|
Банковская система в исламских странахразличного рода вознаграждаемых обязательств. Таким же образом может быть сделано различие между компенсационным и некомпенсационным капиталом, с выплатой большего вознаграждения владельцам некомпенсационного капитала. Необходимо отметить, что Консул по Исламской Идеологии Пакистана в своём отчёте по устранению процента из экономики одобрил принцип введения системы взвешенных пропорций при начислении выплат владельцам различного рода капитала на основании его компенсационности или некомпенсационности, а в компенсационном капитале, - на основе срока погашения данного вклада (краткосрочный или долгосрочный). Данная идея уже претворяется в жизнь, и чистые прибыли банков Пакистана по вознаграждаемым обязательствам распределяются в зависимости от срока погашения вклада. Наименьший вес отдан вкладам до востребования, затем сберегательным вкладам и всем вкладам от других банков. Такой же принцип взвешенности применяется к срочным складам, по которым наибольшее вознаграждение выплачивается вкладам со сроком погашения в пять и более лет, а наименьший - со сроком погашения в три месяца. Наибольший вес при выплате вознаграждения выплачивается по акциям. Логическая структура принятой в Пакистане системы показывает, что банки выплачивают различные вознаграждения по вкладам даже с одинаковыми сроками погашения исходя из структуры обязательств и чистой прибыли. Переход со стороны активов Основными статьями активов в процентной системе являются: касса, средства на счёте в центральном банке страны, средства в других банках, векселя купленные и учтённые, займы и предоплата, и инвестиции в разного рода ценные бумаги и акции. Касса и счёт в центральном банке страны не являются процентными активами. Они остаются без изменений при переходе к беспроцентной системе. По средствам, находящимся в других банках в виде вкладов до востребования не начисляют процент, однако, по срочным вкладам процент начисляется. В то время как при переходе на беспроцентную систему межбанковские вклады останутся без изменений, по срочным межбанковским вкладам в рамках одной страны процент будет отменен, и банк-вкладчик будет иметь право на часть прибыли банка-держателя вклада. Переход к исламской системе также положит конец практике хранения средств банка за рубежом в виде процентного вклада. Векселя купленные и учтённые являются важным компонентом активов в процентной банковской системе. Исламские учения не запрещают использование векселей, но не разрешают их учёт (дисконтирование), так как это подразумевает под собой процент. Обналичивание векселей до срока их погашения является естественной потребностью в деловом мире, которая должна удовлетворяться и после перехода к беспроцентной банковской системе. Альтернативой дисконтированию векселей в исламской банковской системе, которая получила большую поддержку среди экспертов Шариата, является следующая схема действий: Получатель средств по векселю (трассант) вступает в два соглашения с банком: одно касается назначения банка в качестве агента по сбору средств от трассата в назначенную дату (1), и другое, касающееся кредита из банка в сумме равной стоимости векселя(2). Банк получит комиссионные за принятие на себя ответственности по перечислению средств от трассата трассанту(3), в то время как выданный кредит не будет предусматривать процентных выплат. Комиссионные банка могут варьироваться в зависимости от суммы векселя, но не от периода его погашения. При погашении векселя, банк скорректирует счёт трассата (4). В случае отказа от погашения векселя, трассат будет нести ответственность за выплату кредита банку. В процентной системе банки также используют государственные ценные бумаги, а также другие долговые обязательства других компаний в качестве активов, приносящих прибыль. Страна, предпринявшая переход к исламской модели, должна разработать новые финансовые инструменты для замены процентных инструментов. Существуют много различных возможностей разработки финансовых инструментов, соответствующих Шариату. Вместо использования долгового финансирования выпусками государственных процентных ценных бумаг, правительство может использовать выпуски долевых сертификатов с плавающей ставкой для мобилизации ресурсов под потенциально прибыльные проекты в соответствии с одобренными Шариатом принципами раздела прибыли. Долговые обязательства компаний могут быть заменены на новый тип корпоративных ценных бумаг с фиксированным сроком погашения, которые давали бы их владельцам право на получение определённой части прибыли компании. Обычные банки избегают вложений средств в долговые обязательства компаний, а в некоторых странах инвестиции в акции запрещены. Исламские банки, напротив, могут иметь акции компаний в своих инвестиционных портфелях. Наиболее значительным аспектом перехода от процентной банковской системы к исламской беспроцентной является кардинальное снижение роли кредитов и ссуд, которые играют доминирующую роль в структуре активов в процентной системе. Это происходит по простой причине запрета на получение дохода на кредиты и займы в исламской системе, в то время как в обычной системе они являются высокодоходными активами. В то же время, учением Ислама разрешено использование целого ряда технических приёмов для выполнения банком своих финансовых обязательств в продуктивных секторах экономики. Использование займов используется только для удовлетворения финансовых нужд тех, кто не смог бы это сделать любым другим путём. Финансовые услуги, предоставляемые исламскими банками, могут подразделяться на три категории: (а) Партнёрские займы по соглашениям о разделе прибыли (б) Средства, предоставленные по контрактам продаж или аренды (в) Беспроцентные займы, то есть кард аль-хасана А. Партнёрские займы Мудараба: Партнёрское соглашение, в котором одна сторона (раббал мал) предоставляет капитал, а другая (мудариб) использует его в деловых целях; по условиям соглашения, прибыль будет распределяться между сторонами, а убытки, в случае их возникновения, будут покрываться за счёт средств раббал мала, если только они не были вызваны нарушениями контракта со стороны мудариба. Это основное отличительное свойство мудараба, с которым согласны представители всех школ исламской мысли. Юристы в раннем исламе проявляли беспокойство по поводу того, что система мудараба могла оставить возможности для её злоупотреблений одной из сторон. По этой причине, юристы разработали ряд условий действительности контракта мудараба в целях защиты интересов как раббал мала, так и мудариба. На некоторые из условий взгляды юристов разнятся. Среди учёных распространено мнение, что при применении концепции мудараба к современным реалиям необходимо оговорить следующие моменты: (а) Банк - раббал мал не будет вмешиваться в текущие дела мудариба. Мудариб будет предоставлять банку регулярную отчётность о состоянии бизнеса. (б) Мудариб может привлекать собственные средства под данный проект только с разрешения на это раббал мала. Таким же образом мудариб может привлекать средства из других источников на условиях мудараба. (в) Мудариб не может выдавать кредиты из средств, полученных по системе мудараба без разрешения на это со стороны раббал мала. Для привлечения средств из других источников применяются похожие ограничения для мудариба. (г) Финансовая ответственность раббал мала ограничивается его вкладом за исключением случаев, когда он увеличил свои обязательства разрешив мударибу занимать средства от своего имени из других источников. (д) Прибыль, полученная от системы мудараба, будет распределяться в заранее оговоренных пропорциях между мударибом и раббал малом. Никаких фиксированных выплат не предусматривается. (е) В случае несения убытков, за исключением случаев, когда убытки произошли по вине или халатности мудариба, все убытки несёт раббал мал. Мушарака: Партнёрское соглашение, по которому две и более сторон вступают в отношения делового партнёрства с заранее определённым капиталом и обоюдосторонним разделением прибылей или убытков. Условия контракта мушарака могут быть изложены следующим образом: (а) Соглашение мушарака может быть применено как для единовременной сделки, так и для ведения всего бизнеса и может быть возобновлено с согласия сторон. (б) В среднесрочных и долгосрочных операциях может применяться так называемая форма "самоликвидации", по которой банк возвращает себе основной капитал в течение определённого периода, разделяя прибыль и убытки за этот период. (в) Все инвесторы имеют право на участие в управлении бизнесом, однако это не является требованием. (г) Всем партнёрам на регулярной основе будет предоставляться информация о состоянии бизнеса и его финансовом состоянии. (д) Необходимо предварительное согласие партнёров перед вступлением в соглашения мушарака или мударака с другими сторонами. (е) В целях разделения прибылей или убытков, капитальные вложения сторон, используемые в различные промежутки времени, должны быть приведены к общей деноминации путём умножения сумм на количество дней, в течение которых каждая отдельная статья финансирования, как например, уставный капитал фирмы, остаток денег в кассе, предоставленный кредит и банковское финансирование, реально участвовали в деле. Другими словами, подсчёт вложений каждой из сторон должен осуществляться ежедневно. (ж) Другие условия мушарака более или менее схожи с мударака. Б. Контракты продаж и аренды Мурабаха и бай муаджал: Мурабаха является одним из многих контрактов купли-продажи, разрешённых Исламом. Поставки товара продавцом покупателю с определённой и обоюдно согласованной прибылью называется мурабаха. В мурабахе может применяться оплата как при получении товара, так и с отсрочкой. Бай муаджал - это продажа с отсрочкой оплаты, либо единым платежом, либо периодическими выплатами. В отличие от мурабаха, продажа товара в бай муаджал происходит без уведомления продавцом своей прибыли от сделки. Исламские банки могут заниматься обеими видами сделок, так как им не запрещено вступать в торговые отношения. Товары могут закупаться у третьей стороны и затем продаваться с наценкой клиенту банка в соответствии с его запросом. Юристы отмечают, что в таких сделках все риски, связанные с куплей-продажей товара должен нести банк вплоть до момента передачи товара клиенту. Бай салам: Сделка купли-продажи, в которой покупатель платит согласованную цену за тот или иной товар в качестве предоплаты, товар затем доставляется покупателю продавцом в заранее оговоренное время в будущем. Основные особенности контракта бай салам, с которыми согласны большинство юристов, таковы: - (а) В контракте должно быть чётко оговорены тип, описание, качество и количество поставляемого товара. - (б) Должно указываться определённое время в будущем для поставки товара. - (в) Согласованная цена за товар должна быть выплачена полностью во время действия контракта. Иджара и Иджара ва иктина: Под иджарой понимается контракт, по которому одна сторона получает право использования того или иного продукта на основе аренды. Юристы подчёркивают, что в контракте иджара должны быть чётко оговорены срок аренды и арендная плата в целях избежания разногласий между сторонами. В течение всего периода действия контракта техническое обслуживание осуществляется за счёт владельца товара. Разновидностью иджары является иджара ва иктина (лизинг), согласно которому арендодатель соглашается на передачу собственности на товар арендатору по истечении срока аренды и полной выплаты арендной платы арендатором согласно заключённому договору. Данный договор должен содержать те же условия, что и договор обычного иджара. Исламские банки могут оказывать непрямое финансирование своим клиентам через два вышеупомянутых типа контракта. Они приобретают различные активы, такие как здания, машины или оборудование, и сдают их в аренду своим клиентам по контракту иджара. По контракту иджара ва иктина клиент обязуется произвести определённые выплаты в течение оговоренного периода времени. Контракт считается выполненным, когда была выплачена вся сумма и произведена передача собственности. В. Кард аль-хасана Исламское учение призывает состоятельных людей предоставлять финансовую помощь в виде кард аль-хасана людям, нуждающимся во временной финансовой помощи для удовлетворения срочных потребностей в потреблении или для восстановления их финансового состояния. Исламские банки не могут направлять значительную часть своих средств на финансирование кард аль- хасана, так как им необходимо поддерживать достаточный уровень прибыльности для обеспечения конкурентоспособности с другими финансовыми институтами, мобилизующими сбережения населения. Однако представляется довольно логичным использование части своих средств для предоставления беспроцентного финансирования, так как исламские банки не должны выплачивать процент по вкладам до востребования. В Иране банки должны выделять определённую часть своих средств для предоставления беспроцентных кредитов (а) мелким предпринимателям, производителям и фермерам, которые не смогли бы найти альтернативного пути для получения инвестиций и финансирования оборотного капитала и (б) нуждающимся потребителям. Юристы также приняли к вниманию, что предоставление беспроцентных кредитов влечёт за собой определённые расходы для банка. Таким образом они не высказываются против возмещения банком затрат на предоставление такого кредита. Рассматривая данную проблему, Консул по Исламской Идеологии Пакистана пришёл к выводу, что плата за услуги банка должна основываться на его реальных затратах, однако представляется довольно трудным определение затрат для каждого конкретного случая предоставления кредита. Исходя из вышесказанного, Консул постановил, что для того, чтобы разрешить возникнувшую проблему, банки могут получать фиксированную оплату в виде взноса по заявке, вне зависимости от суммы предоставляемого кредита и его срока действия. В настоящее время банки Пакистана взимают фиксированную оплату, рассчитанную на основе формулы центрального банка страны. Правилами указано, что максимальная плата за услуги, которую банк может получить по таким кредитам в течение одного финансового года, рассчитывается путём деления всех расходов банка за вычетом стоимости средств и резерва под невозвратные кредиты и подоходного налога на все активы на начало и конец года и округлением полученного результата до ближайшей десятчиной доли процента. Все вышеописанное не исчерпывает все возможные методы замены сделок, основанных на проценте при переходе от процентной системы к исламской беспроцентной. В Иране, например, часть финансирования предоставляется банками по контрактам джо'ала, по которым одна сторона выплачивает определённую сумму другой стороне за предоставление определённой услуги на заранее оговоренных обеими сторонами условиях. Другим вариантом является предоставление финансирования на основе средней нормы прибыли с последующей корректировкой в зависимости от полученных результатов данной операции. В настоящее время активно разрабатываются новые финансовые инструменты, которые могли бы быть полезны в дальнейшем развитии и росте исламского банковского дела. Успешное применение данных методов ещё более укрепит и даст развитие исламскому банковскому делу. Глава 3.Сравнительный анализ международных исламских банков и разработка финансовых и организационных схем в КБ "Бадр Банк" 3.1 Исламские банки в мировой финансовой системе Малазийские банки В настоящее время банки, действующие на основе исламских принципов, переживают в Малайзии период бурного подъема. Страна становится крупным центром брокерских операций на фондовом рынке, банковской и финансовой деятельности, основанных на постулатах шариата. Наибольшим спросом исламские кредиты на строительство или приобретение жилья, по утверждению местных банкиров, пользуются у китайского меньшинства, представленного в основном буддистами и христианами. Принципы шариата запрещают взимать или выплачивать проценты, торговать валютой не по номинальной стоимости, осуществлять любые операции, каким-либо образом связанные с азартными играми, проституцией, потреблением алкоголя, свинины и другими осуждаемыми исламом "деяниями". Малайзия, в которой половина населения исповедует ислам, стремится стать лидером в развитии современных форм банковского дела данного типа. Правительство поддерживает идею о превращении страны в канал для инвестиций с Ближнего Востока и других частей мусульманского мира в азиатские страны. В меньшей степени оно ориентируется на содействие малайзийским инвестициям на Ближнем и Среднем Востоке с использованием контактов, возникших при операциях с фондами из этого региона. Выгоды такой политики очевидны, поскольку 20% населения мира - мусульмане, а указанный регион является крупнейшим средоточием неинвестированных наличных средств. После изменения малайзийского законодательства в 1993 г. 23 коммерческих банка, 19 финансовых компаний и 3 торговых банка начали работать на принципах, базирующихся на Коране. Суммарные депозиты на беспроцентных "исламских" счетах на конец I полугодия 1996 г. составили 6,1 млрд. ринг. (2,43 млрд. долл.), или 2% всех банковских депозитов. В Малайзии получили развитие также рынки ценных бумаг центрального банка и крупных корпораций, казначейских векселей и других финансовых инструментов, обращение которых происходит на основе исламских постулатов. Арабо- малайзийский банк начал активную кампанию по распространению первой в стране системы Исламских кредитных карточек "Виза". Как заявило руководство банка, там, где возможно, запрещается использование карточек для оплаты услуг ночных клубов, массажных салонов и прочих заведений такого рода. Наиболее радикальные инициативы предприняты в сфере брокерских операций на фондовой бирже. В этой области активно действует инвестиционная холдинговая компания "Abrar Group International", располагающая фондами в 2 млрд. ринг. Первоначально она обслуживала в основном клиентов с Ближнего и Среднего Востока. В настоящее время иностранная клиентура не превышает 40% ее общей численности. В качестве комиссионных берется 20% прибыли от инвестирования средств клиента. Другая брокерская фирма "Rashid Hussain Asset Management" с мая текущего года начала рассчитывать индекс акций с параллельной проверкой деятельности компаний на соответствие принципам шариата. Специальный индекс "Rashid Hussain Berhad" учитывает курс акций 184 компаний (из которых в секторе связи и энергетике действуют 29%, обрабатывающей промышленности - 14,8%, плантационном сельском хозяйстве -12,5%, нефтяной и газовой промышленности - 9,1%, торговле -8,3%, производстве стройматериалов - 5,1%, секторе недвижимости - 5,0%, на транспорте -4,7%, в автомобилестроении -4,4%, горнодобывающей промышленности - 3,1%, строительстве -2,0%, лесной промышленности -1,6%, финансовой области - 0,3%) и с небольшими поправками во многом повторяет тренд изменения более общего индекса "Emas". В настоящее время "Abrar" и "Rashid Hussain" изучают возможности для организации паевых фондов для компаний, действующих в Азии на основе принципов шариата. Особые перспективы для брокерских операций с ценными бумагами на базе исламских традиций имеются в Индонезии, где численность мусульман особенно велика - 160 млн. Проблемы в рассматриваемой области связаны с большим объемом работ по проверке компаний на соответствие религиозным нормам. Многие корпорации уплачивают банковский процент или взимают его, что фактически исключает их из потенциальной клиентуры исламских банков. Однако малайзийский подход отличается большой гибкостью при определении того, отвечает ли деятельность той или иной компании принципам шариата. Даже иностранные банки начали предлагать услуги на тех же принципах, что и исламские. Среди клиентов "Standard Chartered Bank" уже имеются владельцы беспроцентных счетов, которые, как считают пользователи, приносят больший доход, чем обычные счета. В ноябре 1996 г. банк предоставляет беспроцентные кредиты на строительство или приобретение жилья. Если клиент сочтет более выгодным погашение кредита на условиях обычного займа, разрешается перенос задолженности с исламского на обычный счет. В настоящее время перед банком стоит задача сделать исламские банковские операции более привлекательными. Международный Исламский Банк Развития Исламский Банк Развития (ИБР) представляет собой международную организацию и является ориентиром для всех исламских банков. Он был организован странами-участниками исламской конференции и выступает в роли спонсора коммерческих исламских банков в мусульманском мире. 20 октября 1975 года, что соответствует 15 Шавваля 1395 года по Хиджре (исламское летоисчисление) стал знаменательной датой для мусульманского мира как день основания Исламского Банка Развития (Islamic Development Bank, IDB), который был учрежден с целью экономического развития и социального прогресса мусульманского сообщества как стран-членов этого сообщества, так и других. Идея образования исламского банка возникла в 60-х годах по инициативе короля Саудовской Аравии Файзеля, который впервые созвал глав правительств исламских стран на саммит в Рабате, Марокко. Итогом этой международной конференции стало соглашении о необходимости создания новой формы |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |