|
Диплом: Роль национальной валюты в переходный периоддолжен лишь найти того, кто хочет купить его капусту. Получив деньги, и продавец капусты может покупать всё, что силу вздумается. Функцию средства обращения в основном выполняют монеты и деньги. Спрос на деньги для совершения сделок в первую очередь зависит от таких факторов, как отведенное для покупок, частота выплаты заработной платы, время, отведённое для уплаты по счетам, регулярность предъявления этих счетов к оплате и доступность заёмных денежных средств. Например, чем больше объем покупок и чем реже оплачивается труд того или иного человека, тем больше средняя величина денежного баланса, необходимого ему для осуществления его финансовых операций. Замена механизма бартерных сделок механизмом, использующим деньги как средство обращения, проводит к снижению издержек обращения. Денежный обмен требует гораздо меньших усилий и времени, чем бартер. Снижая издержки обращения, деньги стимулировали развитие специализации и торговли и таким образом, способствовали общему росту благосостояние общества. Хотя использование денег обычно снижает издержки совершения сделок, бартер всё же сохранился, а при некоторых условиях даже возродился в современном мире. Например в странах с исключительно высокими уровнями инфляции торговля с помощью бартера может быть куда более предпочтительной, чем использование наличных денег. Как будет показано далее, при высоких темпах инфляции издержки, связанные с хранением денег для совершения сделок, могут превосходить потери и неудобства бартера. К таким странам можно отнести и нашу – Кыргызскую республику. В качестве альтернативы денежному обмену или бартеру Правительство может прибегнуть к распределению талонов. Таким методом денежного обмена Правительство Кыргызстан прибегнул в 91-92 годах. Эти талоны давали их обладателям право на приобретение определенных количеств разных товаров, таких, например, как хлеб, мясо, сахар, бензин и др. При такой системе в розничных магазинах происходит обмен товаров, скорее, на талоны, а не непосредственно на деньги. На практике, как показывает опыт, очень трудно бывает распределить талоны на все виды продуктов, производимые в современном обществе. Кроме того рационирование ограничивает потребительский выбор. Когда потребительские товары жёстко рационируются, то вопрос о личных предпочтениях перестаёт быть сколько-нибудь актуальным. Если вы, например не любите кашу, то для вас талоны на крупу имеют не очень большую ценность. В случае же, когда используются деньги, вы можете просто пойти в магазин и купить там всё, что вы сами выберете. В дополнение к своим функциям средства обращения деньги также выполняют роль меры стоимости. Правительство каждой страны обычно устанавливает свою собственную меру стоимости. В нашей республике мерой стоимости является сом, в США-доллар, в ФРГ –марка, в Мексике песо. С помощью меры стоимости стоимость вещей измеряется масса и длина. Деньги, как мера стоимости, однородны, что очень важно для вычислений и ведений записей о совершаемых сделках. Выраженная цена в сомах и тыйынах, люди могут сопоставлять и сравнивать стоимости различных ВВЕДЕНИЕ НАЦ. ВАЛЮТЫ – СОМА 10 мая 1993 года Кыргызстан заявил о введении собственной нац. валюты. Сегодня уверено можно сказать, что сом оправдал наше надежды, крепко стол на ноги и чувствует себя равен среди «мягкий» валют собратьев о содружестве независимых государств. Каковы те были основные причины введения в Кыгрызстан собственной денежной принципы? Прежде всего, как и дня других бывших союзных республик, распад СССР пагубно отразился на экономике Кыргызстана, которая, не обладая в достаточной мере сырьевыми ресурсами, во многом зависела от внешней торговли с другими республиками. Так, к началу 1991 года удельный вес внешней торговли в Кыргызстане составлял 45,6% к внутреннему национальному продукту. Для сравнения, доля внешней торговли относительно внутреннего национального продукта составляла в Российской Федерации 22,3%, Казахстане 34,2%, Узбекистане 39,7%. Причём Кыргызстан экспортировал только 1% из общего объема экспорта в государства дальнего зарубежье в объеме импорта составляла 26%, что было возможно только благодаря наличию централизованных валютных ресурсов СССР. Таким образом, одной из основных причин введения собственной валюты была сложная ситуация с платежным балансом (зависимости от торговли с другими государствами, повышения цен на импортируемые энергоносители). Но, пожалуй главной причиной введения сома были сложившиеся в то время отношения денежно-кредитных систем бывших союзных республик. Единственным эмитентом наличных рублей (банкнот Госбанка ССР и центрального банка России) оставалось Россия, что приводило к определенной зависимости Национальных банков от Центрального банка России и невозможностью полностью вести самостоятельную денежно-кредитную политику. 1 мая 1992 года Российская Федерация пошла на разделение кредитно-денежной политики, в месте с тем, проводя межгосударственные расчёты только через Национальные банки государств-членов Содружества. Практически это означало введение своей валюты. Вместе с тем Россия по-прежнему оставалось эмитентом, наличных рублей, что ставило Национальные банки других стран рублевой зоны в прямую зависимость от ЦБ России и делало невозможным их самостоятельную кредитно-денежную политику. Наличие в обращении общих для всех стран рублевой зоны банкнот привело к невозможности защищать экономику Кыргызстана от инфляционных тенденций, возникающих в других государствах СНГ. Начиная с момента принятия 31 августа 1991 года Декларация о государственной независимости, заложившей правовую и политическую основы для развития демократии и разрешение экономических трудностей страны, в Кыргызстане принимались комплексные меры, направление на стабилизацию экономики и создание рыночной системы. На начальном этапе реформ малой открытой экономике Кыргызстана, освобожденной от централизованного контроля и лишившейся льготных союзных кредитов, необходима была зарубежная помощь. С этой целью ещё в 1992 году был принят Закон «О принятии членства Республики Кыргызстан в Международном валютном фонде, Международном банке реконструкции развития, Международной финансовой корпорации и многостороннем инвестиционном страховом агентстве». В тот же период для усиления законодательной базы был принят ряд законов, в том числе законы «О национальном банке Республики Кыргызстан» и «О банках и банковской деятельности в Республике Кыргызстан». Анализ состояния решка валют показывает, что в некоторых странах государствах СНГ население ещё недостаточно доверяет своей национальной валюте. В результате, на внутреннем рынке, они имеют тенденцию перемещения иностранной валютной – долларами до либо даже российскими рублями. Причина всею этого, здесь в отсутствии из людей уверенности в способности своих стран справиться с инфляцией. Проводимая в Кыргызстане соответствующая денежно-кредитная политика способствовала обуздании инфляции и свободному доступу к валютным рынкам, что и обеспечено в результате стабильность сома. Таким образом, была подготовлена основа для введения в мае 1993 года национальной валюты – введение сома было необходимым (в силу перечисленных выше причин) ещё и потому, что независимое государство не может не иметь собственной денежной единицы. С момента введения сома Национальный банк начал в полной мере выполнять функции центрального банка. Основной целью деятельность НБКР является «достижение» поддержание стабильности цен посредством проведения соответствующей денежно-кредитной политики. 1. Закон о Национальном банке Кыргызской Республики, статьями и задачами, способствующими достижению этой цели – «поддержание покупательной способности национальной валюты, обеспечение эффективности, безопасности и надежности функционирования банковской и платежной системы». 2. Однако, финансовая самостоятельность требовала от НБКР особых усилий в период уже после появления сома. На начальном этапе интересы правительства и Национального банка, расходились в вопросах проведения структурной перестройки. На Национальный банк было оказано большое давление по выдаче кредитов сельскому хозяйству и другим отраслям промышленности. Большие темпы инфляции на момент введения нац. валюты в 1993 году были напрямую связаны с этими кредитами. Стало ясно, что такая политика приведёт к краху и Нацбанку пришлось резко перестроить свою политику и убедить Правительство в выработке совместных действий. В результате, инфляция резко пошла вниз до сметки ниже 10% в месяц. Следуя практическому опыту многих стран в Кыргызстане первоначально были введены в обращение мелкие и одна крупная деноминации как для сома, так и для тыйына. В силу того, что банкноты первого выпуска не обладали высокими защитными свойствами, они были рассчитаны на обращение от шести месяцев и до года. В течение 1993-94 гг. Национальным банком проводилось постоянная работа по улучшению дизайна банкнот и увеличению их защитных качеств. Уже 11 апреля 1994 года в оборот были введены банкноты второго выпуска, изготовленные не более качественной бумаге, с достоинством 1, 5 и 20 сома, со множеством защитных свойств. Позднее 28 января прошлого года для удобства расчетов появилось банкнота промежуточного номинала 10 сомов, а ещё позже, более высокого номинала – 50 сомов (29 августа 1994 года) и 100 сомов (20 марта 1995 года). Выбор деноминации был произведен ещё до веления нацвалюты. Решение по выпуску в обращение банкнот старого образца принималось в условиях, когда невозможно было предугадать ситуацию с инфляцией. После того, как это стало возможным, был заказан полный набор банкнот второго выпуска. Последовательность выпуска в обращение. 2. Закон о Национальном банке Кыргызской Республики, статья 3 новых банкнот связана с объемом денежной массы, с учетом ветхости банкнот первого образца и т.д. Нужно отметить, что на сегодняшний день не происходит деления на новые и старые деньги, все они равноценны и находятся в свободном обращении. Анализ денег в обращении за прошедший год свидетельствует о сокращении банкнот малого достоинства и естественно, увеличению удельного веса купюр высокого номинала; благодаря постоянной и целенаправленной работе «старые» деньги первого выпуска, выполнив свою мнению, постоянно вышли из обращения. В целях регулирования налично-денежного оборота Национальным банком был разработан и утвержден новый Порядок ведения кассовых операций в Кыргызской Республике. Принципиально новым в указанном документе является отмена на предприятиях, учреждениях и организациях всех форм собственности лимитов остатка наличных денег в кассах, норм расходования денег из выручки, сроков и порядка сдачи её в учреждения банков. Кроме того, хозяйствующим субъектом предоставлено право производить расчёты по своим обязательствам как в наличной, так и в безналичной форме, вкладывая и снимая средства по своему усмотрению, с увлечением об этом коммерческого банка за несколько рабочих дней. В целом, либерализация налично-денежного обращения, отсутствие дефицита наличности и снятие всех ограничений по вложению и снятию наличных средств со счетов банках привели к росту объёма депозитов и как результат, к увлечению возвратности. Надо сказать, что за 1994 год её показатель значительно возрос. За этот период банками республики выдано 3 млрд. сомов наличных денег, а получено свыше 2 млрд. сомов, или около 70% от первоначальной суммы. Отметим, что до введения национальной валюты возвратность наличных рублей была в 2 раза меньше. Является ли либерализация валютного рынка в Кыргызстане следствием стабилизации сома? - В момент введения национальной валюты Указом Президента от 5 мая 1993 года были полностью предопределены условия валютного рынка, основанного на полной либерализации. Таким образом, действительно, полная либерализация валютного рынка позволила стабилизировать национальную валюту. Опыт других республик показал, что любое ограничение валютного рынка в виде обязательной продажи части валютной выручки предприятий государству играет не в пользу реального обменного курса, Кыргызстан продвинулся в этом направлении дальше, подписав 23 марта 1995 года статью 8 соглашения с Валютным Фондом. Она предполагает полную конвертацию текущих и капитальных счетов. В законодательстве нашей республики права резидентов и нерезидентов уравнены и на её внутренний рынок допускается как простые граждане, так и хозяйствующие субъекты из любой другой страны. В связи с развитием рыночных отношений и увлечением количества коммерческих структур, прежние источники поступления наличных денег уступают место новым. Основная доля всех поступлений приходится на торговые организации (19%), неторговые организации (17,6%) и от продажи иностранной валюты (13,4%). В выдачах наличных денег, как и прежде, преобладают выплаты заработной платы (58,6%) и подкрепления предприятиям Министерства связи для выплаты пенсий пенсионерам (19,1%).
Официальная информация НБКРУдельный вес купюр в сумме денег, выпущенных в обращение на 01.05.95 г.
Защитные свойства банкноты Кыргызстана. Национальная валюта Кыргызстана предоставлена номиналами 1, 5, 10, 20, 50 и 100 сом, различающимися цветом и дизайном. Каждый номинал имеет индивидуальный портрет исторической личности Кыргызстана. От возможной подделки банкноты предохраняют защитные знаки. Защитные знаки банкнот: 1. Высококачественная бумага банкноты изготовлены специальной высокосортной хлопковой бумаге. 2. Индивидуальный серийный номер. Каждая банкнота имеет индивидуальный серийный номер. Он расположен на обратной стороне купюры в левом верхнем и правом нижнем углах: верхний номер – красный, нижний номер – черный. 3. Водяной знак. На белом поле банкноты при рассмотрении на просвет виден водяной знак в виде портрета Токтогула Сатылган уулу. 4. Защитные волокна. По всей поверхности купюры распределены разноцветные волокна, включенные в бумагу. 5. Вертикальная полоса. Банкноту пересекает внедренная в бумагу темная полоса содержащая подпись «Кыргыз Банкы». 6. Сквозной регистр. Сквозной регистр- это элемент, который находится на лицевой и оборотной сторонах банкноты. При рассмотрении купюры на просвет орнамент на лицевой стороне дополняет орнамент на оборотной стороне. На фальшивых купюрах симметричного совмещения изображений на лицевой и оборотной сторонах не получается. Банкноты 20, 50 и 100 сом в дополнение к вышеназванным признакам обладают следующими степенями защиты. 7. Качество печати. Портреты, надписи и рисунки на лицевой и оборотной сторонах банкнот высоких вышеуказанных номиналов выполнены методом глубокой печати и шероховаты на ощупь. Фальшивка те не обладают шероховатостью. 8. Скрытое изображение. В правой нижней части Тоголок Молдо на достоинствах 20 сом заметно число «20», проявляющееся при рассмотрении банкноты под различными углами. В нижней части лицевой стороны банкнот достоинством 50 сом и 100 сом находится бледно-зеленый прямоугольник, содержащий рельефное изображение национального орнамента. Если его рассматривать под разными углами можно увидеть числа «50» и «100» соответственно. 9. Микрошрифт. Крупные цифры номинала в левом нижнем углу лицевой стороны банкноты содержат микрошрифт в виде непрерывных рядов чисел «20», «50», «100» соответственно. Несмотря на эти защитные свойства валюты существует проблема определения её подлинности, во всем мире этим, а также массой других сопутствующих ей вопросов занимается особые службы, оснащенные специальной аппаратурой и знающие не понаслышке денежную технологию. Есть такая служба и у НБКР. Экспертная служба была создана в НБКР при управлении денежной наличности в 1994 году. В круг её задач входит методологическое обеспечение экспертизы денежных знаков национальной валюты Кыргызстана и зарубежных государств, осуществление экспертизы платежных средств в учреждениях Национального банка, систематизация сведений о выявленных поддельных купюрах, а также обеспечение соответствующих подразделений информацией об изменениях ден. знаков других государств. По роду своей деятельности экспертиза денежных знаков входит и в обязанности коммерческих банков, однако их оснащенность, а также специальные значения, необходимые для своевременного выявления и изъятия из обращения поддельных купюр находится сегодня в республике на довольно низком уровне и тот факт, что данных об обнаружении фальшивых банкнот относительно немного, а в некоторых областях нет вообще, свидетельствует не об их отсутствии, а с недостаточной компетентности кассовых работников и оснащенный рабочих мест. Так, согласно данным экспертно-криминалистического отдела МВД республики, ситуация с выявлением фальшивых банкнот выглядит следующим образом: Количество обнаруженных фальшивых банкнот по областям: 1. Ошская область –150. 2. Чуйская область и г. Бишкек –38. 3. Иссык- Кульская область –16. К сожалению в местной прессе материалов на эту тему почти не бывает, в то время как центральная пресса России, постоянно предостерегает граждан от роковых ошибок и неизбежных денежных потерь, связанных с «выбросом» на мировой рынок крупных партий так называемых «супердолларов». Глава II. § 2.1. Денежные реформы Национального Банка в период с 1993-98г. Основные тенденции в экономике Кыргызской Республики в 1993 году. Несмотря на то, что Национальному Банку Кыргызской Республики средствами денежно- кредитной политики удалось предотвратить гиперинфляцию в 1993 году и достигнуть заметного снижения её в последующем, макроэкономическая ситуация в 1993 году заметно ухудшилась. Так, спад ВВП в 1993 году составил по отношению к 1992 году 15,5%, дефицит государственного бюджета – 7,1% к ВВП, а инфляция достигла 1366% в один год. Главной причиной тому явилось замедление структурной перестройки. Этот метод в основном оправдал себя. И даже в настоящее время задачи борьбы с инфляцией на ближайшую перспективу заключается в обеспечении преемственности выработанной денежно-кредитной политики, её углублении, обеспечении большой согласованности мер по всем основным направлениям экономической политики страны. В 1993 году необходимо было резко замедлить высокие темпы инфляции. С этой целью начала проводиться ограничительная денежно-кредитная политика, которая, следует отметить, была ориентирована преимущественно на использование рыночных инструментов, таких как аукционы, а также норма резервных требований. Таким образом, вплоть до 1994 года продолжался процесс демонетаризации экономики. Неуклонно придерживаясь основной цели своей деятельности, НБКР при проведении денежно-кредитной политики гибко реагировал на изменяющиеся рыночные условия, совершенствуя изменяющиеся и применяя новые инструменты. Инструменты денежно- кредитной политики, как уже говорилось, носят преимущественно косвенный характер, их назначение - оказывать влияние на поведение банков и небанковских институтов преимущественно через рыночный механизм регулирования, способствующий более эффективному размещению финансовых ресурсов. Введение в 1993 году кредитных аукционов имело целью выявление рыночной процентной ставки, а также управления ликвидностью коммерческих банков. В конце развития инфляционных процессов в экономике Кыргызстана, а также финансового и банковского секторов, вынудили НБКР прекратить проведение кредитных аукционов до апреля 1994 года, что позволило сбить темпы инфляции в 1994 году. На начальном этапе реформ в процессе становления финансовых рынков и при отсутствии гибких процентных ставок изменение в резервных требованиях являлось вполне закономерным средством регулирования изменений вы ликвидности коммерческих банков. Национальный банк с 1 июля 1993 года установил норматив обязательных резервных требований до 20%, одновременно начав платить за обязательные резервные требования с учетом рыночных процентных ставок. Важным направлением деятельности НБКР на начальном этапе было развитие рынка государственных казначейских векселей как с целью не инфляционного финансирования дефицита бюджета, так и с целью расширения инструментов денежно-кредитной политики за счет операций на развивающиеся рынке ценных бумаг. С этой целью Национальный банк, как агент Правительства, начал 1993 году рынок ГКВ был ещё очень слабым и основного своего назначения он выполнять ещё не мог. С 17 мая 1993 года Национальным банком начали проводиться регулярные еженедельные торги иностранной валюты на аукционной основе. Данный аукцион выполнен не только роль инструмента по определению курса национальной валюты и свободно конвертируемым валютам, но и способствовал осуществлению платежа за импорт, т.е. частично покрывал разрыв в платежном балансе. Причем, если первоначально национальный банк осуществлял незначительную регулирующую роль , то впоследствии аукцион был либерализован практически полностью, и к нему был допущен ряд небанковских учреждений. В политике обменного курса Кыргызстан придерживается наиболее либерального подхода режима плавающего обменного курса, который складывается на основе спроса и предложения на валютном рынке. В первый год введения национальной валюты темп её обесценения был очень высоким и составил 93.7%. Сильное падение курса сома объяснилось значительными темпами инфляции в этот период. Основные тенденции в экономике Кыргызской республики в 1994 году. Экономическое развитие Кыргызской Республики в 1994 году проходило под влиянием практически тех же факторов, определивших развитие экономики Кыргызстана в 1993 году и несмотря на принимавшиеся меры, как в денежно- кредитной, так и бюджетно-налоговых сферах, производственный спад продолжался. Спад производства реального ВВП составил в 1994 году 20,1%. Однако, в результате решительных мер, предпринимаемых с конца 1993 года и продолжавшихся предприниматься в 1994 году, в денежно-кредитной сфере произошёл определенный прогресс, результатом чего стало снижение темпа |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |