|
Культура Византии от Времен Константина Великого и до Крестовых Походов (1081 год)Среди энциклопедий, появившихся при Константине VII, было знаменитое собрание Житий святых, составленное Симеоном Метафрстом. К началу Х века относятся также «Палатинская антология» (Anthologia Palatina), составленная Константином Кефаласом. Ко времени Константина Багрянородного относится составление знаменитого «Лексикона Суды» (Suidas). Какая-либо информация об авторе произведения отсутствует. Этот сборник является ценнейшим источником в связи с тем, что в него вошли литературные и исторические статьи по поводу не дошедших до нас сочинений. Другой значительной фигурой периода был епископ Кесарийский Арефа, живший в начале Х века. Особо знамениты его греческий комментарий на Апокалипсис, первый из известных, схолии к Платону, Лукиану и Евсевию, ценное собрание писем, сохранившееся в одной из рукописей, хранящихся в Москве. Лев Диакон, современник ВасилияII и очевидец событий болгарской войны, оставил историю в 10 книгах, охватывающий период 959 – 975 годов и содержащую рассказ об арабской, болгарской и русской компаниях империи. Эта «История» ценна тем, что является единственным греческим источником, современным описываемым событиям. Это сочинение также содержит большое количество информации о Святославе и его войне с греками. Среди хронистов этого времени следует упомянуть анонимного продолжателя труда Феофана Исповедника (Theophanes Continuatus), описавшего события с 813 года по 961 на основе сочинений Генесия, Константина Багрянородного и продолжателя Георгия Амартола. В качестве одной из версий по вопросу авторства этого труда выдвигается Феодор Дафнопат. Группа хронистов Х века представлена четырьмя именами – Львом Грамматиком, Феодосием Мелитенским, анонимным Продолжателем Георгия Амартола, Симеоном Магистром и Логофетом. Все они были копиистами, сокращавшими и перерабатывавшими Хронику Симеона Логофета, полный текст которой до сих пор не опубликован, не смотря на существование древнерусского перевода. К Х веку относится также весьма интересная фигура в византийской литературе – Иоанн Кириот, обычно известный под своим прозвищем – Геометр. От него осталась коллекция эпиграмм и приуроченных к определенному случаю (occasional) поэм, сочинения в стихах об аскетизме («Рай») и несколько гимнов в честь Богородицы. Первые два типа трудов тесно связаны с важнейшими политическими событиями того времени, такими как смерть Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия, восстания Варды Склира и Варды Фоки в поэме «Восстание», болгарская война и т.д. Все они имеют немалое значение для исследователя данного периода. Одним из лучших византийских поэтов периода был Христофор Митиленский, блиставший в первой половине XI века. Его короткие сочинения, написанные в форме эпиграмм или обращений к различным лицам, включая современных ему императоров, отличаются изяществом вкуса и тонким умом. Период Македонской династии, особенно Х век, рассматривается как период расцвета византийской эпической поэзии и византийских народных песен, главным герое которых был Василий Дигенис Акрит. Этот эпический герой проводит всю жизнь в борьбе с мусульманами и апелатами («Те, кто угоняет скот»). Византийские исследователи полагали, что истинное событие, на котором основано повествование, произошло в середине Х века в Кападокии в области Евфрата. В эпосе Дигенис совершает великие подвиги и сражается за христиан и за империю, православие и Романия (Византийская империя) при этом неразделимы. Как это не парадоксально прототипом Дигениса был не христианин, а полулегендарный борец за исламскую веру Сайид Баттал Гази. Имя Дигениса Акрита оставалось популярным и в последующие периоды. Так поэт XII века Феодор Продром, когда пытался воздать должную похвалу императору Мануилу Комнину, назвал его «новым Акритом». Цикл о Дигенисе представляет собой всеобъемлющую картину византийского мира в Малой Азии и пограничных областях. Сейчас практически очевидно, что историческим прототипом Дигениса был Диоген. Интеллектуальная и художественная жизнь империи продолжала развиваться в Македонский период по всем направлениям. Среди значительных писателей этого времени был Михаил Атталиат. Его сохранившиеся сочинения относятся к области истории и юриспруденции. Его история, охватывающая период 1034 –1079 годов, дает представление о времени последних Македонских правителей и смутного периода. Юридический трактат Михаила Атталиата представляет краткий общедоступный учебник права. Весьма ценная информация о культурной жизни византийской империи в XI веке содержится в уставе, составленном Михаилом для богадельни и монастыря, которые он основал. Просвещение В Х веке, когда византийская цивилизация переживала время блестящего подъема, представители варварского Запада приезжали на Босфор за образованием. Однако, в конце Х и начале XI века, когда все внимание империи было сосредоточено на военных компаниях, интеллектуальная и творческая активность немного упала. Правивший в то время император Василий II относился к ученым с презрением. Отдельные личности, тем не менее продолжали усердно работать. Высшее образование с государственной поддержкой на широкой основе возрождается только в середине XI века при Константине Мономахе. Вместе с этим начались и горячие диспуты о сущности реформы высшей школы. Основная борьба развернулась между сторонниками юридической и философской школы. Император нашел хороший способ выйти из этой ситуации, организовав философский факультет и школу права. Основание университета произошло в 1045 году. Философское его отделение возглавил знаменитый ученый и писатель Пселлом. Юридическую школу возглавил Иоанн Ксифилин. Как и ранее, образование было бесплатным. Прием был свободным для всех тех, кто хотел поступить, вне зависимости от социального и экономического статуса, единственным требованием был достаточный уровень подготовки. Юридическая школа имела четко выраженные практические цели, так как от не ждали подготовки искусных чиновников, знакомых с законами империи. Архитектура Расцвет в развитии архитектуры периода пришелся на правление императора Василия I, вошедшего в византийскую историю как великий строитель. По его распоряжению была возведена Новая Церковь. Также был построен новый дворец Кенургий, украшенный блестящими мозаиками. Были восстановлены и украшены Св. София и церковь Святых Апостолов. Основным центром архитектурной жизни был город Константинополь, однако в византийских провинциях этого времени также сохранились важные памятники искусства – церковь Скрипу (874 год) в Беотии, группа церквей на Афоне (Х – начало XI века), церковь св. Луки Стириса в Фокиде (начало XI века), церковь Неа Мони на Хиосе (середина XI века), церковь монастыря Дафни в Аттике (конец XI века). В Малой Азии многочисленные скальные церкви в Каппадокии сохранили большое количество весьма интересных фресок, некоторые из которых относятся к IX. X и XI векам. Музыка и Театр Важным компонентом византийского искусства являлась музыка. В ней сочетались авторитарность с демократизмом, античность с древнееврейскими традициями. Новый этап в ее развитии связан с принятием христианства. Религиозная музыка, получившая широкое распространение, сосуществовала с народной, корни которой уходили в языческие времена. Становление христианской религии, споры отцов Церкви о новой духовности, о месте музыки в богослужении, в миросозерцании и жизни приводят к появлению христианской литургии и развитию новых жанров вокального искусства. С утверждением же христианской морали музыка стала выделяться из остальных видов искусства. Она должна была не только выражать идею универсальности мира, но и устремлять человеческие души к единой высшей цели. Теологи считали музыку важнейшим элементом мироздания, средством воздействия на человеческую душу. Возникновение византийского музыкознания тесно было связано с древнегреческой традицией. Следует особо отметить влияние пифагорейской и платоновской философии. Но средневековые теоретики музыки своеобразно переломили античное учение о внутреннем строе музыки и о характере ее воздействия на человека. По их мнению, музыка связана с нравственным состоянием души, а плохая музыка способна привести к порче нравов, упадку духа, даже к безумию. Византийской музыке, как и античной, была чужда тесная связь между теорией и практикой музицирования. Наши представления о ранневизантийской музыкальной культуре несколько фрагментарны. Известно, что основными жанрами были: псалмы, гимны, духовные песни. Со временем изменяется литургия, происходит ее унификация. В нее вводится чередование хоров (антифонное пение), более изысканной становится вокальная культура, богослужение становится более пышным, широкое распространение получают юбиляции и другие музыкальные формы. Музыка всё больше включается в формирующийся культ. Она повсеместно распространялась, проникая в повседневную жизнь, быт, поощрялась государством, Церковью. Для подготовки музыкантов были созданы специальные школы, появилась возможность нотной фиксации. Светская музыка, особенно инструментальная из-за своих языческих корней, Церковью отрицается и даже запрещается. Поэтому до исследователей она не дошла, о ней можно судить только на основании косвенных данных. И, тем не менее, несмотря на все попытки регламентации культовой музыки, она была подвержена светскому влиянию, новым тенденциям, связана с национальными и народными традициями. В первую очередь музыка являлась составной частью богослужения. Трактат «О церемониях» и другие источники свидетельствуют, что на одну мелодию пелось от 5 до 22 различных текстов. При этом, вероятно, существовала жесткая соотнесенность между группой текстов и мелодией. Разнообразие достигалось в основном варьированием исполнения. Как взаимодействовали византийские композиторы, поэты и исполнители, судить трудно. Возникают сложности и в изучении музыкальных инструментов. Источники свидетельствуют, что в ранневизантийский период особая роль принадлежала органу, имевшему несколько разновидностей; основными были гидравлический и воздушный. Императорские процессии часто сопровождались целыми оркестрами, в которые входили трубачи, горнисты, цимбалисты, флейтисты. Кроме литургических жанров существовали и другие. Например, антифонное пение (исполнение произведения поочередно двумя хорами или солистом и хором), акламации (песнопение, прославляющие императора, членов императорской семьи, государственных и духовных сановников), кондак, просуществовавший до VII века, затем его заменил канон. С середины VII столетия Церковь активно боролась с многочисленными жанрами народной музыки (лигисма, теретисма и другие). Поскольку прихожане, а то и церковные певчие нередко использовали интонации народных песен в музыке богослужений, VI Вселенский собор принял постановление: «Мы желаем, чтобы присутствующие в церкви не применяли бессмысленных воплей, не принуждали (свое) естество к крикам, не добавляли не подобающих и не свойственных Церкви (звучаний), а с великим вниманием и благочестием возносили псалмодии». Оградить официальную музыку от этого влияния могло только создание специального музыкально-поэтического искусства. Во второй половине VII — Х в. была упорядочена литургия. В церковный обиход были введены новые песнопения, произошли систематизация и регламентация репертуара, канонизация ладотональной системы. Исполнение религиозных песнопений было распределено между восемью последовательными воскресеньями; византийская традиция приписывает создание этой системы Иоанну Дамаскину. Упорядочению богослужения способствовало и закрепление в практике определенных жанров: псалом, антифон. С середины VII в. самым популярным жанром становится канон – музыкально-поэтическая композиция, исполнявшаяся во время утренней службы. Канон содержал девять разделов, называвшихся одами. Каждая ода представляла собой поэтический пересказ девяти библейских песен. Другим популярным жанром стал тропарь, первоначально представлявший собой краткую молитву, следовавшую за стихом какого-либо псалма. Позднее он становится основной составной частью гимнографии. Усложняется организационное и художественное руководство хором. Появляется канонарх – монах, который ударами палки призывал братию к пению и суфлировал им; доместики осуществляли художественное обучение хоров, дирижировали, исполняли сольные партии. Певчие для хора воспитывались с детства при церквях и монастырях. Обширность и разнообразие музыкального репертуара привели к созданию литургических книг — рукописных сборников, в которых фиксировались песнопения («Стихирий», «Ирмолог»). Сложилась система нотаций – знаков, дающих певцу возможность восстановить в памяти основные мелодические контуры произведения. Важное место отводилось музыке в жизни византийской армии, которая заимствовала многое из военной музыки римлян. Исполнялась она букциной и ее разновидностью – скиталием, трубой и ручным барабаном. Со второй половины IX века в византийском обществе возобновляется интерес к античной музыкальной культуре. Он был связан со стремлением византийцев понять духовные достижения древности и осознать себя наследниками греков и римлян. В конечном счете византийская Церковь всё-таки добилась желаемого результата: религиозная музыка заняла доминирующее положение в музыкальной культуре империи. Подобное положение сложилось и в театральном искусстве. Театр эпохи эллинизма не устраивал христианскую Церковь, и она нашла для театрального зрелища новые формы и применение. Элементы театрализованных действий вошли в богослужение, сделав его более эмоциональным и впечатляющим. В литургию стали вводить диалоги на евангельские темы. Священники осваивают ряд сценических приемов (жесты, мимику, манеру говорить, двигаться и т.п.). Качественно новый момент в отношениях Церкви с театром наступает с появлением литургической драмы – мистерии. Содержанием мистерий были различные эпизоды из Ветхого и Нового Заветов. Показывали их обычно в дни крупных церковных праздников. В ХI – XII веках в Византии мистерия практически полностью вытеснила светский театр, хотя он продолжал существовать. Изобразительное Искусство и Иконопись Византийское изобразительное искусство было представлено прежде всего монументальной живописью и иконописью, которые в своем развитии прошли те же этапы становления, расцвета и упадка, что и вся художественная культура. Целью византийской художественной системы было создание на земле некоего образа небесного мира. Добиться этого можно было, только соединяя архитектуру с живописной росписью. В переходный период происходит разрушение старых изобразительных форм и определяются направления поиска новых решений и нового художественного языка, способного передать христианские идеалы. Эти поиски осуществляются и в церковной мозаике, и во фресковой живописи, и в иконописи, и в книжной миниатюре. Христианские богословы и художники уже сосредоточили внимание на разработке иконографического канона. Преобладающими в раннехристианском искусстве Византии стали символика и геометрический орнамент, почерпнутые с Востока. Крупнейшим центром формирования изобразительного искусства была Александрия, но не только она. Значительное воздействие на византийскую культуру оказали и памятники сиро-палестинского круга. Иконопись как особый вид христианского искусства появилась в V веке. Церковь санкционировала ее существование в VI столетии. Как предмет культа икона получила особое значение у восточных христиан. Но случилось это далеко не сразу. Причиной стал официальный запрет изображать Бога (императорский указ 572 г.); затем развилось движение иконоборчества. Этим был вызван упадок традиций изобразительного искусства византийской культуры. Однако именно в этот период – отчасти в ходе полемики с иконоборцами – произошло формирование византийской теории образа, изображения, иконы. Впоследствии на этой основе сформировалась теоретическая база всего византийского, а вслед за ним и старославянского, и древнегрузинского, и, отчасти, средневекового западного искусства. Среди первых защитников иконописи был известный византийский богослов, философ и поэт Иоанн Дамаскин (около 675 – около 754 года). По Дамаскину, сущностной характеристикой образа является подобие его прототипу по основным его параметрам. Образ близок к оригиналу, но не является его копией. Дамаскин считает, что изображено может быть практически всё – весь универсум, и, прежде всего, видимое глазу. Что касается образа Бога, то невидимого и неописуемого Бога написать невозможно, но Бога, воплотившегося, вочеловечившегося не только можно, но и необходимо изображать. Иконопочитатели доказывали, что Писание запрещает изображать только Бога бестелесного, и призывали живописцев изображать все события земной жизни Христа. Но художник должен следовать канону – правилам иконографии, диктовавшим композицию, тип фигур и лиц, основы цветового решения. Канон в известной мере обуславливал и образный строй, и основные сюжеты иконописи – Рождество Христа, Крещение в Иордане, Преображение на Фаворе, страдания, смерть, и символы Его Божественной природы – спасительный крест, гроб, и т.п. Так, тип Оранты (стоящая фигура с распростертыми руками) предопределял торжественность и величие, тип изображения Богоматери с прижавшимся к ней Младенцем и т.д. Икона-образ становится предметом поклонения. С появлением в христианской иконописи изображений святых и персонажей Писания объединяются две культовые функции – поминовение и поклонение. Число дошедших до нас ранневизантийских икон невелико. Все они датируются VI – VII веками (например, иконы монастыря Св. Екатерины на Синае). Изображение в этот период было, как правило, плоскостное. Основной их чертой кажется отсутствие внутренней динамики и предпочтение число внешних связей: образ – зритель. На монументальное искусство также оказали влияние идеи отцов Церкви, видевших в образе важное связующее человека с Богом звено. Излюбленной техникой была мозаика. Монументальная мозаика украшала стены и перекрытия церковных и светских зданий. Характерной ее особенностью можно считать употребление смальты. В цветовой гамме господствовал ярко-зеленый и золотой тона. Ярко- зеленая поверхность олицетворяла землю, фоном служил золотой цвет; одежды ангелов – белые, пурпурные одежды олицетворяли власть и т.п. Наиболее известными памятниками этого периода являются мозаичные ансамбли церкви Святого Георгия в Салониках, церквей Равенны. Одним из видов изобразительного искусства в IV веке становится книжная иллюстрация. Широко распространились кодексы – рукописи, состоящие из отдельных сброшюрованных листов с упорядоченным форматом. Кодекс пришел на смену античному свитку. В V веке получили распространение пурпурные кодексы – манускрипты, выполненные на окрашенном в пурпурный цвет пергаменте. Текст нередко писали золотом и серебром (Венская Библия, VI век). Изменяются приемы иллюстрации. Типичными стали отдельные картинки, вшивавшиеся в книгу. Художественная деятельность подчинялась нуждам богословия – или воле заказчика. Личность художника отступала на второй план. На византийских памятниках и в документах имя художника почти никогда не фигурирует, зато очень часто встречаются имена тех лиц, для которых данные памятники были исполнены. Из сущности иконы вытекало требование подобия в изображении одинаковых сюжетов и персонажей. Индивидуальное и тут отступало на второй план перед всеобщим и отвлеченным. Этот принцип и в дальнейшем превалировал в византийском, да и вообще в средневековом искусстве. Правда, представления о том, как подобные принципы реализуются, менялись. Интересны мозаичные памятники VII века (например, церковь Сант Аполлинаре ин Классе в Равенне). Ощущается отход от торжественно-величавых идеалов, преобладавших в VI веке. В мозаику введен синий фон вместо золотого, за спинами фигур помещены занавеси. Живописные разработки отличаются большей легкостью и свободой. Основной задачей художника в этот период стала передача духовно- эмоциональной стороны образа, его человеческое содержание. В IX – XII веках основная роль в развитии изобразительного искусства принадлежала Константинополю. В художественных памятниках столицы – с большей последовательностью, чем в провинции, – разнообразные тенденции вписывались в совершенную и унифицированную систему. Постепенно эта система усваивалась и в других центрах. В расположении сюжетов на сценах собора художники тоже подчинялись правилам канона; апсида была посвящена Богоматери, купол – Иисусу Христу, окруженному архангелами. По сторонам от Богоматери размещались архангелы Михаил и Гавриил. Стены апсиды украшались обычно композицией Евхаристии (принятия апостолами причастия от Христа). К этой группе сюжетов добавлялся цикл праздников – двенадцать сцен. Композиция, напоминавшая о Страшном суде, завершала этот ансамбль. Параллельно с выработкой канонов идет освоение образцов античного искусства. Возвращение к античным образцам наметилось и в рукописях, которые копировались с наибольшим приближением к оригиналу. В XI веке в миниатюрах и мозаике утверждается классический византийский стиль, весьма распространенный на окраинах империи (Греция, Фокида). Очень интересна мозаика Дафни (конец XI века). Отход от монументальности происходит не только в живописи, но и в манускриптах. Достигаются равновесие иллюстраций и текста, их образное и графическое единство. Возродилась миниатюра на полях. Иногда при сохранении постраничных иллюстраций лист дробился на множество мелких сцен и изображений, порой фигуры вплетались в текст, образовывали очертания букв. Заставки и инициалы воспринимались как ювелирное изделие. В миниатюрах усиливаются декоративные мотивы, использовались изображения животных, порой имевшие символический смысл. Краски приобрели густоту и плотность. Заметную роль в убранстве храма XI – XII веков начали играть иконы, расположенные на алтарной преграде. Наряду с иконами, исполненными яичной темперой на деревянной доске, существовали переносные мозаичные иконы – на металлической доске, к которой прикрепляли мелкие кусочки смальты, скрепив их воском. Были и перегородчатые эмали на золоте. Вместе с традиционными сюжетами в живописи XI – ХII веков появляются светские сюжеты – военно-триумфальные сцены и т.п. Период с ХIII до начала ХV века многие исследователи называют временем застоя и упадка. Но в среде современных исследователей существует и иное мнение. А именно то, что тогда зародился и развился вполне самобытный палеологический стиль. С падением столицы в 1204 году был уничтожен основной стержень византийской культуры. Начинается эмиграция византийских художников, вместе с нею происходит экспансия византийского искусства в Европу. Новый стиль, сформировавшийся в ХIII – XV веках, проявился в том, что художники стали стремиться к оптическому единству образа. Они пытаются дать целостное пространственное построение, фигуры и архитектура у них неразрывно связаны. Изображаются драматические эпизоды и чисто жанровые детали. Это особенно характерно для изображений святых с клеймами. В клеймах (на полях иконы) размещаются сцены из жизни подвижников. Новый стиль сказался и на оформлении манускриптов. Возрос интерес к портретным изображениям и к пространственному построению миниатюры. Но подъем изобразительного искусства оказался недолгим, его сменил отрешенный аскетический живописный стиль, нашедший сторонников далеко за пределами Константинополя. Заключение Основная «заслуга» Византийской Империи в области культуры, на мой взгляд, заключалась в том, что она была «золотым мостом», соединявшим западную и восточную культуру. Она оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, Закавказье, Северный Кавказ и Крым - все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью. Наиболее интенсивно культурное византийское влияние, естественно, сказывалось в странах, где утвердилось православие, связанное прочными нитями с константинопольской церковью. Византийское влияние сказывалось в области религии и философии, общественной мысли и космологии, письменности и образования, политических идей и права, оно проникало во все сферы искусства - в литературу и зодчество, живопись и музыку. Через Византию античное и эллинистическое культурное наследие, духовные ценности, созданные не только в самой Греции, но и в Египте и Сирии, Палестине и Италии, передавались другим народам. Восприятие традиций византийской культуры в Болгарии и Сербии, Грузии и Армении, в Древней Руси способствовало дальнейшему прогрессивному развитию их культур. Несмотря на то, что Византия просуществовала на 1000 лет дольше Великой Римской империи, она была завоевана таки в XIV в. турками- сельджуками. Турецкие войска, завоевавшие Константинополь в 1453 г., поставили точку в истории Византийской империи. Но это не был конец ее художественного и культурного развития. Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам. Практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской культуры. Византию можно назвать "вторым Римом", т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи. После 1000-летней истории Византия прекратила свое существование, но не осталась в забытьи самобытная и интересная византийская культура, которая передала культурно-историческую эстафету русской культуре. Иллюстрации [pic][pic][pic] [pic][pic][pic] [pic][pic][pic][pic] [pic] [pic][pic][pic][pic] [pic][pic] [pic][pic] [pic] Список Источников 1. Литература: 1) Васильев А.А. «История Византийской Империи до крестовых походов» 2) Удальцова *.*. «Византийская культура» 2. Научные статьи: 1) Вазинская Т.Я. «Музыкальная культура Византии» 2) Ртищева Г.А. «Культура Византии. Материалы к урокам» 3) Дина Носова «Краткий обзор Византийской культуры» 4) Ольга Сорокина «Культура Византии» [pic] [pic] [pic] |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |