|
Роль национальной валюты в переходный периодвключены импортные товары, в во вторых, снижение обменного курса может увеличить инфляционные ожидания и привести к росту цен и на отечественные товары. Девальвация обменного курса сома в 1996 году была выше, а в 1997 году – ниже темпа инфляции. В результате разумного сочетания политики сокращения эмиссии и бюджетных расходов удалось добиться значительного уровня сокращения инфляции с 1366% в 1993 до 14,8% в 1997 году. С 1998 года прекращено прямое кредитование Нацбанком дефицита госбюджета, т.е. ликвидирован один из основных инфляционных источников. В настоящее время рост наличных денег ниже роста инфляции (за 8 месяцев он составил всего 0,7 % при инфляции 5,4%) т.е. роль денежных факторов в формировании инфляции постоянно сокращается. Помимо роста денежной массы, инфляция в краткосрочном периоде вызвала ростом цен на энергосистем, тарифов на жилищно-коммунальные услуги и других затратных факторов, находящихся за пределами сферы деятельности Нацбанка». Причем, большая часть прироста темпа инфляции 1993 года приходится на период, когда республика находилась в рублевой зоне. Введя собственную валюту, Кыргызстан получил возможность для разработки и проведения собственной денежно-кредитной политики, хотя экономическая цена этого шага, в отличие от цены политической, была очень высока – это спад экономики, который был следствием разрыва хозяйственных связей предприятий в тот период. Эта Макроэкономическая обстановка определяет направленность и меры проводимой НБКР денежно-кредитной политики. В связи с этим, обратите внимание на динамику темпа инфляции по кварталам 1997-1998 года. Изменение потребительских цен (в процентах за период) | |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 | |За I |285,1 |154,6 |41,6 |16,2 |11,8 |7,2 |4,9 | |квартал | | | | | | | | |За II кв. |29,4 |65,8 |12,4 |3,1 |8,3 |6,0 | | |За III кв. |43,9 |86,0 |4,8 |2,6 |-1,1 |-2,9 | | |За IV кв. |89,5 |87,7 |12,3 |7,3 |12,7 |3,9 | | |За год |1258,7 |1366,0 |87,2 |31,9 |35,0 |14,8 | | Источник: Национальный статистический, комитет. Журнал банковский вестник Б-6, 98 стр. 3. Первый квартал 1997 года – 72 %, первый квартал 1998 года – 4,9%. Учитывая, что в прошлом году темп инфляции в годовом исчислении составил 14,8%, мы предполагаем, что и в этом году сумеем добиться темпа, уровень, которого не превысит прошлогодней. Этот прогноз строится с учетом того, что спрос на валюту на наших рынках имеет ярко выраженный сезонный характер, а структура текущего счета платежного баланса пока не дает оснований предполагать возможность динамики не изменится. Поэтому, учитывая летнее снижение спроса на валюту, мы планируем и соответствующее снижение темпов инфляции. Естественно, эти предложения основаны на том, что пока наша экономика в значительной степени зависит от импорта. Также о состоянии инфляции в Кыргызстане подробно рассказал в своем докладе Э. Абдуманапов зам. председателя НБКР 26 мая 1998 года на пресс семинаре МВФ для представителей СМИ Центральной Азии. В отличии от других стран Центрального региона Кыргызстан не обладает запасами стратегических ресурсов, и при этом в структуре его хозяйства значительную долю занимает сельскохозяйственное производство, в то время как структура промышленности деформирована наличием большого количества предприятий ВПК, которые как с точки зрения производственных ресурсов, так и поставок готовой продукции, были полностью ориентированы на другие республики бывшего союза. Эта ситуация и определила необходимость реализации предельно жесткой и быстрой стратегии реформ, стратегической задачей которых были и остается глубокая перестройка структуры хозяйств и реформ собственности, это большая и трудная задача, требующая привлечение значительных ресурсов. При этом надо отметить, что Кыргызстан был вынужден уйти из рублевой зоны после того, как Россия по существу ввела собственную валюту, перейдя на расчеты через центральные банки и введя в оборот новые банкноты рубля 1992 году. Эта ситуация особенно ярко видна по данным, характеризующим динамику темпов инфляции, наиболее высокий уровень которых отмечен в 1992- 1993 годах. Изменение потребительских цен (в процентах к предыдущему году) Схема Национальный статистический комитет. Журнал «Банковский вестник» 5-6, 98 «Кыргызстан: последние достижения» стр. 5. Финансовая стабилизация. Первостепенной задачей Правительства и Национального банка Кыргызстана является финансовая стабилизация, включающая: 1. Эффективное управление денежным обращением, стабилизацию денежной эмиссии и инфляционных процессов, поддержание на необходимом уровне обменного курса национальной валюты по отношению к рублю и доллару. 2. Создание современной банковской системы со сбалансированным развитием всех важнейших банковских функций, таких как сберегательные и кредитные, коммерческие и инвестиционные, устранение дефицита банковских услуг. 3. Обеспечение жесткого контроля за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет государственных налогов и других платежей, чтобы обеспечить стабильность бюджета и финансирование неотложных экономических и социальных программ. Рассмотрим подробнее проблемы первого компонента финансовой стабилизации. Наиважнейшей проблемой является стабилизация денежного обращения, для чего требуется: а) укрепить сом и сделать его надежной валютой, привязанной к доллару; б) снизить инфляцию до однозначных цифр и удержать ее; в) следовать строгому, но разумному ограничению эмиссии денег. Как бороться с инфляцией? Одна из главных причин инфляции – это дефицит государственного бюджета. Поэтому переход к сбалансированному бюджету за счет ликвидации субсидий и дотаций, льготного государственного финансирования отраслей и общего сокращения непроизводительных расходов является основным способом борьбы с инфляцией во всем цивилизованном мире. Мы должны культивировать именно такой подход к формированию бюджета, ибо отношение к бюджету есть показатель экономической грамотности общества. Правительство и НБК должны сделать для правилом жесткую бюджетную и кредитную акции. Надо отказаться от всех непредусмотренных дотаций предприятием и отраслям, которые покрывают непроизводительные и непроизводственные затраты. Законодательная независимость НБК позволит ему сопротивляться любому инфляционному финансированию дефицита госбюджета. Аскар Акаев. 1. О стратегии социально-экономического развития Кыргызской Республики и неотложных действиях. Бишкек – 1993. Мы должны поставить цель и добиться снижения ежемесячных темпов инфляции к концу текущего года до 10%, а в 1994 г. – до 3-5 % ! Если Кыргызстану удастся стабилизировать инфляцию, доверие к сому возрастет как внутри республики, так и за рубежом. Станет возможной реальная экономическая оценка работы предприятий, прогнозирование из прибыльности, возрастет экономическая активность. Итак, стабильность денег - первооснова для будущего динамичного развития экономики. Полновесные деньги – самый необходимый инструмент рынка, мощный стимул к развитию производства, к более производительному труду. Правительство и НБК должны принять меры против искусственного поддержания курса сома и идти по пути унификации режима обменных курсов постепенным снятием всяких ограничений на участие в валютных аукционах. Но уже сегодня надо добиваться, чтобы разница между официальным курсом национальной валюты и параллельным рыночным курсом не превышала 10 %. Для укрепления доверия к сому очень важно стимулировать население вкладывать свои сбережения в банки. Это будет дополнительным стабилизирующим фактором. Рост банковских депозитов в свою очередь обеспечит антиинфляционные инвестиционные средства для структурной перестройки экономики. Но для этого банки должны выплачивать достаточно высокие процентные ставки по вкладам граждан, что могло бы государство компенсировать проведением либеральной налоговой политики по отношению к банкам. Немаловажным является также вопрос о количестве денег, находящихся в обращении, так называемый уровень монетаризации. Рост денежной массы безусловно ведет к инфляции. Необходимо на каждом этапе достижения сбалансированности между денежной массой и товарными ресурсами. Количество денег определяется следующей формулой: М=PY V где: М – денежная масса Р - средний индекс цен Y - реальный объем пр-ва (ВП)2 V - скорость обращения Сегодня уровень монетаризации в Кыргызстане составляет = 16% ВНП. Мало это или много? Например, в восточноевропейских странах уровень монетаризации составляет около 25 % , приблизительно таким же он был и в бывших союзных республиках. Он более высокий в странах, где наблюдается экономический рост и развитые финансовые 1. Предложенное лауреатом Нобелевской премии математиком Ивингом Фишером (1867-1947) отношения, например, в Индии – 40 %, а в Китае 100 %. В Кыргызстане уровень монетаризации, естественно, низкий из-за неразвитости финансовых отношений. Нам, по-видимому, не следует спешить с повышением уровня монетаризации и делать это поэтапно, постепенно вместе с увеличением товарной массы и улучшением деятельности финансовой машины - банковской системы, налоговой и таможенной служб. Иначе государство потеряет контроль под операциями в сфере торговли и услуг, а бюджет – львиную долю налоговых поступлений. Дефицит бюджета республики в текущем году ожидается на уровне 7,9% ВНП и превышает 33 % расходной части. Дефицит покрывается приблизительно на 2/3 кредитами НБК, а на 1/3 - иностранными кредитами. На 1994 г. планом прогнозом прогнозировался дефицит в 7 % ВНП или почти половина расходной части (=48%), и предполагается, что он будет покрыт на 1/3 за счет кредита НБК, а на 2/3 – за счет иностранных займов и кредитов, т.е. за счет наращивания внутреннего и внешнего государственных долгов. Какие есть пути снижения дефицита бюджета и какие цели здесь реальны? Реальность такова, что в ближайшей перспективе мы не сможем добиться бездефицитного бюджета, но мы можем ставить задачу снижения бюджетного дефицита до уровня 4-5 % ВНП, что считается вполне нормальным пределом в соответствии с современной экономической теорией и подтверждается практикой многих стран мира. Если же говорить о путях снижения бюджетного дефицита, то следовало бы начать с того, что нам необходимо ввести режим строжайшей экономии денежных средств во всех сферах, урезать все государственные расходы и начать с сокращения расходов на бюрократические структуры управления. Но здесь я особо хотел бы остановиться на взаимоотношениях государства и предприятий. Развитие производства в рыночной экономике основано на свободе цен и заработной платы при государственном контроле под совокупными расходами народного хозяйства и денежной эмиссий. Только так возможно создать оптимальное равновесие спроса и предложения, стимулирующее безинфляционный рост производства. Поэтому пришло время и нам разделить финансы государства и предприятий, т.е. отделить затраты предприятий от государственных расходов. Сегодня же наше государство все еще принимает на себя долги предприятий автоматически оказываются государственным долгом. Это происходит либо путем прямого льготного кредитования производств и взаимных поставок предприятий, либо на базе самовольного накопления взаимных долгов, навязываемых затем для приплаты государству. Более того, рост взаимных неплатежей является корпоративной части директорского корпуса на жесткую денежно-кредитную политику Правительства. В конечном счете финансовое оздоровление является не самоцелью, а фактором экономического роста. Только разделение финансов предприятий и государств и необходимость зарабатывания на рынке заставят предприятия перепрофилироваться по технологическим цепочкам. Государство должно целенаправленно и быстро помочь запуску этого процесса, взяв приоритетные конечные отрасли, такие, как сельское хозяйство, пищевую и лёгкую промышленность и т.д. Крайне важно, чтобы это поняли руководители предприятий, управленческий персонал и немедленно обратились к изучению передового зарубежного опыта управления предприятиями в условиях дефицита финансовых ресурсов, методов снижения издержек производства, поиска новых рынков, обновления товарной номенклатуры, как наращивать производство на кредиты коммерческих банков на нормальных рыночных условиях. Многие, к сожалению, еще не ведают, откуда берутся кредитные ресурсы. До сих пор мы брали их в странах СНГ, в первую очередь в России, Казахстане и Узбекистане. Наш долг этим странам, зафиксированный в момент перехода к национальной валюте, составил 114 млрд. 251 млн. рублей. Общая сумма прогнозируемого на 1994 г. отрицательного сальдо торгового баланса со странами СНГ, без учета ожидаемого с 1 января 1994 г. нового повышения цен на нефтепродукты, составляет 1 млрд. 323 млн. сомов! МЫ сегодня живем верой и надеждой, что мы получили на эту сумму кредиты у братских стран СНГ. Но смогут ли они выделить Кыргызстану такие кредиты и в дальнейшем? Ведь у каждого их них сегодня свои, не менее трудные, чем у нас, проблемы. К тому же кредиты мы получаем в странах СНГ на весьма не льготных условиях. Показатель кредитной безопасности Кыргызстана сегодня составляет 444%, т.е. в 44 раза превышает допустимую грань! Поэтому Правительству необходимо ввести жёсткие ограничения на величину сальдо в торговле со странами СНГ. Мы обязаны приспосабливать нашу экономику к более низкому уровню притока ресурсов, резко уменьшить дефицит платежного и торгового баланса и строго следить за тем, чтобы не выходить за рамки этих средств. Торговый дефицит составлял в 1989-1999 гг. На сегодняшний день наиболее важными задачами для Нац. банка КР яв- ся: - развитие банковской системы, регулирование ден-го обращения, сдерживание инфляции, ускорение расчетов, устранение дефицита банковских услуг, усиление надзора за деятельностью коммерческих банков и др. кредитных учреждений. Финансовый кризис. Системный финансовый кризис, поразивший Россию, продолжает оказывать свое негативное влияние на экономику Кыргызстана. Обменный курс национальной валюты достиг в ноябре отметки 31.2022 сом за доллар США, ухудшается торговый платежный баланс республики. Состояние экономики, испытывающей тяжелые последствия влияние внешних факторов, стало, в очередной раз, кредитом обсуждения парламентом страны. После начала кризиса В России Национальный банк Кыргызской Республики сделан прогноз относительно степени его влияния на Кыргызстан, но по словам М. Султанова, на самом деле масштабы как самого кризиса, так и его негативных последствий оказались намного глубже. Произошло резкое увеличение спроса на иностранную валюту. Население стало лихорадочно конвертировать сомы в доллары, переводить сомовые счета в валютные, или просто забирать вклады. Пытаясь смягчить психологический фактор начавшейся паники, НБКР предпринял валютные интервенции. В августе на сумму 9,4 млн. долларов, а сентября 9,0 млн. в октября – на 5,5 млн., за 2 недели ноября – 0,47 млн. долларов, в общей стоимости на сумму 24 млн. долларов, хотя потери резервов прогнозировались в сумме 36,5 млн. долларов. Постепенное уменьшение объема интервенций не было связано с отсутствием у Нацбанка резервов: «У нас их достаточно, - подчеркнул М. Султанов; - потери Нацбанка составили 12% резервов со времени начала кризиса, в то время как Украина потеряла 70%; Россия – почти 50%; Казахстан – 33% своих резервов. Если бы Нацбанк захотел привязать сом к доллару, то легко мог бы это сделать на отметке, и примерно 16,8 сома за доллар. Но мы этого не делаем. Во-первых, очень большая проблема с бюджетом - необходимо сделать корректировку приблизительного в 3% ВВП (около 1 млрд. 250 млн. сомов) без этой корректировки невозможно осуществлять экономическую политику. Необходимо сократить расходы и увеличить доходную часть. Только после корректировки бюджета мы сможем обратиться в международные организации, чтобы получить соответствующую помощь». Сентябрьские параметры договоренности с МВФ из-за Российского кризиса были нарушены, поэтому пришлось провести дополнительные переговоры. В результате пришли к соглашению, что 50% потерь 1. Журнал «Банковский вестник» - 11, 98 стр. 4 Кыргызстан покроет сам, а 50% МВФ и другие международные финансовые институты. В III квартале текущего года торговый баланс ухудшился, на то есть веские причины: во первых, в России уровень девальвации достиг 160%, в то время как у нас он составил 30%, то есть реальный эффективный курс рубля значительно ослаб относительно кыргызского сома, это привело к тому, что российские товары стали конкурентоспособными на кыргызском рынке, за счет увеличился импорт из России, в первую очередь, нефтепродуктов. В кризисный момент, казалось бы, должно было уменьшится потребления, однако, этого не произошло. В связи с этим ИБКР предложил ограничить импорт тех товаров, которые не являются инвестиционными составляющими, а носят потребительский характер. Объявленный Россией мораторий на выплату долгов заканчивается, после которого либо начнется период выплат, либо период блокировки счетов российских банков. Конечно, это сразу сказалось на резком увеличении потребностей в наличных долларах, так как большинство российских экспортеров стали требовать оплату не через банковскую систему России, а наличными долларами США. К этому также подтолкнуло то, что Россия обязала предпринимателей продавать часть своей валютной выручки, ввела спецсессии. т.е. серию различных ограничений, что сделало невыгодным показывать эти средства на валютных счетах. Нацбанк может фиксировать курс, т.е. формально выполнить задачу стабилизации обменного курса, но в таком случае не будет выполнена программа, разработанная совместно с правительством. Эта программа состоит из 16-18 пунктов, которые предстоит выполнить Правительству и Нацбанку. Свою часть программы Нацбанк практически выполнил, теперь дело за правительством и парламентом. На вопрос о привязке сома к доллару М. Султанов отметил, что такой механизм в мире существует, к примеру, в Аргентине, в Эстонии. При этом бюджетный дефицит равен – нулю. Это обязательное условие. Выбранный Кыргызстаном валютный режим, позволяет вносить коррективы в экономическую политику. Опасно иметь привязку и допускать просчеты в проведении экономической политики. В свое время страны Юго- Восточной Азии, Латинской Америки имели горький опыт в 60-х годах. Только позже, перестроив внутреннюю структуру, они получили позитивные результаты. По словам М. Султанова в нынешнем положении добиться бездефицитного бюджета будет трудно. При любом кризисе есть проигравшие и выигравшие, сейчас обогащаются те, кто держит свои активы в долларах. К положительным сторонам последствий кризиса, к примеру, можно отнести то, что наши производственники смогут повысить свою конкурентоспособность. Но для улучшения положения дел нужно не только стимулировать обменный курс, но и внести изменения в налоговую систему и торговую политику». «Что касается девальвации, то произошло ускорение ее темпов, правда, уровень ниже, чем в России, на Украине, Белоруссии и т.д., за исключением Казахстана. В России за 10 месяцев девальвация составила более 200%, в Кыргызстане – более 50%. Кризис сразу сказался на ухудшении товарного баланса, поскольку Россия является одним из основных партнеров Кыргызстана. К настоящему времени экспорт сократился на 11,8% и составил в январе-сентябре 985,7 млн. долларов США, а импорт увеличился на 22,8% и составил 583 млн. долларов США. Столь сильное падение объемов экспорта является тревожным сигналом. Положение Кыргызстана надо оценивать не как кризисное, но как достаточно сложное, поэтому сегодня важно прийти к консенсусу в определении дальнейшей стратегии и выработке конкретных мер по стабилизации ситуации. Сегодня же очень важно, потому что наступает время выплаты внешних долгов на фоне имеющихся проблем в экономике. Доля иностранных займов и грантов, которые направлялись на финансирование дефицита бюджета, год от года сокращается: 1995 – 120,3 млн. долларов, 1996 – 81,18 млн. долларов, 1997-93, 03 млн. долларов, 1998-59,3 млн. долларов. Снижение уровня внешнего финансирования теперь нельзя компенсировать за счет внутренних займов, поскольку внутреннее финансирование практически сведено к нулю. Следующий 1999 год, будет первым годом, когда объем внешней помощи будет равен выплатам по внешнему долгу. В проекте республиканского бюджета на 1999 год для обслуживания внешнего долга предусмотрено 1733, млн. сомов, вымогая, как выплаты по основной сумме, так и на погашение процентов. Нам предстоит жить по жесткой программе: сколько получим – столько израсходуем. В 2000 году ожидается ситуация, когда платить по обязательствам придется уже счет внутренних источников, так как правительству предстоит выплатить порядка 70 млн. долларов США по внешним долгам, а поступлений из вне ожидается гораздо меньше. На 1999 и 2000 годы приходится пик платежей по нельготным кредитам. Краткосрочные заимствования нельготных иностранных кредитов согласно программе правительства и Национального банка будут сокращаться, и на ближайшее три года запланированы только долгосрочные льготные займы. Если не увеличить экспортный потенциал, не поднять реальный сектор, то в экономике республики могут возникнуть серьезные проблемы. «Официальную записку об этом мы вносим в парламент еще до кризиса. В ней мы отмечаем, что пока не зарабатывает реальный сектор, мы рискуем стать неплатежеспособными. Правительство должно быть готовым создать потенциал и начать возвращать полученные кредиты. Пока же у правительств нет возможности выплатить в 1999 году почти 1 млрд. сомов задолженности. По нашим оценкам, - сказал М. Султанов; - правительство располагает возможностями в пределах 300-350 млн. сомов. Из суммы внешней помощи большая часть пойдет на покрытие задолженности, другая часть на финансирование внутренних нужд». Говоря о банковской системе, глава Нацбанка отметил, что без нее не будет и бюджета, ни экономики. Надежно функционирующая банковская система – это опора экономики. «Есть денежно-кредитная политика, за которую отвечает Нацбанк, а есть реальный сектор, экономика в целом, где свое слово должны сказать Правительство и парламент»;- подчеркнул М. Султанов. Заявление Правительства Кыргызской Республики и Национального банка КР. Правительство Кыргызской Республики и Национальный банк Кыргызской Республики отмечают резкую дестабилизацию валютного рынка, которая произошла в последние дни. Обменный курс сома усиленно варьировался и находится под серьезным давлением. Правительство КР и НБКР считают стабилизацию обменного курса приоритетной задачей на ближайшую перспективу. В ответ на последние тенденции на внутреннем валютном рынке, вызванные резким падением доверие общественности к сому, Нацбанк Кыргызской Республики берет на себя ответственность по восстановлению стабильности обменного курса и собираются полностью удовлетворять потребности экономики республики в иностранной валюте по приемлемому обменному курсу. По сложившихся условиях Правительство Кыргызской Республики и Нацбанк Кыргызской Республики предпринимают решительные меры для скорейшей стабилизации внутреннего финансового рынка. Правительством Кыргызской Республики: - проведено тщательный анализ изменений, имевших место в бюджетно- налоговой сфере в 1999 году, и принято решение далее ужесточить бюджетные операции в соответствии с изменившимся наличием внешних ресурсов и внутренних ресурсов; - принято решение пересмотреть проект бюджета на 1999 год, ранее предоставленный в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики в целях внесения поправок в соответствии с изменившейся внешнеэкономической ситуацией; - приняты меры по снижению дефицита торгового баланса, в частности по снижению объемов импорта и увеличению объемов экспорта; - внесено в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики предложение об увеличении акцизов на нефтепродукты; - предприняты меры по ужесточению финансовой дисциплины в отношении предприятий и организаций, имеющих задолженность по налогам; - Государственной налоговой инспекции, Государственной таможенной инспекции при Минфине Кыргызской Республики отдано распоряжение на проведение административных мероприятий с целью увеличения сбора налогов и таможенных пошлин; - ведется работа для создания благоприятных условий предприятиям, ориентированным на экспорт, в способности продукции сельского хозяйства. 1. Журнал «Банковский Вестник» 11,98 стр. 3 - полностью гарантируется выполнение своих обязательств по государственным ценным бумагам для обеспечения стабильности развития финансового рынка; - гарантируется также исправное выполнение своих обязательств по внешнему долгу. Правительством Кыргызской Республики будут также приняты следующие дополнительные меры по: - ужесточению борьбы с контрабандным ввозом товаров; - снятию всех препятствий, мешающих развивать экспортный сектор; - упорядочению работы свободных экономических зон (СЭЗ) и ликвидации СЭЗ, которые работают неэффективно, особенно в области расширения экспорта; - усилению контроля под возвратом бюджетных ссуд и займов, полученных ранее хозяйствующими субъектами, и принятию мер для этого вплоть** до привлечения к уголовной ответственности руководителей предприятий. Правительство Кыргызской Республики и Нацбанк Кыргызской Республики намерены преодолеть сложившееся ожидание общественности и восстановить доверие к национальной валюте. О денежно-кредитной политике и политике обменного курса. Недавнее потрясение на валютном рынке было вызвано падением доверия к сому, в том числе из-за последствий финансового кризиса в России, который вызвал пессимизм людей по отношению к национальной валюте. С целью противодействия данным событиям, Национальный банк берет на себя обязательства по восстановлению стабильности на валютном рынке и удовлетворению потребностей экономики в иностранной валюте при отсутствующем обменном курсе. Обменный курс будет определяться рыночными методами, и соответствовать фундаментальным показателям нашей экономики (особенно состоянию текущего счета платежного баланса). Политика обменного курса будет направлена на укрепление финансовой дисциплины в экономике и противодействие валютным спекуляциям. Для обеспечения действенности принятого решения Нацбанк предпримет следующие меры: - не будут вводиться никакие административные ограничения на валютном рынке; - будет минимизировано использование механизма ломбардного кредитования; - НБКР и далее не будет предоставлять кредиты Правительству, однако оставляет за собой право проводить краткосрочные РЕПО-операции с государственными ценными бумагами на вторичном рынке для повышения ликвидности таких бумаг и, соответственно, восстановления доверия инвесторов к ним, а в случае необходимости, содействия управлению денежными средствами Правительства; - будет усилен надзор над управлением коммерческими банками своих кредитных портфелей, соблюдением резервных требований к экономических нормативов; - механизм чрезвычайного кредитования будет использоваться в целях защиты сомовых депозитов; - учетная ставка привязана к ставкам по государственным казначейским векселям. Национальный банк полагает, что вышеуказанные меры будут достаточными и устойчивыми для обеспечения стабильности курса. В случае необходимости Нацбанк готов предпринять другие дополнительные шаги. О денежно-кредитной политике Национального банка на 1999 год. Главной целью денежно-кредитной политики остается сдерживание темпа роста инфляции, поскольку это условие является одним из ключевых для макроэкономической стабилизации. При этом необходимо отметить, что приоритетом в политике Нацбанка на 1999 год будет недопущение резких колебаний обменного курса сома при целевом уровне инфляции около 20%, обеспечение устойчивости банковской системы и надежности функционирование платежной системы. Денежно-кредитная политика Нацбанка будет направлена в первую очередь, поддержания действий правительства Кыргызской Республики в отношении изменения общей экономической ситуации в стране. При этом Национальный банк с одной стороны, будет стремиться организовать рост широкого показателя денежной массы, а с другой - максимально удовлетворять текущие потребности экономики в деньгах в соответствии с темпами изменения основных показателей реального сектора и структуры платежного баланса. НБКР предполагает, что начиная со второго квартала, темпы роста денежных агрегатов несколько увеличатся, однако, учитывая сезонный характер изменения уровня потребительских товаров этот пророст денег окажет значительного влияния на рост инфляции. При проведении денежно-кредитной политики Нацбанк будет отдавать предпочтение операциям на открытом рынке. В то же время для более широкого охвата объектов воздействия, а также быстрого достижения поставленных целей, будет активно использоваться весь сектор инструментов, включая обязательные резервные требования, механизмы кредитования, изменение экономических нормативов. В вопрос валютного курса Нацбанк будет продолжать придерживаться политики, основанной на установлении обменного курса вследствие действия рыночных сил. Как и ранее, никакие административные или другие ограничения вводиться на валютном рынке не будут. Нацбанк, ставя своей целью обеспечение относительной стабильности обменного курса сома, в случае роста давления на валютном рынке, будет продолжать использовать имеющиеся в его распоряжении инструменты для ужесточения денежно-кредитной политики. При благоприятных обстоятельствах (улучшении торгового баланса и более высоком притоке валютных средств) НБКР будет аккумулировать международные резервы. Другим приоритетным направлением деятельности НБКР будет оставаться повышение эффективности, стабильности и безопасности банковской системы. Нацбанк провел и планирует проводить в 1999 году мероприятия, направленных на дальнейшее укрепление устойчивости банковской системы. Заключение В заключении хотелось бы отметить , важность валютной политики в осуществлении эффективной денежно-кредитной политики. Валютная политика является одной из составляющих денежно-кредитной политики, и ее регулирование является одной из задач Национального банка, которые рассмотрены во второй главе дипломной работы. Политика плавающего обменного курса Кыргызского сома к иностранным валютам позволяет своевременно решать проблемы адаптации к изменениям на мировых рынках и внутренней макроэкономической ситуации. Органы денежно-кредитного регулирования, не вмешиваясь в процесс курсообразования, определяют учетный курс, исходя из сложившихся на свободном рынке спроса и предложения. В то же время, это не означает абсолютную пассивность центрального банка в этом вопросе. Введение собственной валюты дало значительные преимущества Кыргызской Республике во многих аспектах: - способствовало созданию национальной двухуровневой банковской системы; - позволило Национальному банку проводить самостоятельную денежно- кредитную и валютную политику; - способствовало формированию собственных золото-валютных резервов Республики; - способствовало упорядочению торговли и платежей м/у Кыргызстаном и странами СНГ; - позволило привести в порядок проведение платежей Кыргызскими предприятиями за товары и услуги, которые образовали задолженность Кыргызской Республики перед странами СНГ по корреспондентским счетам. Сегодня с уверенностью можно сказать, что будущее у сома есть. Сом оправдал наши надежды, крепко встал на ноги и чувствует себя на равных среди «мягких» валют собратьев по содружеству Независимых Государств. Сом является одной из самых стабильных валют в регионе и его по праву можно назвать конвертируемой валютой. Сом - лицо Кыргызстана. Список использованной литературы. 1. Бункина М.К. Деньги. Банки. Валюта. Учебное пособие - Москва АО «ДИС», 1994 год. 2. До лан Э. Дж. И др. Деньги, банки и денежно-кредитая политика - С-П, 1994 год. 3. Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Москва «Финансы» Издательское объединение «ЮНИТИ» 1997 год. 4. Кварцова Г.И. Деньги, Кредит, Банки. Справочное пособие: Минск «Меркаванне» 1994 год. 5. Койчуманов Т.Ж. В мире денег. «Сом – Кыргызская национальная валюта». 6. Маметова Деньги, Кредит и банки. Минск – 1993 год. 7. Лаврушина О.И. «Деньги, Кредит, Банки». Москва, «Финансы и статистика» 1998 год. 8. Аскар Акаев О стратегии социально-экономического развития Кыргызской Республики и неотложных действиях. Бишкек - 1993 год. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |