бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Формы и функции центральных банков

банков (несмотря на то, что они не являлись законными платежными

средствами).

Сегодня банковская система США состоит из:

. Федеральной резервной системы, выполняющей функции центрального банка

страны;

. Коммерческих банков;

. Инвестиционных банков;

. Сберегательных банков;

. Ссудосберегательных ассоциаций.

Организационная структура Федеральной резервной системы США:

Банки в США раздельного подчинения. Это означает, что для части

коммерческих банков (национальных банков) лицензирование, контроль, надзор

и регулирование их деятельности осуществляется федеральным правительством,

а для другой части – властями отдельных штатов. С учетом регулирования все

американские банки можно разделить на четыре группы:

. Национальные банки;

. Банки штатов – члены ФРС;

. Банки – не члены ФРС, входящие в Федеральную корпорацию страхования

депозитов (ФКСД);

. Банки – не члены ФРС, чьи вклады не застрахованы в ФКСД.

Национальные банки подчиняются Контролеру денежного обращения (служба

Министерства финансов) и попадают под действие всех федеральных банковских

законов, а также правил и инструкций ФРС и ФКСД. Банки штатов – члены ФРС

подчиняются законам и правилам того штата, где они зарегистрированы и

осуществляют свои операции, и соответствующим федеральным законам,

поскольку они являются членами ФРС и ФКСД. Банки – не члены ФРС с вкладами,

застрахованными в ФКСД, подчиняются законам соответствующих штатов, а также

правилам и инструкциям ФКСД. Банки – не члены ФРС с незастрахованными

вкладами попадают лишь под действие законодательства штатов. При этом банки

определяют свою юрисдикцию, то есть выбирают подчинение федеральным властям

или властям штатов. К этому следует добавить, что в стране продолжают

действовать несколько банков, не подчиняющихся ни федеральным властям, ни

властям штатов (они называются частными).

С самого начала деятельности Федеральной резервной системы ее

первоочередные задачи совпали с направлениями национальной экономической и

финансовой политики. Рост экономики, высокий уровень занятости,

стабильность покупательной способности доллара и приемлемый баланс в

сделках с иностранными государствами были закреплены Конгрессом в законе о

занятости от 1946 года, а затем в Законе о полной занятости и

сбалансированном росте от 1978 года.

С годами были приняты поправки к акту о Федеральной резервной системе.

Если говорить кратко, то Федеральная резервная система стремится

проводить свою политику так, чтобы бороться с дефляционными и инфляционными

процессами по мере их появления. И как кредитор последней инстанции в

критической ситуации она несет ответственность за использование

инструментов своей политики в целях предотвращения национального кризиса

ликвидности и финансовой паники.

Поскольку прочная финансовая структура является важной составной

частью эффективной кредитно-денежной политики и растущей и процветающей

экономики, Федеральной резервной системе было доверено множество

контрольных и регулирующих функций. Например, она несет ответственность за

количество кредита, используемое для покупки или продажи ценных бумаг,

регулирует зарубежную деятельность всех банков США и деятельность

иностранных банков. Следит за выполнением законов, регулирующих

деятельность банковских холдинговых компаний, контролирует банки,

зарегистрированные на уровне штатов и являющихся членами ФРС, устанавливает

правила защиты интересов потребителей (информирование и честное отношение к

ним в определенных кредитных операциях).

Известно, что США имеют независимый центральный банк. Это верно в том

смысле, что решения Федеральной резервной системы не подлежат ратификации

со стороны президента или со стороны любого работника из отдела

правительства. Но ФРС несет ответственность перед Конгрессом, а,

следовательно, и всем народом за свою политику. Все назначения в совет

управляющих ФРС, включая и назначение председателя и вице-председателя из

числа членов Совета, осуществляются президентом с согласия Сената. В силу

этих обстоятельств и учитывая, что ФРС действует в рамках общих целей

экономической и финансовой политики, проводимой правительством, было бы

точнее охарактеризовать эту Систему как "независимую внутри правительства".

ФРС поддерживает постоянные контакты с другими группами внутри

правительства, определяющими политику. Полноправным представителем ФРС

является председатель Совета управляющих. Он выступает перед

соответствующими комитетами Конгресса с отчетами о политике ФРС, о точке

зрения Системы на состояние экономики, финансов и по другим вопросам.

Центром организации Федеральной резервной системы является Совет

управляющих в Вашингтоне. Основной функцией Совета является формирование

кредитно-денежной политики. Кроме того, Совет регулирует и контролирует

деятельность банковских учреждений и операций Федеральных резервных

банков. У Совета есть функции в области национального платежного механизма

и федерального регулирования потребительского кредита. Совет состоит из 7

человек назначаемых президентом и утверждаемых Сенатом. Полный срок работы

члена Совета - 14 лет. И семь сроков организованы так, что срок одного

члена заканчивается в каждый четный год. Нельзя быть повторно назначенным

после полного срока работы

Председатель и вице-председатель Совета назначаются президентом США

на 4 года из числа членов. Они могут быть назначены повторно, если срок их

работы в качестве членов Совета не истек. Такие повторные назначения также

должны быть утверждены Сенатом

Операции на открытом рынке являются главным инструментом,

используемым ФРС в осуществлении национальной кредитно-денежной политики.

Ответственность за сделки, проводимые ФРС, несет Комитет по операциям на

открытом рынке. Сделки с ценными бумагами правительства и федеральных

ведомств, увеличивают или сокращают резервные фонды депозитных учреждений.

Комитет также дает разрешение на операции и руководит ими на зарубежных

рынках иностранных валют. В комитет входят 7 членов Совета управляющих и

президенты 5 резервных банков.

Другие функции ФРС осуществляются через сеть двенадцати Федеральных

резервных банков. В 25 городах были организованны филиалы резервных банков.

Каждый резервный банк имеет свой собственный Совет, состоящий из 9

директоров со стороны, не являющихся служащими данного банка. По закону 3

директора класса А, представляющих банки-члены ФРС, и 3 директора класса

Б, представляющих общественность, избираются в каждом районе банками-

членами ФРС. Совет управляющих назначает трех директоров класса С, которые

тоже представляют общественность.

ФРБ получают прибыль в основном из процентов соответствующих доле

вкладов Системы в ценные бумаги и, в меньшей степени, из доходов от

процентов на имеющуюся у Системы валюту, а также от процентов по ссудам

депозитным учреждениям.

Большинство стран сегодня имеют центральные банки, функции которых в

целом схожи с функциями Федеральной резервной системы. Каждый из них

проводит свою национальную и финансовую политику, хотя, конечно в

зависимости от исторических, экономических и политических обстоятельств, их

специфические обязанности могут отличаться друг от друга, равно как и их

роль и степень независимости внутри правительства.

Банк Франции

Во Франции процесс образования Центрального банка проходил следующим

образом. С начала, во Франции первым банком, учрежденным в 1716 г.

шотландцем Джоном Ло, был Банк Женераль, который в 1718 г. был переименован

в Королевский банк и национализирован. Акции были реализованы на ј

наличными и на ѕ государственными долговыми обязательствами. Затем в

результате сильного падения курса акций Королевский банк “пошел с молотка”.

В начале XIX столетия была предпринята новая попытка создать Центральный

банк Франции. По решению первого консула Наполеона Бонапарта в 1800 г. был

образован Банк Франции как акционерный и частный банк. С 1806 г. он получил

исключительное право на выпуск банкнот, а с 1848 г., подчинив себе

провинциальные банки, стал единственным эмиссионным банком Франции. После

Второй мировой войны в 1945 г. Банк Франции был национализирован. Во всех

важнейших пунктах Франции он имеет филиалы, бюро и отделы.

В центре кредитной системы Франции находится Банк Франции, созданный

в 1800 году в форме акционерного общества с капиталом 30 млн. франков.

Через 145 лет после своего образования он становится центральным

государственным банком страны.

Банк Франции имеет право принимать регламенты и вырабатывать нормы

профессиональной деятельности.

Банк Франции уполномочен давать заключения по всем вопросам кредитной

политики. Он участвует в подготовке и проведении мероприятий,

осуществляемых в этой области на основе постановлений правительства.

Банк Франции в настоящее время превратился из банка, обслуживающего

кредитные учреждения и частных лиц, в «банк банков». Главными его клиентами

являются банки и государство. Несмотря на это, законодательство не

исключает предоставления кредитов частным лицам. Однако всего несколько

Предпринимателей, имеющих с давних пор счета в этом банке, продолжают

пользоваться его услугами.

Для современной организации Банк Франции характерна централизация

всей административной власти в руках управляющего. Он и оба его заместителя

назначаются декретом Совета Министров. Управляющий приносит присягу

Президенту республики. По мере необходимости, но не реже одного раза в год,

управляющий представляет президенту отчет об операциях Банка Франции.

Управляющий представляет банк во внешних отношениях и пользуется

исключительным правом подписания договоров и соглашений от имени Банк

Франции. Управляющий председательствует в Генеральном совете банка и

определяет его повестку дня. В Генеральный совет, кроме управляющего и его

заместителей, входят 10 советников, обязательно имеющих французское

гражданство, а также финансовый инспектор и его заместитель, назначаемые

министром экономики, финансов и бюджета. 9 советников назначаются декретом

Совета Министров, а один ( избирается служащими банка на основе тайного

голосования.

В компетенцию Генерального совета входит: рассмотрение общих вопросов

управления банка, принятие бюджета и внесение в него изменений, утверждение

балансового бухгалтерского отчета и другие функции.

Решение Генерального совета считается принятым, если за него

проголосовали не менее 7 членов. Оно окончательно вступает в силу, если

финансовый инспектор не приносит свои возражения. В противном случае

управляющий вновь ставит вопрос на обсуждение. Ни одно решение Генерального

совета не подлежит исполнению, если оно не скреплено подписью управляющего.

Изложенные выше процедура назначения, порядок деятельности и

подотчетность основных органов Центрального банка свидетельствуют об

определенной зависимости Банк Франции от исполнительной власти.

В соответствии с Законом от 3 января 1973 года Банк Франции

осуществляет контроль за банковскими операциями с заграницей. Детальную

регламентацию этот контроль получил в декрете № 89-938 от 29 декабря 1989

года. Физические и юридические лица, в чьих интересах выполняются

банковские операции, а также сами кредитные учреждения должны ежемесячно

представлять декларации о проводимых операциях (в частности, об оплате

счетов, зачете обязательных требований и долгов, валютном обмене) на основе

прямых связей с заграницей.

Предприятия и промышленные объединения, у которых размер расчетных

операций с иностранными партнерами превышает за финансовый год размер,

установленный постановлением министра экономики, финансов и бюджета, должны

немедленно поставить в известность об этом Банк Франции и направить отчет о

проведенных операциях.

Физические и юридические лица, пользующиеся обычным режимом

местопребывания во Франции и имеющие ссуды из иностранных банков, обязаны

ежемесячно представлять информацию в Центральный банк о ходе их погашения.

Банк Франции получил право на эмиссию денежных знаков в 1838 году.

Сначала устанавливались сроки эмиссионного права, а с 1945 года это право

стало бессрочным. Банк Франции ( единственный банк страны, уполномоченный

выпускать денежные знаки, являющиеся законными. Банк Франции выпускает

деньги в обращение через Казначейство и кредитные учреждения, преобразуя в

наличные созданные этими учреждениями «записанные на счета центрального

банка деньги» в форме вкладов.

Для заморских территорий и департаментов денежные знаки вводятся их

эмиссионными институтами, которые действуют как банки ( корреспонденты Банк

Франции.

В отличие от ряда других стран, где печатание денег отдано в частный

сектор, Банк Франции печатает денежные купюры на подчиненных ему

предприятиях.

Ежегодно Банк Франции эмитирует свыше 600 млн. купюр и приблизительно

такое же количество он изымает из обращения.

Центральный банк по традиции является хранителем золото-валютных

резервов. В настоящее время официальный золотой запас выполняет роль

резервного актива и своего рода гаранта в международных расчетах.

На фонд стабилизации валют возложена задача наблюдения за курсом

франка и поддержания, с помощью различных операций, на валютном рынке

определенного соотношения иностранной и национальной валюты.

Основными методами денежно-кредитного регулирования экономики Франции

со стороны ЦБ являются:

. учетные операции;

. операции на открытом рынке;

. изменение норм обязательных резервов кредитных учреждений в

центральном банке;

. контроль за кредитами.

Центральный банк принимает участие в эмиссии казначейских бон,

облигаций и иных ценных бумаг. Боны ( краткосрочные долговые обязательства

казначейства. Они выпускаются на срок не более 5 лет. Боны могут быть двух

видов: в купюрах и по текущему счету. Боны в купюрах размещаются среди

населения. Боны по текущему счету распространяются среди кредитных

учреждений. Эти боны не материализованы в определенные купюры, а

представляют собой соответствующие суммы, записываемые на счета кредитных

учреждений.

С 1985 года эмитируются также облигации казначейства. Они выпускаются

на срок от 7 до 25 лет и вместе с бонами являются основными формами займов,

предпринимаемых государством для покрытия своих расходов.

Однако, если распространения бон и облигаций оказывается

недостаточным для получения необходимых денежных средств, казначейство

может прибегнуть к прямым кредитам центрального банка. Кредиты бывают

следующих двух видов:

1. Постоянный беспроцентный заем государству, являющийся как бы возмещением

за предоставление Банк Франции монопольного права эмиссии денежных

знаков.

2. Временные ссуды, которые выдаются в пределах строго установленной суммы,

на основе соответствующего соглашения между управляющим Банк де Франс и

Министром экономики, финансов и бюджета.

Банк Японии

Банк Японии был создан в 1882 году. По своему статусу он не

административный орган, а акционерная компания, 55% его капитала

принадлежит правительству. С точки зрения правительства Японии, Центральный

банк страны – лишь одно из средств управления экономикой государства. С его

помощью осуществляется кредитно-денежная политика, а основной функцией

является поддержание стабильных цен и финансового рынка.

Структура ЦБ Японии изображена на рисунке.

Политический совет состоит из 9 членов. Это 6 назначенных рядовых

члена совета, Председатель и 2 его заместителя.

В полномочия политического совета входят:

. Определение учетной ставки процента,

. Изменение процентной ставки по ссудам,

. Изменение или аннулирование нормы обязательных банковских

резервов,

. Определение стратегической линии контроля над денежным рынком.

Применяемые меры контроля – в основном операции на открытых

рынках.

. Принятие решений по вопросам валютного контроля,

. Определение объектов проверки и принятие решения р сроках ее

проведения,

. Создание, перенос и роспуск отделений, офисов и почих объектов

внутренней структуры Банка.

Решения Политического совета осуществляются чиновниками-исполнителями.

Центральный Банк России

Деятельность Центрального Банка РФ (ЦБР) регулируется Федеральным

законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, который

был принят Государственной Думой 02 декабря 1990 г.

В законе зафиксировано, что имущество Банка находится в собственности

государства, и в своей деятельности он подотчетен законодательным и

исполнительным органам государственной власти.

Наряду с этим Банк представляет собой юридическое лицо,

самостоятельно выполняет свои функции и в текущей деятельности не зависим

от органов государственного управления экономикой.

Банк России образует единую централизованную систему с

вертикальной структурой управления.

В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные

учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые

учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и

организации, в том числе подразделения безопасности и Российское

объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка .

Высшим органом Банка России является Совет директоров -

коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка

России и осуществляющий руководство и управление Банком России.

Основными целями деятельности Банка России являются:

- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе

его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования

системы расчетов.

Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения,

проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов

вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других

кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической

деятельности.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации

разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную

политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их

обращение;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных

организаций, организует систему рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

5) устанавливает правила проведения банковских операций,

бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций;

выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций,

занимающихся их аудитом;

7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в

соответствии с федеральными законами;

9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства

Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для

выполнения основных задач Банка России;

10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и

продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с

иностранными государствами;

11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно,

так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством

Российской Федерации;

12) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса

Российской Федерации и организует составление платежного баланса

Российской Федерации;

13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и

прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по

регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых

отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;

Для реализации возложенных на него функций ЦБР участвует в

разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.

Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика

выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного

долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и

приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

В феврале этого года Государственная Дума пыталась принять во втором

чтении новую редакцию закона о ЦБ. В итоге думские комитеты по бюджету и по

кредитным организациям смягчили поправки в закон, по законопроекту ЦБ

перестал быть органом государственной власти, а от Национального

банковского совета (НБС) полномочия переходят совету директоров. НБС

утратил право утверждать основные направления и смету ЦБ. Их он будет

только рассматривать. НБС отдали только утверждение расходов на зарплату,

пенсионное страхование, на капвложения и административно-хозяйственную

деятельность. Но и после этого окончательно утверждать смету будет Совет

директоров. НБС будет назначать главного аудитора ЦБ, утверждать правила

бухучета и отчетности для ЦБ, решать вопросы, связанные с участием ЦБ в

капиталах других организаций. Главной задачей ЦБ по-прежнему остается

проведение самостоятельной курсовой политики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значение банков как важнейшего звена в экономике существенно возросло

после Второй мировой войны. Усиление концентрации и централизации капитала

банков укрепило их позиции, а стремление увеличить размеры получаемой

прибыли определило развитие диверсификации и универсализации банковской

деятельности, привело к расширению международных операций, образованию

новых межбанковских объединений как на национальном, так и на

интернациональном уровне.

Законодательство Российской Федерации в настоящее время достаточно

полно отражает те правомочия и функции, которые должен иметь Банк России,

однако в свете анализа структуры построения и правомочий ЦБ развитых

иностранных государств можно выделить дополнительные мероприятия для

продолжения усовершенствования банковской системы России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Блиндер А. Теория и практика функционирования центральных банков //

Банковское дело. 2000. №12.

2. Гусейнов М. Центральный банк Японии // Финансовый бизнес. 2001. №1.

3. Алпатов С.Б., Антипова О.Н., Ушаков В.А. Реформа системы Немецкого

Федерального банка // Банковское дело. 2000. №11.

4. Федоров Б.Г. Центральные банки и денежно-кредитное регулирование в

развитых капиталистических государствах // Деньги и кредит. 1990. № 4.

5. Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов/ под ред. проф. Е. Ф.

Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

6. Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)».

-----------------------

Банки – члены ФРС

Федеральный конституционный совет

Федеральный комитет открытого рынка

Совет Управляющих

Кливленд

Миннеаполис

Чикаго

Сент-Луис

Канзас-Сити

Сан-Франциско

Даллас

Атланта

Ричмонд

Филадельфия

Бостон

Нью-Йорк

Федеральные резервные банки в городах

Члены Политического совета (9)

Рядовые члены Совета (6)

Председатель ЦБ (1)

Зам. председателя (2)

Исполнительные директора (3)

Советники (8)

Исполнительные аудиторы (2)

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.