|
Создание и функционирование лизинговой компаниивзаимозачета возникшей отрицательной разности по НДС, остается единственный путь – возмещение НДС непосредственно из бюджета. Учитывая тяжелое положение с доходной частью бюджета, у лизинговой компании могут возникнуть трудности по возмещению НДС, уплаченного при приобретении лизингового имущества. В аналогичной ситуации оказываются предприятия, которые выпускают на оборудовании взятом в лизинг продукцию на экспорт. В связи с тем, что экспортная продукция освобождена от уплаты НДС, перед предприятием очень часто возникает проблема возмещения НДС по приобретенным материальным ресурсам (работам, услугам). Как известно, согласно последнему абзацу пункта 21 Инструкции ГСН № 39 при экспорте организациями (предприятиями) товаров (работ, услуг) сумма налога на добавленную стоимость, фактически уплаченные поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы, выполненные работы и оказанные услуги, засчитываются в предстоящих платежей налогов или возмещаются за счет средств федерального бюджета на основании представленных в налоговый орган в обязательном порядке документов, подтверждающих факт поступления средств на счет российского экспортера от иностранного покупателя (по товарам), а также иностранного или российского покупателя (по работам, услугам). Однако в самом незавидном положении оказываются предприятия – лизингополучатели, продукция (товары, услуги) которых освобождены от уплаты НДС (или входящего потока НДС недостаточно), так как НДС, уплаченный в составе лизинговых платежей не возмещается, а относится на себестоимость продукции. Еще больше проблем создает НДС для международного лизинга приводя к значительному его удорожанию и препятствует развитию международного лизинга в России. Так в соответствии с нынешним законодательством уплата НДС при импорте приводит к выплате дополнительных, не возмещаемых 20 процентов импортирующей стороной при сравнении с лизингом или покупкой оборудования у российской компании. В соответствии с приказом № 105 от 25 сентября 1995 Министерства Финансов данные суммы должны учитываться на балансе лизингодателя. Например, для зарубежного лизингодателя это может привести к тому, что он не сможет возместить выплаченный НДС за ввезенное в Россию оборудование, так как у него может не оказаться собственных доходов, подлежащих обложению НДС. Для зарубежной лизинговой компании может оказаться практически невозможно получение возмещения по уплаченному НДС. Выходом в данной ситуации может быть оплата НДС при импорте оборудования российским лизингополучателем, так как последний сможет зачесть позже выплаченные суммы НДС. Данная схема была упомянута в неофициальном письме Министерства Финансов выпущенного в марте 1997 года, для возмещения НДС при международном лизинге автомобилей и грузовиков. Но следует отметить, что данная схема не распространена на практике. Кроме того, в связи с новой инструкцией выпущенной 17 февраля 1997 года лизинговое имущество при международных лизинговых сделках может находится на балансе лизингополучателя. А в этом случае НДС на импорт и импортные пошлины станут его дополнительными затратами. Однако если в ходе операции по международному финансовому лизингу стороны договорились о том, что имущество будет находится на балансе лизингодателя, российский лизингополучатель не сможет начислять амортизацию и уменьшать на ее сумму налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Несмотря на более гибкое, как правило, налоговое законодательство зарубежных стран в отношении учета сумм накопленной амортизации субъектами лизинга данное положение российского законодательства может иметь существенное значение при расчете стоимости проекта. Если, например, по налоговому законодательству страны-лизингодателя льгота по накопленной амортизации предоставляется лишь предприятию, на балансе которого находятся арендованные средства, а бухгалтерские стандарты предусматривают учет средств, переданных в финансовую аренду, на балансе арендатора. В данной ситуации можно воспользоваться предоставляемой законом о малых предприятиях льготе по уплате НДС. Однако законом не определена ситуация для акционерного общества доля инвестиций в уставной капитал которого более чем 25 процентов и которое в соответствии с вышеупомянутым законом может воспользоваться данной льготой. Также проблема НДС при международных лизинговых сделках затронута в письме Госналогслужбы от 30 июля, 1996 года № ВГ-6-06/525 в соответствии с которым российский лизингополучатель может зачесть выплачиваемый лизингодателю НДС на лизинговые платежи. В 1997 году были отменены льготы по НДС на некоторые виды технологического оборудования импортируемого в Россию, что соответственно создало более благоприятные условия для компаний резидентов занимающихся лизингом подобного оборудования. 2.3 Таможенные сборы и пошлины Среди законодательных актов касающихся международного лизинга таможенное законодательство является одним из определяющих. В главе 11 Таможенного Кодекса установлены основные правила касающиеся «временного импорта» в Россию на период до двух лет. При этом оплата производиться ежемесячно в размере 3 процентов от общей суммы подлежащей оплате по общим правилам. При этом на остаток по задолженности взимается процент, который в последнее время составил более 20 процентов годовых. Также данный период, для которого применяется отсрочка оплаты таможенных пошлин, может быть продлен еще на один год при определенных обстоятельствах. После этого предполагается, что оборудование будет реэкспортировано из России. Однако на практике, компании, которые заключают договор лизинга по поставке оборудования в Россию и использующих данную схему оплаты таможенных пошлин признают, что получаемые выгоды не сравнимы с проблемами, решением которых приходится заниматься и потенциальным риском. Из этого можно сделать вывод, что более выгодно будет оплатить все виды таможенных пошлин и сборов при поставке лизингового оборудования в Россию и включить их в стоимость лизинга. При применении данной схемы оплаты при временном ввозе оборудования могут возникнуть следующие проблемы: 1) Изменяющаяся процентная ставка по оставшейся задолженности по таможенным платежам может сделать применение данной схемы экономически невыгодной. 2) Реэкспорт лизингового оборудования из России, как правило, приводит к появлению многочисленных проблем и возникновению значительных затрат. В случае же заключения лизингового контракта, по которому не предполагается, что оборудование покинет пределы России (как противоположность оперативному лизингу) данная схема с отсрочкой оплаты таможенных пошлин становится не жизнеспособной. Так как предполагается, что оборудование должно пересечь границу не один раз. 3) Если же все-таки лизингодатель выбрал данную схему, то оплата ежемесячных таможенных пошлин возлагается на лизингополучателя, который назначается агентом лизингодателя. Или же лизингодатель должен иметь своих представителей в России отвечающих за платежи. Можно привести пример когда грузовики, поставленные по договору лизинга в Россию, были задержаны таможней за несвоевременную уплату таможенных платежей лизингополучателем. И это несмотря на то, что в договоре было определено, что данные виды платежей должны производиться лизингополучателем. Лизингодатель же узнал о существующей проблеме только тогда, когда таможней был наложен значительный штраф. По российскому законодательству, если имущество было задержано на таможне, даже если это произошло не по вине лизингодателя, таможней будет наложен штраф и с него будет взыскана стоимость хранения имущества на таможенных складах. 4) Процесс пролонгирования положения временного импорта является неопределенным и потребует значительных затрат времени и усилий. В случае же когда данное пролонгирование не согласовано своевременно, то на лизингодателю будет наложен значительный штраф. 5) Если же имущество, временно ввезенное в Россию по договору лизинга, не было во время реэкспортировано за рубеж, то на него может быть наложен арест, так как по закону данное оборудование нелегально находится на территории РФ. 6) Если же по договору лизинга в Россию поставляются автомобили или другие транспортные средства, то во время вступления в действие схемы временного импорта таможня потребует внесения залога в сумме отсроченного платежа, то есть разницы между суммой выплачиваемой при импорте этого оборудования и уже уплаченной суммой. Данная сумма должна быть возвращена при реэкспорте имущества и при этом по ней не будут выплачиваться никакие проценты. Как известно, положение с бюджетом может привести к тому, что данные суммы не будут возвращены во время. 2.4 Налог на приобретение автотранспорта Как правило этот налог не играет значительной роли для большинства организаций. Однако для лизинговых компаний этот вид налога имеет очень важное значение так как он приводит к значительному удорожанию лизинга для лизингополучателя по сравнению с покупкой или кредитом. Выясняется, что он уплачивается дважды: лизингодателем при покупке транспортного средства и лизингополучателем при получении его в лизинг.[14] Под лизингом, для уплаты налога на транспортные средства, понимается передача автотранспортных средств во временное пользование на срок свыше 6 месяцев или обычный договор краткосрочной аренды. По существующему законодательству налог на приобретение автотранспорта по грузовым автомобилям, пикапам и легковым фургонам, автобусам, специальным и легковым автомобилям составляет 20 %. 2.5 Налог на имущество Налог на имущество до 2 % платить юридическим лицом или до 0,1 % гражданином на чьем балансе находится имущество передаваемое по договору лизинга. 2.6 Налог на пользователей автомобильных дорог Налог на пользователей автомобильных дорог определяется в процентах от величины лизингового платежа без НДС с отнесением уплаченных сумм на издержки производства и обращения. 2.7 Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально- культурной сферы Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы рассчитывается в процентах от величины лизингового платежа без НДС с отнесением уплаченных сумм на финансовый результат. 2.8 Налоговые льготы На данный момент можно констатировать, что уже успела сложится определенная практика установления различных видов льгот для участников лизинговых сделок по сравнению с другими видами предпринимательской деятельности. Как правило, предоставляемые льготы касаются освобождения (полного или частичного) лизингодателем, лизингополучателей, кредиторов лизинговых операций от налогообложения (прибыли, НДС, других налогов и сборов); таможенных платежей (налогов, сборов) при импортных, а в перспективе и экспортных поставках, сдаваемого в лизинг оборудования, техники; применения выгодного для сторон механизма амортизации и учета лизингового имущества. Основной налоговой льготой при сравнении с обеспеченным кредитом доступным при заключении лизинговой сделки принято считать возможность применения ускоренной амортизации с коэффициентом три. Именно грамотно проводимая амортизационная политика позволит полностью использовать налоговые льготы на полную и сделать лизинговую сделку особенно выгодной. В соответствии с Приказом Министерство Финансов Российской Федерации от 17 февраля 1997 года № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга» лизинговое имущество может быть поставлено на баланс лизингодателя или лизингополучателя по согласованию между сторонами договора лизинга. Второй основной налоговой льготой является возможность отнесения лизингополучателем расходы на выплату лизинговых платежей на себестоимость. Для сравнения при выдачи ссуды на себестоимость может быть отнесена только определенная часть процентов, а именно ставка ЦБ плюс три процента или ставка LIBOR плюс 3 процента. Однако существует еще одно ограничение на отнесение на себестоимость выплачиваемых процентов в конвертируемой валюте. В соответствии с письмом ЦБ № 224 от 28 декабря 1995 года максимально допустимый процент составляет 15 процентов. Также сюда можно отнести возможность полного освобождения лизинговых платежей малых предприятий от НДС. После выхода нормативных актов, регламентирующих льготы, предусмотренные постановлением Правительства России № 633, появится возможность как для российских так и для иностранных юридических лиц проводить более гибкую налоговую политику. Также уже существуют примеры предоставление других налоговых льгот. В Республике Коми лизинговые компании в первые три года своей деятельности выплачивают 10 % от той части налога на прибыль, которая перечисляется в республиканский бюджет, или 2.2 % суммы всего налога, а в последующие годы - 50 %, или 11 % общего объема. Также дополнительные льготы по налогу на доходы иностранных юридических лиц у источника устанавливаются и рядом международных соглашений об исключении двойного налогообложения. Такие льготы были предусмотрены, в частности, соглашениями между Россией и Ирландией, СССР и Бельгией, СССР и Финляндией, СССР и Данией, СССР и Кипром, СССР и Австрией. Российское налоговое законодательство предусматривает возможность освобождения иностранного юридического лица от уплаты налога до выплаты дохода, если данный доход можно охарактеризовать как регулярный или однотипный. Платежи по лизингу обычно рассматриваются налоговыми органами, как таковые. В противном случае иностранное юридическое лицо, имеющее право на льготу, вынуждено требовать возврата уплаченного налога. Ряд соглашений об исключении двойного налогообложения освобождает иностранные юридические лица, не имеющие постоянного представительства в России, от обязанности уплаты налога на имущество (соглашение между СССР и Данией, СССР и Кипром, некоторые виды имущества по договорам между США и РФ, СССР и Австрией и т. д.). Обычно упомянутые налоговые льготы предоставляются по движимому имуществу. Иногда специально оговаривается налогообложение транспортных средств. Получение права на использование данных льгот требует получения специального подтверждения налоговыми органами России и страны постоянного местопребывания иностранного юридического лица. Эта процедура обычно связана с определенными бюрократическими трудностями, так как зачастую российские налоговые органы по месту источника выплаты не имеют четкого представления, какие документы необходимы для получения налогового освобождения, и не заинтересованы в его предоставлении. После рассмотрения всех налогов самым главным остается правильное налоговое планирование которое подразумевает сочетание различных схем кредитования лизинговой компании и выбор такой организационно-правовой формы лизинговой компании которая позволит сократить налоговые выплаты. 3. Финансовый аспект 3.1 Источники финансирования лизинговой сделки В данном разделе кратко описываются возможные источники финансирования лизинговой сделки, а также взаимоотношения между субъектами входящими в данную сделку. Самым простым и стандартным вариантом является финансирование сделки лизинговой компанией за счет собственных средств. Но, однако, этот вариант является не всегда оптимальным. Так, например, наиболее вероятными направлениями повышения эффективности сделки является привлечение более дешевых ресурсов третьих лиц. Так, например, более дешевые ресурсы можно привлечь, грамотно построив схему финансирования с применением лизинга, которая обеспечит снижения риска вложения. Одним из источников дешевых ресурсов могут стать федеральные или региональные фонды содействия развитию лизинга, федеральное и региональное правительства. Так, например за два прошедших года правительством было выделено льготных кредитов на основе конкурса на 200 тыс. рублей и