|
Влияние исторических, политических, культурных событий на изменение образа человека в живописи Испании XVII и XVIII веков|большинстве севильцев. Ранняя |особенностей быта, характера | | |слава, приобретенная Веласкесом |пейзажа, разнообразных народных | | |в Севилье, способствовала тому, |типов. Зарождающиеся здесь | | |что и он призван в Мадрид. Было |тенденции нового художественного| | |ему тогда двадцать три года. Он |видения получают более | | |столь удачно исполнил тут |конкретное выражение в картонах | | |портрет короля, что был |второй серии (1786—1791), где | | |немедленно назначен королевским |художника интересует не столько | | |живописцем и очень скоро получил|декоративно-зрелищная сторона | | |во дворце и мастерскую и жилье. |народной жизни, испанское | | |Столица открыла ему новые |искусство второй половины 18 | | |возможности. Успех картины |столетия было лишь фоном, на | | |«Изгнание мавров» (1627 г), |котором особенно рельефно | | |погибшей позднее при пожаре, |выступило могучее дарование | | |принес Веласкесу должность |Франсиско Гойи. | | |гофмейстера. Знакомство с |Гойя возвратился в Мадрид, где | | |шедеврами королевской коллекции |продолжал свою работу на | | |живописи, встреча со знаменитым |Королевской фабрике гобеленов и | | |фламандским художником Питером |как художник Палаты. Затем в | | |Пауэлом Рубенсом в 1628 г., |1792 г., будучи в Севилье, | | |наконец, две поездки в Италию – |заразился ужасным и зловещим | | |всё это превратило Диего |заболеванием, которое оставило | | |Веласкеса в мастера с огромной |ему глубокую и неизлечимую | | |художественной эрудицией. К |глухоту в возрасте 46 лет. | | |сожалению, не сохранилось точных|В 1795 г. вскоре после утраты | | |сведений об этом замечательном |слуха он был избран директором | | |общении двух художников, но |Школы живописи Академии | | |предание гласит, что –после |Сан-Фернандо, но два года спустя| | |своего отъезда из Мадрида Рубенс|отправлен в отставку со ссылкой | | |вел переписку с Веласкесом. В |на состояние здоровья. Примерно | | |августе 1629 года Веласкес |через десятилетие он добивался | | |садится на корабль в Барселоне, |места Генерального директора | | |чтобы приобщить себя к великим |Академии, но потерпел поражение | | |творениям латинского |при голосовании; 28 из 29 были | | |Возрождения. По возращении в |против него, несомненно, из-за | | |творчестве наступает эпоха |его глухоты. После своего | | |портретов и пленэра. Жизнь |поражения в Витории в июне 1813 | | |Веласкеса протекает между тем |г. французы отступили из Испании| | |без всяких событий: она проста и|и многие офранцуженные | | |серьезна, как его творчество. Он|последовали тем же путем. В | | |живет в мадридском Алькасаре; |марте следующего года Фернандо | | |ему предоставлена под мастерскую|VII возвратился в свое | | |целая галерея, примыкающая к |государство. Он отменил | | |покоям короля, имеющего особый |Конституцию 12, редактированную | | |ключ от галереи. В 1643 году |в его отсутствие Кортесом де | | |Оливарес впал в немилость, но |Кадис, и восстановил абсолютизм.| | |Веласкес, несмотря на грозившую |В атмосфере преследования и | | |опасность, подчеркивал |страха, что последовали тем | | |привязанность к бывшему |временем, назначили Комиссию для| | |королевскому любимцу. Это внесло|следствия по лицам, | | |некую натянутость в отношениях с|подозреваемым в сотрудничестве с| | |Филиппом IV. Однако |оккупационным правлением. Среди | | |происходившая в 1643 году осада |таких подследственных был | | |Мадрида дала Веласкесу |Франсиско Гойя, который служил | | |возможность наладить отношения с|как художник Двора Хосе | | |королем: он написал портрет |Бонапарта. Вызванный в Трибунал | | |Филиппа IV в том вооружении, |реабилитаций, Гойя смог | | |которое он носил во время осады.|оправдать свое поведение во | | |Наряду со своими королевскими и |время оккупации. Он был объявлен| | |военными портретами он начал |невиновным и восстановлен, как | | |около 1644 года длинный ряд |Художник Палаты. Однако его | | |этюдов, изображающих карликов и |проблемы на этом далеко не | | |уродов. Назначенный в 1647 году |закончились и в 1815 г. он был | | |смотрителем построек он обязан |вызван в восстановленную | | |разбирать счета с плотниками и |инквизицию (которая была тихо | | |каменщиками за маленькое |упразднена королем Хосе I) и | | |жалование. Он ведет жизнь |допрошен относительно своей | | |трудовую, униженную, почти |картины “Обнаженная Маха”. Это | | |сплошь занятую работами которые |было не первое трение Гойи с | | |ему противны. В 1648 году король|Санто Офисио – инквизицией, он | | |посылает Веласкеса вновь в |критиковался прежде за “Лос | | |Италию из которой Веласкес |Капричос”, и хотя подробности | | |возвращается лишь в 1651 году. |этого столкновения не известны, | | |Веласкес достигает |возможно, что оно оказалось для | | |шестидесятилетия и вершины своей|глухого художника в его 69 лет, | | |слаы. Король разрешает вышить на|действительно решающим. В это | | |шапочке художника красный крест |время Гойя еще все больше | | |– знак ордена Сант-Яго, до этого|отделялся от общества. Он | | |год искали предков дворянского |прекратил посещения собраний в | | |происхождения. Веласкес почти |Академии Сан-Фернандо и работал | | |под конец своей жизни делается |над “Глупостями”, своей | | |гранд-сеньором. Но он |последней большой серией гравюр,| | |по-прежнему одинок. Быть может, |над теми самыми, в которых | | |со дня возведения в кавалеры |критика и сатира “Лос Капричос” | | |ордена он уже не касался кисти. |достигла своей крайности, | | | |предлагая галлюцинаторное и | | | |кошмарное видение мира. | | |Веласкеса Ортега приравнивает к |Гойя — сложный и очень неровный |ОБР| |Декарту, говоря, что Веласкес и |художник. Своеобразие и |АЗ | |Декарт совершают в разных |сложность его искусства состоят | | |областях один и тот же |в значительной мере в том, что, |ХУД| |переворот. Подобно тому как |в отличие от искусства Давида, |ОЖН| |Декарт сводит мышление к |оно лишено четкой политической |ИКА| |рациональному, Веласкес сводит |программности и более |. | |живопись к визуальному. Оба |непосредственно связано со | | |поворачивают культуру лицом к |стихией реальной жизни, | | |реальности. Веласкес так строит |служившей для Гойи источником | | |изображение, что в фокусе |разнообразных творческих | | |зрительского внимания |импульсов. Восприятие жизненных | | |оказывается, как ни |противоречий носило у Гойи | | |парадоксально это звучит |характер стихийного протеста | | |применительно к классической |против социальной | | |живописи ХVII века, не сам |несправедливости, преломляясь | | |изображаемый предмет, а метод |через призму глубоко личного, | | |его визуального воспроизведения.|субъективного переживания | | |Оптика взгляда художника - вот |художника. Значительное место в | | |что интересует Веласкеса больше |творчестве мастера занимают | | |всего. Искусство было |гротеск, аллегория, иносказание.| | |преимущественной областью |Однако произведения, с трудом | | |фантазии, сном, сказкой, мечтой,|поддающиеся расшифровке, в такой| | |"узором, сотканным из формальных|же мере овеяны, горячим дыханием| | |красот". Если и Пуссен, и Тициан|жизни, как и его работы с | | |оставались в искусстве |активно выраженным социальным | | |религиозными мыслителями, то |началом. Как ни один из великих | | |Веласкес создает новую - в |мастеров Испании, Гойя воплотил | | |нерелигиозную - визуальную |в своем искусстве трагедию и | | |антропологию, превращая портрет |героические чаяния испанского | | |в основной принцип живописи. Что|народа, переживавшего в это | | |бы Веласкес ни изображал – |время один из самых бурных | | |человека, кувшин, форму, позу, |периодов своей истории. Вместе с| | |событие, - он всегда пишет |тем его творчество, отличающееся| | |портрет, в конечном итоге - |правдивостью, исторической | | |портрет мгновения.[15] В "Лоции |конкретностью и глубоко | | |живописца" приводится следующий |национальным характером (что | | |диалог Веласкеса с Сальваторе |отметил еще В. В. Стасов), несет| | |Розой: "Понравился ли вам наш |в себе и более широкое, | | |великий Рафаэль?" - "Если вы |универсальное содержание, ибо в | | |хотите знать правду, то Рафаэль |нем находят | | |мне не нравится". - "Но тогда в |косвенно-ассоциативное выражение| | |Италии нет, наверное, ни одного |многие проблемы и трагические | | |художника, который отвечал бы |противоречия новой исторической | | |вашему вкусу и которого можно |эпохи. В какой бы области ни | | |было бы увенчать короной". - |работал Гойя, всегда его | | |"Красота и совершенство |образные решения были отмечены | | |находятся в Венеции, кисти |особым, отличным от прошлого, | | |венецианцев я отдаю первое |художественным видением мира. | | |место, и Тициан является их |Гойя пишет летом 1718 года: | | |знаменосцем" (Магсо Bosquini. La|“Честь художника очень тонкого | | |carta del navegar pittoresco. |свойств. Он должен из всех сил | | |Venezia, 1660, p. 58).[16] |стараться сохранить её чистой, | | |.Когда Веласкес отправляется в |так как от репутации его зависит| | |1629 году в свое первое |его существование, с того | | |путешествие по Италии, он там |момента, когда она запятнана, | | |совершенно неизвестен. Но |счастье его гибнет навсегда…”. | | |особенно интересно в вопросе о |По мере того, когда возрастала | | |характере его славы совершенное |его репутация, сын шлифовальщика| | |им второе путешествие – через |из Сарагосы наслаждался своим | | |двадцать лет, когда он уже |успехом и признанием. В 1799 г. | | |создал большинство своих |Гойя опубликовал свои Капричос, | | |полотен. На сей раз его |т.е. серию из 80 гравюр в офорте| | |встречают с большим почетом и |со своим антиучредительным тоном| | |государственные канцелярии |и своей сатирической критикой | | |заботятся о соблюдении этикета, |популярных предрассудков, | | |приличествующего его рангу. Но |невежества, суеверий и пороков, | | |дело тут не в его живописи, о |которые показывают драматические| | |которой никто ничего не знает, а|перемены в жизни художника, | | |лишь в его личности, поскольку |ставшего глухим. Несмотря на | | |он близкий друг короля Филиппа |это, как полагают многочисленные| | |IV. Едва прибыв в Рим, он пишет |исследования творчества Гойи | | |портрет своего слуги, "мавра |испанскими специалистами, | | |Парехи", и велит тому ходить с |возможно, что этот же 1799 год | | |картиной по домам некоторых |также был одним из триумфальных | | |аристократов и живописцев, дабы |для Гойи – профессионала, | | |они видели рядом модель и |который был назначен первым | | |портрет[17]. Об этом портрете |художником короля – наиболее | | |Паломино говорит, что он был |высокая честь для испанского | | |написан "длинными кистями". Так |художника. У Гойи начался только| | |он определяет свободную фактуру |что один из наиболее блестящих | | |новейшего стиля. Портрет Парехи |периодов его карьеры. Его | | |был выставлен в Пантеоне. В 1621|отношения с Дворцом стали более | | |году умирает Филипп III и ему |близкими, он пишет портреты | | |наследует Филипп IV, который |Карлоса IV и королевы Марии | | |отдает правление в руки |Луизы, королевской семьи, Годой | | |графа-герцога Оливареса, |и своей жены, а также | | |принадлежащего к самому знатному|аристократии и выдающихся | | |роду Андалузии - к роду |личностей своего времени. В | | |Гусманов. Граф-герцог собирает в|одном письме другу Гойя писал об| | |Мадриде своих друзей и клиентов,|аудиенции у короля, сообщая с | | |в большинстве севильцев. Ранняя |удовольствием, что не смог | | |слава, приобретенная Веласкесом |скрыть “всех почестей, которые | | |в Севилье, способствовала тому, |благодаря Богу, он получил от | | |что и он призван в Мадрид. Было |короля, королевы и принцессы, | | |ему тогда двадцать три года. Он |показав им картины”, добавляя: | | |столь удачно исполнил тут |“я поцеловал их руки, никогда не| | |портрет короля, что был |испытывал так много счастья”. | | |немедленно назначен королевским |Его новая слава давала ему | | |живописцем и очень скоро получил|больше работы по заказам. Для | | |во дворце и мастерскую и жилье. |него позируют члены аристократии| | |Это определило его судьбу. До |и королевской семьи, политики, | | |смерти своей он будет |законодатели и высокие сановники| | |царедворцем, близким другом |церкви, а также поэты, | | |короля. Трудно вообразить более |художники, актеры и тореадоры. | | |монотонное и будничное |Успех приятен, но одновременно | | |существование. От родителей |художник скучал, так как ему | | |Веласкес унаследовал кое-какое |хотелось писать только то, что | | |состояние, которое в сочетании с|он любил. Как художник Гойя | | |казенным жалованьем совершенно |складывается сравнительно | | |освобождало его от заказных |поздно. Его редкое живописное | | |работ. Думаю, что во всей |дарование проявилось в серии | | |истории живописи не бывало |картонов для шпалер королевской | | |подобного случая: художник, |мануфактуры Санта Барбара в | | |который, по сути, не занимается |Мадриде В 1786 году Гойя был | | |живописью как профессией. |назначен королевским живописцем.| | |Единственной его обязанностью |“Я себе, - пишет он другу в том | | |было писать портреты монарха и |же году, - действительно | | |его близких. Однако к этому |налаженную жизнь. Я никому не | | |минимуму обязанностей очень |прислуживаюсь. Кто имеет до меня| | |скоро прибавилось положение |надобность, должен искать меня, | | |личного друга короля. Надо |и, в случае, когда меня находят,| | |заметить, что король весьма |я еще заставляю немного просить | | |редко просил Веласкеса написать |себя. Я остерегаюсь сразу | | |какую-нибудь определенную |принимать какие-либо заказы, за | | |картину. Известно, например, что|исключением тех –случаев, когда | | |он заказал Веласкесу знаменитого|нужно угодить видному персонажу | | |"Христа"[18] для монастыря Сан |или же когда я считаю нужным | | |Пласидо и "Коронование Святой |сдаться на настойчивые просьбы | | |девы"[19] для покоев королевы. В|друга. И вот, чем более я | | |других случаях его вмешательство|стараюсь сделать себя | | |не имело характера заказа, а |недоступным, тем более меня | | |было просто дружеским |преследуют. Это привело к тому, | | |пожеланием. Когда кое-кто из |что я так завален заказами, что | | |художников, например итальянец |не знаю, как всем угодить”. В | | |Кардуччи, пытается из зависти |конце 1790 года он. посылает | | |умалить славу Веласкеса, говоря,|своему другу Сапатеру несколько | | |что он умеет только писать |тиран и сегидилий. "С каким | | |Портреты, Филипп IV устраивает |удовольствием ты прослушаешь их,| | |конкурс на тему изгнания |- пишет он приятелю. - | | |морисков и настаивает, чтобы |Я их еще не слышали, скорее | | |Веласкес принял в нем участие. |всего, так и не услышу, потому | | |Полотно это, первая большая |что больше не хожу в те места, | | |композиция в его творчестве, |где их поют: мне втемяшилось в | | |также утеряно, однако Веласкес |голову, что я должен | | |победил в конкурсе. Кардуччи, |придерживаться некой идеи и | | |вероятно, скрежетал зубами, |соблюдать достоинство, каким | | |когда ему пришлось в своей книге|должен обладать человек; всем | | |писать о "неожиданном "Изгнании |этим, как ты можешь себе | | |морисков"[20]. С этим странным |представить, я не вполне | | |внешним положением живописца, |доволен". После продолжительной | | |который не занимается живописью |болезни, выздоровев, Гойя начал | | |как профессией, сочетается у |рисовать снова. Однако его | | |Веласкеса крайне любопытный |близкое соприкосновение с | | |склад душевный. Его семья, |глухотой и одиночеством, в | | |имевшая по линии Сильва де |которые он был погружен, | | |Опорто португальские корни, была|изменило его искусство навсегда.| | |исполнена аристократических |Кроме работ на заказ, Гойя начал| | |претензий. Она полагала, что |писать картины исключительно для| | |происходит не более и не менее |самого себя, измеряя глубину | | |как от Энея Сильвия. Быть |бездны своего воображения и | | |аристократом - вот что Веласкес |проявляя себя в своем стиле и в | | |как бы ощущает своим подлинным |изменении темы, где присутствуют| | |призванием, а так как степень |свобода и своеобразие, которые | | |аристократизма в эпоху |не встречались в его предыдущих | | |абсолютной монархии измеряется |работах. Его произведения, | | |для придворного близостью к |начиная с этого времени, | | |особе короля, то для Веласкеса |отличались новой глубиной и | | |главной его карьерой была череда|критическим видением. Если | | |дворцовых должностей, на которые|глухота Гойи имела положительный| | |его назначают и кульминацией |эффект на его искусство, то | | |которых явилось награждение |нельзя сказать то же самое о его| | |орденом Сантьяго. Когда во время|профессиональной жизни. 1819 г. | | |второй поездки в Рим, в 1649 |Гойя приобрел сельский дом в | | |году, он пишет портрет |окрестностях Мадрида, известный | | |Иннокентия Х и папа жалует ему |как “Вилла глухого”. Там, | | |золотую цепь, Веласкес |потеряв благосклонность короля и| | |возвращает ее, давая понять, что|аристократии, он уединенно | | |он не живописец, но слуга |работал, украшая стены своего | | |короля, которому, когда |дома черными картинами кошмаров.| | |приказано, он служит своей |Наиболее известная из этих стен | | |кистью. В результате такого |- “Сатурн, пожирающий своего | | |внешнего положения и душевного |сына” – украсила столовую своего| | |склада Веласкес писал |творца; как сказал биограф: | | |чрезвычайно мало. Многие его |“Пожалуй, стена больший смутьян | | |произведения утеряны, но, если б|для салона, чем никогда не | | |они и сохранились, число их было|известный мир”. В течение | | |бы поразительно невелико. |трехлетия Гойя уединялся в своем| | |Историки пытались объяснить не |доме, благоразумно избегая | | |плодовитость Веласкеса тем, что,|оказаться вовлеченным в | | |мол, обязанности придворного |политические темы тех дней. | | |отнимали у него слишком много |Однако с возвратом абсолютизма | | |времени. Этот аргумент не может |художник, который в прежние годы| | |нас удовлетворить - ведь любой |находился под подозрением в | | |художник тратит гораздо больше |сотрудничестве с французами и | | |времени на реплики своих картин |которому необходимо было дважды | | |и вынужденный труд, на переезды |представляться перед | | |и преодоление житейских |инквизицией, чувствовал, что | | |трудностей. Ни у кого из |находится в опасности, и после | | |художников не было столько |разрешения короля отправился во | | |досуга, как у Веласкеса. В его |Францию. Там он устроился в | | |деятельности живописца доля, |Бордо. Испанское общество этого | | |отведенная придворной должности,|города было полно офранцуженных | | |сводилась к минимуму, и он мог |изгнанников и либералов и среди | | |заниматься живописью ради самого|своих соотечественников в | | |искусства, не заботясь ни о |изгнании Гойя встретил много | | |мнении публики, ни о вкусах |друзей. Он устроился в доме с | | |заказчика, решая все новые |Леокадией Вейсс и ее двумя | | |технические проблемы. Если |детьми, делая запасы для | | |внимательно изучать картины |приданого маленькой Розирио и | | |Веласкеса, мы обнаружим, что в |пересматривая свои лекции по | | |большинстве из них стимулом к |искусству. Год спустя он | | |созданию была новая задача в |ненадолго возвратился в Мадрид, | | |искусстве живописи. Отсюда не |где подстраховался разрешением | | |только их малочисленность, но |короля об уходе в отставку. | | |также их особый характер - |Затем возвратился в Бордо. В то | | |многие картины следует |время художник-изгнанник потерял| | |рассматривать как этюды, часто |здоровье, однако, будучи уже | | |даже не завершенные. |стариком, продолжал творить и | | |Поразительна ясность, с какой |выделяться новой техникой, т.е. | | |Веласкес уже в юности видит |регулярно работать даже в | | |значение живописи в своей |последние недели перед смертью, | | |дальнейшей жизни. Поскольку он |16 апреля 1828 г. он скончался в| | |был человеком, не любившим |возрасте 82 лет. | | |патетические жесты, очень |Творчество этого художника, | | |молчаливым, и сумел прожить |развивавшееся на рубеже 18—19 | | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |