|
Культура древних цивилизаций (Шпаргалка)Донателло, Брунеллески. Эпохе Р.В. чужда, свойственная В.В. и идеализация чел-ка. Основной мотив эпохи- восхищение перед античностью. Сущ-ную роль в переломе от готики к Р. сыграли теоретические исследования Брунеллески. Донателло впервые занялся системным изучением чел-кого тела, он разработал индивидуальный портрет в скульптуре. Мазаччо реформатор раннего В. он использовал светло теневое моделирование и разработал новые перспективы. Завершает Р.В. тв-во Леона Батиста Альберти, итл. архитектора , ученого и писателя. Он был архитектором- теоретиком. Важное значение в утверждении В. имели его теоретические трактаты(«О живописи» «О статуе»). Творчество Альберти свидетельство возникновения структурно математических построений. В.В.- золотой век итл. иск-ва (1500-1530гг.).Ф-фские основы В.В. представлены работами Помпонацци, кот. развивал учение о связи мышления с чувственным восприятием. Геометризм Р.В. прибавляется стремление к передаче внутреннего мира чел-ка. Разрабатывается воздушная перспектива, приемы светотени. Иск-во ВВ отличается масштабностью, выделяется тенденция к синтезу и обобщениям. В произведениях худ-ков основное место занимает образ идеального прекрасного чел-ка, совершенного физически и духовно. Иск- во В.В. представляют 3 худ-ка: Леонардо да Винчи, Микеланджело де Буанарроти, Рафаэль Санти. Основателем ВВ считается Леонардо да Винчи. Его работы отличает универсальность. Большое внимание он уделяет понятию гармонии. Наиб. известными работами Леонардо: «Мадонна в скалах», «Мона Лиза», «Тайная вечеря», «Иоанн Креститель». Выдающимся представителем итл. Р. был Санти, творчество кот. оставило глубокий след в иск-ве. Иск-во Рафаэля более всего выражает классич. ВР. Наиб. знаменитая его работа- «Сикстинские мадонны». Кульминации эпохи В было творчество Микеланджело де Буанарроти. Для тв-ва Микеланджело хар-рен титанизм. Пиком тв-ва Мик. Был потолок Сикстинской капеллы. 24. Эпоха Пр. по праву может быть назв. «золотым веком утопии». Под Пр. понимают прогрессивное идейное течение эпохи становления капитализма, связанное с борьбой против феодальных порядков. Хар-рной чертой Пр. было стремление его представителей к перестройке всех общ-ных отношений на основе разума, равенства и др. принципов, кот., по их мнению, берут начало из «природных прав чел-ка». Основной ф-фской идеей к-ры 18в. стал разум. Изменения в соц.-эконом. сфере жизни периода Пр. повлияли на духов. мир людей, повлияли на их идеалы, огромное значение в этом процессе сыграла лит- ра. В период Пр. вырос соц-льный статус иск-ва. Для эпохи Пр. хар-но наличие худ. направлений, кот. переплетались: сохраняются барокко и классицизм, возникает рококо и романтизм. Основным направлением в ар-ре был классицизм - наследование ар-ры древних Греции и Рима. Широко использовался в Англии. Известным ар-ром был К. Рен, под его рук-ством было построено огромное кол-тво сооружений, великим его достижением был собор Св. Павла, кот. считается шедевром мир. ар-ры. Хар-рной особенностью развития ар-ры было сооружение огромных строений гос-ного и гражданского назначений, распространяется «галантный» стиль во внутренней и внешней отделке дворцов, замков, церквей. Порождением сугубо светской к-ры эпохи Пр. стал стиль «рококо», получивший наиб. совершенное воплощение в обл. прикладного иск- ва. Ар-ра и живопись рококо ориентировались на создание комфорта для того чел-ка, кот. будет созерцать их творение. Во время франц. революции ар-ра во Франции возвращается к классицизму. Этот стиль особенно утвердился во время наполеоновского правления. Строения создавались в четких пропорциях, как во времена импер-ского Рима, всюду встречалась военная атрибутика. Все это подчеркивало мощь империи Наполеона 1. Стиль франц. ар-ры в империи Наполеона 1 наз. ампир (империя). Шедевр франц. классицизма - Площадь Свободы в Париже( Габриэль). Зримым воплощением «лучших миров» для людей эпохи Пр. были сады и парки. В них конструировался утопический мир, альтернативный сущ-щему, отвечавший представлениям времени об этических идеалах, счастливой жизни, гармонии природы и чел-ка, людей м-ду собой, свободы и самодостаточности чел-кой личности. В композиции парков включ. библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы, посвященные не только богам, но и чел-ским чувствам - любви, дружбе. Можно рассматривать худ-ную к-ру 18в. как период ломки воздвигающейся веками грандиозной худ-ной системы, в соотв. с кот. иск-во создавало модель жизни более значительную, чем земная жизнь. Перед худ-ком впервые открылась возможность свободы наблюдения и тв-тва. Особенно модной была «галантная живопись», кот. изображала светских дам и кавалеров, портреты выдающихся просветителей (Ж.Б. Грез). Иск-во эпохи Пр. использовало старые стилистические формы классицизма, отражая при их помощи совершенно иное содержание. Классицизм означал подчинение чел-ка общ-ной системе. Развивающийся романтизм стремился к максимальному усилению индивидуального личностного начала. Как в «галантной живописи», так и в классицизме идет тема возвеличивания импер- ров и знати, а новый романтизм акцентировал внимание на народе. Представитель романтизма Ф. Гойя. Одной из важнейших хар-тик к-ры эпохи Пр. явл. процесс вытеснения религиозных начал иск-ва светским, отражающая повседневность наблюдения худ-ка за реальной жизнью людей, она получает широкое распространение и стремится занять главное место в иск-ве. Парадный портрет уступает место портрету интимному, а в пейзажной живописи появляется «пейзаж настроения»(Ватто, Гейнсборо, Гварди). Восприятие, настроение, отраженное в эскизе устанавливает непосредственную связь между зрителями и худ-ком: рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна. В работах худ-ков усиливается декоративное понимание цвета: картина должна украшать то место, где она находится. Сущ-ной стороной эпохи Пр. было запечатление худ. ср-вами ощущений и наслаждений чел-ка. Важное место в иерархии духовных ценностей занимает музыка, поражающая чел-ка масштабностью и глубиной анализа самых затаенных уголков чел-кой души. На развитие музыки эпохи Пр. оказали влияние барокко и классицизм. Вершиной муз. к-ры эпохи Пр. - тв-во Баха и Моцарта. Основоположником классицизма во французской музыке был Люлли. Во Франции и Италии достигает расцвета опера, в Германии и Австрии - оратория и месса( в церковной к-ре) и концерт (в светской к-ре).Также развивается опера, балет, народное песенной тв-во, музыкальный комедийный театр. Одним из ярких примеров оперного иск-ва явл. опера Моцарта «Волшебная флейта». Эпоха Пр. является важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы соц.-полит. и к-рной жизни. 26. Развитие культуры в Европе 19в. было связано с 3 худ-ными направлениями: классицизм, романтизм, реализм. Классицизм 19в. имеет новое содержанием. Его ис-во выразительно рационалистическое. В тв-тве классицистов преобладали сюжеты, в кот. воплощались идеи о необходимости подчинения индивидуальных интересов интересам страны, об-ва, полит. и религиозного движения. Поэты нового классицизма - Гете («Римские элегии», «Эгмонт») и Шиллер(«Разбойники», «Доступность и любовь»). В этих произведениях ощущается ориентация на высокие идеалы античности, рационалистическое выражение образов переплетается с тонкой лирикой. Возвышение классицизма было кратковременным, он постепенно переходил в официальное искусство, которое теряло связь с реальной жизнью. Одновременно в классицизмом возникло, а позднее и вытеснило его др. направление - романтизм. романтикам было присуще чувство радикального обновления мира, участие человека в тайном богатстве и безграничных возможностях мирового бытия. Энтузиазм основанный на вере во всемогущество чел-кого духа, одна из характерных черт романтического мировосприятия. Романтики мечтали о разрешении проблемы мирового противоречия бытия. Различие м-ду идеалом и действительностью ярко выражено в романтизме. Представители: Лермонтов, Байрон, Эдгар Алан По. Романтики открывают глубину дух-ного мира человека. Хар-м для романтизма есть защита свободы, суверенности, проявления интереса к проблеме нац. духа и нац. к-ры, а также своеобразность разных исторических эпох. Появился жанр исторического роман(произведения Джеймса Фенимора Купера, Вальтера Скотта, Гюго). Объектом внимания западноевропейских романтиков были история и фольклор Украины( образ гетмана Мазепы). Романтизм во многом напоминает культуру барокко. Романтики обращали внимание на народное тв-во, использовали сюжеты, образы, языки, присущие народным песням, балладам, эпосу( сказки Г.