бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Сальвадор Дали

Сальвадор Дали

Оглавление

Введение 2

Сюрреализм: становление и основные принципы 3

Жизнь и творчество Сальвадора Дали 6

Начало пути 6

Дали и сюрреализм 7

Жизнь в Америке 10

Последние годы жизни 11

Картина «Предчувствие гражданской войны» 13

Тест 15

Ответы к тесту 17

Список использованной литературы 18

Введение

Почему я выбрала творчество Сальвадора Дали? Творчество этого художника

давно меня привлекает. Его картины, в самом деле, похожи на сны, скорее

даже не осмысленные сновидения, а то состояние, в котором пребывает человек

прежде, чем погрузиться в сон: перед глазами проплывают немыслимые образы,

странные видения… Именно их Сальвадор Дали запечатлевает на своих картинах.

При этом Дали обладает талантом совмещать, казалось бы, несовместимое:

точность изображения, присущую фотографии с неумелыми, словно бы детскими

мазками, реалистичные пейзажи и нереальные существа. Так и полотна

художника заставляют испытывать противоположные эмоции: восторг и порой

отвращение, зачарованность и ужас…

Еще одной особенность даже не картин, а всего творчества Дали, на мой

взгляд, является некая объединенность сюжета большинства картин. Здесь

часто мелькают одинаковые или похожие образы – расплавленные часы, слоны на

длинных тонких, словно бы птичьих ногах, и почти везде в том или ином виде

ощущается присутствие Галы, музы художника. Таким образом, творчество

Сальвадора дали можно воспринимать как одну эпопею, графические главы

которой – картины.

Для меня знакомство с Дали началось с картины «Постоянство памяти». Эта

работа поражает своей аллегоричностью, осмысленностью, несмотря на

кажущееся отсутствие сюжета. Да, картины Дали далеки от классических, но

возможно, именно это проявление его гения – ведь, несмотря на странные

образы, которыми они наполнены, зритель понимает смысл, переданный в них.

Как говорят, простота и гениальность, гениальность и сумасшествие всегда

шагают рядом. Мне кажется, именно это можно наверняка отнести к художнику.

Если вглядеться, его образы просто, если вдуматься, трудно представить себе

ход мыслей человека, изобразившего их. Как сказал Дали, единственное

различие между сумасшедшим и им самим состоит в том, что он таковым не

является. Думаю, эта фраза передает душевное состояние художника на

протяжении всей его жизни.

Я выбрала творчество этого испанского художника именно из-за его

загадочность, неопределенности, необъяснимости, - из-за всего того, что

заключено в слове «сюрреализм». А описывая это направление, вполне логично

отдать предпочтение человеку, названному «королем сюрреализма», ответившему

на вопрос, что же представляет собой это направление, фразой: «Сюррелизм –

это я». И пусть эта фраза звучит несколько напыщенно, на мой взгляд, она

вполне обоснована. Ведь какая ассоциация возникает у нас со словом

«сюрреализм»? Какая ассоциация возникает у нас с именем «Сальвадор Дали»?

Дали поистине человек неограниченных талантов: будучи гением живописи,

он испытал себя в режиссуре, литературе, в качестве дизайнера, и даже в

парфюмерии. Один из величайших художников ХХ века, хотя и успешно

разрекламированный, этот человек до сих пор остается загадкой, окруженной

ореолов всевозможных слухов, домыслов и мифов.

Сюрреализм: становление и основные принципы

Слово сюрреализм (франц. «сверхреальность») уже давно превратилось в

общеупотребительное понятие, которым обозначают всё странно сочетаемое,

удивительное, фантастическое, оторванное от реальности. Что же касается

сюрреализма как художественного направления, то начало ему положил

«Манифест сюрреализма», опубликованный французским поэтом Андре Бретоном в

1924 г.

В это время вокруг теоретика искусства Андре Бретона группируется ряд

единомышленников - это художники Жан Арп, Макс Эрнст, литераторы и поэты -

Луи Арагон, Поль Элюар, Филипп Супо и др. Они не просто создавали новый

стиль в искусстве и литературе, они, в первую очередь, стремились

переделать мир и изменить жизнь. Они были уверены в том, что

бессознательное и внеразумное начало олицетворяет собой ту высшую истину,

которая должна быть утверждена на земле. Свои собрания эти люди называли

термином sommeils - что означает "сны наяву". Во время своих "снов наяву"

сюрреалисты (как они себя назвали, позаимствовав слово у Гийома Апполинера)

занимались странными вещами - они играли. Их интересовали случайные и

бессознательные смысловые сочетания, которые возникают в ходе игр типа

"буриме": они по очереди составляли фразу, ничего не зная о частях,

написанных другими участниками игры. Так однажды родилась фраза "изысканный

труп будет пить молодое вино". Целью этих игр была тренировка отключения

сознания и логических связей. Таким образом, из бездны вызывались

глубинные подсознательные хаотические силы.

Сюрреалистические группы постоянно обновлялись. Поэтому за всё время

существования движения с ним оказалось связано множество художников,

определивших развитие искусства XX в. Начиная с 30-х гг. выставки

сюрреалистов стали международными.

По определению Андре Бретона сюрреализм есть «чистый психический

автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим

способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого

контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или

нравственных соображений».

В предысторию сюрреализма неизменно включается «этап дада».

Действительно, сюрреализм многое почерпнул из легкомысленных открытий

дадаизма, отринув, правда, его насмешливость. Дадаисты Ханс Арп, Макс

Эрнст, Марсель Дюшан, Франсис Пикабиа и другие составили ядро нового

движения. Сюрреализм использовал ключевые приёмы дада — «реди-мэйд»,

«автоматическое письмо», совмещение в одном произведении образов, лишённых

логических взаимосвязей. Всё это подкреплялось философией Анри Бергсона,

который считал, что суть явлений можно постичь не разумом, а только

интуицией. Сюрреалисты взяли на вооружение и теории австрийского психолога

Зигмунда Фрейда о бессознательном как важнейшей сфере человеческой психики,

о значении сновидений для понимания подлинных вкусов, влечений и причин

поступков человека.

Принцип психоанализа, разработанный Фрейдом, основывался на методе

свободных ассоциаций: когда человек, отталкиваясь от какого-либо слова,

представления, образа из сновидений и т. п., высказывает все, без разбору

мысли, которые приходят в голову. Так же рождается сюрреалистический образ:

он возникает вследствие «чудесной встречи», т. е. произвольного с точки

зрения обыденной логики соединения в тексте либо на холсте различных слов

или изображений. Считалось, что именно в этих случайных «встречах» могут

обнаружиться черты ощущаемой, но скрытой для разума поэтической реальности.

Ещё в 1919 г. Андре Бретон и Филипп Супо написали поэму «Магнитные поля» —

по сути, первое сюрреалистическое произведение, созданное методом

автоматизма.

Вообще коллективное творчество характерно для сюрреалистов. Поэтому они

так любили всевозможные игры, в частности игру в слова. По её правилам

игрок записывал слово и, перегнув листок, передавал соседу. Тот, не видя

предыдущего, вписывал своё слово. Однажды составилась фраза, которая всех

восхитила: «Изысканный труп будет пить прекрасное вино». С тех пор игру

называли «Изысканный труп», а со временем её видоизменили: стали не писать,

а рисовать.

Методом графического автоматизма начал свою деятельность, включившись в

сюрреалистическое движение, французский художник Андре Массон (1896—1987).

Индийской тушью он водил по бумаге. Случайно возникающие линии и пятна

напоминали некие образы, которые при последующем движении руки изменялись.

Птица могла превратиться в женщину, а затем в каплю, и наоборот. Художника

завораживал этот процесс. Подчас рождались очень цельные композиции,

наполненные «знаками» людей, животных, растений или непонятными,

таинственными узорами.

Андре Массон сформулировал три условия бессознательного творчества:

1. Освободить сознание от рациональных связей и достичь состояния, близкого

к трансу;

2. Полностью подчиниться неконтролируемым и внеразумным внутренним

импульсам;

3. Работать по возможности быстро, не задерживаясь для осмысления

сделанного.

Практиковались и другие новоизобретённые техники (всего их

насчитывалось около тридцати), например фроттаж (франц. «натирание»). Как-

то Эрнст положил бумагу на пол и натёр её графитом. Рельеф растрескавшегося

паркета создал на листе выразительную фактуру. Впоследствии фроттажи

делали, используя любую негладкую поверхность. Случайный рисунок, по мнению

авторов, напоминал галлюцинации. Австрийский художник Вольфганг Паален

(1905—1959) изобрёл фюмаж (франц. «копчение»), при котором использовались

следы на бумаге или холсте от копоти свечи.

