|
Финансово-кредитная системаp align="left">Государство же с помощью актов, регламентирующих деятельность бирж, принимает меры, направленные на осуществление полной гласности деятельности бирж.Деятельность фондовых бирж в России регулируется Федеральным законом «О рынке ценных бумаг». Фондовой биржей может признаваться только организатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств. Фондовые биржи и фондовые отделы товарных и валютных бирж - организованный рынок ценных бумаг, функционирующий на основе централизации предложений о купле-продаже ценных бумаг, выставляемых брокерами - членами биржи на основе поручений институциональных и индивидуальных инвесторов. Членами фондовой биржи могут быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг. Фондовая биржа вправе устанавливать количественные ограничения числа её членов. Неравноправное положение членов фондовой биржи, временное членство, а также сдача мест в аренду и их передача в залог лицам, не являющимся членами фондовой биржи, не допускаются. Фондовая биржа самостоятельно устанавливает размеры и порядок взимания отчислений в пользу фондовой биржи от вознаграждения, получаемого её членами за участие в биржевых сделках, взносов, сборов и других платежей, вносимых членами фондовой биржи за услуги, оказываемые фондовой биржей, штрафов, уплачиваемых за нарушение требований устава биржи, правил биржевой торговли и других внутренних документов фондовой биржи. Фондовая биржа самостоятельно устанавливает процедуру включения в список ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже, процедуры листинга и делистинга. Фондовая биржа обязана обеспечить гласность и публичность проводимых торгов путём оповещения её членов о месте и времени проведения торгов, о списке и котировке ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже, о результатах торговых сессий, а также предоставить другую информацию. К обращению на фондовой бирже допускаются: 1) ценные бумаги в процессе размещения и обращения, прошедшие предусмотренную федеральным законом процедуру эмиссии и включённые фондовой биржей в список ценных бумаг, допускаемых к обращению на бирже в соответствии с её внутренними документами. Ценные бумаги, не включённые в список обращаемых на фондовой бирже, могут быть объектом сделок на бирже в порядке, предусмотренном её внутренними документами; 2) иные финансовые инструменты в соответствии с законодательством Российской Федерации. Высшим органом биржи является общее собрание её членов, которое решает общие финансовые и организационные вопросы и определяет правила внутреннего распорядка. В промежутках между собраниями высшим органом является биржевой совет (или комитет, или наблюдательный совет), который осуществляет контроль за текущей деятельностью, создаётся исполнительная дирекция. Помимо названных выше органов управления на бирже создаются определённые подразделения, каждое из которых выполняет специфические функции. В торговле на бирже принимают участие представители членов биржи, имеющие «место» на бирже, а также штатные работники биржи. Члены биржи или их представители могут выступать на бирже в качестве брокера или дилера. Брокер действует в качестве поверенного или комиссионера, т. е. он заключает сделку от имени клиента или от своего имени и за счёт клиента. Дилер осуществляет куплю-продажу ценных бумаг от своего имени и за свой счёт путём публичного объявления цен покупки и (или) продажи с обязательством исполнения сделок по этим ценным бумагам по объявленным ценам. Основная функция дилера - поддержание фондового рынка путём формирования цен. Брокер или дилер могут действовать в качестве маркет-мейкера, т. е. осуществлять поддержку постоянных котировок на покупку и продажу ценной бумаги в пределах минимального спрэда (разницы между ценой покупки и ценой продажи). Участником торгов также является маклер. Это, как правило, штатный работник биржи, который ведёт торг и оформляет сделки. Маклер должен соблюдать устав биржи и правила торговли на бирже. Все заключённые с участием маклера сделки регистрируются в специальном журнале или с помощью компьютера. После биржевой сессии участникам сделки вручаются маклерские записки или компьютерные распечатки, в которых отмечаются наименование, количество и цена купленных или проданных ценных бумаг. Ценные бумаги попадают на биржу не автоматически, и далеко не все из них могут быть допущены на биржу. Практически во всех странах в соответствии с принятыми нормативными актами вопрос о допуске ценных бумаг решает сама биржа. И именно от биржи, а не от какого-либо другого органа зависит, будут ли те или иные ценные бумаги продаваться на бирже. Если ценные бумаги какого-либо эмитента принимаются к продаже на бирже, значит, они приняты к котировке и включаются в котировочный список и именуются листинговыми. Сама процедура допуска ценных бумаг к торговле на бирже называются листингом. При процедуре листинга эмитент должен представлять финансовую отчётность на биржу ежеквартально. Если по итогам того или иного квартала он выйдет из допустимого диапазона коэффициентов, то проводится процедура делистинга, т. е. выведение его ценных бумаг из листингового листа. Если впоследствии финансовое положение эмитента выправится, то его ценные бумаги могут быть вновь включены в листинговый список. Естественно, что инвестору более выгодно покупать листинговые ценные бумаги, так как по ним есть дополнительная гарантия надёжности эмитента. В России, к сожалению, до сих пор отсутствуют чётко функционирующая система листинга ценных бумаг, а также критерии допуска того или иного вида ценной бумаги в листинг. Подобная законодательная и биржевая неопределённость позволяет недобросовестным эмитентам, особенно из числа вновь образуемых предприятий, быстро размещать свои средства, привлекая значительные инвестиционные ресурсы, опираясь только на рекламу и не предоставляя практически никакой информации как о своей финансово-экономической, кредитной истории, так и о результатах текущей производственно-хозяйственной деятельности. На каждой бирже процесс торговли ценными бумагами имеет свою специфику. Однако можно выделить два основных способа проведения биржевых торгов. 1) Открытые аукционные торги, когда происходит непрерывное сопоставление цен на покупку и цен на продажу. Продавец постепенно снижает цену, а покупатель постепенно её повышает. Сделка совершается тогда, когда цены покупатели продавца сходятся. 2) Торговля по заказам. Суть этого метода заключается в том, что брокеры оставляют маклерам письменные заявки на покупку и продажу с указанием цены и количества ценных бумаг. Все заказы с указанием времени поступления заказа заносятся в маклерскую книгу. В определённый момент времени приём заказов прекращается, после чего маклер сопоставляет все принятые заказы на покупку и продажу и производит оформление сделок. В настоящее время торговля по заказам осуществляется с использованием современной электронной техники. В зависимости от механизма организации биржевой торговли сделки совершаются на основе переговоров или записок. Совершение сделок проходит четыре этапа: 1) само совершение сделки; 2) сверка параметров и заключение сделки; 3) клиринг (многосторонний клиринг); 4) исполнение сделки. В целом роль биржи зависит от ёмкости и разнообразия рынка ценных бумаг, банковского кредита. Фондовая биржа - это лишь часть рынка ценных бумаг, организованная и наиболее строго регулируемая. Поэтому определение основных правил торговли ценными бумагами полезно хотя бы тем, что уже на первом этапе позволяет ограничить размах незаконных операций и способов наживать денежные средства на всеобщей некомпетентности. Примером небанковской кредитной организации является Московская расчетная палата. В настоящее время на основа-нии лицензии ЦБ Палата проводит открытие счетов, прием и выдачу наличных средств, установку электронной системы управления счетом «банк-клиент», встречные платежи для всех клиентов, зачисление денежных средств клиента «день в день» независимо от сумм поступления, инкассацию денеж-ных средств и ценных бумаг, осуществление платежей физи-ческих лиц без открытия счета. 2.Функции Центрального банка РФ. Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных коммерческих банков, чьи банкноты могли наиболее успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия об-ращения. Государство, издавая соответствующие законы, актив-но способствовало этому процессу. В конце XIX начале XX вв. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосре-доточена в одном центральном эмиссионном банке. В зависимости от собственности на капитал различают цен-тральные банки государственные, акционерные, смешанные. Участие государства в капитале центрального банка. Фактиче-ская независимость центрального банка страны является необ-ходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, озабоченного, например, приближением очеред-ных выборов. Независимость его особенно важна, в плане огра-ничения возможностей правительства воспользоваться денежной эмиссией для покрытия бюджетного дефицита. В то же время независимость центрального банка от прави-тельства имеет относительный характер в том смысле4 что эко-номическая политика не может быть успешной без четкого со-гласования и тесной увязки ее основных элементов -- денежно-кредитной и финансовой политики. Уставный капитал и иное имущество ЦБ РФ являются феде-ральной собственностью. Однако ЦБ РФ не финансируется за счет бюджета, он осуществляет свои расходы за счет собствен-ных доходов. При этом получение прибыли не является целью деятельности Банка России. ЦБ перечисляет в федеральный бюджет 50% полученной балансовой прибыли по итогам года. Оставшуюся прибыль ЦБ направляет в резервы и фонды раз-личного назначения. ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе, которая назначает и освобождает Председателя Банка и членов Совета директоров ЦБ. Она рассматривает годовой отчет ЦБ и аудиторское заклю-чение, определяет аудиторскую фирму для проведения проверки годового отчета ЦБ. В пределах, разрешенных ему Конституцией и законами, ЦБ России независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти и другие органы власти не имеют права вмешиваться в его деятельность. Более того, нормативные акты, изданные ЦБ РФ в пределах его компетенции, обязательны для федеральных органов власти. Деятельность ЦБ РФ в современных условиях должна быть подчинена трем целям: 1) защите и обеспечению устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к ино-странной валюте; 2) развитию и укреплению банковской системы РФ; 3) обеспечению эффективного и бесперебойного функцио-нирования системы расчетов. Структура ЦБ. Банк России образует единую централизован-ную систему с вертикальной структурой. В систему Банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения, отделения на местах. Национальные банки республик являются территориальными учреждениями ЦБ РФ. Территориальные учреждения не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер. Территориальное учреждение ЦБ -- это обособленное подразделение ЦБ, осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть его функций и входящее в единую централизованную систему ЦБ. Территориальное учреждение участвует в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, направленно на защиту и обеспечение устойчивости рубля; обеспечивает развитие и укрепление банковской системы, эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов, регулирование надзор за деятельностью кредитных организаций, организацию и контроль за деятельностью кредитных организаций, рынке ценных бумаг, организацию валютного контроля, анализ состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков региона. Операции ЦБ РФ. Операции ЦБ РФ делятся на две группы пассивные и активные. К пассивным относятся операции, с помощью которых образуются ресурсы ЦБ, к активным -- операции по размещению ресурсов. Основные источники ресурсов ЦБ -- эмиссия банкнот средства коммерческих банков на корреспондентских счетах, счете обязательных резервов, депозиты коммерческих банков средства бюджета. Основная масса средств ЦБ вложена в ценные бумаги и различные валютные ценности, размещенные у нерезидентов. Все центральные банки выполняют аналогичные функции, которые условно можно объединить в следующие группы: 1) по организации и регулированию денежного обращения; 2) по обслуживанию счетов правительства; 3) по банковскому обслуживанию коммерческих банков; 4) по надзору и контролю за деятельностью коммерческих банков; 5) по валютному регулированию и валютному контролю. Функции по организации и регулированию денежного обращения.были рассмотрены в рамках первой темы « Денежное обращение и денежная система РФ» Функции по обслуживанию Правительства РФ. Реализуя на практике вторую группу функций, ЦБ РФ ведет счета по учету j бюджетных средств и предоставляет банковские услуги по веде-нию счетов и осуществлению расчетов для ряда бюджетных организаций, в первую очередь Федерального казначейства. До не давнего времени на ЦБ РФ было возложено кассовое исполнение бюджета, которое в настоящее время передано Федерально-му казначейству. Согласно статье 22 Федерального закона «О Центральном, банке», ЦБ РФ не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете. ЦБ РФ также не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. ЦБ РФ является агентом Правительства РФ на рынке ценных государственных бумаг. В его обязанность входит регулирование рынка и своевременное погашение долговых обязательств государства за счет средств, выделяемых из бюджета, а также консультирование Министерства финансов по вопросам выпуска и размещения государственных ценных бумаг. Функции по обслуживанию коммерческих банков. Для осуществ-ления расчетно-кассового обслуживания ЦБ открывает счета коммерческим банкам. С этих счетов, называемых корреспондент-скими, производится списание средств в пользу других банков и зачисление средств в пользу владельцев счетов или их клиентов. Для проведения расчетов банки хранят на корреспондентских счетах определенный рабочий остаток. В случае недостатка средств они прибегают к кредитам других банков или ЦБ РФ. ЦБ является кредитором последней инстанции для кредит-ных организаций. Он предоставляет им несколько видов кредитов. Регулярное кредитование осуществляется под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список. Однако по решению Совета директоров в обеспечение могут приниматься и ценные государственные бумаги, не входящие в список. Для получения кредита ценные бумаги блокируются на спе-циальном счете в депозитарии. Рыночная стоимость ценных бумаг, скорректированная на поправочный коэффициент, должна покрывать величину кредита и процентов по нему Начисление процентов на сумму основного долга производится по формуле простых процентов за период фактического пользования кредитом, исходя из количества календарных дней в году. Претендовать на получение кредита может только банк, в полном объеме выполняющий обязательные резервные требова-ния и не имеющий просроченной задолженности по кредитам ЩБ. При наличии достаточного обеспечения и соблюдении тре-бований ЦБ РФ банк может получить несколько видов кредитов. Ломбардный кредит. Срок креди-тования -- от трех до 30 дней. Кредиты могут выдаваться двух типов: а) по фиксированной ставке, названной ломбардной, - обьем выдаваемых кредитов не ограничивается; б) на аукционной основе -- устанавливается лимит на максимальный объем кредита, выставляемого на каждый аукцион. Аукционы прово-дятся американским или голландским способом. Однодневные расчетные кредиты (кредиты овернайт). Предоставляются для завершения расчетов в конце операци-онного дня при отсутствии средств на корреспондентском счете банка. Специального заявления банка на получение каждого кредита не требуется, кредит предоставляется автоматически в пределах лимита при условии, что банк заключил соглашение о пользовании кредитами подобного рода. Лимиты устанавлива-ются по каждому банку и фиксируются в договоре. Внутридневные кредиты. Их мо-гут получить банки, расположенные в регионах с валовой (не-прерывной) или порейсовой обработкой платежных документов в течение операционного дня путем списания средств с корреспондентского счета при отсутствии средств на нем. Кредиты предоставляются только банкам, заключившим договор на получение не только внутридневные кредитов, но и кредитов овер-найт. Размер кредитования регулируется величиной лимита, за-фиксированной в кредитном договоре. Стабилизационные кредиты предоставляются банкам, испытывающим серьезные трудности, в целях стабилизации ИХ 1 положения. Особое значение эти кредиты получили после кризиса 1998 г. Кредиты банку-санатору. Величина этих кредитов ограничи-вается 50% объема финансовой помощи, которую планируется оказать проблемному банку, срок до одного года. Под финансовой помощью понимается предоставление денежных средств проблемному банку на срок не менее одного года, в том числе на увеличение уставного капитала, в виде субординированных займов, кредитов, депозитов. Учет векселей. Еще в середине 90-х годов ЦБ РФ разработал положение о порядке переучета векселей, учтенных российски-ми банками. Однако на практике данная операция не осуществ-лялась. В целях стимулирования банковского кредитования экспортных отраслей промышленности и притока в РФ иностранной валюты ЦБ начинает проведение операций по переучету векселей, выданных российскими организациями-экспортерами. Для переучета принимаются только векселя, составленные на стандартном бланке в соответствии с требованиями, утвер-жденными решением общего собрания представителей членов Ассоциации участников вексельного рынка, со сроком «на определенный день», векселедателями по которым выступают организации-экспортеры, включенные в список, утверждае-мый ЦБ. Срок платежа по векселю не должен превышать более чем на один месяц срок последнего платежа по экспорт-ному контракту. Организация-экспортер выписывает вексель на имя учетного «банка. Для получения статуса учетного банк должен отвечать определенным требованиям. Для регулирования переучета ЦБ устанавливает два лимита: 1) лимит переучета на учетный банк -- предельная сумма, которая может быть перечислена ЦБ учетному банку при покупке векселей. Лимит восстанавливается, если векселя гасятся или реализуются; 2) лимит на экспортный контракт -- процент от суммы экс-портного контракта в иностранной валюте, в пределах которой ЦБ осуществляет переучет векселей организаций-экспортеров. Пересчет в рубли осуществляется по действующему на дату со-ставления векселя официальному курсу. Операции РЕПО распространяются на дилеров -- кредитные организации, относящиеся в течение трех последних месяцев к категории финансово стабильных банков, заключивших с ЦБ Ге-неральное соглашение об участии в операциях РЕПО с ГКО -- ОФЗ и имеющих собственный портфель базовых выпусков ГКО-ОФЗ не менее 40 млн. руб. по рыночной стоимости. Сделки РЕ-ПО могут заключаться только на сроки в 1, 2, 7 и 14 дней. Депозитные операции ЦБ РФ. В целях регулирования лик-видности банковской системы и поддержания стабильности на валютном рынке ЦБ начиная с февраля 1996 г. осуществляет депозитные операции в национальной валюте. В настоящее время ЦБ осуществляет следующие виды депо-зитных операций: * депозитные аукционы; * депозитные операции по фиксированной процентной ставке; * прием в депозит средств банков, заключивших с ЦБ Гене-ральное соглашение о проведении депозитных операций в рублях с использованием системы «Рейтерс-дилинг»; * прием в депозит средств банков на основе отдельного со-глашения, определяющего условия депозита. Для того чтобы иметь право размещать средства в депози-ты на счетах ЦБ, коммерческие банки должны отвечать сле-дующим требованиям: должны быть отнесены не ниже чем к третьей группе проблемности на последние три отчетные даты; выполнять обязательные резервные требования ЦБ; не иметь просроченных денежных обязательств перед ЦБ в тече-ние последних 90 дней; не иметь нарушений банковского законодательства и (или) нормативных актов ЦБ в течение последних 90 дней. ЦБ приостанавливает проведение депозит-ных операций с коммерческими банками, если они перестают отвечать указанным требованиям. Депозитные аукционы проводятся ЦБ РФ как процентный: конкурс договоров с назначением ЦБ максимальной началь-ной процентной ставки по американскому или голландскому способу. При проведении ЦБ депозитной операции по фиксирован-ной процентной ставке банки, имеющие намерение перечислить денежные средства в депозит, направляют заявку на размещение депозита. Проведение ЦБ депозитных операций с использованием сис-темы «Рейтерс-дилинг» осуществляется на стандартных условиях. Выпуск облигаций. В целях реализации денежно-кредитной политики ЦБ может от своего имени осуществлять эмиссию об-лигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимо-сти облигаций ЦБ всех выпусков, не погашенных на дату при-нятия Советом директоров решения об очередном выпуске об-лигаций ЦБ, устанавливается как разница между максимально возможной величиной обязательных резервов кредитных орга-низаций и суммой обязательных резервов кредитных организа-ций, определенной исходя из действующего норматива обяза-тельных резервов. Облигации ЦБ -- это краткосрочные эмиссионные ценные бумаги. Доходом является разница между номинальной стоимостью и ценой покупки облигации. Надзорные и контрольные функции ЦБ РФ. ЦБ РФ осуществля-ет государственную регистрацию кредитных организаций и вы-дает кредитным организациям лицензии на осуществление бан-ковских операций, устанавливает правила проведения банков-ских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы. На получение банковской лицензии могут претендовать только структуры, сформировавшие уставный капитал в необходимом размере, определенном ЦБ РФ. ЦБ РФ выдает коммерческим банкам сле-дующие виды лицензий: 1) банковскую лицензию, которая дает право на проведение основных банковских операций, кроме приема вкладов физиче-ских лиц, работы с валютой и драгоценными металлами; 2) лицензию на прием вкладов от населения. Для получения лицензии, дающей право на прием вкладов от населения, банкдолжен успешно проработать не менее двух лет; 3) валютную лицензию; 4) лицензию на проведение операций с драгоценными металлами. При выдаче банковской лицензии ЦБ РФ осуществляет про-верку учредителей. Юридическое лицо -- учредитель должно иметь устойчивое финансовое положение, достаточно средств для внесения в уставный капитал кредитной организации, дей-ствовать в течение трех лет, выполнять обязательства перед все-ми уровнями бюджетов последние три года. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |