|
Культура древних цивилизаций (Шпаргалка)в этом периоде учения стоиков (основатель Зенон) и философия Эпикура( последователь Демокрита). В литературе в период эллинизма растет внимание к человеку. Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление правителей прославить мощь своих гос-в содействовали развитию ар-ры, особенно искусства городского планирования и виды искусства, связанные с украшением зданий - мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика.. Появились базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей, жилые дома. В обл. скульптуры в этот период существовало 3 школы. 1. Родосская школа(драматизм). Скульптурные группы «Лаокоон» и «Фарнезский бык». 2. Пергамская школа. Скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в Пергаме. 3. Александрийская школа. Образ богини Афродиты. Большого развития достигла живопись, особенно пейзажная. Культура эллинизма стала заключительным этапом в развитии культуры Др. Греции. 20. З. Фрейд. - создал новое направление в психологии и медицине - самокритика. Он назвал это психоанализом. Однако значение фр-ской концепции чел-ка выходит далеко за пределы медицины: ф-фское обобщение психоанализа - фрейдизм стало учением в сфере ф-фии и к-рологии. Фр. открыл в чел-ке бессознательное как самостоятельное, не зависящее от сознания безличное начало чел-ской души. При этом бессознательное активно вмешивается в чел- скую жизнь. Фр. считает лишь иллюзией, что нашей жизнью руководит наше «Я». Фр. наз. это бессознательное начало «Оно» и полагает, что наше «Я» есть лишь игрушка в руках этой древней психической силы. Фр-ское «Оно» имеет чисто природное происхождение, в нем сосредоточены все первичные влечения чел-ка. Эти первичные влечения сводятся к 2: - сексуальные желания, - влечение к смерти, т.е. влечение к разрушению. Наше «Я», стремящееся выжить в мире природы и общ-ва, все время сталкивается с безрассудной силой «Оно». «Я» руководствуется принципом реальности, а «Оно» целиком исходит из принципа удовольствия. Отсюда неизбежная борьба между «Я» и «Оно». Фр. открывает «хитрость бессознательного», способного проводить в жизнь свои влечения, маскируя их под сознательные решения «Я». Но человек способен выжить лишь постольку, поскольку разум и к-ра могут подчинять «Оно» своим целям. Фр. указывает на способ, кот. к-ра проводит в жизнь свои цели, не совпадающие с примитивными влечениями «Оно». Этот способ Фр. назвал сублимация. Если имеет место сублимация, то примитивные влечения «Оно» обретают форму влечения к познанию, иск-ву, высокому идеалу. При этом к-ра по Фр. выражает систему общ-ных норм и всегда стоит над отдельным чел-ком. К-ра может руководить чел-ком лишь постольку, поскольку она сама стала частью его бессознательного, оформилась в качестве особой бессознательной установки. Эту установку Фр. наз. «Сверх Я». Чел-кое «Я» по Фр. замкнуто между 2 противоположными полюсами - природной стихией и требованием к-ры. Если к-ра требует от чел-ка больше, чем он может, то у индивида это вызывает бунт или невроз, либо делает его несчастным. К-ра делает жизнь более безопасной, блокируя чел-кие инстинкты, агрессивность, но платой оказывается псих. здоровье чел-ка, кот. разрывается между природной псих. стихией и к-рными нормами, между сексуальностью и социальностью, агрессивностью и моралью. Учение Фр. оказало огромное влияние на развитие науки и к-ры 20в. Юнг обнаружил типичные образы, являвшиеся его пациентам в снах и видениях. Эти образы совпадали с символами, проходящими через всю историю мир. к-ры. Самое удивительное, что большинство пациентов Юнга не могли знать в силу своего образования про эти достаточно сложные к-рные символы. Эти символические образы не пришли из вне и не изобретались сознательно, след-но можно сделать вывод, что они рождены общим для всех людей бессознательным, Юнг наз. это кол-вным бессознательным. По Юнгу кол- вное бессознательное имеет к-рное происхождение, но передается по наследству биологическим путем. Юнг считает, что основа души все же может жить в мире с к-рой, не разделяя мнения Фр. об из противоречии. Нельзя укротить «демонов души», но их можно приручить, сделать их проявление относительно безопасным и даже поставить их на службу к-ре. Поэтому европ. к-ра должна измениться, чтобы восстановить утраченное единство чел-кой души, что однако вовсе не означает погружения в бессознательное и полное подчинение его архаическим мотивам. Юнг раскрыл органическую связь к-ры и чел-кого бессознательного. История к-ры и ее символического мира предстала как осуществление бессознательных основ души. Концепция игровой к-ры - одна из самых распространенных концепций мир. к-ры. Один из ярких представителей этой концепции Й. Хейзинга. Игра в его концепции - это к-рно-историческая универсалия. Традицию истолкования ис-ва из игры как спонтанной деятельности, кот. приятна сама по себе независимо от какой-либо цели. Игра сопровождает к-ру на всем протяжении ее истории и хар-ризует многие к-рные формы. Культуроформирующее св-во игры связано с тем, что для изменения окр. среды посредством любой материальной действительности чел-к должен был совершить предварительно аналогичную работу в своем воображении, т.е. проиграть деятельностный процесс. Но Хейзинга не сводит игровой эл-т только к духовному проявлению, он присутствует и во всех сферах материальной к-ры и определят содержание его форм. Анализ соврем. к-рного состояния в аспект игры предпринял испанский философ Х. Ортага-и-Гассет. Являясь критиком массовой к-ры, захлестнувшей Европу в нынешнем столетии он противопоставляет ей подлинную «живую» к-ру, кот. чел-к делает личным достоянием, обращаясь к ней в силу внутренней потребности. Хар-ка «живой» к- ры, данная испанским ф-фом, созвучна критериям игры Хейзинга. Сущность к-ры по мнению этих мыслителей составляют спонтанность и отсутствие прагматической установки. Из конкретных эл-тов такой к-ры складывается элитарный пласт к-рного процесса, противостоящий натиску массовой к-ры. 14.Сред.и веками в к-рологии наз. длительный период( охватывает более тысячелетия ) в истории Зап. Европы между античностью и новым временем. выделяют 3 периода развития: 1) Раннее средневековье - новые западные европейцы принимали христианство, кот. в Р. было гос-ной религией, на территории бывшей римской империи формировались новые гос. формирования, создававшиеся варварами. Р-ская империя распалась на множество герцогств, графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих уделов. Их властители были вполне суверенными хозяевами и не подчинялись никаким импер-рам или королям. Официальной идеологией католицизма становится аскетизм. В большинстве гос-в Зап. Европы еще сохраняются традиции античной духовной к- ры. Школы, сущ-щие при монастырях, культивировали «7 свободных искусств», ориентируясь на те знания, кот. требовало феодальное общество. В школах сохранялось латинское богослужение, латинский язык с эл-тами лит-рного образования, необходимый для усвоения Писания; 2) Высокое(классическое) средневековье - Европа начала преодолевать затруднения Раннего периода и возрождаться. С 5в. сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные гос. структуры и собирать сильные армии. В рез-те зап. христиане завоевали господство на средиземном море и его о-вах. Наступившая стабильность обеспечила быстрый подъем городов и общей эк-ки. Общ-во утратило черты варварства, в городах расцветает духовная жизнь. На базе традиций Др. Рима и варварских племен возникло романское, а затем готическое иск-во, развивались театр, музыка скульптура, живопись и лит-ра. Ученые получили возможность с трудами античных греч. и эллинистических ф- фов, прежде всего Аристотеля. Впоследствии зародилась ф-фская система средневековья схоластика - тип религиозной ф-фии, для которой хар-рно подчинение теологии. В центре внимания теологов было соотношение веры и знания. С именем П. Абеляра связывают появление понятия свободомыслия.; 3) Позднее средневековье - продолжилось формирование европ. к-ры, но ход его был далеко не гладким. Зап. Европа неоднократно переживала великий голод, многочисленные эпидемии принесли много чел-ких жертв. Сильно замедлила развитие к-ры столетняя война. Но после войны наладилось ремесло, с/х и торговля, возникли новые условия для подъема духовной жизни науки, ф-фии, иск-ва, особенно в Сев. Италии. Это вело к так наз. Воз-нию или Р-су. В Зап. Европе происходят глубокие соц.-к-рные изменения. Средневековая символика нашла свое отражение в ар-ре и христианской литургии. Доминирующим принципом в ар-ре стала символика числа. В религиозных обрядах используются эл-ты театра. В 10в. появляются народные путешествующие актеры и певцы. Праздники карнавального типа были распространены по всей Европе, но особенного разнообразия форм они достигли в романских странах(Франция). Против монополии церкви в духовной сфере впервые выступила новая городская к-ра. С развитием образования в городах и замках складывается светская к-ра, отделившаяся от церковной. Во Франции и Германии развивается придворно-рыцанская лит-ра, направленная своим смыслом против аскетизма церковной лит-ры. Основные ее жанры - лирика и роман. В них воспевали высокие чувства к даме сердца. Первыми куртуазными лириками были трубадуры( провансальские поэты-певцы). Влияние народного творчества отразилось в эпоса средневековья. 15. Романский. Ар-ра. Первым самостоятельным специфически европейским худ. стилем средневековой Европы был романский. Он возник в рез-те синтеза остатков худ. к-ры Рима и варварских племен. Сначала это был пра-романский стиль. В конце пра-романского периода эл-ты романского стиля смешивались с византийскими, ближневосточными, сирийскими, германскими, кельтскими, с чертами др. сев. Племен. Эти влияния создали в Зап. Европе множество локальных стилей, получивших имя романского. Ар-ра 5-8в. обычно проста, исключение - здания в Равенне(Италия). Во многих регионах этот стиль был продолжением раннехристианского иск-ва. Отличается округлыми или многоугольными соборными церквями - собор Сан Витало в Равенне и восьмиугольная дворцовая капелла, построенная Карлом Великим в Ай-ля- Капелле, в наст. Время Аахен, Германия. Одним из творений каролингских ар- ров стал вестворк, многоэтажный входной фасад. Конструировались также здания в монастырском стиле. Монастырские комплексы представлены в Сент- Галле(Швейцария) на о-ве Райхенау и в Монте-Кассино(Италия). Достижением ар- ров была разработка зданий с каменными вольтами. Гл. причиной для их разработки была необходимость замены легко воспламенявшихся деревянных перекрытий пра-романских зданий. Скульптура. Большинство скульптур было интегрировано в церковную ар-ру и служило как структурным, конструктивным, так и эстетическим целям. Во французских романских соборах Прованса, Бургундии, Аквитании множество фигур размещалось на фасадах, а статуи на колоннах, подчеркивая поддерживающие эл-ты. Живопись, это украшение ар-рных памятников, тиках как колонны с абстрактными орнаментами и украшение стен с изображением висящих тканей или библейских сюжетов. Мозаика также как и живопись была в основном византийским приемом и широко использовалась в оформлении итальянских романских церквей(собор св. Марка , Венеция и сицилианские церкви в Цефалу и Монреале). Искусство. Худ-ки достигли высокого уровня в иллюстрировании рукописей. Произведения английской школы иллюстрирования рукописей отличается геометрическим переплетением узоров в заглавных буквах, рамках. Рисунки заглавных букв часто оживляются фигурами людей, птиц и чудовищ. Региональные школы иллюстрирования рукописей в Юж. И Вос. Европе развивали специфические стили, напр., копии Апокалипсиса, Беаты. Пра-романская и романская обработка металлов - использовалась для создания церковной утвари, для религиозных ритуалов. Другие металлические изделия этого периода - ранние кельтские филигранные ювелирные украшения и серебренные предметы, а также замечательные эмали. Знаменитыми мастерами по металлу были Роже и Изгельмарсхаузена, германец, известный своими бронзовыми изделиями, и франц. Эмальер Годфруа де Клер. Самым известным примером романского текстильного произведения явл. вышивка 11в., наз. «Гобелен из Байя». Готика. Романский стиль по мере развития общества постепенно переходит в новый - готический. Готическое ис-во возникло во Франции. Основным представителем и выразителем готического периода была ар- ра. Огромное число памятников готики были светскими, хотя готический стиль обслуживал прежде всего церковь, кот. и обеспечивала развитие этой новой ар- ры, способствовала ее полнейшей реализации. Хар-рным признаком готического стиля есть ребристые своды, которые включали в себя стройные каменные арки и позволили решить многие ар-рные проблемы, т.к. были легкими, тонкими и универсальными и могли располагаться диагонально, поперек и продольно. С приходом свода изменилась конструкция, форма, планировка и интерьеры соборов. Первым был собор Парижской богоматери. В 1194г. был заложен собор в Шартре, что считается началом периода высокой готики. Кульминацией этой эпохи стал собор в Реймсе. Ажурные перегородки - характерная черта ар-ры поздней готики, были изобретением первого ар-ра реймского собора. Скульптура. Изображались в кач-ве украшений фигуры из камня, олицетворявшие догматы и верования католической церкви. Скульптура по своему хар-ру была преимущественно ар-рной. С 1180г. романская стилизация начинает переходить в новую, когда статуя начинает переходить в ощущение грации, извилистости и свободы движения (серия скульптур Шартрского собора). В своем развитии скульптура готики сопровождалась появлением натурализма. 16. Эпоха В. рассматривается как переход от средних веков, от феодального к буржуазному общ-ву. Появляются мануфактуры, развивается банковское дело, междунар. торговля. Формируется научная картина мира на открытиях в обл. астрономии. Ученые эпохи: Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей. Ренессанс - эпоха великих открытий. Известные первооткрыватели - Колумб, Магеллан. Были открыты 2 богатых континента. Наивысшей точки развития к-ра Ренессанса достигает в 16в. В утверждаемой системе ценностей духовной к-ры в целом выдвигаются идеи г-зма. Г-зм Р. - это такое мышление, для кот. хар-рны свободолюбие и светский индивидуализм. Понятие «г-зм» в ф-фской лит-ре имеет 2 значения: 1) в широком смысле - система идей и взглядов на чел-ка как наивысшую ценность; 2)в узком - прогрессивное течение западноевропейской культуры эпохи В., направленное на утверждение внимания к достоинству ч-ка. Г-зм развивается как идейное движение, захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворцах тиранов, проникает в высшие религиозные сферы, становится мощным орудием политиков, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков худ-ков и скульпторов, складывается новая светская интнллегенция. Г- сты вносят в духовную к-ру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух, раскрывают безграничные возможности чел-ка. Они выступают против цензуры церковной, формируют чел-ка предприимчивого, активного, инициативного, чел-к уже сам кует свою судьбу. Г-зм как принцип к-ры базируется на антропоцентричной картине мира. Утверждается новый центр - могучая и прекрасная личность. 1 поэт нового времени - Данте Алигьери. Позиции его взглядов развил Франческа Петрарка, ф- ф и поэт, кот. считают основателем г-кого движения в Италии. Известное влияние на г-кое движение оказал итальянский демократ К. Салютати. Известны работы Джаноццо Манетти(«О достоинстве и превосходстве человека»), Лоренцо Валла (трактат «О наслаждении»), Пико делла Мирандолла(«О достоинстве человека»). Важную роль в утверждении г-ких идей сыграла Платоновская Академия во Флоренции. Г-сты В-ния убеждены в том, что чел-к как и бог обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и общ-вом, делая правильный выбор. Г-сты уделяли внимание изучению древних языков, они основали классическую филологию. Г-сты критиковали всю средневековую схоластику. Схоластической системе образования они противопоставили воспитание, кот. развивает чел-ка умственно и физически, формирует у нее высокие моральные кач-ва. Но становление и расцвет г-зма глубоко противоречивы. Добро и зло переплетались самым причудливым образом. Развивается наука, поэзия, ар-ра, изобразительные иск-ва. Но проблемы общ- ных отношений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами. Вошло в историю семейство Борджиа во главе с папой Александром 7 - убийцей, грабителем и развратником, но наделенным блестящим талантом гос-ного деятеля. Гармония в соц. устройстве не была достигнута, страсти овладевали отдельными личностями, побуждая их действовать не останавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях. 28.Модернизм Объединяя мн-во самостоятельных направлений (сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм, абстракционизм, и т.д.) эта худ.-эстетическая сис-ма стала одним из глав. путей творческих исканий творцов 20 века. Сущ.3 пути развития М: 1) до 1-й мир. войны -зарождение; 2) м-ду мир. войнами- усиление М. течений в иск-ве; 3) после 2-й мир. - активизация поиска выхода из дух. кризиса. М-сты интересовались созданием нов. форм, противопоставленных гармоническим формам клас. иск-ва, а так же акцентировали внимание на субъективности м-кого миропонимания. Первые м-сты были приверженцами дух. революции. внутри М. направления был принцип историзма. М-сты отрицают духовно-нравственные «абсолюты».Они пытаются возродить мифотворческий метод. Идеи мистической «соборности» и «мифотворчества» отразились в символизм. Символисты отвергали традиции клас. поэзии и строили свой « новый» язык на основе древ. архаичных образов, стремились выразить объективное косвенным путем. Представители :Валери, Элиот, Иванов, Хлебников, ранний Блок. Др. группировки м-ской поэзии стали на путь полного разрыва с поэтической традицией, бунта против привычных норм стихотворной речи. Иманженизм (образ)-передавал непосредственные эпические впечатления, соединение метафор и образов, логически мало связанных, стихи превращались в «каталоги образов». Сущ. в Америке и Англии. Футуризм (будущее)объявлял чел-кие чув-ва , идеалы любви , счастья, добра-«слабостями», провозглашая критериями прекрасного «энергию», «силу» ,«скорость». Развивался в Италии, России и Франции. Экспрессионизм(выражение) показывал мир в столкновении контраста, преувеличенной резкости изломанных линий, замещающих реальное многообразие деталей и красок нервной дисгармонии, неестественностью пропорций. Значительное влияние на экспрессионизм оказало творчество Винсента Ван Гога. Сущ. в Германии и Австрии. Поэты М.: В. Маяковский, Арагон, Бехер, Гарсия Лорка и др. М-ская проза -австриец Франц Кафка. Мир представляется ему враждебным чел-ку, бессильному и обреченному страдать. Его произведения: «Процесс», «Замок», «Америка»представляют мир , где чел-к подвластен священным, но недоступным пониманию закона. На представления Кафки похожи работы экзистенциалистов, но они пытаются сделать обязательной концепцию чел-ка, кот. сам определяет свои нормы поведения и поступки.Сущ. во Франции. Представители: Сартр, Камю, Малеро, Голдинг. Живопись м-стов строится «от обратного», совершая путь противоположный канонам худ. твор- ва. Эта эстетика отразилась в твор-ве фран. художников, прозванных Матиссом кубистами. Худ. кубизма был Пабло Пикассо с его картиной «Авенские девицы» нач. история кубизма. Отличием кубизма стало создание нов. понятия Красоты. Абстракционизм как направление м-ской живописи побуждал к поиску нового, неведомого. Основатель - В. Кандинский, считал, что он поможет прорваться внутрь сквозь внешнее. К. Малевич- ведущий представитель абстр.(картина «Черный квадрат на белом фоне» ). М-ское течение живописи 20 в. -сюрреализм. Представители: Миро, Эрнст, Массон. Ярко выражен сюрреализм в иск-ве Дали. Его иск-во апокалиптично. Гармония разрушилась ,смешалась в беспорядке. Идеи трагедийного театра принадлежат англ. реформатору Г. Крэгу. Противоположность этой концепции театра - манифест нем. драматурга Б. Брехта- основателя эпического театра. В 20 годы развивается кино. Значительными явл. эксперименты рус. кинорежиссера С. Эйзенштейна, кот. представлял иск-во как замену смысла языком жестов. Авангардизм. Углубление к-рного кризиса привело к появлению новых форм авангардизма во 2 половине 20 в., кот. определялись как антииск-во. Условно их можно объединить в понятие «концептуальное иск-во», кот. рассматривается как способ демонстрации понятий, употребляющихся в разных областях знаний. В концептуальном иск-ве выделяют течения: боди-арт, ленд- арт , пеформенс, видеоарт. Это иск-во антиэстетично, оно отказывается от правил худ. логики. 17.В эволюции В. выделяют 3 этапа: 1) Проторенессанс, 2) Ранний Р., 3)Высокое В. Первым, кто сформулировал понятие В. был Джорджо Вазари(«Жизнеописание знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»). Первые признаки В. начинают проявляться по Вазари с конца 13 в. в работах Чимабуэ и Джотто. Они отбросили Византийские приемы и возвратились к античным традициям. Предпосылкой к возникновению Р. было выгодное геог. положение Италии. В иск-ве Р. чел-к стал реальной и независимой ценностью. В архитектуре это проявляется не только в очеловечивании пропорций зданий, но и в создании идей этажа. Проторенессанс- это подготовка к В. ,он был тесно связан со средневековьем. Родоначальником нов. Итальянского стиля считают Чимабуэ. Ему удалось выйти за пределы византийского канона и предопределить новые живописные формы. Проторенессанс связывают с именем Джотто ди Бонде, кот. предопределил путь развития Р.: динамику, драматичность повествования, переход от плоскостных изображений к объемным и рельефам. Новая концепция живописи основывается на перспективе и объемной трактовке пластической фигуры. Гл. центром итл. ПротоР. была Флоренция. Хар-рные черты мировосприятия этого времени присущи лит-ре, особенно в работах поэта гуманиста Данте Алигьери(«Новая жизнь»и «Божественная комедия»). Широкое признание получает творчество Ф. Петрарки, считающегося первым гуманистом Европы («Канцоньерэ»). Значительный вклад сделал писатель гуманист Джовани Боккаччо, развивавший итл. лит-рный язык на основе народного(«Декамерон»). Раннее В.15в. На 1 план выдвигается ярко выраженная чел-кая личность. Живопись и скульптура отделяются от ар-уры. Живопись этого периода производит скульптурное впечатление. Мастера Р.В. стремились восстановить предметность мира , подчеркивая объемность , четкость форм. Худ-ки 15в. открывают законы перспективы, строят многофигурные композиции, но они используют только линейную композицию. Основатели. Р В. :Мазаччо, |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |