бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Скоморохи на Древней Руси

Скоморохи на Древней Руси

Московская Геологоразведочная Академия

Заочное отделение

Контрольная работа по курсу

«История и культура Отечества»

Тема : «Скоморохи на Древней Руси»

Группа ЗРФ (I курс)

Студент Пищейко С. А.

Содержание

стр

От истоков до XV века 3

Культурное развитие России после 7

татаро-монгольского ига

Государство, церковь и скоморохи 9

Скоморошество в русской культуре 12

XVII века

Народные сценки и пьесы 16

Комедия о Петрушке 17

Народная драма 18

Заключение 23

От истоков до XV века

Древнерусское государство было создано для защиты классовых интересов

землевладельцев. Культура господствующих классов играла тогда прогрессивную

роль в развитии всей культуры, в том числе и театра.

Расцвет Древнерусского государства относится к XI веку. В короткий

промежуток времени оно выросло в государство, мощное в экономическом и

политическом отношении. Карл Маркс считал, что существовали только два

крупных государства раннего феодализма: империя Карла Великого на Западе и

империя Рюриковичей на Востоке.

Народные массы всячески сопротивлялись усилению эксплуатации, которую

нес с собой феодализм. Смерды восставали против крупных землевладельцев -

бояр, городские ремесленники - против купцов и ростовщиков, те и другие -

против новой, христианской религии. Недовольством стремились

воспользоваться служители языческого культа - волхвы. Религиозные мотивы в

этой борьбе переплетались с политическими. Изменения в социально-

экономической жизни вызвали изменения и в области идеологической. Вместо

родового права стало создаваться новое, феодальное - «Русская правда». На

смену складывавшейся при родовом строе, но все еще находившейся в

зачаточном состоянии религии Перуна, Велеса, Даждь-бога пришла новая,

христианская. Христианство сблизило русскую культуру с византийской, ввело

Русь в круг европейских государств.

В условиях широких международных связей осведомленность Киевской Руси

о византийском театральном искусстве была вполне естественной. Факты

говорят следующее: в 957 году великая княгиня Ольга знакомится с театром в

Константинополе. На фресках Киево-Софийского собора последней трети XI века

изображены ипподромные представления. Если Владимир Святославич крестился в

Корсуни (Херсонесе), то, следует думать, он там мог познакомиться с

представлениями библейских драм. В 1068 году впервые упоминаются в

летописях скоморохи.

История культуры народов, населявших европейскую равнину России,

особенно причерноморский край, до славян, недостаточно ясна. Однако не

подлежат сомнению их культурные связи с греческими колониями, которые, как

известно, жили полноценной экономической, политической и общественной

жизнью. В греческих колониях были и театры. Об этом с точностью

свидетельствуют древние писатели, а также обнаруженные на камнях надписи.

Во II веке н.э., при императоре Адриане, существовала даже передвижная

труппа актеров, посещавшая Черноморское побережье. Актеры могли проникать и

на север. Подтверждает эту догадку изображение греческого музыканта

(кифарэда) на стене могильного склепа в Неаполе Скифском, близ Симферополя.

Наконец, археологами обнаружены театральные здания в Ольвии, находившейся

на великом водном пути из варяг в греки, в Херсонесе и в других колониях.

Северные же причерноморские народы вели с греческими колониями оживленную

торговлю и даже селились неподалеку от них (селище близ Ольвии). Поэтому

можно не сомневаться, что не только предшественники славян, но и сами

славяне были знакомы с греческим, эллинистическим и византийским театром.

Однако пока у нас нет данных для более подробного раскрытия этих

театральных связей. Надо надеяться, что дальнейшие работы археологов

обогатят пока скудные сведения по истории раннего театра на Руси.

Таким образом, можно полагать, что Киевской Руси были известны театры

трех родов: придворный, церковный, народный. Остается выяснить, бытовали ли

они в Киеве. А если бытовали, то в руках исследователей оказывается еще

одно весьма веское доказательство в пользу высокого уровня культуры

домонгольской Киевской Руси.

Старейшим «театром» были игрища народных лицедеев - скоморохов. Однако

в родовом обществе они выполняли, надо полагать, совсем иные функции, чем

при феодализме, содействуя родовому и племенному сплочению.

Скоморошество - явление сложное. Не вполне ясна его ранняя история.

Скоморохи не раз привлекали к себе внимание ученых, но при изучении их

творчества допускались серьезные методологические ошибки: искусство

скоморохов изучалось в отрыве от их произведений, вне общеисторического

процесса. Долгое время господствовала культовая точка зрения на

происхождение скоморошества. Некоторые ученые, например И. Беляев, А.

Пономарев, И. Барщевский, А. Морозов, считали скоморохов своего рода

волхвами. Подобная точка зрения ошибочна, ибо скоморохи, участвуя в

обрядах, не только не усиливали их религиозно-магический характер, но,

наоборот, вносили мирское, светское содержание. Столь же неверна теория

зарубежного происхождения скоморохов, введенная в научный обиход А. Н.

Веселовским, А. И. Кирпичниковым и их последователями. Исходя из

неправильного толкования термина «скоморох» как якобы термина зарубежного,

они делали тот же вывод и относительно самой профессии, забывая при этом о

самом главном - об органической связи скоморохов с бытом русского народа и

о своеобразии их искусства. Позднее была предложена теория национального

происхождения термина «скоморох». Изучение экономики, культуры, и в

частности ремесел Древней Руси, дает исследователю ключ к изучению истории

скоморохов.

Скоморошить, то есть петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки,

мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье

искусство выделялось над уровнем искусства масс своей художественностью.

«Всяк спляшет, да не как скоморох», - говорит русская поговорка. Так

постепенно создавалась почва для того, чтобы искусство скоморохов в

дальнейшем сделалось их профессией, ремеслом. А. М. Горький писал:

«Основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи

и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники,

маляры, портные, портнихи и вообще - ремесленники, люди, чьи артистически

сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи». В одном ряду с

перечисленными мастерами стоят и скоморохи.

Первые летописные сведения о скоморохах совпадают по времени с

появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших

скоморошьи представления. Вряд ли это совпадение случайно: оно наглядно

иллюстрирует жанровые разновидности искусства скоморохов, указывает время,

когда они привлекли к себе внимание, и говорит о двояком к ним отношении.

Монах-летописец называет скоморохов служителями дьявола, а художник,

расписывавший стены собора, счел возможным включить их изображения в

церковные украшения наряду с иконами. Но летописные сведения совпадают по

времени и с одним из киевских народных восстаний; вряд ли и это случайно,

если иметь в виду, что скоморохи были связаны с массами и что одним из

видов их искусства был «глум», то есть сатира, которая в дни восстания

могла иметь антифеодальный и антиклерикальный характер, - тогда оценка

летописца станет вполне понятной. Особого внимания заслуживает с этой точки

зрения, правда более позднее (XIII век), свидетельство рязанской «Кормчей».

Она именует скоморохов «глумцами», то есть насмешниками. Глум, издевка,

сатира и в дальнейшем будут прочно связаны со скоморохами. Очевидно, по

мере обострения классовой борьбы скоморохи становятся все активнее в этом

отношении.

Насквозь мирское искусство скоморохов было враждебно церкви и

клерикальной идеологии. О ненависти, которую питали церковники к искусству

скоморохов, свидетельствуют записи летописцев. Так, в «Повести временных

лет» говорится: «Дьявол лстить, и другыми нравы, всячьскыми лестьми

превабляя ны от бога, трубами и скоморохы, гусльми и русальи». Летописец с

негодованием отмечает успех искусства скоморохов у простого народа в ущерб

посещению христианского богослужения: «Видим бо игрища утолочена и людий

много множьство, яко упихати начнуть друг друга, позоры деюще от беса

замышленного дела, а церкви стоять». Церковные поучения XI—XII веков

объявляют грехом и ряжения, к которым прибегали скоморохи: «Москолудство

вам братие нелепо имети».

Особенно сильному преследованию скоморохи подверглись в годы

татарского ига, когда церковь, авторитет которой заметно возвысился, стала

усиленно проповедовать аскетический образ жизни. Так, митрополит Кирилл в

своем поучении 1274 года запрещал ходить «на русалии скоморохов и прочие

диавольские игры». Рязанская «Кормчая» 1284 года осуждала «скомрахов,

гоудцов, свирелников, глумцов». Летопись Переяславля Суздальского (XIII

век) сетовала на распространение короткого мужского платья: «Начаша...

кротополие носити... аки скомраси». Никакие преследования не искоренили в

народе скоморошье искусство. Наоборот, оно успешно развивалось, а

сатирическое жало его становилось все острее.

Оппозиционный характер творчества скоморохов определялся в их

социальной принадлежностью: по данным писцовых книг, скоморохи числились в

ремесленниках. Следует заметить при этом, что противопоставление понятий

«ремесленник», «ремесло» понятиям «художник», «искусство», не всегда

достаточно обоснованное в наше время, было бы тем более ошибочным для эпохи

раннего феодализма. А. М. Горький не случайно считал ремесленников

«основоположниками искусства». Легендарные Кузьма и Демьян, бывшие некогда

кузнецами, считались «святыми» - покровителями сперва кузнецов, а потом и

ремесленников вообще. В одной из былин («Вавило и скоморохи») говорится,

что они были также покровителями скоморохов.

В Древней Руси были известны ремесла, связанные с искусством:

иконописцы, ювелиры, резчики по дереву и кости, книжные писцы. Скоморохи

принадлежали к их числу, являясь «хитрецами», «мастерами» пения, музыки,

пляски, пантомимы, поэзии, драмы. Но они расценивались лишь как забавники,

потешники, «веселые ребята». К тому же их искусство идеологически было

связано с народными массами, с ремесленным людом, обычно настроенным

оппозиционно к правящим классам. Это делало их мастерами не просто

бесполезными, но, с точки зрения феодалов и духовенства, идеологически

вредными и опасными. Представители христианской церкви ставили скоморохов

рядом с волхвами и ворожеями. Очевидно, сторонники церкви и сложили такие

поговорки, как «Бог дал попа, черт - скомороха», «Скоморох попу не

товарищ».

Характер выступления скоморохов первоначально не требовал объединения

их в большие группы. Для исполнения сказок, былин, песен, игры на

инструменте достаточно было только одного исполнителя. До нас дошло

несколько скоморошьих монологов и диалогов. Можно полагать, что игрища с

участием четырех-пяти и более человек - явление позднейшее.

Первоначально и радиус деятельности скоморохов был небольшим. Но позже

они оставляют родные места и бродят по русской земле в поисках заработка,

переселяются из деревень в города, где обслуживают уже не только сельское,

но и посадское население, а порой и княжеские дворы. Вместе с тем городские

массы сами выделяют из своей среды скоморохов.

Расслоение в скоморошьей среде наблюдалось еще в Киевской Руси.

Известно, что при дворе скоморохи развлекали пением, плясками и игрой

на музыкальных инструментах князей Святополка (1015), Святослава Ярославича

(1073—1076), Изяслава Мстиславича (1146—1154), Всеволода Мстиславича (1135)

и т. д. Больше всех любил веселье, музыку, песни и пляску Владимир

Святославич (978—1015). Во время его пиров, как гласят былины, с песнями и

плясками выступали богатыри, которым, таким образом, народная молва

приписывала искусство скоморохов. Вот как обращается в одной из былин

Владимир Святославич к Добрыне Никитичу:

Ай же, мала скоморошина!

За твою игру за великую,

За утехи твои за нежныя

Без мерушки пей зелено вино.

Не вызывает сомнения, что идейное содержание скоморошьих выступлений при

дворе отличалось от их выступлений в своей, народной среде. Надо думать,

скоморохи привлекались и к парадным придворным представлениям, которые

умножились под влиянием знакомства с Византией и ее придворным бытом.

Военные и торговые отношения Руси с Византией общеизвестны. Русь ходила

войной на Византию в 860, 911, 941, 944, 969-971, 989 годах. При этом

русские князья с войском не раз бывали и в Царьграде. По договору 911 года,

упрочивались и расширялись русские торговые отношения с Византией.

Значительны были и культурные связи между двумя странами. В 957 году

княгиня Ольга с многочисленной свитой совершила дипломатическую поездку в

Царьград. Византийский император торжественно принимал ее. По придворному

обычаю во время пиршества показывались различные представления, игры,

исполнялись пляски, пелись песни. Пиршество сопровождалось также игрой на

музыкальных инструментах. Исполнителями были труппы актеров и танцовщиков.

Эти представления кроме княгини Ольги смотрела ее многочисленная свита. В

течение своего долговременного пребывания в Царьграде Ольга и ее свита

посещали торги и ипподромные представления. На ипподромных играх, конечно,

бывали и жившие в Царьграде русские купцы; об этих зрелищах говорили

киевлянам и заезжие византийские купцы. Когда греческая царевна Анна вышла

замуж за великого князя Владимира Святославича, она приехала в Киев с

большой свитой, в состав которой, вероятно, входили также византийские

актеры и скоморохи. Нельзя сомневаться в том, что для обслуживания двора

тогда были привлечены и русские скоморохи.

По-видимому, одно из таких представлений изображено на фресках Киево-

Софийского собора. Здесь изображены представления нескольких жанров. На

одной из фресок нарисованы три пляшущих скомороха - один соло, двое других

в паре, причем один из них либо пародирует женскую пляску, либо исполняет

нечто подобное пляске «кинто» с платком в руке. На другой - трое

музыкантов: двое играют на рожках (сопелях), один на гуслях. Тут же два

акробата-эквилибриста: взрослый стоя поддерживает шест, по которому

поднимается мальчик. Рядом - музыкант со струнным смычковым инструментом.

На фреске представлены также травля медведя и белки или охота на них, бой

человека с ряженым зверем, конные ристания; кроме того, ипподром, публика в

ложах, князь с княгиней и их свита. В Киеве, по-видимому, ипподрома не

было, но происходили конные ристания и травля зверей. Следовательно,

существовало нечто подобное ипподрому, а художник, желая придать своей

фреске большую пышность и торжественность, изобразил ипподром, подобный

константинопольскому. Однако из этого вовсе не следует, будто на фресках

изображены константинопольские представления.

Летопись гласит, что когда князь Изяслав Мстиславич в 1150 году прибыл в

Киев, то во дворце был устроен пир, во время которого состоявшие в его

свите «оугре* на фарех** и на скокох играхуть» перед дворцом Ярослава

«многое множество. Кияне же дивяхутся оугром множеству и кместьства и

комонем их», то есть их искусству и коням, конным ристаниям (джигитовке?).

О том, что конные ристания были в обычае того времени, явствует и из

«Кормчей». О характере русских придворных представлений XIII века можно

судить также со слов Даниила Заточника. Кем бы он ни являлся по своему

социальному положению, за рубежом он не бывал, по национальности был

русским и, судя по обстоятельности, с которой описано представление,

говорил о том, что видел сам. Обращаясь к князю, Даниил иносказательно

писал, что у разных народов потешники снискивают своими выступлениями

милость султанов и королей: «Один как орел вскакивает на коня и, рискуя

своей жизнью, мчится по ипподрому; другой летает с церкви или с высокого

дома на шелковых крыльях; иной нагишом бросается в огонь, хвалясь перед

своим царем крепостью своего сердца; иной прорезает себе голени и, обнажив

кости своих членов, показывает их царю, являя тем свою храбрость; а иной,

вскочив на коня и закрыв ему глаза, бросается в воду с высокого берега,

пришпоря лошадь и произнеся: «Фенадрус за честь и милость царя нашего готов

отдать жизнь»; а иной, привязав веревку к церковному кресту и опустив

другой конец на землю, относит его далеко от церкви и потом бежит долом,

держа в одной руке конец веревки, а в другой обнаженный меч; а иной

обовьется мокрым полотенцем и борется с диким зверем». Описание Даниила

могло иметь в виду русский двор. Подтверждается это тем, что конные

ристания, звериные бои, как было сказано, имели место и на Руси. Вполне

возможно, что устраивались здесь и другие представления.

Итак, по-видимому, художник, писавший киевские фрески, лишь на

византийский манер оформил представления, которые давались при киевском

дворе. Следовательно, представления скоморохов объединили разные виды

искусств: и собственно драматические, и цирковые, и «эстрадные».

Дифференциация произошла гораздо позже.

Христианская церковь противопоставила народным игрищам и искусству

скоморохов искусство обрядовое, насыщенное религиозно-магическими и

мистическими элементами. Византийская церковь культивировала литургические

и библейские драмы, которые духовенство в целях религиозной пропаганды еще

в IV веке н.э. стало сочинять и представлять в храмах. Это были или простые

инсценировки библейских текстов, или драмы, написанные в традициях

античного театра (их нельзя отождествлять со средневековыми европейскими

мистериями). Из литургических драм старейшей и потому, возможно, пришедшей

к нам вместе с христианством была драма «Умовение ног». Кроме того, судя по

барельефу на стене Успенского собора во Владимире, как и по фреске Киевской

Софии, можно полагать, что в XVII веке у нас исполнялось «Пещное действо».

Но время расцвета литургических драм на Руси относится к XV—XVII векам.

Из библейских драм в Византии были известны: «Диалог о Самовластии»,

«Пир двенадцати дев» (начало IV века), «Житие Феклы» (V век), «Сусанна»

Иоанна Дамаскина (VIII век), «Смерть Христа» Стефана Саббаита (VIII век),

«Страждущий Христос» Григория Назианского, «Страсти Христовы» (XIII век) и

другие. Хотя представления их и не были канонизованы в качестве частей

богослужения, однако давались даже в константинопольском храме Софии.

Некоторые местные жители с презрением называли этот храм «театром». Так

продолжалось до завоевания Константинополя турками в XV веке. Подобные

представления давались и в других странах, находившихся под византийским

влиянием, например в Малой Азии. Они давались, наверно, и в византийских

колониях на северном побережье Черного моря. Если действительно князь

Владимир Святославич крестился в Корсуни, то он мог там посещать

богослужения и, возможно, видел представления литургических и библейских

драм. Приехав в Киев, Владимир Святославич построил Десятинную церковь,

отличавшуюся великолепием и пышностью. Здесь могли исполняться упомянутые

драмы, в особенности по большим праздникам, например при «великом

освящении», когда, по словам летописей, происходили «радости великие».

Сосуществование мирского и церковного искусств приводило к тому, что

игрища воспринимали черты некоторых христианских обрядов, а христианское

богослужение перенимало известные черты игрищ. Так, в игрищах мы встречаем

эпизод христианских похорон; народное венчание, выражавшееся в передаче

невесты ее отцом жениху и в последующем обведении брачащихся вокруг

домашнего очага или стола, контаминировалось с церковным. В русалиях

изгнание русалки приурочивалось к так называемой «поминальной неделе», к

церковным панихидам по умершим родным и празднованию троицына дня. В то же

время в церковную живопись, вопреки христианской идеологии, входили

светские, мирские сюжеты. Здесь можно встретить сцены придворного быта,

изображения ипподромных ристаний, травли диких зверей, рисунки вьючных

животных, наконец, сцены цирковых представлений.

Культурное развитие России после татаро-монгольского ига

Татарское иго легло на Русь тяжелым бременем. Оно разрушало хозяйство,

задерживало прежде бурное развитие русской общественной и государственной

жизни, оскорбляло национальное чувство, уничтожало культурные ценности. И

все же завоеватели не смогли сломить русский народ. Борьба с угнетателями

стимулировала объединение русских земель вокруг Москвы и формирование

мощного централизованного государства. Благодаря постепенной консолидации

сил русского народа завоевателям был нанесен удар на Куликовом поле в 1380

году. Однако, чтобы окончательно сбросить татарское иго, понадобилось еще

не менее ста лет.

Хозяйство и культура Древней Руси в домонгольский период находились на

высоком уровне. Их возрождение и бурный рост начались к XV веку. Множилось

число городов, увеличивались их размеры, вновь расцветали ремесла и

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.