также предлагалась схема, когда государство финансировало 20 % проекта, 20 % вкладывал предприниматель, а остальные 60 % получал в банке. [15] Другим источником получения дешевых ресурсов может явиться производитель оборудования, которое должно стать предметом договора, так как он заинтересован в продвижении своей продукции на рынок. Ресурсы могут быть представлены производителем в виде отсрочки платежа по договору купли- продажи лизингового имущества или в иной форме. Лизинговая компания при этом может наладить более тесное сотрудничество с производителем и извлечь для себя немалую пользу. Также перспективным представляется схема при которой лизинговой компанией находятся один или несколько сторонних инвесторов которые готовы профинансировать определенную лизинговую сделку. Здесь следует отметить, что от лизинговой компании требуется выстроить такую схему распределения риска и доли вложения которая обеспечивает адекватную прибыль инвестору. 3.2 Обеспечение гарантий Снижение риска вложения средств можно добиться за счет выработки механизмов предоставления дополнительных гарантий третьими лицами. Лизинговой компании важно получение гарантий своевременного возврата лизинговых платежей, построения страховой защиты от потерь в результате неисполнения обязательств, наступивших вследствие временной или полной неплатежеспособности лизингополучателей. Одним из путей снижения степени риска является его распределение между участниками проекта. Здесь существует несколько вариантов. Первый вариант заключается в том, что, организационно используя лизинговую компанию и ее потенциал привлечь к реализации проекта в качестве гарантов 6-8 участников. Второй вариант предполагает создание специализированной компании для отдельного лизингового проекта, как правило, объемного по стоимости и по количеству сдаваемого в лизинг имущества. Третий вариант заключается в разделении финансовых рисков, что может быть реализовано с участием федерального и регионального фондов поддержки лизинга в качестве гаранта лизинговых операций. Имеется в виду использовать эти фонды как мощные специализированные страховые компании и направить их деятельность на страхование сдаваемого в лизинг имущества и страхование возврата лизинговых платежей. В настоящее время при построении схем финансирования при помощи лизинга в качестве гарантов рассматривают одного, иногда двух субъектов. Конечно, проще работать с минимальным количеством партнеров. Однако в действительности найти одного инвестора под крупный проект не просто. Так, например, Европейский Банк Реконструкции и Развития участвует своим капиталом в инвестиционных проектах только на одну треть. Остальные две трети капитала должны быть собраны другими инвесторами. Международная Финансовая Корпорация осуществляет финансирование проектов на 20 процентов. По предложению Минэкономики РФ по аналогичному пути пошло и Российское правительство при финансировании инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 534 “О дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской Федерации” предусматривается государственная финансовая поддержка по четырем категориям инвестиционных проектов, включая лизинговые. По категории А (проекты, обеспечивающие производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов) – на 50 %. По категории Б (проекты, обеспечивающие производство экспортных товаров не сырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке, на уровне лучших мировых образцов) – на 40 %. По категории В (проекты, обеспечивающие производство импортозамещающей продукции с более низким уровнем цен на нее по сравнению с импортируемой) – на 30 %. По категории Г (проекты, обеспечивающие производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке) – на 20 %. Размер господдержки в виде государственных гарантий устанавливается также в зависимости от категории проекта и не может превышать 60 % заемных средств, необходимых для его осуществления. В ряде случае потребуется определенное усложнение схем финансирования лизинговых проектов за счет дополнительного согласования экономико-правовых интересов сторон и предоставление большему количеству участников возможности разделить финансовые риски и тем самым привлечь контрагентов к реализации значительно большего количества лизинговых проектов. Причем, за свою долю риска гарант получает соответствующее вознаграждение. Возможен следующий состав гарантов под лизинговую сделку( 1. лизингополучатель; 2. поставщик (продавец) оборудования; 3. лизингодатель; 4. банк-гарант; 5. банк-кредитор; 6. страхования компания; 7. Федеральный и региональный фонды содействия развитию лизинга; 8. Федеральное и региональное правительства. На практике лизинговые компании, как правило, рассматривают принятие на себя риска в размере 5-10 % от контрактной цены. [16] Таким образом, в схеме предоставления гарантий каждый участник лизинговой сделки может принимать на себя риски в размере от 5 до 25 процентов, и соответственно принятому риску получать прибыль. Второй вариант, обеспечивающий разделение рисков, предполагает объединение на акционерной основе интересов( 1. небольшой группы не конкурирующих поставщиков оборудования; Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |