения бюджетных средств могут страдать другие статьи расходов бюджета. Чтобы этого не случилось с наиболее важными социальными потребностями членов общества, государство и создает социальные внебюджетные фонды. Финансовые ресурсы этих фондов как раз и служат гарантией обеспечения наиболее значимых социальных нужд (пенсии, пособия и т.п.), так как на перераспределение и изъятия денежных средств этих фондов наложен запрет, а сами страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды относятся к специальным обязательным (целевым) платежам. Особенности взимания и ответственность за неуплату страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды Начиная с 1991 г. со всех работодателей стали взиматься обязательные страховые взносы в три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости РФ и Фонд социального страхования РФ. В Пенсионный фонд РФ страховые взносы уплачивали также и работники. С 1993 г., когда были образованы фонды обязательного медицинского страхования, отчисления с работодателей стали в обязательном порядке взиматься и в этот фонд. В формировании государственных социальных внебюджетных фондов и аккумулировании в эти фонды обязательных страховых взносов много общего, поскольку все эти фонды в своей совокупности представляют организационно- правовую форму социального страхования, которое распространяется в Российской Федерации абсолютно на всех работников (ст. 236 КЗоТ). Однако учитывая то обстоятельство, что каждый из государственных социальных внебюджетных фондов имеет статус самостоятельного государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения, порядок уплаты обязательных платежей (взносов) в различные фонды, естественно, имеет свои особенности и не может быть абсолютно идентичным. Таким образом, в формировании внебюджетных фондов за счет обязательных страховых взносов можно выделить не только общие черты, но и существенные различия. Различия заключаются, в частности, в перечне выплат, на которые начисляются и не начисляются страховые взносы, размере страхового тарифа, а также штрафных санкций за неуплату страховых взносов и порядке их применения. Определенные отличия имеются в порядке предоставления льгот и осуществления контроля за своевременностью и полнотой уплаты страховых взносов. Рассмотрим более подробно сходства и различия в порядке формирования и использования финансовых ресурсов фондов за счет обязательных платежей — страховых взносов. Для этого обратим- ся к источникам правового регулирования порядка взимания страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Перечень этих источников очень широк и разнообразен. Среди правовых актов, регулирующих начисление страховых взносов можно выделить такие основные, как утвержденные Правительством РФ положения о конкретных фондах, ежегодно принимаемые федеральные законы “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования”, утвержденные перечни выплат, на которые не начисляются страховые взносы в конкретные внебюджетные фонды', а также инструкции о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств конкретных фондов2. Достаточно много положений, касающихся уплаты страховых взносов, содержится в законах о бюджете конкретного фонда на текущий год3. В качестве особого источника правового регулирования можно назвать постановления и определения Конституционного Суда РФ4 . Помимо правовых актов нормативного характера, порядок начисления страховых взносов на конкретные выплаты разъясняется многочисленными ведомственными документами5. Общие черты и особенности взимания страховых взносов в конкретные государственные социальные внебюджетные фонды наиболее полно можно выявить, если рассматривать их, исходя из основных элементов обложения этими платежами, закрепленных в законодательстве. Так, едиными субъектами обложения обязательными страховыми взносами (кругом плательщиков) в государственные социальные фонды являются: • работодатели-организации любых организационно-правовых форм; • работодатели-организации, занятые в производстве сельскохозяйственной продукции; • граждане (физические лица) — работодатели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору или выплачивающие вознаграждение по договорам гражданско-правово- 31 го характера, предметом которых являются выполнение Ц работ и оказание услуг (если последние не являются индивидуальными предпринимателями); ' граждане (физические лица), работающие по трудовым договорам, а также получающие вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам; • индивидуальные предприниматели, в том числе и иностранные граждане, а также приравненные к ним плательщики (например, частные детективы и аудиторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты); • крестьянские (фермерские) хозяйства; • родовые, семейные общины коренных малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования. Все плательщики (кроме работающих граждан) в обязательном порядке проходят регистрацию в территориальном органе конкретного внебюджетного фонда. Для вновь образованных организаций установлен максимальный срок для прохождения такой регистрации в 30 дней со дня учреждения. В соответствии же с Федеральным законом “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”, принятым 24 июля 1998 г., но не вступившим в законную силу, срок регистрации плательщика страховых взносов сокращен до 10 дней1. За неисполнение возложенных на организацию (страхователя) обязанностей по своей регистрации во внебюджетном фонде (у страховщика) предусмотрена финансово-правовая ответственность страхователя перед страховщиком. В 1999 г. в соответствии с Федеральным законом “О Федеральном бюджете на 1999 год” (ст. 18, 19), от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд освобождены федеральные суды, органы прокуратуры и таможенные органы (с заработной платы судей, прокуроров, следователей и работников таможенных органов, имеющих специальные звания), а также воинские формирования (Минобороны России, МВД России и т.п.), Минюст России, служба налоговой полиции (как получающие пенсию из бюджета РФ). Последние не уплачивают взносы и в другие вышеназванные внебюджетные фонды. Плательщиками страховых взносов во все без исключения государственные социальные внебюджетные фонды не являются1: общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун, попечитель) составляют не менее 80%, их региональные и территориальные организации; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов или имущество которых полностью принадлежит общественным организациям инвалидов, и в штатном расписании которых инвалиды составляют не менее 50%, и если доля выплат инвалидам в фонде оплаты труда составляет не менее 25%. Льгота для общественных организаций пенсионеров в 1999 г. отменена. В 1999 г. впервые законодатель освободил от уплаты страховых взносов во все государственные внебюджетные фонды: индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством РФ; организации любых организационно-правовых форм в части выплат, начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством РФ. Основным элементом обложения обязательными страховыми взносами в государственные социальные внебюджетные фонды является также облагаемая база для исчисления страховых взносов. В 1999 г. она была существенно изменена. Если в 1998 г. страховые взносы в Фонд социального страхования начислялись предприятиями, учреждениями и организациями, т.е. работодателями, только по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, а в Государственный фонд занятости населения и фонды обязательного медицинского страхования также и на выплаты по договорам подряда и поручения, то теперь облагаемой Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |