бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Романтизм XIX века

Романтизм XIX века

[pic]

This book printed by Kovchegine Igor.

Igor Print Co ®. All rights reserved.

РОМАНТИЗМ.

Содержание:

РОМАНТИЗМ. 2

Содержание: 3

Введение 3

Литература. 6

Германия. 7

Англия 7

Франция. 8

Италия. 8

Венгрия 8

Польша. 9

Чехия. 9

США. 9

Россия. 9

Изобразительные искусства. 10

Германия. 11

Англия 12

Бельгия, Италия и Восточная Европа. 12

Россия. 13

Музыка. 13

Театр. 16

Введение

Термином «романтизм» (франц. romantisme) обозначается обычно идейное и

художественное движение, возникшее в европейских странах на рубеже 18 и 19

вв. и получившее отражение в различных областях науки и искусства.

Пришедший на смену идеологии Просвещения (см. Просвещения эпоха), Романтизм

был порождён как освободительным движением народных масс, пробуждённым

французской буржуазной революцией конца 18 в., борьбой против феодализма и

национального гнёта, так и разочарованием широких общественных слоев в

результатах этой революции и всего капиталистического прогресса в целом. В

идейной программе Романтизма нашли выражение понимание ограниченности

буржуазных просветительских идеалов, крушение надежд на победу

провозглашённых революцией принципов «свободы, равенства и братства»,

неудовлетворённость общественными порядками капиталистической эпохи,

которые «оказались вызывающей горькое разочарование карикатурой на

блестящие обещания просветителей» (Энгельс Ф.). Отрицание современной

действительности, критика капиталистической цивилизации с её господством

«бессердечного чистогана» и новыми формами порабощения народных масс,

обличение мещански косных и ограниченных сторон буржуазной духовной

культуры и быта составляют характерную черту Романтизма в целом. В отличие

от просветителей 18 в., горячо веривших в безусловность исторического

прогресса, романтики столь же односторонне видели преимущественно теневую,

негативную сторону капиталистического развития. Разоблачение уродства и

прозы буржуазной действительности, стремление к цельности развития

человеческой личности и гармоническому общественному устройству были

неразрывно связаны у романтиков с поисками новых идеалов, приобретавших в

условиях того времени иллюзорный, утопический характер. В различной

направленности этих исканий раскрывается глубокая неоднородность

романтического движения. Если прогрессивная часть романтиков обращалась в

своих утопиях к будущему, возлагая надежды на переустройство общественного

порядка, то представители консервативных групп в Романтизме идеализировали

добуржуазное, средневековое прошлое, которому придавалась видимость

патриархальной идиллии. Идеализация средневековья характерна для Романтизма

в экономической науке (виднейший представитель – швейцарский экономист Ж.

Сисмонди,), для ряда течений исторической. и эстетической мысли (напр., для

англ. историка Т. Карлейля и его последователей – Дж. Рескина и

прерафаэлитов, пытавшихся даже практически возродить «свободное и

творческое» средневековое ручное ремесло). Смутность, иллюзорность

романтических идеалов обусловливали сентиментальный характер романтической

критики капитализма. Романтика, – писал В. И. Ленин, противопоставляя

научную критику капитализма романтической, – вовсе не интересует изучение

действительного процесса и выяснение его; ему нужна лишь мораль против

этого процесса». Противоречия Романтизма. находились в историч.

соответствии с идеологией широких общественных движений 1-й половины 19 в.

Огромное влияние на формирование Романтизма оказали национально-

освободительные войны против наполеоновской Франции, которые «носили

двойственный характер: возрождения и реакции в одно и то же время» (Маркс

К.). Эта двойственность накладывала печать и на романтическую идеологию

этого периода, в которой подлинный пафос освободительной борьбы сочетался

во многих случаях с поэтизацией «иллюзий прошлого». Дальнейшее углубление

противоречий внутри Романтизма в значительной мере находит объяснение в

исторической незрелости революционно-освободительной борьбы до 1848 и её

идейной программы, в частности идей утопического социализма, программы

декабристов в России и др. Но именно в силу своей глубокой связи с

освободительными движениями романтическое искусство в его высших

достижениях было проникнуто воодушевлением борьбы за свободу и

независимость народов, за народные интересы.

Широкая постановка вопросов народности – одна из основных исторических

заслуг Романтизма. В борьбе против рационалистической отвлечённости

эстетики дворянских академий, против канонизированной политической,

этической и эстетической теории идеологов феодальной монархии передовые

романтики опирались на опыт таких представителей просветительства, как Ж.

Ж. Руссо, И. Г. Гердер, А. Н. Радищев, на творчество молодых И. В. Гёте и

Ф. Шиллера. Романтики не только теоретически ставили вопросы народности,

провели большую работу по изучению народного языка, собиранию и публикации

образцов народного творчества, но и использовали широко национальные

народные традиции в своём искусстве. Они критиковали капитализм за его

антинародность, в частности за уничтожение своеобразных народных форм

культуры и быта. Вместе с тем они уделяли большое внимание критике

подавления личности, попирания её прав при капитализме. Утверждение

самостоятельной ценности человека и его духовного мира, борьба за свободу

личности занимали важное место в программе романтиков. С этой программой,

имевшей как положительные, так и негативные стороны (индивидуалистические

тенденции, противопоставление личности обществу у ряда романтиков) связана

и борьба Романтизма за свободу творчества.

В области литературы и искусства Романтизм дал наиболее значительные

результаты, хотя и в этой области противоречия Романтизма сказались со всей

остротой. Романтики объявили беспощадную борьбу омертвевшим

рационалистическим канонам классицизма, его нормативному «прекрасному

идеалу», его догматизму. Отстаивая неограниченную свободу творчества,

романтики стремились к яркому национальному и индивидуальному своеобразию,

к правдивому выражению характера, к постижению богатства человеческих

чувств. Вместе с тем в искусстве романтиков часто сказывалось одностороннее

отрицание современного общества, противопоставление прозаической буржуазной

действительности субъективной поэтической свободы человеческого духа.

Изображение общественных противоречий в романтическом искусстве обычно

приобретало характер контрастного противопоставления личности героя с его

миром сильных чувств и идеальных порывов убогой и враждебной окружающей

действительности. Отсюда вытекали характерные для Романтизма мотивы

трагического разлада с жизнью, иронии и горькой насмешки над

несоответствием мечты и реальности, восхищение стихийной жизнью природы, в

которой находят отзвук переживания героя, тяга к отдалённым странам и

эпохам, к далёкому от современной цивилизации укладу жизни. Творческий

метод романтиков характеризуется тяготением к изображению исключительных

характеров и обстоятельств, к выражению субъективного мира человеческих

чувств и фантазии, к идеалам, зачастую смутным и неясным. По определению В.

Г. Белинского, сфера Романтизма – вся та «почва души и сердца, откуда

подымаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь

находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазиею».

Романтизм в литературе и искусстве не был единым. В нём явственно

различаются две тенденции, в своей основе противоположные друг другу:

прогрессивный и реакционный Романтизм Соотношение этих тенденций было, как

правило, очень сложным. Борьба между прогрессивными и реакционными

романтиками часто приобретала открытые формы, но вначале они нередко

выступали совместно; переплетение прогрессивных и реакционных элементов

наблюдается в творчестве многих романтиков (напр., Э. Т. А. Гофмана).

Прогрессивный Романтизм явился выражением протеста широких общественных

кругов против капиталистического и феодального порядка, господства

политической реакции. В лучших своих проявлениях он поднимался до подлинной

революционности (революционный Романтизм). Искусство прогрессивного

Романтизма., выдвинувшее таких писателей, как Дж. Байрон, П. Б. Шелли, В.

Гюго, А. Мицкевич, декабристы К. Ф. Рылеев, А. И. Одоевский и В. К.

Кюхельбекер, молодые А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов; таких композиторов,

как Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Г. Берлиоз и Ф. Лист; живописцев, как Т.

Жерико и Э. Делакруа; актёров, как Г. Модена, Э. Кин, П. С. Мочалов, б. ч.

прямо или косвенно связано с национальными и социальными освободительными

идеями. Художники прогрессивного Романтизма отразили в своём творчестве

борьбу народных масс за свободу, их стремление к справедливости и

счастливому будущему, героизм и душевное благородство человека. Прочно

связанные с лучшими национальными традициями, с народным творчеством (в

музыке и поэзии), прогрессивные романтики стремились цельно и ярко

воплотить в своём творчестве дух народа. Возникнув в резкой и непримиримой

борьбе с догмами позднего классицизма и академизма, прогрессивный Романтизм

явился во многих случаях исходным пунктом для развития реалистического

искусства 19 в. В этом отношении характерна творческая эволюция Дж.

Байрона, Стендаля, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, М. И. Глинки, Г. Гейне,

Ш. Петефи, А. Леметра. Творчество прогрессивных художников-романтиков – Т.

Жерико, Э. Делакруа, Ф. Рюда, И. Манеса, П. Михаловского, К. П. Брюллова –

можно рассматривать как особый своеобразный этап в развитии реализма в

изобразительном искусстве.

Идейную основу реакционного Романтизма составляют реакция на победу

буржуазного строя и на идеологию буржуазного просветительства, страх перед

революционными народными движениями. Выступая нередко с резкой, хотя и

односторонней критикой капиталистического общества, реакционные романтики

искали выход из социально-исторических. противоречий в апологии

средневекового прошлого, монархии и религии. Они пропагандировали

«возвышение» искусства над жизнью, выдвигали на место разума и логики

религиозную мистику. Реакционный Романтизм также обращался к жизни народа и

народному творчеству, но при этом обычно фальсифицировал их, идеализируя

«органический» патриархальный уклад жизни, рисуя народную жизнь неподвижной

и косной, а народ – благочестивым и покорным. Эстетика реакционного

Романтизма была разработана главным образом немецкими философами,

писателями и критиками: В. Г. Ваккенродером, Л. Тиком, Ф. Нова-лисом,

братьями Августом Вильгельмом и Фридрихом Шлегель, Ф.В. Шеллингом. Особенно

характерен реакционный Романтизм для явлений литературы и искусства,

порождённых феодальной реакцией как в Германии (художники-назарейцы), так и

во Франции (Ф.Р. Шатобриан), Англии (поэты «озёрной школы») и др.

Реакционный Романтизм явился предшественником многих буржуазно-дворянских

эстетских художественных направлений 19 – начала 20 вв. Декадентские

течения – символизм, «модерн» и т. д., поднимали на щит теорию и практику

реакционного Романтизма и культивировали своеобразный «неоромантизм»,

имевший в основном крайне упадочный антиреалистичный характер.

Романтические черты или влияния сказались в творчестве почти всех

крупных художников 1-й половины 19 в. Но развитие реализма сковывалось в

известной мере рамками Романтизма; художники-реалисты не могли

удовлетворяться отрицанием современной действительности, но должны были в

ней самой черпать содержание своих произведений. Наряду с борьбой против

реакционного Романтизма передовые художники преодолевают ограниченность

Романтизма в целом. Размежевание и полемика с Романтизмом отчётливо

выступают в творчестве И. В. Гёте, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Г.

Гейне, О. Бальзака, Стендаля, П. Мериме.

Историко-художественное значение Романтизма исключительно велико. В

лучших произведениях романтиков воплотились подлинно народные стремления и

идеалы, связанные с освободительными движениями эпохи. Романтики достигли

значительно более высокой, чем раньше, ступени познания народной жизни,

таящихся в ней источников фантазии и творчества; они воскресили из забвения

Данте, Шекспира, Сервантеса, готическое искусство. При всей своей

ограниченности Романтизм явился важной ступенью в общем ходе развития

исторических взглядов. В этом отношении важную роль сыграли романы В.

Скотта, произведения франц. историков Ф. Гизо, Ф. Минье, О. Тьерри, история

языка и поэзии, созданная братьями Я. и В. Гримм. Романтики обратили

внимание на роль народа в истории, на борьбу классов. Но историзм

романтиков носил односторонний характер и был обращён главным образом к

ранним этапам национальной жизни. «Первая реакция против французской

революции и связанного с нею просветительства была естественна: все

получало средневековую окраску, все представлялось в романтическом виде»

(Маркс К.). Как «первая реакция» против утверждения новой буржуазной

действительности Романтизм заключал в себе положительное, исторически

прогрессивное содержание. Он обогатил культуру многих народов

всеобъемлющим, хотя и смутным еще сознанием противоречий наступившей

буржуазной эпохи. Романтизм открыл в искусстве новый мир чувств и страстей,

порыва к идеалу, творческого воображения. Художественный метод Романтизм

оказал своими многими сторонами огромное и зачастую плодотворное влияние на

дальнейшее развитие искусства. Лучшие традиции прогрессивного Романтизм

питало творчество ряда передовых художников 2-й половины 19 и 20 вв. В

тесной связи с этими прогрессивными традициями, но уже на совершенно новой

исторической почве вырастает революционная романтика произведений М.

Горького, отражающая могучее стремление народных масс к свободе и лучшему

будущему. Революционная романтика, связанная с воплощением народных

коммунистических идеалов, составляет органическую часть искусства

социалистического реализма.

Литература.

Романтизм. в литературе сложился на рубеже 18 – 19 вв. Он сохранял

преемственную связь с сентиментализмом, с течением «Бури и натиска» в нем.

поэзии, а также с традициями английского «готического романа». Характерный

для сентиментализма культ чувства и природы получает в Романтизме

дальнейшее развитие. Романтики высоко поднимают значение народной поэзии. В

своих литературных манифестах и статьях они провозглашали необходимость

обширного исторического охвата художественно-поэтических явлений прошлого и

настоящего (особенно Востока, Средневековья и т. п.). Отказываясь от

догматической теории классицизма, романтики считали нормы античного

искусства неприменимыми к изображению современного им мира и

популяризировали новые жанры литературы и полную свободу их трактовки. Так

в литературе появились, наряду с романтической драмой, новеллы, сказки

лирико-философского и фантастического характера, романтическая поэма,

ломавшая все прежние представления о границах между эпосом и лирикой,

романы в стихах и в прозе, отличавшиеся своей причудливой композицией,

резким подчёркиванием субъективного отношения к вещам, национальным

колоритом, интересом к историческим темам, к философским проблемам, за

которыми стояли непонятые романтиками реальные противоречия жизни; наконец,

богатая разнообразием мотивов лирика. Романтики культивировали лирику,

широко используя народную песню, раскрывая настроения, душевный мир

человека.

Германия.

Первые немецкие романтики [критики Август (1767 – 1845) и Фридрих

(1772 – 1829) Шлегель, писатели В. Г. Ваккенродер (1773 – 98), Л. Тик (1773

– 1853), Ф. Новалис (1772 – 1801)] понимали свободу творчества как

субъективный произвол; отказываясь от конкретного жизненного содержания в

искусстве, они заменили его фантастикой и мистикой. Романтики стремились

возродить сословно-теократический строй средневековья и сохранить

феодальные отношения. Сложность исторического положения Германии 18 –

начала 19 вв. была причиной противоречивого характера всего немецкого

Романтизма. Немецкие романтики поднимали в поэзии значение народности,

изучали, собирали фольклор (антология народной поэзии «Чудесный рог

мальчика» (1806 – 08) А. Арнима (1781 – 1831) и К. Брентано (1778 – 1842)].

И. Эйхендорф (1788 – 1857) проявлял интерес к народной песне и требовал в

то же время возрождения католицизма. Филологи братья В. и Я. Гримм создали

собрание немецких сказок на основе фольклора. В творчестве ряда немецких

романтиков имеются ярко выраженные черты демократизма [поэмы и драмы И. X.

Гсльдерлина (1770 – 1843), стихи и новеллы А. Шамиссо (1781 – 1838), лирика

В. Мюллера (1794 – 1827)]. Большое влияние на развитие прогрессивных

тенденций немецкого Романтизма. оказал Н. Ленау (1802 – 50), австрийский

поэт, выступивший со стихами антифеодального и антикатолического характера

и откликнувшийся на революционные события в Польше.

С другой стороны, немецкие романтики в своём большинстве являлись

первыми апологетами «прусского пути» развития капитализма в Германии,

проповедниками компромисса с феодализмом, защитниками патриархальности.

Иногда противоположные тенденции сочетались в творчестве одного и того же

писателя. Так, у Г. Клейста (1777 – 1811) реалистические элементы уживаются

с реакционным прославлением монархии и рыцарства, духом герм. шовинизма.

Так, выразитель позднего немецкого Романтизма – Э. Т. А. Гофман (1776 –

1822), соединяет мистическую тематику с острой критикой дворянско-

буржуазного общества, нем. филистерства и разлагающегося абсолютизма. В

русле романтической поэзии находились патриотические песни Т. Кернера (1791

– 1813) и Э. М. Арндта, относящиеся к периоду наполеоновских войн. Развитие

немецкого Романтизма завершила так называемая «швабская школа» [Л. Уланд

(1787 – 1862), Ю. Кернер (1786 – 1862), Г. Шваб (1792 – 1850) и др.],

существовавшая до самой революции 1848 и подготовившая идейно ограниченное

движение т.н. «областничества»в нем, литературе. Стоявший у заката нем.

романтизма Г. Гейне (1797 – 1856) показал, что Романтизм в его немецкой

разновидности ведёт к полному разладу с действительностью. Гейне стал на

позиции реализма и революционного демократизма («Германия. Зимняя сказка» и

др.).

Англия

В Англии романтики-поэты «озёрной школы» У. Вордсворт(1770 – 1850), С.

Кольридж (1772 – 1834), Р. Саути (1774 – 1843), в середине 90-х гг. 18 в.

прославлявшие французскую буржуазную революцию, вскоре объявили себя её

противниками. Лирические баллады Вордсворта и Кольриджа, романтические

поэмы Кольриджа и Саути проникнуты фантастикой кошмаров и ужасов,

проповедью смирения и возврата к средневековью. Как выдающийся

представитель Романтизма выступил Вальтер Скотт (1771 – 1832), в ряде поэм

изображавший средневековье в идеализированном виде; но начиная с 1812 он

написал цикл романов, историзм которых во многом выходит за пределы

романтического направления. В Англии ещё резче, чем в Германии, обособились

внутри Романтизма прогрессивное и реакционное течения. Источником

поэтического творчества Дж. Байрона (1788 – 1824) и П. Б. Шелли (1792 –

1822) стал опыт французской буржуазной революции конца 18 в., национально-

освободительная борьба европейских народов начала 19 в. и прежде всего,

борьба англ. народа против капитализма и консерватизма высших классов.

Байрон создал ряд поэм, выражавших идеи титанического бунта личности против

всего общественного уклада, против тирании, а творчество Шелли содержит

идеи утопического социализма и отличается оптимистической верой в грядущую

победу народа. Глубокий гуманизм, презрение к буржуазно-аристократическому

обществу, тонкость и народность пейзажной лирики роднят поэта Дж. Китса

(1795 – 1821) с революционными романтиками. Представителем прогрессивной

критики в романтическом лагере был У. Хазлитт (1778 – 1830).

Франция.

Во Франции Романтизм ярко отразил классовую борьбу в стране в период

между революциями конца 18 в. и 1848. Ранний Романтизм во Франции был

связан с режимом Реставрации (Ф. Р. Шатобриан, 1768 – 1848). Однако

реакционный Романтизм. не имел здесь распространения. К буржуазно-

либеральному крылу Романтизма принадлежали Б. Констан (1767 – 1830) и г-жа

де Сталь (1766 – 1817), автор теоретических работ по литературе, а также

ряда романов. В творчестве Э. П. Сенанкура, А. де Виньи (1797 – 1863), А.

де Мюссе (1810 – 57) звучат настроения мировой скорби. Крупнейшие

представители консервативного Романтизма – А. Ламартин (1791 – 1869),

критик и писатель Ш. О. Сент-Бёв (1804 – 69) – пришли к примирению с

буржуазным обществом. Уже в середине 20-х гг., в связи с ростом

демократической оппозиции режиму Бурбо-нов, началось быстрое размежевание

среди романтиков. Программа Романтизма, изложенная В. Гюго (1802 – 1885) в

предисловии к драме «Кромвель» (1827), означала не только разрыв с

эстетикой реакционного Романтизма, но и требование политической свободы,

борьбу с догматами классицизма в искусстве, обращение к жизни народных

масс. Центральными фигурами прогрессивного Романтизма становятся во Франции

создатели социального романа В. Гюго и Жорж Санд (1804 – 76), творчество

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.