|
Сберегательное дело в РоссииСберегательное дело в России39 Содержание Введение История становления сберегательного дела в России Проблемы, тенденции и перспективы развития взаимоотношений вкладчиков и банков в современной России Заключение Список литературы Приложение Введение Недавно в СМИ появилось исследование Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) о состоянии финансовой грамотности россиян. Опросив их, исследователи пришли к неутешительным выводам. Оказывается, жители нашей страны имеют самое смутное представление о том, во что можно с выгодой инвестировать накопления. Выяснилось, что половина населения ничего не знает о паевых инвестиционных фондах (ПИФах). Вложения в облигации - тёмный лес для семидесяти процентов россиян. А уж про существование общих фондов банковского управления (ОФБУ) догадывается только один из десяти жителей страны. Тем поразительнее следующий факт. Ровно половина россиян выразила желание вложить деньги в акции! Правда, желания, в данном случае, сильно расходятся с возможностями. По данным Министерства финансов в следующем году хоть какими-то акциями будет владеть только двадцать процентов населения страны. Впрочем, Минфин намерен приложить огромные усилия, чтобы исправить эту ситуацию. По данным газеты «Аргументы Недели» российские финансовые власти подготовили программу по повышению финансовой грамотности населения. На просвещение народа за пять лет планируется потратить два с половиной миллиарда рублей. Десятую часть этих денег даст Всемирный банк. Остальное выделят из бюджета. Осмелюсь предположить, что я так же вношу свой «вклад» в эту программу. Цель данной работы - исследование феномена сберегательного дела в России с позиции российского вкладчика, чтобы правильно распоряжаться деньгами и экономить без ущерба для качества жизни. Актуальность данной темы очевидна. Банковские вклады населения растут как никогда резво. За 2007 г. депозиты «потяжелели» на 1 трлн. рублей, а совокупные сбережения жителей России превысили 4,3 трлн. рублей. Финансисты потирают руки: который год подряд их розничный бизнес растёт практически по всем направлениям. В тоже время 33% россиян всё ещё не исключают возможности повторения кризиса 1998 года. Так что неудивительно, что 60% граждан предпочитают хранить сбережения дома, а не в банках. Какая из этих двух тенденций в настроениях и действиях вкладчиков возобладает? Часть населения России, похоже, забыла старые обиды, и с удвоенной силой понесло сбережения в банки. Надолго ли эта любовь? Те россияне, которые потеряли свои сбережения дважды» когда были заморожены вклады в сбербанки и во время дефолта 1998г., сегодня, несмотря на высокую инфляцию, по-прежнему предпочитают либо хранить деньги дома, либо сразу их тратить. Ответы на эти и другие вопросы мы попытаемся отыскать, обращаясь как к истории становления сберегательного дела в России, так и к динамике его современного развития, перспективах этого развития. При написании настоящей работы были использованы нормативно-правовые акты, регулирующие банковскую и страховую деятельность, денежное обращение и расчетные отношения; аналитические материалы, опубликованные в периодической печати, предоставленные «Агентством по страхованию вкладов», монографические работы. История становления сберегательного дела в России Корни российских банков уходят в эпоху Великого Новгорода, примерно12-15го веков. Уже в то время осуществлялись банковские операции, принимались денежные вклады, выдавались кредиты под залог и т.д. Первые сберегательные банки, которые поначалу называли сберегательными кассами, появились в России в середине 19-го века. (в декабре 1992г). (Сбербанк России торжественно отметил 150-летие сберегательного дела в стране). Основой для создания этих организаций стал указ Николая 1 от 30 октября 1841 г., в котором «по уважению пользы, какую могут приносить сберегательные кассы, как в хозяйственном, так и в нравственном отношении», предписывалось открыть сберегательные учреждения с целью «доставления недостаточным всякого званья людям средств к сбережению верным и выгодным способом малых остатков от их расходов в запас на будущие надобности». Витиеватые выражения императорского указа, отражали глубокое понимание сути сберегательного дела - сбор от массы мелких вкладчиков небольших сумм, которые иначе не удалось бы привлечь в банковский оборот. Но эти маленькие суммы, сливаясь в сейфах банков, превращаются в мощный резерв развития хозяйства страны. Россия шла здесь по проторенному пути: к тому времени в большинстве стран Европы уже успешно действовала разветвлённая сеть сберегательных учреждений. Поначалу операции российских сберкасс были очень скромными по своим масштабам. Работали они один раз в неделю, и максимальный разовый взнос составлял только 10р. (правда, в те годы это была не такая уж маленькая сумма). Более того, поначалу был ограничен даже предельный размер вклада на одно лицо - не более 300 р. Первые 40 лет сберегательное дело в России развивалось очень слабо: к 1881 г. в стране было всего-навсего 76 сберкасс. Лишь после 1884 г. Начался некоторый подъем: сберкассы стали открывать не только при учреждениях Госбанка, но и при отделениях связи, на заводах и вокзалах. И всё же расцвела эта сфера банковской деятельности в России лишь после 1895 г., когда её вплотную занялся один из выдающихся русских государственных деятелей - граф Сергей Юльевич Витте, бывший в то время министром финансов. Именно он добился того, что сберкассы стали официально именоваться государственными, и государство взяло на себя ответственность за сохранность вложенных в них денег. Да и само сберегательное дело стало более цивилизованным: отменён был предел разового взноса, сберкнижки стали открывать и несовершеннолетним, а сделать взнос по своей книжке можно было в любой кассе империи. Начиная с 1906г. государственные сберкассы Российской Империи начали заниматься операциями, которые и сегодня ещё Сбербанк России освоить не может, а именно страхованием капиталов, доходов и даже жизни своих вкладчиков. Неудивительно поэтому, что к 1913г. в России действовало уже 8004 сберкасс и собранные ими средства оказывали заметное влияние на развитие страны. Официально было признанно, что сбережения граждан оказали «существенную помощь государственному и народному хозяйству в таких важных его отраслях, как регулирование фондового рынка, железнодорожное строительство и воспособление землевладению и землепользования». Уже непосредственно в 20-м веке, точнее в 1914-1917гг. кредитная система России включала: Государственный банк, коммерческие банки, общества взаимного кредита, городские общественные банки, учреждения ипотечного кредита, кредитную кооперацию, сберегательные кассы, ломбарды. В 1917г. в результате национализации были конфискованы акционерные капиталы частных банков, которые перешли в государственную собственность, и образовалось государственная монополия на банковское дело, произошло слияние бывших частных банков и Госбанка России в единый общегосударственный банк РСФСР, ликвидированы ипотечные банки и кредитные учреждения, обслуживающие среднюю и мелкую городскую буржуазию, попали под запрет операции с ценными бумагами. Кредитная кооперация не была национализирована, исключение составил обслуживающий её Московский народный (Кооперативный) банк, который национализировали, а его правление переизбрали в кооперативный отдел Центрального управления Народного банка РСФСР. В результате национализации сложилась банковская система, основанная на следующих принципах: государственная монополия на банковское дело (все кредитные учреждения принадлежали государству), слиянии всех кредитных учреждений в единый общегосударственный банк, сосредоточение в банках всего денежного оборота строки. До Октябрьской революции кредитная система России состояла из 4-х уровней - Центральный банк; - Система коммерческих и земельных банков; - Страховые компании; - ряд специализированных институтов. В период нэпа вместе с развитием товарных отношений и рынка произошло частичное возрождение, разрушенной в годы революции и гражданской войны, кредитной системы. Однако она была представлена только двумя уровнями: - Госбанком, в качестве центрального банка - довольно разветвлённой сетью акционерных коммерческих банков, кооперативных коммунальных банков, сельхозбанков, кредитной кооперации, обществами взаимного кредита, сберегательными кассами. В 30-е годы прошлого века произошла реорганизация кредитной системы, следствием которой стали её чрезмерное укрепление и централизация. По существу остался лишь один уровень, включавший Госбанк, Строительный банк, Банк для внешней торговли. Такая структура кредитной системы отражала не столько объективные экономические потребности народного хозяйства, сколько политизацию экономики, выразившуюся в ускоренной индустриализации и насильственной коллективизации. Кредитная система «подгонялась» под политические амбициозные установки, лишённые в ряде случаев, экономической основы. Результатом подобной реорганизации стало выхолащивание понятий кредитной системы (оно было заменено на понятие банковской системы) и сущность кредита. Банковская система была органически встроена в командно-административную модель управления, находилась в полном политическом и административном подчинении у правительства и, прежде всего у министра финансов. Вместо разветвлённой кредитной системы остались 3 банка и система сберкасс. За рамки кредитной системы была вынесена система страхования. Такие преобразования отразили ликвидацию рыночных отношений, в широком смысле слова, и переход на административную систему управления. Основными недостатками банковской системы, существовавшей до реформы 1987г., были существенные на тот момент факторы: отсутствие вексельного обращения, выполнение банками по существу роли второго госбюджета, списание долгов предприятий (особенно в сельском хозяйстве) и т.д. Особую проблему представляли вопросы операций по перекредитованию всех сфер хозяйства, потери банковской специализации и, естественно, низкого уровня процентных ставок. Реорганизация банковской системы в 1987г. носила прежний административный характер. Монополию трёх банков сменила монополия (точнее олигополия) нескольких. В новую банковскую систему вошли: Госбанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк. Из них были вновь созданы только Агропромбанк и Жилсоцбанк, остальные были лишь реорганизованы и переименованы. Реорганизация 1987г. спровоцировала много негативных моментов. Во-первых, банки продолжали базироваться на прежней единой форме собственности - государственной. Многие банковские организации сохраняли свой монополизм. Необходимо отметить, что реформа проводилась в отсутствие новых экономических инструментов, что в принципе недопустимо для такого уровня реформ. Как показала практика, не были воссозданы денежный рынок и торговля кредитными ресурсами, что привело к увеличению издержек на содержание банковского аппарата. Единственными позитивными моментами реформы стали упорядочение безналичных расчетов и сужение специализации банковской деятельности. Реорганизация 1987г. не приблизила структуру кредитной системы к потребностям нарождавшихся рыночных отношений. Сохранив неэффективную одноуровневую систему. Возникла необходимость дальнейшей реформы кредитной системы и её приближение к структуре западных стран. На сегодняшний день банк-это независимое коммерческое предприятие. И это главное в понимании его сущности. Конечно, банковская организация не является фабричным предприятием, однако у него как у любого предприятия, есть свой продукт. Продуктом банка является, прежде всего, формирование платёжных средств (самой денежной массы), а так же разнообразные услуги в виде предоставления кредитов, гарантий, поручительств, консультаций управления имуществом. Деятельность банка сегодня носит производительный характер. В условиях рынка банки являются ключевым звеном, питающим народное хозяйство дополнительными денежными ресурсами. Современные банки не только торгуют деньгами, одновременно они являются аналитиками рынка. По своему предназначению банки оказываются ближе всего к бизнесу, его потребностям, меняющейся конъюнктуре. Таким образом, рынок неизбежно выдвигает банк в число основополагающих ключевых элементов экономического регулирования. Несмотря на инфляцию, коммерческие банки начинают финансировать промышленное и аграрное производство, торговлю, малый и средний бизнес. К 2000 г. более 2400 банков были готовы предложить гражданам и юридическим лицам свои услуги в финансовой сфере. Правовая природа договора банковского вклада до сих пор вызывает много дискуссий среди правоведов. Одни юристы полагают, что этот договор следует считать разновидностью договора займа, в котором заимодавец играет роль вкладчика, а заёмщиком является банк. Точка зрения очень интересная и, казалось бы, имеет право на существование. Однако это лишь на первый взгляд. По идее, следуя этой позиции, имеется в виду тот факт, что деньги передаются иному субъекту - участнику правоотношения, который в дальнейшем обязуется возвратить их по истечении определённого периода времени. Но существует существенная разница в другом аспекте. По договору займа одна сторона передаёт другой стороне деньги в собственность, т.