бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Культура Византии от Времен Константина Великого и до Крестовых Походов (1081 год)

произведение особо ценно тем, что отражает национальную и культурную основу

церковных догматических споров.

Главой агиографов VI века следует назвать Кирилла Скифопольского,

известного как автора нескольких «житий», а именно св. Евфимия, св. Саввы и

прочих. В этой области работал и Иоанн Мосх – автор сочинения «Луг

духовный» (Pratum Spirituale), написанного по результатам путешествий

автора по Палестине, Египту, Сирии, Малой Азии, островам Средиземноморья и

Эгейского моря. Позже «Луг духовный» стал одним из популярнейших

произведений Древней Руси.

Представителями поэтического направления этого времени были Павел

Силанциарий, составивший два поэтических описания Св. Софии и ее убранства,

и Корипп, написавший на латинском языке тоже два известных произведения:

Johannis, написанное в честь полководца Иоанна Троглиты, и In Iandum

Justini.

Архитектура

Наиболее значительным архитектурным сооружением эпохи является Св.

София, или Большая Церковь, как она называлась на Востоке. Св. София была

сооружена по приказу Юстиниана на месте небольшой базилики Св. Софии

(«Божественной Премудрости»), которая была сожжена во время восстания Ника

(532 год). Для того, чтобы сделать этот храм сооружением невиданного

блеска, Юстиниан приказал прислать в столицу лучшие части древних

памятников.

Император выбрал для исполнения этого грандиозного проекта двух

талантливых архитекторов – Анфимия и Исидора. Оба были родом из Малой Азии,

Анфимий из Тралл, Исидор – из Милета. Для проведения работ им было выделено

10 000 человек. Торжественное освещение Св. Софии произошло на Рождество

537год, в присутствии императора.

Сам храм, приближаясь по своему архитектурному типу к купольным

базиликам, образует большой прямоугольник, с великолепным центральным

нефом, над которым высился громадный купол в 31 метр окружностью,

возведенный на высоте более 50 метров от поверхности земли. Из сорока

больших окон, сделанных у основания купола, обильный свет разливается по

всему храму. По обеим сторонам центрального нефа были построены двухэтажные

арки с богато украшенными колоннами. Пол и колонны были сделаны из

многоцветного мрамора, им же была выложена часть стен. Взор верующих

восхищали чудные мозаики. У вершины купола располагался громадный крест,

блиставший на мозаичном небе, усеянном звездами. Перед храмом находился

обширный двор – атриум, окруженный портиками, посреди которого был

прекрасный мраморный фонтан. Главной архитектурной особенностью Св. Софии

является громадный и вместе с тем легкий купол, до сих пор не имеющий себе

равных во всем мире.

Второй знаменитой церковью столицы, построенной Юстинианом, было

Церковь Святых Апостолов. Она была первоначально построена при Константине

Великом или Констанции, однако к VI веку она была в состоянии полного

упадка. Юстиниан снес ее и построил заново в более крупном и великолепном

масштабе. Церковь имела форму креста с четырьмя равными сторонами (Arms)

центральным куполом между четырьмя другими куполами. Среди архитекторов

церкви были Анфимий из Тралл и Исидор Младший. В 1453 году, когда

Константинополь был взят турками, церковь была разрушена для того, чтобы

освободить место для мечети Мехмеда II Завоевателя. Церковь Апостолов

известна также тем, что она была местом захоронения Византийских

императоров от Константина Великого, и выполняла она эту функцию до XI

века.

Строительная деятельность Юстиниана не ограничивалась возведением

только крепостей и церквей. Он построил также много монастырей, дворцов,

мостов, цистерн, водопроводов, бань и больниц. В отдаленных провинциях

империи имя Юстиниана связано со строительством монастыря св. Екатерины на

Синае. В апсиде церкви монастыря находится знаменитая мозаика Преображения,

относимая к VI веку.

Эпоха Династий Ираклия

(610 – 717 годы)

В том, что касается культуры, период с 610 по 717 годы является самой

темной эпохой за все время существования империи. Основной причиной

творческого упадка этого периода являлись политические условия

существования империи, которая была вынуждена направлять все силы на защиту

от внешних врагов. Персидская и позже арабское завоевание культурно

развитых и продуктивных в интеллектуальном отношении восточных провинций –

Сирии, Палестины, Египта и Северной Африки, арабская угроза Малой Азии и

самой столице, аваро–славянская угроза Балканскому полуострову – все это

создавало практически невозможные условия для интеллектуальной и

художественной жизни.

В виду внешних событий времени династии Ираклия, не удивительно, что

ни один из памятников искусства этого времени не существует в наши дни.

Известно лишь несколько памятников, относящихся к VII веку, которые

сохранились за пределами Византии. Но и они демонстрируют значительное

влияние художественной жизни Византии, заложенной в «Золотой век» Юстиниана

Великого. Среди этих памятников можно выделить собор в Эчмиадзине,

восстановленный между 611 и 628 годами и церковь цитадели в Ани (622 год)

в Армении. Мечеть Омара в Иерусалиме, построенная 687 – 690 годах, является

чистым византийским произведением. Некоторые фрески Санта Мария Антика в

Риме относятся к Vii – началу VIII века и также показывают византийское

влияние.

Литература

За это время Византийская империя не имела ни одного историка. Только

дьякон Св. Софии Георгий из Писиды (провинция в Малой Азии) описал в

гармоничных и правильных стихах компании Ираклия против персов и авар.

Среди его произведений можно выделить: «Об экспедиции императора Ираклия

против персов», «О нападении авар на Константинополь в 626 году и их

поражении в результате вмешательства Богородицы», «Ираклиада» - панегирик

императору по случаю окончательной победы над персами, «Гексамерон»

(«Шестоднев») – философско-теологическое диалектическая поэма по поводу

сотворения мира с намеками на современные автору события. Последнее

произведение распространилось далеко за пределы Византийской империи, в IVХ

веке был сделан его русский перевод. В целом современный научный мир

расценивает дьяка Георгия как лучшего византийского светского поэта.

Среди хронистов можно выделить Иоанна Антиохийского и анонимного

автора Пасхальной Хроники. Иоанн Антиохийский, который жил, вероятно, во

время Ираклия, писал всемирную хронику от Адама до смерти императора Фоки

(610 год). До наших дней сохранились лишь фрагменты этого труда, который, в

отличии от многих предыдущих, не рассматривает всемирную историю с узкой

точки зрения, а имеет более широкий взгляд. Автор демонстрирует также более

искусное использование источников, относящихся к ранним периодам.

Пасхальная же хроника, написанная также во времена Ираклия и представляющая

из себя не более чем перечисление событий от Адама до 629 года, однако,

содержит некоторое количество интересных исторических замечаний. Наиболее

интересным для современных исследователей в ней представляется описание

использованных источников, а также часть, посвященная современным автору

событиям.

В области недошедшей до нас теологической монофелитской литературы VII

века интересными представляются сочинения Максима Исповедника, который

цитировал ее фрагменты в процессе опровержения. Максим Исповедник был

одним из наиболее значительных Византийских теологов, являвшимся убежденным

сторонником православия. Будучи современником Ираклия и Константа II, за

свои убеждения он был посажен в тюрьму и, после многочисленных пыток,

сослан в кавказскую провинцию Лазику. Сочинения Максима имели большое

значение для развития византийского мистицизма. К сожалению автор не

оставил систематического изложения своих взглядов и их нужно выводить из

его многочисленных писаний.

В области агиографии можно отметить патриарха Иерусалимского

Софрония, который написал обширное повествование о египетских святых – Кире

и Иоанне. Это сочинение содержит много информации по географии, истории

нравов и обычаев. Еще более интересны писания епископа Неаполя Кипрского

Леонтия, который также жил в VII веке. Он был автором многих житий, среди

которых «Житие Иоанна Милостивого», патриарха Александрии в VII веке.

Замечательным в сочинениях Леонтия является то, что он писал, в основном,

для народных масс, то есть в разговорном стиле.

Едва ли не единственным автором церковных гимнов был архиепископ Крита

Андрей, который был уроженцем Домаска. Как автор он знаменит в основном

своим Великим каноном, который и теперь читается в Православной Церкви во

время Великого поста. Некоторые части канона показывают влияние Романа

Сладкопевца.

Большая часть узкого круга византийских писателей времени династии

Ираклия происходила из восточных провинций, некоторые из которых были уже

под властью мусульманских завоевателей.

Эпоха Иконоборчества

(717 – 867 годы)

Довольно часто утверждалось, что в области искусства эпоха

иконоборчества дала только отрицательные результаты. Верно, что иконоборцы

разрушили многие ценные произведения искусства. Однако, с другой стороны,

эта эпоха внесла новую сторону жизни в византийское искусство, обратившись

вновь к эллинистическим образцам, особенно к Александрийским, и заимствовав

некоторые направления от арабского искусства. Несмотря на гонения

иконоборцев на изображения святых, они были благосклонны к изображению

человеческой фигуры в целом. Благодаря этому оно стало более реалистичным,

подвергнувшись влиянию эллинистических моделей. Жанровые сцены повседневной

жизни стали любимым сюжетом артистов, и в целом это было время господства

чисто светского искусства.

Литература

Такое глубокое, сложное и интенсивное общественное движение как

иконоборчество, неизбежно должно было вызвать большую литературную

активность. Но, к сожалению, литература иконоборцев была полностью

уничтожена триумфаторами – иконопочитателями. Она известна в наши дни

только по маленьким фрагментам, сохранившимся в трудах оппонентов

иконоборцев, которые их цитировали с целью опровержения. Можно сказать, что

практически все сохранившиеся литературные произведения иконоборческого

периода представляют только одну точку зрения.

Аналогично предшествовавшему периоду, эпоха иконоборчества не имела

историков, хотя хронисты этого времени оставили многочисленные сочинения,

весьма ценные для изучения периода.

Свет на период предшествовавший иконоборчеству проливает Георгий

Синкелл, умерший в начале IX века. Хотя его сочинения и не затрагивают

современные ему события, они имеют очень большое значение для прояснения

некоторых проблем, оказавшихся в основе возникшего конфликта.

По настоянию Георгия Синкелла его Хроника в IX веке была продолжена

Феофаном Исповедником. Он был непримиримым врагом иконоборцев во время

второго периода движения. По приказу Льва V Армянина он был сослан на один

из островов Эгейского моря, где умер в 817 году. Хроника Феофана посвящена

периоду от царствования Диоклетиана, где Георгий Синкелл прервал свое

изложение событий, до падения императора Михаила I Рангаве в 813 году.

Сочинение Феофана весьма ценно благодаря использованию при его создании

ранних источников, некоторые из которых не сохранились, и источников,

современных событиям иконоборческого движения.

Другим значительным писателем этого времени был патриарх

Константинопольский Никифор. В своих теологических сочинениях он защищает

истинность взглядов иконопочитателей. Он опровергает аргументы иконоборцев

главным образом в своих трех «Опровержениях невежества и безбожной

бессмыслицы нечестивой Маммоны [Константина V] против спасительного

воплощения Слова Господа». С исторической точки зрения значительную

ценность имеет и его «Краткая история», охватывающая события от смерти

Маврикия в 602 году до 769 года. Это произведение содержит много интересных

фактов по политической и церковной истории этого периода.

Убежденным противником иконоборчества был и Георгий Монах Амартол,

составивший всемирную хронику от Адама до смерти императора Феофила в 842

году, то есть до окончательной победы иконопочитания. Хроника Амартола

оказала огромное влияние и на начальные шаги развития славянских литератур,

особенно русской. Начало русских летописей тесно связано с сочинением

Амартола.

Иконоборческая же литература была почти полностью уничтожена

победителями иконопочитателями, однако часть актов иконоборческого собора

754 года сохранились в актах VII Вселенского собора.

К наиболее активным деятелям иконоборчества можно отнести императора

Константина V, фрагменты работ которого сохранились в трех «Опровержениях»

патриарха Никифора. Некоторое количество других иконоборческих поэм

сохранились в сочинениях Феодора Студита.

Огромное количество литературного материала, посвященного защите

иконопочитания, оставил Иоанн Дамаскин, уроженцем Сирии, которая тогда была

под арабской властью. Его основным сочинением был «Источник Знания», третья

часть которого – «Точное изложение православной веры» - является попыткой

систематического изложения основных положений христианской веры и

догматики. В области иконопочитания можно выделить три трактата Иоанна

Дамаскина «против тех, кто недооценивает святых икон». Известен Иоанн

Дамаскин и своими церковными гимнами. Этому автору также принадлежит роман

«Варлаам и Иосаф», который пользовался огромной популярностью на всех

языках в течение средних веков. В основу этого произведения положена

известная легенда о Будде.

Второй период иконоборчества отмечен активной деятельностью

иконопочитателя Феодора Студита, аббата монастыря в Константинополе. Его

догматические и полемические сочинения ставили целью разработать

фундаментальное положение об иконах и иконопочитании. Наиболее популярными

оказались его проповеди, образовавшие Малый и Большой Катехизис. Этому

автору также принадлежит некоторое количество эпиграмм, акростихов и

гимнов.

Этот период был отмечен творческой деятельностью такой интересной

фигуры, как Касия – единственной талантливой поэтессы византийского

времени. Ее сохранившиеся поэмы и эпиграммы отличаются оригинальностью

мысли и живостью стиля.

Преследования иконопочитателей, прославленные в последствии победившей

стороной, дало богатый материал для многочисленных житий святых и

обеспечило расцвет блистательного периода византийской агиографии.

Просвещение

Во время Аморийской династии периода был достигнут известный прогресс

в области высшего образования Византии и известные продвижения в разных

областях знаний. При Михаиле III Кесарем Вардой была организована высшая

школа в Константинополе, расположенная во дворце. Там обучали семи основным

искусствам по системе, созданной еще во времена язычества. Программа

делилась на две части – тривиум (trivium), включавшую в себя грамматику,

риторику и диалектику, и квадривиум (quadrivium), включавшую в себя

арифметику, геометрию, астрономию и музыку. В школе изучали также философию

и древних классических писателей. Образование было бесплатным. Профессоров

университета хорошо оплачивала государственная казна. Одним из них был

знаменитый ученый того времени Фотий, имевший разностороннее образование и

обширные знания не только в области теологии, но и в грамматике, философии,

естественных науках, праве и медицине. Он объединил вокруг себя группу

людей, которые хотели обогатить свои знания.

Фотий, как самый ученый человек своего времени, не ограничивался

только преподаванием, но посвящал также значительную часть своего времени

литературной деятельности. Среди его сочинений можно выделить «Библиотеку,

или как ее часто называют (Мириобиблион)» («тысяча книг»). Этот труд

представляет из себя обзор книг, прочитанных автором. В «Библиотеке» Фотий

приводил отрывки из множества книг, а также свои выводы и критические

замечания. Это произведение служит великолепным источником о грамматиках,

ораторах, историках, специалистах в естественных науках, врачах, соборах,

житиях святых и т.д. Очень большое значение «Библиотеки» Фотия в том, что

здесь можно найти фрагменты несохранившихся сочинений. Он оставил также

много проповедей и писем. В двух своих проповедях он упоминает о первом

русском нападении на Константинополь в 860 году, свидетелем которого он

был.

Другим значительным ученым-математиком этого времени был Лев,

служивший государственным преподавателем в одной из константинопольских

церквей. В последующие годы он был избран епископом Фессалоники, но вскоре

низложен за иконоборческие взгляды. После этого Лев продолжил преподавать в

Константинополе и стал главой высшей школы Варды.

Из числа известных учеников константинопольской высшей школы можно

вспомнить апостола славян Константина (Кирилла), учившегося под

руководством Фотия и Льва и до своей миссии к хазарам возглавлявшего

кафедру философии.

Эпоха Македонской Династии

(867 – 1081 годы)

Время Македонской династии было отмечено интенсивным развитием в сфере

образования, литературы, воспитания и искусства. Это было время, когда

проявились самым четким образом основные черты византийской учености, что

выразилось в развитии более тесных связей между светским и теологическим

элементом, примирении античной языческой мудрости с новыми идеями

христианства. Центром научных и литературных исследований во время всего

этого периода была высшая школа в Константинополе, вокруг которой

группировались лучшие интеллектуальные силы империи.

Время Македонской династии имеет большое значение для истории

византийского искусства. Иконоборческий кризис освободил византийское

искусство от церковного и монашеского влияния, указав новые пути вне

религиозных сюжетов. Эти пути вели к возврату к традициям ранних

александрийских образцов, к развитию заимствованных от арабов украшений,

связанных с исламской традицией. Смесь этих двух традиций, а также

накопившийся за века опыт изобразительного искусство породили совершенно

новый стиль, соединивший гармонию с религиозным чувством, обладавший

серьезностью, отсутствовавшей у произведений эллинистического времени.

В этот период впервые появились имперские школы живописцев икон, где

также занимались иллюстрацией рукописей. При Василии II появился знаменитый

Ватиканский Менологий с прекрасными миниатюрами.

Влияние византийского искусства македонского времени распространилось

и заграницы империи. Последнее живописное изображение знаменитой римской

церкви Canta Maria Antica, относящейся к IX – Х веку, могут быть отнесены к

лучшим произведениям македонского возрождения. Святая София в Киеве (1037

год), как и многие другие русские церкви, также относится к «византийской»

традиции периода.

Литература

Император Лев VI, ученик Фотия, написал много проповедей, церковных

гимнов и других сочинений. Лев защищал и поддерживал всех ученых и

литераторов. Его основная заслуга заключается в поддержании

интеллектуальной атмосферы, созданной Фотием. Таким образом император

обеспечил себе место в истории образования. Лев защищал и поддерживал всех

ученых и литераторов.

Много сделал для интеллектуального развития Византии и император

Константин VII Багрянородный, отметивший себя и на литературном поприще

Х века. Императору удалось создать в обществе плодотворные научные и

литературные движения, в котором он сам принимал личное активное участие.

Константин также страстно интересовался искусством и музыкой, тратил

большие суммы денег на составление антологий из древних авторов.

Среди сочинений Константина VII можно выделить хвалебную биографию его

деда Василия I «Об управлении государством» (De administrando Imperio),

написанную между 948 и 952 годами, посвященную своему сыну и наследнику.

Сочинение содержит много ценной информации по географии иностранных

государств, их связям с Византией и византийской дипломатии. Биография

также дает сведения о северных народах – печенегах, русских, узах, хазарах,

мадьярах (турках).

Много географического есть и в третьем сочинении императора «О

фемах», частично основанном на географических трактатах V – VI веков. В это

же время было составлено большое сочинение «О церемониях византийского

двора». Оно было составлено на основе данных официальных архивов двора

различных периодов и содержало информацию о крещении, свадьбе, коронации,

похоронах императоров, о различных церковных святынях, приемах иностранных

послов, военных экспедициях и прочем. Константину мы обязаны и подробным

рассказом о триумфальном возвращении чудотворной иконы Спасителя из Эдессы

в Константинополь.

Из круга литераторов и ученых того времени происходят историк Иосиф

Генесий, автор истории от времени Льва V до Льва VI (813 – 886 годы), и

Феодор Дафнопат, написавший не сохранившееся историческое сочинение,

несколько дипломатических посланий, проповеди для христианских праздников и

несколько биографий. Примерно в это же время по просьбе императора

Константин Родосский сочинил поэтическое описание церкви апостолов, ценное

тем, что дает картину этой знаменитой церкви, позднее разрушенной турками.

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.