бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Рынок ценных бумаг России - становление, оценка эффективности и перспективы развития

p align="left">Исключительность деятельности на фондовом рынке

В Положении деятельность на российском рынке ценных бумаг в качестве инвестиционного института, т. е. профессионального участника рынка ценных бумаг, была объявлена исключительной (ст. 14).

В Законе требование об исключительности такого рода деятельности отсутствует. Ограничение существует только для:

--- реестродержателей, у которых “деятельность по ведению реестра не допускает ее совмещения с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг” (ст. 10);

-- фондовых бирж, которые не имеют право совмещать деятельность “по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств” (ст. 11).

Фондовая биржа

Исключительно важным было появление Федерального кона “О рынке ценных бумаг” для фондовых бирж. Рассмотрим те особенности, которые новый Закон внес в понятие “фондовая биржа”, ее организационно-правовую форму и правила работы.

Главная особенность Закона состоит в том, что достигнута определенность и непротиворечивость в организационно-правовой форме фондовых бирж. Раньше, согласно российского законодательству, биржи являлись некоммерческими организациями, не преследовавшими в своей деятельности получен прибыли (ст. 55 Положения). Однако в организационно-правовом плане они были акционерными обществами (ст. 55 Положения), которые, согласно ГК РФ и Федеральному закону “Об акционерных обществах”, являются коммерческими организациями, т. е. организациями, преследующими в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли (п. ст. 50 гл. 4, а также п. 1 и 3 ст. 66 ГК РФ; п. 1 ст. 2 Федерального закона “Об акционерных обществах”). Следует отметить, что среди понятий и определений, используемых Федеральном законе “О некоммерческих организациях”, не фигурируют биржи.

Указанное противоречие было снято появлением Федерального закона “О рынке ценных бумаг”, в котором дано определение фондовой биржи как организатора торговли на рынке ценных бумаг (ст. 11, абз. 1), созданного в форме некоммерческого партнерства (ст. 11, абз. 2). Некоммерческим партнером, согласно ст. 2 и 8 Федерального закона “О некоммерческих организациях”, признается основанная на членстве не коммерческая организация, учрежденная гражданами или юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных; благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей.

В Законе осталось требование о том, что членами фондовой биржи могут быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг. Отметим, что согласно новому Закону отсутствует понятие акционера биржи (биржа теперь не акционерное общество), таким образом, остается только понятие члена биржи. Поэтому если раньше какая-либо организация, не являясь профессиональным участником рынка ценных бумаг, могла оставаться акционером биржи не будучи ее членом, то теперь членами некоммерческой организации под названием “биржа” могут быть только профессиональные участники рынка.

Отметим, что ранее в Положении (ст. 61) разрешалось членство на бирже государственных исполнительных органов, в основные задачи которых входило осуществление операций с ценными бумагами. В Федеральном законе “О рынке ценных бумаг” это положение отсутствует.

Законом подтверждено обязательное требование о равноправном положении всех членов биржи (ст. 12). Неравноправное положение членов на фондовой бирже, временное членство, а также сдача брокерских мест в аренду и их передача в залог не членам фондовой биржи (фондового отдела) не допускаются. Ранее в Положении содержалось аналогичное требование. Однако когда биржа была акционерным обществом, выполнение его было сопряжено с определенными сложностями, так как какой-либо акционер приобретал привилегированное положение по отношению к другим членам биржи, имевшим меньшее количество акций.

Весьма важным является то, что деятельность фондовых бирж регулирует Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Президенте РФ (ФКЦБ).

Вступивший в силу с момента опубликования Федеральный закон “О рынке ценных бумаг”, сохраняя преемственность со старыми регламентирующими документами, в значительной мере дополняет и уточняет их положения и требования, учитывая опыт развития российского фондового рынка.

2.2.3 Федеральный закон “О налоге на операции с ценными

бумагами”

Федеральный закон “О налоге на операции с ценными бумагами”, один из первых, регулирующих работу российского рынка ценных бумаг, принят 12 декабря 1991 г. (опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 11, ст. 523), почти на две недели раньше утверждения Постановлением Правительства РСФСР № 78 знаменитого Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР. В течение нескольких лет эти документы, наряду с Положением об акционерных обществах, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 601 от 25 декабря 1990 г. (с изменениями -- № 255 от 15 апреля 1992 г.), являлись основными документами, регламентирующими работу фондового рынка.

С развитием российского рынка ценных бумаг все более отчетливо стала проявляться ограниченность этого Закона, заключающаяся в том, что он мог в полной мере работать лишь на фондовом рынке с развитой инфраструктурой и отлаженной системой взаимоотношений участников фондового рынка. В реальных условиях функционирования рынка возможность контроля за правильностью уплаты налога при заключении договора купли-продажи ценных бумаг даже при операциях с ценными бумагами в бездокументарной форме становилась все более сомнительной.

Законодательное закрепление возможности выпуска и обращения ценных бумаг на предъявителя (гл. 7 ГК РФ) сделало невозможным контроль за правильностью уплаты налога на операции с ценными бумагами со стороны участников сделки с предъявительскими ценными бумагами. Встала необходимость доработки Закона. Его новая редакция была изложена в Федеральном законе “О внесении изменений в Закон РСФСР "О налоге на операции с ценными бумагами"”, опубликованном 24 октября 1993 г. в “Российской газете”. Согласно ст. 3 этот Закон вступил в силу с момента опубликования.

В новой редакции Закон предусматривает в качестве объекта налогообложения номинальную сумму выпуска ценных бумаг, заявленную эмитентом, взимаемую в размере 0,8 % (ст. 2) с эмитента ценных бумаг (ст. 1) и уплачиваемую плательщиком одновременно с предоставлением документов на регистрацию эмиссии (ст. 5). Правильность уплаты этого налога легко проконтролировать, т. е. этот Закон стал работающим.

В старой редакции Закона налог на операции с ценными бумагами носил в определенной мере фискальные функции, предоставляя пусть теоретическую, но возможность налоговым органам, с одной стороны, проконтролировать правильность уплаты налога на прибыль с дисконтной части дохода, а с другой -- отследить выполнение требований антимонопольного законодательства в плане формирования крупных пакетов акций. В новой редакции Закон не ставит перед собой такие задачи. Однако необходимость их решения не снимается. Видимо, это будет предметом решения в иных законодательных актах и регламентирующих документах.

Рассмотренные выше законы составляют правовую основу функционирования российского фондового рынка. Кроме того, при решении вопросов функционирования фондового рынка следует использовать и другие законы и подзаконные акты, к которым относятся:

-- указы Президента РФ, регламентирующие работу российского фондового рынка;

-- постановления Правительства РФ.

Отдельные специфические вопросы функционирования тех или иных сторон фондового рынка регламентируются ведомственными документами: письмами, приказами, распоряжениями и т. п. Право регламентировать работу фондового рынка имеют:

-- Центральный банк РФ;

-- Министерство финансов РФ;

-- ФКЦБ при Президенте РФ;

-- Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом;

-- Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и другие организации.

Среди прочих документов, регламентирующих функционирование российского фондового рынка, следует отметить внутренние, регламентирующие работу фондовых бирж и торговых площадок. Особенно это относится к внутренним документам ММВБ -- крупнейшей торговой площадки, на которой обращаются государственные долговые обязательства.

Требования этих и других документов по конкретным вопросам функционирования фондового рынка будут рассмотрены нами в последующих главах и особенно в комментариях к решению большого количества задач, приведенных в конце каждой главы.

3 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА (РЫНА АКЦИЙ) В РОССИИ

3.1 Сделки с акциями за рубежом

Таблица 3.1 - Объемы сделок с акциями за рубежом

Период

Сделки российских инвесторов с американскими акциями, млрд долл.

Сделки американских инвесторов с российскими акциями, млрд долл.

Соотношение совокупных оборотов по сделкам, %

покупка у американских инвесторов

продажа г американским инвесторам

совокупный оборот по сделкам

покупка у российских инвесторов

продажа российским инвесторам

совокупный оборот по сделкам

1995г.

63

60

123

27

-

27

456

1996г.

124

188

312

293

101

394

79

1997г.

559

221

780

1534

920

2454

32

1998г.

257

215

472

1050

827

1877

25

1999г.

328

315

643

651

570

1221

53

1 кв. 2000 г.

246

221

467

170

53

223

209

Итого

1577

1220

2797

3725

2471

6196

45

В среднем вложения российских инвесторов в американский рынок акций составляли в 1995--2000 гг. не менее 45 % от вложений американских инвесторов в российский рынок в первом квартале 2000 г. они в два раза превышали инвестиции США в российские акции. Таким образом, может появиться неблагоприятная сточки зрения внутренних финансов тенденция ухода всё большей массы денег российских инвесторов в фондовые ценности на западные развитые рынки.

Так уже случилось с российским рублем, когда массовое бегство от него привело к накоплению внутри России огромной массы наличных долларов США. То же самое может случиться и с валютными сбережениями обеспеченных классов в связи с развитием Интернет-трейдинга и с все большей легкостью доступа на финансовые рынки. Уже сейчас в Интернете существует массовое предложение Интернет-финансовых продуктов для русскоязычных. инвесторов, в первую очередь по вложению денежных средств в акции, выпущенные в США.

Известно, что 20--40 % этих денег находятся в Москве, через которую проходит более 90 % оборотов фондового рынка, либо распоряжение ими осуществляется лицами постоянно живущими в столице.

Это деньги, которые не дают возможности полностью покрыть потребности экономики, но за них стоит побороться.

В ближайшие годы российский фондовый рынок может столкнуться не только с перемещением за рубеж торговой активности, но и со все большим вовлечением наличной валюты внутри страны (авуары в.2--20 тыс. долл.), а также российских капиталов за рубежом в инвестиции в иностранные ценные бумаги (прежде всего в акции, выпущенные в США).

Мы находимся в ежечасной, даже ежеминутной, конкуренции с нашими зарубежными коллегами за те небольшие денежные ресурсы, которые созданы российским населением и которые неизбежно будут им вкладываться или в России, или на развитых индустриальных рынках. У нас нет иного выхода, чем расти быстрее западных брокеров.

Мы нуждаемся в новых идеях, в спокойствии властей, в новых решениях, которые помогли бы розничным инвесторам остаться на российском рынке ценных бумаг, вернуть деньги из европейских и оффшорных банков и переломить в основном спекулятивные настроения рынка.

Но больше всего мы нуждаемся в том, чтобы изменить самих себя -- перестать быть временщиками, создать мышление, рассчитанное на “длинные” политики, стремящееся преодолеть комплекс провинциалов, недавно вступивших на рынок, создающее долгосрочный бизнес и массового розничного клиента как основу бизнеса, заслуживающего доверия.

3.2 Динамика развития фондового рынка за 1997-2000гг.

Рост рынка в первой половине 1999 г. обусловливался опережающим ростом цен на компании нефтяной отрасли, который, в свою очередь, был вызван наметившейся в тот момент тенденцией к росту мировых цен на нефть. Так, за первые 4 месяца года рост цен на акции ЛУКОЙЛа составил 126 %, Сургутнефтегаза -- 123%. Акции РАО “ЕЭС России” за этот же период выросли на 61 %, Мосэнерго -- на 15 %, а Ростелекома -- упали на 8 %. Говорить об адекватности рыночных данных по другим эмитентам за тот период не совсем корректно, поскольку рынок их акций был (за редким исключением) практически неликвиден. Впрочем, отметим, что в начале года наблюдался резкий рост цен на акции Сибнефти, именно в этот момент переведенные в РТС-1. Значительным оказался и рост цен на акции “Норильского никеля”, поскольку на мировом рынке никеля уже тогда начал ощущаться серьезный дефицит этого металла.

Таблица 3.2 - Лидеры продаж в РТС

Код акции

1997г.

1998г.

1999г.

Объем, млн. долл.

Доля в РТС

Объем, млн. долл.

Доля в РТС

Объем, млн. долл.

Доля в РТС

А

1

2

3

4

5

6

1. РАО ЕЭС

3441,37

22,0

3805,51

41,07

681,46

27,94

2. Лукойл

2996,2

19,1

2134,78

23,04

595,02

24,39

3. Соликалийный магниевый завод

1094,4

10,8

853,41

9,21

174,05

7,13

4. Ростелеком

946,42

6,0

552,09

5,96

81,16

3,32

5. Сургутнефтегаз

901,45

5,8

414,32

4,47

518,89

28,27

6. Газпром

472,92

3,0

-

-

-

-

7. Татнефть

373,1

2,4

200,81

2,17

78,79

3,22

8. Иркутскэнерго

357,61

2,3

264,68

2,86

94,7

3,88

Другие

2512,35

16,0

1040,46

11,23

2,4

8,83

Всего

13095,8

-

9266,06

-

4624,06

-

По итогам всего 1999 г. наилучшие результаты по темпам роста среди ликвидных акций принадлежат Сургуг-нефтегазу Активизация торгов его акциями произошла во второй половине 1998 г. Если в июне 1998 г. на долю обыкновенных акций Сургута пришлось всего 3,6 % рыночного оборота, то уже в ноябре -- свыше 21 % оборота (а если считать вместе с привилегированными, то более 26 % оборота). С этого момента Сургутнефтегаз ни разу не покидал первую тройку по оборотам в РТС (вместе с лукойлом и РАО “ЕЭС России”), а в сентябре 1999 г. стал абсолютным лидером по оборотам в РТС. За 1999 г. стоимость обыкновенных акций Сургутнефтегаза возросла на 327 %. Для сравнения: акции Татнефти выросли на 283 %, РАО “ЕЭС России” -- на 267 %, Сбербанка -- на 195 %, ЛУКОЙЛа -- на 192 %, Ростелекома -- на 157 %, Мосэнерго -- на 83 %.

Надо сказать, что приведенные цифры имеют высокую долю условности. Низкая ликвидность рынка зимой 1998--1999 гг. влечет условность ценовых уровней того времени. Если, например, пытаться аналогичным образом оценить годовой рост акций Сибнефти или “Норильского никеля”, то оба эмитента покажут примерно десятикратный рост. Однако в силу того, что год назад сделок по этим акциям не было, а когда они появились, рыночные цены сразу выросли втрое вчетверо, мы не можем адекватно оценить рост этих акций на годовом интервале.

Но зато рост в конце 1999 -- начале 2000 г. вполне поддается сравнительной оценке. К этому моменту на рынке сравнительно регулярно заключались сделки по обыкновенным и привилегированным акциям как минимум десятка эмитентов. Торги некоторыми акциями резко активизировались именно в этот период. Так, например, в течение 10 первых торговых дней января 2000 г. по таким активам, как акции Мосэнерго, Тат-нефти, привилегированные акции РАО “ЕЭС России”, ЛУКОЙЛа или Ростелекома, в РТС было заключено в несколько раз больше сделок, чем за весь октябрь 1999 г. В то же время среднедневное количество сделок по традиционно наиболее ликвидным акциям -- ЛУКОЙЛа и Сургутнефтегаза -- практически не возросло, хотя и осталось на высоком уровне.

С начала декабря по 19 января 2000 г. в 2,6 раза увеличилась цена акций Татнефти. Прирост остальных несколько более скромный, но у всех существенный:

РАО “ЕЭС России” прибавило 93, Мосэнерго -- 69. Рос-телеком -- 72, Сургутнефтегаз --- 51, Сбербанк -- 46, ЛУКОЙЛ -- 44 %.

Фронтальность указанного роста акций, вовлеченность в него акций, представляющих самые различные отрасли, увеличение ликвидности рынка и рыночных оборотов внушают надежду на то, что рынок прошел большую часть пути к восстановлению. Тем не менее, дальнейшее развитие рынка по-прежнему находится под вопросом. Практика показывает, что средства иностранных инвесторов не могут гарантировать стабильность. Таким образом, перспектива рынка акций в том, чтобы новым властям удалось обеспечить привлекательность вложений в акции для среднего российского инвестора.

За 1999 г. индекс РТС вырос на 201,6 %. Это означает, что совокупная капитализация акций, входящих, а расчет индекса РТС, увеличилась примерно втрое. А еще это означает, что Россия вернула себе утраченный год назад статус страны с самым быстрорастущим фондовым рынком в мире. Три из четырех последних лет на российском рынке наблюдался мощный фондовый рост. Но один единственный -- 1998 г. -- перевешивает по своей негативной значимости позитив всех остальных. И успех 1999 г. кажется таковым только на фоне рыночного коллапса, имевшего место в его начале.

Уровень цен, достигнутый к концу 1999 г., близок к тому, что имел место на российском фондовом рынке в мае 1998 г. -- за 2--3 месяца до памятного 17 августа. А еще этот уровень соответствует лету 1996 г., моменту, непосредственно следовавшему за предыдущими выборами президента. Рынок на распутье. На что будет похоже дальнейшее развитие событий? Будет ли стремительный рост, как в 1996--1997 гг., или рост будет, но не слишком существенным? А может быть, оптимизм, с середины осени 1999 г. разгонявший рыночные котировки вверх не имеет под собой оснований?

Опрос, проведенный на веб-сайте агентства “Финмаркет” в середине января 2000 г., показал, что свыше 29 % посетителей сайта считают рынок “перегретым”. Достаточно высокий процент скептиков еще раз демонстрирует тот факт, что январская ситуация на рынке не столь уж однозначна. В то же время почти 39 % опрошенных считают, что российский фондовый рынок находится только в самом начале роста. Это означает, что оптимистические прогнозы вполне реальны.

Среди тех предпосылок, которые, по общему мнению, могли бы способствовать дальнейшему подъему -- стабильность и предсказуемость власти, обеспечение четких правил, которыми может руководствоваться любой инвестор. В настоящее время мелкий инвестор лишь теоретически может рассчитывать на то, что он сумеет отстоять свои интересы. Яркий пример пренебрежения интересами дает само государство -- ряд принудительных реструктуризации своих обязательств, таких как вэбовки, дает владельцам контрольных пакетов акций своего рода “индульгенцию” на аналогичное поведение, в отношении мелких акционеров.

Еще более неудобно положение иностранных инвесторов. Их деятельность на российском рынке резко сократилась с августа 1999 г., когда наступил ценовой спад и параллельно начал разгораться памятный конфликт вокруг ВОNY. На рисунке видно, что именно с августа 1999 г. оборот фондовой секции ММВБ, где главным образом работают российские участники (банки), устойчиво превысил оборот РТС. Еще одним аргументом в пользу сокращения рыночной доли нерезидентов на российском фондовом рынке являются данные НАУФОР о крупнейших операторах рынка акций. В рэнкинге (tор-50), ежемесячно публикуемом НАУФОР положение всех крупных западных компаний за полгода несколько снизилось. Если в июле 1999 г. компании “Флеминг ЮСБ”, “Кредит Свисс Ферст Бостон” и “Бран-свик Варбург” занимали соответственно 4, 5 и 6-е мес-та по оборотам на российском рынке, то в ноябре -- 7, 9 и 13-е места.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.