бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Культура России во второй половине 18 века

Культура России во второй половине 18 века

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СФЕРЫ БЫТА И УСЛУГ

УФИМСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА

Кафедра истории и культуры

Контрольная работа

по культурологии

Культура России

во II пол. XVIII в.

Студента

заочного факультета

группа ГУЗ 01-40 Буренин А.А.

шифр 2399 – 303

Проверила:

доцент кафедры

и культуры,

канд. ист. наук

Шафикова А.В.

г.Салават, 1999 г.

Содержание

стр.

1. Введение ……..…………………………………………….. 2

2. Развитие науки и техники во II пол. XVIII в .………………. 4

3. Формирование антикрепостнической идеологии и

отражение ее в литературе II пол. XVIII в. ……………….. 8

4. Творчество русских художников II пол. XVIII в.:

Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский и др.V ………….. 10

5. Архитектура, музыка, театр в России II пол. XVIII в …... 15

6. Список используемой литературы …………………….. 20

1. Введение

Во второй половине XVIII в. в России продолжает развиваться

национальная культура. Однако в отличии от предыдущего периода времени на

культуру большое влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье

иностранцев.

В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя

крепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому. Все же

царскому правительству приходилось принимать некоторые меры по

распространению образования – этого требовала эпоха.

В развитии просвещения России второй половины XVIII в. отчетливо

прослеживаются две тенденции. Первая из них проявлялась в существенном

расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния

принципа сословности на постановку просвещения.

Согласно уставу народных училищ, утвержденному в 1786 г., В каждом

губернском городе учреждались главные училища с четырьмя классами, а в

уездных городах – малые народные училища с двумя классами. В первых двух

классах обучали чтению и письму, изучали священную историю. В двух старших

классах изучали историю географию, геометрию, механику, физику и т. д. В

обоих типах училищ было введено предметное преподавание.

Претворение Устава народных училищ обеспечило резкое увеличение числа

народных школ. Если в 1782 г. в стране насчитывалось всего 8 школ с 518

учащимися, а в 1786 г. их было 165 с 11088 учащимися, то в конце столетия –

288 школ с 22290 учениками.

Наряду с расширением сети народных школ, предназначавшихся для низших

слоев общества, из которых впрочем, крепостные крестьяне исключались,

увеличилось число сословных школ, предназначавшихся исключительно для

дворян в конце XVIII в. существовало 5 кадетских корпусов вместо одного в

первой половине столетия. Новым типом учебного заведения для дворян

являлись благородные пансионы.

В 1764 г. в ближайшей к Петербургу деревне Смольной создается Институт

благородных девиц. При Смольном имелось мещанское отделение для девочек не

дворянского происхождения. В институте помимо общеобразовательных

дисциплин, воспитанниц обучали правилам поведения в семье и в обществе, а

также домоводству: кулинарии, шитью, уходу за детьми и т. д.

С распространением образования тесно связано развитие науки.

Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению

ресурсов страны вызывались экономическими потребностями.

Одним из серьезнейших препятствий на пути распространения научных

истин была церковь. Препятствовали развитию науки стародавние обычаи и

суеверия, за которые еще держалась немалая часть населения страны.

Научные знания носили во времена средневековья, как правило,

узкопрактический характер. Так, изучение свойств различных растений было

связано с применением их в народной медицине, географические и

астрономические знания были необходимы для купцов, проникавших со своими

товарами во все более отдаленные области страны и в зарубежные страны, и т.

п. Такой узкий практицизм, отсутствие теоретической постановки естественно

научных проблем ограничивали кругозор и тоже тормозили развитие научных

знаний.

Словом, препятствий на пути развития науки было множество. Но всем

сколько-нибудь наблюдательным и дальновидным людям становилась все более

очевидной опасность отсталости России в научном и техническом отношении.

2. Развитие науки и техники во II пол. XVIII в.

Развитие науки — процесс сложный, требующий и соответствующей

материально-технической базы, и людей, которые могут и хотят заниматься

наукой, и общественной Среды, способной проявить понимание и оказать

поддержку научным изысканиям. В условиях феодально-крепостнического строя

быстрых изменений произойти не могло, даже когда созревала настоятельная

потребность в научных знаниях и эта потребность была осознана в

правительственных кругах.

Как и во второй четверти XVIII века, основным центром научной

деятельности оставалась Академия наук. К ней прибавился новый учебный и

научный центр – Московский университет, а также Горное училище в Петербурге

(1773) и Российская Академия (1783), занимавшаяся изучением русского языка

и грамматики. В развитии отечественной науки выдающееся место занимал М.В.

Ломоносов, а среди иностранных ученых – крупнейший математик XVIII века

Леонард Эйлер (1707-1783 гг.), вырастивший ученых из русских учеников.

Среди них С.К. Котельников, разработавший вопросы теоретической механики и

математической физики, С.Я. Разумовский – основоположник отечественной

астрономии

Именно в Академии наук развернулась деятельность Михаила Васильевича

Ломоносова. Ломоносовский период — ярчайшая страница в истории

Петербургской Академии наук.

Это был период борьбы за научное мировоззрение. Кризис средневекового

мировоззрения, начавшийся в России в XVII века, а в передовых европейских

странах в эпоху Возрождения, не привел немедленно к полной победе нового,

рационалистического объяснения природных явлений. Средневековье отрицало

исследование природы, поиск причин и закономерностей — все объяснялось

божественным провидением.

Чтобы освободить человеческий разум от средневековых религиозных оков,

нужно было все объяснить с позиций разума, проникнуть в глубь явлений, т.

е., как писал Ломоносов, “сыскать причины видимых свойств, в телах на

поверхности происходящих, от внутреннего их сложения”. Для этого

требовалось время и колоссальное напряжение сил. Жгучая потребность и

стремление все исследовать и объяснить рационалистически и делало ученых

масштаба Ломоносова энциклопедистами. Действительно, нет, кажется, такой

области тогдашней науки, которой бы не занимался Ломоносов. “Ломоносов

обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей

души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог,

художник и стихотворец, он все испытал и все проик…” Борьбу с пережитками

средневекового мировоззрения, с его защитниками в лице церковных властей,

Ломоносов вел вполне сознательно и открыто. Сломить антинаучную реакцию в

тех условиях было нелегко, и Ломоносов добивался, по крайней мере, чтобы

невежды не могли “ругать наук в проповедях”.

Нужно оговориться, что Ломоносов, подобно большинству

естествоиспытателей того времени, не был атеистом. Наука XVIII века все еще

глубоко увязает в теологии, так как в качестве последней причины повсюду

ищет и находит “толчок извне, необъяснимый из самой природы”. Это

противоречило стремлению все объяснить рационалистически, но таким было это

время — оно полно противоречий. Везде искали рационалистических причин, но

останавливались — перед первым толчком.

Известно, сколько энергии отдавал Ломоносов распространению науки,

основанию Московского университета, проблемам “сохранения и размножения

российского народа” — просветительству в самом высоком смысле этого слова.

О методах научных исследований Ломоносова дают понятие отзывы о его

работах Л. Эйлера. Эйлер отмечает, что Ломоносов выбирает для исследования

актуальные проблемы, не останавливаясь при этом перед трудностями: ”…Он

пишет о материях физических и химических весьма нужных, которые поныне не

знали и истолковать не могли самые остроумные люди…” Эйлер говорит об

остроумии научных гипотез Ломоносова, о смелости его теоретической мысли,

не замыкающейся в эмпиризме. Гипотезы Ломоносова не беспочвенны, они

“правдоподобны”, т. е. Основаны на понимании законов природы.

Количество выполненных Ломоносовым исследований, широта охвата им

различных наук и научных проблем поразительны. Ломоносов был в силах

сделать еще больше, а сделанное им могло бы оказать несравненно большее

влияние на развитие науки. Но слишком много было препятствий, обусловленных

в конечном счете, феодально-крепостническим строем, засильем

бюрократических методов руководства наукой. Ряд важнейших трудов Ломоносова

был впервые издан только в XX веке.

Ломоносов разрабатывал в той или иной степени почти все отрасли

тогдашней науки. Другие ученые, работавшие тогда в России, не были так

энциклопедичны, но и они трудились над разработкой важных теоретических и

практических проблем.

Главные усилия в то время направлялись на развитие военного дела,

фортификации, овладение астрономическими знаниями, необходимыми для

мореходства, на поиски полезных ископаемых, новых речных и морских путей,

картографирование страны и т. д.

Пристальным вниманием пользовалось изучение природных ресурсов страны.

Систематическое научное исследование природных условий страны,

организованное государством, началось уже при Петре I.

С этой целью было возобновлена практика организации комплексных

экспедиций, обследовавших различные районы России. Шла разведка богатств и

европейского центра страны, бассейна Печоры, Якутии и других районов. Всего

было отправлено 5 экспедиций, объединенных общей целью и планом. Среди них

экспедиция руководимая солдатским сыном академиком И.И. Лепехиным. Её

маршрут пролегал от Москвы до Астрахани, а оттуда через Гурьев и Оренбург к

горным заводам Урала и берегам Белого моря. Богатый материал собрал

профессор Н.Я. Озерецковский, путешествовавший по северу страны и району

Ладожского озера. Опубликованные отчеты руководителей экспедиций содержат

богатейший материал о флоре и фауне, реках и озерах, рельефе, описание

городов и населенных пунктов с их достопримечательностями, экономической

характеристикой районов и промышленных предприятий. Огромную научную

ценность представляет этнографический материал, в том числе относящийся к

народам Севера, Сибири, Кавказа и других районов: сведения об одежде,

жилищах обрядах, орудиях труда и т.д.

К академическим экспедициям примыкают экспедиции промышленных людей,

отправлявшихся осваивать острова Тихого океана, а также берега Америки.

Наряду с хозяйственным освоением новых земель и привидением в российское

подданство местного населения экспедиции составляли более совершенные карты

островов и обстоятельное описание их флоры и фауны. Среди исследователей

выдающееся место занимает Г.И.Шелихов, составивший в 80-х гг. XVIII века

описание Алеутских островов и организовавший освоение Русской Америки

(Аляски).

Благодаря трудам российских ученых, таких как Крашенинников, Гмелин,

Паллас, Озерецковский, Зуев, получили значительное развитие география,

ботаника, зоология, минералогия. Это способствовало развитию

промышленности, сельского хозяйства, сельского хозяйства, промыслов, путей

сообщения и т. д.

Заметные успехи прослеживаются в развитии медицины. Если во времена

Петра 1 в России существовало единственное медицинское училище, то к концу

столетия их стало три. Кроме того, в столице была открыта Медико-

хирургическая академия, а при Московском университете – медицинский

факультет.

Особо остро в России стояла борьба с эпидемиями чумы и оспы. В 1768 г.

Екатерина пригласила в Россию английского медика и сама первой сделал

прививку от оспы. Оспопрививание того времени (вариоляция) хотя и не

избавляло от заболевания, но значительно сокращало число смертельных

исходов. Мировое признание получили труды о чуме Д.С. Самойловича,

являвшиеся итогом изучения свирепствовавшей в России эпидемии в 1770-1772

гг. Его вывод о том, что чума передается не по воздуху а от

соприкосновения, имел большое практическое значение, поскольку и позволял

наметить эффективные средства борьбы с эпидемией.

Вторая половина XVIII века примечательна небывалым взлетом технической

мысли. Развитие промышленности и других отраслей народного хозяйства

стимулировало научную и техническую мысль. Это находило выражение в

многочисленных изобретениях и усовершенствованиях машин, станков,

инструментов, в создании технической литературы. Широко известны имена

выдающихся изобретателей XVIII века: А. Нартова, И. Ползунова, И. Кулибина,

Фроловых и многих других.

В 60-е гг. развернулась деятельность великого русского изобретателя

И,И. Ползунова, прославившегося изобретением в 1764-1765 гг. универсальной

паровой машины, которой можно было приводить в действие любые заводские

механизмы. Ползунову, таким образом, принадлежит честь первому открыть век

пара – он это сделал на 20 лет раньше, чем Дж.Уайт. Машина Ползунова была

пущена через несколько дней после его смерти в 1766 г.

Другим крупнейшим изобретателем того периода был И.П. Кулибин, внесший

огромный вклад в развитие технической мысли. Если изобретение Ползунова по

распоряжению заводской администрации было уничтожено, то знаменитые часы

«яичной фигуры» сохранились до наших дней. Кулибин в 1776 г. разработал

проект одноарочного деревянного моста через Ниву длиной в 298 м. Проект

остался неосуществленным. Творческая мысль Кулибина охватила разнообразные

отрасли техники. Он разработал проекты «самобеглой коляски», протезов для

инвалидов, прожектора, лифта и т. д.

Судьба изобретений как и изобретателей была одинаковой: оба закончили

жизнь в нищете, а большинство их изобретений не получили применения и были

забыты.

Значительны шаг вперед сделали гуманитарные науки: история,

экономическая и правовая науки, языкознание и др. Вторая половина XVIII

века выдвинула ряд крупных историков – М.В. Ломоносова, М.М. Щербатова,

И.Н. Болотина и др.

Научная и техническая мысль русских людей напряженно работала. Однако

наука в те времена оказывала на производственную и хозяйственную жизнь

гораздо меньшее влияние, чем могла бы. Причина этого — в крепостническом

строе, все более тормозившем развитие как производства, так и науки.

Русская наука сделала к концу XVIII века большой шаг вперед.

Развиваются не только естественные науки, но и гуманитарные. И все же, как

ни велики были успехи, как ни значительны достижения, Россия продолжала

отставать от передовых стран. Особенно это касается внедрения достижений

научной мысли в производство. Много было препятствий на пути

распространения передовых научных взглядов.

3. Формирование антикрепостнической идеологии и отражение ее в

литературе II пол. XVIII в.

Литература второй половины XVIII века оставалась по преимуществу

дворянской. Среди низов городского населения и в крестьянской среде были

распространены устные сочинения народной поэзии, а также разнообразные

повести, входившие в состав рукописных книг. Жизнь крепостных крестьян

отразил «Плач холопов», появившийся среди крепостных крестьян в 1767-1768

гг. т.е. накануне крестьянской войны. В сочинение описано бесправие

крепостного крестьянина, глумление над ним барина; жалобы на неправый суд

завершаются угрозой «злых господ под корень переводить». Появляется

множество сатирических повестей, пародирующих царский суд, солдатскую

службу, волокиту в правительственных инстанциях.

Печатная литература второй половины XVIII века представлена тремя

направлениями. Первое из них – классицизм воплотился в творчестве А.П.

Сумарокова, перу которого принадлежит, кроме множества лирических и

сатирических стихотворений, 9 трагедий и 12 комедий. Он признан создателем

репертуара русского театра.

Сумароков по своим идейно-политическим взглядам примыкал к

консервативному лагерю. Он считал дворянство первенствующим сословием в

государстве, а крепостное право незыблемым институтов в русской жизни.

Вместе с тем он выступал против церковного суеверия и домостроевского

уклада семейной жизни, был сторонником женского образования. Свой долг

писателя он видел в просвещении дворянства.

Герои его комедий либо добродетельны, и он им симпатизирует, либо

отталкивающе безобразны. Таким выведен герой трагедии «Дмитрий самозванец».

Как положительные, так и отрицательные герои трагедий Сумарокова выглядят

не живыми людьми, а резонерами, изъясняющимися выспренным языком.

Комедии Сумарокова, как и трагедии выполняли воспитательные функции,

они были нацелены на исправление нравов и устранение человеческих пороков

(«Опекун», «Лихоимец», «Рогоносец по воображению» и др.).

Другим направлением в русской литературе было начинавшееся оформляться

художественно-реалистическое. Здесь самый крупный след оставил Д.И.

Фонвизин – автор комедий «Бригадир» и бессмертного «Недоросля».

Комедии Фонвизина внешне схожи с сочинениями классицизма: в них 5

актов, соблюдено единство времени и места. Соответствуют требованиям

классицизма имена действующих лиц: в фамилиях заложена их характеристика.

Присущим стилю классицизма положительным персонажам присвоены фамилии

Правдина и Стародума, а отрицательным героям – Простаков, Вральман,

Кутейкин, Скотинин. Однако содержание комедий отходит от канонов

классицизма: в них выведены не отвлеченные действующие лица, наделенные

либо пороками, либо добродетелями, а живые люди, художественно обобщенные

характеры, порожденные крепостнической действительностью. В «Недоросле»

представлена галерея действующих лиц, воспитанных в условиях крепостного

рабства: дикая крепостница Простакова, находящийся под её пятой супруг,

наконец, лица, причастные к воспитанию Митрофанушки: гувернер Вральман,

недоучившийся семинарист Кутейкин, солдат Цифиркин и др. Проблема

воспитания являвшаяся ведущей в системе воззрения просветителей, волновала

и Фонвизина, считавшего, что корень зла в воспитании.

Объективное значение комедий Фонвизина выходит за рамки бичевания

недостатков воспитания, они обличают пороки крепостничества, допускавшего

бесчеловечное обращение с крестьянами. В уста идеального дворянина

Стародума Фонвизин вкладывает слова: «угнетать рабством себе подобных

беззаконно».

Язык героев комедии индивидуализирован, а художественная обобщенность

её столь велика, что Митрофанушка стал нарицательным именем, а некоторые

выражения комедии приобрели значения поговорок («не хочу учиться, хочу

жениться», «убояся бездны премудрости» и др.).

Треть направление известно под именем сентиментализма. Приверженцы

сентиментализма показывают чувства рядового человека, иногда ничем не

выделяющегося. В психологических романах и повестях сентименталисты

изображают интимную жизнь, семейный быт. В их произведениях герои уходят от

общественной действительности, уединяются на лоне природы.

Для сентиментализма характерна идиллическая картина сельской жизни:

барин проявляет отеческую заботу о крестьянах, а те отплачивают ему

уважением и послушанием. Тем самым затушевывались социальные противоречия

эпохи и рабское положение крепостного крестьянина. Вместе с тем у

сентименталистов крестьяне обладают теми же душевными качествами, что и

дворяне. Самым крупным представителем этого направления был Н.М. Карамзин,

а самым значительным его произведением «Бедная Лиза».

В основу повести положен сентиментальный вымысел об отношениях между

бедной крепостной девушкой Лизой и молодым офицером Эрастом. Идиллические

отношения завершаются трагедией: соблазненная Лиза кончает жизнь

самоубийством.

4. Творчество русских художников II пол. XVIII в.: Ф.Рокотов,

Д.Левицкий, В.Боровиковский и др.

XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и

значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая

структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в

архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство

выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в

петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры. В

становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно

было полагаться на старые художественные кадры, для которых новые задачи

оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера

не только помогали создавать новое искусство, но и были учителями русских

людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.