Однако эксперименты с различными техниками не были основным признаком

изобразительного искусства сюрреализма. В книге «Сюрреализм в живописи»

(1928 г.) Бретон выделил его главные принципы: автоматизм, сновидческие

образы и использование «обманок». Отличительной особенностью многих полотен

стали реальные, подчас доходящие до натурализма изображения персонажей и их

окружения, но в фантастических, бредовых сочетаниях. Этот приём называли

«обман зрения» или «обманка». Такова скандальная работа «Дева наказывает

Иисуса в присутствии А. Б., П. Е. и художника» (1926 г.) Макса Эрнста, чей

авторитет среди сюрреалистов и помог утвердиться подобной манере.

Картины Ива Танги (1900—1955) «Мама, папа ранен!» (1927 г.), «Лента

излишеств» (1932 г.) наполнены тревогой. Эти пустынные ландшафты назвали

«жестоким и дотошным описанием первых дней после катастрофы», а позже —

предчувствием пейзажей после атомного взрыва. Танги заселяет полотна

непонятными предметами-существами, выписанными с убедительной

конкретностью.

Совсем иная интонация в не менее загадочных по характеру картинах

бельгийского художника Рене Магритта (1898—1967). На картине «Шедевр, или

Мистерия горизонта» (1955 г.) синей лунной ночью на городском пустыре стоят

три человека в одинаковых чёрных пальто и чёрных котелках, похожие друг на

друга, как близнецы. Их фигуры чётко видны на фоне отдалённой городской

застройки. Они повернулись в разные стороны, и ни один не смотрит на

зрителя. Над головой каждого — тоненький серп месяца. Этот загадочный,

неподвижный господин в котелке, который может раздваиваться, растраиваться,

а иногда выступает и в одиночку (обычно спиной к зрителю), — сквозной

персонаж творчества художника.

Героев Магритта очень трудно назвать одушевлёнными, несмотря на то что

они хорошо и точно выписаны. Поэтому превращения, происходящие с ними, —

неожиданное растворение в пространстве («Чёрная магия», 1935 г.) или

исчезновение лица почтенной дамы за букетом фиалок («Большая война», 1964

г.) вполне соответствуют ещё одной идее сюрреализма, идее

«промежуточности». Литераторы изобретали «промежуточные слова», вроде

«облаколенопреклонение». У Магритта в «Красной модели» (1935 г.) на землю

перед деревянной стеной аккуратно поставлена пара ботинок-ног. Тщательно

выписаны десять пальцев и даже прожилки на коже стоп. Но на месте лодыжек

(здесь художник и завершает «ноги») — шнуровка, а сами они полые. Картины

Магритта — интеллектуальные игры, подчас очень жёсткие, посредством которых

он пытался вызвать изумление у зрителя, заставить его заметить странности,

скрытые в упорядоченном и незыблемом, на взгляд обывателя, укладе жизни.

В отличие от Магритта «промежуточные образы» другого мэтра сюрреализма,

испанского художника Хоана Миро, часто теряют конкретные, реальные

признаки. Впрочем, искусство Миро так многогранно, что его нельзя отнести

только к сюрреализму.

Символом же движения стало творчество испанского художника Сальвадора

Дали.

Жизнь и творчество Сальвадора Дали

Начало пути

Трудно назвать другого художника, о котором слагалось бы такое

количество мифов, как о Дали. Пожалуй, сам он считал существование на

публике ещё одной гранью творчества и потому постоянно провоцировал

скандальный интерес к своей особе. Но сегодня ясно, что этот универсальный

мастер — живописец, график, скульптор, писатель, поэт, сценарист —

действительно занимает уникальное место в художественной культуре XX в.

Сальвадор Фелипе Хасинто Дали родился 1 мая 1904 года в Фигерасе —

маленьком торговом городке в долине Ампурдана на севере Каталонии. Этот

богатый историческим прошлым край видел греческие колонии на своих берегах,

содрогался от побед Сципиона Африканского, восхищался дерзостью Ганнибала.

У Дали был брат по имени Сальвадор. Он был на три года старше и умер в

возрасте семи месяцев. В честь этого ребенка безутешные родители окрестили

Дали тем же именем. С этих пор вся жизнь его будет отмечена присутствием

несуществующего двойника. Он отождествляет себя с братом и одновременно

отвергает его. От этого раздвоения он сможет избавиться лишь написав в 1963

году “Портрет моего умершего брата”. Во время одного выступления в

Политехнической школе в Париже в декабре 1961 года Дали так выскажется по

этому поводу:

“Все эксцентричные поступки, которые я имею обыкновение совершать, все

эти абсурдные выходки являются трагической константой моей жизни. Я хочу

доказать себе, что я не умерший брат, я живой. Как в мифе о Касторе и

Поллуксе: лишь убивая брата, я обретаю бессмертие”.

Отец Дали был государственным нотариусом в Фигерасе. Он знал свое место

в обществе и, как многие каталонцы, был антимадридским республиканцем и к

тому же атеистом. Мать Сальвадора также была типичным представителем своего

класса. Она была любящей женой и непоколебимой католичкой, которая, вне

всякого сомнения, настояла на том, чтобы ее семья регулярно посещала

церковь. Оба родителя любили Сальвадора и его младшую сестру Анну-Марию и

обеспечили им самое лучшее для того времени образование, которое было

доступно им.

Дали рано начал рисовать и мечтал иметь собственную мастерскую. В его

распоряжение отдали бывшую прачечную на чердаке, где юный художник устроил

рабочий стол прямо в ванне. «Многое из того, что я сделал после, я задумал

и даже испробовал в той первой мастерской», — утверждал Дали. И

действительно, на протяжении всей жизни он черпал образы в ярких

воспоминаниях детства. Так, почти лишённый растительности пейзаж Кадакеса —

небольшого средиземноморского посёлка, где мальчиком проводил школьные

каникулы и куда потом приезжал постоянно, — стал фоном многих живописных

произведений (зрителям этот ландшафт казался фантастическим).

Поиск новых решений, форм в искусстве Дали искал уже в детстве.

Однажды, решив употребить для своих упражнений старую дверь (по причине

отсутствия холста) всего тремя красками и без использования кисти нарисовал

натюрморт, изумивший друзей и родственников, увидевших его тогда. Это было

изображение пригоршни вишен, лежащих на солнце. Кто-то из зрителей заметил,

что у вишен нет хвостиков, о которых юный художник действительно забыл.

Быстро сориентировавшись, Дали начал есть вишни, которые служили ему

натурой, а настоящие хвостики прикреплять к ягодам на картине. Древоточцев,

изъевших же деревянную дверь и вылезавших теперь наружу сквозь слой краски

поменял местами с червячками из натуральных вишен.

Детство Сальвадора казалось счастливым, хотя смерть матери от рака в

1921 году явилась огромным эмоциональным потрясением и тяжелым ударом для

семьи. Четыре года спустя после смерти жены отец Дали женился на бывшей

жене своего брата. Дали счел это предательством. Так родилась одна из самых

первых его аллегорий, основанная на истории Вильгельма Телля, которого Дали

превратил в Эдиповского отца, желающего уничтожить своего сына. Дали

использовал эту тему в некоторых своих картинах на протяжении многих лет.

Иногда он включал в них свою жену Галу и Владимира Ильича Ленина, которого

Дали считал неприкосновенной фигурой отца (как тому учили сюрреалисты).

Уже в 1918 г. Дали представил две работы на выставке художников в

Фигерасе. Он страстно увлекался импрессионизмом, затем кубизмом,

футуризмом, лихорадочно выхватывая сведения о новостях в искусстве из

парижских журналов. Но при этом в отличие от многих представителей

авангарда всегда почитал классиков и не стремился никого ниспровергать.

Поступив в 1922 г. в мадридскую Королевскую академию изящных искусств

Сан-Фернандо, Дали сблизился с поэтом Федерико Гарсия Лоркой и Луисом

Буньюэлем — в будущем знаменитым кинорежиссёром. Эта юношеская дружба трёх

выдающихся художников Испании значительно повлияла на их творчество.

Воздействие Лорки определило дальнейший выбор Дали. Шаг за шагом

«приверженец точности» Дали, уверенный во всемогуществе Разума, погружался

в «поэтическую Вселенную» Лорки, провозглашавшего присутствие в мире

неподвластной определению Тайны.

Из академии Дали был исключён в 1926 г. за подстрекательство к

беспорядкам среди студентов. Но к тому времени уже состоялась его первая

персональная выставка в Барселоне, короткая поездка в Париж, знакомство с

Пикассо. Имя и работы Дали привлекли к себе пристальное внимание в

художественных кругах.

Большинство его работ в то время было сделано в духе исследования новых

течений, преобладавших тогда в художественном мире Парижа. Он попробовал

себя в качестве импрессиониста в "Автопортрете с шеей в стиле Рафаэля"

(1921-22). Горы в Кадакесе на втором плане картины стали типичным пейзажным

мотивом работ Дали. Затем была попытка создания картины в стиле кубизма.

Подражая его основателям Жоржу Браку и Пабло Пикассо, Дали написал еще один

автопортрет: "Автопортрет с "Ла Публичитат" (одна из барселонских газет). В

1925 году Дали написал еще одну картину в стиле Пикассо: "Венера и моряк".

Она вошла в число семнадцати картин, экспонировавшихся на первой

персональной выставке Дали.

Дали и сюрреализм

В 1928 г. Дали вместе с Буньюэлем написали сценарий, а затем поставили

фильм «Андалузский пёс».

Картина стала сюрреалистическим манифестом в кино и вызвала скандальную

реакцию у критики и публики (как, впрочем, и следующий их совместный фильм

— «Золотой век», 1930 г.). На экране появлялись мёртвый осёл на рояле,

разрезаемый бритвой глаз, морские ежи под мышками у девушки и т. д., и

зрителям приходилось ломать голову над немыслимой логикой совмещения.

Когда в 1928 г. в Париже художник познакомился с Андре Бретоном и Полем

Элюаром, сюрреализм переживал первый кризис. Тем не менее Дали

присоединился к группе, и очень скоро его имя в сознании публики стало

олицетворением сюрреализма.

В 1929 г. Дали соединил свою судьбу с Элен Элюар. Элюар (урожденная

русская Елена Делувина-Дьяконова) была любовницей Макса Эрнста, основателя

дадаизма, а затем и сюрреализма, даже тогда, когда она стала женой

французского поэта Поля Элюара. Ее встреча с Сальвадором Дали летом 1929

года стала роковой для обоих. У неё было прозвище Гала (франц. «праздник»).

Гала, которая была почти на десять лет старше его, казалась Дали

утонченной самоуверенной женщиной, вращавшейся долгое время в высших

художественных кругах Парижа, в то время как он был всего - навсего простым

молодым человеком из маленького провинциального городка на севере Испании.

Она стала постоянной моделью художника, его праздником, его музой. Этим

же годом помечены первые сюрреалистические полотна Дали. Обычно в них на

фоне пустынного ландшафта возникали фантастические видения, растекающиеся

или разрушающиеся формы которых выписаны художником не как туманные миражи,

а абсолютно чётко. Его творческий почерк определился окончательно.

Большинство сюрреалистов, таких как Андре Массон, Макс Эрнст и Хоан

Миро, начали исследование подсознательного, освободив свой разум от

сознательного контроля и позволив мыслям всплывать к поверхности, как

мыльным пузырям, без какой-либо сознательно установленной

последовательности. Это назвали "автоматизмом", и при письме это отразилось

в создании абстрактных форм, которые представляли собой образы из

подсознания.

Подход Дали был иным. Он рисовал образы, знакомые разуму: людей,

животных, здания, пейзажи - но позволял им соединиться под диктовку

сознания. Он часто сливал их в гротескной манере так, что, например,

конечности превращались в рыб, а туловища женщин - в лошадей. В какой-то

мере это несколько походило на сюрреалистический автоматизм письма, где

слова были знакомыми, так как использовались в каждодневном общении, но

выстраивались в ряд свободно и без ограничений, чтобы выразить свободные

идеи. Впоследствии Дали назовет свой уникальный подход "параноидально -

критическим методом". Как утверждал художник, он освобождался от

подсознательных образов, как сумасшедший. Единственным его отличием от

сумасшедшего было то, что он не был таковым.

Дали прикасался буквально ко всему, что было существенно для человека

его времени. Его картины не обошли таких тем, как сексуальная революция

("Загадка желания", "Великий мастурбатор") и гражданские войны ("Лицо

войны", "Предчувствие гражданской войны"), атомная бомба ("Ядерный крест")

и нацизм ("Загадка Гитлера"), католическая вера ("Распятие", "Христос св.

Иоанна") и наука, классическое искусство музеев и даже приготовление еды. И

почти обо всем он высказывал что-то немыслимое, что-то шокирующее

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.