бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество)

ниверсальный статус банков позволяет снижать риски за счет диверсификации услуг, обеспечивает комплексное обслуживание предприятий, максимальный учет специфики каждой группы клиентов при разработке новых банковских продуктов.

Принцип коммерческой направленности банков второго уровня выражается в том, что согласно законодательству основной целью деятельности банков и кредитных организаций в РФ является получение прибыли. Посредничество в кредите и инвестировании могут осуществлять и государственные банки, у которых главная цель не заключается в получении прибыли. В РФ Закон «О банках и банковской деятельности» допускает создание кредитных организаций и банков только как коммерческих организаций, работающих исключительно ради получения прибыли.

Сложившаяся банковская система в России имеет двухуровневую организацию. Верхний уровень - это Центральный банк (ЦБ); нижний уровень коммерческие банки и кредитные организации. Центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков в целях создания общих условий для их функционирования и внедрения принципов добросовестной банковской конкуренции. В текущую деятельность коммерческих банков Центральный банк не вмешивается. Регулирующие и контрольные функции Центробанка направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы. Создание и функционирование коммерческих банков в РФ основывается на Законе «О банках и банковской деятельности в РФ». В соответствии с этим законом банки России действуют как универсальные кредитные учреждения, то есть совершают широкий круг операций на финансовом рынке. Сберегательный банк РФ - это универсальный коммерческий банк. Он предоставляет своим клиентам более 100 разнообразных услуг, как традиционных, связанных с привлечением средств во вклады, кредитованием, расчетно-кассовым обслуживанием, так и сравнительно новых для банка - дилинговых, операций с фондовыми ценностями, посреднических, страховых и т.д.

Современная банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков. Следует еще раз обратить внимание на то, что законодательство узко трактует понятие кредитной организации, понимая под ней юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального Банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законодательством. Все кредитные организации, имеющие лицензию Банка России, включаются в состав банковской системы РФ. При этом, как уже отмечалось в гл. 7 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» в РФ возможно создание кредитных организаций двух видов: банки и небанковские кредитные организации. В свою очередь последние могут быть трех типов: расчетные, депозитно-кредитные и небанковские кредитные организации инкассации. Таким образом, в настоящее время в РФ существуют практически две группы кредитных организаций: входящие в банковскую систему, которые, исходя из содержания их деятельности, можно назвать банками с ограниченным кругом операций, и не включенные в состав банковской системы (кредитные кооперативы, кредитные союзы, ломбарды, факторинговые, лизинговые фирмы и т.п.).

Банк, согласно российскому законодательству, -- это кредитная организация, которая имеет исключительное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции:

* привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц;

* размещать эти средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

* открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц и другое.

В соответствии с принципом универсальности все российские банки могут развиваться как универсальные. Несмотря на то, что некоторые банки приняли названия «инновационный банк», «ипотечный банк», «сельскохозяйственный банк», «муниципальный банк», все они в настоящее время подчиняются единым нормам банковского законодательства. Банк России предъявляет к ним одинаковые требования, для всех установлены единые нормативы, регулирующие их деятельность (за исключением Сбербанка России). Универсальный статус не исключает возможности добровольной специализации банков на отдельных операциях или видах деятельности. Добровольная специализация предусматривает, что всю ответственность за решения по выбору сфер деловой активности несут сами банки и их учредители.

Создание эффективной банковской системы - это одна из первостепенных задач экономических преобразований в России.

За прошедшие годы в нашей стране ликвидирована государственная монополия на банковское дело. Сформирована современная двухуровневая банковская система. Разработано и действует специальное банковское законодательство. Планомерно складывается конкурентная кредитно-финансовая инфраструктура, основным элементом которой являются коммерческие банки. Некоторые из этих банков уже получили высокий международный рейтинг. Ассоциация российских банков превратилась в крупнейшее национальное банковское объединение.

Банковская система России переживает трудности, связанные с особенностями современного этапа экономических реформ. Многие российские банки, начавшие свою банковскую деятельность в годы высокой инфляции, оказались не готовы к эффективной работе в условиях стабилизации национальной валюты, острой конкуренции и совершенствования хозяйственного права.

Статус, функции, задачи, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно утверждены Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации” и другими федеральными законами Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 2 декабря 1990г.. Согласно Конституции Российской Федерации главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти (ст. 75 Конституции Российской Федерации и ст. 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") Конституция Российской Федерации. Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.

Принцип независимости - ключевой элемент статуса Центрального банка Российской Федерации - проявляется, прежде всего, в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, также, как и Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.

Задачи и функции Банка России определены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Основная цель деятельности Банка России - защита и обеспечение стабильности рубля. При этом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр, а также как орган банковского регулирования и надзора. Комплекс основных функций Банка России закреплен в ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в соответствии с которой Банк России:

- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

- устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

- устанавливает правила проведения банковских операций бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

- осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

- осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;

- осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

- организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Значение коммерческих банков в современных кредитных системах очень велико. Термин "коммерческий банк" возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали в основном торговлю, товарообменные операции и платежи. Основными клиентами были торговцы (отсюда и название "коммерческий банк"). Банки кредитовали транспортировку, хранение и другие операции, связанные с товарным обменом. С развитием промышленного производства возникли операции по краткосрочному кредитованию производственного цикла: ссуды на пополнение оборотного капитала, создание запасов сырья и готовых изделий, выплату заработной платы и т.д.

Банковская система сегодня - одна из главных и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарного производства и обращения исторически шло параллельно и тесно переплеталось. Банки, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства.

Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Принимая вклады клиентов, коммерческий банк создает новое обязательство - депозит, а выдавая ссуду - новое требование к заемщику. Такой процесс создания новых обязательств определяет сущность финансового посредничества. Эта трансформация позволяет преодолеть сложности прямого контакта заемщиков и сберегателей, возникающие из-за несовпадения предлагаемых и требуемых сумм, их сроков, доходности, и т.д.

Масштабы финансового посредничества в современной экономике огромны. Этому свидетельствует статистика денежных потоков. В этой системе учета хозяйство разделено на ряд секторов: государственные учреждения, домашние хозяйства, финансовые институты, деловые предприятия, заграничный сектор.

На сегодняшний день коммерческие банки способны предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг. Обширная диверсификация операций позволяет банкам сохранять клиентов и оставаться рентабельными даже при весьма неблагоприятной хозяйственной конъюнктуре. Но далеко не все банковские операции повседневно присутствуют и используются в практике конкретного банковского учреждения (например, трастовые операции или выполнение международных расчетов). Так же есть определенный базовый набор, без которого коммерческий банк не может существовать и нормально функционировать. К таким конструирующим операциям банка относят:

· осуществление денежных платежей и расчетов;

· прием депозитов;

· выдача кредитов.

Создание платежных средств тесно связано с депозитной функцией кредитования банковских клиентов. Депозит может возникнуть двумя способами: внесения клиентом наличных денег в банк или же в процессе банковского кредитования. Данные операции по-разному отразятся на величине денежной массы в стране. Если клиент внес деньги до востребования, то они превратились из наличных в безналичные. Общая сумма денег в хозяйстве осталась неизменной. Если же деньги зачислены на депозит, то общее количество денег в хозяйстве увеличилось, так как банк своей операцией создал новые платежные средства. Обратное действие - уничтожение происходит при снятии клиентом наличных со счета и при списании денег с депозита для погашения кредитов. Способность коммерческих банков увеличивать и уменьшать депозиты и денежную массу широко используется Центральным банком, который через систему обязательных резервов управляет динамикой кредита.

Вторая обширная функциональная сфера деятельности коммерческих банков - посредничество в кредите. Коммерческие банки выполняют роль посредников между хозяйственными единицами, накапливающими и нуждающимися в денежных средствах. Они предоставляют владельцам свободных капиталов удобную форму хранения денег в виде различных депозитов, что обеспечивает сохранность денежных средств и удовлетворяет потребность клиента в ликвидности. Для многих клиентов такая форма хранения денег более предпочтительна, чем вложение в акции или облигации. Банковский кредит - это удобная и во многих случаях незаменимая форма финансовых услуг, которая позволяет учитывать потребности конкретного заемщика и приспосабливать к ним условия получения ссуды (в отличие от рынка ценных бумаг, где сроки и другие условия займа стандартизированы).

Кроме выполнения основных функций, коммерческие банки предлагают клиентам множество других услуг. Например, банки осуществляют разного рода доверительных операций для корпораций и частных лиц, связанных с передачей имущества в управление банку на доверительной основе, управлением недвижимостью, покупкой для клиентов ценных бумаг, выполнением гарантийных функций по облигационным выпускам.

Коммерческие банки представляют собой многофункциональные учреждения, оперирующие в различных секторах рынка ссудного капитала. Крупные коммерческие банки предлагают клиентам полный спектр услуг, включая кредиты, прием депозитов, расчетов и т.д. Этим они отличаются от специализированных учреждений, которые ограничены определенными функциями. Коммерческие банки играют роль главного звена кредитной системы.

1.3 Правовые основы банковской деятельности

Современные представления о сущности банка, характере его деятельности и роли в экономике во многом определяют содержание и структуру банковского законодательства.

Источники банковского законодательства представляют собой многоуровневую систему нормативно-правовых актов и иных источников права.

Иерархическая система источников банковского законодательства может быть представлена следующим образом:

-
Конституция Российской Федерации;

- федеральные законы;

- подзаконные нормативные акты;

- другие источники права.

Конституция РФ содержит ряд положений, которые позволяют говорить о конституционно-правовых основах банковского права. К таким положениям можно отнести общие положения о единообразии и уровне правового регулирования, свободе экономической деятельности, защите собственности, конкуренции и т.п., которые распространяются и на банковскую деятельность.

Вместе с этим в Конституции РФ содержатся положения, относящиеся к собственно банковской сфере - нормы о Центральном банке РФ (Банке России).

Регулирование банковской деятельности, согласно Конституции РФ, отнесено к ведению Российской Федерации. При этом среди законов, регулирующих банковскую деятельность, можно выделить законодательство общего характера и специальное банковское законодательство.

К законодательству общего характера, используемом в сфере банковской деятельности, следует отнести:

- Гражданский кодекс РФ, предусматривающий общие правила о сделках, договорах, ответственности и т.п., которые применяются, в том числе и в сфере банковской деятельности. Кроме того, Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) содержит нормы, специально созданные для регулирования гражданско-правовых отношений в банковской сфере, такие как правила о банковском счете, вкладе, кредитно-расчетных правоотношениях, займе, кредите, об обеспечении и исполнении обязательств;

- законодательство о юридических лицах (в частности, Законы об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, обществах с дополнительной ответственностью), которые применяются, в том числе и к кредитным организациям с учетом специальных норм, установленных специально для кредитных организаций;

- законодательство о рынке ценных бумаг;

- законодательство о валютном регулировании и контроле;

- антимонопольное законодательство и др.

К специальному банковскому законодательству относят «банковские законы»:

- Закон о банках и банковской деятельности;

- Закон о Центральном банке РФ (Банке России).

Наличие, как общего, так и специального законодательства, регулирующего банковскую деятельность, ставит вопрос о соотношении общих и специальных правовых норм в данной сфере. По общему правилу нормы специального характера превалируют над нормами общего характера. Проблема возникает при решении вопроса о том, какой именно характер - общий или специальный - имеет конкретная норма.

Согласно одному подходу, нормы, содержащиеся в специальных банковских законах, имеют специальный характер и потому должны превалировать над нормами общего характера, содержащимися в других законах.

Согласно другому - характер нормы (общий или специальный) должен определяться не ее местонахождением (то есть содержится она в общем или специальном законе), а ее содержанием. При таком подходе некоторые нормы специальных банковских законов приобретут общий характер, а нормы, содержащиеся в законодательстве общего характера, специальный. Так, например, обстоит дело с вопросом о соотношении норм, регулирующих проценты по договору банковского вклада.

Подзаконные нормативные акты, регулирующие банковскую деятельность, многочисленны и относятся к самым различным вопросам данного вида предпринимательской деятельности.

В числе данных подзаконных актов важное место отведено нормативным актам Банка России. Право на издание нормативных актов предоставлено Банку России статьей 4 Закона РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном издании Банка России.

К иным источникам банковского права можно отнести торговые обычаи и обыкновения, принятые в международной банковской практике. Среди них можно выделить торговые обыкновения, относящиеся к банковским сделкам и систематизированные Международной торговой палатой. В их числе, например, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, Унифицированные правила по инкассо, Унифицированные правила по договорным гарантиям, Унифицированные правила для гарантий по первому требованию.

Кредитная организация (КО) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законом, только при условии ее государственной регистрации и при наличии лицензии Банка России. Порядок регистрации и лицензирования банков в РФ определяется ФЗ «О банках и банковской деятельности» и Инструкцией Банка России №109-И от 14 января 2004 года.

КО создается на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (акционерное общество, общество с ограниченной и дополнительной ответственностью).

КО совершает банковские операции на основе лицензии, выданной Центральным банком. Банк России регистрирует КО и ведет книгу регистрации КО (за регистрацию КО взимается сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1% от объявленного уставного капитала КО).

Лицензия выдается после государственной регистрации и полной оплаты объявленного уставного капитала.

Учредителями могут быть лица, участие которых в КО не запрещено действующим законодательством. Учредители коммерческого банка не имеют права выходить из состава участников в течение первых трех лет со дня его регистрации, то есть полностью или частично изымать свою долю из уставного капитала.

Учредители - это юридические лица должны быть зарегистрированы в установленном порядке, действовать в течение трех лет, иметь устойчивое финансовое положение, выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами за последние три года, располагать средствами, удовлетворяющими требованиям Центрального банка, для внесения их в уставный капитал кредитной организации.

Для регистрации и лицензирования КО ее учредители не позднее чем через месяц после подписания учредительных документов (ст. 14 Федерального закона «О банках и банковской деятельности») представляют в территориальное учреждение Банка России следующие документы:

- заявление с ходатайством о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций; учредительный договор;

- устав кредитной организации; протокол общего собрания учредителей; свидетельство (копия платежного документа) об уплате государственной пошлины за регистрацию КО;

- нотариально удостоверенные копии свидетельств о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности с приложением балансов и отчетов о прибылях и убытках за три последние года деятельности, а также подтверждение налоговых органов о выполнении обязательств перед бюджетом за последние три года;

- декларации о доходах учредителей - физических лиц, заверенные органами налоговой службы и подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал КО;

- анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;

- список учредителей КО;

- бизнес-план;

- документы, подтверждающие право собственности одного из учредителей на здание (помещение), в котором будет располагаться банк, или обязательство арендодателя о предоставлении здания (помещения) в аренду в случае регистрации КО.

К ходатайству о регистрации прилагаются также расчетный баланс и план доходов, расходов и прибыли КО на первые три года деятельности отдельно на каждый год.

Кандидаты на должности руководителей должны иметь высшее юридическое или экономическое образование и опыт руководства отделом или иным подразделением КО, связанный с осуществлением банковских операций, составляющий не менее одного года. Если кандидаты на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера получили образование за границей, они должны предоставить заключение российского федерального органа по образованию о соответствии имеющихся иностранных документов об образовании российским дипломам. Если кандидаты являются иностранными гражданами, они должны предоставить копии документов, подтверждающих их право на осуществление трудовой деятельности на территории России.

Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций определен Положением Банка России «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных КО в РФ» от 2 апреля 1996 г. №264, новая редакция которого введена 10 марта 1999 г. указанием №509-У.

Решение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций принимается Комитетом банковского надзора Банка России на основании ходатайств главных управлений. Согласно ст. 20 ФЗ «О банках и банковской деятельности» лицензия может быть отозвана в случаях:

- установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;

- задержки начала осуществления банковских операций более чем на год со дня выдачи лицензии;

- установления фактов недостоверности отчетных данных, задержки более чем 15 дней представления ежемесячной отчетности;

- осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией;

- неисполнения требований федеральных законов и нормативных актов Бака России, регулирующих банковскую деятельность, если в течение года к КО неоднократно применялись меры воздействия за подобные нарушения;

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.