бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шумерская и Вавилонская мифология и религия.

Шумерская и Вавилонская мифология и религия.

Московский Государственный Университет Культуры и Искусств

Шумерская и Вавилонская

мифология и религия.

Реферат по культурологи

студента 343 г. з/о

Шевцова А. В.

Москва 2004

План :

1. ЗЕМЛЯ СЕННААРСКАЯ. Государства Двуречья между IV и II ты-

сячелетиями. Шумеры и аккадцы. Борьба с природой и «городская революция» .

Социальный строй Шумера .

2. ШУМЕРСКАЯ КОСМОЛОГИЯ.

3. ПАНТЕОН И ДЕМОЛОГИЯ.

4. ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕЛЕННОЙ.

5. УРУКАГИНА.

6. САРГОН АККАДСКИЙ. Первый «божественный царь». Пессимизм :

поэмы об Адапе и Этане.

7. ЭПОС О ГИЛЬГАМЕШЕ.

8. «БЕСЕДА ГОСПОДИНА И РАБА». Личная религиозность.

9. ВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО. Вавилонское влияние.

1

Два близких между собою желания,

как два невидимых крыла, поднимают

душу человеческую над остальной при-

родой : желание бессмертия и желание

правды.

Вл. Соловьёв

Библия говорит о «земле Сеннаарской», или, правильнее, «земле Шинеар» ,

как о месте, где сложилась первая цивилизация. То, что в этой местности

был,

согласно Писанию, построен город Вавилон, показывает, что речь идёт о

южной

части долины Тигра и Евфрата.

На протяжении многих веков слово «Шинеар» ровно ничего не говорило лю-

дям, читавшим Библию, точно так же как названия сеннаарских городов Ура,

Эре-

ха, Аккада. И лишь сто лет назад оказалось, что библейская «земля Шинар»

дей-

ствительно может быть названа колыбелью современной цивилизации. Из мглы

тридцативекового забвения выступили народы, которые обитали на берегах

Евф-

рата в области , называвшейся Шумер. Одним из этих народов были шумеры, а

другим - семиты- аккадцы, пришедшие несколько позднее. ( Самоназвание

шуме-

ров было «народ черноголовых». Библейское «Шинеар» есть гебраизированное

«Шумер».)

Несмотря на то что централизованное государство было создано в Шумере

позже, чем в Египте, его культура не уступает в целом египетской в

древности.

И на Ниле и на Евфрате примерно в одно и то же время ( в конце IV тысяче-

летия) стали строить города, изобрели письменность и оросительную систему.

Что

же касается влияния на дальнейшую историю человечества, то первенство

шуме-

ров, столь странным образом забытых, в настоящее время не может подлежать

сомнению.

Шумеры и аккадцы через своих преемников вавилонян передали грекам, евре-

ям и другим народам основы своей науки, понятия о Вселенной, свою технику

,

изобретения, свои поэмы и притчи, свои художественные стили и некоторые

ре-

лигиозные представления.

Современные названия дней недели и деления круга на градусы, греческие ле-

генды и библейская символика - всё это восходит к древнему Сеннаару. В

част-

ности, шумеры достигли больших успехов в технике, совершив настоящую

техни-

ческую революцию. «Они, - говорит американский шумеролог С. Крамер, -

изобре-

ли гончарный круг, колесо, повозки, плуг-сеялку, парусную лодку, научились

воз-

водить арку, сводчатые постройки и купола, изготовлять литьё из меди и

бронзы

освоили пайку металлов, резьбу по камню, гравировку и инкрустацию».

Открытие

этой древнейшей культуры настолько поразило учёный мир, что возникла даже

теория «панвавилонизма», согласно которой вся мировая культура ведёт своё

про

исхождение из Двуречья. Это, конечно, было крайностью, но само по себе

появ-

ление такой теории указывает на мировое значение культуры Сеннаара.

Кто же были её создатели ?

Если о происхождении египтян много спорят, то происхождение шумеров -

полная загадка. Их язык не имеет никаких родственных ветвей среди

известных

языков древнего и нового миров. Установлено только одно : шумеры не были

ко-

ренными жителями Сеннаара. Они пришли туда в IV тысячелетии, причём одни

указывают на Индию как на их прародину, другие - на Кавказ и Среднюю Азию.

Наиболее древними городами шумеров считаются южные, и таким образом мож-

но предположить, что этот загадочный народ пришёл со стороны Персидского

залива.

Семиты-аккадцы были пастухами-кочевниками и заселили северную часть до-

лины на несколько веков позже шумеров. Обе эти народности постепенно

смеши-

вались, пока к 2000 г. окончательно не слились в одно целое.

Создание очага цивилизации в Сеннааре было настоящим подвигом. Колони-

сты встретили здесь условия жизни, почти невыносимые для людей. Если

египтя-

нам приходилось затрачивать большие усилия для того, чтобы создать своё

хозя

йство, то всё же оно было для них «даром Нила», как говорил Геродот. В

Месо-

потамии же природа не была склонна дарить ничего. Она объявила человеку бе

спощадную войну. Обнажённые пустыни сменялись здесь зловонными малярий-

ными болотами. Речные разливы нередко сопровождались разрушительными бу-

рями. Систематические наводнения длились по нескольку месяцев. В эпоху

утвер

ждения шумеров в долине потоп небывалой силы уничтожил почти все челове-

ческие поселения. Воспоминания об этой страшной катастрофе сохранились на

много веков. ( Достоверность предания подтверждена раскопками. Это

наводнение

многие исследователи отождествляли с потопом, описанным в Библии.) Потоп

не

заставил шумеров отступить. Уцелевшие после потопа люди вновь принялись за

работу. Гигантская сеть каналов и арыков собирала теперь воду, осушая топи

и

орошая пашни. Свирепые волны Евфрата и Тибра много раз сводили на нет труд

человека, но шумеры каждый раз восстанавливали размытые берега каналов и

расчищали от ила русла арыков.

То запустение, которое постигло этот край, едва только там прекратилась

неус- танная борьба человека с природой, - наглядное свидетельство

трудолюбия, энер-

гии и настойчивости шумеров.

Египет хорошо защищали пустыня и море. Сеннаар, напротив, был открыт для

нападения степных кочевников и враждебных горцев. Поэтому «городская рево-

люция» в Месопотамии носила особенно интенсивный характер. Города пришель-

цев сразу после своего возникновения превращались в военные крепости.

Каждый город с окружающей его маленькой областью был фактически неза-

висимым. Среди этих городов наибольшее значение имели Ниппур, Ур, Киш,

Урук

(Эрех), Лагаш, Умма и Ларса. Время от времени царь одного из них получал

не-

которую видимость гегемонии, но, как правило, это продолжалось недолго.

Единство страны опиралось преимущественно на единство веры. Древний Нип-

пур - город жрецов и обитель богов - был символом этого единства. Каждый

го-

род имел и своих местных богов, которые считались его настоящими

хозяевами.

Боги жили в храмах или на вершине зиккурата - ступенчатой башни.

Шумеры считали, что после потопа им была «с неба послана царская власть»,

тем не менее в их городах долгое время не возникали такие крайние формы

ца-

репоклонства, какие процветали в Египте.

Отличие от Египта в этом значении легко заметить даже в искусстве. Так,

рельеф одного из ранних фараонов - Нармера - изображает его фигуру

гигантской

в сравнении с остальными людьми, между тем как на современной ему шумер-

ской «Стеле коршунов» властитель Эанатум не превышает ростом своих воинов.

Великаном представлен на барельефе только бог Нингирсу - патрон города

Лага-

ша.

Более того, у шумеров выработалась своеобразная патриархальная демократия.

Одна очень древняя поэма повествует о том, как правитель, решая важный

госу-

дарственный вопрос, обсуждает его не только с советом старейшин, но и с

обще-

народным «собранием граждан города», причём воля этого последнего является

решающей.

В больших городах вроде Киша и Уммы правили лугали - цари, а в других

власть принадлежала энси - своеобразным первосвященникам, соединявшим в

сво-

их руках духовные и светские полномочия. Энси иногда объявляли себя царями

и даже вели войны с соседями. Сохранилось несколько изображений таких меж-

дуусобных сражений. На них мы видим боевые колесницы шумеров, запряженные

ослами (лошадей ещё не знали), сомкнутые ряды бронированной пехоты, коршу-

нов, летящих над полем брани, триумфы победителей. Но вообще шумеры не бы-

ли воинственным народом подобно ассирийцам и римлянам. Портретные статуи

знатных людей Сеннаара отличаются добродушным и приветливым выражением

лица. В позах и жестах нет той суровости и надменности, которая

свойственна

царским портретам Ассирии и Египта.

2

Несколько утрируя, можно сказать, что в сравнении с Египтом шумеры выра-

ботали более «научный» взгляд на природу. Трезвые, практичные люди,

прекрас-

ные хозяева и умные наблюдатели, они не могли принять небосклон за тело

ги-

гантской коровы или богини, как египтяне. Для них Вселенная была

совокупнос- тью земли и неба. Земля представлялась круглой и плоской, а

небо - куполом ог-

ромных размеров, столь же вещественным, как и земля. О высоте этого купола

можно судить по одной шумерской легенде, согласно которой человек,

поднявши-

йся к его вершине, уже не видел внизу земли. Вселенная называлась «ан-ки»,

т.е.

«небо-земля» - сочетание слов, которое впоследствии употребил и автор

библейс-

кой Священной Истории для обозначения мирозданья.

Согласно шумерийским представлениям, мир управлялся непреложными зако-

нами Ме , которые охватывали все сферы бытия. Разумеется, идея эта не была

выражена в отвлечённой форме, но она ощутимо присутствовала всюду, где шу-

меры высказывали свои мысли о мире. Законы Ме определяли принципы ремё-

сел и искусств, поведение человека, его жизнь и смерть, управление

обществом ,

бытие божественных существ и, наконец, таинственную «высшую власть», стоя-

щую над Вселенной. ( «Хранителем и стражем» Ме был бог-созидатель Энки .)

Это было развитие философии Магизма с его верой в статичность мира. Прав-

да, из некоторых текстов можно заключить, что, по мнению шумеров, некогда

вместо «ан-ки», Вселенной , был только Намму - бесконечный Океан. Это

пред-

ставление было свойственно и Египту, и Греции, и Индии. Материнское лоно

вод-

ной стихии как бы воплощало в себе потенциальную мощь природы, материи и

являлось, таким образом, одним из вариантов образа Богини-Матери.

3

Отцом богов почитался в Шумере Ан - властитель неба. Возможно, некогда он

был высшим Божеством предков шумеров. Но в исторический период Ан отсту-

пил на задний план. Ему не приписывали никаких определённых функций, он

был

далёк и непостижим, культ его не был популярен.

Зато его дети сумели завладеть всем мирозданьем. Водами владел хитроум-

ный Энки - покровитель культуры; создателем людей и покровителем шумеров

был Энлиль ; ему уже подчинялись воздушные пространства. Богом солнца был

Уту, луны - Нанна, Венеры - Инанна. Кроме этих важнейших богов

существовали

сотни других. Боги представлялись в человеческом образе, но в то же время

семь

важнейших отождествлялись с планетами.

Небо над Месопотамией почти круглый год чистое. Из поколения в поколе-

ние наблюдали шумеры звёздные миры. Они научились отличать планеты и со-

звездия, разработали основы астрономии. Математическая точность небесных

ци-

клов и фаз, неизменный ход светил - всё это приводило к упрочению идеи о

не-

рушимости вечных законов.

Ради своего благополучия человеку нужно было как можно тщательнее изу-

чать эти законы. Звёзды указывали не только время половодья, но и влияли

на

судьбы людей. Необходимо было не только выработать календарь земледельчес-

ких работ, знать семена и травы, помогающие от болезней, но и оградиться

от

злых духов, насылающих засушливый ветер или лихорадку. В этом отношении

между Сеннааром и Египтом полное сходство.

Многочисленные таблички, найденные в жилищах древних шумеров, содержат

как медицинские рецепты, так и магические формулы против демонов. Если

чело-

век заболел, это значит, что он подвергся нападению: «злой Утку

приблизился к

горлу человека, злой Галу приблизился к его груди, злой Этиму приблизился

к его животу, злой Алу приблизился к его руке». Всех их необходимо изгнать

со-

гласно рецептам. Это была наука ! Пусть ошибочная, но типологически -

вполне наука. Если современный человек знает об инфекции и методах её

подавления ,

то он лишь ближе к фактам, а по существу он действует по той же схеме, что

и

древний человек, знакомый с наукой в её магической форме. Правда, рядом с

за-

клинаниями существовали и лекарства, но для шумера не было разрыва между

этими двумя планами, и целебное снадобье было для него таким же средством

изгнания бесов болезни, как и ворожба.

4

Как понимал житель Сеннаара положение и роль человека во Вселенной?

На первом месте стояли боги. Это они упорядочили мир и владеют им; они

обитали некогда в блаженной стране Дильмун, где не было ни опасностей, ни

болезней, ни старости. Боги вступали в браки , рожали детей, творили

растения и

животных для своего удовольствия. И человек был создан для того, чтобы

свои-

ми жертвоприношениями служить им. Он - низшее существо, бесправный раб,

участь которого определена навсегда. Правда, Энлиль, как радетельный

хозяин, вна

чале заботился о том, чтобы существование людей-рабов было безбедным. Об

этом

говорит древний миф :

В стародавние времена

Не было ни страха, ни ужаса,

И человек не имел врагов.

Но в конце концов боги позавидовали тому, что Энлиль пользуется единолич-

но услугами людей и сам ревностно их оберегает. Из-за их происков

положение

человека изменилось к худшему: появились болезни, вражда - одним словом,

всё, что делает жизнь «юдолью плача». Но таково было решение богов, и это

тоже стало Ме - «божественным законом», который изменить невозможно.

Посмертная участь человека, по шумерским представлениям, была безрадост-

на. Дух умершего спускался в тёмную область Кур, скрытую глубоко под

землёй.

Хотя там и существовало нечто вроде загробного суда, но в целом обитание в

Преисподней было унылым и мрачным.

Таким образом, человек ощущал себя ничтожной мошкой, эфемерным сущест-

вом, которое ненадолго приходит в мир и потом навсегда исчезает в тёмной

пас-

ти Кура. Возникало глубокое противоречие между духовным обликом

народа,ода-

рённого, трудолюбивого, творческого, и его понятием о назначении человека.

И чем больше развивалось личностно-творческое начало, тем сильнее

ощущалось это

трагическое противоречие.

Ни шумеро-аккадцы, ни вавилоняне так и не смогли разрешить его. Однако

попытки преодолеть трагизм и безысходность возникали не раз. Время от

време-

ни появлялась мысль о том, что боги - существа, по сути дела, добрые и что

они

хотят видеть таким и человека. Согласно одному тексту они спускаются в

мир,

Чтобы утешить сироту, чтобы не было больше вдов,

Чтобы подготовить место, где будут уничтожены сильные…

Чтобы отдать сильных в руки слабым…

Таким образом, богоподобие, заложенное в человеке, оказывалось сильнее

мифо-

логических богов.

В одной шумерской поэме есть сюжет, близкий к библейскому Иову. На че-

ловека обрушились болезни и бедствия. Он уничтожен, оклеветан, обманут. Он

обращается с горячей мольбой к Богу:

Бог мой, я хотел бы стать пред Тобою,

Я хотел бы сказать Тебе: слово моё - стон…

Бог мой, над землёю сияет яркий день, а для меня день чёрен,

Слёзы, печаль, тоска, отчаяние поселились во мне…

Бог мой, мой Отец, зачавший меня!

Дай мне поднять голову…

Доколе ты будешь оставлять меня без провожатого?

В отличие от Иова герой шумерской поэмы не требует от Бога справедли-

вости. Он просто плачет и сетует. Но в его жалобах мы видим пробуждение

ис-

креннего религиозного чувства, сердечной теплоты молитвы. Плач страдальца

- это не заклинания мага, надеющегося победить враждебные силы и завладеть

до- брыми. Это голос души, обращённый к Богу, Богу, который милосерд.

5

Сознание того, что Бог есть защитник добродетели и правды, проявляется не

только в личной религиозности, но начинает оказывать влияние и на жизнь

об-

щественную. Около 2350г. в Шумере появился социальный реформатор, который

сделал попытку применить божественный закон на практике. Этим реформатором

был царь Лагаша Урукагина. То, что известно об его деятельности,

показывает, что в его время «божественный закон» уже рассматривали как

нечто связанное с правдой и справедливостью.

Урукагина пришёл к власти в годы, когда старая патриархальная демократия в

городах Шумера находилась под угрозой.

В результате постоянных войн укреплялась деспотическая власть правителей.

Военное время требовало жертв, повышения налогов, дисциплины. Но когда

насту-

пал мир, власть имущие не желали смягчать суровые военные порядки. В

Лагаше

энси наложили свою руку на всю хозяйственную жизнь. Крестьяне несли изну-

рительные повинности на землях, объявленных собственностью владыки. А

таких

земель становилось всё больше. Не избежали самоуправства и храмовые

именья.

Скот, принадлежавший жреческой корпорации, был фактически присвоен энси.

Налоги накладывались в большом размере практически на всё, что возможно:

их

взимали и за колодцы, и за похороны, и за работу в пивоварне или конторе.

Не было почти сословия, которое бы не разорялось государственными

поборами. Спе-

циальные правительственные агенты неустанно надзирали за пастухами,

рыболо-

вами, земледельцами, матросами, ремесленниками и жрецами, чтобы вовремя

обес- печить поставки. Военачальники и вельможи, которым

покровительствовал энси,

чувствовали себя безнаказанно и захватывали земли бедняков. Всё чаще

вместо

натурального взноса стали требовать плату деньгами. Такое положение

вызыва- ло недовольство во всех слоях общества.

Мы не знаем, как совершился переворот, кто поддержал Урукагину, когда он

захватывал бразды правления. Никаких династических прав он не имел и сам

под-

чёркивал, что власть получена им из рук Нингирсу, «витязя бога Энлиля».

Есть

указания на то, что переворот был бескровным, и старый энси вместе с женой

не только остались на свободе, но жили окружённые почётом.

Имя нового энси - Урукагина - означает «истинные уста города». Быть может,

в нём содержался намёк на реформаторские замыслы правителя.

Вскоре после своего утверждения в Лагаше Урукагина начал проводить ши-

рокие преобразования. Одни налоги он снизил, другие - отменил, отозвал

дворцо-

вых сборщиков податей, освободил от поборов храмы и духовенство, сильно

ог-

раничил власть монарха на землю и труд людей, восстановил порядок в судах,

увеличил оплату крестьянам, работавшим на храмовых угодьях. По его словам,

он

издал законы, которыми избавлял граждан Лагаша от долговой кабалы,

насилия,

воровства, убийства, грабежа и разорения. «Чтобы сирота и вдова мужу, силу

име-

ющему, не предавались - с богом Нингирсу Урукагина слово это установил». В

надписях Урукагины есть выражения, из которого можно установить, что он

первый утвердил такой порядок в Лагаше.

Установление амаги - свободы или права - было для Урукагины актом религи-

озным. Согласно надписи, в этом он следовал «божественному закону»,

который

исходил от бога Нингирсу.

События в Лагаше не могли не беспокоить царя соседнего города Уммы, -

Лугальзаггиси уже давно стремился установить свою гегемонию в Шумере.

Пред-

видя враждебные действия, Уракагина поспешно стал укреплять свою

метрополию.

Он возвёл в центре Лагаша мощную крепость Гирсу и, как говорит историк,

«со-

здал себе условия подобно Гильгамешу, строителю стен Урука, подобно

Фемисто-

клу, строителю стен Афин, подобно Неемии, строителю стен Иерусалима, для

ве-

дения самостоятельной политики, не считаясь со своими соседями». Если до

сих

пор он носил традиционный титул энси, т. е. жреца-правителя, то теперь

Урукаги-

на принимает титул лугаля, т. е. царя.

На второй год правления Урукагины войска Лугальзаггиси выступили против

Лагаша. Царь Уммы решил уничтожить опасный очаг новшеств и заодно присо-

единить Лагаш к своей державе. Тем не менее сразу разбить Урукагину не

уда-

лось. Из одного плохо сохранившегося текста можно заключить, что воины

Лугаль-

заггиси дважды совершали набег на Лагаш и дважды вынуждены были вернуть-

ся ни с чем.

Военные действия продолжались несколько лет. На седьмой год правления

Урукагины более сильный противник взял верх. Его войско опустошило область

Лагаша, ограбило храмы, перебило множество народу.

Неизвестный писец этого времени, оплакивая судьбу Лагаша, утверждал, что

завоеватели совершили большой грех против бога Нингирсу. «Могущество, при-

шедшее к ним, будет у них отнято, - предрекал он. - Царь Гирсу Урукагина

не

грешен в этом». Последние слова вызывают догадку, что шумерский

«царь-осво-

бодитель» не погиб вовремя разгрома, а сумел удержаться в своей цитадели

Гир-

су. О дальнейшей судьбе его ничего не известно.

6

Не успел ещё Лугальзаггиси закрепить плоды своей победы, как оказался сам

перед лицом опасного противника. Прошло очень немного времени с того дня,

когда Лагаш был подвергнут разгрому, и предсказание шумерского писца свер-

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.