|
Феномен средневекового рыцарствабесконечных усобиц, призывала воюющие стороны не обижать мирное население и соблюдать некоторые правила по отношению друг к другу. Духовенство заботилось о стариках, больных и сиротах. Все это поддерживало авторитет церкви в глазах населения. Экономическая мощь, монополия на образованность, моральный авторитет, разветвленная иерархическая структура способствовали тому, что католическая церковь стремилась играть в обществе руководящую роль, поставить себя выше светской власти. Весь XI век был заполнен разбойничьими предприятиями феодальных дружин. В каком бы месте ни возникала война, всегда находилось множество охотников принять в ней участие в надежде на добычу. Все эти движения не могли не привлечь к себе внимание церкви, озабоченной положением феодальных землевладельцев и опасаясь за свои обширные земельные владения. Нужно было предпринимать какие-то меры. Чтобы направить воинственный пыл рыцарства в нужное направление, иерархи католической церкви всячески способствовали и поощряли активные действия со стороны рыцарства в отношении иноверцев. В XI веке наиболее опасным для западного мира считались владения арабов на Пиренейском полуострове. Борьба за освобождение Испании - Реконкиста - стала благоприятной возможностью направить рыцарское движение в нужное русло в интересах церкви и феодалов. Чтобы усилить воинственный пыл рыцарства римская курия постаралась окружить участников испанских походов ореолом мученичества за веру. Папа Александр II, благословивший поход 1063-1064 годов, объявил об отпущении грехов каждому, кто ''пойдет сражаться за дело креста''. Вся феодальная система облачалась в религиозную оболочку. В духовном плане человек, рядившийся в одеяния защитника своего народа и во имя его спасения готовый даже пролить свою кровь, символически как бы повторял путь Христа; землепашец в эпоху, когда физический труд воспринимался по-библейски как наказание за первородный грех, становится символом падшего греховного и проклятого человечества. Позже к Реконкисте прибавится более грандиозная задача - освобождение Иерусалима. История рыцарства насчитывает восемь крестовых походов. Крестовые походы способствовали становлению идей, обычаев, морали рыцарства. В ходе этих походов для защиты и расширения владений рыцарей-крестоносцев в Палестине возникли особые организации западноевропейских феодалов - военно-монашеские ордена. Наибольшую известность получили два из них: Орден Тамплиеров и Орден Госпитальеров. Эти ордена возникли вскоре после первого крестового похода. По внешнему облику это были религиозные братства. Вступая в орден, рыцари обязывались, подобно монахам, не обзаводиться семьей, не стремиться к богатству, беспрекословно подчиняться своим начальникам. Однако религиозными братствами ордена являлись только по внешнему виду: белый плащ (подобие монашескому одеянию) с красным крестом, который носили тамплиеры, черный или, позднее, красный с белым крестом, составлявший отличительную одежду госпитальеров, были не более как символом. Под полу монашеской накидкой у тех и у других скрывались рыцарские латы; оружием братьев - рыцарей служили не проповеди и монашеское смирение, а меч и копье.[2] Во главе каждого ордена стоял великий магистр. Ему были подчинены начальники подразделений на местах - магистры (приоры), а также другие должностные лица ордена (маршал, командор и прочие), из которых составлялся совет при великом магистре - генеральный капитул. Верховная власть над орденами принадлежала непосредственно римскому папе. Папа Иннокентий II издал в 1139 году специальную буллу в пользу тамплиеров, установившую, что никто не вправе требовать от братьев- рыцарей вассальной присяги; никто, кроме папы римского, не может судить членов ордена, а также еще ряд привилегий. Эту буллу подтверждали многие другие первосвященники XII-XIII веков. Сходные пожалования от пап, начиная с 1154 года, получили и госпитальеры. Культура средневековья Нетрудно будет угадать общий характер того общества. Перенеситесь мысленно в любое из государств средневековой Европы, бросьте на него беглый взгляд, и вы тотчас поймете, что война составляет главное занятие, почти исключительную заботу всего населения. Средневековый город обнесен зубчатой стеной и окружен рвом. На колокольне или башне стоит недремлющий страж. Отдельные дома похожи на крепости. Через улицы на ночь протягивают цепи. Это обилие предосторожностей характеризует ту постоянную опасность нападения, в которой жили люди средневековья. Переходя от городского к сельскому населению, можно увидеть то же самое. Почти каждый холм, каждая крупная возвышенность увенчана крепким замком, при постройке которого очевидно, что не удобство жизни, а безопасность была главной целью. К высоким башням господского замка робко жмутся бедные, ждущие от него защиты и покровительства хижины вилланов. Даже обители мира, монастыри, не всегда представляли надежное убежище своим жителям. Подобно городу и замку, монастырь был часто окружен укреплениями, которые свидетельствовали, что и святое назначение места недостаточно для защиты его хищности окрестных феодалов или наемных дружин, которые в мирное время преобразовывались в разбойничьи банды. Внутреннее содержание соответствовало наружному виду. В средневековой Европе не было народов в современном понимании, а были враждующие между собой сословия, начало которых восходит к эпохе распада Западной Римской империи, и занятия ее областей германскими племенами. Из пришельцев образовались почти исключительно высшие, из коренного населения - низшие классы новых государств. Насильственное основание этих государств провело резкую черту между их составными частями. Граждане французской общины принимали близко к сердцу дела немецких или итальянских городов, но у них не было почти никаких общих интересов с феодальной аристократией собственного государства. В свою очередь, барон редко унижал себя сознанием того, что в городе живут его соотечественники. Он стоял неизмеримо выше их и едва ли с большим высокомерием смотрел на беззащитных и бесправных вилланов. Образ мышления тех, кто жил при дворе или в замке, был проникнут верой в то, что рыцарство правит миром[3]. Вот как характеризует А. Я. Гуревич Картину мира средневекового человека.[4] Центральной идеей картины мира средневекового человека, вокруг которой группировались все культурные и общественные ценности, вся система представлений о мироздании, была идея бога. В системе ценностей средневекового человека большое значение имел потусторонний мир. Он воспринимался людьми как та же реальность, что и мир материальный . Потусторонний мир иногда даже затмевал собой мир земной. Под влиянием природных или социальных катастроф люди ожидали скорое наступление конца света. Способ восприятия мира предполагал абсолютизацию противоположностей. В оценке событий и явлений человек исходил из невозможности примирения возвышенного и неизменного, не видел промежуточных ступеней между абсолютным добром и абсолютным злом. 4. В системе ценностей общее ставилось выше частного. Это соответствовало организации общественной жизни человека, который всегда был членом какой-либо корпорации. Поэтому художники предпочитали индивидуализации типизацию . 5. Время и пространство для средневекового человека были неразрывно связаны между собой и с наполняющей их «материей». Поэтому в зависимости от степени важности тех или иных событий с точки зрения какой-либо идеи отстоящие друг от друга во времени и пространстве события могли сближаться и даже восприниматься как происходящие одновременно и в одном месте. 6. Идея была столь же реальна, как и предметный мир, поэтому конкретное и абстрактное почти не разграничивалось. 7. Новизна в принципе осуждалась. С ней была связана возможность ереси, а значит заблуждения. Поэтому доблестью считалось следование авторитету. В связи с этим плагиат не осуждался. 8. Не было представления о детстве как об особом состоянии человека, поэтому к детям предъявлялись те же требования, что и ко взрослым. 9. Очень большое значение придавалось соблюдению формальных процедур, той или иной словесной формуле, позе, жесту. Считалось, что подобные действия имеют магическое значение и сами по себе могут способствовать успеху. 10. Бедность считалась более богоугодной, чем богатство, поэтому расточительность ценилась больше, чем бережливость, а отказавшиеся добровольно от своего состояния пользовались большим уважением. 11. Жизнь и смерть не воспринимались как две противоположности: умершие могли вернуться к живым, а человеческий коллектив мог включать и ныне живущих, и мертвых. 12. Дистанции между человеком и природой не было. Человек воспринимал природу как свое собственное продолжение, как нечто, с чем он составляет единое целое, поэтому эстетического восприятия природы не было. В то же время средневековый человек был уверен в возможности воздействовать на природу путем магических заклинаний, ведь на себя повлиять не трудно. 13. Большую роль в картине мира играл символ. В любом событии человек мог увидеть знамение свыше и сам создавал символы с целью влияния на исход событий. 14. Средневековому восприятию были присущи черты гротескности, но в этом не видели ничего комичного. Человек утрировал какое-либо качество, потому что более эмоционально, чем наш современник, воспринимал мир. 15. Несмотря на единство переходящих порой друг в друга крайностей и совмещение несовместимого, мировосприятие средневекового человека отличалось целостностью, доходящей до невозможности его расчленения на элементы. Эстетика, исторические знания, философия, экономическая мысль представляли собой нерасчленимое единство, так как все проблемы рассматривались с точки зрения центральной картины мира - идеи бога. Учения о прекрасном были ориентированы на постижение бога, история имела смысл только как осуществление божьего замысла. Рассуждения о богатстве, цене, труде были составной частью анализа этических категорий. Только в терминах богословия человек осознавал себя и свой мир. 16. Целостность миросозерцания порождала уверенность в единстве мироздания. Подобно тому, как во временном ощущали вечное, человек оказывался единством всех тех элементов, из которых построен мир, и конечной целью мироздания. В части заключалось целое, микрокосм (человек) был дубликатом макрокосма (мироздания). 17. Целостность мировосприятия не предполагала однако его гармоничности и непротиворечивости. Контрасты вечного и временного, священного и греховного, души и тела, небесного и земного лежали в основе этого миросозерцания. Они находили опору в контрастах реальной действительности. Средневековое христианское мировоззрение переводило эти реальные контрасты в надмировые категории и разрешение противоречий оказывалось возможным в потустороннем мире. Так христианство выполняло роль компенсаторного механизма. Однако необходимо отметить, что этот механизм существенно отличался от того, который предоставлялся человеку восточными религиями. Христианство все же было чем-то внешним по отношению к жизни большинства людей: человек мог грешить и каяться. Для человека, следующего конфуцианству или буддизму, это невозможно: восточные религии - не столько система идей, сколько образ жизни. Поэтому христианство даже в Средние века меньше подавляло активность человека и стремление к улучшению своей жизни, а это создавало принципиальную возможность перестройки цивилизации. При таких особенностях быта у каждого сословия должно было развиться собственное воззрение на все жизненные отношения, которые нашли свое отражение в литературе - основном источнике и памятнике рыцарской культуры и этики. Рыцарские эпопеи проникнуты этим исключительным духом. Отражение рыцарских нравов в области духовной культуры открыло ярчайшую страницу средневековой литературы со своим особым колоритом, жанром и стилем. Она поэтизировала земные радости вопреки христианскому аскетизму, прославляла подвиг и не только воплощала рыцарские идеалы, но и формировала их. Наряду с героическим эпосом высокого патриотического звучания (французская "Песнь о Роланде", испанская "Песнь о Сиде") появилась рыцарская поэзия (лирика трубадуров и труверов во Франции и миннезингеров в Германии) и рыцарский роман (история любви Тристана и Изольды), представляющие так называемую куртуазную литературу с обязательным культом прекрасной дамы. Рыцарский роман возник на Западе В XII в., и это было далеко не случайно. XII век не раз сравнивали с Возрождением или считали его началом. Оба эти утверждения слишком смелые и, конечно, ошибочны. Но столетие было действительно замечательным. Культурное развитие приобретает невиданный до того динамизм. Литературные направления и жанры возникают, вступают во взаимодействие, усложняются и скоро если и не приходят в упадок, то оттесняются на литературную периферию, уступая место новым направлениям и жанрам. Столь же быструю эволюцию проделывает и изобразительное искусство - от романского стиля в начале XII века к утверждению готики уже в его середине. Это было время феодальных смут, религиозного экстаза, уравнительных ересей и одновременно - небезопасных попыток рационализировать иррациональное, вычислить и измерить безмерное. На смену суровой простате, обобщенности и некоторой эстетической и этической одноцветности предшествующих столетий приходят пестрота, усложненность, многообразие. Культура Западной Европы, как и взрастивший ее феодальный строй, переживает период зрелости. Автор куртуазного романа (romans courtois) - это чаще всего клирик, то есть человек для своего времени ученый, состоящий на службе при очень значительном феодальном дворе (сеньор средней руки не смог бы оплачивать его долгий и утомительный труд) сам же, как правило, незнатного рода: простой горожанин или же бедный рыцарь. Среди авторов рыцарских романов особо можно выделить знаменитого Кретьена де Труа, который сочетал в своих произведениях античную традицию "шансон де жест" (chansons de gestes) и кельтские мотивы, в том же столетии писала свои песни Мария Французская. Рыцарская литература была не только средством выражения самосознания рыцарства, его идеалов, но и активно их формировала. Какими же качествами должен обладать настоящий рыцарь? В принципе, рыцарь должен происходить из хорошего рода, иногда в рыцари посвящали за исключительные военные подвиги, кроме того, можно было - и это случалось все чаще, по мере развития городов и усиления их значения - купить эту привилегию. Но в куртуазной литературе герой непременно блистал великолепным генеалогическим древом. Рыцарь должен был отличаться красотой и привлекательностью. Его красоту обычно подчеркивала одежда, свидетельствующая о любви к золоту и драгоценным камням. От рыцаря требовалась сила, иначе он не смог бы носить доспехи, которые весили 60- 80 кг. герои романов обычно проявляли еще в детстве, подобно Гераклу. От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Слава требовала неустанного подтверждения, все новых и новых испытаний, поэтому рыцарь должен странствовать, пока не подвернется случай сразиться: "Раз здесь война - я тут останусь", - говорит рыцарь в одной из баллад Марии Французской. Если войны нет - он отправляется дальше, вызывая первого встречного всадника, чтобы установить иерархию,. место в которой зависит от количества и качества побежденных рыцарей. Рыцарь не может спокойно слушать о чужих успехах. Один из героев баллад Марии Французской должен был помериться силами с неизвестным соперником, весть о славе которого дошла до него, ибо - как он говорит - зависть грызет его сердце. Поединки рыцарей с закрытыми лицами служат в куртуазных романах темой трагических историй, в которых рыцарь, подняв забрало поверженного противника убеждается, что убил близкого родственника или друга (обычай закрывать лицо забралом объясняется, по мнению Монтескьё, тем, что получить удар в лицо считалось особенно позорно: ударить в лицо можно было только человека низкого звания). При такой постоянной заботе о своем боевом престиже понятно, что от рыцаря требуется мужество. Недостаток мужества - самое тяжкое обвинение. Боязнь быть заподозренным в трусости вела к нарушению элементарных правил военной стратегии, что зачастую приводила к гибели рыцаря и его дружины. Короли в средневековых поэмах изображались обычно не слишком героическими, даже если речь шла о таких фигурах, как Карл Великий или король Артур. Обычно король искал опоры в каком-нибудь благородном рыцаре, что возвышало достоинство этого рыцаря. В 1020 году епископ Фюльбер из Шартра изложил обязанности рыцаря по отношению к своему сюзерену в шести пунктах. Присягнувший на верность был обязан не допускать причинения какого-либо ущерба телу сюзерена, его достоянию, чести. его интересам, не ограничивать его свободу и дееспособность. Кроме этого, вассал обязан был верно служить своему господину советами. В Counsuetudines Feudorum (свод ломбардского феодального права XII- XIII вв.) рассматриваются многочисленные примеры вероломства рыцаря по отношению к сюзерену (felonia), которые значительно расширяют перечень обязанностей вассала. Необходимость законодательству того времени уделять много внимания подобным деяниям говорит о том, что вассальная присяга не могла держаться только на одних словах и рыцари часто нарушали данное ими слово. Неустанное соперничество не нарушало солидарности элиты как таковой, солидарности, распространявшейся и на врагов, принадлежащих к элите. Из литературных источников можно узнать, как принимали англичане врагов, побежденных ими в битвах при Креси и Пуатье, о совместных пирушках и состязаниях. Когда англичан в 1389 году преследует дизентерия и голод, они идут лечиться к французам, после чего возвращаются и сражение возобновляется. Примером солидарности феодалов - рыцарей может служить история подавления крупнейшего крестьянского восстания во Франции - Жакерии (1358 - 1359 годы); при этом французские и английские рыцари объединились под знаменами наваррского короля Карла Злого, не смотря на Столетнюю войну, и обратили свое оружие против восставших крестьян. В одной из легенд простой воин хвалился, что убил благородного рыцаря из вражеского войска; его благородный командир велит повесить гордеца. Рыцарь должен был хранить безусловную верность своим обязательствам по отношению к равным себе. Когда сын Иоанна Доброго сбежал из Англии, где он содержался в качестве заложника, Иоанн сам сдался в руки англичан вместо беглеца. Хорошо известен обычай принесения разных рыцарских обетов, которые следовало выполнять вопреки здравому смыслу (группа рыцарей поклялась не отходить с поля боя дальше определенного расстояния - девяносто рыцарей заплатили за этот обет жизнью). Поведение рыцаря в бою, так же как и все его поведение подчинялось строгим правилам, которые выполнялись вопреки интересам воюющих: правила предписывали победившим в течение суток не покидать поля битвы, подтверждая свое право победителей и показывая свою решимость сразиться с каждым, кто посмеет оспорить их победу, вместо того, что бы преследовать отступающего врага. Рыцарь в доспехах не имел права отступать. Поэтому, пишет Й. Хёйзинга, на рекогносцировку он отправлялся невооруженным.Все, что могло быть сочтено трусостью было недопустимо. Роланд отказался трубить в рог, чтобы не подумали, будто он просит помощи, потому что струсил. Неважно, что это повлекло за собой гибель его друга вместе с дружиной. Славу рыцарю приносила не столько победа, сколько его поведение в бою. Сражение могло без ущерба для его чести окончиться поражением или его гибелью, как это случилось с Роландом. "Правила игры", обязательные в сражении, диктовались уважением к противнику, гордостью, "игровой" жизненной установкой, опасением, что противник ответит тем же и, наконец, гуманностью. Если противник упал с коня (а в доспехах он не мог взобраться в седло без посторонней помощи), тот, кто выбил его из седла, тоже слезал с коня, чтобы уровнять шансы. "Я никогда не убью рыцаря, который упал с коня! - восклицает Ланселот. - Храни меня Бог от такого позора". Ведение войны по правилам, это не изобретение средневековья и не его отличительная черта. Вот цитата из законов Ману, из раздела обращенного к касте воинов - кшатриев: "Сражаясь в битве, не следует поражать врагов вероломным оружием. Не полагается убивать оказавшегося на земле (если сам на колеснице)... ни сидящего, ни спящего, ни нагого, ни безоружного... ни отступающего[5]". Рыцарский кодекс чести регулировал правила ведения боя, которые описаны во многих литературных произведениях той эпохи. Правда история сохранила для нас и реальные события, в которых бой велся в соответствии с рыцарской этикой (ряд сражений Столетней войны: битва при Креси - 1346 год, при Пуатье - 1356 год, при Азенкуре - 1415 год). Но уже Фруассар, описавший эту войну, сокрушался, что она велась не по правилам рыцарского кодекса. Культ женщины В chansons de gestes (героических поэмах) женщина еще не играет заметной роли. Лишь с куртуазным романом XII века приходит воспевание женщины. Это явление тем любопытнее, что в культурах, где человек прокладывает себе путь мечом, женщины обычно ценятся не слишком высоко. Нет ни малейших следов поклонения женщине у древних германцев, если верить описанию их нравов у Тацита. В кодексе самураев, который часто сравнивают с кодексом европейского рыцарства, женщина вообще не берется в расчет. К рыцарскому кодексу обычно возводят понятие галантности. Монтескьё определяет галантность как любовь, связанную с понятием опеки и силы, точнее не столько любовь, сколько "нежную, утонченную и постоянную видимость любви". Неотъемлемой частью рыцарского образа была его любовь к прекрасной даме. Любовь, воспеваемая провансальскими поэтами XII и начала XIII века уже носит индивидуальный характер: поэту дорога лишь одна женщина, и он не променяет ее ни на какую другую. Не знатность происхождения и богатство, а красота и куртуазность дамы вызывают чувства трубадура. Понятия благородства рождения и благородства внутреннего мира начинают расходиться в этих произведениях. Прекрасная дама должна обладать тактом, любезностью, умением со вкусом одеваться, благородством, способностью вести светскую беседу - иначе говоря, набором тех признаков, которые в совокупностью и называются куртуазностью. Отношения между возлюбленными, судя по песням трубадуров, были различны: от платонического "служения" неприступной даме, до весьма интимных отношений, нередко рисуемых трубадурами с натуралистической прямотой. Вскоре выработался определенный ритуал ухаживания и любовных отношений, которому должны были следовать все изысканные люди, дорожившие своей репутацией. Дама была обязана иметь возлюбленного и соответственно с ним обращаться, ее рыцарь должен был хранить тайну "сокровенной любви" и служить даме сердца точно так же, как вассал служит сеньору: феодальная терминология легко распространялась и на интимные отношения. Присущая сознанию эпохи страсть к классификации выразилась в создании своего рода "схоластики любви", канонов любовного поведения и выражения чувств. По мнению средневековых авторов, любви между супругами быть не может, ибо любовь требует тайны и поцелуев украдкой; любовь к тому же не возможна без ревности, то есть без состояния тревоги о том, как бы не потерять возлюбленную, а в браке ничего подобного нет. Интересный пример можно обнаружить в произведении Дж. Чосера "Кентерберийские рассказы" (XIV век): некий дворянин рассказывает о даме, которая в отсутствие мужа обещала ответить на страсть влюбленного в нее пажа, если тот очистит побережье Бретани от подводных скал. Обещая это, она была уверена в неисполнимости этой задачи. Между тем ее поклонник совершил требуемое (при помощи чародея, которому заплатил 1000 фунтов). И дама очутилась перед необходимостью выполнить обещанное. Необходимость эту признал и возвратившийся муж, хотя по его словам, предпочел бы пасть с сердцем, пробитым в бою (благородный паж, видя его страдания, отказался от своего права)[6]. Существует несколько точек зрения на причины возникновения этого культа. Мария Оссовская в своей книге "Рыцарь и буржуа" рассматривает куль женщины как игру, в которой женщина получает "пинок вверх". В мире где правит насилие, женщина по прежнему зависит от мужчины. Рукоприкладство и неверность мужа были делом обычным[7]. Есть мнение, что этот культ придумали и поддерживали сами женщины. В пользу этой гипотезы говорит то, что легенда, изображавшая далеко идущую покорность мужчины женщине была инспирирована женщиной - по заказу Марии Шампанской Кретьен де Труа написал "Ланселота, или рыцаря Телеги". Третья версия - этот культ возник благодаря странствующим менестрелям: путешествуя от замка к замку, они восхваляли хозяйку (муж которой обычно отсутствовал) в расчете на службу при ее дворе или хотя бы на добрый прием и подарки перед дальней дорогой. Как бы то ни было, явившись, этот культ стал неотъемлемой частью культуры средневековья. Женщины находили в этом утешение за грубость мужей, да и мужчин привлекала эта фикция, которая приукрашенную любовь протвопоставляла простонародной. Вот основные черты рыцарской культуры, она существовала во времена тотального господства католической церкви. Но христианская оболочка рыцарства была чрезвычайно тонка: вместо смирения - гордость, вместо прощения - месть, полное неуважение к чужой жизни; прелюбодеяние - необходимый атрибут рыцарской доблести, а для христианства - нарушение одной из заповедей. Все это позволяет нам говорить об особенной рыцарской культуре - ярчайшем явлении в то мрачное время. Заключение В Европе рыцарство теряет значение основной военной силы феодальных государств с XV века. Предвестницей заката славы французского рыцарства стала так называемая “битва шпор” (11 июля 1302 г.), когда пешее ополчение фландрских горожан разгромило французскую рыцарскую конницу. Позже неэффективность действий французского рыцарского войска с очевидностью проявилась на первом этапе Столетней войны, когда оно потерпело ряд тяжелейших поражений от английской армии. Выдержать конкуренцию наемных армий, использовавших огнестрельное оружие (оно появилось в XV веке), рыцарство оказалось не способным. Новые условия эпохи разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений привели к исчезновению его с исторической арены. В XVI-XVII веках рыцарство окончательно утрачивает специфику особого сословия и входит в состав дворянства. Рыцарство не было бы жизненным идеалом в течение целых столетий, если бы оно не обладало необходимыми для общественного развития высокими ценностями, если бы в нем не было нужды в социальном, этическом и эстетическом смысле. Именно на прекрасных преувеличениях основывалась сила рыцарского идеала. Немало требовалось притворства, чтобы поддерживать в повседневной жизни фикцию рыцарского идеала - писал Хёйзинга. Поэтому не нужно было ждать XVIII века с его осуждением всего напоминавшего средневековье, чтобы убедиться, насколько требования рыцарской идеологии расходились с действительностью. Рыцарство критиковали: тогдашнее духовенство, менестрели, мещане, крестьяне и сами рыцари. В первой половине XV века отношение крестьянина к рыцарю находит свое выражение в беседе господина с крестьянином, приведенной у Алена Шартье, и вряд ли это был первый документ, содержащий жалобы крестьянина на своего господина. ''Трудом моих рук питаются бессовестные и праздные, и они же преследуют меня голодом и мечом... Они живут мною, а я умираю за них. Им полагалось бы защитить меня от врагов, а они - увы - не дают мне спокойно съесть куска хлеба". Другие обвиняли рыцарей в жадности, грабежах, в разврате, в нарушении клятв и обетов, в избиении жен, в превращении турниров в доходный промысел - охоту за доспехами, оружием и лошадью побежденного рыцаря. Сожалели о невежестве рыцарей, которые в большинстве своем были неграмотны и должны были посылать за клириком, получив какое-либо письмо. Аристократия, бывало, гордилась своим невежеством; и даже, рассказывают, были такие, что утверждали будто знающий латынь не может быть дворянином. Не приходится сомневаться, что рыцарский идеал не был интеллектуальным. Зато он предполагал богатую эмоциональную жизнь. Кажется, дух средневековья с его кровавыми страстями мог царить лишь тогда, когда возвышал свои идеалы: так делала церковь, так было и с идеей рыцарства. ''Без такого неистовства в выборе направления, которое захватывает и мужчин и женщин, без приправы из фанатиков и изуверов нет ни подъема, ни каких-либо достижений. Чтобы попасть в цель, нужно целиться несколько выше. Во всяком деянии есть фальшь некоего преувеличения''. Чем больше культурный идеал проникнут чаянием высших добродетелей, тем сильнее несоответствие между формальной стороной жизненного уклада и реальной действительностью. Рыцарский идеал с его все еще полу религиозным содержанием можно было исповедовать лишь до тех пор, пока удавалось закрывать глаза на реальное положение вещей, пока ощущалась эта всепроникающая иллюзия. Но обновляющаяся культура стремится к тому, чтобы прежние формы были избавлены от непомерно высоких помыслов. Рыцаря сменяет французский дворянин XVII века, который, хотя и придерживается сословных правил и требований чести, более не мнит себя борцом за веру, защитником слабых и угнетенных. Тип французского дворянина сменяется ''джентльменом'', также ведущим свою родословную от средневекового рыцаря, но являющегося более сдержанным, утонченным и интеллектуальным. В следующих одна за другой трансформациях рыцарского идеала он последовательно освобождается от поверхностной шелухи, по мере того как она становится ложью. ----------------------- [1] Записки Юлия Цезаря ''Галльская война'' М 1962 [2] Заборов М.А. ''Папство и крестовые походы'' М 1959 [3] Хёйзинга Й. "Осень средневековья" М 1995 с.67 [4] Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.,1984. [5] "Законы Ману" М 1960 VII, 90 - 93 [6] Дж. Чосер "Кентерберийские рассказы" М 1973 с.432 [7] Оссовская М. "Рыцарь и буржуа" М 1987 с.92 Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |