|
Медицинское страхование в Российской ФедерацииМедицинское страхование в Российской Федерации38 Оглавление Введение Глава 1. Медицинское страхование РФ 1.1. Система медицинского страхования 1.2. Добровольное медицинское страхование 1.3. Обязательное медицинское страхование 1.4. Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения. Глава 2. Специфика работы ТФОМС 2.1. Особенности формирования и использования бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования 2.2. Специфика взаимоотношений территориального фонда обязательного медицинского страхования со страхователями и страховыми медицинскими организациями Заключение Список используемой литературы Приложение Введение В своей деятельности человек повсюду и всегда подвергается различным опасностям, угрожающим ему самому, его близким или его имуществу, опасностям, непредвидимым по источнику своего возникновения и неравномерным по своим последствиям. Иначе говоря, человек постоянно подвергается тому или иному риску. Так, например, во время царствования вавилонского царя Хаммурапи (годы правления : 1792-1750 г.г. до н. э. ), участники торговых караванов заключали между собой договор, в котором стороны соглашались совместно нести убытки, наступившие у кого-либо из участников каравана в результате ограбления, кражи или пропажи. Это не единственный пример. Соглашения о взаимном распределении убытков от кораблекрушения или от других опасностей, подстерегавших мореплавателей, заключали между собой купцы Финикии. Как известно, право на охрану здоровья граждан Российской Федерации государством определено Конституцией РФ (статья 39). Это право имеют все граждане нашей страны (работающие и неработающие). При этом граждане всегда были уверены, что, чтобы с их здоровьем не случилось, Государство о здоровье любого гражданина позаботится через систему государственного здравоохранения. С 1993 года в нашей стране появилась новая модель здравоохранения, при которой средства на здравоохранение формируются за счет отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, взносов индивидуальных предпринимателей. Реформа в области здравоохранения является одной из важнейших составляющих проводимых в России преобразований. При этом среди проблем, решение которых позволит повысить уровень здравоохранения, выделяется проблема поиска новых внебюджетных источников возмещения необходимых затрат на охрану здоровья граждан. Долгое время единственным источником финансирования здравоохранения в нашей стране был государственный бюджет. Бюджетный метод финансирования ориентирован на возможности бюджета, а не на реальные расходы, складывающиеся в этой сфере. МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ#S - форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, имеющее своей целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия (Закон РФ от 28 июня 1991 г. "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"). При платной медицине данный вид страхования является инструментом для покрытия расходов на медицинскую помощь, при бесплатной медицине - это дополнительный источник финансирования медицинских затрат. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе соответствующих государственных программ и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Оно может быть коллективным и индивидуальным. Переход к страховой медицине обусловлен спецификой рыночных отношений в здравоохранении. Медицинское страхование позволяет человеку сопоставить необходимые затраты на охрану здоровья с состоянием собственного здоровья. Соизмерить потребности в медицинской помощи и возможность ее получения необходимо независимо от того, кем производятся затраты: предприятием, профсоюзом или обществом в целом. Тема медицинского страхования звучит злободневно, где говорят о серьезных просчетах и недостатках.в этой области. Поэтому тема данного исследования актуальна, т. к. в этой работе попытаемся охарактеризовать особенности медицинского страхования в РФ.Это и будет цель нашей работы. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: - выявить систему медицинского страхования в России; - дать определение моделям медицинского страхования; - выявить специфику формирования фондов и их расходования. Объект исследования: медицинское страхование и его составляющие. Предмет исследования: система медицинского страхования РФ. Работа состоит из введения . двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Глава 1. Медицинское страхование РФ 1.1. Система медицинского страхования Медицинское страхование представляет собой систему общественного здравоохранения, экономическую ос-нову которой составляет финансирование из специ-альных страховых фондов. Величину страхового фонда и его не-обходимый резерв рассчитывают на основе вероятности наступ-ления так называемого рискового случая заболевания. Величина разового страхового взноса зависит от состояния здоровья чело-века, принимаемого на страхование, его возраста, определяющих вероятность наступления заболевания в тот или иной период жизни пациента. При этом также учитывают динамику и сте-пень влияния неблагоприятных факторов окружающей среды (производственные и бытовые условия, экологическая обстанов-ка и т.д.)[14,169]. При медицинском страховании организационно закрепляет-ся статус территориального аккумулирования средств и ресурсов в страховых фондах, определяются условия и порядок финанси-рования лечебно-профилактической помощи. Система медицин-ского страхования предусматривает административно-хозяйст-венную самостоятельность лечебно-профилактических учрежде-ний, бездефицитность их финансирования и обеспечение соци-альных гарантий при оказании медицинских услуг социально незащищенным слоям населения. В качестве основного звена финансирования здравоохранения выступают территориальные фонды медицинского страхования. Эти фонды действуют как экономически самостоятельные некоммерческие структуры, вступающие в правовые и финансовые отношения либо с граж-данами (физические лица), либо с предприятиями, учреждения-ми и организациями (юридические лица, страхователи), меди-цинскими страховыми компаниями (страховщики), а также объ-ектами здравоохранения (лечебно-профилактические учрежде-ния). Территориальные фонды медицинского страхования кон-тролируют объем и качество предоставляемой медицинской по-мощи населению[14,170]. Все хозяйствующие субъекты, находящиеся на данной терри-тории, непосредственно участвуют в формировании ресурсной базы территориального фонда медицинского страхования. Мест-ные органы власти выступают в качестве страхователей для не-работающей части населения, проживающего на этой террито-рии. Финансирование медицинской помощи для неработающего населения осуществляется за счет средств местного бюджета. Под страховым случаем в медицинском страховании пони-мают не столько появление заболевания, сколько сам факт ока-зания медицинской помощи по поводу заболевания. Страховое возмещение здесь приобретает форму оплаты оказанной меди-цинской помощи населению, состоящей из набора конкретных медицинских услуг (диагностика, лечение, профилактика). Ме-дицинское страхование проводится за счет отчисления от при-были предприятий или личных средств населения путем заклю-чения соответствующих договоров. Договор о медицинском страховании представляет собой соглашение между страховате-лем и страховой медицинской организацией. Последняя обязу-ется организовать и финансировать предоставление застрахован-ному контингенту медицинскую помощь определенного вида и качества (или иных услуг в соответствии с программами обяза-тельного или добровольного медицинского страхования). В РФ обязательное медицинское страхование носит всеоб-щий характер, где гарантируется гражданам необходимый объем, качество и условия оказания лечебно-профилактической помо-щи. Добровольное медицинское страхование дополняет обязательную форму. Через добровольное медицинское страхование обеспечиваются дополнительные (сверх установленных) клинико-диагностические обследования и лечебные мероприятия. Страхователями при обязательном медицинском страховании выступают органы государственного управления (для неработающего населения), предприятия, учреждения и организации (для работающих), а также лица, занятые предпринимательской деятельностью, и лица свободных профессий. При добровольном медицинском страховании в качестве страхователей выступают граждане, обладающие гражданской дееспособностью. Каждый застрахованный гражданин получает полис. Страховые медицинские организации выступают в качестве юридического лица, осуществляющего меди-цинское страхование согласно имеющейся у них лицензии. Уч-редителями страховых медицинских организаций не могут быть органы управления здравоохранения и отдельные лечебно-профилактические учреждения. Страховая медицинская органи-зация контролирует объем, сроки и качество предоставляемой медицинской помощи в соответствии с условием договора. Тем самым страховая медицинская организация защищает интересы застрахованных. Взаимоотношения между страхователем и страховой медицин-ской организацией реализуются через страховые взносы. По обя-зательному медицинскому страхованию они устанавливаются как ставки платежей в размерах, покрывающих затраты на выполне-ние программ медицинского страхования и обеспечивающих рен-табельную деятельность страховой медицинской организации. Страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения вносят соответствующие органы управ-ления. Добровольное страхование происходит за счет прибыли, доходов предприятий или личных средств граждан. Условия доб-ровольного медицинского страхования подробно оговариваются в заключаемом договоре. При этом размеры добровольных страхо-вых взносов устанавливаются по соглашению сторон[14,180]. 1.2. Добровольное медицинское страхование Медицинское страхование проводится в двух формах: доб-ровольной и обязательной. В их основу положены разные орга-низационно-правовые и экономические принципы. Они различаются по числу сторон, участвующих в страхова-нии целям и условиям функционирования. Добровольное медицинское страхование осуществляется в соответствии с требованиями Законов РФ «О страховании» и «О медицинском страховании граждан в Российской Федера-ции» и предусматривает заключение договора между страхова-телем и страховой компанией[8,51]. Взаимные обязательства сторон регулируются договором и действующим законодательством. Добровольное медицинское страхование осуществляют стра-ховые компании, имеющие лицензию на данный вид страховой деятельности. Медицинское страхование проводится в двух формах: доб-ровольной и обязательной. В их основу положены разные орга-низационно-правовые и экономические принципы. Они различаются по числу сторон, участвующих в страхова-нии, целям и условиям функционирования. Одним из субъектов страховых отношений в добровольном медицинском страховании является медицинское учреж-дение, лечение выгодоприобретателя в котором страховщик оплачивает. Список таких учреждений ограничен договором страхования, но по согласованию со страховщиком страхо-ватель (выгодоприобретатель) может получить оплачивае-мую или частично оплачиваемую медицинскую услугу (лече-ние) в учреждении, которого нет в списке, прилагаемом к до-говору страхования[6,105]. Страховым случаем является обращение застрахованно-го лица в медицинское учреждение при остром заболевании, обострении хронического заболевания, травме, отравлении и других несчастных случаях за получением консультативной, профилактической и иной помощи, требующей оказания ме-дицинских услуг в пределах перечня, предусмотренного до-говором страхования в течение срока действия договора. Не считается страховым случаем обращение застрахованного в медицинское учреждение по поводу: травматического повреж-дения в состоянии алкогольного, наркотического или токси-ческого опьянения; травматического повреждения или иного расстройства здоровья, наступившего в результате соверше-ния умышленного преступления; покушения на самоубийство, за исключением тех случаев, когда застрахованный был до-веден до такого состояния противоправными действиями тре-тьих лиц; умышленного причинения себе телесных повреж-дений. Кроме того, заболевания, которые не могут носить слу-чайный характер, в перечень страхуемых рисков не включа-ются. Страховщик не оплачивает лечение, если получены ме-дицинские услуги, не предусмотренные договором страхова-ния и оказанные в медицинских учреждениях, не предусмот-ренных договором страхования. 1.3. Обязательное медицинское страхование Обязательное медицинское страхование регулируется Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Рос-сийской Федерации», является частью государственной социаль-ной политики и системы социального страхования. Оно реализо-вано на базе самостоятельной финансовой системы - го-сударственного социального страхования и фонда обязательного медицинского страхования, который пополняется из средств предприятий и организаций за счет обязательных отчислений, начисляемых на заработную плату работников[5,132]. Гражданам России при обращении в лечебные медицин-ские учреждения гарантируется получение медицинской по-мощи в соответствии с перечнем и объемом, установленными территориальными программами обязательного медицинско-го страхования. Реализацию государственной политики в области обязатель-ного медицинского страхования осуществляют Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования - специализированные некоммерческие финан-сово-кредитные учреждения. Страхователи должны заклю-чать договоры обязательного медицинского страхования, в со-ответствии с которыми застрахованные граждане имеют право на получение медицинских услуг, перечень и объем которых устанавливаются территориальными программами обязательного медицинского страхования, в медицинских уч-реждениях, включенных в систему обязательного ме-дицинского страхования. Такие программы утверждаются органами государственного управления субъектов Российской Федерации и предоставляют застрахованному гражданину право на получение не всех, но достаточно большого переч-ня медицинских услуг. Список бесплатных услуг пополня-ется за счет целевых программ здравоохранения, которые ут-верждаются органами государственного управления терри-торий и финансируются полностью за счет бюджетных средств (например, медицинские услуги, связанные с родов-споможением и оказанием медицинской помощи детям, и др.). Остальные медицинские услуги предоставляются медицин-скими учреждениями гражданам на платной основе, а для лиц, участвующих в добровольном медицинском страховании, за счет средств страховщиков[4,35]. Страховая медицинская организация может быть учреж-дена в любой организационно-правовой форме и на дату уч-реждения должна иметь уставный капитал не менее 1 200 ми-нимальных размеров месячной оплаты труда, установленной российским законодательством. Среди учредителей страховой медицинской организации не могут быть органы управления здравоохранением и медицинских учреждений. Такая органи-зация обязана иметь государственную лицензию на право про-ведения обязательного медицинского страхования. Такие ли-цензии выдаются Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью и удостоверяют право на участие стра-ховой медицинской организации в проведении обязательного медицинского страхования на конкретной территории (облас-ти, республики, края, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга)[7,90]. Застрахованные граждане обязаны иметь именной полис обязательного медицинского страхования, который вручается им страховой медицинской организацией или работодателем-страхователем по ее поручению. На отдельных территориях полис может быть получен в медицинском учреждении - по-ликлинике по месту основного жительства. В полисе указаны страховая медицинская организация и медицинские учреждения, в которых застрахованное лицо имеет право на получение ме-дицинской помощи. Полис предъявляется застрахованными гражданами при обращении за полученном медицинской по-мощи в лечебное учреждение за исключенном скорой (сроч-ной) медицинской помощи, оказание которой входит в обязан-ности медицинских учреждении и включено в целевые про-граммы здравоохранения[7,94]. Медицинские учреждения - поликлиники или больницы -получают право на предоставление медицинских услуг по про-граммам обязательного медицинского страхования после прохождения аккредитации в соответствующих органах управ-ления здравоохранением. Оказываемая гражданам медицин-ская помощь должна соответствовать утвержденным медико-экономическим стандартам и подлежит оплате страховыми ме-дицинскими организациями в соответствии с установленны-ми тарифами на медицинские услуги. Движение финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования строго регламентировано действу-ющим законодательством. Страхователь уплачивает страховые взносы в территориальный фонд обязательного медицинского 1.4. Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения. В июне 1991 г. был принят закон "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Суть модели медицинского страхования, предусмотренной этим законом, состояла в следующем. Финансирование здравоохранения должно происходить за счет обязательных и добровольных страховых взносов. Обязательное медицинское страхование (ОМС) работающих осуществляется за счет платежей предприятий, а неработающих и занятых в бюджетной сфере - за счет бюджетных ассигнований. Объем и условия оказания бесплатной медицинской помощи в рамках ОМС определяются в базовой программе ОМС, утверждаемой правительством, и в территориальных программах, принимаемых на основе базовой местными органами власти. Медицинская помощь, оказываемая населению, оплачивается негосударственными страховыми медицинскими организациями. Включение частных страховых компаний должно было ввести элементы свободного рынка и конкуренции покупателей в систему медицинского страхования [3,112]. Вместе с тем, предусматривалось сохранение государственных органов управления здравоохранением, которые должны были выполнять функции контроля и заниматься разработкой и реализацией целевых программ, предмет которых лежит за рамками тех видов медицинской помощи, которые предоставляются в системе ОМС. Это изначально создавало ситуацию двоевластия, так как формировалась двухканальная система финансирования медицинских учреждений. Нетрудно заметить, что такая система финансирования обществом здравоохранения, по сути дела, воспроизводила в несколько иной форме и развивала ту систему, которая предусматривалась моделью "нового хозяйственного механизма", внедрявшейся с 1988 г. Нормативы бюджетного финансирования трансформировались в страховые взносы из бюджета по фиксированным ставкам. Идея о введении нормативов бесплатной медицинской помощи населению превратилась в идею базовой программы ОМС. Разрешение учреждениям здравоохранения и заинтересованным организациям заключать договоры на выполнение услуг сверх вышеуказанных нормативов получило развитие в установлении добровольного медицинского страхования. В дополнение к модели бюджетной медицины в модели ОМС появился новый источник гарантированного поступления средств в сферу здравоохранения - платежи организаций по обязательному медицинскому страхованию[10,109]. Изменения в порядке финансирования здравоохранения были продолжением прежних попыток преобразования финансовых потоков в отрасль. Однако в том, что касается организации финансовых потоков внутри отрасли, модель ОМС предполагала принципиальные нововведения. В системе здравоохранения появляются новые субъекты - страховые медицинские организации. Предприятия и органы государственного управления, выступающие страхователями, должны заключать договоры со страховыми организациями, которые в свою очередь выбирают медицинские учреждения и оплачивают лечебно- профилактическую помощь, предоставляемую застрахованным людям. Закон "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", предусматривал, что переход к страховой медицине должен был произойти в течение 1992-1993 гг[5,72]. Но очень быстро выяснилось, что такие сроки нереальны. Создание страховых компаний, разработка всей необходимой нормативно-правовой базы шли гораздо медленнее, чем на это рассчитывали разработчики закона. Медицинские страховые организации интенсивно создавались и развертывали свою деятельность там, где местные власти активно поддерживали и занимались внедрением новой модели здравоохранения. Но таких регионов было меньшинство. Поэтому, чтобы не затягивать введение системы ОМС и соответственно не откладывать принятие решения об установлении обязательных взносов юридических лиц на медицинское страхование, реформаторы пошли на корректировку модели ОМС. В 1993 г. в закон были внесены существенные изменения. Согласно тексту закона о медицинском страховании, принятого в 1991 г., функции страховщиков должны выполнять страховые медицинские организации, независимые от органов управления здравоохранением и медицинских учреждений. Не предусматривалось наличия каких-либо специальных организаций для сбора и аккумулирования взносов на ОМС. В 1993 г. закон был дополнен положениями о создании таких организаций: федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Их статус был определен как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Их соучредителями являются органы представительной и исполнительной власти соответственно Российской Федерации и ее субъектов. При этом филиалам территориальных фондов ОМС временно предоставили право не только заключать договоры медицинского страхования со страховыми медицинскими организациями, но и самим выполнять функции страховщиков и непосредственно взаимодействовать с медицинскими учреждениями. В 1994 г. 52% филиалов территориальных фондов ОМС выполняли функции страховщиков[6,43]. Таблица 1 Состав системы обязательного медицинского страхования
Таким образом, модель финансирования медицинской помощи, предусмотренная законом, стала "двухступенчатой": сначала средства поступают в государственные фонды обязательного медицинского страхования, затем - негосударственным страховым медицинским компаниям, которые заключают контракты непосредственно с медицинскими учреждениями. Аналоги такой двухступенчатой модели существуют в Нидерландах, Израиле, Чехии. Особенностью российской модели стало разрешение выполнять функции страховщиков организациям первой ступени - территориальным фондам ОМС. Если страховых компаний недостаточно, то фонды вправе сами заключать контракты с медицинскими учреждениями. [3,112]. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |