бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Операции коммерческих банков с драгоценными металлами

соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. № 1091 «О выпуске государственных ценных бумаг, предусматривающих право их владельца на получение слитков золота» Минфин России 27 ноября 1995 г. начал выпуск облигаций золотого федерального займа (ОЗФЗ). Срок обращения данных облигаций -- 3 года. Номинальная стоимость облигации выражается в рублях и определяется исходя из стоимости 100 г золота на Лондонском рынке драгоценных металлов в слитках долларах США, переведенных по официальному курсу ЦБ РФ на дату начала эмиссии облигаций.

ОЗФЗ могут покупать как хозяйствующие субъекты, так и граждане. Владельцам ОЗФЗ выплачивается процентный доход, размер которого равняется ставке ЛИБОР по доллару США, действующей на предшествующий рабочий день перед датой его объявления, плюс 1 % от номинала. Процентный доход выплачивается один раз в год в рублях по официальному курсу Центрального банка РФ на дату его выплаты.

Погашение ОЗФЗ, владельцами которых являются хозяйствующие субъекты, может производиться по выбору владельца в рублях или в натуральной форме в виде слитков золота чистоты 99,99 %. Галлямова А.З. Формирование современной структуры российского рынка драгоценных металлов // Банковское дело. 2005. № 5. С. 44

Погашение ОЗФЗ, владельцами которых являются граждане, производится только в рублях.

Контроль за совершением операций с драгоценными металлами Центральный банк РФ осуществляет следующий контроль за совершением операций с драгоценными металлами:

1. При проведении банковских операций с драгоценными металлами банки обязаны осуществлять контроль за соотношением требований и обязательств в драгоценных металлах в рублевой оценке, т. е. вести открытую позицию по операциям с драгоценными металлами. Порядок регулирования открытой позиции устанавливает Банк России.

2. Банки осуществляют операции с драгоценными металлами с использованием обезличенных металлических счетов только при наличии лимита открытой позиции по операциям с драгоценными металлами, установленного Банком России.

3. Банк России устанавливает единые правила ведения бухгалтерского учета операций с драгоценными металлами, порядок переоценки счетов учета драгоценных металлов, формы отчетности, порядок и сроки ее представления, а также определяет прочие нормативы деятельности банков по операциям с драгоценными металлами и осуществляет контроль за их соблюдением.

4. Банк России устанавливает порядок приема, хранения и выдачи драгоценных металлов банкам.

5. В случае нарушения банком требований Центрального Банка РФ к банку применяются меры, предусмотренные ст. 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Невыполнение требований Центрального банка РФ может служить основанием для отзыва лицензии (разрешения) на совершение операций с драгоценными металлами.

Для совершения операций с драгоценными металлами банк должен получить лицензию от Центрального банка РФ. Коммерческий банк, специально уполномоченный Центральным банком РФ по согласованию с Министерством финансов РФ на совершение в установленном порядке операций с драгоценными металлами, получает статус специально уполномоченного банка.

Такой банк может совершать: сделки купли-продажи слитков золота и серебра как за свой счет, так и за счет клиентов (по договорам комиссии или поручения) со специально уполномоченными банками, Центральным банком РФ, промышленными потребителями, инвесторами; операции со слитками золота и серебра по специальным счетам, открываемым им в соответствии с международной банковской практикой; залоговые операции со слитками золота и серебра при условии реализации предмета залога через специальные уполномоченные банки.

Металлический счет открывается банком для осуществления операций с драгоценными металлами. Металлический счет -- это счет банка (JIOPO), на котором числится определенное количество металла в граммах с определением его чистоты. Этот счет открывается в депозитарии и не содержит в себе ничего, кроме одной цифры -- количества граммов химически чистого драгоценного металла. Таким образом, на металлическом счете указывается количество физического металла, а в хранилище (депозитарии) банка хранится данный эквивалент металла. Учет ведется в граммах, а учет монет -- по их количеству. При переводе тройской унции в граммы исходят из соотношения, что одна тройская унция составляет 31,1034807 г. Результат определяется с точностью до 1/1000 доли тройской унции и применением правила округления. Существуют два вида металлических счетов: металлический счет ответственного хранения; металлический счет в обезличенном металле.

Металлический счет в обезличенном металле, или обезличенный металлический счет (неаллокированный счет -- unallocated account), -- это счет, открываемый банком для учета драгоценных металлов, без указания индивидуальных признаков и осуществления операций по их привлечению и размещению. Этот счет может быть именной, предназначенный для учета только одного вида драгоценного металла: золота, серебра, платины и металлов платиновой группы.

Юридические лица -- клиенты банка должны иметь лицензии на проведение операций с драгоценными металлами.

Размер вклада на металлический счет для юридических или физических лиц устанавливается банком. Минимум обычно составляет 50 г золота. Процентов по металлическому счету банк не начисляет. Доход клиента зависит от роста цен на золото на мировом рынке, а для вкладчика российского банка -- и от курса доллара к рублю.

При сдаче поручения на открытие металлического счета хозяйствующий субъект представляет в банк нотариально заверенную карточку владельца счета с указанием полных реквизитов денежных счетов, копии, Устава, Учредительного договора, Свидетельства о регистрации, приказов и иных распоряжений на должностных лиц, внесенных в карточку владельца металлического счета, и баланс на последнюю отчетную дату. Гражданин же представляет только паспорт или другой документ, подтверждающий личность.

Металлический счет открывается на основании заключенного между клиентом и депозитарием банка договора об открытии и обслуживании металлического счета и представленного поручения на открытие счета. При открытии металлического счета клиенту выдается свидетельство об открытии такого счета. Все операции по металлическому счету клиента производятся депозитарием банка на основании поручений установленного образца, принятых от клиента к исполнению, или на основании поручений лиц, которым клиент доверил право распоряжаться своим счетом.

Поручения принимаются:

а) от клиентов-юридических лиц -- при наличии подписей руководителя и бухгалтера хозяйствующего субъекта, заверенных печатью;

б) от клиента-гражданина -- при наличии подписи и предъявлении паспорта или другого документа, подтверждающего личность.

в) от лиц, которым клиент доверил право распоряжаться своим счетом, -- при наличии доверенности на совершение операции, предусмотренных данным поручением.

Подписи на поручении или доверенности должны соответствовать подписям, заявленным в карточке владельца металлического счета.

Все поручения передаются депозитарию банка в виде заполненных клиентом или его доверенным лицом бланков установленной формы. Клиенту выдается на руки копия принятого поручения, заверенная депозитарием банка. Депозитарий банка гарантирует сохранение тайны по металлическому счету.

Закрытие металлического счета осуществляется в соответствии с поручением клиента, либо по решению правопреемника клиента, либо по решению суда в соответствии с законодательством РФ. При наличии драгоценного металла на металлическом счете он не может быть закрыт. Перед закрытием находящийся на нем драгоценный металл должен быть переведен на другой металлический счет клиента, на счет его правопреемника или на специальный счет депозитария банка в соответствии с основанием для закрытия металлического счета. При закрытии металлического счета клиенту, его правопреемнику или судебному органу выдается справка о закрытии счета.

Операции с природными драгоценными камнями регулируются Положением о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 759 с изменениями, внесенными в него Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 215.

Указанное Положение распространяется на сделки с природными алмазами, рубинами, изумрудами, сапфирами, александритами, природным жемчугом в сыром (естественном) и обработанном виде, уникальными янтарными образованиями, приравненными в установленном порядке к драгоценным камням. Данный порядок распространяется на сделки с драгоценными камнями следующих видов:

а) сырые -- сортировочные и оцененные;

б) обработанные -- вставки для ювелирных изделий, полуфабрикаты и изделия технического назначения;

в) рекуперированные (извлеченные из инструмента).

Тарифы на услуги, оказываемые специально уполномоченными банками и другими субъектами сделок с природными драгоценными камнями, определяются по соглашению сторон при заключении договоров на совершение таких сделок.

Совершение сделок с сырыми несортированными природными драгоценными камнями не допускается. Сортировка, первичная классификация и первичная оценка драгоценных камней осуществляются субъектами добычи или Гохраном России в соответствии с российскими законодательством и нормативно-технической документацией. Субъекты добычи, не имеющие возможности осуществлять первичную классификацию и первичную оценку добытых драгоценных камней, передают их в установленном порядке в Гохран России для проведения сортировки, первичной классификации и первичной оценки.

Российские перерабатывающие предприятия могут реализовать: необработанные драгоценные камни, не использованные в производстве, -- другим организациям, имеющим соответствующую лицензию на обработку драгоценных камней, в том числе через биржу драгоценных камней; обработанные драгоценные камни -- непосредственно другим организациям, использующим драгоценные камни в своей деятельности, или через биржу драгоценных камней.

В целях осуществления государственного контроля за использованием и обращением драгоценных камней Минфин России осуществляет учет сделок, совершаемых с необработанными драгоценными камнями между субъектами добычи и российскими перерабатывающими организациями, а также между российскими перерабатывающими организациями. Минфин РФ и Центральный банк РФ ежегодно размещают свои заказы на приобретение драгоценных камней и до 1 января текущего года сообщают в Правительство РФ объемы закупок на следующий год природных драгоценных камней для пополнения государственных запасов с указанием добывающих организаций, у которых они будут покупаться, а также лимиты (квоты) продажи драгоценных камней из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.

Составной частью данного фонда является Алмазный фонд Российской Федерации, который представляет собой собрание уникальных самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение, а также собрание уникальных ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 7 Закона РФ от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»). Федеральный Закон РФ от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»

Согласно статье 9 указанного Закона субъекты Российской Федерации по согласованию с Правительством РФ могут создавать свои государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней. Государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации используются в соответствии с решением органов власти субъектов РФ и являются собственностью субъектов РФ.

Создание данного фонда регулируется Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1999 г. № 537 «О порядке согласования вопроса о создании государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней субъекта Российской Федерации». Постановление Правительства РФ от 15 мая 1999 г. № 537 «О порядке согласования вопроса о создании государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней субъекта Российской Федерации»

Центральный банк России и специально уполномоченные банки имеют право совершать сделки купли-продажи природных драгоценных камней за свой счет или за счет своих клиентов (по договорам комиссии или поручения), осуществлять залоговые операции и совершать другие виды сделок, предусмотренные действующим законодательством.

Центральный банк РФ определяет перечень и характер операций с природными драгоценными камнями, которые могут совершать специально уполномоченные банки в пределах прав, предоставленных им Положением о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории РФ, включая сделки купли-продажи за свой счет и за счет клиентов по договорам комиссии или поручения, заключаемым с: обрабатывающими организациями; другими специально уполномоченными банками; с промышленными потребителями; инвесторами.

Инвесторы могут совершать сделки по купле-продаже обработанных драгоценных камней, их хранение, изготовление из них ювелирных изделий только через специально уполномоченные банки по заключенным с ними договорам поручения. Продажа несертифицированных ограненных природных драгоценных камней гражданам не допускается. Владельцы драгоценных камней могут использовать их в качестве залога.

Удовлетворение требований залогодержателя может быть осуществлено только за счет денежных средств, полученных в результате реализации в установленном порядке природных драгоценных камней, при преимущественном праве их покупки Минфином России и Центральным банком РФ.

Не допускается использование природных драгоценных камней в качестве средства платежа, а также при расчетах за кредиты, предоставляемые коммерческими банками юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, использующим драгоценные камни в производстве своей продукции.

ЦБ РФ и Минфин России совместным письмом от 03 октября 1996 г. «О порядке применения Положения о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории РФ, утвержденного Правительством Российской Федерации от 27 июня 1996 г. № 759» утвердили перечень операций и сделок, совершаемых банками с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации. К этим операциям кроме указанных в вышеназванном Положении относятся: 1) сделки купли-продажи как за свой счет, так и за счет клиентов по договорам (комиссии или поручения), заключаемым с обрабатывающими организациями, другими специально уполномоченными банками, с промышленными потребителями, инвесторами; 2) залоговые операции с природными драгоценными камнями при условии реализации залога в соответствии с требованиями вышеназванного Положения.

Согласно Федеральному закону «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 41-Ф3 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» юридические лица, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, должны встать на специальный учет в государственной инспекции пробирного надзора, на территории которой они совершают эти операции.

1.3 Роль золота в деятельности коммерческих банков

Золото играет очень важную роль в финансовой политике Российской Федерации. Аффинированное золото в слитках, находящееся в федеральной собственности, образует золотой запас Российской Федерации. Он предназначен для осуществления финансовой политики государства и удовлетворения экстремальных потребностей РФ при чрезвычайных ситуациях. Создание золотого запаса России регулируется статьей 8 Закона РФ от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Закон РФ от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»

Золотовалютные резервы - государственные запасы золота и иностранной валюты, хранящиеся в центральном банке или в финансовых органах, а также принадлежащие государству золото и иностранная валюта в международных валютно-кредитных организациях.

Золотовалютные резервы ЦБ - в РФ - величина резервных активов Центрального Банка РФ и Минфина, которые включают:

- монетарное золото; - специальные права заимствования; - резервную позицию в МВФ; - остатки на текущих счетах; - краткосрочные депозиты в банках; - ценные бумаги иностранных правительств; - другие ликвидные валютные активы.

Валютные активы пересчитываются в доллары США исходя из кросс-курсов иностранных валют, рассчитанным на основе официальных курсов валют, установленных Центральным Банком и действующих на отчетную дату.

Золотое обеспечение - золотой запас страны, предназначенный для покрытия банковской эмиссии, размеры которой устанавливаются ее правительством.

Золотое покрытие - отношение золотого резерва к количеству денег в обращении.

Золотой фиксинг - ежедневная фиксация ведущими дилерами рыночной цены золота на основе соотношения спроса и предложения.

Монетарное золото - золото, хранимое органами государственной власти в качестве финансового актива.

В отличие от большинства других металлов, золото появляется в больших количествах в чистой форме. Это - то, почему люди стали заинтересованными этим металлом. Первые открытия были сделаны в первом столетии ВС, когда золото было вымыто от речного песка в Bgypt.

Сегодня золото главным образом добывается как полезное ископаемое. Наиболее важные производящие золото страны в мире - Южная Африка, прежний Советский Союз, США, Австралия. Другие области, где золото произведено, должны быть найдены в Канаде, Бразилии, Колумбии, Гане, Филиппинах и раньше в Китае.

Всемирные золотые рынки отличаются от друг друга не только в их структуре но также и в их функциях. Важное различие должно быть оттянуто между первичными и вторичными рынками. Первичные рынки - которые получают недавно добытое золото, которое они тогда распределяют или непосредственно или через вторичные рынки.

Главные первичные золотые рынки, которые часто называются оптовыми торговцами, являются Цюрихом и Лондоном, вторичными золотыми рынками, которые являются розничными дилерами, - Франкфурт, Париж, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго, Панама, Сингапур, Гонконг, Кувейт и другие.

Одна часть золотого запаса РФ хранится в Центральном банке РФ. Она учитывается на его счетах. Решение о расходовании этой части золотого запаса РФ принимается ЦБ РФ в порядке, согласованном с Правительством РФ. Отчет о состоянии учитываемой на счетах ЦБ РФ части золотого запаса России представляется ЦБ РФ Государственной Думе как составная часть доклада председателя Банка России о деятельности ЦБ РФ. Бауэр В. Золото в системе цифровых денег // Финансист. 2001. № 9. С. 68-74.

Другая часть золотого запаса РФ находится в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации. Она учитывается на счетах специального уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Басов А.И. Роль золота и других драгоценных металлов в составе золотовалютных резервов // Финансы и кредит. 2003. № 3.

Эта часть золотого запаса Российской Федерации используется в соответствии с планами, утвержденными Правительством РФ, в стоимостных объемах, устанавливаемых Федеральным законом о федеральном бюджете. Эти планы принимаются ежегодно с указанием конкретных целей отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней.

Отпуск золота из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ для проведения операций на внешнем и внутреннем рынке, а также отпуск его сверх плана производится только по решению Президента России.

Правительство РФ своим постановлением от 27 июня 1998 г. № 861 утвердило Генеральные условия эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом.

Эти условия определяют порядок эмиссии и обращения долговых обязательств РФ в форме именных беспроцентных облигаций, погашаемых золотом (т. е. золотых сертификатов).

Золотые сертификаты являются государственными ценными бумагами, предоставляющими их владельцу право на получение в срок погашения, определенный условиями выпуска, золота в слитках (ГОСТ 28058-89, ОСТ 117-30-96) в количестве, эквивалентном 1 кг химически чистого золота за каждый погашаемый сертификат. Фаненко М.А. Перспективы золота как инструмента международной ликвидности // Банковские услуги. 2004. № 12.

Эмитентом золотых сертификатов от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации.

Эмиссия золотых сертификатов осуществляется отдельными выпусками. Параметры выпуска (в том числе дата выпуска, номинальная стоимость, объем выпуска, количество сертификатов, дата погашения) определяются Министерством финансов Российской Федерации. Золотые сертификаты одного выпуска равны между собой по объему предоставляемых владельцу прав. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые золотыми сертификатами каждого выпуска, является глобальный сертификат, оформляемый на этот выпуск Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Золотые сертификаты выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Номинальная стоимость одного золотого сертификата равняется действующей цене покупки Центральным банком Российской Федерации 1 кг химически чистого золота на дату выпуска золотого сертификата.

Золотые сертификаты передаются субъектам добычи драгоценных металлов на основании заключенных договоров в обмен на эквивалентное количество драгоценных металлов, направляемых на пополнение государственных запасов и резервов. Порядок учета, размещения и погашения золотых сертификатов определяется Министерством финансов Российской Федерации. Владельцами золотых сертификатов в соответствии с законодательством Российской Федерации могут быть юридические и физические лица.

Использование и обращение слитков золота, полученных при погашении золотых сертификатов, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод, в настоящее время драгоценные металлы являются объектом купли-продажи на международных и внутренних товарных и финансовых рынках, а также первичного и вторичного, биржевого и внебиржевого рынков.

Использование драгоценных металлов в деятельности коммерческих банков осуществлялось еще в начале XX века. В то время важнейшими кредиторами российской золотопромышленности становятся коммерческие банки, роль государственного кредитования заметно сокращается. Установление широких и действенных связей с банками могло стать важным этапом в эволюции российской золотопромышленности, развивавшейся в условиях острого дефицита капиталов.

Современному Российскому банковскому рынку драгоценных металлов 10 лет -- в 1996 году Центральный банк России выпустил несколько базовых инструкций, регламентирующих банковские операции с драгметаллами. Эти нормативные документы разрешили банкам покупать и продавать слитки, открывать обезличенные металлические счета, выдавать кредиты под залог мерных слитков и предоставлять займы в виде слитков.

В настоящее время золото играет очень важную роль в финансовой политике Российской Федерации. Аффинированное золото в слитках, находящееся в федеральной собственности, образует золотой запас Российской Федерации. Он предназначен для осуществления финансовой политики государства и удовлетворения экстремальных потребностей РФ при чрезвычайных ситуациях.

Глава 2. Анализ динамики развития операций коммерческих банков с драгоценными металлами в Сибирском банке Сбербанка РФ

2.1 Исследование динамики развития операций коммерческих банков с золотом

Началу периода активного развития операций коммерческих банков с золотом послужил Федеральный Закон РФ от 9.10.92 г. N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле», которым алмазы и золото выводятся из-под валютного регулирования, перестают быть валютными ценностями - как это и принято во всём мире, поэтому золото перестало быть валютной ценностью. www.skbbank.com.ru

Можно сказать, что за прошедшие три года в России сформировался новый рынок драгоценных металлов, который функционирует. Наиболее активными участниками рынка драгоценных металлов (кроме государства) являются коммерческие банки. Деятельность коммерческих банков на этом новом сегменте рынка активизировалась с целью привлечения их капиталов для развития золотодобывающей отрасли и создания нового банковского рынка. Филиппенко А. Добыть и сберечь // Мировая экономика, №2, 2005. - с. 9.

Анализ деятельности российских коммерческих банков на внутреннем рынке золота подтверждает, что определяющим фактором для проведения операций с золотом, является не их непосредственная близость к добывающим предприятиям, а общее финансовое положение банка, и территориальный аспект здесь влияет скорее с точки зрения общего экономического состояния региона.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.