бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Сальвадор Дали

практически всех здравомыслящих людей. И этот вызов был не только его

личным делом, это было целью сюрреализма. Дали действительно был

сюрреалистом до мозга костей. В сюрреалистические образы превращалось все,

что он делал или говорил. Дали всерьез пестовал и культивировал свое

сюрреалистическое "Я" теми самыми способами, которые особенно ценились и

почитались всеми сюрреалистами. В глазах "разумных и нравственных" людей

радикальная философия сюрреализма, взятая совершенно серьезно и без всяких

оговорок (как у Дали), вызывает протест.

Каждая картина становилась своеобразным интеллектуальным ребусом. На

одном из самых известных полотен XX в. — «Постоянство памяти» (1931 г.) —

мягкие, словно расплавленные циферблаты часов свисают с голой ветки оливы,

с непонятного происхождения кубической плиты, с некоего существа, похожего

и на лицо, и на улитку без раковины. Каждую деталь можно рассматривать

самостоятельно, а все вместе они создают магически загадочную картину.

И в этой и в других работах, таких, как «Частичная галлюцинация: шесть

портретов Ленина на фортепьяно» (1931 г.), «Мягкая конструкция с варёными

бобами: предчувствие гражданской войны в Испании» (1936 г.), «Пылающий

жираф» (1936 г.), «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду

до пробуждения» (1944 г.), прочитывается чёткость и абсолютная

продуманность композиционного и колористического строя. Совмещение

реальности и бредовой фантазии как бы конструировалось, а не рождалось

вдруг, по воле случая.

В это время и сама биография Дали уже определяется как своего рода

произведение искусства. Он часто воплощает в жизнь свои приемы

сюрреалистического парадокса, и его высказывания и общественные акции

отталкивают от него корифеев движения, в первую очередь Андре Бретона.

Уверенность в себе, в своем таланте проявляется в демонстративных формах

вызывающей и явно форсированной "мании величия". Он идет на разрывы связей

с людьми, близость к которым осеняла его "ученический" период. В 1934 году

Дали изгоняют из группы сюрреалистов, которая продолжает "леветь" и

сочувствует коммунистам. Он вызывающе отказывается занять столь

определенную позицию и даже начинает опасную сюрреалистическую игру с

шовинизмом и фашизмом. В 1941 году практически все прежние друзья рвут с

ним всякие личные отношения, после того как он провозглашает себя

сторонником католицизма и монархии.

В 30-х гг. Дали много путешествовал — ездил в Лондон, Париж, Вену,

Италию, США. С его прибытием в Америку страну охватила «сюрреалистическая

лихорадка». В честь Дали устраивались сюрреалистические балы с маскарадами,

на которых гости появлялись в костюмах, словно бы вдохновлённых фантазией

художника, — экстравагантных, провоцирующих, забавных.

Балы и выставки с успехом проходили и в Европе. Дали предлагал

потрясённым зрителям не только картины, но и сюрреалистические предметы:

ножи с зеркальцами, калейдоскопические очки для автомобилистов, следующих

скучными и однообразными маршрутами, туфли на пружинках и т. д. Успех

принёс богатство. «Avida Dollars» («жажду долларов») — такую анаграмму

имени «Сальвадор Дали» составил Андре Бретон, рассорившись с художником. На

самом деле Дали не лукавил, когда однажды обмолвился: «Я понятия не имею,

богат я или беден. Всем распоряжается жена. А для меня деньги — мистика».

Причину же исключения его из группы сюрреалистов (это произошло в 1938 г.)

следует искать в другом. Культ индивидуализма, который всегда проповедовал

Дали, заставлял его разрушать любые групповые устои, действовать вразрез с

любой идеологией — художественной или политической.

Многие сюрреалисты не предавали большого значения технике написания

картин. Среди молодых художников в то время образовался всплеск нигилизма.

Не веря ни во что, они и рисовали «это самое НИЧТО». Дали же напротив, был

приверженцем идеальной техники, Традиции (Традиции именно с большой буквы).

В своей книге «50 секретов магии мастерства» он напишет «10 заповедей для

того, кто собирается стать художником»:

1. Художник предпочитает быть богатым, а не бедным; поэтому научись делать

так, чтобы кисть твоя рождала золото и драгоценные камни.

2. Не бойся совершенства - ты никогда его не достигнешь!

3. Сначала выучись рисовать и писать красками, как старые мастера, затем

можешь делать что хочешь - все будут тебя уважать.

4. Не отказывайся от собственного видения, своей манеры и своих

представлений: они тебе пригодятся, если ты станешь художником.

5. Если ты из тех, кто считает, будто современное искусство превзошло

Вермеера и Рафаэля, отложи эту книгу в сторону и продолжай пребывать в

блаженном идиотизме.

6. Не плюй на собственную живопись - ведь она сможет плюнуть на тебя,

когда ты умрешь.

7. Шедевр и праздность несовместимы!

8. Живописец, пиши!

9. Живописец, не бери в рот алкоголя и не кури гашиш более пяти раз в

жизни.

10. Если живопись тебя не любит, вся твоя любовь к ней ничего не даст.

Хотя Дали часто выражал мысль о том, что события мировой жизни, такие

как войны, мало касались мира искусства, его сильно волновали события в

Испании. Свои непроходящие страхи он выразил в "Осеннем каннибализме"

(1936), где переплетенные пальцы едят друг друга. Ужас художника смягчен

здесь привычным пейзажем Кадакеса на втором плане как выражение мысли о

том, что такие события, даже гражданская война, преходящи, а жизнь все

равно продолжается.

Комментарий Дали гражданской войны в Испании был назван просто

"Испания". Картина была написана в 1938 году, когда война достигла

кульминационного момента. На этой двусмысленной, параноидально-критической

работе изображена фигура женщины, опирающейся локтем на комод с одним

открытым ящиком, из которого висит кусок красной ткани. Верхняя часть тела

женщины соткана из маленьких фигурок, большая часть которых - в

воинственных позах, напоминая о группах Леонардо да Винчи. На втором плане

изображена пустынная песчаная равнина.

Многие друзья Дали стали жертвами гражданской войны на его родине. По

привычке он старался не думать о плохом. Одним из способов забыть была

анестезия разума, для которой идеально подходил сон. Это отражено в картине

"Сон" (1937), где художник создал один из самых сильных образов. Голова без

туловища покоится на непрочных подпорках, которые могут обломиться в любой

момент. В левом углу картины изображена собака, которую тоже поддерживает

подпорка. Справа вырастает деревня, похожая на одну из деревень побережья

Коста Брава. Остальное пространство картины, кроме далекой маленькой

рыбацкой лодки, пусто, символизируя беспокойство художника.

Жизнь в Америке

В 1940 г. Дали на целых восемь лет обосновался в Америке. Он, как

всегда, очень много работал: сотрудничал с кинорежиссёром Альфредом

Хичкоком, делал иллюстрации к книгам, декорации к балетам, спектаклям,

писал, рисовал и выставлял свои работы.

В американский период художник приступил к циклу картин на религиозную

тематику. «Искушение Святого Антония» (1946 г.), «Мадонна порта Льигат»

(1949 г.), «Открытие Америки Христофором Колумбом» (1959 г.) и другие

полотна создали ему славу «католического живописца». Сам он говорил, что в

католической религии его пленило «редкое совершенство замысла». В 1949 г.

Дали даже удостоился аудиенции у Папы Римского Пия XII (позже его приглашал

в Ватикан и Папа Иоанн XXIII). Но при этом художник внимательно следил и за

достижениями научной мысли. Он написал «Атомную Леду» (1949 г.) и «Ядерный

крест» (1952 г.), как бы объявляя о множественности своих интересов, о

возможности разных путей в попытках проникнуть в тайны Вселенной. В Нью-

Йорке пристанищем Дали и Галы стал отель Санкт-Реджис, где художник создал

свою мастерскую. Там он трудился над портретами миссис Джордж Тейт Второй,

Елены Рубинштейн, королевы косметики (Дали также работал над дизайном ее

квартиры), миссис Лютер Грин.

К тому же Дали снова был вовлечен в работу над фильмами. Он с

энтузиазмом приветствовал этот способ самовыражения, в котором видел

царство творчества будущего, несмотря на то, что потом умалил вклад

кинематографа в искусство. Именно он создал знаменитую сюрреалистическую

последовательность сна в фильме Альфреда Хичкока "Зачарованный" в 1945

году. Хичкок хотел создать первый фильм про психоанализ в то время, как

учение Фрейда начало оказывать глубокое влияние на мышление американцев,

поэтому сам Бог велел ему обратиться к Дали. В следующем году художник

начал работать над проектом Уолта Диснея "Дестино", который, к сожалению,

не был доведен до конца. Был создан лишь еще один полнометражный фильм по

сценарию Дали "Дон Жуан Тенорио", сделанный в Испании в 1951 году.

Дали, как правило, нравилась активная деятельность, и вместе с Галой,

постоянно находящейся рядом с ним, он стал известен всем Соединенным Штатам

Америки как король современного искусства. Он даже нашел время, чтобы

написать роман "Скрытые лица" о группе аристократов на пороге второй

мировой войны.

После войны, в 1948 г., вернувшись в Испанию и поселившись в родном

Фигерасе, Дали ездил в Америку с выставками и лекциями. Европа также с

неубывающим интересом следила за его творчеством (он часто приезжал в

Париж). Дали всерьёз увлёкся экспериментами с фотографией, голографией,

сочинил оперу (для этого на седьмом десятке ему пришлось осваивать нотную

грамоту), написал трагедию на французском языке.

Дали писал и много портретов, среди которых портрет художественного

коллекционера Джеймса Дана, сделанный в 1949 году. В 1950-х годах Дали

написал ряд прекрасных портретов артистов театра, в том числе Катерины

Корнел (1951) и Лоренса Оливье в роли Ричарда III(1951). Портреты, как

источник больших доходов, были на первом месте у Дали до 1970-х. Портрет

дочери Франсиско Франко Кармен Бордью-Франко был подарен испанскому лидеру

в 1974 году на специальной церемонии. Самой значительной картиной Дали 1951

года была "Распятие Христа от святого Иоанна" с распятием, висящим в небе

над Порт Лигат. Эта безукоризненная и ненавязчивая картина без каких-либо

сюрреалистических обертонов, была продана Художественной галерее Глазго.

Однако сразу же после того, как ее повесили, она была порезана вандалом,

протестующим против суммы в 8200 фунтов стерлингов, заплаченной за картину

галереей. (За пять лет галерея вернула эти деньги от процентов, продажи

входных билетов и прав на производство репродукций.) Еще одна картина с

таким же упрощенным визуальным подходом называется "Евхаристический

натюрморт". На ней изображен покрытый скатертью стол с лежащими на нем

хлебом и рыбой. Обе эти картины дышат необычной для Дали простотой.

Возможно, в них отразились радость и благодарность Дали по поводу его

возвращения на родную землю в Порт Лигат.

Дали не оставил своей рвущейся наружу тяги к религии. Она снова

проявилась в 1955 году в "Тайной вечере", где коленопреклоненные фигуры,

завернутые в плащи, стоят вокруг стола в комнате с видом на залив Порт

Лигат, из вод которого вырастает почти прозрачный Христос. Религиозная тема

так же сильна во "Вселенском соборе" (1960), куда Дали поместил и свое

изображение. В центре Гала держит крест. Позади нее - какая-то туманная

сцена с фигурами, над которыми парит белый голубь, олицетворяющий Святой

Дух.

Многочисленные работы художника того периода отличаются разнообразием

стилей и подходов, как будто бы он еще не нащупал новый путь в искусстве,

который указывали ему мистицизм и наука. Совершенство его техники

оставалось неизменным, как, например, в "Открытии Америки Христофором

Колумбом" (1958). На этом шедевре изображены Гала и корабль Колумба в

сложной сине-серой композиции. Или в "Святой Деве Гуадалупской" (1959) с ее

пирамидальной композицией: два священника стоят на коленях на облаках, из

которых вырастает восхитительная ряса, увенчанная Святой Девой и Ребенком.

Дали также искал новые подходы в технике письма и даже экспериментировал со

специально изготовленным ружьем, стреляя из него гвоздями и кусками металла

по рисункам.

Последние годы жизни

Начиная примерно с 1970 года здоровье Дали стало ухудшаться. Хоть его

творческая энергия и не уменьшилась, стали беспокоить мысли о смерти и

бессмертии. Он верил в возможность бессмертия, включая бессмертие тела, и

исследовал пути сохранения тела через замораживание и пересадку ДНК, чтобы

вновь родиться. Однако более важным было сохранение работ, что стало его

основным проектом. Он направил на это всю свою энергию.

Художнику пришла идея построить для своих работ музей. Вскоре он взялся

за перестройку театра в Фигерасе, своей родине, сильно разрушенного во

время гражданской войны в Испании. Над сценой был воздвигнут гигантский

геодезический купол. Зрительный зал был расчищен и разделен на сектора, в

которых могли быть представлены его работы разных жанров, включая спальню

Маэ Уэст и большие картины, такие как "Галлюциногенный тореадор".

Дали сам расписал входное фойе, изобразив себя и Галу, моющих золото в

Фигерасе, со свисающими с потолка ногами. Салон был назван Дворец Ветров,

по одноименной поэме, в которой рассказывается легенда о восточном ветре,

чья любовь женилась и живет на западе, поэтому всегда, когда приближается к

ней, он вынужден повернуть, при этом на землю падают его слезы. Эта легенда

очень понравилась Дали, великому мистику, который посвятил другую часть

своего музея эротике. Как он часто любил подчеркивать, эротика отличается

от порнографии тем, что первое приносит всем счастье, а второе - только

неудачи.

В Театре-музее Дали было выставлено много других работ и прочих

безделушек. Салон открылся в сентябре 1974 года и был похож не столько на

музей, сколько на базар. Там, среди прочего, были результаты экспериментов

Дали с голографией, из которой он надеялся создать глобальные трехмерные

образы. Кроме того, в Театре-музее Дали выставлены двойные

спектроскопические картины с изображением обнаженной Галы на фоне картины

Клода Лорэна и другие предметы искусства, созданные Дали, такие, как

«Дождливое такси» (старый «кадиллак», в котором «идёт дождь», если опустить

монету), и розовая софа в форме гуто американской актрисы Мей Уэст, и

другие экспонаты.

В 1979 г. Дали избрали во Французскую академию. Высшим испанским

орденом — Большим крестом Карлоса III — Дали был награждён в трагический

для него год: в 1982 г умерла Гала. Роль гениального безумца сделалась не

под силу осиротевшему художнику, и с тех пор до конца дней он жил

затворником. Он ушел с головой в работу. Всю свою жизнь он восхищался

итальянскими художниками эпохи Возрождения, поэтому начал рисовать картины,

навеянные головами Джульяно де Медичи, Моисея и Адама (находятся в

Сикстинской капелле) кисти Микеланджело и его "Снятием с креста" в церкви

святого Петра в Риме. Он также начал рисовать в свободном стиле. Линейный,

экспрессионистский стиль письма, напоминающий манеру Винсента ван Гога,

проявился в такой его картине, как "Кровать и прикроватный столик яростно

атакуют виолончель" (1983), где четкие классические линии ранних работ Дали

уступают более свободному, более романтичному стилю.

А в 1984 году Дали чуть было не лишился жизни. Он уже несколько дней

был прикован к постели, когда каким-то образом загорелась кровать.

Возможно, причиной была неисправная лампа при кровати. Запылала вся

комната. Ему удалось доползти до дверей. Роберт Дэшарне, управляющий делами

Дали на протяжении многих лет, спас его от смерти, вытащив из горящей

комнаты.

Дали получил тяжелые ожоги, и с тех пор о нем было мало слышно, хоть в

1984 Дэшарне и опубликовал монографию "Сальвадор Дали: человек и его

работа". Вскоре поползли неизбежные слухи о том, что Дали был полностью

парализован, что он болен болезнью Паркинсона, что его насильно держат

взаперти. И даже о том, что он на протяжении нескольких лет физически не

мог делать те работы, которые продолжали появляться под его именем.

Сальвадор Дали, Маркиз Пубол, умер 23 января 1989 года, спустя шесть

лет после завершения своей последней работы "Ласточкин хвост", простой

каллиграфической композиции на белом листе. Простота картины напоминает

работы Поля Кли и трогательна, как музыка скрипки.

Был ли это настоящий Дали? Скрывался ли под усами-антеннами, которые

один журналист из французского журнала однажды попросил сбрить, чтобы

увидеть настоящего Дали, простой деревенский философ с инстинктивной

мудростью? Работая над своей последней картиной, Дали однажды признался

редкому гостю, что собирается написать серию картин, основанную не на

чистом воображении, настроении или снах, а на реальности его болезни,

существования и важных воспоминаниях. При этом нельзя иногда не подумать,

что Дали представлял свою жизнь как какую-то катастрофу. Благословленный

титанической энергией и живым творческим умом, он был одновременно проклят

естественным талантом заводилы и балагура, который бросал тень на его

репутацию художника. Как большинство художников, включая таких современных

мастеров, как Поль Сезанн и Клод Моне, Дали скорее всего чувствовал, что не

выразил всего виденного, что жгло его душу. Но его бесспорное мастерство,

которое он развил, и сила его самых выразительных образов затронули струны

души многих людей, принадлежащих к самым разнообразным культурным слоям.

Его запоминающиеся образы находятся среди символов духовного пантеона

искусства и скорее всего останутся стойкими вехами искусства двадцатого

века.

Сальвадор Дали, со свойственной ему при жизни странностью, лежит

непохороненный, как он и завещал, в склепе в своем Театре-музее Дали в

Фигерасе. Он оставил свое состояние и свои работы Испании.

По-видимому, можно утверждать, что задача изучения основ сюрреализма

чисто искусствоведческая или чисто литературоведческая или киноведческая

задача. Сюрреализм в действительности есть не течение в искусстве, а именно

тип мышления, система ментальности, способ взаимодействия с миром и,

соответственно, стиль жизни.

Когда один из журналистов спросил Сальвадора Дали, что же такое

сюрреализм, художник ответил: " Сюрреализм - это Я".

Картина «Предчувствие гражданской войны»

Возвращению Дали в Испанию после лондонской выставки сюрреалистов в

1936 году помешала гражданская война, начавшаяся с восстания генерала

Франко и верных ему войск против народного правительства. Правительство

было вынуждено бежать в Валенсию, а затем, когда городу стала угрожать

опасность, - в Барселону, каталонскую родину Дали.

Страх Дали за судьбу своей страны и ее народа отразился в его картинах,

написанных во время войны. Среди них - трагическая и ужасающая "Мягкая

конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны" (1936).

Чувства, выраженные Дали в этой картине, сравнимы с ошеломляющей "Герникой"

Пикассо.

Два огромных существа, напоминающие деформированные, случайно сросшиеся

части человеческого тела устрашают возможными последствиями своих мутаций.

Одно существо образовано из искаженного болью лица, человеческой груди и

ноги; другое — из двух рук, исковерканных как бы самой природой, и

уподобленной тазобедренной части формы. Они сцеплены между собой в жуткой

схватке, отчаянно борющиеся друг с другом, эти существа-мутанты вызывают

отвращение как тело, разорвавшее само себя.

Существа эти изображены на фоне пейзажа, написанного Дали в блестящей

реалистической манере. Вдоль линии горизонта, на фоне невысокой горной

гряды, расположены мини-изображения неких старинных по виду городков.

Низкая линия горизонта гиперболизирует действие фантастических существ

на первом плане, одновременно она подчеркивает необъятность небосвода,

заслоняемого огромными облаками. И сами облака своим тревожным движением

еще больше трагический накал нечеловеческих страстей.

Публику в самом деле больше ужаснул реализм Дали, чем символические

абстракции картины Пикассо. Кроме того, Дали удалось найти сильный образ,

выражающий ужасы войны, символизируемые простыми вареными бобами, - едой

бедных. К тому же позади скрюченной руки на переднем плане мы видим

маленькую согнутую фигуру - фигуру простого человека, изображенного

художником и в "Химике Ампурдана в поисках абсолютно ничего" как символ

нигилизма современной жизни.

Картина «Предчувствие гражданской войны» небольшая, но она обладает

подлинной монументальной выразительностью, которая рождается из

эмоционального контраста, из масштабною противопоставления безгранично

живой природы и сокрушающей тяжеловесности ирреальных фигур-мутантов. Это

произведение открывает антивоенную тему в творчестве С. Дали, она звучит

пугающе, предупреждает разум и взывает к нему. Сам художник говорил, что

«это не просто монстры — призраки испанской гражданский войны, а войны как

таковой вообще».

Тест

1. Что в переводе с французского значит «сюрреализм»?

a) нереальность;

b) сверхреализм;

c) соцреализм.

2. Кто положил начало сюрреализму как художественному направлению?

a) Андре Бретон;

b) Поль Элюар;

c) Сальвадор Дали;

d) Макс Эрнст.

3. У кого сюрреалисты позаимствовали название своего течения?

a) Артюр Рембо;

b) Поль Верлен;

c) Стефан Малларме;

d) Гийом Апполинер.

4. Дата рождения Сальвадора Дали:

a) 1 мая 1904 г.;

b) 12 июля 1905 г.;

c) 31 декабря 1900 г.;

d) 17 апреля 1903 г.

5. В каком городе родился художник?

a) Барселона;

b) Фигерас;

c) Кадакес.

6. В честь кого был назван Сальвадор Дали?

a) дедушки;

b) отца;

c) брата.

7. Кем по национальности была жена и муза Дали?

a) англичанка;

b) русская;

c) испанка;

d) француженка.

8. Назовите настоящее имя Галы:

a) Елена Дьяконова;

b) Анастасия Голицина;

c) Ольга Романова.

9. Как переводится анаграмма от имени Сальвадора Дали «Avida Dollars»?

a) «Пренебрегающий долларами»;

b) «Разбрасывающийся долларами»;

c) «Забывший о долларах»;

d) «Жаждущий долларов».

10. Какая знаменитая фраза принадлежит С. Дали?

a) «Государство – это я»;

b) «Сюрреализм – это я»;

c) «Величайший художник – это я».

11. Каким художественным направлением не увлекался С. Дали?

a) импрессионизм;

b) экспрессионизм;

c) кубизм;

d) футуризм.

12. Как назвал Дали свой метод написания картин?

a) параноидально-критический;

b) реально-сюрреалистический;

c) автоматический.

13. Автором какой картины не является С. Дали?

a) «Постоянство памяти»;

b) «Открытие Америки Христофором Колумбом»;

c) «Герника»;

d) «Испания».

14. На каком основании С. Дали был исключен из Королевской академии

изящных искусств?

a) по причине отсутствия таланта;

b) за неявку на занятия;

c) за подстрекательство к беспорядкам среди студентов.

15. Какого политического деятеля С. Дали часто изображал на своих

картинах?

a) И. Сталина;

b) В. Ленина;

c) А. Гитлера;

d) Ф. Франко.

16. Автором сценария и постановщиком какого фильма был С. Дали?

a) «Великий диктатор»;

b) «Маленький Цезарь»;

c) «Багдадский вор»;

d) «Андалузский пес».

17. Знакомство с каким поэтом определило творческий путь С. Дали?

a) Федерико Гарсия Лорка;

b) Андре Бретон;

c) Хуан Рамон Хименес;

d) Филипп Супо.

18. В какой стране жил С. Дали в 40-е годы?

a) Великобритания;

b) Франция;

c) США.

19. Описание какой картины приведено ниже:

«Мягкие, словно расплавленные циферблаты часов свисают с голой ветки

оливы, с непонятного происхождения кубической плиты, с некоего существа,

похожего и на лицо, и на улитку без раковины»?

a) «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до

пробуждения»;

b) «Постоянство памяти»;

c) «Предчувствие гражданской войны»;

d) «Евхаристический натюрморт».

20. Какая картина была последней работой С. Дали?

a) «Ангел»;

b) «Ядерный крест»;

c) «Искушение святого Антония»;

d) «Ласточкин хвост».

Ответы к тесту

1. b)

2. a)

3. d)

4. a)

5. b)

6. c)

7. b)

8. a)

9. d)

10. b)

11. b)

12. a)

13. c)

14. c)

15. b)

16. d)

17. a)

18. c)

19. b)

20. d)

Список использованной литературы

1. Вирмо А., Вирмо О. «Мэтры сюрреализма» - С.-Пб.: Академический проект,

1996

2. Ионина Н. А. 100 великих картин – М.: Вече, 2000

3. Хрестоматия по культурологии/Под редакцией А. А. Радугина - М.:

Издательство «Центр», 1998

4. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. архитектура,

изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX веков/Глав.

Ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1999

5. Сайт «Мир Сальвадора Дали» http://dali.dem.ru/

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.