бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Многообразие понятия культура

Многообразие понятия культура

Реферат

Предмет: Культурология

Тема: «Многообразие понятия «культура»

Выполнил:

Morozov Mihail

Mmv@dax.ru

188230, Luga, Rossia

Принял: user.

Введение 3

1. Исторические аспекты теории культуры 3

2. Понятие культуры 3

3 Структура культуры 5

3.1 Материальная составляющая культуры 6

3.2 Духовная составляющая культуры 7

3.3.1 Миф 7

3.3.2 Религия 8

3.3.3 Искусство 9

3.3.4 Философия 10

3.3.5 Наука 10

3.3.6 Идеология 11

3.3.7 Нравственность 12

3.4 Социальные составляющие культуры 13

4 Массовая и элитарная культура 15

4.1.1 Экономические предпосылки и социальные функции "массовой" культуры

16

4.1.2 Философские основы массовой культуры 16

4.2 Элитарная культура как антипод массовой культуры 18

5. Предназначение культуры 19

6. Взаимоотношение культуры, личности и общества 21

7. Заключение 22

Введение

Феномен культуры. Данная тема является наиболее общей, что позволит,

возможно, схематично но глобально, не вдаваясь в подробности, охватить

предмет культуры, как основы изучения культурологии.

1. Исторические аспекты теории культуры

Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание,

образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень

развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни

и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных

ценностях. Первоначально понятие культуры подразумевало целенаправленное

воздействие человека на природу (обработка земли и прочее), а также

воспитание и обучение самого человека. Понятие культуры также употребляется

для характеристики материального и духовного уровня развития определенных

исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ,

народностей и наций (например, античная культура, культура майя), а также

специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная

культура, культура быта). В более узком смысле термин "культура" относят

только к сфере духовной жизни людей. Хотя само слово "культура" вошло в

обиход европейской социальной мысли лишь со второй половины XVIII века,

более или менее сходные представления могут быть обнаружены на ранних

этапах европейской истории и за ее пределами (например, жень в китайской

традиции, драхма в индийской традиции). Эллины видели в "пайдейе", то есть

"воспитанности", главное свое отличие от "некультурных" варваров. В

позднеримскую эпоху, наряду с представлениями, передаваемыми основным

смыслом слова "культура", зародился, а в средние века получил

распространение иной комплекс значений, позитивно оценивающий городской

уклад социальной жизни и более близкий к возникшему позднее понятию

цивилизация. Слово "культура" стало ассоциироваться скорее с признаками

личного совершенства, в первую очередь религиозного. В эпоху Возрождения

под совершенством культуры начали понимать соответствие гуманистическому

идеалу человека, а в дальнейшем идеалу просветителей

2. Понятие культуры

В обыденном сознании "культура" выступает как собирательный образ,

объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Культурология же использует

понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как

реализацию творчества и свободы. Именно культура отличает человека от всех

остальных существ

Конечно, здесь надо различать, во-первых, свободу как неотъемлемый

духовный потенциал человека и, во-вторых, осознанную социальную реализацию

свободы. Без первого культура просто не может появиться, но второе

достигается лишь на сравнительно поздних стадиях ее развития. Далее, когда

мы говорим о культуре, то имеем в виду не какой-то отдельный творческий акт

человека, но творчество как универсальное отношение человека к миру

Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру,

через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура - это

неповторимая вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и

к самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не

просто книги, соборы или археологические находки, - мы открываем для себя

иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы.

Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому

постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым

творческим опытом

Однако, возможно, это только первый шаг к правильному пониманию и

определению культуры. Как реализуется универсальное отношение человека к

миру? Как оно закрепляется в человеческом опыте и передается от поколения к

поколению? Ответить на эти вопросы и означает охарактеризовать культуру как

предмет культурологии

Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое

явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает

существовать для человека. Что же такое смысл для культурологии? Смысл -

это содержание человеческого бытия (в том числе внутреннего бытия), взятое

в особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и с самим

собой. Именно смысл определяет, что мы ищем и что открываем в мире и в

самих себе. Смысл надо отличать от значения, то есть предметно выраженного

образа или понятия. Даже если смысл выражается в образе или понятии, сам по

себе он вовсе необязательно является предметным

Например, один из самых важных смыслов - жажда любви - вовсе не

предполагает предметный образ какого-либо человека (иначе каждый из нас

заранее знал бы, кого он полюбит). Подлинный смысл адресован не только

разуму, но и неконтролируем глубинами души непосредственно (помимо нашего

сознания) затрагивает наши чувства и волю. Смысл не всегда осознается

человеком, и далеко не всякий смысл может быть выражен рационально:

большинство смыслов таится в бессознательных глубинах человеческой души. Но

и те другие смыслы могут стать общезначимыми, объединяя многих людей и

выступая основой их мыслей и чувств. Именно такие смыслы образуют культуру

Человек наделяет этими смыслами весь мир, и мир выступает для него в

своей универсальной человеческой значимости. А другой мир человеку просто

не нужен и неинтересен. Н.А. Мещерякова справедливо выделяет два исходных

(базисных) типа ценностного отношения мир может выступать для человека как

"свое" и как "чужое" (Мещерякова Н.А. Наука в ценностном измерении//

Свободная мысль. 1992, N 12 с.34-44). Культура есть универсальный способ,

каким человек делает мир "своим", превращая его в Дом человеческого

(смыслового) бытия (Бубер М. Я и Ты. М., 1993.,с. 61,82,94). Таким образом,

весь мир превращается в носителя человеческих смыслов, в мир культуры.

Пожалуй, даже звездное небо или глубины океана принадлежат культуре,

поскольку им отдана частица человеческой души, поскольку они несут

человеческий смысл. Если бы не было этого смысла, то человек не

засматривался бы на ночное небо, поэты не писали бы стихов, а ученые не

отдавали бы изучению природы все силы своей души и, следовательно, не

совершали бы величайших открытий. Теоретическая мысль рождается не сразу, и

чтобы она появилась, нужен интерес человека к загадкам мира, нужно

удивление перед тайнами бытия (не зря Платон говорил, что познание

начинается с удивления). Но интереса и удивления нет там, где нет

культурных смыслов, направляющих умы и чувства многих людей на освоение

мира и собственной души

Отсюда можно дать такое определение культуры. Культура - это

универсальный способ творческой самореализации человека через полагание

смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в

соотнесенности его со смыслом сущего. Культура предстает перед человеком

как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое

сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу и т. д.) Этот

смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бытия

и мироощущения людей

В основе каждого такого смыслового мира лежит доминирующий смысл,

смысловая доминанта культуры. Смысловая доминанта культуры - это тот

главный смысл, то общее отношение человека к миру, которое определяет

характер всех остальных смыслов и отношений

При этом культура и ее смысловая доминанта могут реализовываться по-

разному, но наличие смыслового единства придает целостность всему, что

делают и что переживают люди. Объединяя и вдохновляя людей, культура дает

им не только общий способ постижения мира, но и способ взаимного понимания

и сопереживания, язык для выражения тончайших движений души. Наличие

смысловой доминанты культуры создает саму возможность культурологии как

науки: нельзя сразу охватить культуру во всех ее аспектах, но можно

выделить, понять и проанализировать доминирующий смысл. А дальше надо уже

изучать различные способы его реализации, обращаться к деталям и конкретным

формам его воплощения. Система смыслов передается от одного человека к

другому посредством символов.

3 Структура культуры

Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум

основным видам производства - материального и духовного. Материальная

культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты

(орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства

транспорта и связи и другие). Духовная культура охватывает сферу сознания,

духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение,

включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу,

мифологию, религию). Гармоничное развитие культуры естественно предполагает

органическое единство материальной и духовной культур

Культура включает в себя не только предметные результаты деятельности

людей (машины, технические сооружения, результаты познания, произведения

искусства, нормы права и морали и т.д.), но и субъективные человеческие

силы и способности, реализуемые в деятельности (знания и умения,

производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального,

эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы

взаимного общения людей в рамках коллектива и общества) Культура, если ее

рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и

духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим

человеком. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом

человека, называются артефактами, то есть искусственно созданными. Таким

образом, артефакты будучи материальными или духовными ценностями, имеют не

естественное, природное, происхождение, а задуманы и созданы человеком как

творцом, хотя, конечно, он использует для этого в качестве исходного

материала объекты, энергию или сырье природы и действует в согласии с

законами природы

В силу того, что человек, по своей природе существо духовно-

материальное, он потребляет как материальные, так и духовные артефакты. Для

удовлетворения материальных потребностей он создает и потребляет пищу,

одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, сооружения, дороги и

т.п. Для удовлетворения духовных потребностей он создает художественные

ценности, нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологические

и религиозные идеалы, науку и искусство. Поэтому деятельность человека

распространяется по всем каналам как материальной, так и духовной культуры.

Вот почему можно рассматривать человека как исходный системообразующий

фактор в развитии культуры. Человек создает и использует мир вещей и мир

идей, который вращается вокруг него; и его роль - это роль демиурга, роль

творца, а место его в культуре - это место центра мироздания артефактов, то

есть центра культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует

ее как средство для собственного развития. Он архитектор, строитель и

житель того природного мира, который называется культурой мира, "второй

природой", "искусственно созданным" обиталищем человечества. Это тот мир

реальностей, который на планете Земля до человека не существовал,

реальность, которая возникает, живет и развивается вместе с человеком и

которая будет существовать до тех пор, пока будет существовать

человечество.

3.1 Материальная составляющая культуры

Материальная культура более непосредственно и более прямо обусловлена

качествами и свойствами природных объектов, той разновидностью форм

вещества, энергии и информации, которые используются человеком в качестве

исходных материалов или сырья при создании материальных предметов,

материальных продуктов и материальных средств существования человека

Материальная культура включает в себя разнообразные по типам и формам

артефакты, где природный объект и его материал трансформированы так, что

объект превращен в вещь, то есть в предмет, свойства и характеристики

которого заданы и продуцированы творческими способностями человека так,

чтобы они более точно или более полно удовлетворяли потребности человека

как "homo sapiens", а следовательно, имели культурно целесообразное

предназначение и цивилизационную роль

Материальная культура, в другом смысле слова - это человеческое "Я",

переодетое в вещь; это духовность человека, воплощенная в форму вещи; это

человеческая душа, осуществленная в вещах; это материализовавшийся и

опредметившийся дух человечества

В материальную культуру входят прежде всего разнообразные средства

материального производства. Это энергетические и сырьевые ресурсы

неорганического или органического происхождения, геологические,

гидрологические или атмосферные составляющие технологии материального

производства. Это орудия труда - от простейших орудийных форм до сложных

машинных комплексов. Это разнообразные средства потребления и продукты

материального производства. Это различные виды материально-предметной,

практической деятельности человека. Это материально-предметные отношения

человека в сфере технологии производства или в сфере обмена, то есть

производственные отношения. Однако, следует подчеркнуть, что материальная

культура человечества всегда шире существующего материального производства.

В нее входят все виды материальных ценностей: архитектурные ценности,

здания и сооружения, средства коммуникации и транспорта, парки и

оборудованные ландшафты и т.п.

Кроме того материальная культура хранит в себе материальные ценности

прошлого - памятники, археологические объекты, оборудованные памятники

природы и т.п. Следовательно, объем материальных ценностей культуры шире

объема материального производства, и уже поэтому нет тождества между

материальной культурой в целом и материальным производством в частности.

Кроме того, само по себе материальное производство можно характеризовать в

терминах культурологии, то есть говорить о культуре материального

производства, о степени его совершенства, о степени его рациональности и

цивилизованности, об эстетичности и экологичности тех форм и способов, в

которых оно осуществляется, о нравственности и справедливости тех

распределительных отношений, которые в нем складываются. В этом смысле

говорят о культуре технологии производства, о культуре управления и

организации его, о культуре условий труда, о культуре обмена и

распределения и т.п.

Следовательно, в культурологическом подходе материальное производство

изучается прежде всего с точки зрения его гуманитарного или

гуманистического совершенства, в то время как с экономической точки зрения,

материальное производство изучается с технократической точки зрения, то

есть его эффективности, величины КПД, себестоимости, прибыльности и т.п.

Материальная культура в целом, как и материальное производство в

частности, оценивается культурологией с точки зрения создаваемых ими

средств и условий для совершенствования жизнедеятельности человека, для

развития его "Я", его творческих потенций, сущности человека как разумного

существа, с точки зрения роста и расширения возможностей реализации

способностей человека как субъекта культуры. В этом смысле понятно, что как

на различных этапах эволюции материальной культуры, так и в конкретно-

исторических общественных способах материального производства, складывались

различные условия и создавались различные по уровню совершенства средства

для воплощения творческих идей и замыслов человека в стремлении улучшить

мир и самого себя

Гармоничные отношения между материально-техническими возможностями и

преобразующими замыслами человека в истории существуют не всегда, но когда

это объективно становится возможным, культура развивается в оптимальных и

сбалансированных формах. Если гармонии нет - культура становится

неустойчивой, несбалансированной, и страдает либо инерционностью и

консервативностью, либо утопичностью и революционизмом.

3.2 Духовная составляющая культуры

Человек по-разному может реализовать свое творческое начало, и полнота

его творческого самовыражения достигается через создание и использование

различных культурных форм. Каждая из этих форм обладает своей

"специализированной" смысловой и символической системой. Попытаюсь далее

кратко охарактеризовать лишь подлинно всеобщие формы духовной культуры, в

каждой из которых по-своему выражается суть человеческого бытия

Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением

относительно самостоятельных систем ценностей. Вначале они включены в

контекст культуры, но затем развитие приводит ко все более глубокой

специализации и, наконец, к относительной их самостоятельности. Так

случилось с мифологией, религией, искусством, наукой

В современной культуре можно уже говорить об относительной их

самостоятельности и о взаимодействии культуры с этими институтами.

3.3.1 Миф

Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения

душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое

абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он

представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами

непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф

выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к

тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую

(ассоциативную связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа

выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ -

демонов и богов

Миф - наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом

культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к

знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную

роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки

и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность

регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокультурной

действительности. Однако, это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в

современной культуре создает средства и способы символического мышления, он

способен ценности современной культуры интерпретировать через идею

"героического", что, скажем недоступно науке. В ценностях мифа чувственное

и рациональное даны синкретно, слитно, что мало доступно другим средствам

культуры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать

несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично

В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и,

следовательно, используя условность, она может достигать высокой гибкости,

что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя

явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой

почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это

один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и

примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в

язычестве. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее характер

рецидива или являются механизмом реализации того или иного архетипа,

особенно в массовой культуре или массовом поведении. Мифология часто

используется в XX веке как усилитель ценностей, обычно за счет их

гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять тот или иной

аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и

даже выпячивать.

3.3.2 Религия

Религия, как и миф, выражает потребность человека в ощущении своей

причастности к основаниям бытия. Однако теперь свои основания человек ищет

уже не в непосредственной жизни природы. Боги развитых религий находятся в

сфере потустороннего (трансцендентного). В отличие от мифа, здесь

обожествляется не природа, а сверхъестественные силы человека, и прежде

всего, дух с его свободой и творчеством. Помещая божественное по ту сторону

природы и понимая его как сверхъестественный абсолют, развитая религия

освобождала человека от мифологической слитности с природой и внутренней

зависимости от стихийных сил и страстей

Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом. Ценности светской

культуры и ценности религии часто не гармоничны и противоречат друг другу.

Например, в понимании смысла жизни, в миропонимании и т. д. Главное почти

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.