|
Организация лизинговой деятельности в ОАО «МИК». Диплом.прослывшие отличными мореплавателями и торговцами, практиковали аренду судов, которая по своей экономико-правовой сути очень схожа с современной формой лизинга оборудования. Римскому праву также был известен комплекс имущественных отношений, связанных с владением вещью без полного права собственности. Император Юстиниан I (483 - 565 гг.), модифицировавший римское право, отразил лизинговые отношения в известных Институциях. [6, с. 6] Таким образом, лизинг различных видов имущества был популярен в Европе еще с давних времен. Первое употребление термина \"лизинг\", по данным австрийского исследователя В. Хойера, относится к 1877 г., когда американская телефонная компания \"Белл\" решила не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду. Это начинание оказало сильное воздействие на развитие связи. Исследователи истории развития лизинга в странах Запада обычно отмечают, что толчком к широкому применению лизинга в США и Западной Европе послужило развитие железнодорожного транспорта: железнодорожные компании, стремясь уйти от излишне обременительных расходов, стремились приобретать локомотивы, вагоны и иные транспортные средства не в собственность, а лишь в пользование. В начале XX века несколько американских компаний, специализирующихся на поставках в аренду железнодорожного оборудования осознали, что контракты с более коротким сроком действия более выгодны. Почти в это же время родилась идея сдавать в аренду автомобили. Первоначально эта услуга называлась Drive-Your-Self. Так же называлась и компания, основанная пионером индустрии проката Уолтером Джекобсоном в Чикаго в 1918 году. Несколько позднее в 40-х годах был предложен новый вид лизинга - долгосрочную аренду автомобилей. [5, с. 10] В течение Второй Мировой войны лизинг стал широко распространенным средством финансирования поставок оборудования за счет средств, предоставляемых в рамках правительственных контрактов. Например, между правительствами США и Великобритании была оформлена сделка на аренду (лизинг) баз в восьми владениях Великобритании в обмен на американские эсминцы, также существует множество примеров таких сделок. Настоящая революция в арендных отношениях в Америке произошла в начале 50-х годов XX столетия. В аренду стали массово сдаваться средства производства: технологическое оборудование, машины и механизмы, суда, самолеты и т.д. Правительство США, оценив это явление, оперативно разработало и реализовало государственную программу его стимулирования. United States Leasing Corporation - первая современная компания, для которой лизинговые операции стали основным видом деятельности. Она была основана Генри Шонфельдом в 1952 г. в Сан-Франциско. Первоначально он создал компанию только для одной конкретной сделки. Потом предприниматель понял, что лизинговый бизнес может стать очень перспективным, к тому же появилось такое важное для развития лизингового бизнеса понятие, как “международный лизинг”. Через несколько лет компания стала открывать свои филиалы в других странах (в Канаде в 1959 и в Великобритании в 1960 годах). При этом лизинговая компания стала именоваться United States Leasing International. [9, с. 30] Популярность лизинга в 60е годы, объясняется тем, что: было обеспечено стопроцентное финансирование; гибкость в выборе времени и качестве лизинговых платежей; амортизация оборудования. Кроме того, предоставляемые налоговые льготы предопределили успех развития лизинга в США. Это говорит о том, что в странах с развитой рыночной экономикой формировалась широкая законодательная база. Множество законов, указов и постановлений определили развитие лизинга. Наиболее популярным в США является лизинг автотранспортных средств. Сегодняшние лизинговые компании сдающие в лизинг грузовые автомобили предлагают полный пакет услуг: лизинг полного обслуживания; обслуживание контракта; материально-техническое обеспечение. Владельцы лизинговых компаний постоянно исследуют рынок самых новых технологий (таких как: электронные двигатели, передачи с автоизменением, установка компьютера, контролирующего воздушное давление, экономию топлива, износ шин); определяют совместно с клиентами, какие новые изделия и системы являются наиболее пригодными, проводят экспериментальные испытания системам. Эти преимущества гарантируют, что скорость технологических изменений только усилит рыночные позиции лизинговых компаний. На рынке лизинговых услуг компании США являются наиболее заметными и крупными. Об уровне развитости лизинговых отношений в Соединенных Штатах Америки свидетельствует количество ассоциаций, объединяющих участников лизингового рынка. Их всего 15. [6, с. 7] Можно сделать вывод о том, что лизинг различных видов имущества был популярен в странах запада еще с давних времен. Он прошел долгий период развития и совершенствования и является основным инвестиционным инструментом, на долю которого на протяжении многих лет приходится, например, в США более 30% инвестиций в оборудование. 2. Опыт развития лизинга в России В России с понятием \"лизинг\" познакомились во время Второй Мировой войны, когда по leand-lease в нашу страну поставлялась американская техника. Т. е. в России лизинг применялся до начала 90-х годов в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле. Однако и раньше напрокат сдавались легковые машины, а прокат по своей сущности близок к оперативному лизингу. В 70 - 80-е годы лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями прежде всего как одна из форм приобретения и реализации такого оборудования, как станки, самолеты, морские суда, автомашины и т.д. Лизинг обычно фиксировался в соглашениях, заключенных между советскими и иностранными партнерами, на определенный срок. Разновидностью лизинговой операции, активно применявшейся Мин Морфлотом СССР, являлся “бэрбоут - чартер” - наем морского судна без экипажа. Суть этой операции состояла в следующем. В соответствии с условиями контракта, заключаемого В/О “Совфрахт” Минморфлота СССР с посреднической фирмой, предоставляющей интересующее Мин Морфлот судно в аренду, на это судно, прибывшее в какой-либо из портов Западной Европы или Японии под флагом третьей страны, направлялся советский экипаж, поднимался флаг Советского Союза и судно поступало в распоряжение советской стороны для эксплуатации. [20,с. 49] Достаточно активно применялся лизинг международных автомобильных перевозок внешнеторговым объединением “Совтрансавто”, которое приобретало за рубежом на условиях аренды с последующей покупкой различные виды грузового автомобильного транспорта. В июне 1991 года была создана международная советско-немецкая лизинговая компания “Евролизинг”. Ее учредителями с советской стороны стали Внешэкономбанк СССР, Совморфлот и Госснаб СССР, с французской - один из крупнейших банков Европы Bank National de Paris, а с немецкой - одна из крупнейших лизинговых компаний Западной Германии - “Митфинанц ГмбХ”. Начало развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке можно определить серединой 1989 года в связи с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных правил применения лизинга стали Основы законодательства СССР и союзных республик об аренде. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику. [8, с. 10] Собственно российские лизинговые компании начали образовываться в 1-й половине 1990-х годов (Приложение 2). В октябре 1994 г. на основе объединения 15 российских лизинговых компаний была создана Российская ассоциация лизинговых компаний \"Рослизинг\", которая была призвана выполнять методические, организационные и информационные функции в интересах развития лизинга в стране. В том же году \"Рослизинг\" стал корреспондентским членом Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний \"Leaseurope\". На 1.01.2001 г. лизинговую деятельность в России вела 1541 лицензированная резидентская компания. По данным за 2000 г., промышленное оборудование сдавали в лизинг 162 компании; компьютерами, банковским и офисным оборудованием занимались 40 компаний; самолетами, судами, железнодорожными вагонами и цистернами - 70; автотранспортом - 103, оборудованием для переработки сельскохозяйственной продукции - 207, дорожно-строительной техникой - 94. И 865 компаний занимались деятельностью, связанной исключительно с финансовыми операциями. [15,391] Как представляется, приведенные данные свидетельствуют о том, что в России имеется значительная потребность в развитии лизинга и, что в данном случае еще важнее, очень немалая сеть лизинговых компаний. Тем не менее, лизинг до сих пор занимает у нас весьма скромное место в обеспечении инвестиций. Все российские лизинговые компании можно разделить на две группы: собственно лизинговые, получившие определённые льготы по налогообложению, и государственные отраслевые лизинговые компании, которые призваны облегчить реализацию готовой продукции в ряде машиностроительных отраслей. Лизинг нашёл своё место не только в крупной промышленности, но и в малом предпринимательстве. Лизинговые операции с субъектами малого предпринимательства несут в себе дополнительные сложности: возникающие риски, низкая залогоспособность лизингополучателей. Поэтому малые предприятия находятся в невыгодном положении на финансовом рынке и, испытывает определённую дискриминацию со стороны банков по сравнению с иными, более крупными заёмщиками. [11,с. 67] Ещё хуже положение в отдельных отраслях производства. По сравнению с 1990г. сократился парк основных видов сельскохозяйственной техники, а оставшаяся в хозяйствах техника сильно изношена и катастрофически устарела. Темпы износа сельхозтехники резко опережают темпы её обновления. Сложная ситуация с обновлением парка машин наблюдается и в такой отрасли хозяйства, как гражданская авиация и обеспечивающая её авиационная промышленность. Так что же мешает развитию лизинга в России? Можно выделить несколько факторов: 1. Некачественная нормативно-правовая база лизинга; 2. Недальновидность и неэффективность налогообложения лизинговых операций; 3. Недостаток в экономике вообще и в пассивах коммерческих банков, в частности \"длинных денег\", строго необходимых для финансирования (кредитования) лизинговых сделок; 4. Тяжелое финансово-экономическое положение большинства производителей в реальном секторе экономики, ограниченность круга устойчиво и рентабельно работающих предприятий - потенциальных клиентов; 5. Высокие процентные ставки за кредит (16%). Хотя цена кредита все еще намного превышает среднюю прибыль в реальной экономике, что \"отсекает\" большинство предприятий, как от банковского кредита, так и от лизинга. [17, с. 107] Также фактором успеха лизингового бизнеса является выбор рациональной организационной структуры лизинговой компании и высокая профессиональная подготовка ее персонала. Лизинговую компанию отличает большое количество аналитических служб, сильное маркетинговое и юридическое обеспечение. В решении перечисленных проблем определенную помощь может оказать изучение опыта других стран, а также создание отечественной законодательной и нормативной базы, которая обеспечит благоприятные экономические условия. Эти условия определяются налоговыми льготами, таможенным и валютным регулированием лизинговых операций. Таким образом, отраслями, наиболее привлекательными для развития лизинга в России, считаются сельское хозяйство, строительство, тяжелое машиностроение, транспорт (особенно авиа - и судоперевозки), торговля, а также малое предпринимательство. Перспектива использования лизинга как эффективного метода инвестирования в основные фонды предприятий зависит не только от сложившихся в стране социально-экономических условий, проводимой властями и самими предприятиями инвестиционной политики, но и от правильной, грамотной, профессиональной организации и проведения лизинговых сделок. 2 Правовое регулирование лизинговых отношений 2.1 Современное состояние правовой базы лизинга в России До сравнительно недавнего времени Россия относилась к числу стран, не имеющих специального лизингового законодательства. Это означало, что отношения, возникавшие в ходе проведения лизинговых операций, регулировались по аналогии, сходных с лизинговыми (отношения имущественного найма, т.е. аренды), а при отсутствии таких норм - исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства. На современном этапе Россия - страна, в которой существует специальное законодательство, регулирующее лизинговые отношения. Особенность состоит в том, что правовая база лизинга рассредоточена в нормативных актах государственных органов власти и управления различных уровней, имеющих неодинаковую юридическую силу. Первым специальным актом правового регулирования лизинговых отношений стал Указ Президента РФ № 1929 от 17.09.1994 г. \"О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности\". Он носил в основном порученческий характер: он предписывал правительству, министерствам и ведомствам провести определенные мероприятия, разработать документы и внести предложения о подготовке базы для развития лизинговых отношений в Российской Федерации. К тому же Указ содержал некоторые спорные положения, которые не были восприняты последующим законодательством. В соответствии с этим Указом (ныне уже отмененным) Правительство РФ постановлением № 633 от 29.06.1995 г. \"О развитии лизинга в инвестиционной деятельности\" утвердило \"Временное положение о лизинге\". Этот нормативный акт, ныне также отмененный, и положил начало конкретному регулированию лизинговых отношений в стране. В дальнейшем правительство и его органы приняли еще целый ряд документов общего значения (не отмененные, хотя в большинстве своем и не применяющиеся): \"Примерный договор о финансовом лизинге движимого имущества с полной амортизацией\" (утвержден Минэкономики и Минфином РФ 29.12.1995 г.); \"Методические рекомендации к расчету лизинговых платежей\" (утверждены Минэкономики и Минфином РФ в апреле 1996 г.); \"О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации\" (документ утвержден постановлением Правительства № 752 от 27.06.1996 г., получил частично новую редакцию в соответствии с постановлением Правительства РФ № 794 от 12.07.1999г.); \"Указания об отражении в бухгалтерском учете операций договора лизинга\" (утверждены приказом Минфина РФ № 15 от 17.02.1997 г.); \"О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997 - 2000 годы\" (документ утвержден постановлением Правительства РФ № 915 от 21.07.1997 г.); \"Порядок предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций\" (утвержден постановлением Правительства РФ № 1020 от 3.09.1998 г.). Имелось также \"Положение о лицензировании лизинговой деятельности в РФ\" (утверждено постановлением Правительства РФ № 167 от 26.02.1996 г.). Документ утратил силу в связи с тем, что постановлением № 80 от 1.02.2001 г. Правительство РФ утвердило новое Положение \"О лицензировании финансовой аренды (лизинга) в Российской Федерации\". Последнее было отменено в связи с принятием Закона № 128-ФЗ от 8.08.2001 г. \"О лицензировании отдельных видов деятельности\", в соответствии с которым лизинг в России перестал быть лицензируемым видом деятельности. Следующим актом, регламентирующим лизинговые отношения, стала часть II Гражданского кодекса РФ, вступившая в действие 1.03.1996 г. Здесь лизингу посвящены статьи 665 - 670 (§6 \"Финансовая аренда (лизинг)\" гл. 34 \"Аренда\"), в которых даны определения договора финансовой аренды, предмета договора, порядок передачи предмета договора, перехода к арендатору риска случайной гибели, ответственности продавца. В ГК РФ впервые был применен термин \"финансовая аренда\". Здесь уместно будет отметить, что вся эта серия нормативных документов, по мнению многих авторов, была сделана в целом непрофессионально: они были выпущены, по сути, без учета уже действовавшей законодательной базы; большинство этих актов в разной мере противоречило друг другу. Может быть, поэтому некоторые из них вообще не исполнялись, а другие исполнялись и исполняются плохо. 8 февраля 1998 г. был подписан Закон № 16-ФЗ \"О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА \"О международном финансовом лизинге\". Основная цель Конвенции - унификация правового регулирования отношений сделок финансового международного лизинга. Предметом регулирования Конвенции являются те лизинговые сделки, при которых лизингодатель и лизингополучатель находятся в разных странах и срок лизинга оборудования приближается к сроку его амортизации. Конвенция трактует классический лизинг, который носит трехсторонний характер: продавец оборудования, лизингодатель и лизингополучатель. Конвенция является в некотором роде ориентиром для разработчиков внутреннего лизингового законодательства. В октябре 1998 г. был принят Закон \"О лизинге\", в котором в трактовку и регулирование лизинговых отношений были внесены некоторые уточнения и изменения. В Законе сама суть лизинга определена как вид инвестиционной деятельности, причем он рассматривался как самостоятельный вид деятельности (без прежней \"привязки\" к понятию аренды). В Законе раскрыты основные понятия и определения, присущие лизинговым операциям, определены участники данных отношений, даны определения основных видов лизинга, сформулированы права и обязанности сторон, основные условия лизингового договора, порядок страхования лизингового имущества, порядок разрешения споров между сторонами, установлены структура и состав лизинговых платежей, требования к лицензированию лизинговой деятельности. Но данный закон оказался в зоне коллизий, в связи с не соответствием некоторым принятым ранее нормативным документам. Например, несоответствие некоторых норм Закона \"О лизинге\" Гражданскому кодексу. Как очевидно из изложенного, нормативно-правовая база лизинга в России нуждалась в дальнейшем развитии. И оно последовали: в соответствии с Законом № 10-ФЗ от 29.01.2002 г. Закон \" О лизинге\" получил новую редакцию, в том числе новое название - \"О финансовой аренде (лизинге)\". Новый вариант Закона уже не противоречит нормам ГК РФ, однако стал менее определенным в части экономической трактовки лизинга. Этот закон исключает 12 статей старого варианта, также названия некоторых статей даны в новой редакции, что отражает более или менее существенные изменения в их содержании. Следовательно, можно сделать вывод о том, что законодательная база лизинговых отношений находится еще в незавершенном состоянии. Она требует постоянных изменений и корректировок несоответствий уже существующим законам. В общем виде формирование нормативно-правовой базы лизинговых операций в России представлено в Приложении 3. 2.2 Договор как правовая форма лизинговых отношений 2.2.1 Участники договора, их функции, интересы, права и обязанности Договор финансовой аренды (договор лизинга)- гражданско-правовой договор, в соответствии с которым арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей (ст. 665 ГК РФ). В определении, данном в ст. 2 ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (ст. 2 Закона) есть дополнение о том, что договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества может быть осуществлён лизингодателем. Характеризуя договор финансовой аренды (лизинга) в целом можно отметить, что он является: 1. предпринимательским (его заключают, прежде всего, с целью получения дохода; основная цель лизингодателя - инвестирование средств и как следствие получения прибыли); 2. двусторонним (только две стороны: лизингодатель (арендодатель) и лизингополучатель (арендатор)); 3. взаимным; 4. консенсуальным; 5. возмездным. [15, с. 421] Согласно п.4 ст.15 Закона «О лизинге» договор лизинга должен содержать следующие существенные положения: точное описание предмета лизинга; объем передаваемых прав собственности; наименование места и указание периода передачи предмета лизинга; указание срока действия договора; перечень дополнительных услуг, предоставленных лизингополучателем на основании договора комплексного лизинга и т.д. Предмет договора лизинга включает в себя предмет лизинга (лизинговое имущество - объект правоотношений) и два рода действий обязанных сторон. Это, во-первых, традиционные действия лизингополучателя по принятию имущества в аренду, обеспечению его сохранности и использования по назначению, выплате платежей и т.д. А во-вторых, действия лизингодателя по заключению договора купли-продажи предмета лизинга с продавцом в соответствии с указаниями лизингополучателя. [6, с. 601] К участникам договора лизинга могут относиться: лизингодатель; лизингополучатель; поставщик; страховщик; инвестор; гарант; посредник. Из них основными участниками считаются лизингодатель, лизингополучатель и поставщик. Остальные возможные участники сделки могут быть названы косвенными. Определения основных участников лизингового договора были даны раньше, поэтому перейдем срезу к рассмотрению косвенных участников договора лизинга. Инвестор (кредитор) - лицо, которое инвестирует средства (в форме кредита) в приобретение предмета лизинга. Поручитель (гарант) - лицо, дающее поручительство или гарантию по обязательствам лизингодателя или лизингополучателя. Посредник - лицо, которое, действуя на основании договора комиссии или договора поручения лизингодателя, подбирает поставщика и с коммерческой |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |