|
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество)Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество)Содержание:
Совершенствование системы управления рисками, оптимизация расходов и реализация инициатив, направленных на повышение эффективности деятельности, позволят Сбербанку России доказать свою устойчивость в текущих условиях нестабильности на глобальных финансовых рынках, сохранить лидерство в российской финансовой системе и стать одной из лучших мировых кредитных организаций. Цель данной работы заключается в раскрытии и обобщении общих вопросов, связанных с построением банковской системы в России, а также вопросов комплексного банковского обслуживания и отдельно кредитования, на примере Сбербанка России. Для достижения цели сформулированы и будут решены следующие основные задачи: 1. Анализ сущности Сберегательных банков. 2. Исследование и анализ направлений деятельности Сбербанка России и характеристика основных операций и видов предоставляемых услуг. 3. Выявление перспектив в развитии Сбербанка России как системы комплексного банковского обслуживания. 4. Подготовка предложений по совершенствованию кредитования в Сбербанке России, учитывая последствия мирового экономического финансового кризиса. Объектом исследования выбранной темы являются Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество); Сбербанк России ОАО. В этих условиях глобального экономического финансового кризиса главной целью Сбербанка России является укрепление ведущих позиций на основных сегментах российского финансового рынка, прежде всего, на рынках банковского обслуживания населения и корпоративных клиентов. Основными инструментами достижения данной цели Сбербанка России считает разработку и реализацию четкой клиентской политики, учитывающей потребности различных групп клиентов, внедрение клиентоориентированной модели ведения бизнеса с целью улучшения условий и повышения качества обслуживания клиентов, расширения спектра продуктов и услуг. Для раскрытия содержания работы используются различные нормативные источники, такие как Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Инструкция Банка России, законы РФ, финансовые газеты, учебные пособия. Глава I. Теоретические аспекты банковского обслуживания1.1 Развитие системы банковского обслуживания РоссииТермин «банк» происходит от слова «banka» (итал. - денежный стол, скамья менялы), что означает место, где в средневековье менялы-итальянцы раскладывали свои монеты для обмена. «Деловые дома» (первые банки) возникли на Ближнем Востоке в далекой древности. Естественно, это были банки не в том виде, в каком они существуют сейчас. Но уже во времена Нoвoвавилoнского царствa (VII - VI вв. до н.э.) первые банки («делoвые домa») выполняли многие банковские операции: осуществляли прием и выдачу вкладов, учет векселей, оплату чеков, некоторые виды кредитных операций, а так же безналичный расчет между вкладчиками. Банковское делo сoвременного типа получило свое развитие в Италии в Срeдниe века, поскольку большинство торгoвых путей, связывавших Еврoпу со странами Вoстoка, проходило именно через Итaлию. И только в начале XV века возникли первые банки современного типа: Банк св. Георгия в Генуе, затем банки во Франции (1587 г.) и в Венеции. Уже в середине XVII в. банки становятся неотъемлемой частью экономики более развитых государств и сосредотачивают в cвoих «руках» почти весь их денежный оборот. История становления банковской системы в России началась с указа императрицы Анны Иоанновны «О правилах займа денег из Монетной конторы», подписанного ею 8 января 1733 г. Монетная контора оперировала крайне ограниченными суммами, которые выдавались под залог серебра и золота из расчета 8% годовых сроком на год с правом отсрочки. Возможность пользоваться кредитом Монетной конторы имели только придворные. Так, в 1734г. было выдано всего 400 ссуд, в 1735 г. - 5000, в 1743 г. - 150, в 1746 г. - 2000, в 1750 г. - 2870, в 1752 г. - 6452 ссуды. Первые банковские учреждения появились в середине XVIII в., причем они были не частными, как в странах Европы, а крупными государственными - Дворянский и Купеческий банки (1754 г.). История создания этих двух банков очень своеобразна. Указом Елизаветы Петровны 13 мая 1754 г. был учрежден государственный Заемный банк, пoлoживший нaчaлo гocудapственному ипoтeчнoму кpeдиту для двoрянcтвa и тoвapному кpeдиту для купeчecтва. В результате Заемный банк в соответствии с указом императрицы оказался состоящим из двух caмостоятeльных бaнкoв. Первый - Банк для двopянствa с кoнтopaми (Дворянский), находящимися и в Санкт-Петербурге и Москве, и второй банк - Купеческий (или Коммерческий) при Caнкт-Петepбургском пopтe кoммeрции. До середины XIX в. в Российской империи, как и в других европейских странах, в качестве наиболее надежного обеспечения кредита рассматривалось недвижимое имущество. Казначейство предоставляло средства для выдачи ссуд ипотечным банкам под 6-8% годовых, при частном кредите до 20% и выше. Ипотечные банки выдавали ссуды своим клиентам на основе примерной оценки доходов землевладельца как душевладельца, т.е. капитал клиента устанавливался в соответствии с количеством принадлежавших ему ревизских душ (ревизская душа - это единица учёта мужского населения). Обеспечением ссуды была земля с прикрепленными к ней крестьянами. Указом от 21 июля 1758 г. в Москве и Санкт-Петербурге был учрежден Медный банк, или «Банковые конторы вексельного производства для обращения медных денег». Их задачей было привлечение серебряной монеты в казну и содействие обращению медных денег в империи. Ссуды Медный банк, получивший из казны для своих операций 2 млн руб. медью, выдавал помещикам и владельцам заводов и фабрик под переводные векселя медной монетой из 6% годовых. Причем ссуда должна была вернуться в банк также медной монетой на 75%. Медный банк, помимо этих операций, выполнял также функции ипотечного банка, т.е. выдавал ссуды под залог душ. Ликвидирован этот банк был в 1763 г., поскольку не смог вернуть около 3 млн руб., которые раздал в ссуды. С 1770 г. в Российской империи начался прием вкладов с выплатой по ним процентов. Оплата вкладов в государственных кредитных учреждениях производилась из расчета 5% годовых. Во второй половине XVIII в. Дворянский банк был преобразован в Государственный заемный банк при одновременном учреждении Ассигнационного банка с предоставлением ему права выпуска ассигнаций без увеличения металлического покрытия. Это в определенной степени позволило на время решить проблему постоянных бюджетных дефицитов. Государственный заемный банк открыл свои операции 11 января 1787 г. и начал выдавать ссуды дворянству под залог населенных имений по 40 руб. за ревизскую душу из расчета 5% годовых и 3% в погашение долга сроком на двадцать лет. В городах банк выдавал ссуды под залог домов и заводов из расчета 4% годовых и 3% в погашение кредита сроком на 22 года. Депозитные операции банк совершал с выплатой 4,5% годовых. 31 мая 1860 г. Государственный заемный банк был ликвидирован, а его дела переданы Санкт-Петербургской сохранной казне. Правление императора Александра характеризовалось тем, что власти страны встали на путь политических и экономических реформ. Составной частью этих реформ и реорганизации всей банковской системы стало создание Государственного банка, который начал свою деятельность 2 июня 1860 г. В уставе Государственного банка было отмечено, что он был создан «для оживления торговых оборотов и для упрочения кредитной системы». Казенные банки, ресурсы которых в значительных объемах использовались в виде долгосрочных ссуд Государственному казначейству, оказались неплатежеспособными. Было принято решение о ликвидации казенных кредитных учреждений и передаче их средств и обязательств создаваемому Государственному банку. Первым Управляющим Государственного банка России был назначен барон А.Л. Штиглиц. В соответствии с Уставом банк являлся коммерческим банком краткосрочного кредита. Основной капитал банка - 15 млн руб., резервный - 3 млн руб. Государственный банк был подведомственен Министерству финансов и находился под наблюдением Совета государственных кредитных установлений. Характерной особенностью банка было то, что на протяжении 60-80-х гг., ему пришлось заниматься несвойственной банкам деятельностью - ликвидацией дореформенных банков и выкупной операцией, вызванной освобождением крестьян 1861 г. На ликвидацию дореформенных государственных банков Госбанк с 1861 г. по 1886 г. затратил более 2,5 млн руб. Большую часть своих средств Госбанк вкладывал в государственные и гарантированные ценные бумаги. При этом он выдавал Государственному казначейству кратко- и долгосрочные ссуды «на текущие нужды», то есть расходы по иностранным вексельным операциям, авансы железным дорогам, выдача владельцам земель по выкупной операции наличных денег вместо 5%-ных билетов, огромные средства на русско-турецкую войну и т.д. В течение этих 20 лет Государственный банк привлек вклады на сумму свыше 2 млрд руб. Коммерческая же деятельность банка до середины 90-х гг. в основном сводилась к развитию торгового кредита, что выражалось почти исключительно в форме учета торговых векселей. В 80-90-е гг. основным направлением работы Государственного банка было подготовлено и проведение денежной реформы. Задачей Госбанка в это время было накопление золотого запаса и противодействие колебаниям валютного курса с помощью девизной политики. В начале 1900-х гг. Государственный банк России считался одним из самых крупнйших и влиятельных европейских кредитных учреждений. Госбанк постоянно поддерживал коэффициент золотого запаса на очень высоком по международным масштабам уровне. И для западных инвесторов это было гарантом сохранности их капиталов в России. Новый этап в деятельности Госбанка начался после революции 1917 г., в результате чего изменились не только направления его деятельности, но и сама сущность Государственного банка. Крупнейшим капиталистическим банком дореволюционной России был Русско-Азиатский банк, имевший 85 отделений в различных регионах страны и 17 зарубежных филиалов. Банковская система России к 1872 г.состояла из государственного банка, общественных городских и земельных банков, частных банков кратко- и долгосрочного кредитования. Широкое развитие банковской системы России было приостановлено в связи с началом Первой мировой войны. И все же к 1914 г. в России насчитывалось 1800 отделений банков, делившихся на государственные, общественные и частные, и 600 кредитных учреждений. После Октябрьской революции 1917 г. банковская система России в результате национализации банков была фактически ликвидирована. В Декрете (от лат. decretum - указ, постановление) ЦИК от 14 декабря 1917 г. о национализации банков было указано, что он издается «в интересах правильной организации народного хозяйства, в интересах решительного искоренения банковской спекуляции и всемирного освобождения рабочих, крестьян и всего трудящегося населения от эксплуатации банковским капиталом и в целях образования подлинно служащего интересам народа и беднейших классов единого Народного банка Российской республики». Декрет объявил банковское дело монополией государства и объединил все существовавшие в данный период времени банкирские конторы и частные акционерные банки с Государственным банком, которому были переданы их пассивы и активы. В течение 1918-1919 гг. были ликвидированы все виды дореволюционных кредитных учреждений (земельные и городские банки, общества взаимного кредита). Банковскую деятельность монопольно осуществлял Государственный банк, переименованный в Народный банк РСФСР. Однако и он Декретом СНК от 19 января 1920 г. был упразднен, а его активы и пассивы переданы Бюджетно-расчетному управлению Наркомфина. Переход к НЭПу несколько оживил банковскую деятельность. Декрет СНК от 30 июня 1921 г. отменил всякие ограничения денежных сумм, которые могли находиться в руках частных лиц, а также установил впервые в советском законодательстве начало неприкосновенности вкладов и банковской тайны. Но после НЭПа было запрещено вексельное обращение, закрыты товарные и фондовые биржи. Это надолго прервало естественный процесс исторического развития кредитной системы России. Глубокий экономический, социальный и финансовый кризис, охвативший все стороны жизни общества, не мог не отразиться на становлении банковской системы России. Четко организованная банковская система является одним из важнейших атрибутов рыночной экономики, ее центральным звеном. Расчетные и кредитные правоотношения составляют значительный объем всех хозяйственных отношений между предпринимателями - физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы. Они являются неотъемлемым элементом рыночной системы экономики, которая строится на партнерских отношениях, предполагающих взаимный интерес и соответственно возмездный характер этих отношений. Расчетные и кредитные отношения осуществляются с участием кредитных организаций (банков). Банки в условиях рыночной экономики являются главными звеньями кредитной системы. Банковским законодательством СССР и России 1988-1991 гг. одноуровневая структура банковской системы была преобразована в двухуровневую, включающую Центральный банк Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Первый уровень - Центральный банк Российской Федерации, второй - коммерческие банки. В соответствии с законодательством создана сеть коммерческих банков: универсальных и специализированных, региональных и отраслевых. Но, как и во всех странах с рыночной экономикой, Центральный банк РФ является основным звеном банковской системы. В течение 1988-1989 гг. в Российской Федерации было создано более 150 коммерческих и кооперативных банков в основном на базе денежных накоплений отдельных отраслей промышленности. По состоянию на 1 июля 1996 г. число коммерческих банков в России составило 2150. Но с 1996 г. началось их сокращение. Причем не только за счет снижения темпов роста банков, а в связи с их банкротствами, ухудшением финансового положения. При этом особенно резко стало уменьшаться количество паевых, мелких банков и банков с иностранным участием. К 1 октября 1997 г. количество коммерческих банков сократилось до 1764. И все же банковская система Российской Федерации постепенно развивалась. На 1 июля 2001 г. в России действуют 1261 банк и 1322 кредитные организации. Современное положение на банковском рынке является относительно стабильным. Потенциалы экстенсивного расширения банковской сферы почти полностью исчерпаны, этому содействует ужесточение нормативных требований, насыщение традиционными банковскими услугами кредитного рынка, рост конкуренции в банковской сфере и другие факторы. В дальнейшей перспективе развития банковской системы обслуживания важную роль получит ее качественное совершенствование, которое может происходить в двух основных направлениях: 1. Развитие процессов концентрации в банковском деле. Банки способны сыграть главную роль в финансовом обеспечении подъема экономики, который, в свою очередь, даст «всплеск» инвестиционной активности. Крупные российские банки имеют традиционные связи с промышленностью, развитую филиальную сеть в регионах - предпосылки для удовлетворения инвестиционных потребностей производственных структур через долгосрочные кредиты. 2. Расширение круга услуг, предоставляемых банками своим клиентам, диверсификация в самом широком смысле. Потребности хозяйствующих субъектов растут, а ассортимент банковских услуг еще далеко не исчерпан. Банковская система РФ продолжает развиваться и совершенствовать технологии проведения банковских операций. 1.2 Принципы построения и структура современной банковской системы обслуживанияСовременная банковская система России создана в результате реформирования государственной кредитной системы, сложившейся в период централизованной плановой экономики. Банки в Российской Федерации создаются и действуют на основании Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 21.03.02), в котором дано определение кредитных организаций и банков, перечислены виды банковских операций и сделок, установлен порядок создания, ликвидации и регулирования деятельности кредитных организаций и т.п. Федеральный закон №395-1 «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990г. (в ред. От 21.03. 02) В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к числу которых относятся следующие: двухуровневая структура, осуществление банковского регулирования и надзора центральным банком, универсальность деловых банков и коммерческая направленность их деятельности.Принцип двухуровневой структуры реализуется путем четкого законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков. Центральный банк РФ как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой платежей и расчетов в стране. Он может проводить банковские операции, необходимые для выполнения данных функций, не только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительством РФ, представительными и исполнительными органами государственной власти, государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления, воинскими частями. Банк России не имеет право осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих Банка России). Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно предприятиям и организациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками.Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики, а ориентируются в своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, ставок процента, темпов инфляции и другое. В процессе своего функционирования эти банки должны выполнять нормативы и требования Банка России по обеспечению уровня капитала, созданию резервов и другое. Для административно-командной системы была характерна одноуровневая банковская система, когда один банк (Госбанк СССР) определял объем и структуру денежной массы в обращении, то есть выполнял функции денежно-кредитного регулирования, и осуществлял кредитование народного хозяйства, устанавливая порядок и условия выдачи и погашения кредитов предприятиям различных отраслей.Принцип осуществления банковского регулирования и надзора Центральным банком находит свое отражение в том, что в РФ органом банковского регулирования и надзора является Центральный банк РФ. В большинстве же европейских стран полномочия по банковскому регулированию переданы специальным органам банковского надзора: Банковской комиссии во Франции, Федеральному ведомству по контролю кредитной деятельности в Германии, Ведомству по финансовым услугам в Великобритании и т.п. Банк России как регулирующий орган устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для кредитных организаций, предельные величины рисков и другие пруденциальные нормы банковской деятельности. Он же осуществляет надзор за соблюдением установленных норм и правил, проводит инспекционные проверки банков и небанковских кредитных организаций. Банк России выступает лицензирующим органом по отношению к кредитным организациям: выдает и отзывает лицензии на осуществление банковских операций, регистрирует филиалы банков на территории РФ, выдает разрешения на открытие заграничных филиалов, а также на участие в капитале кредитных организаций-нерезидентов (Организации - нерезиденты - это иностранные юридические лица, фирмы, компании, их филиалы и обособленные подразделения и другие корпоративные образования, партнерства, не являющиеся юридическими лицами).Наряду с Банком России регулирование деятельности банков как юридических лиц осуществляют и другие государственные органы. Так, взаимодействие банков на рынке банковских услуг, развитие конкуренции между ними является объектом регулирования со стороны Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Работа банков на рынке ценных бумаг регулируется и контролируется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Кроме того, банки как налогоплательщики попадают под регулирующее воздействие Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам, а как агенты валютного контроля они взаимодействуют с Государственным таможенным комитетом РФ и Министерством внешнеэкономических связей РФ. Однако все эти ведомства в большинстве своем не устанавливают для банков особых норм и требований, а регулируют их деятельность в общем порядке так же, как и любых других юридических лиц. Регулирующее воздействие Банка России носит особый характер, распространяется только на банки, что связано с их исключительной ролью в экономике и необходимостью обеспечения устойчивой работы для функционирования платежной системы, а также сохранности сбережений и денежных резервов.Принцип универсальности российских банков означает, что все действующие на территории РФ банки обладают универсальными функциональными возможностями, иными словами, имеют право осуществлять все предусмотренные законодательством и банковскими лицензиями операции -- краткосрочные коммерческие и долгосрочные инвестиционные. В законодательстве не отражена специализация банков по видам их операций.Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |