|
Информационная культура как качественная характеристика жизнедеятельности человекапрограммы. Количество компьютерных преступлений быстро растет, способы их совершения умножаются. Проблема «компьютерной преступности» появилась одновременно с появлением первых компьютеров и актуализировалась ныне с развитием компьютерных сетей. Компьютерные преступники в одних случаях вмешиваются в работу компьютеров, в других – используют компьютеры как необходимые технические средства. К основным видам компьютерных преступлений относятся несанкционированный доступ к информации, который осуществляется нахождением слабых мест в защите системы; ввод в программное обеспечение «логических бомб», которые срабатывают при выполнении определенных условий и выводят из строя компьютерную систему; разработка и распространение компьютерных вирусов, которые уничтожают информацию на зараженном компьютере; преступная небрежность в разработке, изготовлении и эксплуатации программно-вычислительных комплексов, приводящая к тяжким последствиям, подделка компьютерной информации и ее хищение. Цель компьютерной преступности самая разнообразная: поделка счетов и платежных ведомостей, приписка сверхурочных часов работы, фальсификация платежных документов, хищение денежных фондов, вторичное получение выплат, фальшивое продвижение по службе, получение фальшивых дипломов, перечисление денег на фальшивые счета, совершение покупок с фиктивно оплатой и др. Так, на одной американской железной дороге при помощи манипуляции данными компьютера было отправлено в неизвестном направлении 352 вагона, которые бесследно исчезли, нанеся ущерб более чем в миллион долларов. В Ростове хакеры не так давно внеся коррективы в программу перевода денег некой торговой фирмы из одного банка в другой изъяли 150 миллионов не депонированных рублей. Мотивы преступлений хакеров могут заключаться в корыстных целях, политических интригах, в чистом интересе, из хулиганства и озорства, наконец, из мести. Так, тридцатилетний американский программист Т. Ллойд перед ожидаемым увольнением из корпорации запустил в сеть родной фирмы вирусную «бомбу», которая взорвалась спустя несколько недель после окончания его контракта. Это вызвало уничтожение всей информации системы фирмы и компания понесла ущерб в размере 10 миллионов долларов. Программист ВАЗа в 1983 году ради привлечения к себе внимания ввел в компьютер, управлявшей автоматической линией предприятия, программную закладку и заблокировал главный конвейер завода на шесть часов. Компьютерные преступления совершаются и по политическим мотивам. Пример тому – компьютерная активность экстремистских и террористических организаций, которые в основном занимаются физическим разрушением компьютеров или массивов хранимых данных. Компьютеры широко используются в деятельности различных мафий, которые включены в крупномасштабный бизнес и в компьютерах видит средство удобного изымания денег и предотвращения слежки правоохранительных органов. Персонами хакерной преступности обычно бывают операторы компьютеров, программисты, инженеры-системщики и связисты, клерки, менеджеры, преступники. Так, несколько лет назад в Петербурге В.Левин сумел в несколько приемов перекачать через свой компьютер в Израиль около трех миллионов долларов из американского банка «Сити банка», входящего в десятку крупнейших банков мира. Встречаются хакеры и среди студентов, особенно высших технических учебных заведений. Кстати, хакеризм впервые появился в университетах и технических колледжах, а затем стремительно распространился во всем обществе. Способами компьютерной преступности являются подключение к линии принтеров или к телефонному каналу, клоп, несанкционированный доступ, самозванство («маскарад»), неспешный выбор нахождением слабых мест в защите системы, подмена данных, ввод в программу набора команд («логическая бомба») и др. Параллельно совершенствуются способы борьбы с компьютерной преступностью, как и способы борьбы с традиционной преступностью. Информационные системы становятся одним из эффективных средств в руках правоохранительных органов. Появились киберсыщики, создаются подразделения по борьбе с компьютерными хищениями. Таким образом, отношения человека с информационной технологией отличаются не только сложностью, но и противоречивостью. Информационная техника таит в себе не только гуманистические возможности, но и может оказывать негуманистическое воздействие на личность и общество в целом. Являясь в руках человека мощным орудием постижения мира, его пособником и средством создания условий для творческой деятельности, информационная технология вместе с тем заменяет традиционный вербальный способ постижения мира аудиовизуальным познанием, создает у человека иллюзию погружения в искусственный мир, мир чистого воображения, который воспринимается как реально существующий мир. Компьютеры находят все большее применение в различных сферах культуры формирующегося информационного общества. Карманные компьютеры включают в себя средства телефонных и адресных справочников, различные расписания, автоматически связываются со стационарными компьютерами и обновляют данные. Выпущены программы распознавания голоса. Особенно широко применяются компьютеры в культуре здравоохранения, в медицине. Здесь они используются для диспансеризации населения, автоматизации медицинского осмотра, обработке флюрографических и рентгеновских снимков, диагностике и лечения. Например, возникла компьютерная топография, позволяющая видеть «срезы» любого участка тела на любой заданной глубине. Компьютер находит применение в различных направлениях микрохирургии, и в частности в глазной хирургии. созданы роботы-хирурги в нейрохирургии где требуется большая точность действий при операционном вмешательстве. Создаются электронные манекены, имитирующие тело человека для изучения его строения и функционирования, определения методов и хода проведения хирургических операций. В хирурги имеются устройства, позволяющие видеть отдельные полостные части человеческого тела. В будущем хирург с помощью стереоскопических камер, укрепленных на оптико-волоконных зондах, сможет получить на своем головном дисплее трехмерное изображение внутренних органов человека. Использование же микророботов, величиной немногим более человеческой клетки, даст возможность совершать операции необычайно высокой точности. Сейчас в мире ежегодно совершаются около 4 миллионов операций по трансплантации различных органов и вживлению электронных устройств наподобие стимуляторов сердца и других органов. Компьютер все чаще применяется для помощи инвалидам, в частности людям, лишенным подвижности в результате серьезных заболеваний позвоночника. Так. разработана система, позволяющая парализованным оторваться от инвалидного кресла: компьютер заменяет те нервные импульсы, благодаря которым наши мышцы сокращаются, когда мы движемся. Разрабатываются различные электронные приспособления для пользования компьютером слепым, глухим, людям с другими физическими недостатками. Это имеет немаловажное социальное значение: многие тысячи людей смогут вернуться к трудовой деятельности, расширить свои социальные контакты и тем самым хотя бы частично преодолеть последствия тяжелого физического недуга. Особенно важное социально-экономическое значение имеет применение компьютеров для расширения возможностей диагностической аппаратуры, при исследовании и прогнозировании распространения эпидемических заболеваний. Большинство новейших методов диагностики самым прямым образом опираются на возможности компьютеров. Показательно в этом отношении появление компьютерной томографии. Которая позволяет «видеть» срезы любого участка тела на любой заданной величине. Врач приближается к заветной мечте – точно видеть, что происходит внутри живого человеческого организма. Компьютер на службе медицине - это очень важная и ответственная часть того союза медицины с наукой и техникой, который стал сегодня настоятельной потребностью дальнейшего развития культуры здравоохранения. Компьютерная техника, автоматика и мехатроника, повышая эффективность труда, сокращают рабочее время и одновременно увеличивают свободное время человека. С связи с этим возникает проблема разумного использования свободного времени, которое можно употребить как на бездеятельность и праздность в самом худшем смысле этого слова, так и для развития интеллекта личности. «Разумно предположить, - пишет Дж.Томсон,- что свободного времени в распоряжении человека будет оставаться все больше. Но как он будет тратить это время? Для тех, кому посчастливится питать явное влечение к музыке или искусству, это не составит трудности. То же самое можно утверждать и о тех, кто наделен ярко выраженными интеллектуальными склонностями, для тех, для кого «мир так полон множества вещей» и кто и в зрелом возрасте сохраняет детскую свежесть интересов. Но в нашем обществе такие люди остаются в меньшинстве... Будут ли они обречены делить свой досуг между супертелевидением, кино и футбольными матчами?»[13]. Он пишет о таких с его точки зрения желательных формах использования свободного времени, как садоводство, путешествия в том числе космические, спорт. В культуре формирующегося нового общества под воздействием его информатизации происходят сложные процессы, связанные с ее гуманизацией, переходом культуры массового потребления к взыскательному в культурном отношении индивидуальному пользованию, смещения престижа с материальных оценок потребляемых ценностей в сторону символических культурных качеств и другие. Качественные изменения в культуре информационного мира повышают её роль в развитии и функционировании общества. Человечество сквозь дремучие заросли социальных противоречий, национальных порабощений, кровавых революций, войн , экономического, политического и культурного угнетения через, информационное общество пробирается к антропогенной цивилизации, где культура гуманизма будет иметь преобладающее значение над политикой, экономикой , наукой и техникой. Такая ведущая роль культуры зарождается уже сегодня. «Культура рекомендуется сегодня как ключ к инновациям и общественному развитию, - пишет П.Козловски, - она облегчает введение новой техники и её общественное «признание», способствует международному обмену и взаимопониманию. Культура, как говорится, должна быть через посредство всех социальных индикаторов и показателей роста последним критерием общественного прогресса»[14]. Эту свою историческую миссию культура может выполнить только если она будет использовать те возможности, которые ей предоставляет информационная, и в частности, компьютерная технология. Именно союз культуры и информатики позволяет играть последней огромную роль не только в жизни своих стран, но и на международной арене в условиях начавшейся быстрыми темпами глобализации человеческой жизнедеятельности. Глава 2 2.1. Человек и инфосреда 2.1.1. Социальная инфосреда Вряд ли можно найти в жизни общества такие участки, которые не были бы прямо или косвенно связаны с одним из трех этапов инфовзаимодействия — производством информации, ее передачей, ее потреблением (использованием). Чаще всего человек участвует одновременно во всех этих процессах, поскольку он выступает в роли как субъекта, так и объекта взаимодействия. Передача социального опыта осуществляется постоянно, поскольку каждое новое поколение людей застает материальный результат, сумму производительных сил, исторически создавшееся отношение людей к природе и друг к другу. Каждое существующее поколение “стоит на плечах” не только предшествующего ему, но и всех ранее живших поколений. Каждая новая социальная система налаживает производство своей специфической социальной информации, соответствующей лишь данному общественному организму. В то же время в ее инфофонд и инфопоток органично входят блоки информации, выработанной в рамках предыдущих обществ. Такая историческая эстафета создает предпосылки для усвоения опыта предшествовавших поколений, обеспечивает историческую преемственность. Информация, полученная в генетическом порядке от прошлого, также как и произведенная данным поколением, используется в повседневной жизни как общества в целом, так и каждого индивида в отдельности. Информация как бы скрепляет разные участки социальной среды, различные точки “социального времени”. Использование социальной информации в обществе носит многоцелевой характер. Можно выделить несколько основных целей, связанных с функционированием человека в условиях социальной среды: индивид и среда взаимодействуют разнообразными способами — личными и безличными, непосредственными и опосредованными, длительными и однократными контактами и т. д. Но все способы связи подчинены единой цели — получению социальной информации (для индивида) и передаче социальной информации (для среды). Социальная среда — это то опосредующее звено, которое стоит между социальной информацией и индивидом. Именно через среду получает он исторически унаследованную данным обществом информацию, равно как и информацию, выработанную современным ему поколением. Социальная среда стремится путем передачи направленных инфоблоков воспитать человека нужным ей образом, привить ему необходимые для оптимального функционирования в данном обществе, данном классе, данном слое, данной социальной группе, качества и свойства. Этим целям служит система постоянно действующих каналов передачи информации, среди которых можно выделить как формальные, получившие институциализированный статус (средства массовой коммуникации, литература, различные формы обучения), так и неформальные. Поступив к индивидуальному адресату, социальная информация включается в чрезвычайно сложный и противоречивый процесс формирования взглядов и мнений, в процесс формирования установок по отношению к тем или иным социальным ценностям. Будучи полученной по индивидуальному адресу, информация изменяет в определенном смысле те или иные элементы сознания индивида и затем через него — элементы общественного сознания. Причем на первых порах это взаимодействие может быть практически неощутимым, процесс идет путем количественного накопления. Но затем — и в этом и заключается механизм воздействия социальной информации — постоянное производство и потребление ее приводит к тому, что количественное накопление уступает место качественным изменениям. Индивид же, выступая в роли активного участника инфовзаимодействия, не столько производит социальную информацию (хотя он неизбежно участвует и в этом процессе), сколько потребляет и передает. Люди вступают в многоплановые отношения, обусловленные характером их труда, местом в обществе, этносе, классе, социальной группе, их полом, возрастом, размером и типом пункта проживания, уровнем образования, географией проживания и другими факторами. Осуществление этих отношений неизбежно связано с выработкой и реализацией системы ценностных ориентации по отношению к тем или иным сторонам социальной среды, ее свойствам, бытующим в ней мнениям, установкам и т. д. 2.1.2. Проблема инфобарьеров Классификация барьеров, мешающих оптимальному протеканию инфопроцессов, предлагается О. В. Елчаниновой. Согласно этому автору, отдельные люди и социальные структуры, участвующие в производстве, передаче и потреблении информации, сталкиваются со следующими барьерами. 1. Географические. Полнота и достоверность информации обратно пропорциональны расстоянию, разделяющему субъекта и объекта взаимодействия. 2. Исторические. Полнота и достоверность информации также обратно пропорциональны временному интервалу, разделяющему то или иное событие и сообщение о нем. 3. Государственно-политические, режимные. Широкому потребителю недоступна определенная часть информации, ибо она является собственностью определенных государственных органов и не подлежит движению по общедоступным каналам. 4. Ведомственные. Известная часть информации без всяких на то оснований задерживается нерадивыми работниками некоторых ведомств и организаций, что не может не мешать развитию науки и техники, распространению передового опыта. 5. Экономические. Имеются в виду те случаи, когда отсутствие финансовых средств мешает производству и широкому распространению информации, а также подготовке кадров, способных успешно работать в сфере производства, передачи и потребления информации. 6. Технические. Отсутствие техники, способной ускорить и оптимизировать течение инфопроцессов. 7. Терминологические. Слишком много в настоящее время терминов, которые порой понимаются по-разному и к тому же не всегда доступны широкому кругу потребителей информации. 8. Языковые. Обмену информацией активнейшим образом препятствует слабое знание языков. 9. Психологические. Здесь имеются в виду особенности восприятия, памяти, убеждений и иных сторон человеческой психологии. 10. Резонансные. Информация не всегда соответствует потребностям индивида, не всегда “резонирует” с ними. Если пристально присмотреться к инфовзаимодействию, можно обнаружить не только перечисленные выше барьеры, но и еще огромное количество источников, откуда следует ожидать появления других, выражаясь языком кибернетики, “шумов”. Тут можно назвать хотя бы такой источник, как сознательное желание субъекта взаимодействия исказить реальное положение дел, создать о нем неправильное представление, иначе говоря, дезинформировать получающего информацию. В течение инфопотоков вмешиваются субъективные факторы, ведь информацию собирают и передают люди, обладающие определенными интересами и эмоциями. Есть барьеры, которые можно назвать тотально-ключевыми, ибо они сохраняют свое негативное значение при любом виде инфовзаимодействия. Система их такова: В первую очередь следует назвать знаковый (языковый) барьер. Если субъект, предлагающий информацию объекту, облек ее в форму, которая не доступна объекту, последний не может извлечь содержание из знаковой оболочки, поскольку не в состоянии “вскрыть” ее. Для преодоления знакового барьера необходимо прибегнуть к помощи посредника, способного перевести содержание информации из незнакомой (закрытой) знаковой формы в знакомую и поэтому открытую. Второй тотально-ключевой барьер — тезаурусный. Представим себе, что знаковая оболочка вскрыта, содержание стало доступным. Всегда ли теперь информация может быть использована объектом инфопроцесса? Увы! Не исключена ситуация, когда все (или почти все) слова знакомы и понятны, понятны и соединения слов, синтагмы, в целом же смысл остался неясным, ибо в информации идет речь о вещах, для понимания которых необходим определенный запас предварительных сведений знаний, т. е. тезаурус. Третий тотально-ключевой барьер — контрасуггестивный. Это тот случай, когда знаковая оболочка вскрыта, информация соответствует критическому объему тезауруса и, тем не менее, не потреблена, не использована объектом, ибо он не согласен с тем, что предлагается в информации, что пытается внушить ему через передаваемую информацию субъект процесса. Преодоление контрасуггестивного барьера относится к числу наиболее сложных задач, возникающих в связи с перспективой оптимизации инфопроцессов в обществе. Преодолеть данный барьер можно лишь при помощи таких специфических средств, которые способны победить предубеждение объекта и конвергировать, повернуть его симпатии на 180 градусов. Четвертый тотально-ключевой барьер — ситуативный. Ситуация может оказаться такой, что она не позволит объекту использовать полученную им информацию. Пример действия ситуативного барьера — несоответствие между количеством передаваемой информации и временем, которым располагают участники инфовзаимодействия. Ситуативный барьер не непреодолим, — есть и на этот случай соответствующие средства, и в первую очередь анализ ситуации с целью последующего активного использования ее особенностей. 2.1.3. Инфопотребности Многосложный мир социальной деятельности порождает причудливое переплетение самых различных инфопотребностей, каждая из которых строго детерминирована конкретными реалиями. Поэтому каждая из инфопотребностей может быть рассмотрена как репрезентация, во-первых, тех или иных социальных целей, во-вторых, путей и средств их достижения. Удовлетворением инфопотребности является обретение не просто любой информации, а информации, отвечающей на возникающие в ходе деятельности вопросы и, следовательно, способной “покрыть” все точки неопределенности в процессе ее редукции. 2.1.4. Информация, социализация, интеллект Важнейшая социальная задача в формировании новой информационной культуры на сегодняшний день состоит в том, чтобы прибивать людям вкус к самостоятельности и ответственности в подходе к производственным и общественным делам любого масштаба. Воспитание самостоятельности и активности в действии предполагает, прежде всего, воспитание этих качеств в мышлении. Эта задача может быть решена на уровне информологического анализа |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |