бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Романтизм XIX века

которых воодушевлено любовью к трудовому народу, искренним желанием

содействовать его освобождению. Их развитие в сторону социальных идей,

близость к утопическому социализму являются важными проявлениями

прогрессивной французской литературы. Соотношение Романтизма и реализма в

ней было не менее сложным, чем в английской и русской литературах.

Италия.

В Италии Романтизм сложился как литературное направление ок. 1815 (Дж.

Берше, 1783 – 1851, Г. Россетти) и был связан с национально-освободительной

борьбой, с характерными для неё иллюзиями о возрождении «величия прошлого».

Эти мотивы усиливаются в творчестве группы романтиков (С. Пеллико, 1789 –

1854, К. Порта, 1776 – 1821, Т. Гросси) во главе с А. Мандзони (1785 –

1873); Дж. Леопарди (1798 – 1837) был выразителем скорби и отчаяния,

порождённых мучительным сознанием слабости освободительной борьбы

итальянского народа. В эпоху национального возрождения («Рисорджименто») и

революционно-демократической борьбы «Молодой Италии» выступили исторические

романисты М. д'Адзельо (1798 – 1866) и Ф. Д. Гверрацци (1804 – 73),

драматург Дж. Никколини (1782 – 1861) и др. В дальнейшем явления

революционного Романтизма связаны с гарибальдийским движением 50 – 60-х гг.

Венгрия

Романтизм в Венгрии возник в 10-х гг. 19 в. как выражение роста

национального самосознания и протеста против австрийского гнёта в передовых

кругах венг. общества. Поэты-романтики (М. Вёрёшмарти,1800 – 55, И. Бай-за,

Г. Цуцор и др.) объединились вокруг альманаха «Аврора» («Aurora») и его

редактора, драматурга К. Кишфалуди (1788 – 1830). Стремление к созданию

венгерской национальной поэзии, свободной от чужеземных влияний, от

абстрактности и ложного пафоса классицизма, вылилось в обращении к

традициям народной песни, в воспевании героического прошлого страны.

Активизация борьбы против Габсбургов в «эпоху реформ» (1825 – 48) придала

революционную окраску Романтизму этих поэтов. Вершиной венгерской поэзии 19

в. явилось творчество великого революционного поэта Ш. Петефи (1823 – 49),

воспринявшего лучшие традиции Р.

Польша.

В Польше Романтизм возник в 20-е гг. 19 в. и отразил борьбу народа за

социальное и национальное освобождение. Представителями польского

революционного Романтизма. были великие поэты А. Мицкевич (1798 – 1855) и

Ю. Словацкий (1809 – 49). Вместе с эволюцией к революционному демократизму

в их творчестве побеждают реалистические тенденции. Отразившие в своих

произведениях настроения широких народных масс, Мицкевич и Словацкий

выступали против крепостничества как борцы за независимость своей родины.

Как революционный романтик выступил также поэт С. Гощинский (1801 – 76).

Настроения реакционной шляхты выражали З. Красинский (1812 – 59) и др.

Чехия.

Прогрессивный Романтизм в чешской литературе развивался в 20 – 40-х

гг. 19 в. и в основе своей был связан с национально-освободительным

движением чешского народа, с приближением буржуазной революции. Чешские

романтики Я. Коллар (1793 – 1852) и Ф. Л. Челаковский (1799 – 1852) открыли

чешской литературе богатства народной поэзии; поэмы и стихотворения К. Г.

Махи (1810 – 36) отражают настроения неудовлетворённости действительностью;

поэзия И. Фрича (1829 – 90) овеяна пламенем революционных боёв 1848.

США.

Романтизм в Соединённых Штатах Америки нашёл своё воплощение в

творчестве Ф. Купера, У. Ирвинга, Э. По. В творчестве Ф. Купера (1789 –

1851) и У. Ирвинга (1783 – 1859) выражено недовольство этих писателей

капиталистической цивилизацией, буржуазными отношениями. В своих романах

Купер показывает борьбу индейских племён против американских колонизаторов,

рисуя драматическую историю гибели родового строя индейцев. Ирвинг сочетал

изображение быта американцев с фантастикой, идеализировал

докапиталистическую старину, выступал против духа наживы, осуждал власть

золота. В творчестве Э. По (1809 – 1849) пессимистическое восприятие

буржуазной действительности было выражением кризиса американского

Романтизма.

Россия.

Романтизм в России, развивавшийся как литературное направление в

начале 19 в., был связан с подъёмом национального самосознания и началом

революционного движения декабристов. В русском Романтизме отчётливо

проявились два направления. В творчестве В. А. Жуковского (1783 – 1852)

обнаружилось мастерство передачи внутреннего мира человека, его

непосредственных чувств, поэтизация народной старины и фольклора; ему

присуща музыкальность стиха. Однако консервативный характер романтизма

Жуковского сказался в односторонности его поэзии, ограниченной миром личных

переживаний, в идеализации прошлого, в созерцательных, религиозно-

меланхолических настроениях. Революционное направление проявилось в

творчестве декабристов – К. Ф. Рылеева (1795 – 1826), А. И. Одоевского

(1802 – 39), В. К. Кюхельбекера (1797 – 1846) и др., в раннем творчестве А.

С. Пушкина (1799 – 1837). Произведения поэтов-декабристов, как и «южные»

поэмы Пушкина, проникнуты духом протеста против существующего общественного

строя, духом утверждения свободы личности. Рост национального самосознания

после Отечественной войны 1812 и углубление революционного движения в годы

подготовки восстания 1825 вызвали к жизни мотивы борьбы за национальную и

политическую свободу. Представителем революционно-романтической поэзии в 30-

х гг. выступил М. Ю. Лермонтов (1814 – 41), у которого воплощение

романтической темы было связано с утверждением свободолюбивой мятежной

личности, противостоящей обществу. В эстетике прогрессивного Романтизма, в

творчестве декабристов, Пушкина и Лермонтова постепенно совершался переход

к реализму. Черты Романтизма проявились у писателей, входивших в кружок

московских «любомудров» и находившихся под влиянием философии субъективного

идеализма (повести В. Ф. Одоевского, 1804 – 69), лирика Д. В. Веневитинова

(1805 – 27). В 30 – 50-е гг. в русской литературе утверждается реализм;

Романтизм же продолжал существовать лишь в его эпигонской форме: повести А.

А. Бестужева-Марлинского (1797 – 1837), стихи В. Г. Бенедиктова (1807 –

73), исторические драмы Н. В. Кукольника (1809 – 88). В 40 – 50-х гг.

романтическое отрицание капиталистического прогресса нашло своё выражение в

реакционной по своей сущности поэзии идеологов славянофильства (А. С.

Хомяков, И. С. Аксаков и др.).

Изобразительные искусства.

В изобразительных искусствах Романтизм наиболее ярко проявился в

живописи и графике, менее отчётливо – в скульптуре. В архитектуре Романтизм

получил слабое отражение, наложив печать главным образом на направление так

называемой ложной готики.

( ЛОЖНАЯ ГОТИКА (псевдоготика), направление в архитектуре 18-19 вв.,

возрождавшее архитектурные формы и декоративные мотивы готики.

Предромантический декоративный характер носила в 18 — нач. 19 вв.

(постройки В. И. Баженова и М. Ф. Казакова, использовавших как готические,

так и русские средневековые мотивы).

Первые предвестия Романтизма можно видеть уже в позднем творчестве

испанского художника Ф. Гойя (1746 – 1828), исполненном страстного протеста

против феодального и национального гнёта и насилия, а во Франции – в

некоторых романтически взволнованных портретах, созданных Ж. Л. Давидом

(1748 – 1825) в период буржуазной революции конца 18 в., в ранних, полных

напряжённого драматизма батальных картинах и портретах А. Ж. Гро (1771 –

1835), в проникнутых мечтательным лиризмом произведениях П. П. Прюдона

(1758 – 1823).

[pic]

Наиболее последовательная и прогрессивная романтическая школа сложилась во

Франции в период Реставрации и Июльской монархии в упорной борьбе с

догматизмом и рационалистической отвлечённостью официального искусства

академического классицизма. Основателем школы явился Т. Жерико (1791 –

1824), смелый новатор в живописи, в творчестве которого всё более нарастали

тенденции демократизма и критического реализма, а признанным главой её стал

с 20-х гг. 19 в. Э. Делакруа (1798 – 1863), создавший ряд картин,

проникнутых революционным пафосом («Свобода на баррикадах», 1830), наиболее

полно и ярко воплотивший прогрессивные тенденции Романтизма.

[pic]

[pic]

К ним примыкали А. Г. Декан(1803 – 60), пейзажисты Ж. Мишель (1763 – 1843)

и П. Гюэ (1803 – 69), скульпторы П. Ж. Давид д'Анже (1788 – 1856), А. Л.

Бари (1796 – 1875), Ф. Рюд (1784 – 1855) – автор шедевра революционно-

патриотического искусства – рельефа «Марсельеза» (1833 – 36), и др.

Враждебные будничной буржуазной действительности, французские романтики

обращались преимущественно к исключительным событиям современности и

особенно исторического прошлого, к экзотике востока, к литературным образам

Шекспира, Байрона, Гёте и т. д. В портрете их привлекали яркие

индивидуальности, напряжённая духовная жизнь человека, в пейзаже –

стихийная мощь природы. Отстаивая неограниченную свободу творчества,

романтики стремились к мятежной страстности и героической приподнятости

образов, к напряжённо-выразительной, взволнованной передаче натуры в её

неповторимых проявлениях. В противовес классицизму, они культивировали

свободную, динамичную и живописную композицию, изображение бурного движения

и безграничного пространства, насыщенный колорит, основанный на контрастах

света и цвета, быструю лёгкую манеру письма. Романтики сделали более

массовым и демократичным искусство графики, создав новые гибкие формы в

литографии и книжной гравюре на дереве (Н. Т. Шарле, 1792 – 1845, А.

Девериа, 1800 – 57, Ж. Жигу, 1806 – 94, и др.). С романтической школой

связано и творчество крупнейшего демократического графика-карикатуриста О.

Домье (1808 – 79), на живопись которого Романтизм повлиял особенно сильно.

Слабыми сторонами романтической школы были разрыв между высокими идеалами и

будничной жизнью, приводивший нередко к трагическому пессимизму,

идеализация далёких от повседневности явлений, склонность к субъективной

трактовке образов, к необычным, подчас театральным эффектам. Реакционный

Романтизм с его культом средневековья, монархии и религии нашёл проявление

в творчестве многих французских художников (Э. Девериа, 1805 – 65, А.

Шеффер, 1795 – 1858) и повлиял даже на лидера враждебного романтического

классицизма Д. Энгра (1780 – 1867) и его учеников. Особенно многочисленны

были художники, эклектически соединявшие романтические принципы с

академизмом, трактовавшие романтические темы в салонном мелодраматическом и

натуралистическом духе (П. Деларош, 1797 – 1856, О. Берне, 1789 – 1863, и

др.).

Германия.

В Германии реакционный Романтизм. пустил более глубокие корни. Уже у

ранних романтиков яркие реалистические искания в области пейзажа (И. А.

Кох, 1768 – 1839, К. Д. Фридрих, 1774 – 1840) и портрета (Ф. О. Рунге, 1777

– 1810) сочетались с мистико-пан-теистическими субъективистскими

тенденциями.

[pic]

Откровенная апология средних веков, католич. религии и монархии, отрыв от

современности, стилизаторство характерны для группировки «назарейцев» (П.

Корнелиус, 1783 – 1867, Ф. Овербек, 1789 – 1869, и др.). Упадочными

мистическими тенденциями проникнуто творчество А. Ретеля (1816 – 59). Для

немецкого Романтизма характерно также сентиментально-идиллическое

изображение средневековья и патриархального быта. Прогрессивные элементы в

развитие немецкого Романтизма внесли жанровая живопись (Г. Ф. Керстинг,

1785 – 1847, К. Шиицвег, 1808 – 85), пейзаж (К. Блехен, 1798 – 1840),

рисунки на темы народной поэзии и сказок (Л. Рихтер, 1803 – 84), а также

ряд исторических картин К. Ф. Лессинга (1808 – 80).

Англия

В Англии реакционный Романтизм воплотился в мистическом визионерском

искусстве У. Блейка (1757 – 1827), в фантастических пейзажах Дж. М. У.

Тёрнера (1775 – 1851), позднее – в теории и практике прерафаэлитов Д. Г.

Россетти (1828 – 82), У. X. Гента (1827 – 1910) и др., сочетавших критику

капитализма с идеализацией средневекового уклада жизни и ручного ремесла и

с религиозно-мистическими настроениями.

[pic]

Прогрессивные романтические тенденции сказались в ряде произведений Дж.

Констебля (1776 – 1837) и Р. П. Бонингтона (1802 – 28), разрабатывавших в

основном чисто реалистические принципы пейзажа.

[pic]

Бельгия, Италия и Восточная Европа.

Идеи национального освобождения, интерес к героической истории своей

страны составляли основное содержание Романтизма в Бельгии (Г. Вапперс,

1803 – 74, Л. Галле, 1810 – 87), Италии (Ф. Гайец, 1791 – 1882, Д. Морелли,

1826 – 1901), и особенно в странах Восточной Европы – в Чехии (И. Манес,

1820 – 71, И. Навратиль, 1798 – 1865), Венгрии (М. Барабаш, 1810 – 98, В.

Мадарас, 1830 – 1917) и Польше (А. Орловский, 1777 – 1832, П. Михаловский,

1800 – 55), где важное место в искусстве заняли вопросы народности, темы

народного быта и освободительной борьбы.

Россия.

В России романтические черты и тенденции проявились у многих мастеров.

Романтическая приподнятость и взволнованная страстность образа характерны

для творчества переселившегося в Россию Орловского, для многих портретов О.

А. Кипренского (1782 – 1836),

[pic]

увлечение романтическими мотивами – для некоторых произведений Ф. П.

Толстого (1783 – 1873). Существенное влияние оказал Романтизм на

формирование русского реалистического пейзажа, что сказалось в работах С.

Ф. Щедрина (1791 – 1830), М. И. Лебедева (1811 – 37) и особенно М. Н.

Воробьёва (1787 – 1855) и И. К. Айвазовского (1817 – 1900).

[pic]

Наиболее яркое выражение романтической идеи и приёмы нашли в творчестве К.

П. Брюллова (1799 – 1852), пришедшем в столкновение с господствовавшей

системой академического классицизма и сыгравшем важную роль в развитии

русского искусства на пути к реализму.

[pic]

Романтические тенденции консервативного характера сказались в творчестве

некоторых представителей академизма (Ф. А. Бруни, 1799 – 1875) и так

называемой брюлловской школы.

Музыка.

Романтизм – одна из наиболее ярких и значительных эпох в истории

музыкального искусства. Еще в 18 в. возникают течения, в той или иной мере

предвещающие музыкальный Романтизм [напр., сентиментализм, представленный в

оперном творчестве П. А. Монсиньи и А. М. Гретри (Франция), в клавирной

музыке Ф. Э. Баха (Германия)]. Романтические черты проявились в творчестве

В. А. Моцарта (Австрия), напр. в опере «Дон Жуан» (1787); в операх

композиторов эпохи французской буржуазной революции конца 18 в. (Л.

Керубини и др.); в некоторых произведениях Л. Бетховена 1800 – 10-х гг. (6-

я симфония – «Пасторальная», 1808, ряд фортепьянных сонат, песен и др.).

Как самостоятельное направление Романтизм сложился в музыке к середине

10-х гг. 19 в. почти одновременно в Австрии (Ф. Шуберт, 1797 – 1828),

Германии (Э.Т.А. Гофман, 1776 – 1822, К. М. Вебер, 1786 – 1826, Л. Шпор,

1784 – 1859, и др.), Италии (Н. Паганини, 1782 – 1840, Дж. Россини, 1792 –

1868), а также в творчестве жившего в России ирландского композитора Дж.

Фильда (1782 – 1837), позднее во Франции (Ф. Буальдьё, 1775 – 1834).

Дальнейшее развитие музыкального Романтизма (2-я четверть 19 в.) связано с

именами: в Польше – Ф. Шопена (1810 – 49), в Германии – Ф. Мендельсона-

Бартольди (1809 – 47), Р. Шумана (1810 – 56), Р. Вагнера (1813 – 83), в

Венгрии (и Германии) – Ф. Листа (1811 – 86), во Франции – Г. Берлиоза (1803

– 69), Д. Ф. Обера (1782 – 1871), Дж. Мейербера (1791 – 1864), Л. Герольда

(1791 – 1833), в Италии – В. Беллини (1801 – 35), раннего Дж. Верди (1813 –

1901) и др. В России Романтизм нашёл отражение в творчестве А. А.Алябьева

(1787 – 1851) и А. Н. Верстовского (1799 – 1862), отчасти в ранних

произведениях М. И. Глинки (1804 – 57).

В музыкальном Романтизме преобладало прогрессивное направление. В

творчестве передовых композиторов-романтиков получили выражение национально-

патриотические и демократические идеи, связанные с освободительными

движениями против национального и социального гнёта, с протестом против

подавления человеческой личности в условиях феодально-буржуазного строя.

Такие произведения, как цикл песен «Лира и меч» Вебера (1814), кантата

(«героическая сцена») «Греческая революция» Берлиоза (1826), увертюра

«Polonia» («Польша») Вагнера (1832 – 36) и др., явились непосредственными

откликами на события большого общественного значения. Революционным

пафосом, глубокой патриотической идеей проникнут ряд фортепьянных

произведений Ф. Шопена, в том числе этюд до минор опус 10, № 12 (1831).

Интерес к народной жизни, к народным сказаниям и песням, к национальной

культуре, историческому прошлому, любовь к природе – отличительные черты

творчества выдающихся представителей национальных романтической школ.

Отсюда – расцвет народно-бытовой и фантастической оперы («Вольный стрелок»

Вебера, 1820, пост. 1821, «Аскольдова могила» Верстовского, 1835),

романтико-героической оперы («Вильгельм Телль» Россини, пост. 1829,

«Гугеноты» Мейербера, 1835, пост. 1836, «Тангейзер» Вагнера, 1845, и др.),

развитие жанров баллады, песни, танца (Шуберт, Шуман, Шопен, Лист и др.),

программной симфонии («Фантастическая симфония» Берлиоза, 1830,

«Шотландская симфония» Мендельсона, 1830 – 42,) программной концертной

увертюры («Сон в летнюю ночь» Мендельсона, 1826), симфонической поэмы

(«Прелюды» Листа, 1848 – 54), концертных музыкально-драматических

произведений («Осуждение Фауста» Берлиоза, 1846), характеристических

фортепьянных пьес («Карнавал» Шумана, 1835) и т. д. Особое внимание

романтиков к душевному миру человека влекло за собой повышение роли лирики,

поиски новых средств эмоциональной выразительности. Этим обусловлены

значение в романтической музыке жанров романса-песни (Шуберт, Шуман,

Алябьев), лирической фортепьянной миниатюры (Шуберт, Шуман, Шопен,

Мендельсон), «лиризация» симфонии («Неоконченная симфония» Шуберта, 1823) и

камерной музыки, а также использование песенных тем в инструментальных

произведениях. Неудовлетворённость действительностью, подчас трагическое

восприятие жизни, её противоречий приводят к углублённому психологизму,

расширяют сферу лирики в сторону драматических и трагических эмоций. Острым

драматизмом, революционной страстностью наполнены многие произведения

Шопена, героика и яркая патетика присущи ряду сочинений Листа, страстным

протестом дышат произведения Шумана, бунтарством – Берлиоза. Темы

изгнанничества, тоски отчётливо звучат в лирики Алябьева, раннего Глинки.

Благодаря особой способности музыки глубоко и проникновенно раскрывать

богатый мир человеческих переживаний, она была поставлена романтической

эстетикой на первое место среди других искусств. Культ чувства приводил к

утверждению в музыкальной эстетике Романтизма примта чувства над разумом

(«разум заблуждается, чувство – никогда», говорил Шуман). Многие романтики

подчёркивали в музыке интуитивное начало, подчас приписывали ей свойство

выражать иррациональное, «непознаваемое». Однако, вопреки идеалистическим

заблуждениям теоретиков Романтизма, творчество выдающихся композиторов-

романтиков имело крепкую реалистическую основу. Связь с передовыми

общественными устремлениями, интерес к жизни простых людей, жизненная

полнота и правда чувств, опора на народное искусство, на музыку быта

определяли реалистичность творчества лучших представителей музыкального

Романтизма. Реакционные тенденции (мистика, бегство от действительности,

крайний индивидуализм) присущи лишь относительно небольшому числу

произведений романтиков. Они проявились отчасти в опере «Варианта» Вебера

(1823), в некоторых музыкальных драмах Вагнера, оратории «Христос» Листа

(1862) и др.

Стремление передовых романтиков к конкретности образного выражения

приводит к утверждению программности , как одной из ярчайших особенностей

музыкального Романтизма.

( Программная музыка – музыкальные произведения, которые композитор

снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие. Многие

программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных

произведений

Для искусства романтиков характерны поиски картинности, красочной

изобразительности в передаче пейзажей и фантастических образов, решение

новых задач в области психологической выразительности и воплощения

многообразных оттенков эмоциональных состояний. С этим в значительной мере

связано обогащение гармоничного языка (более широкое использование

тональных сопоставлений, аккордов побочных ступеней, альтерированных

гармоний), инструментовки (колористическая трактовка оркестра и отдельных

инструментов, увеличение самостоятельной роли оркестровых групп, в

частности духовых инструментов), музыкальной формы (более свободное

применение сонатно-симфонической и вариационной форм, создание новых

крупных одночастных форм – сонаты, концерта, симфонической поэмы,

использование особых приёмов развития – лейтмотивов, монотематизма),

вокальной декламации и так называемые Насыщение элементами красочности,

колористичности, ослабление конструктивных связей нередко приводило,

однако, к снижению интенсивности развития, особенно в крупных

инструментальных формах.

Многие композиторы-романтики выступали также как музыкальные писатели

и критики (Гофман, Вебер, Шуман, Вагнер, Берлиоз, Лист, Верстовский и др.).

Несмотря на противоречивость романтической эстетики в целом, теоретической

работы представителей прогрессивного Романтизма внесли весьма значительный

вклад в разработку важнейших вопросов музыкального искусства (содержание и

форма в музыке, народность, программность, связь с другими искусствами,

обновление средств музыкальной выразительности и т. п.).

Романтизм нашёл выражение и в исполнительском искусстве [скрипач

Паганини, пианисты Фильд, Шопен, Лист, дирижёр Берлиоз, певец А. Нурри

(1802 – 1839, Франция) и др.]. Романтический стиль исполнения отличается

подчёркнутой эмоциональностью, стремлением к героическому пафосу и

тончайшему психологизму, яркой контрастностью и красочностью звучания,

широким виртуозным размахом, а с другой стороны – стремлением к лирической

камерности, интимности.

После 1848 значение музыкального Романтизма резко уменьшается. Для

позднего Романтизма (т. н. неоромантизма) характерно философское усложнение

романтической проблематики, тяготение к крупным формам (опера, программная

симфония и симфоническая поэма). Прогрессивный смысл Романтизма в этот

период заключён главным образом в деятельности Листа (при всех

противоречиях, свойственных его позднему творчеству), отчасти Вагнера.

Ценные элементы Романтизма, связанные преимущественно с народной

поэтической фантастикой и эпосом, содержатся в творчестве ряда крупнейших

русских композиторов 2-й половины 19 в. (особенно Н. А. Римского-Корсакова)

и классиков новых национальных музыкальных школ – чешской (Б. Сметана, А.

Дворжак, 3. Фибих), норвежской (Э. Григ) и др. В то же время в искусстве

ряда композиторов-романтиков (особенно Вагнера) и эпигонов Романтизма резко

обозначаются черты кризиса – всё больше проникают реакционно-мистической

идеи, выявляется тенденция к распаду музыкальной формы, к умалению роли

мелодического начала (за счёт гипертрофии гармонии); этот процесс находит

завершение в музыке периода модернизма.

Театр.

Под воздействием освободительного движения 10 – 30-х гг. 19 в. в

театре различных европейских стран формируется прогрессивное направление

Романтизма, главным содержанием которого является протест против

несправедливости существующего строя. При всём различии национально-

исторического содержания творчества крупнейших актеров романтического

театра – П. С. Мочалова (1800 – 48) в России, Э. Кина (1787 – 1833) в

Англии, Л. Девриента (1784 – 1832) в Германии, Г. Модена (1803 – 61) и А.

Ристори (1822 – 1906) в Италии, П. Бокажа (1799 – 1862), М. Дорваль (1798 –

1849), А. Леметра (1800 – 76) во Франции, Г. Эгрешши (1810 – 66) в Венгрии

и др. – их роднил гуманизм, страстная ненависть к мещанскому филистерству,

к клерикальной и феодальной реакции. Творчество этих актёров, проникнутое

революционно-демократическими и национально-освободительными идеями,

утверждало новый тип героя – человека, живущего мечтой о свободе и

справедливости. Общественный пафос прогрессивного Романтизма порождал в

искусстве актёров бурную эмоциональность, яркую драматичную экспрессию. Для

романтических актёров характерен культ сильной, свободной личности,

высокого морального подвига и одновременно – трагическое обострение

сценического образа, проистекающее из ощущения одиночества человека. Отсюда

– односторонняя гиперболизация чувств, осложнение характера героя мотивами

«мировой скорби», меланхолии, горькой иронии по отношению к собственным

мечтам и порывам. Характерные особенности мировоззрения романтиков

обусловили их разрыв с рационалистической эстетикой классицизма. Основой

театральной эстетики Романтизма стало воображение и чувство. Восстав против

классицистического принципа «облагороженной природы», актёры Романтизма

сосредоточивали своё внимание на изображении противоречивых и контрастных

сторон действительности. Стремясь достигнуть исторической характерности,

яркой многокрасочности, они вносили в своё исполнение жизненные бытовые

черты. Демократическое сочувствие к простому человеку порождало желание

правдиво показать его на сцепе, конкретизируя не только внутренний, но и

внешний облик. Напевная, стилизованная декламация, характерная для

предыдущего периода развития сценического искусства, сменилась в игре

актёров живой разговорной речью, способной благодаря своему интонационному

разнообразию и богатству контрастных оттенков передать напряжённость

душевной жизни персонажа, быструю смену психологического состояний. В

театре получил распространение стремительный эмоциональный жест, лишённый

нарочитой балетной округлости и благородного величия, типичных для

классицизма.

Реакционные тенденции Романтизма выразились в стремлении ряда актёров

и режиссёров идеализированно воспроизвести на сцене «романтику» феодального

средневековья, пробудить в зрителях монархические и националистические

чувства, насытить спектакль религиозно-мистическим настроением, окутать

события атмосферой тайны и рока. Эти черты были присущи постановкам

французской трагедий Л. Ж. Лемерсье и Ф. Ренуара в период империи Наполеона

I, немецких так называемых трагедий рока в конце 18 – начале 19 вв., пьес

Н. В. Кукольника и др. в русском театре 30 – 40-х гг. 19 в.

В то время как реакционный Романтизм уводил театр от раскрытия

внутренней жизни человека, подменяя в актёрской игре подлинную

эмоциональность риторическими эффектами, мелодраматизмом, выдвигая на

первый план декоративную роскошь постановки, прогрессивный демократический

Романтизм главным предметом сценического искусства делал человека, его

душевный мир. Романтический театр впервые утверждал сценические переживание

в качестве основы актёрского творчества. Непосредственность и искренность

игры крупнейших актёров-романтиков (Мочалова, Кина, Леметра, Дорваль и др.)

определяли огромную силу воздействия их искусства на зрителей. Мироощущение

Романтизма несло в себе опасность творческого субъективизма, что приводило

некоторых актёров к подчёркиванию в образе неповторимо-индивидуального,

исключительного, причудливого, драматический конфликт переключался из

социального плана в чисто психологический. Но наиболее прогрессивные и

ценные тенденции сценического Романтизма способствовали глубокому раскрытию

общественного конфликта, созданию социально-типичных образов. Тем самым

определялась тенденция сближения прогрессивного Романтизма с критическим

реализмом. Гениальным представителем революционного Романтизма был великий

русский актёр П. С. Мочалов. Его искусство, насыщенное пафосом

антикрепостнического протеста, призывало к защите достоинства и прав

человека. Способность достигать в критике существующего порядка больших

типичных обобщений определила эволюцию творчества великого французского

актёра-романтика А. Леметра, ставшего основоположником критического

реализма во французском театре. Мотивы острого социального протеста несло в

себе искусство великого английского актёра Э. Кина.

Романтизм обогатил выразительные средства театра в целом. Огромную

роль сыграло при этом требование воссоздания «местного колорита»,

исторической верности декораций и костюмов, жанровой правдивости массовых

сцен и постановочных деталей. Искусство художника, композитора, машиниста

сцены было подчинено единой задаче эмоционального воздействия на зрителя,

выявления динамики, неповторимой оригинальности пьесы. С Романтизмом связан

новый период в развитии режиссёрского искусства. Прогрессивные тенденции

театрального Романтизма органически вошли в театральное искусство различных

стран, внеся важный вклад в развитие демократического направления в театре

19 в. Так, например, с традициями высокого героического Романтизма связано

в России искусство великой актрисы М. Н. Ермоловой, выдающихся актёров Ф.

П. Горева, А. И. Южина, позднее Ю. М. Юрьева, А. А. Остужева и др.

-----------------------

Москва, 2000 год.

-----------------------

[pic]

14

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.