Х. Андерсена, сонаты и этюды Шопена). Музыка занимает особое место в романтизме. Критическое отношение к сущ-щим общ-ным порядкам, стремление усовершенствовать мир, сделать его более человечным рассматривает не столько углубленность в фантазии, идеальный мир в мечте, сколько реалистическое осмысление действительности с целью поисков практических путей ее изменения. Постепенно зарождается реализм. Он постепенно завоевывает основные позиции в лит-ре, образовательном иск-ве, театре, музыке. Реализм как направление к- ры представляет собой объективное изображение человеческих хар-ров и условий жизни. Реализм выполнил критическую ф-цию относительно сущ-щих общ- ных порядков. В 40-х гг. появляется направление критического реализма. Литературным жанром критического реализма становится роман, который дает возможность раскрыть широкую панораму общ-ной жизни, проследить психологию героев в разных жизненных ситуациях. Становление реализма осущ-лось постепенно. Сначала реализм был тесно связан с романтизмом («Шагреневая шкура» Бальзак, «Пармский монастырь» Стендаль, романы Диккенса). Вместе с этим типичные романтические мотивы все больше переходили в реалистические(«Красное и черное» Стендаль). Стремление в образовании реалистического мировоззрения 2 пол. 19в. выразило себя в ф-фии. На волне научной революции расширяется позитивизм, который становится одним из ведущих направлений ф-фской мысли. Возникновение позитивизма связано с тв- вом Огюста Конта. Он раскрыл идею франц. социолога Сен Симона о 3 стадиях интеллектуальной революции человечества. Другой лидер позитивизма англ. ф-ф и социолог Г. Спенсер. Основным законом соц-го развития он считал закон выживания наиболее приспособленных общ-в. Позитивизм сыграл значительную роль в становлении культуры 19в. 25. Эпоха Пр. по праву может быть назв. «золотым веком утопии». Под Пр. понимают прогрессивное идейное течение эпохи становления капитализма, связанное с борьбой против феодальных порядков. Особое место в этой исторической эпохе отразилось в полученных ею эпитетах: «век разума», «эпоха Пр.». Распространение идеалов протестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание интересов к научным и ф-фским знаниям за пределами лабораторий - это лишь некоторые наиболее значимые приметы времени. 18 в. громко заявляет о себе выдвигая новое понимание основных доминант чел-кого бытия: отношение к Богу, общ-ву, гос-ву, др. людям и новое понимание самого человека. Хар-рной чертой Пр. было стремление его представителей к перестройке всех общ-ных отношений на основе разума, равенства и др. принципов, кот., по их мнению, берут начало из «природных прав чел-ка». Основной ф-фской идеей к-ры 18в. стал разум. Предписывая все св-ва чел-кой натуры воздействию окружающих обстоятельств или среды, ф-фия этой эпохи подталкивала к размышлению о таких условия сущ-ния, кот. способствовали торжеству добродетели и вселенского счастья. Изменения в соц.-эконом. сфере жизни периода Пр. повлияли на духов. мир людей, повлияли на их идеалы, огромное значение в этом процессе сыграла лит-ра. В период Пр. вырос соц-льный статус иск-ва. В ее ф-фии, лит-ре, иск-ве новые веяния проявляются с особой силой. Французскому образцу подражают в Испании, Германии, Польше, России, даже Англия признает авторитет французской культуры. Эпоха Пр. является важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы соц.-полит. и к-рной жизни. Для эпохи Пр. хар-но наличие худ. направлений, кот. переплетались: сохраняются барокко и классицизм, возникает рококо, ампир. Основным направлением в ар-ре был классицизм - наследование ар-ры древних Греции и Рима. Широко использовался в Англии. Известным ар-ром был К. Рен, под его рук-ством было построено огромное кол-тво сооружений, великим его достижением был собор Св. Павла, кот. считается шедевром мир. ар-ры. Распространяется «галантный» стиль во внутренней и внешней отделке дворцов, замков, церквей. Порождением сугубо светской к-ры эпохи Пр. стал стиль «рококо», получивший наиб. совершенное воплощение в обл. прикладного иск- ва. Ар-ра и живопись рококо ориентировались на создание комфорта для того чел-ка, кот. будет созерцать их творение. Во время франц. революции ар-ра во Франции возвращается к классицизму. Этот стиль особенно утвердился во время наполеоновского правления. Строения создавались в четких пропорциях, как во времена импер-ского Рима, всюду встречалась военная атрибутика. Все это подчеркивало мощь империи Наполеона 1. Стиль франц. ар-ры в империи Наполеона 1 наз. ампир (империя). Шедевр франц. классицизма - Площадь Свободы в Париже( Габриэль). Зримым воплощением «лучших миров» для людей эпохи Пр. были сады и парки. Перед худ-ком впервые открылась возможность свободы наблюдения и тв-тва. Особенно модной была «галантная живопись», кот. изображала светских дам и кавалеров, портреты выдающихся просветителей (Ж.Б. Грез). Иск-во эпохи Пр. использовало старые стилистические формы классицизма, отражая при их помощи совершенно иное содержание. Классицизм означал подчинение чел-ка общ-ной системе. Развивающийся романтизм стремился к максимальному усилению индивидуального личностного начала. Представитель романтизма Ф. Гойя. Классицизм также оказал влияние на развитие музыки эпохи Пр. Вершиной муз. к-ры эпохи Пр. - тв-во Баха и Моцарта. Основоположником классицизма во французской музыке был Люлли. Эпоха Пр. является важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы соц.-полит. и к-рной жизни. 29. В 9-19вв. в восточной Европе сформировалось раннефеодальное гос-во - К.Р. с усилением соц-ного развития язычество перестает выполнять свою основную ф-ция, на смену ему приходит христианство. На Руси еще до прихода христианства зарождается письменность, складываутся моральные и правовые нормы, развивается ар-ра, скульптура. Древняя Русь славится деревянными скульптурами, в Киеве из дуба сооружен Софиефский собор, утонченности достигли ювелиры(браслеты, кольца, коралловые ожирелья). Популярной было музыка, особенно тв-во скоморохов. К 12-13вв. древнерусская культура достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной территории Вост. Европы. В К.Р. возник свой особенный жанр лит-ры - летопись. Известным истор. произведением и выдающейся леторпись среди сохранившихся есть «Повесть временных лет»(1113г. Нестор).Русские города стали соучастниками создания общеевропейского романского худ-ского стиля. В основе этих достижений - успехи в развитии материальной и духовной культуры предшествующего периода. Выдающееся развитие получило русское ремесло. Языческая Русь не знала храмового строительства. После принятия христианства по заказам гос-ва, князей в городах начинается каменное строительство. Русь оставила нам величественные памятники древнего зодчества: Богородицу Десятинную, Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Золотые ворота в Киеве, Владимире. Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Храм являл собой как бы уменьшенное отображение мироустройства. Внимание к сводчатым аркам определилось традицией, связанной с грандиозным символом неба - куполом. Все центральное пространство храма в плане образовывало крест. Особенность зодчества К.Р. проявлялось, с одной стороны, в следовании византийским традициям, с др. - сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей в ар-ре. Так, в 1 каменной церкви - Десятичной - наметились такие нехарактерные для Византии черты, как многокупольность, пирамидальность - это чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесенного на камень. Внутри храмы украшались фресками и мозаикой. Необходимым эл-том украшения были иконы. Где бы ни обучались русские худ-ки, они перенимали лишь технику, интересовались стилем. Уже в 12в. русские иконописцы создают оригинальные худ-ные композиции, неизвестные в Византии. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках. Эта икона стала своеобразным символом Руси. Худ. наследие К.Р. сохраняло значение в кач-ве образцов, которым стремились следовать. Возникали местные школы, в творчестве которых приемы и формы киевского искусства получили самостоятельное развитие. В целом, древнерусская цивилизация Киевского периода по своим типологическим чертам мало чем отличалась от раннефеодальных цивилизаций Зап. Европы. Их сближали преобладающие технологии материального производства, городской хар-р культуры, единообразие многих ценностных ориентаций. Православный хар-р русского христианства и тесные эк-ские, полит., к-рные связи с Византией, определили стилевую специфику цивилизации Др. Руси. В первые века К.Р. по многим культурным, ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как «дочернюю» зону византийской культуры, хотя по большинству форм общ-ного устройства и жизнедеятельности она была скорее ближе к Центр. Европе. 23. Глубокие изменения в соц.-полит. и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных эк-ских отношений обусловили основные доминанты культуры 18в. Особое место в этой исторической эпохе отразилось и в полученных ею эпитетах: «век разума», «эпоха Пр.». распространение идеалов протестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание интересов к научным и ф-фским знаниям за пределами лабораторий - это лишь некоторые наиболее значимые приметы времени. 18 в. громко заявляет о себе выдвигая новое понимание основных доминант человеческого бытия: отношение к Богу, общ-ву, гос-ву, др. людям и новое понимание самого человека. Эпоха Пр. по праву может быть названа «золотым веком утопии». Пр. прежде всего включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая полит. и соц. устои. Предписывая все св-ва чел- кой натуры воздействию окружающих обстоятельств или среды, ф-фия этой эпохи подталкивала к размышлению о таких условия сущ-ния, кот. способствовали торжеству добродетели и вселенского счастья. Никогда ранее европейская культура не рожала такого кол-ва романов, трактатов, описывающих идеальные общ-ва, пути их построения и установления. Даже в самых прагматических сочинениях того времени проглядывают черты утопии. Предложенный мыслителями 18в. идеал общ-ного устройства использовался для сокрушительной критики сущ- щего порядка вещей. в 18в. Франция становится гегемоном духовной жизни Европы. В ее ф-фии, лит-ре, иск-ве новые веяния проявляются с особой силой. Французскому образцу подражают в Испании, Германии, Польше, России, даже Англия признает авторитет французской культуры. 18в. отодвигает на 2 план как религиозные, так и нац. различия, обращаясь к чисто человеческому содержания культуры. Иск-во 18в. стремиться отойти от возвышенного к простому, соизмеримому с человеком в его повседневной жизнью. Эта «соизмеримость» появляется в ф-фии и в науке. Частная жизнь, интимные чувства и эмоции противопоставляется холодной официальности, фальшивой торжественности и претенциозной возвышенности. Для мыслителей эпохи Пр. был хар-рен универсализм тв-ских и жизненных интересов. Они сочетали ф-фские мысли с юношеской влюбленностью в поэзии, увлеченность естественнонаучными и матем-скими исследованиями - с постоянным участием в общ-но-полит. жизни своих стран. Эпоха Пр. является важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы соц.-полит. и к-рной жизни. 21. Термин «барокко»(химера) ввел швейцарский историк и ф-ф Буркхардт в конце 19в. Это направление западноевропейской культуры, которое сформировалось после кризиса Возрождения. Барокко означает общую тенденцию в динамизме, отражает мир в изменчивости и движении. 17в.переходит от классического восприятия к преимущественно живописному, от аспекта устойчивости пребывания к аспекту подвижности, протекания во времени. Для барокко присущ худ- стиль, который характеризуется аффектной динамикой, патетикой, ему присуща театральность, зрелищность, иллюзионизм, столкновение фантазии и реальности, широкое использование антитез, гипербол, сложных метафор, стремление к экзотике, к невиданному и необычному. Эстетика барокко утверждала метафоры. Барокко вошло в ар-ру и музыку, строительство и лит-ру, декоративное искусство. Широко распространено в Италии, Испании, Германии, Фландрии. Рим более всего город барокко. Хар-ной чертой ар-ры барокко есть фасад, ориентированный на живописную связь с внешним окружением (деление на ярусы, полуколонны, колонны), ар-рный фасад создает впечатление перетекаемости, густоты форм. В сооружениях стиля присутствует необычная сложность, в планах преобладают кривые линии, стены зданий выгибаются, из них как будто вырастают карнизы, окна отделаны разнообразными формами, ниши украшены статуями. Общая пышность и богатство дополняются скульптурой, главным образом аллегорическими группами, росписью, мраморной и бронзовой отделкой. Перспектива, анатомия и ракурсы перестали быть проблемой для худ-в барокко. Наиболее используемый эффект барокко - эффект оптической иллюзии. Выдающийся скульптор и ар-р барокко - Бернини Лоренцо (площадь перед собором Св. Петра), сделавший первую попытку изобразить динамику в статике. Еще одним представителем барокко был Караваджо, который был не принят католической церковью, а признан аристократией. Возникает целое направление в иск-ве караваджизм, повлиявшее на 18-19вв. Характерной чертой барокко были фонтаны. Одновременно разрастается садовое искусство, вокруг домов разбиваются сады. Много образцов барокковой ар-ры сохранилось во Львове. Это костел иезуитов( Якобо Бриано) и доминиканский костел (Ян де Витте), королевский арсенал (Павл Гродзицкий). Формирование и распространение культуры барокко ознаменовалось утверждением взглядов на жизнь как драму. Если жизнь представляется драмой, то надо приукрасить каждое ее мгновение, сделать ее не только духовной, но и чувственно насыщенной, поэтому трагизм мировосприятия барокко ограниченно переплетался с гедонизмом. 22.В 17 в. происходит мировоззренческая революция, рушится традиционная |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |