бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Современные концепции маркетинговой деятельности

более активно соперничать с целым набором услуг других конкурентов.

Возьмем, например, воздушное сообщение между Россией и Германией —

крупнейшее по объему из всех сообщений между Россией и другими

государствами. Только в летнем расписании 1994 года Аэрофлот на своих 60

рейсах в неделю предоставил 600 000 кресел в обоих направлениях. Примерно

такие же емкости предоставляют немецкие и американские авиаперевозчики.

Успех при этом может иметь только то авиапредприятие, которое предоставит

клиентам продукт соответствующего качества и стоимости.

Авиакомпания ”Аэрофлот — Российские Международные Авиалинии” сегодня

располагает 159 представительствами за рубежом, в том числе шестью

региональными. На долю всех загранпредставительств приходится 57% валютной

выручки Аэрофлота. Об эффективности работы представительств говорят,

например, такие цифры: по итогам 1993 года они принесли в копилку Аэрофлота

555 миллионов долларов США, что на 64 миллиона больше, чем за предыдущий

год. Наибольшие поступления дали следующие регионы: 47% — Европа, 15% —

Америка, 15% — Юго-Восточная Азия. По 5% — Африка, Ближний и Средний

Восток. От всех видов деятельности авиакомпании получено 833 млн. долларов,

что на 22% (150млн.) больше, чем в 1992 году. Из этой суммы 82 миллиона

долларов получено за счет увеличения объемов продаж перевозок

загранпредставительствами. Почти 30 млн. долларов приходится на долю

Германии, 21 млн. — США, 11 млн. — Япония, 11 млн. — Южная Корея, 5 млн. —

Китай, 4,6 млн. — Австралия.

Еще несколько весьма показательных цифр: за 1993 год самолеты

Аэрофлота перевезли — 1 182 400 человек (Европа), 387 300 (Юго-Восточная

Азия), 275 800 (Ближний и Средний Восток), 226 300 (Америка), 98 300

(Африка), 86 400 (Япония). Рост составил 16%.

Увеличились по сравнению с предыдущим годом на 30% и грузовые

перевозки. Успешно были реализованы чартерные грузовые перевозки, которые

осуществлялись не только на собственных самолетах Аэрофлота, но и на

арендованных машинах военных ведомств, прежде всего ИЛ — 76, АН — !24, АН —

12.

Несмотря на то, что часть регулярных авиалиний является убыточной,

Аэрофлот не спешит их закрывать, понимая, что эта мера нарушила бы

сложившийся баланс расстановки сил в некоторых регионах, привела бы к

передаче Аэрофлотом на рейсы других авиакомпаний своих пассажиров; к тому

же многие невыгодные рейсы стыкуются с прибыльными.

4 года назад ряд представительств — в Германии, Великобритании,

странах Бенилюкса, Скандинавии, Италии, Франции, Чили, Японии, а с 1993

года и Кореи получили возможность самостоятельно планировать и регулировать

экономические показатели. Такая финансовая самостоятельность себя

оправдывает.

Если еще совсем недавно Аэрофлот был монополистом в международных

авиаперевозках, то сегодня он превратился в одну из многих российских

авиакомпаний, правда, самую крупную и официально назначенную национальным

авиаперевозчиком России. Не секрет то, что Аэрофлоту приходится отстаивать

свой суверенитет и престиж флаг- перевозчика не только и не столько на

международном рынке, но и — что ничуть не легче — доказывать на уровне

правительства России свое право на существование как единого

авиапредприятия. Хотя и показывает мировая практика, что в нынешних

условиях успешно конкурировать на международной арене авиаперевозок может

лишь крупная, мощная авиакомпания.

На последнем совещании загранпредставителей было отмечено, что

несмотря на негативные экономические условия и затянувшийся процесс

акционирования Аэрофлота, загранпредставительства своей работой в

значительной степени обеспечивают жизнедеятельность одной из по прежнему

ведущих авиакомпаний России и мира — “Аэрофлот — Российские Международные

Авиалинии”.

Организационная структура управления авиакомпанией.

Прежде, чем ознакомиться с организацией маркетинга, следует кратко

ознакомиться со структурой управления авиакомпанией.

Организационная структура компании состоит из следующих отделов:

1. Рабочий комитет (администрация);

2. Pевизионный отдел;

3. Секретариат проектов;

4. Исполнительный административный Совет;

5. Административный комитет;

6. Управление безопасности полетов;

7. Комитет безопасности полетов;

8. Секретариат комитета безопасности полетов;

9. Отдел информации;

10. Отдел по общим вопросам, аэропорт Шереметьево;

11. Отдел эксплуатации зданий и сооружений;

12. Отдел обеспечения горюче- смазочными материалами;

13. Отдел снабжения;

14. Отдел бухгалтерии;

15. Финансовый отдел;

16. Расчетный отдел;

17. Отдел медицинского обслуживания;

18. Производственный отдел;

19. Отдел развития людских ресурсов;

20. Отдел кадров;

21. Отдел международных связей;

22. Общий отдел;

23. Юридический отдел;

24. Отдел отношений с общественностью;

25. Отдел информации;

26. Управление планирования авиакомпании;

27. Управление по связи с клиентурой;

28. Административное управление (исполнительный оффис);

29. Научно-техническое управление;

30. Управление воздушным движением (УВД);

31. Отдел научных исследований и развития;

32. Научно-технический отдел;

33. Управление безопасности;

34. Контрольная группа;

35. Отдел развития и управления коммерческой деятельностью;

36. Отдел грузовых и почтовых перевозок;

37. Региональные группы: Европа, Америка, Юго-Восточная Азия, Африка,

Ближний Восток, Средний Восток.;

38. Отдел внутренних пассажирских перевозок;

39. Служба бортпроводников;

40. Группа эксплуатации аэропортов;

41. Группа внутреннего маркетинга;

42. Отделения международных пассажирских перевозок;

43. Региональные управления: Европа, Америка, Юго-Восточная Азия,

Африка, Ближний Восток, Средний Восток;

44. Служба бортпроводников;

45. Отдел по обслуживанию аэропортов;

46. Подразделение международного пассажирского маркетинга;

47. Административное управление;

48. Управление по обслуживанию пассажиров;.

49. Управление (отдел) рекламы;

50. Управление по обучению обслуживания пассажиров.

Организационная структура управления международным пассажирским

маркетингом.

Организационная структура управления международным пассажирским

маркетингом в авиакомпании “Аэрофлот — Российские Международные Авиалинии”

состоит из следующих отделов и подразделений:

1. Группа планирования;

2. Группа обслуживания автоматических систем бронирования (АСБ);

3. Группа по изучению развития рынка;

4. Группа по изучению тарифов;

5. Группа по обслуживанию пассажиров на борту;

6. Группа маршрутов в Европу;

7. Группа маршрутов в Америку;

8. Группа маршрутов в Юго-Восточную Азию;

9. Группа маршрутов в Африку;

10. Группа маршрутов на Ближний Восток;

11. Группа маршрутов на Средний Восток;

12. Группа транспортного обслуживания;

13. Группа страхования и заключения договоров;

14. Группа развития системы;

15. Группа информационных услуг;

16. Загранпредставительства и агентства;

17. Административная группа;

18. Группа планирования;

19. Группы резервирования по направлениям бронирования.

Переход авиакомпаний России к рыночной концепции управления — маркетингу

вызвал необходимость коренного изменения или совершенствования

организационных структур управления деятельностью компании. Отделения

маркетинга превратились в мозговые центры авиатранспортных монополий,

которые отвечали за выработку стратегии и тактики выступления на рынке,

проведение единой коммерческой политики, осуществляли координацию всех

служб компаний. Возникла насущная необходимость в перераспределении ряда

функций в управляющей системе, сокращении одних и создании других новых

служб и подразделений. Стало проявляться стремление к созданию гибких

организационных структур, легко приспосабливающихся к специфике

стратегических программ и способных совершенствоваться.

В Аэрофлоте управление маркетинга возглавляет вице-президент по

маркетингу. Он является членом Совета директоров и принимает участие в

выработке целевой ориентации деятельности авиакомпании, разработке

долгосрочной стратегии ее реализации, составлении планов развития

авиатранспортного производства. Организационно он подчиняется президенту и

координирует работу по маркетингу в масштабе всей компании. Обязанностью

вице-президента по маркетингу является интеграция деятельности различных

функциональных подразделений независимо от конкретной организационной схемы

принятой в авиакомпании.

Основной задачей управления маркетинга является разработка стратегии

и тактики поведения компании на рынке воздушных перевозок с учетом ее

целей, финансовых и технических возможностей.

В настоящее время для Аэрофлота характерна организация маркетинга по

видам авиаперевозок и видам функций.

Структура подразделения маркетинга международных пассажирских

перевозок такова: во главе подразделения стоит вице-президент по

маркетингу. Несколько подразделений, выполняющих функции маркетинга,

подчиняются непосредственно управляющему группы международных пассажирских

перевозок (отделы обслуживания потребителей, обучения обслуживанию

пассажиров, рекламы и административный).

Отдел управления маркетинга является основным отделом, определяющим

маркетинговую деятельность авиакомпании. Он состоит из пяти групп.

Группа планирования отвечает за составление планов маркетинга на

основе информации предложений, поступающих из других групп. В плане

маркетинга отражается характеристика основных стратегических целей

авиакомпании, данные по прогнозированию развития региональных рынков,

маркетинговые стратегии по каждому региону, тарифная политика и планы

продаж по регионам и авиалиниям, планы мероприятий по улучшению качества

сервиса, план тактических мероприятий, рекомендации по стимулированию сбыта

и рекламной работе (направляются в отдел рекламы), описание процедур

контроля эффективности маркетинговых мероприятий.

План тактических мероприятий (на ближайший год) имеет несколько

вариантов, что позволяет гибко реагировать на изменение рыночной ситуации.

Группа АСБ разрабатывает основные направления развития системы.

Благодаря этим систем время бронирования билета по любому маршруту

сокращается в несколько раз. Система бронирования билетов связана с

системой бронирования отелей, что также очень удобно для пассажиров.

Группа развития рынка — это подразделение. в которое поступает

информация о региональных рынках за рубежом и о конъюнктуре рынка

авиаперевозок. Проведению рыночных исследований уделяется огромное

внимание. в Аэрофлоте активно применяется анкетирование пассажиров на борту

самолета на выборных рейсах, по телефону, в агентствах. на улице и т.д.

Обобщенные результаты рыночных исследований являются основой для

прогнозирования спроса на авиаперевозки и выработки стратегии и тактики

маркетинга.

Тарифная группа отвечает за сбор всей информации по авиационным

международным тарифам и условиям их применения, занимается расчетом тарифов

по различным направлениям, выработкой тарифной политики авиакомпании и т.д.

Группа обслуживания на борту самолета занимается выработкой

рекомендаций по совершенствованию сервиса на борту самолета.

Не так давно Аэрофлот ввел новый вид непосредственного общения с

клиентами, который хорошо зарекомендовал себя в зарубежных авиакомпаниях, —

это телефон, по нему клиенты могут высказать пожелания по совершенствованию

уровня обслуживания. На основе этих звонков было введено несколько

нововведений: улучшены музыкальные (совместно с такой известной

радиостанцией как “Европа плюс”) и видеопрограммы на борту, введено

разнообразие блюд в меню и т.д.

В отдел маршрутного маркетинга входят шесть групп по маршрутам.

Основной задачей этого отдела является выработка стратегии развития каждой

авиалинии, здесь разрабатываются предложения по составлению расписания,

установлению тарифов, обслуживанию и т.д. Информация из этого отдела

передается в отдел управления маркетингом (является первичной для

составления планов маркетинга).

Отдел обслуживания пассажиров состоит из двух групп: юридическая

группа занимается выработкой правил страхования пассажиров, условий

применения авиабилетов и другими юридическими вопросами, а группа

транспортного обслуживания отвечает за разработку новых правил обслуживания

(нестандартных) на борту самолета, которые затем передаются в группу

обучения обслуживанию пассажиров.

Отдел обслуживания АСБ занимается разработкой всего комплекса услуг,

предоставляемого этой системой ми подготовкой условий бронирования (какое

количество мест оставить в авиакомпании, сколько передать агентам других

компаний и т. д.).

Группа загранпредставительств и агентств прорабатывает информацию для

турфирм и представительств за границей, распределяет установку дисплеев на

местах и т. д.

Группа развития системы отвечает за постановку задач перед

программистами.

Группа информации занимается сбором и выдачей пассажирам информации

по различным странам и городам, куда осуществляются полеты: это концертная

программа, репертуар театров, фестивали, национальные праздники и т.д.

И, наконец, отдел контроля резервирования занимается распределением

мест по авиалиниям, форматированием рейсов, блокировкой (какое количество

мест и на каких рейсах бронируется за год, месяц, когда снимается бронь и

т.д.).

Планирование маркетинга.

Рассказ об организации маркетинга в авиакомпании будет далеко не

полным, если не упомянуть о планировании маркетинга — одном из самых важных

компонентов маркетинга.

Как правило, базовая долгосрочная стратегия становится основой для

разработки долгосрочного плана авиакомпании. Этот план в силу

неопределенности воздействия многих рыночных факторов обычно детально не

расписывается. Планирование осуществляется итеративно на основе

взаимодействия руководителей верхнего и нижнего уровней управления,

предложения которых корректируются по результатам проработок отдельных

вопросов, находящихся в сфере их компетентности. Это делается для того,

чтобы учесть, по возможности, как можно больше различных факторов,

поскольку планирование только ”сверху вниз” может привести к недоучету ряда

конкретных производственных факторов, а планирование ”снизу вверх” часто не

учитывает перспективы развития предприятия в целом и задачи, стоящие перед

авиакомпанией на рынке.

Планирование деятельности авиакомпании осуществляется на основе

прогноза развития рынка, который ведется в долгосрочном, среднесрочном и

краткосрочном разрезах. Долгосрочное прогнозирование позволяет из

выявленного набора вариантов возможного развития рыночной ситуации выбрать

оптимальный для авиакомпании с учетом ее производственно-технических

возможностей и наличия ресурсов.

Одновременно предусматривается возможность в случае неблагоприятной

ситуации переориентировать деятельность авиакомпании с основного

стратегического плана на резервный.

Нацеленность на получение конечных результатов является важнейшим

требованием к планированию, но и сами планы авиакомпании постоянно

корректируются, исходя из анализа результатов ее деятельности. Управление с

использованием принципов обратной связи является циклическим. На основе

получаемой информации о состоянии производственно-коммерческой

деятельности, конъюнктуре рынка, состоянии внешней Среды происходит

обновление долгосрочного плана, корректировка целей авиакомпании,

принимаются многие тактические решения, связанные с упрочением положения на

рынке, разрабатываются краткосрочные планы для достижения конечных

практических результатов.

Планирование маркетинга является одной из составляющих процесса

планирования деятельности авиакомпании. Оно осуществляется по четырем

основным направлениям: планирование тарифной политики, планирование сбыта

(продаж), сервиса и мероприятий по стимулированию сбыта. Основной задачей

маркетингового планирования является выработка стратегии и тактики

выступления авиакомпании по каждому региону, где она осуществляет свою

деятельность. План маркетинга Аэрофлота имеет несколько вариантов, что

позволяет авиакомпании адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и

обеспечить устойчивое движение к намеченным целям. Планы маркетинга

Аэрофлота — долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (оперативные).

Оперативные планы (тактика) представляют собой матрицу, в которой

указываются сроки конкретных мероприятий, ожидаемые результаты,

ответственные за их проведение и система контроля.

План маркетинга включает в себя несколько разделов: результаты

проведенных рыночных исследований, систему целей и стратегию деятельности

авиакомпании, маркетинговые цели и стратегии по каждому региону, планы

продаж (сбыта), рекламных мероприятий, разработку тарифной политики и

системы обслуживания.

В первом разделе плана указаны три основных момента: анализ

окружающей среды (динамика конъюнктурообразующих факторов, деятельность

правительственных организаций, авиакомпаний — конкурентов и агентов самой

компании, анализ потребностей основных групп потребителей), анализ

деятельности самой фирмы (организация маркетинга в структуре управления

фирмой, наличие эффективной информационной системы и т.д.) и анализ

маркетинговых стратегий (насколько она способствовала достижению целей

фирмы, какие для этого были выделены ресурсы, каковы были расходы

авиакомпании. каков результат ее деятельности и т.д.).

Далее в плане отражается система целей и генеральная стратегия

деятельности авиакомпании, выработанные на высшем уровне руководства. В

зависимости от имеющихся ресурсов по каждому региону формируются системы

маркетинговых целей и стратегии (продажи, рекламной деятельности компании и

т.д.).

В плане сбыта указывается, каким образом будет организована продажа

авиаперевозок: через агентов, в оффисе авиакомпании, в собственных пунктах

продажи, какие выделить квоты мест каждой сбытовой точке

и т.д.

Тарифная политика отражает основные моменты использования различных

видов тарифов, предоставления скидок и льгот тем или иным категориям

пассажирам в зависимости от сезона, вида перевозки.

План мероприятий по улучшению сервиса включает в себя введение новых

видов обслуживания в аэропорту и на борту самолета для пассажиров различных

классов, организацию дополнительных услуг (прокат автомобилей, продажа

сувениров, бронирование отелей и т.д.).

В плане мероприятий по стимулированию сбыта указываются формы и

методы проведения рекламной компании, методы мотивации деятельности агентов

компании, участие в различных деловых встречах (“public relations”),

спонсорская деятельность компании и т. д.

Маркетинговый план также содержит рекомендации по составлению

эффективного расписания (сеть авиалиний, количество рейсов, их частота,

распределение самолетов по авиалиниями т. д.).

Система контроля.

Заключительным этапом маркетингового планирования является разработка

системы контроля — сюда включается контроль продаж и прибыльности

авиакомпании, а также анализ эффективности маркетинговых мероприятий по

основным направлениям. система маркетингового контроля Аэрофлота содержит

информацию о том, насколько результаты деятельности компании соответствуют

намеченным целям и планам, и в этой связи оценивает ее положение на рынке

воздушных перевозок в рассматриваемый момент времени.

Перспективы развития, предложения.

В качестве примера того, как Аэрофлот

планирует развиваться в дальнейшем, уместно привести слова генерального

директора ОАО “Аэрофлот — Российские Международные Авиалинии” Владимира

Тихонова: “В числе стратегических задач Аэрофлота — безусловное

совершенствование безопасности полетов и их регулярности, обслуживания

пассажиров, и, следовательно, конкурентоспособность, возвращение

рейтинговых позиций в ряду мировых авиаперевозчиков; расширение форм

деятельности для извлечения дополнительных поступлений; повышение

финансовой самостоятельности.

Самолетный парк Аэрофлота достаточно сильный, однако, пока парк

уступает мировым стандартам; обновление его — наша следующая задача”.

Пока что, парк самолетов обновляется в основном за счет лайнеров

иностранного производства. И это положило начало конфликту между

Аэрофлотом и российскими производителями. На этот конфликт накладывает

отпечаток и то, что Аэрофлот назначен официальным авиаперевозчиком. Здесь

кроется одна из главных задач маркетинга — помочь, способствовать

разрешению возникшей проблемы.

Мое видение этой проблемы заключается в том, что пока наши новые

самолеты не могут конкурировать с зарубежными образцами, в основном из-за

производственных дефектов, мы должны использовать иностранные лайнеры,

чтобы окончательно не потерять свои позиции на рынке авиаперевозок. После

того, как дефекты изготовления самолетов будут устранены, наступит момент

закупки отечественных самолетов, так как многие опытные образцы наших

гражданских лайнеров превосходят западные аналоги, и лишь вечные недоделки

и брак не позволяют нашим самолетам конкурировать с западными уже сейчас.

Вообще, сейчас очень трудно предложить для Аэрофлота в целом что-

нибудь конкретное, ведь Аэрофлот — это огромная компания, с огромным

количеством отделений, филиалов, подразделений. Но несомненно, выделяется

одно направление, которое может послужить отправной точкой для выхода

Аэрофлота из кризиса , я думаю оно очевидно и многим руководителям

авиакомпании, — это относительно низкая себестоимость перевозок,

осуществляемых Аэрофлотом, как грузовых так и пассажирских. Исходя из этого

и стоит вырабатывать дальнейшую стратегию, тем более, что в последние годы

Аэрофлот активно перенимает зарубежный опыт как в области сервиса на борту

самолета (в частности, обслуживающий персонал проходит стажировку на

предприятиях американской авиакомпании “Delta”), так и в части обслуживания

пассажиров в целом — после и до прилета. На основании всего вышесказанного

и возможен выход Аэрофлота из кризиса и постепенное закрепление его среди

общепризнанных авиакомпаний — лидеров.

Заключение

Итак, мы убедились, что маркетинг является неотъемлемой частью

жизнедеятельности общества. Маркетинг связан со всеми сферами нашей

деятельности, и, следовательно нам необходимо знать как можно больше о

его законах и специфике.

В России маркетинг еще не получил достаточного распространения,

но все большее число предприятий и организаций начинают успешно

использовать его основные принципы в своей работе. Появляются

специализированные маркетинговые компании предоставляющие широкий

спектр услуг на российском рынке. Руководители подавляющего большинства

предприятий уже осознали необходимость маркетинговых подходов к

управлению предприятиями и продукцией. К сожалению, маркетинговая

деятельность требует больших денежных расходов, что в нашей пока

нестабильной экономической ситуации практически невозможно. Ведь даже

крупным зарубежным компаниям не всегда под силу самостоятельно

заниматься всеми маркетинговыми вопросами и им приходится обращаться к

услугам исследовательских центров, рекламных агентств и т. д.

Все большее распространение маркетинг получает и как отдельная

экономическая дисциплина в учебных заведениях. Следовательно, скоро

наша страна получит много квалифицированных специалистов в этой

интересной для работы области.

Мне кажется, что маркетинговый подход к делу вскоре поможет нашим

предприятиям выйти из кризиса и твердо встать на ноги.

Список литературы

1. “Маркетинг” Дж. Р. Эванс, Б. Берман, М.,” Экономика”, 1990

2. “Основы маркетинга” Филип Кртлер и др., Издательский дом “Вильямс”,2000

3. “Маркетинг” (учебник) под редакцией Н.Д. Эриашвили, Москва 2000

4. “Формула успеха: маркетинг (сто вопросов – сто ответов о том, как

эффективно действовать на внешнем рынке).” П. С. Завьялов, В. Е. Демидов,

Москва, 1991 «Международные отношения»." Earnest & Young, 1995

5. “Все о маркетинге”. Сборник материалов для руководителей предприятий

экономических и коммерческих служб, М. 1992

6. Алтыев А., Шанин А. “Маркетинг - философия современного

бизнеса”//Торговля, № 1'93, C 13-19.

7. “Aeroflot Inflight Magazine” № 2/93.

8. “Aeroflot Inflight Magazine” № 2/94.

9. “Aeroflot Inflight Magazine” № 3/94.

10.“Aeroflot Inflight Magazine” № 8/96.

11. “Passport To The Newworld” spesial issue’94

12. “Passport To The Newworld” № Jan-Feb’96

-----------------------

ВНЕШНЯЯ СРЕДА:

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА:

экономика,

правовое

регулирование,

политика,

социальная сфера, международные отношения и т. д.

финансовая,

технологическая,

организационно-

структурная,

кадровая

и т. д.

ЦЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ:

а) возвращение капиталовложений,

б) оплата труда персонала,

в) социальные обязанности перед об-

ществом

ЦЕЛИ МАРКЕТИНГА:

а) удовлетворение требований (потребностей)

потребителей,

б) достижение превосходства над

конкурентами,

в) завоевание доли рынка,

г) обеспечение роста продаж

АНАЛИЗ:

а) рыночной ситуации,

б) покупателей,

в) конкурентов,

г) товара

ПЛАНИРОВАНИЕ

Управление

производством

товара

Выбор рынка

(рынков)

Прогнозирование

рынков

Новые товары

и их испытание

МАРКЕТИНГОВЫЕ РЕШЕНИЯ:

товар, место торговли, система формирования спроса и стимулирования сбыта

(ФОССТИС), ценовая политика и т. д.

АНАЛИЗ И КОНТРОЛЬ (рынка покупателей, конкурентов, товара)

Система информации управления

Рис. 1. Схема маркетинговой деятельности предприятия

Производитель или обслуживающая организация

. Компания или человек, выпускающие товары или услуги

Конечный

Потребитель

. Семья или человек, который покупает товары или услуги для личного

семейного или домашнего потребления

Организации - потребители

. Организация или люди, приобретающие товары или услуги для использования в

своей деятельности

Оптовая торговля

. Организация или люди, приобретающие продукцию для перепродажи ее

розничной торговле и/или промышленным организационным и коммерческим

потребителям

Специалисты по маркетингу

. Организация или люди, специализирующиеся на конкретных маркетинговых

функциях

Розничная торговля

. Организация или люди, деятельность которых связана с продажей товаров и

услуг конечным потребителям

Основные субъекты маркетинга

Рис. 2. Кто выполняет маркетинговые функции

?

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.