е. субъект, которому были переданы денежные средства, может распоряжаться ими совершенно свободно и беспрепятственно после такой передачи. При договоре банковского вклада переданные банку деньги всегда остаются собственностью клиента, который сохраняет за собой полномочия распоряжения, т.е. решения юридической судьбы денежных средств. Для банка эти деньги находятся в режиме привлечённых средств, которые он обязан по первому требованию вернуть клиенту. Поэтому договор банковского вклада является самостоятельным видом договоров. Собственно говоря, поэтому ему и посвящена отдельная глава в Гражданском кодексе. Договор банковского вклада находится в режиме договоров, направленных на оказание финансовых услуг, что должно учитываться правоведами при оценке его правовой природы. Другими юристами данный договор рассматривается по-иному. Они строят свои аргументы на том, что в связи с тем, что одной стороной рассматриваемого договора является вкладчик, действующий как потребитель, следовательно, договор банковского вклада является публичным, т. е. адресован неограниченному кругу лиц, и, по идее, должен отчасти регулироваться Федеральным законом «О защите прав потребителя». В настоящее время судебная практика рассматривает отношения гражданина-вкладчика и банка как отношения между потребителем и исполнителем услуг. Такая практика приобрела устойчивый характер лишь после принятия Пленумом Верховного суда РФ постановления № 7 от 29 сентября 1994 г. (в ред. От 10 октября 2001г.). «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», в пункте 2 которого среди отношений, регулируемых Законом «О защите прав потребителей», были названы отношения, вытекающие из договоров на оказание финансовых услуг. Хотя договор банковского вклада при этом не был прямо упомянут, суды без особых сомнений стали относить его к таким договорам. Эта позиция получила законодательное утверждение после введения в действие части второй Гражданского кодекса РФ, где в статье 779 к действиям во исполнение договора банковского вклада законодатель прямо применил термин «услуги». Отношения банка и его клиентов (вкладчиков) по внесению ими в банк денежных сумм (вкладов), их возврату и выплате процентов по ним, а также правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по данному договору регулируются специальным законодательством. С учётом этого к отношениям, вытекающим из договора банковского вклада с участием гражданина, должны применяться общие правила Федерального закона «О законе прав потребителей» о праве граждан на предоставление информации, о возмещении морального вреда, об альтернативной подсудности и освобождении от уплаты государственной пошлины. Но полного регулирования данного договора закон о защите потребителей не содержит и не должен содержать. Договор банковского вклада заключается на условиях выдачи вклада по первому требованию (вклад до востребованию) либо на условиях возврата вклада по истечении определённого договором срока (срочный вклад). Договором может быть предусмотрено внесение вкладов на иных условиях их возврата, не противоречащих закону (ст. 837 ГК РФ). В зависимости от установленного договора порядка возврата вкладов (депозитов) вкладчику они подразделяются на вклады до востребования и срочные. Под срочными следует понимать любые вклады, по условиям которых вкладчик не может требовать возврата внесённых им средств ранее наступления определённого в договоре обстоятельства. Наиболее распространены срочные вклады на определённый период времени, в течение которого банк вправе пользоваться средствами вкладчика. Однако существуют и другие разновидности срочных вкладов. Например, утратившая силу инструкция Сбербанка РФ от 30 июня 1992г. №1-р «о порядке совершения учреждениями Сбербанка РФ операций по вкладам населения» предусматривала целевые и условные вклады. Целевые вклады вносились сроком на десять лет на имя лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста. Целевые вклады на детей выдавались вкладчику по достижении 16 и более лет при условии хранения вклада не менее 10 лет. Условными считались вклады, вносимые на имя другого лица, которое сможет распоряжаться вкладом лишь при соблюдении условий или при наступлении обстоятельств, указанных вкладчиком в момент открытия счёта. В связи с дефолтом 1998 г. Такие виды вкладов практически не применяются. Разновидностью депозита до востребования являются средства внесённые на расчётный (текущий) счёт юридического лица в банке. По договору банковского вклада любого вида банк обязан выдать сумму вклада, или её часть, по первому требованию вкладчика, за исключением вкладов, внесённых юридическими лицами на иных условиях возврата, предусмотренных договором. Условие договора об отказе гражданина от права на получение вклада по первому требованию ничтожно. В случаях, когда срочный, либо другой вклад, иной, чем вклад до востребования, возвращается вкладчику по его требованию до истечения срока либо до наступления иных обстоятельств, указанных в договоре банковского вклада, проценты по вкладу выплачиваются в размере соответствующем размеру процентов, выплачиваемых банком по вкладам до востребования, если договором не предусмотрен иной размер процентов. В случаях, когда вкладчик не требует возврата суммы срочного вклада, по истечении срока, либо суммы вклада, внесённого на иных условиях возврата, например, по наступлении предусмотренных договором обстоятельств. Договор считается продленным на условиях вклада до востребования, если иное не предусмотрено договором. Закон предоставляет гражданину (как предпринимателю, так и потребителю), заключившему с банком договор о срочном вкладе, право требовать досрочного возврата всей суммы вклада или её части. Эти действия вкладчика следует рассматривать как одностороннее изменении условий договора, возможность которого предусмотрена законом (ст. 310 ГК РФ). Вкладчик является экономически более слабой стороной правоотношения, и в законодательство впервые включена норма о повышенной защите его интересов: условие договора об отказе гражданина получить вклад по первому требованию ничтожно. Право юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, на досрочный возврат депозита может быть предусмотрено договором (ст. 310 ГК РФ), В противном случае досрочный возврат его вклада допускается лишь с согласия банка. Некоммерческая организация не имеет права требовать досрочного возврата вклада ни на основании договора (это прямо запрещено нормой ст. 310 ГК РФ) ни на основании закона ввиду его отсутствия. ГК РФ предусматривает последствия преобразования срочного вклада во вклад о востребования по инициативе вкладчика. В этом случае банк не связан первоначальными обязательствами по выплате процентов за пользование средствами вкладчика в течении всего срока действия договора. Он должен выплатить такому вкладчику проценты в меньшем размере, то есть в том, который установлен банком для аналогичных вкладов до востребования, если иной размер процентов на этот случай специально не был предусмотрен в договоре. Проценты начисляются на весь период фактического пользования средствами вкладчика. Даже если он требует возврата части своего вклада в течение оставшегося срок действия договора на невостребованную часть вклада, проценты так же начисляются в размере, установленном для вкладов до востребования. Обязанность банка платить вкладчику проценты является существенным условием договора банковского вклада. Однако, отсутствие этого условия в конкретном договоре не приводит к его недействительности. В данном случае банк обязан выплачивать проценты в размере существующей в месте жительства (местонахождении) вкладчика, ставки банковского процента (ставки рефинансирования). На день уплаты банком вкладчику суммы его вклада (п. 1 ст. 809 ГК РФ). По вкладам до востребования банк вправе в одностороннем порядке изменять (уменьшать или увеличивать) размер процентной ставки за пользование средствами вкладчика, если иное не предусмотрено договором. Решение банка увеличить процентную ставку вступает в силу в порядке им же установленном, и может не доводиться до сведения вкладчика. Решение уменьшить размер процентов, во-первых должно быть сообщено вкладчику, во-вторых может относиться лишь ко вкладам, внесённым до получения вкладчиком этого сообщения банка, и, в-третьих вступает в силу только по истечении месяца с момента извещения вкладчика. Иной порядок реализации решения банка уменьшить процентную ставку по вкладам до востребования может быть предусмотрен в договоре. Например, в нём может быть указано, что решение банка об одностороннем уменьшении процентной ставки вступает в силу немедленно, о чём вкладчик извещается во время посещения банка. Об уменьшении процентной ставки вкладчик может уведомляться разными способами: под расписку, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и т.п. Способ уведомления вкладчика может быть согласован в договоре (например, по модему, факсу и т.п.). Недавно Госдума приняла соответствующие поправки в ст. 29 Закона «о банках и банковской деятельности» в соответствии с которыми банки лишаются права прописывать подобные условия в договоре. Проценты на сумму банковского вклада начисляются со дня, следующего за днём её поступления в банк, до дня предшествующего её возврату вкладчику либо её списанию со счёта вкладчика по иным основаниям. Сроки и порядок выплаты процентов по вкладу(с капитализацией, без капитализации) должны быть согласованы со сторонами в договоре. Если иное не предусмотрено договором банковского вклада, проценты на сумму банковского вклада выплачиваются вкладчику по его требованию по истечении каждого квартала отдельно от суммы вклада, а не востребованные в этот срок проценты увеличивают сумму вклада, на которую начисляются проценты. При возврате вклада выплачиваются все начисленные к этому моменту проценты. Если вклад должен быть возвращён до окончания соответствующего процентного периода, то банковские проценты начисляются на его сумму исходя из фактического периода пользования средствами клиента (неполный процентный период) и выплачиваются одновременно с возвратом основной суммы вклада. Договор банковского счёта является родовым понятием, охватывающим несколько различных видов договоров, заключаемых банками с клиентами для производства расчётных операций. Основными видами банковских счетов являются: расчётный счёт. Договоры расчётного счёта заключаются с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Расчётные счета используются ими для зачисления выручки от реализации продукции(работ и услуг), учёта своих доходов от внереализационных операций. И иных операций, осуществление расчётов со своими контрагентами, расчёта с бюджетами по налогам и приравненным к ним платежам. С расчётного счёта снимаются деньги для выплат по заработной плате рабочим и служащим, другим выплатам, включаемым в фонд потребления, осуществляются расчёты с банками по полученным кредитам и процентам по ним, а так же для платежей по решениям судов и других органов, имеющих право принимать решения о взыскании средств со счетов в бесспорном порядке. Текущий счёт. Текущие счета открываются, как правило, для обеспечения деятельности филиалов и представительств юридических лиц. Режим текущего счёта филиала определяется при его открытии юридическим лицом исходя из выполняемых филиалом задач. Текущий счёт представительства так же открывается по ходатайству юридического лица, которое и определяет его режим. С текущего счёта представительства осуществляются расходы и выплаты, связанные с выполнением функций представительства и обязательствами перед бюджетами и внебюджетными фондами, а так же расходы по содержанию аппарата представительства, включая выдачу средств на заработную плату и другие выплаты, включаемые в фонд потребления. Таким образом, при открытии счетов филиалом и представительством стороной в договоре банковского счёта выступает юридическое лицо, которое предоставляет права распоряжения текущим счётом конкретным должностным лицам филиалов и представительств. Круг выполняемых по таким счетам операций, как правило ограничен. Бюджетный счёт открывается предприятиям, учреждениям и организациям, финансируемым за счёт бюджетов всех уровней для учёта расходования бюджетных средств. Средства с таких счетов расходуются строго по целевому назначению. Корреспондентский счёт. Корреспондентские счета и корреспондентские субсчета открываются банками друг у друга для производства расчетов по поручению банка-корреспондента. В соглашениях о корреспондентских отношениях определяются: Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |