|
Влияние исторических, политических, культурных событий на изменение образа человека в живописи Испании XVII и XVIII веков|жизнь без приключений и |столетий, подобно творчеству Луи| | |судорожных порывов, мы склонны |Давида, открывает искусство | | |забывать о сознательной |новой исторической эпохи. С | | |революционности его таланта. И |новым временем Гойю связывают | | |здесь уместно привести слова |прямое отражение и оценка в его | | |Паломино об этом первом этапе |искусстве реальных событий | | |его жизни после описания |жизни, современной ему | | |созданных в Севилье бодегонес: |действительности. Обратившись в | | |"В таком вот духе были все вещи,|своем творчестве к изображению | | |которые Веласкес делал в это |исторической деятельности | | |время, дабы отличиться ото всех |народных масс, Гойя положил | | |и идти новым путем; сознавая, |начало развитию исторической | | |что Тициан, Альберти, Рафаэль и |реалистической живописи нового | | |другие захватили до него лавры |времени. | | |первооткрывателей и что, | | | |поскольку они уже умерли, слава | | | |их возросла, он, движимый своим | | | |причудливо изобретательным | | | |вдохновением, принялся | | | |изображать сценки из жизни | | | |простонародья в новой, смелой | | | |манере, с необычными красками и | | | |освещением. Кое-кто упрекал его,| | | |что он не пишет картин на более | | | |серьезные сюжеты и не стремится | | | |к приятности и красоте, в чем | | | |мог бы соперничать с Рафаэлем де| | | |Урбино, на что он учтиво | | | |возражал, говоря, что | | | |предпочитает быть первым в этом | | | |грубом жанре, нежели вторым в | | | |изящном". | | | |Ставящий задачей прославить, |Успех Гойи в кругах знати, |ПАР| |возвеличить знатного заказчика, |близкой к королевской семье, |АДН| |парадный портрет был широко |наконец дал ему возможность |ЫЙ | |представлен в XVII веке в |получить титул, которого он |ПОР| |Западной Европе. Известно его |добивался много лет: в 1799 году|ТРЕ| |понимание живописи, |Карл IV пожаловал ему звание |Т | |подтверждение которого не |Первого придворного живописца. К| | |составляет труда, настолько оно |этому времени у Гойи появилось | | |прямолинейно, постоянно и |немало покровителей среди | | |ригористично. Когда он начинал, |аристократии, и в финансовом | | |завистники упрекали его, что он |отношении он неплохо обеспечил | | |пишет только портреты. Им |будущее своей семьи. К тому | | |невдомек было, что Веласкес |времени им были уже созданы | | |произведет первую великую |«Капричос», но даже провал с их | | |революцию в западной живописи и |публикацией не поколебал его | | |что эта революция будет состоять|желания на время оставить | | |именно в том, что вся живопись |живопись. Ему хотелось воплотить| | |станет портретом, то есть |в жизнь образы своего | | |индивидуализацией объекта и |внутреннего мира, гораздо больше| | |моментальностью изображенной |волнующие его. | | |сцены. Портрет, понятый в таком |Таково было положение дел, когда| | |обобщенном смысле, утрачивал |король заказал Гойе написать | | |свое традиционное узкое значение|групповой портрет королевской | | |и превращался в новое отношение |семьи. Предварительно Гойя | | |к изображаемому. Тут нельзя |сделал натурные эскизы отдельных| | |поставить с ним рядом никакого |членов семьи в Арахнуэсе (они | | |другого художника, и в сознании |«восхитили заинтересованных | | |Запада Веласкес прежде всего и |лиц»), а затем приступил к | | |больше всего творец своего, |групповому портрету и завершил | | |особого мира. Добавим, что его |его очень быстро. В течении года| | |мир в основном состоит из |картина была закончена. | | |чудовищ или, по меньшей мере, из|Композиция картины кажется | | |уродов. Думаю, невозможно, да и |поначалу столь же | | |не следует избегать вопроса, |представительной и незыблемой, | | |почему творчеству Веласкеса |как и в королевских портретах | | |присущ столь необычный характер,|1799-1800 годов. Она искусно | | |причем так явно выраженный. Как |построена и создает впечатление | | |во всякой человеческой судьбе, |торжественного выхода королевы, | | |тут вмешался случай. В самом |обнимающей младшую дочь – | | |деле, было лишь игрой случая, |одиннадцатилетнюю Марию Исабель | | |что в то время, когда |и держащей за руку младшего сына| | |единственной обязанностью |– шестилетнего Франсиско де | | |Веласкеса было писать портреты |Паула. Все остальные персонажи | | |королевской семьи, ни король, ни|как будто расступились, | | |королева Марианна Австрийская, |образовав две плотные группы | | |ни инфанты Мария Тереса и |слева и справа от королевы – | | |Маргарита не отличались приятной|одну во главе с наследником | | |наружностью. Королева Изабелла |престола доном Фердинандом и | | |Бурбонская была красива, но она |другую во главе с королем | | |почему-то, - быть может, потому,|Карлом. Королева Мария-Луиза, | | |что Веласкес был призван в |окруженная младшими детьми, - в | | |Мадрид ненавистным ей |центре картины, а король стоит в| | |графом-герцогом Оливаресом, - |стороне, повторяя ту ситуацию, | | |уклонялась от того, чтобы он ее |которая сложилась в их жизни; | | |написал. О холсте, в котором |весь его облик выражает почтение| | |ныне кое-кто склонен усматривать|царственной супруге. Королеве не| | |ее портрет, можно сказать, что |могла не польстить подобная | | |неясно, принадлежит ли он кисти |группировка, в которой была | | |Веласкеса, и также неясно, |подчеркнута ее главенствующая во| | |изображает ли он королеву. Донья|всем клане роль и где она была | | |Марианна Австрийская была |(в духе идеалов сентиментализма)| | |немолодая женщина с |представлена заботливой матерью | | |нарумяненными щеками и некрасиво|семейства. Ей одной | | |выпуклым лбом, утопавшая в |предоставлено здесь достаточно | | |огромных платьях доведенной до |свободного места (остальные | | |безобразия барочной моды. Филипп|просто теснятся), и она может | | |IV хотя и отличался изящной |сколько угодно вертеться, | | |фигурой, однако, его голову, |демонстрируя –роскошное платье, | | |вероятно, было ужасно трудно |а особенно бриллиантовую стрелу | | |писать не только из-за |в своей прическе – недавний | | |невыразительности черт лица, но |подарок Годоя, знак достигнутого| | |из-за странной формы лба. Никто |в конце 1800 года примирения | | |еще не обратил внимания, что, за|королевы с ее неверным | | |одним лишь исключением, во всех |любовником (для посвященных | | |тридцати четырех портретах |получалось так, что «князь мира»| | |короля, указанных в каталоге |незримо присутствовал в этом | | |Куртиса, его лицо изображено в |портрете членов испанского | | |три четверти и с правой стороны.|–царствующего дома). Мы видим | | |Исключение открывает нам |роскошные костюмы, блистающие | | |причину. Это знаменитый портрет |драгоценностями и королевскими | | |"Ла Фрага", единственный, где |регалиями, однако лица | | |Филипп изображен в военном |царственной четы свидетельствуют| | |костюме, - кроме конного |об удручающем отсутствии | | |портрета в Прадо, где он в |характера. Скучные, | | |панцире. Тут мы видим, что левая|невыразительные физиономии | | |половина его лба была чрезмерно |роскошно одетых короля и | | |выпуклой и искажала пропорции |королевы заставляют вспомнить | | |лица. Только три члена |высказывание французского | | |королевской семьи обладали |романиста Теофиля Готье : они | | |приятной наружностью, и Веласкес|напоминают «булочника с женой, | | |охотно писал их портреты: рано |которые получили крупный выигрыш| | |умерший инфант дон Карлос; |в лотерею». Вместе же три | | |кардинал-инфант, вскоре |вышеназванные группы | | |удаленный из Испании |перегородили от края и до края | | |графом-герцогом, и принц дон |поле картины, заняли всю ее и | | |Бальтасар Карлос, которого |так небольшую глубину и застыли,| | |Веласкес не раз и с |заворожено глядя в предлежащее | | |удовольствием изображал. Не |картине пространство. Взгляды их| | |повезло Веласкесу также с самой |пристальны, но странно | | |главной персоной в государстве, |рассредоточены – каждый смотрит | | |- с его покровителем. |только перед собой. Находясь | | |Граф-герцог Оливарес был почти |вместе, выступая рядом, они | | |чудовищно безобразен: огромного |каждый сам по себе, в самом себе| | |роста, тучный, с вдавленным |и только для самого себя. У них | | |основанием носа. Можно заметить |нет общего центра притяжения, | | |неуверенность Веласкеса в первых|нет общего интереса. Кроме детей| | |его портретах Оливареса. В |и Гойи все остальные | | |особом введении к серии |присутствующие как будто смотрят| | |портретов графа-герцога кисти |в зеркало, каждый сам на себя. | | |Веласкеса будет сказано |Зеркало должно находиться на | | |подробнее о том, как художник |месте зрителя и невозможно | | |решал проблему, которую |встретиться с ними взором. Не | | |представляла собою эта трудная |смотрят они и друг на друга, | | |модель. |существуя совершенно | | |В произведениях Веласкеса цвет |изолированно, как «гигантские | | |играет основную роль. Ставящий |насекомые», наколотые в | | |задачей прославить, возвеличить |коллекции энтомолога[21]. Как | | |заказчика, парадный портрет был |будто ничто не способно нарушить| | |широко распространен в Западной |это затянувшееся самолюбование. | | |Европе. |И все же оно нарушено. Нарушено | | |Понимание сложности человеческой|присутствием постороннего этой | | |натуры по-разному проявляется в |семьи человека, художника, | | |творчестве различных мастеров |явившегося сюда из другого, | | |XVII века. Веласкес стремился |третируемого всеми этими | | |дать четкий портретный очерк, |Величествами и Высочествами | | |акцентируя внимание на |мира. Взором своим лишь он один | | |сложившихся свойствах характера.|охватывает все поле картины, и | | |Но при всей яркости |он же превращает всех позирующих| | |индивидуальных характеристик, |в предмет искусного эксперимента| | |общей чертой, роднящей все его |(позирование перед зеркальной | | |портреты, является то, что |стеной Аранхуэсской галереи), | | |изображенные люди, какими бы |пристального анализа, совершенно| | |душевными качествами они не |независимого и нелицеприятного | | |обладали, всегда исполнены |суждения. Один только он | | |особой внутренней значимости. |прорывает душную замкнутость | | |В 1656 г. были написаны |картины и, встретившись взглядом| | |«Фрейлины», или как их называют |со зрителем поверх голов | | |«Менины», - огромное полотно, |коронованных моделей, будто | | |высотою более 3 м., с фигурами в|передает ему – тоже все видящему| | |натуральную величину. Картина |и все понимающему – результаты | | |представляет собой редкий в |своих наблюдений. | | |испанском искусстве пример |Ни одна черта характера этой | | |группового портрета. К нему |блестящей семьи не ускользнула | | |мастер обращался и ранее. Свои |от проницательного взгляда | | |возможности в области этого |художника. Надменный, заносчивый| | |жанра он проявил уже в «Сдаче |человек в голубом камзоле слева | | |Бреды», сумев объединить |– старший сын короля, | | |действующих лиц единым |впоследствии тиран Фердинанд | | |переживанием – сознанием |VII. Рядом, отвернувшись от | | |важности события. В «Менинах» |него, стоит предполагаемая | | |они связаны условиями, в которые|невеста, не получившая ещё | | |поставлены. Веласкес обогащает |официального предложения. За | | |свой рассказ о человеке, |спиной короля сгруппировались | | |изображая кусок жизни, |другие, менее значительные | | |окружающей его, и, «Менины» |родственники. Возможно, подражая| | |соединяют в себе достижения |шедевру Веласкеса – «Менинам» и | | |художника не только в области |повторяя собственную манеру, | | |портрета, но и бытовой живописи |зафиксированную в других его | | |– 2 стержневых линий его |картинах, Гойя изобразил на | | |искусства. Главное действующее |заднем плане себя, прилежно | | |лицо сцены – маленькая инфанта |работающим над большим полотном.| | |Маргарита, любимая дочь |Ни один из предыдущих портретов | | |ФилиппаIV от второго брака с |не источал еще таких переливов | | |Анной Австрийской. Она |серебра, такого сияния золота, | | |изображена стоящей в центре |такого слепящего глаз мерцания | | |комнаты в нарядном розовом |алмазных звезд, стрел, эгретов, | | |платьице, окруженная двумя |ожерелий, подвесок. От | | |фрейлинами. Одна из них – донья |нестерпимого блеска взор зрителя| | |Мария Агостина Сарменто – |буквально спасается в ту тень, | | |подносит инфанте бокал с водой, |которая окутывает фон портрета; | | |встав на колени согласно |он отдыхает на картинах, | | |этикету; другая – графиня |уходящих куда-то ввысь позади | | |Изабелла Веласко – делает |королевского семейства, а затем | | |реверанс. Слева от этой группы |концентрируется на прежде почти | | |два карлика: Мария Барбала и |неприметном лице художника, | | |Николасито Пертусато, толкающий |глядящего прямо на нас поверх | | |ногой спящую собаку. Позади |голов венценосных моделей. Его | | |стоит придворная дама Мария |пристальный, все понимающий и | | |Марсела де Уллое. В глубине |требовательный взгляд, его | | |комнаты, в дверях, виднеется |строгое, не нуждающееся ни в | | |гофмаршал королевы дон Хосе |каких внешних украшениях | | |Ньето. Художник тонко |достоинство приковывают к себе | | |улавливает внутреннюю |внимание и побуждают иначе | | |подвижность и изменчивость |посмотреть на только что почти | | |жизни, ее контрастные аспекты. |ослепившее нас зрелище – | | |Перед зрителем как бы |посмотреть на него не снизу | | |выхваченная из жизни сцена |вверх (где реально находиться | | |повседневного быта королевского |зритель), но сверху вниз (как | | |двора. В левой части картины |это может художник), проникнуть | | |Веласкес изобразил себя во время|сквозь внешний блеск и заглянуть| | |работы над парным портретом |в души тех, кто хотел бы в нем | | |королевской четы. Это его |скрыться. Мы замечаем птичье | | |единственный достоверный |обличье инфанты Марии Хосефы, | | |автопортрет. Веласкес изобразил |выпученные глаза дона Антонио, с| | |свою мастерскую, помещавшуюся во|ненавистью уставленные в затылок| | |дворце, сам он, стоя перед |своему старшему, и значит, | | |большим холстом, пишет –портрет |загородившему для него престол, | | |королевской четы, которая |брату Карлу, «вареную» | | |находится за пределами картины, |физиономию последнего с | | |на месте зрителя, и последний |оловянными, будто приклеенными к| | |видит лишь её отражение в |лицу глазами, плотоядную ухмылку| | |зеркале, висящем на |королевы, ее оплывшие неумеренно| | |противоположенной стене. В |оголенные плечи и руки мясничихи| | |выражении лица художника, в его |– одним словом, всю вульгарность| | |несколько отрешенном взгляде |этой во всех смыслах ожиревшей и| | |отмечено то особое состояние |опустившейся до животного | | |самоуглубленности, которое |состояния семьи. | | |наступает в момент творчества. |Только такой художник, как Гойя,| | |Изящен жест, которым Веласкес |ясно осознающий масштабы своего | | |держит кисть. Он не смотрит на |таланта и , возможно, достаточно| | |палитру, но зритель чувствует |обеспеченный, чтобы рискнуть | | |безошибочность движения руки. В |своим положением Первого | | |«Менинах» Веласкес пренебрег |придворного живописца, мог | | |всеми канонами придворного |отважиться написать правдивый | | |искусства, изобразив |портрет королевских персон. При | | |аристократов в будничной |внимательном рассмотрении | | |обстановке. И вместе с тем он |становится ясно, насколько | | |возвеличил повседневность, |реалистически изобразил художник| | |представив ее приподнято - |королеву Марию-Луизу. В портрете| | |монументально, в виде сцены, на |не заметно ни малейшего желания | | |которой присутствует король. |приукрасить модель, художник не | | |Однако короля и королевы |упустил ни одной детали: двойной| | |непосредственно в картине нет. |подбородок и толстая шея | | |Не сочтя возможным показать |бросаются в глаза, так же, как | | |столь важных персон за столь |грубое, почти вульгарное | | |незначительным занятием, |выражение лица; её руки, | | |Веласкес, в то же время |которыми, как знал Гойя, она | | |превращает королевскую чету в |восхищалась, считая их | | |простых зрителей картины, а на |соблазнительно округлыми, | | |первом плане помещает фигуры |кажутся слишком толстыми. По | | |шутов, которые как бы |контрасту с ней её младшая дочь,| | |приравниваются к представителям |донья Мария Исабель, напоминает | | |знати степень внимания к ним |ангела, её платье, драгоценности| | |художника. |и глаза – такие же как у матери,| | |Карлики. |но она излучает нежность и | | |Их писали в Испании и до |обаяние юности, что | | |Веласкеса. Изображая шутов, |свидетельствует не только о её | | |художники, как правило, |невинности, но и о неизменной | | |стремились акцентировать |симпатии Гойи к детям. Мы | | |внимание зрителей на их |оцениваем, наконец, значение еще| | |уродстве, на их шутовских |одного припасенного Гойей | | |атрибутах, показать их как |эффекта – двусмысленное действие| | |диковинки. Совершенно по-новому |вливающегося слева в картину | | |понимает свою задачу Веласкес. |светового потока, который не | | |Он первый увидел в этих всеми |только заставляет засверкать и | | |презираемых существах людей, |заискриться все то, чего может | | |достойных внимания и уважения; |достичь, но в сверкании этом | | |за безобразной внешностью – |начинает растворять, будто | | |человека с его миром чувств и |«смывать» казавшуюся еще недавно| | |страданий. Умело используя |незыблемую композицию. Свет этот| | |композицию, цвет и освещение, |превращает церемонно-роскошную | | |художник каждый раз достигает |сцену в неустойчивый и вдруг | | |удивительного своеобразия и |поплывший мираж, в навязчивое, | | |яркости образа. |но внутренне несостоятельное | | |Произведение имеет множество |наваждение. Наконец таинственная| | |смысловых оттенков, что |игра его волн вызывает уже | | |представляет собой результат |отмеченные метаморфозы главных | | |глубокого понимания сложных |персонажей картины – превращение| | |явлений жизни. То |короля в огромное ракообразное, | | |обстоятельство, что королевская |королевы в жабу, старшей инфанты| | |чета мыслиться вне пределов |Марии Хосефы в подслеповатую | | |холста, имеет еще одно значение.|птицу и т.п. только один | | |Картина как бы раздвигает свои |художник не подвержен его | | |границы, и изображенная сцена |действию – ни его чарующей | | |сливается с окружающим миром. |магии, ни его коварству, для | | |Стремление создать иллюзию |всего казавшемуся прочным. | | |единства мира реального и |Только он один ни в чем не | | |изображенного характерно для |зависит от ослепительной | | |западноевропейского искусства |видимости и только ему, | | |XVII века. Художественное |буквально возвысившемуся над | | |произведение понимается не как |придворной мишурой, открыта | | |что-то обособленное, |истина. Отодвинувшись на задний | | |существующее само по себе, как |план, Гойя царит здесь, выставив| | |это имело место в эпоху |королевское семейство на | | |Возрождения, а, в согласии с |всеобщее обозрение, царит как | | |общими представлениями о |представитель настоящей жизни с | | |неразрывном единстве всех |ее естественными чувствами и | | |явлений мира, как часть его. |пытливой, деятельной, обо всем | | |Отсюда вытекает вторая задача, |судящей мыслью. | | |блестяще решенная Веласкесом в |Верный правде жизни, портрет | | |«Менинах», - в самом |Гойи, похоже, никого не | | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |