|
Организация вексельного обращения в коммерческом банкевекселем, являлось Положение о переводном и простом векселе, введенное в действие постановлением ЦИК и СНК СССР № 104/1341 от 7 августа 1937 года в связи с присоединением СССР к Женевской конвенции, устанавливающей единообразный закон о переводном и простом векселе. Но поскольку во внутреннем обороте в связи с запрещением товарного кредитования вексель не использовался, данный акт предназначался исключительно для обслуживания международных расчетов. В 1991 году действие Положения на территории России было подтверждено постановлением Президиума верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 года № 1451-1 “О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР”. Это постановление разрешало предприятиям, организациям и учреждениям использовать вексель для оформления сделок по товарным кредитам внутри страны. Весной 1994 года появилась и начала законодательно оформляться идея выпуска казначейских векселей. По этому поводу было выпущено постановление правительства от 14.04.94 № 321 “О выпуске казначейских векселей 1994 года Министерством финансов Российской Федерации”. Позднее эта идея трансформировалась в идею выпуска казначейских обязательств. Еще одним шагом на пути восстановления и унификации вексельного обращения явился Указ Президента РФ от 23.05.94 № 1005, в соответствии с которым предполагалось введение векселей единого образца. В настоящее время основным нормативным актом, регулирующим работу с векселем в Российской Федерации, является Федеральный Закон от 11 марта 1997 года № 48-ФЗ “О переводном и простом векселе”, базирующийся на положениях Женевской Конвенции от 7 июня 1930 года, устанавливающей Единообразный закон о переводном и простом векселях. Кроме него применение векселя регулируют следующие нормативные акты: - Гражданский Кодекс Российской Федерации; - Указ президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года № 1005 “О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве”; - Указ президента Российской Федерации от 26 сентября 1994 года № 1094 “Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения”; - Указ президента Российской Федерации от 9 августа 1994 года № 907 “О проведении на территории Российской Федерации взаимных зачетов задолженностей предприятий”; - Письмо Минфина РФ от 31 октября 1994 года № 142 “О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги” (в ред. Письма Минфина РФ от 16 июля 1996 года № 62); - Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР (Утверждена приказом Министра юстиции РСФСР от 6 января 1987 года № 01/16-01); - Письмо Минфина РФ от 17 августа 1995 года № 90 “Об условиях выпуска векселей Министерства Финансов Российской Федерации для восстановления коммерческим банкам собственных кредитных ресурсов взамен погашенных с их корреспондентских счетов централизованных кредитов процентов по ним Центральному Банку Российской Федерации без уплаты средств заемщиками”; - Письмо Госналогслужбы РФ от 30 августа 1996 года № ВГ-6-13/616 “По отдельным вопросам учета и отчетности для целей налогообложения”; - Телеграмма Центрального Банка РФ от 5 июля 1996 года № 99-96 “О бездокументарных векселях”. Федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков является Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации (ФКЦБ). Она создана в соответствии с Федеральным Законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” и Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 1996 года, подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации, является коллегиальным органом и состоит из 6 человек. Члены ФКЦБ назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. Комиссия разрабатывает основные направления развития фондового рынка, координирует деятельность государственных органов по вопросам его регулирования, устанавливает требования к проспектам эмиссии и операциям с ценными бумагами, лицензирует различные виды профессиональной деятельности на рынке. В функции ФКЦБ входит контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации. К сожалению, законотворческая деятельность, направленная на организацию и регулирование вексельного обращения, сопровождается досадными коллизиями. Так статьей 4 Закона на векселе предусмотрено, что переводной и простой вексель должен быть составлен только на бумаге (бумажном носителе). Вместе с тем Постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации от 21 марта 1996 года № 5 “Об утверждении положения об обращении бездокументарных простых векселей на основе учета прав их держателей, положения о сертификации операторов системы обращения бездокументарных простых векселей, стандарта деятельности участников системы обращения бездокументарных простых векселей” вводилось понятие и стандарт “бездокументарного векселя”, то есть векселя, исполненного не на бумажном носителе, а в электронном виде. При этом для придания постановлению вида законного нормативного акта в преамбуле постановления была сделана ссылка на то, что возможность существования бездокументарных векселей вытекает из требований Указа Президента Российской Федерации от 4 ноября 1994 года № 2063 “О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации” и в соответствии с частью второй статьи 4 Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”. В качестве цели введения таких векселей было провозглашено разрешение проблемы взаимных неплатежей между субъектами предпринимательской деятельности. При этом нормативные документы, на которые делались ссылки, не цитировались, а ссылка на Указ не была конкретизирована. Тем не менее, в Указе ни слова не сказано о бездокументарных ценных бумагах, но говорится лишь о правах ФКЦБ (в том числе и о праве ФКЦБ разрабатывать стандарты ценных бумаг), а часть вторая статьи 4 Закона № 52-ФЗ говорит лишь о том, что нормативные акты, изданные до введения в действие части первой ГК РФ, продолжают действовать до принятия соответствующих законов. Статья 149 ГК РФ предусматривает возможность существования бездокументарных ценных бумаг, в том числе и ордерных (разновидностью которых является вексель), но оговаривают эту возможность действием закона. Таким образом, налицо было явное смещение понятий — до введения первой части ГК РФ закона и указа Президента о бездокументарных ценных бумагах принято не было, а право ФКЦБ устанавливать стандарты таких бумаг уже было ограничено статьей 149 ГК РФ. Первым в ситуации разобрался Центральный банк РФ. Уже 5 июля 1996 года телеграммой № 99-96 ЦБ РФ сообщил, что постановление ФКЦБ противоречит Единообразному закону и запретил кредитным учреждениям обязываться по бездокументарным векселям и совершать с ними какие-либо действия. Тем не менее, официально постановление ФКЦБ не отменено. Далее, статьей 2 Закона о векселе определен круг лиц, которые могут использовать векселя. К их числу относятся граждане и юридические лица Российской Федерации. Для самой Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, городских, сельских, поселковых и других муниципальных образований предусмотрено ограничение, заключающееся в том, что они имеют право обязываться по вексель только в случаях, специально предусмотренных федеральным законом. При этом не имеется в виду конкретный закон, но единственно требованиями Положения о переводном и простом векселе пользоваться нельзя. По состоянию на начало 1998 года в развитие данной статьи федеральных законов не принималось. Следовательно, если одним из одним из перечисленных субъектов хозяйственных отношений предъявляется в качестве платежного средства вексель, датированный позднее 21 марта 1997 года (даты официального вступления в силу Закона о векселе), данная операция должна однозначно расцениваться как незаконная. Ряд статей Женевской Конвенции от 7 июня 1930 года предусматривает прямую обязанность национальных законодателей развития положений Единообразного закона. Эти положения касаются в частности несостоятельности плательщика и векселедателя как условия, при котором возможно обращение иска против обязанных лиц. Вместе с тем в вексельном праве РФ понятие несостоятельности не определено. В связи с этим возникает вопрос: считается вексельное право в стране действующим и не противоречащим Единообразному закону, если в национальном законодательстве не отражены позиции, обязательные к отражению в соответствии со статьями 10 и 17 приложения № 2 Женевской Конвенции. Еще один пробел в законодательстве связан с взиманием гербового сбора с векселей. Одновременно с Женевской Конвенцией, устанавливающей Единообразный закон о переводном и простом векселях, в Женеве в тот же день, 7 июня 1930 года, была принята Конвенция о гербовом сборе в отношении переводных и простых векселей, статья 1 которой предусматривает, что страны, присоединившиеся к Конвенции о переводном и простом векселе, обязаны изменить свои законы в том смысле, что действенность обязательств, взятых на себя по переводному и простому векселю, или осуществление вытекающих из них прав, не может быть обусловлена соблюдением постановлений о гербовом сборе. То есть, действительность векселя не должна ставиться в зависимость от того, уплачен гербовый сбор или нет. В российском законодательстве такое уточнение не вносилось. Более того, пунктом 3 Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 года № 1451-1 (ныне отмененного) предписывалось взимание гербового сбора по операциям с векселями в размерах, установленных Постановлением Совмина РСФСР от 8 февраля 1991 года № 87 “О ставках гербового сбора по операциям с ценными бумагами”. Это дало основание некоторым исследователям проблем вексельного обращения считать уплату гербового сбора необходимым атрибутом действительности векселей. С точки зрения формального чтения отдельно взятых положений это заключение являлось само собой разумеющимся. Но требование уплаты гербового сбора, по существу, явилось мертворожденным. Дело в том, что упомянутое постановление № 87 относилось к эмитируемым ценным бумагам, а вексель является ордерной. Причем основная проблема не в наименовании, а в экономическом содержании понятий — номинальная сумма эмиссии, являющаяся базой для обложения гербовым сбором, и вексельная сумма совсем не одно и то же. Кроме того, уже 12 декабря 1991 года был принят Закон РФ № 2023-1 “О налоге на операции с ценными бумагами”, который фактически прекратил действие постановления № 87. При принятии Закона о векселе положения постановления № 1451-1 были отменены (в том числе и в отношении гербового сбора), но требования статьи 1 упомянутой Конвенции все- таки выполнены не были. Таким образом, возникает вопрос о действительности существования всех обращающихся векселей. Разумеется, причина чисто формальная, но эта причина может быть применена в качестве повода для ухода от ответственности не только российскими векселедателями, но и векселедателями других государств, присоединившихся к Женевским конвенциям. Таким образом, состояние российского вексельного права не позволяет сделать вывод о полном соответствии этой сферы законодательства нормам международного права. Большинство отступлений носят малосущественный характер, но, действуя в совокупности, они могут послужить поводом для ограничения действия векселей на территории государства [34]. 2.2. Использование векселя в системе взаимных расчетов Анализ вексельных отношений в современной России позволяет выделить три этапа их развития [35, 51, 58, 61]: 1. использование векселя в качестве своего рода депозитного сертификата; 2. использование векселя в переходный период в качестве расчетного средства; 3. использование векселя в основном как платежного средства и попытка создания на его базе мощными банковскими структурами суррогатных валют. Наиболее характерными представителями трех этих этапов являются векселя Эмиссионного синдиката (первый этап), российского национального коммерческого банка (второй этап) и Тверьуниверсалбанка (третий этап). Эмиссионный синдикат (был образован в августе 1992 г. в составе “Автовазбанка”, “Инкомбанка”, “Конверсбанка” и “Российского брокерского дома” CA & Co, Ltd.) определял свой вексель как краткосрочное долговое обязательство, дающее право его владельцу получать указанную на векселе сумму в период погашения. Вексель синдиката в целом ряде параметров расходился с вексельной практикой развитых стран и духом отечественного законодательства. В частности, после зачисления денег на счет продавца векселя (любого члена синдиката) тот выписывает бланк векселя на дату зачисления денег и автоматически принимает его на хранение, что, конечно, несвойственно классическому векселю. Безусловно, излишним сточки зрения вексельного законодательства является то, что платеж по векселю осуществлялся против заявления “установленной формы”. В любом случае отсутствие заявления не может служить основанием для отказа в платеже по векселю. В целом же вексель Эмиссионного синдиката успешно выполнил функции, возлагаемые на него эмитентами. Российский национальный коммерческий банк начал эмитировать векселя в конце апреля 1993 года. Сначала они использовались как средство привлечения денежных ресурсов, позже и как расчетно-платежное средство. Тем не менее в тот момент векселя РНКБ как средства расчетов широкого распространения не получили. Причина была в невозможности применения векселей в регионах, где не было филиалов банков, и то, что выкупались они в филиалах, а оплачивались в головном офисе банка в Москве. Также сыграла свою роль и путаница с налогообложением вексельных операций (проценты, выплачиваемые по векселям по неофициальной трактовке налоговой инспекции, не уменьшали налогооблагаемую базу). В начале 1994 года в соответствии с принятой стратегией разрешения кризиса неплатежей Тверьуниверсалбанком совместно с Институтом народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии Наук были проведены исследования и анализ экономического состояния российской промышленности и возможностей применения векселей для улучшения положения предприятий. Банком была разработана программа разрешения кризиса неплатежей и совершенствования системы расчетов с использованием векселей в качестве платежного средства. В разработке вексельной программы принимали участие специалисты администрации Президента РФ и Правительства РФ, а сама программа была представлена и нашла поддержку в Государственной Думе России. По сути было предложено замещение в обороте коммерческих долговых обязательств банковскими. Таким образом, сомнительные долговые обязательства предприятий, которыми и являются неплатежи, замещаются достаточно надежными и однородными, надлежащим образом оформленными, обратимыми и сравнительно доходными банковскими бумагами. Тем самым одновременно получается выигрыш по всем трем основным характеристикам долгов, поступающих в оборот (ликвидности, риску и доходности вложений в соответствующие обязательства). При этом появляется возможность дифференцированного подхода к различным коммерческим обязательствам и реальной оценки ответственности должников. Никакой банк никогда не станет эмитировать собственные обязательства, если их обеспечением будут лишь сомнительные обязательства клиента.. Таким образом становилось возможным: - преодолеть необоснованное и неэффективное ограничение платежеспособного спроса и в целом ряде случаев можно добиться роста производственной активности; - предприятия, получая на свой актив более надежные и более ликвидные обязательства, оказываются в существенно более привлекательном (и, что крайне важно, поддающемся достаточно точной оценке) финансовом положении, что должно сказаться как на их ценовой политике, так и на качестве формирования производственных программ; - банковская гарантия платежа снимает необходимость предоплаты в тех нередких случаях, когда она служит исключительно для защиты от риска неплатежа. Таким образом, появляется возможность для ускорения материального оборота. С помощью векселя Тверьуниверсалбанка можно было уменьшить сроки платежа по сравнению с безналичными банковскими расчетами, так как расчетные счета при этом не использовались. При наступлении срока платежа векселя оплачивались Тверьуниверсалбанком в тот же банковский день. Юридическое лицо могло получить кредит в виде набора векселей на общую сумму кредита. Кредит мог быть получен векселями с разными сроками платежа под конкретные потоки платежей, при этом изменение срока векселей влекло за собой изменение процентной ставки по вексельному кредиту. Кредитование могло осуществляться: 1. Срочными векселями. Для кредита срочными векселями Тверьуниверсалбанка, дата погашения которых совпадала со сроком окончания кредита, была установлена процентная ставка порядка 35 % годовых. В случае, когда общий срок кредита превышал срок векселя, размер процентной ставки увеличивался. 2. Векселями с оплатой по предъявлении. Проценты за пользование таким кредитом определялись следующим образом: 35% годовых за время до погашения векселя плюс проценты по ставке, близкой к ставке рефинансирования ЦБ России, с момента погашения векселя до окончания срока кредита. В результате, суммарная (итоговая) ставка по кредиту превышала 35% и зависела от срока обращения векселя, оставаясь тем не менее меньше ставки обычного рублевого кредита. По срокам платежа векселя Тверьуниверсалбанка делились на векселя, погашаемые по предъявлении в банк и срочные векселя, то есть векселя, погашаемые банком только через определенный срок от даты составления векселя или определенного числа. Вексель Тверьуниверсалбанка мог быть предъявлен к оплате в место, обозначенное в графе “место платежа”, в любой филиал Тверьуниверсалбанка или в банк, взявший на себя обязательства по оплате векселей Тверьуниверсалбанка. Векселя погашались в течение одного банковского дня в случае их предъявления непосредственно в Тверьуниверсалбанк. Вексельный центр предлагал владельцам срочных векселей такую услугу, как оплата векселей до наступления срока платежа по ним, что позволяло в любой момент получить деньги по векселю, но за вычетом определенного процента — дисконта досрочного учета, который уменьшался с приближением срока погашения векселя. Тверьуниверсалбанк осуществлял обмен казначейских обязательств, находящихся в свободном обращении, на векселя Тверьуниверсалбанка. Таким образом, эти векселя были быстрым, простым и удобным способом расчета между юридическими лицами. Во многих городах существовала практика зачета выплат в областной бюджет векселями Тверьуниверсалбанка. Даже такие органы, как Пенсионный фонд РФ, активно стали работать по зачёту в счёт платежей векселей отдельных банков, что было обусловлено тем, что Пенсионный фонд РФ берет кредиты в банках, которые участвуют в денежных зачётах. Таким образом, фактически банк на третьем этапе развития вексельного обращения пытался эмитировать собственную валюту. В этом нет ничего принципиально нового — на заре бумажно-денежного обращения коммерческие банки эмитировали собственные банкноты, а сами бумажные деньги “выросли” из векселей и в ряде стран сохранили их внешнюю форму. В отличие от депозитных сертификатов векселя являются платежным средством, могут выдаваться в качестве ссуды, использоваться в залоговых и внешнеторговых операциях. Так, предоставляя кредит предприятию в виде векселя, банк, с одной стороны, не перечисляет со своего счета денежные средства, а с другой не начисляет процент по выданному векселю. В процессе расчетов из рыночной ставки по кредитным ресурсам вычитается ставка по привлеченным ресурсам. Соответственно, общая процентная ставка для клиентов снижается. В итоге выигрывают все участники данной сделки: клиент — в результате получения ресурсов и уменьшения величины процентной ставки, банк — в результате привлечения ресурсов и уменьшения величины резервов, государство — в результате связанного с существенным распространением вексельных кредитов сокращения денежной массы в обращении [59]. Банки, обладающие сетью филиалов и имеющие обширные корреспондентские отношения с другими банками, могут в короткие сроки организовать учет и погашение векселей, значительно ускорив платежи между клиентами. Одновременное начисление процентов по векселям в период их обращения позволяет в определенной мере компенсировать инфляционное обесценение |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |