|
Расчетно-кассовое обслуживание хозяйствующих субъектов коммерческими банкамиp align="left">3.3 Определение уровня комиссий за кассовые операции, дистанционное банковское обслуживание и дополнительные услугиВ настоящее время крупные предприятия получают в банках наличные на выплату заработной платы, а крупные торговцы сдают в банки наличную выручку. Конкуренция банков за обслуживание крупных предприятий высока и побуждает их устанавливать комиссии за выдачу и прием наличных на минимальном уровне, на пределе рентабельности. Возьмем представленные выше данные по обороту наличных через кассы банков, уменьшим оборот на величину выдач и взносов частных вкладов с нулевой комиссией, разделим полученный результат на величину доходов по кассовым операциям и получим, что в среднем за прием и выдачу наличных традиционным образом банки получают 0,08% от суммы. В 2000-х гг. ощущается явная тенденция по росту выплат заработной платы с помощью платежных карт, оплате дорогостоящих потребительских товаров или мелкооптовых партий через операционные кассы банков переводом на счет продавца. В результате этого коммерческие банки получают вместо небольшого количества крупных предприятий большое количество розничных клиентов с небольшими суммами взноса или выдач наличных. Для массы розничных клиентов банки обычно устанавливают большие комиссии по кассовым операциям. Так, например, выдача наличных через банкоматы за рамками крупных зарплатных проектов осуществляется с комиссией 1-0,5% от суммы, традиционные прием и выдача наличных через кассы банков в небольших суммах для обычных розничных клиентов редко когда делаются за менее чем 0,5% от суммы. Выдача наличных через банкоматы, как указывалось выше, высокоприбыльна для банков, позволяет быстро окупать инвестиции в инфраструктуру кассовых операций. Одновременно уровень соответствующих комиссий приемлем для розничных клиентов и стимулирует использование безналичных расчетов по сделкам верхней суммовой категории. Поэтому предлагается установить минимальный размер комиссии за выдачу и прием наличных на уровне 1%, как в карточных системах при выдаче наличных через банкоматы. За выдачу и взнос наличных традиционным способом также необходимо установить комиссии в размере 1%, чтобы стимулировать использование современных средств автоматизации кассовой работы. Рассчитаем потенциальный объем оборота наличных через кассы банков и соответствующие доходы. Предположим, что за несколько лет удастся перевести на текущие счета выплату до 75% доходов россиян. Технологии платежных систем станут настолько эффективными, что россияне будут оплачивать безналичными платежами до 30% своих покупок. Совокупные доходы населения в 2006 г. в нашей стране составили около 300 млрд дол. США. Исходя из этого, «зарплатный» оборот наличных через банки возможно довести до 135 млрд дол. США в год, или порядка 4,3 трлн руб. в текущих ценах без учета инфляции. Для сравнения: совокупный оборот через кассы банков составил в 2006 г. 17 трлн руб., а совокупная выдача наличных через банкоматы 0,7 трлн руб. На фоне текущих показателей оборота наличных выход через три-пять лет на прогнозируемый уровень в 4,3 трлн.руб. вполне реален. Совокупный размер комиссий за выдачу наличных через банкоматы может достичь 1 350 млн дол. США в год. Выдача наличных на заработную плату через банкоматы с указанными выше параметрами будет формировать далеко не весь кассовый оборот коммерческих банков. 25% заработной платы будет выдаваться традиционным образом оптовыми суммами через кассы банков. Все выдачи наличных физическим лицам будут истрачены и внесены обратно в коммерческие банки торговыми предприятиями или в рамках кредитно-депозитных операций. Заставить крупные торговые предприятия платить за взнос наличных по 1 % от суммы при существующих средних тарифах менее 0,1 % нереально и экономически нецелесообразно. Достаточно хотя бы разумно увеличить эти комиссии до уровня положительной рентабельности банков, т.е. до уровня 0,3% от суммы. Оптовый наличный оборот через кассы банков оценивается через 3-5 лет на уровне 285 млрд дол. США, или 9 трлн руб. в текущих ценах без учета инфляции. Банки при комиссии 0,3% заработают на этом обороте 855 млн дол. США комиссионного дохода. Не стоит рассчитывать, что новые технологии платежных систем сделают экономически невыгодным теневой хозяйственный оборот. Теневой наличный оборот сейчас во многом проходит через банки, а точнее через фирмы-однодневки при банках. Существующие тарифы за обналичивание не превышают 1% суммы операции. Из них 0,3% получает банк в виде комиссий по кассовым операциям, и этим его интерес формально ограничивается. 0,7% получает фирма-однодневка на покрытие своих издержек. В эту часть включается теневая доходность банков. Для банков фирмы-однодневки являются внешне обычными клиентами, платящими обычные комиссии за кассовые операции. Такие фирмы, по оценкам специалистов налоговых органов и самих банкиров, формируют до 25% оптового оборота наличных через кассы частных банков, не считая вкладного оборота. Этот оборот наличных через кассы банков на обналичивание оценивается на уровне 2,2 трлн руб. и приносит банкам 22 млрд руб. дохода, что в 1,3 раза больше легального дохода банков от кассовых операций. Комиссии за обналичивание аналогичны комиссиям за выдачу наличных через банкомат. Обналичивание подвергается гонениям со стороны налоговых органов, поэтому банки предоставляют такие услуги ограниченному числу доверенных клиентов. В выплате заработной платы на банковские счета государство будет на стороне банков, поскольку такие выплаты будут способствовать налоговому администрированию. Это создает предпосылки к трансформации интереса коммерческих банков в сторону расширения легальных операций с наличными. Средствами дистанционного банковского обслуживания в 2002 г. пользовалось в лучшем случае 5-6% предприятий с наибольшим оборотом. По данным Банка России, в среднем на один работающий счет предприятия приходится 25 платежей, на счет малого предприятия, очевидно, приходится в несколько раз меньше платежей, чем указанная средняя величина. Малое предприятие наравне с большим может использовать средства ДБО и платить за них от 20 до 40 дол. США в месяц, но при эпизодической работе с банком это будет дорого. Например, при 10 платежах в месяц каждый платеж будет обходиться предприятию от 2 до 4 дол. США, что существенно выше существующих 5 руб., которые берет Банк России. Комиссию за использование средств ДБО необходимо установить в таком размере, чтобы, например, за 10 платежей в месяц через средства ДБО платилось ощутимо меньше комиссий, чем за те же 10 платежей по 2,5 дол. США при их традиционном физическом приеме и ручной обработке в банке. Необходимо использовать опыт операторов мобильной связи, существенно снизивших свои тарифы и сделавших свои услуги доступными не только для состоятельных слоев населения, но и для среднего класса. Предлагается установить комиссию за подключение и месячное абонентское использование Интернет-банка и телебанка по 10 дол. США в месяц. Это минимальная плата за использование мобильного телефона, доступная даже студентам. Подключение клиента через Интернет или мобильный телефон не требует визита сотрудника банка в офис клиента. Процедура оформления документов в офисе банка не намного сложнее процедуры эмиссии пластиковой карты. Комиссия за подключение средства дистанционного доступа в 10 дол. США покроет издержки банка так же, как покрывает 5 дол. США за эмиссию пластиковой карты. Один крупный московский банк, предоставляющий услуги Интернет-банка, в рамках эксперимента в дополнительном офисе снизил комиссию за эти услуги с 25 до 10 дол. США в месяц. Такое снижение позволило в течение полугода перевести в Интернет обслуживание 45% предприятий и существенно разгрузить операционистов дополнительного офиса. Рассчитаем потенциальный доход коммерческих банков от услуг дистанционного обслуживания. Предположим, что через Интернет и мобильный телефон будут работать с банками 90% предприятий. Всего поданным МНС России в нашей стране 2,5 млн работающих предприятий. Через мобильный телефон также будут работать с банками, например, 1/4 абонентов мобильной связи. Число абонентов мобильной связи в нашей стране к середине 2006 г. приближалось к 6 млн. Получается, что средствами ДБО будут постоянно пользоваться 4 млн клиентов, и эти клиенты будут платить банкам комиссии в 480 млн дол. США в год. Годовой доход за подключение средств ДБО будет в 20--25 раз меньше, поскольку клиенты вряд ли будут менять банк чаще, чем один раз в 2--3 года. Этот доход будет покрывать только издержки банков на подключение, так же, как комиссии за выпуск карт покрывают издержки только на их эмиссию. К текущей работе средств ДБО коммерческие банки не будут иметь никакого отношения, так же, как в карточном бизнесе владелец платежной карты крайне редко становится объектом традиционного банковского обслуживания. Текущие издержки банков будут формироваться только в рамках сервисного обслуживания средств дистанционного доступа. По статистике карточного бизнеса банков и операторов мобильной связи, число жалоб клиентов минимально, не больше 1,7 обращения каждого клиента в год. Доходы от дистанционного банковского обслуживания практически не будут сопровождаться текущими расходами, а потому могут считаться прибылью банков, могут быть использованы на инвестирование или возмещение средств в развитие платежных технологий. Прогнозируется массовое использование средств ДБО в качестве инструмента представления дополнительных услуг платежных систем. Предоставление дополнительных услуг мыслится как компенсация клиентам неудобства и большие издержки безналичных расчетов в сравнении с наличными. Специалисты коммерческих банков будут устанавливать в простые средства ДБО дополнительное программное обеспечение. Непосредственное потребление услуги со стороны клиента будет осуществляться самостоятельно и автоматически, также, как инициирование платежа или получение выписки. Установка программного обеспечения сложных дополнительных услуг для крупных предприятий будет требовать посещения офиса клиента специалистом банка. Посещение офиса клиента будет необходимо при установке наиболее функционального и защищенного средства ДБО типа «банк-клиент» или POS-терминала. Потребуется профессиональная привязка программного обеспечения средств ДБО и учетных программ предприятий, профессиональная установка на компьютер клиента программного обеспечения электронной коммерции. Подключение сложных средств ДБО и оказание дополнительных услуг платежных систем, требующих визита специалиста банка в офис клиента, экономически невыгодно для банков предоставлять за 10 дол. США. Если установить комиссии за подключение средства «банк--клиент» и оказание дополнительных услуг платежных систем для крупных и средних предприятий в размере 100 дол. США, то они покроют издержки банка по ежедневному содержанию и обеспечению рабочего места двух специалистов, участвующих в установке соответствующего программного обеспечения. Такой размер комиссии за подключение будет приемлем для предприятия, получающего интересные дополнительные возможности по автоматизации ряда бизнес- и учетных процедур. Дополнительные услуги платежных систем следует ориентировать в основном на крупные и средние предприятия с оборотом, например, свыше 1 млн руб. в месяц. Таких предприятий в нашей стране, как указано выше, порядка 25% от 2,5 млн реально работающих, т.е. 625 тысяч. Предположим, что каждое крупное или среднее предприятие один раз в год будет получать обновленную версию программного обеспечения или менять банк и платить за это по 100 дол. США. В совокупности доходы коммерческих банков от подключения средства «банк--клиент», оборудования приема пластиковых карт или сложных дополнительных услуг платежных систем тогда составят 62 млн дол. США. Эти доходы, как и доходы от эмиссии пластиковых карт, будут покрывать издержки банков, прибыльная составляющая в них будет минимальна. Собственно прибыль банки будут получать от абонентской платы за использование отдельно каждого программного модуля средства ДБО или дополнительной услуги. Для крупного или среднего предприятия плата за каждый модуль в размере 10 дол. США с учетом ощутимого экономического эффекта от их использования будет необременительна. Каждое крупное предприятие будет платить коммерческим банкам за 4 программных модуля - это, например, средство ДБО, подтверждение электронной подписи и пересылка электронной корреспонденции, электронная коммерция и автоматизация бухгалтерского учета. Совокупная абонентская плата за использование сложного программного обеспечения дополнительных услуг платежных систем со стороны крупных и средних предприятий вполне может составить 225 млн дол. США. В совокупности комиссионный доход банков от многочисленных небольших клиентов и небольшого числа крупных и средних клиентов за использование средств ДБО и оказание дополнительных услуг платежных систем ожидается на уровне 787 млн дол. США в год. Из этой суммы на покрытие текущих издержек банков по настройке и выдаче простых средств ДБО, установке в офисе клиентов сложного программного обеспечения потребуется 82 млн дол. США. Разница между текущими доходами и текущими расходами составит 705 млн дол. США и может рассматриваться как источник средств на разработку программного обеспечения. Заключение Совокупные прямые комиссионные доходы коммерческих банков от расчетно-кассовых операций составили в 2006 г. 38 млрд руб., косвенные процентные доходы от размещения средств остатков расчетных и текущих счетов 34 млрд руб. Кассовые операции принесли банкам 15,9 млрд руб. дохода, обслуживание рублевых расчетных счетов предприятий 10,6 млрд руб., текущих валютных счетов предприятий 6,1 млрд руб., карточных счетов 5,3 млрд руб. Совокупные издержки банков на поддержание инфраструктуры дополнительных офисов и филиалов составляют оценочно 77 млрд руб., из которых 60% приходится на расчетно-кассовые операции. Крупные предприятия (с оборотом от 10 млн руб. в месяц) составляют 6% клиентов банков и приносят 75% дополнительного процентного дохода. Счета малых предприятий составляют 75% клиентов и приносят в среднем 64 дол. США на один счет в год косвенного процентного дохода. Обслуживание одного счета крупного предприятия приносит в среднем 1 244 дол. США комиссионного дохода, малого предприятия 58 дол. США. Содержание одного филиала или дополнительного офиса банка обходится в год в 250 тыс. дол. США, из которых 150 тыс. дол. США будут издержками на расчетные и кассовые операции. Обслуживание одного расчетного счета малого предприятия обходится банкам в 322 дол. США в год. Издержки банков на эмиссию или годовое обслуживание одной простой карточки составляют 5,5 дол. США в год и почти полностью покрываются соответствующими комиссиями. Комиссия банков за выдачу наличных через банкоматы составляет в среднем 0,3% от суммы, хотя банки декларируют комиссии и на уровне 1%, за взнос и выдачу наличных традиционным образом банки получают в среднем 0,07%. Издержки банков на обслуживание одного банкомата составляют максимум 1 000 дол. США в месяц, прибыли до 500 дол. США в месяц. Издержки обслуживания POS-терминала составляют до 500 дол. США в месяц, для их покрытия ежедневно необходимо проводить минимум 7 платежей, тогда как фактически проводится в среднем 1 платеж. Получается, что прямые комиссионные доходы банков от расчетно-кассовых операций покрывают только 82% соответствующих издержек, в положительный результат эти операции выводят только дополнительные косвенные процентные доходы от размещения остатков средств текущих счетов. Реально прибыльны для банков только обслуживание счетов крупных предприятий, а каждый счет малого предприятия приносит банкам убыток в размере 200 дол. США за год. Ситуация с прибыльностью обслуживания крупных и малых предприятий усугубляется фактором активного использования крупными предприятиями средств ДБО и не применением этих средств большинством малых предприятий. Несмотря на существенно меньшие показатели средних оборотов и остатков по карточным счетам населения в сравнении даже с обслуживанием малых предприятий, карточный бизнес остается для банков интересным и динамически развивается. Привлекательность карточного бизнеса для банков заключается в массовом использовании средств ДБО. Из-за этого каждый владелец карты посещает банковский офис в среднем не чаще двух раз в год, тогда как представитель одного работающего малого предприятия посещает банк в среднем 72 раза в год. За каждую платежную операцию и операцию снятия наличных с помощью платежных карт банки получают в несколько раз большие комиссии, чем за обслуживание счетов малых предприятий. Таким образом, расширение безналичных расчетов за счет малых предприятий в рамках традиционной модели обслуживания банкам не интересно и обернется существенным ростом убытков. Банкам необходимо переводить подавляющее большинство клиентов на дистанционное обслуживание и внедрять другие новации в технологии платежных систем. Стимулирование этих процессов возможно в рамках тарифной политики банков -- необходимо существенно повысить тарифы за традиционное обслуживание и снизить за дистанционное и дополнительные услуги. Было предложено установить комиссии за открытие и годовое обслуживание счета юридического или физического лица на уровне минимум 5 дол. США. За традиционное обращение в банк для проведения платежа, получения выписки, сложных расчетов или разрешения конфликтных ситуаций -- на уровне 2,5 дол. США. За выдачу небольших сумм наличных через банкоматы 0,5%, традиционным образом через кассу 1%, за взнос крупных сумм наличных 0.3°с. Такой уровень комиссий основывается в основном на тарифах карточных платежных систем и российских банков за расчеты в иностранной валюте. За подключение и ежемесячное использование средств ДБО предлагается брать минимум 10 дол. США, на уровне минимальной платы за мобильный телефон. Предлагается брать по 100 дол. США за выезд специалиста банка в офис клиента для установки или сервисного обслуживания программного обеспечения «банк-клиент» и его привязки к учетной программе, установки модуля электронной коммерции, подтвержденной электронной почты, интернет-трейдинга и других дополнительных услуг платежных систем. За месячное использование каждым таким программным модулем в отдельности предлагается брать также по 10 дол. США. При таких тарифах банки смогут в совокупности за год получать за открытие счетов 206 млн.долл, за ведение счетов 413 млн дол, за традиционное физическое обслуживание клиентов 48 млн дол., за проведение расчетов в иностранной валюте 194 млн дол. За выдачу наличных через банкоматы через 3-5 лет можно получать 1350 млн дол. без учета инфляции в текущих ценах, за прием и выдачу наличных традиционным образом через кассы 855 млн дол. За подключение средств ДБО можно получать 20 млн дол. ежегодно, за использование средств ДБО 480 млн дол., за установку программного обеспечения в офисе клиента 62 млн дол., за использование программного обеспечения дополнительных услуг 225 млн дол. В совокупности прямые комиссионные доходы банков от расчетно-кассовых операций могут достигнуть 3 853 млн дол., что в 3,2 раза больше соответствующего показателя за 2006 г., в 1,7 раза больше совокупных прямых комиссионных и косвенных процентных доходов за 2006 г. Доходы за расчетные операции будут почти полностью покрывать соответствующие издержки банков с учетом снижения традиционного физического обслуживания клиентов. Возросшие в 4 раза доходы по кассовым операциям позволят за 2-3 года проинвестировать и окупить вложения в модернизацию инфраструктуры, существенное увеличение количества банкоматов и POS-терминалов. Комиссии за дистанционное обслуживание и новые услуги в несколько раз превысят существующие затраты банков на IT-технологии, позволят ежегодно полностью обновлять программное обеспечение двух-трех средств ДБО или дополнительных услуг. Доходы от расчетно-кассовых операций становятся сопоставимыми с доходами от кредитно-депозитных операций, интерес банков к предоставлению и технологическому совершенствованию этих операций существенно возрастает. Расчетный банковский бизнес станет наиболее прибыльным и привлекательным, как в свое время были спекуляции на валютном рынке, приватизация крупных промышленных предприятий или инвестиции в государственные ценные бумаги. Банки получат материальную основу для совершенствования технологий платежных систем, а именно -- снижения издержек платежа до нескольких минут и нескольких рублей, перехода на массовое дистанционное обслуживание, расширения посредничества в работе клиентов на финансовых рынках, развития электронной коммерции клиентов, автоматизации их бухгалтерского учета и т.п. С учетом внедрения новых технологий платежных систем расчетно-кассовые услуги банков даже несмотря на существенный рост комиссий за традиционные операции, станут более востребованы со стороны клиентов, приведут к повышению эффективности российской экономики. Список использованных источников 1. Ануреев С.В. Рентабельность расчетно-кассовых операций коммерческих банков и пути ее повышения/С.В. Ануреев//Финансы и кредит. - 2007. - №13. - С. 25 2. Курбатов А. А. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации/А.А. Курбатов // Хозяйство и право.- 2005.-№9.- С.3 3. Слуцкий Л.Э. Банк и малое предприятие: проблемы взаимодействия/Л.Э. Слуцкий // Деньги и кредит. - 2005. - №10. - С. 24 4. Суворов А.В. Клиент для банка или банк для клиента?/А.В. Суворов //Финансы и кредит. - 2005. - № 6. - С. 9 5. Шуляк П.Н. Финансы предприятия [Текст]: учебник/П.Н. Шуляк. - М.: Дашков и Ко, 2005. - 712 с. 6. Козлова Е.П., Голанина Е.Н. Банк и клиент - юридическое лицо [Текст]: учебное пособие/Е.П. Козлова, Е.Н. Голанина. - М: Финансы и статистика, 2005. - 120 с. 7. Антонов Н.Г. Денежное обращение, кредит и банки [Текст]: учебное пособие/Н.Г. Антонов. - М: Финстатинформ, 2005. - 380 с. 8. Гражданский Кодекс Российской Федерации № 51-ФЗ от 30.11.1994 (ред. от 27.07.2006) // Консультант Плюс. Версия Проф 9. О банках и банковском функционировании: Закон РФ от 03.02.1996, № 17-ФЗ (ред. от 03.05.2006) // Консультант Плюс. Версия Проф 10. О безналичных расчетах в Российской Федерации: Положение Центрального Банка РФ от 12.04.2001 №2-П (ред. от 30.10.2002) // Консультант Плюс. Версия Проф 11. О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации: Положение Центрального банка РФ от 09.10.2002 № 199 // Консультант Плюс. Версия Проф 12. О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации: Положение Центрального банка РФ от 05.01.1998 № 14-П (ред. от 31.10.2002) //Консультант Плюс. Версия Проф 13. Об открытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам): Инструкция Центрального банка РФ от 14.09.2006 №28-И // Консультант Плюс. Версия Проф 14. Сайт банка России www.cbr.ru Приложение 1 Платежная система России (2002 г.) Безналичные расчеты в Российской Федерации осуществляются через платежную систему Банка России и частные платежные системы, которые представлены внутрибанковскими платежными системами для расчетов между подразделениями одной кредитной организации, платежными системами кредитных организаций для расчетов по корреспондентским счетам, открытым в других кредитных организациях, платежными системами расчетных небанковских кредитных организаций, а также системами расчетов между клиентами одного подразделения кредитной организации (филиала). Банк России занимает особое место в платежной системе России. Банк России, являясь оператором собственной платежной системы, координирует и регулирует расчетные отношения в России, осуществляет мониторинг деятельности частных платежных систем, определяя основные положения их функционирования, устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов, а также организует наличное денежное обращение. Кроме того, Банк России разрабатывает порядок составления и представления статистической отчетности, характеризующей платежную систему России, с целью повышения ее прозрачности. К правовой базе регулирования платежной системы России относятся Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации, основными из которых являются Федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности", а также принятые в соответствии с ними нормативные акты Банка России. Отношения между Банком России и его клиентами, а также кредитными организациями и их клиентами регулируются договорами корреспондентского счета (субсчета) или банковского счета. Указанные документы служат правовой основой для функционирования и дальнейшего развития платежной системы России. Банк России информирует банковское сообщество и общественность о вносимых изменениях и дополнениях к нормативным актам, а также о принимаемых решениях в направлении технической модификации платежной системы России. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |