|
Правовые механизмы функционирования различных видов банковских счетовp align="left">Установлены две формы ограничения права владельца счета свободно распоряжаться своими денежными средствами: арест денежных средств и приостановление операций.Арест налагается компетентным органом не на счет, а на остаток средств на банковском счете, который представляет собой имущество владельца счета, находящееся у третьего лица, т.е. в банке. Поэтому арест ограничивает не только право владельца счета свободно распоряжаться своим имуществом, но и обязанность банка по его возврату путем совершения расходных банковских операций (ст. 27 Закона о банках). В отличие от ареста приостановление расходных операций - иная мера. Она затрагивает только порядок исполнения договора банковского счета и может быть применена как при наличии, так и при отсутствии остатка средств на счете. Эта мера может касаться приостановления всех расходных операций или какой-либо одной из них [72, c. 44] Пределы ареста средств на счете по сумме должны быть указаны в решении о наложении ареста. Судебная практика признала неправомерным наложение ареста на весь остаток счета без учета размера задолженности его владельца. При наличии в банке нескольких счетов одного и того же клиента в решении необходимо уточнить, средства на каких счетах подлежат аресту. Приостанавливать операции по счетам вправе: 1) таможенные органы - до момента фактической уплаты таможенных платежей (ст. 124 Таможенного кодекса Российской Федерации); 2) руководитель налогового органа - чтобы обеспечить решение, по которому взыскивается налог или сбор (ст. 76 НК РФ); Указанное ограничение не распространяется на платежи более льготных очередей; 3) органы казначейства - в отношении средств республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов, а также внебюджетных (федеральных) средств, в случаях непредставления (или отказа предъявить) бухгалтерских и финнансовых документов, связанных с использованием указанных средств (ст. 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации); 4) Центральный банк - в отношении операций, осуществляемых кредитными организациями по их корреспондентским счетам (ст. 75 Закона о ЦБ РФ); 5) органы и агенты валютного контроля - в случае непредставления обязанными лицами документов, необходимых для осуществления такого контроля, и сведений по вопросам, возникающим при проверках. Сама эта санкция должна быть направлена исключительно на то, чтобы предотвратить нарушение (подп. «б» п. 1ст. 15 Закона о валютном регулировании). 6) вопрос о возможности приостановления операций по счетам в банках по решению органов налоговой полиции вызывает споры в правоприменительной практике. Федеральным органам налоговой полиции предоставлено право приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случаях непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов. Однако с момента вступления в силу части первой НК РФ органы налоговой полиции утратили функции, связанные с осуществлением налогового контроля, в частности с исчислением и уплатой налогов, что является основанием для приостановления операций по п. 4 ст. 11 указанного Закона о валютном регулировании. Законом о банкротстве предусмотрено, что применение к должнику ряда процедур в рамках процесса о банкротстве изменяет порядок введения мер по ограничению его права распоряжаться имуществом. Так, в соответствии с п. 1 ст. 81 указанного Закона с момента вынесения определения о введении финансового оздоровления арест имущества должника (иные ограничения) может быть наложен исключительно в рамках процесса о банкротстве. Аналогичные последствия установлены при введении внешнего управления (п. 1 ст. 94). С открытием конкурсного производства снимаются ранее наложенные ограничения по распоряжению имуществом должника. Введение (наложение) новых арестов, иных ограничений не допускается (п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве). Расторжение договора банковского счета - закрытие банковского счета в кредитной организации, прекращение требований от банка клиенту и от клиента к банку: 1) договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое время; 2) по требованию банка договор банковского счета может быть расторгнут судом в следующих случаях: - когда сумма денежных средств, хранящихся на счете клиента, окажется ниже минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором, если такая сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения банка об этом; - при отсутствии операций по этому счету в течение года, если иное не предусмотрено договором; 3) остаток денежных средств на счете выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет не позднее семи дней после получения соответствующего письменного заявления клиента; 4) расторжение договора банковского счета является основанием закрытия счета клиента. 3.3 Проблемы правового регулирования банковских счетов Рассматривая банковскую деятельность банковской системы Российской Федерации на предмет существования проблемы, не вольно задумываешься, можно ли найти «узкое место» в огромно законодательно урегулированном до основания массиве банковских актов, положений применимо к реальной жизненной ситуации. Оказывается можно. Вспомним, как впервые появилась Инструкция ЦБ РФ от 14.09.2006 N 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» (далее №28-И). Первые месяцы применения новой Инструкции №28-И выявили многочисленные недостатки ее редакции, послужившие причиной длительной переписки между кредитными организациями, Ассоциацией российских банков и Банком России относительно толкования Инструкции №28-И и корректного устранения обнаруженных пробелов. При разработке Инструкции №28-И ее авторы ставили цель собрать в едином документе все правила об открытии и закрытии всех клиентских счетов, открываемых во исполнение договора банковского счета, а также договора банковского вклада, как в рублях, так и в иностранной валюте [85, c. 198]. Эта идея реализована в Инструкции №28-И лишь частично, поскольку из ее преамбулы следует, что она не распространяется на открытие некоторых видов счетов. Инструкция №28-И устанавливает порядок открытия и закрытия в Российской Федерации кредитными организациями (филиалами), подразделениями расчетной сети Банка России банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам) юридических лиц, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, занимающихся в установленном порядке частной практикой, в валюте Российской Федерации и в иностранных валютах. Действие Инструкции не распространяется на порядок открытия и закрытия счетов кандидатов на выборные должности различных уровней, счетов избирательных комиссий различных уровней, счетов, открываемых для внесения избирательного залога, счетов по вкладам военнослужащих, открываемых в полевых учреждениях Банка России, а также счетов, открываемых по иным основаниям, отличным от договора банковского счета, вклада (депозита). Все виды счетов, порядок открытия и закрытия которых регулируется Инструкцией №28-И, поименованы в п. 2.1, где предусмотрено следующее правило. Банки открывают в валюте Российской Федерации и иностранных валютах: - текущие счета; - расчетные счета; - бюджетные счета; - корреспондентские счета; - корреспондентские субсчета; - счета доверительного управления; - специальные банковские счета; - депозитные счета судов, подразделений Службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов; - счета по вкладам (депозитам). Соответственно предполагается, что другие виды клиентских и депозитных счетов банки открывать не вправе. При применении указанной нормы банки обнаружили, что в указанном перечне отсутствуют многие ранее использовавшиеся счета. Так, в п. 2.1 Инструкции №28-И не поименован расчетный субсчет (или субрасчетный счет). Последний согласно ранее действовавшей Инструкции Госбанка СССР должен был открываться для обособленных подразделений юридического лица. Поэтому у практиков возникли вопросы: можно ли открывать субрасчетные счета в будущем, если нет, то какие счета следует открывать обособленным подразделениям юридических лиц, и как поступить с ранее открытыми субрасчетными счетами? Например, можно ли их закрыть и в каком порядке? Эти вопросы были поставлены перед Центральным банком РФ в письме Ассоциации российских банков от 26 декабря 2006 г. № А-02/5-681. В ответ, в письме, Юридический департамент Банка России сослался на Положение Банка России от 5 декабря 2002 г. № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», которое не предусматривает возможности ведения банками субрасчетных счетов обособленным подразделениям юридических лиц. В связи с этим был сделан вывод, что субрасчетные счета обособленных подразделений юридического лица подлежат исключению из документов бухгалтерского учета банка. Пункт 4.3 Инструкции №28-И предусматривает возможность открытия расчетного счета обособленному подразделению юридического лица (филиалу, представительству). При этом банкам рекомендовано заблаговременно известить клиента о предстоящем изменении реквизитов его банковского счета, а клиенту в свою очередь - своих контрагентов. Таким образом, расчетный субсчет, который ранее открывался для обособленных подразделений юридических лиц, теперь открываться не должен. Однако привычка иметь такой счет, потребность в его открытии у юридических лиц осталась. В связи с этим полагаем, что желание юридического лица, чтобы расчетный счет его обособленного подразделения «работал» в режиме прежнего субрасчетного счета (операции по выплате заработной платы, зачисление выручки и ежедневное перечисление ее на основной счет юридического лица), может быть реализовано иным образом. Круг операции по расчетному счету, открытому обособленному подразделению юридического лица, может быть ограничен в договоре банковского счета (п. 3 ст. 845 ГК РФ). Поэтому именно в договоре банковского счета рекомендуется предусмотреть желаемый правовой режим расчетного счета обособленного подразделения юридического лица. Для исключения возможных недоразумений право открывать и распоряжаться именно такими счетами должно следовать из доверенности, выданной юридическим лицом на имя руководителя обособленного подразделения. В пункте 2.1 Инструкции №28-И отсутствует еще один очень востребованный на практике счет. Известно, что на учредителей некоторых организаций, находящихся в процессе создания, возложена обязанность внести весь или часть ее уставного капитала в денежном выражении на счет в банке. Это необходимо, чтобы продолжить процедуру регистрации организации. Ранее на практике банк открывал так называемый временный (или накопительный) счет. Так, например, в соответствии с прежней Инструкцией учредителям акционерного общества открывался временный расчетный счет для зачисления первоначальных взносов учредителей и лиц, участвующих в подписке на акции. Этот счет имел ограниченный правовой режим, который допускал осуществление только операций по внесению средств. Интересно, что этот счет открывался на имя еще не зарегистрированного, т.е. юридически несуществующего, юридического лица на том же балансовом счете, который должен быть использован для открытия расчетного счета действующему юридическому лицу той же организационно-правовой формы. Интересно также, что после регистрации юридического лица банк не перезаключал договор и не изменял использованный им балансовый счет. Учредители обязывались представить банку пакет документов, подтверждающих регистрацию юридического лица, и банк начинал проводить операции в полном объеме. Очевидно, что такая практика не соответствовала гражданскому законодательству. Незарегистрированное юридическое лицо не обладает правосубъектностью и поэтому не может быть стороной договора банковского счета. Однако исключение временного (накопительного) из числа разрешенных к открытию видов счетов выявило пробел правового регулирования, который необходимо было устранить. Заинтересованные банки обратились в Банк России за соответствующими разъяснениями. В ответ на конкретные запросы банков ЦБ РФ, как правило, дает следующее разъяснение. Исходя из преамбулы Инструкции №28-И, ее действие не распространяется на порядок открытия и закрытия счетов, открываемых по иным основаниям, отличным от договора банковского счета (вклада). Поскольку накопительный счет, открываемый не на основании договора банковского счета (вклада), не является банковским счетом, на порядок его открытия указанная Инструкция не распространяется. Вопросы открытия, ведения и закрытия накопительного счета могут быть решены кредитной организацией самостоятельно по соглашению с лицом (уполномоченным учредителем создаваемого юридического лица), обратившимся в банк с целью открытия накопительного счета, с соблюдением требований п. 1.16 ч.1 Положения Банка России от 5 декабря 2002 г. № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации». Право кредитной организации осуществлять такие сделки основано на ч. 4 ст. 5 Закона о банках и п. 1.16 ч. 1 Положения Банка России «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации». Из Положения ЦБ РФ № 205-П следует, что кредитные организации имеют право открывать юридическим и физическим лицам (клиентам) на определенный срок накопительные счета. Таким образом, по мнению Банка России, во-первых, временный (накопительный) счет не является договором банковского счета, во-вторых, он квалифицируется как внутренний счет бухгалтерского учета банка, на котором учитываются деньги внесшего их учредителя. Данная позиция соответствует законодательству и позволяет решить «проблему правосубъектности» организации, находящейся в процессе создания, о которой речь шла выше. Отношения, складывающиеся между банком и учредителем, вносящим деньги, следует квалифицировать как непоименованный договор, в результате заключения которого между его сторонами возникают обязательственные правоотношения. В соответствии с заключенным договором банк принимает средства учредителя, которые составят уставный капитал (или его часть) будущего юридического лица. Банк обязуется предоставить учредителю справку о внесении указанных средств, которая необходима для представления в регистрирующий орган, а в случае успешной регистрации - зачислить внесенную сумму на счет вновь созданного юридического лица. Если создаваемое юридическое лицо не будет зарегистрировано, банк обязан вернуть внесенную сумму тому лицу, которое внесло эти средства. Иные учредители незарегистрированного юридического лица, как правило, не являются стороной указанного выше непоименованного договора с банком. Если при заключении договора с банком вноситель средств представит в банк доверенность от имени всех учредителей, то их также следует считать сокредиторами банка. В данном случае возникнет множественность лиц на стороне клиента банка. Вопрос о том, являются ли данные кредиторы долевыми или солидарными, не может быть решен однозначно. Представляется необходимым различать несколько случаев. При отсутствии иного в договоре с соучредителями банк может выдать всю сумму только солидарно всем учредителям вместе, поскольку он не осведомлен, в какой части каждый из них участвовал в формировании уставного капитала создаваемого юридического лица. Представляется, что для правильного заключения такого договора с несколькими учредителями в банк необходимо представлять учредительный договор, подтверждающий долю каждого учредителя в формировании уставного капитала юридического лица. Если внесенная сумма совпадает с суммой, указанной в учредительном договоре, либо каждый из соучредителей самостоятельно внес свою часть средств в уставный капитал будущего юридического лица, что оформлено документами банка, то учредителей можно считать долевыми кредиторами. В этом случае при отказе регистрирующего органа в регистрации юридического лица банк вправе вернуть внесенные средства каждому из соучредителей в отдельности в соответствии с его долей согласно учредительному договору или документам банка, подтверждающими ее внесение. Инструкция №28-И не содержит специальных правил для открытия счета нерезиденту-предпринимателю. В связи с этим у банков возник вопрос, вправе ли банк открыть счет индивидуальному предпринимателю-нерезиденту. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) только в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории Российской Федерации, устанавливает ЦБ РФ. Такой порядок определен Инструкцией №28-И. Указанная Инструкция распространяется на счета и вклады любых клиентов как резидентов, так и нерезидентов, что следует из ее преамбулы. Если для открытия некоторых видов счетов нерезидентов требуется представить дополнительные документы, то в Инструкцию №28-И включаются специальные нормы. Например, в соответствии с п. 4.2 для открытия расчетного счета юридическому лицу - нерезиденту в банк должны быть представлены документы, предусмотренные п. 4.1 для юридических лиц - резидентов, а также документы, подтверждающие правовой статус юридического лица - нерезидента по законодательству страны, на территории которой создано это юридическое лицо, в частности документы, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица - нерезидента. Отсюда следует, что если Инструкция №28-И не содержит таких специальных правил для открытия счетов иностранных юридических лиц или граждан, то должно применяться общее правило. Так, п. 4.7 Инструкции №28-И установлены единые требования для открытия расчетного счета индивидуальному предпринимателю. Они должны одинаково применяться при открытии счетов как российским, так и иностранным гражданам или лицам без гражданства [48, c. 15]. Представляется, что для такого вывода имеются также основания, вытекающие из иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Из Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» следует, что иностранный гражданин может заниматься на территории Российской Федерации предпринимательской деятельностью. Для этого он должен зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и получить разрешение на работу в случаях, указанных в упомянутом Законе. Порядок регистрации иностранного гражданина в качестве индивидуального предпринимателя определяется ст. 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В частности, в число документов, представляемых иностранным гражданином в регистрирующий орган, входит копия документа, подтверждающего право физического лица - иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации. Следовательно, если иностранный гражданин представляет в банк документ о государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя, как это предусмотрено в подп. «д» п. 4.7 Инструкции №28-И, то миграционная карта или вид на жительство у иностранного гражданина уже имеется. Поэтому можно согласиться с Банком России, который не устанавливает какой-либо обязанности иностранного гражданина представлять в банк указанные документы для открытия ему счета индивидуального предпринимателя. Вопрос о необходимости представления в банк копии разрешения на работу для открытия расчетного счета индивидуальному предпринимателю может показаться спорным. Иностранный гражданин не вправе осуществлять на территории Российской Федерации индивидуальную предпринимательскую деятельность без разрешения на работу за исключением случаев, перечисленных в п. 4 ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Иными словами, разрешение на работу требуется не всегда и может быть получено после регистрации иностранного гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. По нашему мнению, разрешение на работу не требуется представлять в банк для открытия индивидуальному предпринимателю-иностранцу расчетного счета по следующим формальным основаниям. Как уже было сказано выше, право устанавливать порядок открытия счетов нерезидентов принадлежит Банку России в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Банк России реализовал свое право и не посчитал нужным указать разрешение на работу в качестве одного из документов, которые должны быть представлены в банк. В противном случае банку пришлось бы в каждом конкретном случае выяснять, требуется ли этот документ индивидуальному предпринимателю для осуществления его трудовой деятельности на территории России. По общему правилу п. 3 ст. 845 ГК РФ банк лишен права контроля над денежными средствами своего клиента. Следовательно, банк вправе открыть расчетный счет индивидуальному предпринимателю - иностранцу на балансовом счете № 40802 после представления им документов, перечисленных в п. 4.7 Инструкции №28-И, т.е. таких же документов, какие обязаны представить физические лица - резиденты, являющиеся индивидуальными предпринимателями. Много вопросов вызвали нормы Инструкции №28-И, определяющие порядок работы с клиентурой, который изложен в главе 1 «Общие положения». Так, в соответствии с п. п. 1.4 - 1.7 Инструкции №28-И непосредственная работа с клиентурой возложена Банком России на должностных лиц банков. Например, в п. 1.4 указано, что исполнительный орган банка должен издать приказ и определить в нем круг должностных лиц, ответственных за работу с клиентами по открытию и закрытию счетов. Эти должностные лица банка обязаны непосредственно осуществлять прием документов, необходимых для открытия счета соответствующего вида, проверку надлежащего оформления документов, полноты представленных сведений и их достоверности. В указанных целях должностные лица банка непосредственно взаимодействуют с клиентами и их представителями, запрашивают и получают необходимую информацию, проводят оценку полученных сведений и выполняют иные действия, предусмотренные Инструкцией №28-И и банковскими правилами. Должностные лица банка могут быть также уполномочены оформлять карточку с образцами подписей и оттиска печати. Понятие «должностные лица банка» в Инструкции №28-И не раскрывается. Поэтому для толкования указанного термина по традиции применяется определение, содержащееся в прим. 1 кп. 3 ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации. Под «должностными лицами» УК РФ предлагает понимать лиц, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющих функции представителя власти либо выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Применительно к банку это означает, что к числу его должностных лиц должны быть отнесены любые руководящие работники, которые выполняют «организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции». На практике руководящие работники банка (например, председатель правления банка, руководители различных подразделений) не вступают в непосредственный контакт с клиентурой, если отсутствует конфликтная ситуация. Непосредственную работу по оформлению договоров, проверке документов, удостоверяющих личность, обычно выполняют операционисты, работающие в клиентском зале. Если указанной деятельностью, согласно Инструкции №28-И, должны заниматься только должностные лица банка, то неясно, какую работу обязан выполнять рядовой персонал. Проблема осложняется тем, что некоторые банки довольно часто привлекают к работе по оформлению договоров банковского вклада лиц, которые вообще не являются сотрудниками банка. Например, это могут быть работники ФГУП «Почта России», действующие на основании доверенности банка. Находясь на почте, т.е. на своем рабочем месте, они помогают банку привлекать вкладчиков, расширяя тем самым клиентскую сеть банка. Поэтому сотрудникам ФГУП «Почта России» приходится оформлять договоры банковского вклада, они принимают суммы вкладов и проводят работу по идентификации клиентов. Последняя обязанность предусмотрена не только п. 1.5 Инструкции №28-И, но и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». По определенным причинам банки не желают принимать своих представителей ни на руководящие должности, ни просто в штат банка. В результате правила п. п. 1.5 - 1.7 Инструкции №28-И фактически лишают кредитные организации возможности действовать через представителей, что вряд ли обоснованно и законно (см. п. 2 ст. 1 ГК РФ). Учитывая неудачный характер рассматриваемых норм, Ассоциация российских банков обратилась в Банк России за соответствующими разъяснениями. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |