бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Тоталитарное искусство

Тоталитарное искусство

Я бы назвал это заготовкой к реферату , хотя и сдал его в таком виде

С-Пб Институт Точной Механики и Оптики

Кафедра культурологии

Преподаватель : Филичева ? ?

Оценка : 4

Введение

Льюис Мамфорд об идеальном тоталитарном обществе : « это структура ,

сложенная из живых , но жёстких человеческих частей , каждой из которых

отводится определённое место , роль и задание , что даёт возможность

бесконечно повышать производительность труда и строить дизайн этих великих

коллективных организаций » . По Мамфорду « источником питания » подобных

структур служат Мифы Религии ( что скорее относится к древности ) и Мифы

Идеологии ( к нашему времени ) , которые позволяют объединить различные

блоки и элементы в единое целое , направив на достижение некой цели.

Работая , такая структура воспроизводит великие армии и империи ; она может

погибнуть только столкнувшись с более мощной машиной или по прекращении

подачи « питания » .

Развивая метафору Мамфорда можно сказать , что в тоталитарной системе

искусство выполняет роль своего рода перерабатывающего механизма ,

превращавшего сырьё сухих идеологических догм в горючее образов и мифов ,

предназначенных для общего потребления . При этом характер исходного сырья

, будь то культ фюрера или вождя , догмат расы или класса , В целом не

имеет значения .

С момента возникновения тоталитарное государство начинает

организовывать искусство тем же образом , как и все остальное : приводя её

в строгое соответствие с функцией отводимой государством . Перед ней

ставится жёсткая цель , а всё мешающее исполнению этой цели уничтожается .

Так было и в России , с приходом к власти большевиков , и в Германии , с

приходом национал-социалистов

Общим для искусства в тоталитарных государствах является *:

1. Объявление искусства ( как и области культуры в целом )

идеологическим оружием и средством борьбы за власть .

2. Монополизация всех форм и средств художественной жизни страны .

3. Создание всеохватывающего аппарата контроля и управления искусством

.

4. Из всего многообразия тенденций , существующих в данный момент в

искусстве , выбор одной , наиболее отвечающим целям режима ( всегда

наиболее консервативную ) и объявление её официальной , единственно

правильной и обязательной .

5. Начало и доведение до « победного конца » борьбы со всеми стилями и

тенденциями в искусстве , отличными от официального, объявление их

реакционными и враждебными классу , расе , народу , партии и т. д. .

Классическими образцами такого стиля являются : социалистический

реализм 1934-1956 гг. И искусство третьего рейха 1933-1944 гг. .

Формирование

Уже на первом этапе формирования тоталитарной идеологии в Советском

Союзе и в Германии закладываются основы будущего органа культуры : внутри

авангарда была выдвинута идея служения искусства революции и государству ,

откуда следовало возведение его в статус партийного искусства ,

эффективного оружия в идеологической борьбе ; В СССР было положено начало

партийно-государственной монополии на все средства художественной жизни

страны путём национализации музеев , частных собраний , средств информации

, системы образования и т. д. .Также в 1921 г. в СССР происходит

окончательный выбор в сторону художественного направления , должного нести

в массы партийную идеологию , позднее названного соцреализмом .

Но на первых порах партийное руководство и ответственный за проведение

художественной политики Луначарский не могло найти единомышленников среди

художников : по словам Луначарского : « В Петроградском художественном мире

царило враждебное к нам учредиловское собрание . На собраниях Союза

художников всякие резолюции более или менее саботажного типа ... Эта часть

интеллигенции , как и всякая друга , была остро недовольна нашим курсом ...

В области искусства надо было прежде всего разрушить остатки царской по

самой сущности своей учреждений , вроде Академии искусства , надо было

высвободить

Школу от старых «известностей» .»

В феврале 1922 г. появилась « Ассоциация художников революционной России»

( « АХРР » ) , взявшая для себя положение : « Наш гражданский долг перед

человечеством - художественно-документально запечатлеть величайший момент в

истории в его революционном порыве . Мы изобразим сегодняшний день : быт

Красной Армии , рабочих , крестьянство , деятелей революции и героев труда

. Мы дадим действительную картину событий , а не абстрактные измышления ,

дискредитирующие нашу революцию перед лицом мирового пролетариата .» .

Впервые художники обратились к партийным руководителям за указаниями по

вопросам своего творчества . Которые не заставили себя ждать . Как и

поддержка со стороны государства .

В своём большинстве покровителями « АХРР » стали военные , упоминавшиеся

в его положении на первом месте , в частности Ворошилова можно назвать

главным советским меценатом , что не осталось без благодарности ахрровцев ,

чему свидетельствует огромное количество полотен с его изображением .

А наивысшим триумфом « АХРР » можно назвать Х выставку 1928-го года ,

которую посетило Политбюро ЦК полным составом во главе со Сталиным , и

давшее самую высокую оценку её достижениям . Никогда ни до , ни после ни

одна выставка не удостаивалась посещения самим Сталиным .

В « Майн Кампф » Гитлер писал : « художественный большевизм

представляет собой единственно возможную форму и духовное выражение

большевизма как целого ... все плакаты , пропагандистские рисунки в газетах

и т. п. Несут на себе печать не только политического но и культурного

загнивания » . Это изречение , относящееся ко всем радикальным течениям в

современном искусстве , на которые был навешен ярлык « культурбольшевизма »

стало главным стимулом Третьего Рейха в его борьбе с модернизмом .

Экспрессионизм , возникший в Германии В начале века и имеющий здесь за

собой большую национальную традицию , был первым по времени радикальным

движением немецкого модернизма . В отличие от русского авангарда , он был

чужд идее перестройки общества средствами искусства , и радикализм этого

течения заключался в его эмоциональном заряде , « обращенном против

реальности » . Экспрессионисты стремились к обновлению не столько человека

, сколько духовному . Однако кошмары войны и послевоенных неурядиц вернули

художников на землю и столкнули с конкретными проблемами социальной жизни.*

Перед концом войны Германию захлестнула волна дадаизма . Отрицание всех

ценностей прошлого и настоящего , эпатаж буржуазной публики - все это

определило чисто негативную социально-эстетическую программу немецкого

дадаизма и сближало его русским футуризмом предреволюционного этапа .

После 1923-го года возникло объединение « Новая вещественность » пожалуй

самое остросоциальное движение в современном искусстве .

Как национал-большевизм притягивал экстремистов , так и экспрессионизм

поначалу притягивал радикалов культуры .

Немецкий экспрессионизм 20-х годов как и дадаизм и « Новая

вещественность» ,

Был прежде всего негативной реакцией на войну и её последствия .

Менее чем через месяц после отречения Вильгельма второго в Берлине

создаётся « Ноябрьская группа » , основанная « как союз между художниками

- главным образом экспрессионистами - и новым , в основе своей уже

социальном , немецким государством »(Цит. по : Ibid . ,p. 644) , он

обратился к деятелям культуры : « Художники , архитекторы , скульпторы ,

вы , кому буржуазия платит большие деньги , отбросьте снобизм , тщеславие и

развратность - Слушайте ! К этим деньгам прилипли пот , кровь и нервы тысяч

голодных людей - Слушайте ! Мы должны стать истинными социалистами - мы

должны зажечь истинную доблесть социализма - братство всех людей »(Цит. по

: Myers B. S. The German Expressionists . New York 1957) . Эти идеи были

положены в основу Баухауза , основанного в 1919-м году .

В 30-е годы А. Розенберг называл « культурбольшевизмом » , и

экспрессионизм, и дадаизм , и « новую вещественность » , и Баухауз . В это

же время глава советских художников клеймил « фашистским охвостьем »

отечественных авангардистов . Для советской власти авангард стал орудием

борьбы : всячески пресекая его у себя , она охотно его экспортировала в

другие страны , в частности в Веймарскую республику , стремясь подорвать

социальные основы её либерально-демократического строя .

С выходом на политическую арену нацизма и крушением надежд на красную

революцию в Германии , идеи переделки мира средствами революционного

искусства теряют свой пропагандистский смысл и художественная политика

переводится на новые рельсы . В России и Германии в конце 20-х годов

разгорелась борьба за искусство , которое теперь рассматривается как

удобный инструмент для уловления человеческих душ .

Решительная серьёзность отношения к искусству , его отождествление с

политикой - Это естественное стремление всякого тоталитаризма включить

область художественного творчества в свою систему и сделать его , как и всё

прочее , интегральной частью самого себя . И в этом смысле идеи нацистов и

советских партийных руководителей ничем не различаются .*

В марте 1927-го года 11-й конгресс коммунистической партии Германии в

Эссене принимает решение о создание в стране групп агитпропа « Красный

фронт борьбы за культуру » . Через год основывается так называемая «

Рабочая партия художников-коммунистов » .

Тогда же возникают : « Ассоциация художников революционной Германии »

( « АХРГ» ) , почти идентичная « АХРР » -- живописная продукция её

виднейших представителей близка к работам левого крыла « АХРР » --

результатом творчества которой является в основном лобовое изображение

рабочих митингов , стачек , демонстраций , сделанные в несколько упрощённой

манере с некоторым намёком на экспрессионизм . Все установки ахрровцев - на

партийность , народность , массовость , культурное наследие и борьбу за

формализм - становятся обязательными и для немецких коммунистов ; «

Международное объединение революционных художников » , центр которого в

1930-м году переместился в Москву , где его руководителями становятся Бела

Уитц и Альфред Курелла , полностью починённые культурной политике Москвы .

В 1929-м году в противовес « АХРГ» Розенберг создает « Лигу борьбы за

немецкую культуру » , принципы которой не слишком отличались от принципов

«АХРГ» , только одни называли это искусство истинно пролетарским , а другие

-арийским .

С подъёмом нацизма « лига » проникает в городские органы власти и

начинает осуществлять контроль над центрами художественной жизни :

В 1930-м П. Шульце-Наумбург назначается главой Веймарской школы

прикладного искусства , и начинает работу с выкидывания с музейных

экспозиций работ Барлаха , Клес , Кандинского . В январе 1932-го года

пронацистский муниципалитет Дессау разгоняет Баухауз . В немецкой прессе

усиливаются нападки на « буржуазное , формалистическое , дегенеративное »

искусство , отождествляемое с «культурбольшевизмом» .

Своей кульминации битва за искусство достигла в Германии с выходом на

арену « Лиги » с одной стороны и «АХРГ» и «МОХР» , поддерживаемых как

германской , так и советской компартиями , с другой .

В 1933-м году Геббельс , заняв пост министра просвещения и пропаганды ,

как в своё время и Луначарский , придерживался сравнительно широких

взглядов на то, чем должно стать искусство национал-социализма . Геббельс

поддерживал экспрессионизм , пытаясь , если не сделать его официальным

искусством Третьего Рейха , от по крайней мере закрепить за ним право на

существование в будущей культуре нацизма .

Но несмотря на то , что влияние Геббельса было велико , фюрер не

поддержал своего любимца : в своей мюнхенской речи он объявил

экспрессионизм « дегенеративным искусством » . Здесь личные амбиции

Геббельса столкнулись с железными законами развития тоталитарной культуры .

« Культурбольшевизм » , если понимать под ним не стиль модернизма , а

внешнюю политику большевиков по отношению к культуре , выступает обряженный

в общую форму тоталитарного реализма , являющейся как бы визуализацией

сложных процессов в политике , экономике и культуре , в результате которых

Россия с конца 1929-го года заняла своё место в ряду тоталитарных

государств .*

Битва за искусство в СССР и Германии закончилась одновременно : в

Германии конец ей положил приход к власти нацизма , а в СССР -

постановление ЦК ВКП(б) от 23-го апреля 1932-го года « о перестройке

литературно-художественных организаций » , в котором говорилось : наличие в

советской литературе различных группировок стало тормозом в её развитии , в

силу чего все они подлежат ликвидации и на их месте учреждается единый союз

советских писателей , в 3-ем пункте говорилось « провести аналогичное

изменение по линии других видов искусств » .

Период с 1932-го по 1934-ый в СССР и Германии явился решающим поворотом

в сторону тоталитарной культуры :

1. Обрела окончательную формулировку догма тоталитарного искусства : в

СССР это социалистический реализм , а в Германии -« принципы фюрера »

2. И в СССР , и Германии был окончательно отстроен сходный по структуре

аппарат управления искусством и контроля над ним .

3. Была объявлена война на уничтожение всем художественным стилям ,

формам , тенденциям отличающимся от официальной догмы .

Иначе говоря в художественную жизнь вошли и полностью определили её три

специфических феномена , как главные признаки тоталитаризма : идеология ,

организация и террор .

Идеология

Ни один европейский политический деятель не говорил столько о культуре

как Гитлер: его высказывание скомпонованное так или иначе в теоретический

трактаты, нацистских идеологов, они составили то, что получило в Германии

название принципов Фюрер и обрело характер непреложных догм, управляющих

развитием искусства третьего рейха.

« Искусство - не мода, не бессмысленная чередование на поверхности

исторического процесса сиюминутных измов, оно не есть выражение какой бы

то ни было тенденции капитализма , напротив … оно выражает душу (народа) и

общественные идеалы ». Поэтому « ни одна эпоха не может считать себя

свободной от долга поддержать искусство, особенно во время потери народом

веры в свое величие и в свое будущее». В такие моменты задача искусства «

вновь поднять эту веру, указывая на внутренние бессмертные народные

ценности, которые не в состоянии разрушить ни какой политический или

экономический упадок ». Эти положения Гитлер развернул свое выступление на

открытии Дома немецкого искусства. Фюрер выдвинул концепцию искусства, как

форму отражения действительности » , а также указывал на те формирующий

силы , которые будучи наиболее ярким проявлением этой действительности ,

должны быть и главными объектами ее отражения в искусстве: лидеры, борцы ,

творцы истории должны были занять место в центре официоза тоталитарной

художественной культуры. Осуществить всю грандиозность поставленных эпохой

задач художник может только при помощи партии и государства и только под их

непосредственным руководством.

Гитлер не только выдвигал принципы партийного руководства искусством,

которое уже давно осуществляется в СССР, он определял и цель такого

руководства, которое ставил « выше культуры, выше религии и даже выше

политики » - создания нового человека, более сильного и прекрасного.

В отличие от немцев, советский народ о сущности соцреализма и о его

принципах узнавал не непосредственно из уст своего вождя. Эти принципы

вызревали где то в верхах советского партийного аппарата, доводились на

закрытых заседаниях избранной части творческой интеллигенции , а затем

дозировались в печать.

Окончательную формулировку соцреализм получил на первом всесоюзном

съезде советских писателей выступление Жданова: « Товарищ Сталин назвал вас

инженерами человеческих душ . Какие обязанности накладывает на вас это

звание. Это значит во-первых., знать жизнь, что бы уметь ее правдиво

изобразить в художественных произведениях, изобразить не схоластически, не

мертво , не просто как « объективную реальность » , а изобразить

действительность в ее революционном развитии. При этом правдивость и

историческая конкретность художественного изображения должна сочетаться с

задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе соцреализма. » .

Если в Германии в этот период объектом культурной политики нацизма в

первую очередь оказалось изобразительное искусство ; так как на первом

этапе развития тоталитарной революции основное значение приобретает прямое

воздействие на массы: живопись , скульптура, и графика, имеющие некоторое

преимущество перед литературой в качестве средства наглядной агитации ; то

в России главный удар был направлен на литературу, так как 30-м годам

изобразительное искусство было уже приспособлен к нуждам режиму: «

правдивое изображения » советской действительности стало творческим кредо

большинства советских художников еще до соцреализма . Теперь надо было

привести « в порядок » и всю остальную литературу. И на съезде писателей

кроме ждановской формулировки были высказаны, по сути , все

основополагающие идеи, составляющие плоть и кровь доктрины соцреализма.

В основе съезда лежал культ вождя и его единодушное одобрение. Этот

съезд довел до небывалых еще масштабов культ Сталина. Все остальные ораторы

приписывали ему роль архитектора и кормчего во всех отраслях советской

жизни, в том числе в литературе и искусстве.

По сути съезд сформулировал художественную идеологию , которая в

одинаковой степени применима как к соцреализму так и к принципам Фюрера.

Главный принцип тоталитарной художественной идеологии - принцип

партийного искусства, который требовал, что бы художник смотрел на

действительность глазами партии и изображал реальность не в ее плоской

эмперии, а в идеалы ее « живого » ( по Гитлеру ) или «революционного » ( по

Жданову ) развития по направлению к великой цели.

Осуществление этих принципов приведет к высочайшему развитию культуры ,

а пока оба идеологических островка надежды и бастиона прогресса

захлестывались морем маразма и разложения . В такой ситуации правомерно

требовать от художника всех сил и карать не согласных. Так как великая цель

оправдывает все средства для ее достижения. Она заключалась в создании не

только нового общества , но и его строителя и обитателя, чья психология,

идеология , этика, эстетика формировались бы по законам единственно

правильного течения : концепция Нового Человека в качестве сверх задачи

зримо или не зрима присутствует в любой тоталитарной культуры.*

Организация

Было бы не верно обвинять тоталитаризм в варварском пренебрежении

культурой, как это делают пользуясь фразой приписываемой то Розенбергу , то

Герингу, то Гиммеру: « когда я слышу слово «культура » я хватаюсь за

пистолет». Наоборот, ни в одной демократической стране сфера культуры не

привлекала к себе столь пристального внимания государства и не оценивалась

им столь высоко: Мартин Борман о культуре: « это самый важный и

значительный инструмент партии». Лаврентий Берия говорил о культуре как о «

мощном средстве воспитания масс в духе коммунизма , в духе советского

патриотизма и интернационализма ». « Искусство есть единственно бессмертный

результат человеческого труда » и « не один народ не живет дольше, чем

памятники его культуры » - эти изречения Гитлера написаны на стенах дома

немецкого искусства . И естественно , что , предавая такое значения

культурным делам , тоталитарное государство не жалеет сил и средств на

организацию их как целого: ибо только через организацию культуры можно было

идеалогизировать ее и тем самым целиком подчинить задачам политической

борьбы. Для осуществления этих целей в 1933 под юрисдикцией министерства

Геббельса учреждается Имперская палата культуры , состоящая из семи палат,

основанных на базе уже существующих организаций, так Палата

изобразительного искусства была основана на базе Картеля изобразительных

искусств , в которую обязаны были вступить члены профессий попадающих в

определение устава Палаты: « так как все существующие раннее объединения

данных профессий ликвидируются без исключений , и каждый их член обязан

стать членом Имперской палаты без оговорок » (Idib) . Разрушение уже

существующих механизмов, приводящих в действие художественную жизнь еще в

период Веймарской республики не имело смысла, так как они уже были налажены

и нужно лишь было новое идеологическое направление и сменить обслуживающий

персонал, что и стало первой задачей в области культурной политики

пришедшего к власти нацизма . Из художественной жизни по специально

составленным спискам выбрасываются не угодные режиму люди: в первую очередь

евреи и модернисты, а так же первый министр внутренних дел Фрик сразу же

учреждает внутри своего министерства институт своего рода идеологических

контролеров, которые как и в советской России 20-х, именуются « комиссары

по делам искусств », которые следят за приведением в жизнь принципов Фюрера

.

В отличии от нацисткой, большевистская революция разрушила царские

культурные институты. Но и созданные в 20-х новые « революционные » формы в

области творческой деятельности вскоре переставали отвечать требованиям

постоянно меняющей курс советской культурной политики. Существованию

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.