|
Информационная культура как качественная характеристика жизнедеятельности человекаИнформационная культура как качественная характеристика жизнедеятельности человекаМИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ И СИСТЕМАМИ Реферат Информационная культура как качественная характеристика жизнедеятельности человека Выполнили: студенты II курса, 423-2 группы, Деревянных Б.А. и Бельская Е.А. Проверила: Ренчинова С.Е. Улан-Удэ 2004 Содержание Введение 3 Глава 1 4 1.1. Современное понимание и определение сущности информационной культуры 4 1.2. Культура информационного мира 8 Глава 2 24 2.1. Человек и инфосреда 24 2.1.1. Социальная инфосреда 24 2.1.2. Проблема инфобарьеров 25 2.1.3. Инфопотребности 27 2.1.4. Информация, социализация, интеллект 28 2.1.5. Роль общения и в инфовзаимодействии 28 2.1.6. Ценностный аспект инфовзаимодействия, старение информации 29 2.2. Готовность пользователей к самостоятельной работе с электронными информационными ресурсами 31 2.3. Навыки работы в Интернет как компонент информационной культуры 34 2.4. Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона 35 Заключение 43 Список использованной литературы 45 Введение Наша жизнь постоянно изменяется и наполняется новыми технологиями. Сейчас вы не найдете ни одного человека, который не использовал бы их для облегчения своей работы, развлечений, обучения и т.д. Но каждый человек, живущий в век информационных технологий должен владеть информационной культурой. Актуальность проблемы изучения информационного поведения пользователей определяется несколькими моментами. Во-первых, в последние годы во всем мире произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии. В широком социокультурном контексте рассматриваются такие феномены, как информационное общество, информатизация, информационное образование и др. Проблема формирования информационной культуры личности и изучение специфики информационного поведения, как отдельных людей, так и социальных групп, в этих условиях приобретает особое значение. Во-вторых, понятие информационной культуры в настоящее время достаточно четко оформлено институционально. При Международной Академии Информатизации (МАИ) существует Отделение информационной культуры. Под эгидой этой организации с 1998 г. проводятся международные научные конференции по проблемам информационной культуры. Проблемы изучения информационного поведения личности освещаются в материалах Международной школы социологии науки и техники. В ряде университетов культуры (например, в Краснодарском) созданы кафедры информационной культуры. Существует также ряд учебных программ для средних и высших учебных заведений по курсу "Основы информационной культуры". В-третьих, эту проблему можно назвать визитной карточкой информационных факультетов любого ВУЗа, поскольку практически на каждой кафедре есть специалисты, занимающиеся вопросами формирования информационной культуры различных категорий читателей (применительно к детскому чтению, досуговому чтению взрослых, профессиональному чтению специалистов и т.д.). Все перечисленное дает основание считать рассматриваемое направление официально признанным. Глава 1 1.1. Современное понимание и определение сущности информационной культуры «Мы вступаем в период, когда культура имеет значение большее, чем когда - либо. Культура не является чем-то окаменевшим в янтаре, это то, что мы создаем заново каждый день». А. Тоффлер. Несмотря на осознание значимости этой проблемы и отражение ее в достаточно большом числе публикаций, на сегодняшний день не выработано единого определения дефиниции "информационная культура". Еще менее разработанной является проблема информационного поведения личности. Возможно, объясняется это тем, что понятие информационная культура базируется на двух фундаментальных, и, вместе с тем, трудно поддающихся определению понятиях как информация и культура. Исходя из этого, можно выделить "культурологический" и "информационный" подходы к трактовке понятия информационная культура. В рамках культурологического подхода информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества. В рамках информационного подхода большинство определений подразумевает совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение ИП. Более того, часть авторов сужает информационную культуру до рамок компьютерной грамотности. Нам представляется неверным расчленение этого понятия на информационную и культурологическую компоненту. На сегодняшний день нам близко определение специалистов, считающих информационную культуру одной из граней общечеловеческой культуры или информационной компонентой человеческой культуры в целом. При этой трактовке информационная составляющая словно пронизывает все сооружение культуры, она принадлежит к тем её "несущим конструкциям", которые обеспечивают ее логическую целостность. В зависимости от субъекта, который выступает носителем информационной культуры, последнюю можно рассматривать на трех уровнях: . информационная культура личности; . информационная культура отдельных групп сообщества (определенного социума, нации, возрастной или профессиональной группы и т.д.); . информационная культура общества в целом. В современных исследованиях информационной культуры преобладает информационный подход, поскольку данная проблематика пришла в науку из информационной сферы. Мы считаем, что информационную культуру личности следует изучать и формировать в контексте умений и навыков самостоятельного наращивания профессиональных и любых других знаний, востребованных повседневной жизнью. И тогда понятие "информационная культура" включит очень многие составляющие: . культуру поиска новой информации при понимании индивидом того, что устранение информационного дефицита всегда связано со значительными психологическими трудностями, а часто и ломкой стереотипов (современный поиск предполагает умение проанализировать свои ИП, использование формальных и неформальных каналов получения информации, освоение возможностей новых информационных технологий и т.д.); . культуру чтения и восприятия информации, понимание особенностей современных текстовых сообщений и необходимости анализа всего "документального шлейфа" изучаемого направления; . осознание того факта, что любое профессиональное чтение есть средство получения знаний (в противовес его рассмотрению только в качестве способа устранения информационного дефицита, возникшего при решении текущих задач); . умение перерабатывать большие массивы информации с использованием как информационных (компьютерных) технологий, так и интеллектуальных нормализованных методик (поаспектного анализа текстов, контент- анализа, классификационного и кластерного анализа и т.д.); . умение генерировать собственные ПОБД и вести личные поисковые системы; . понимание важности межличностного профессионального общения для успешности любой трудовой деятельности; . стремление к повышению уровня коммуникационной компетентности; . воспитание в себе терпимости к чужим точкам зрения и мнениям, готовности не только получать, но и отдавать знания; . умение находить партнеров по совместной деятельности с использованием для этого телекоммуникационных каналов связи; . умение четко и доказательно излагать результаты собственной деятельности, в том числе, с учетом уровня подготовленности и настроя целевой аудитории; . знание норм, регламентирующих использование интеллектуальной собственности. Информационная культура проявляется в информационном поведении людей. Под информационным поведением мы понимаем образ действий, совокупность усилий, предпринимаемых человеком для получения-усвоения и использования- создания нового знания, его передачи и распространения в обществе. Мы обосновываем необходимость изучения информационного поведения специалистов как основания для социальной дифференциации. С развитием цивилизации становится все более очевидным, что люди без образования, не умеющие самостоятельно наращивать профессиональные знания и, при необходимости, переквалифицироваться, вытесняются за грань условий жизни, достойных человека. И если прежде причины социального неравенства связывали с происхождением и наличием гражданских прав, собственностью и доходами, положением в социальной структуре общества, сегодня фактором расслоения становится уровень информационной культуры, проявляющийся в информационном поведении. Информационное поведение, с одной стороны, отражает активность личности как познающего субъекта, его умение ориентироваться в информационном пространстве. С другой стороны, в информационном поведении проявляется степень доступности и комфортности использования совокупных информационных ресурсов или, иными словами, те возможности, которые общество предоставляет индивиду, стремящемуся состояться как профессионалу и личности. Представляется, что в самое ближайшее время судьба каждого конкретного человека будет зависеть от того, насколько он способен своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию (точнее, новое знание) в своей повседневной жизни. С 1996 г. кафедра научно-технической информации СПбГУК совместно с библиотеками Санкт-Петербурга ведет исследование информационного поведения студентов, аспирантов и преподавателей. Результаты исследования показали, что оказалось возможным выделить три категории респондентов, условно названных "элитной", "средней" и "низшей" группами. Критерием для такой дифференциации послужили варианты ответов на вопросы, касающиеся: . знания иностранного языка (языков) и чтения иностранной литературы; . уровня компьютерной грамотности; . интенсивности использования фондов различных библиотек города; . использования электронных информационных услуг (путем поиска в БД или работы в компьютерных сетях). Стало очевидным, что студенты, включенные в "элитную" группу, чаще совмещают работу с учебой. Это дает им свободу действий, в том числе, в плане дальнейшего наращивания профессиональных знаний. Они чаще других приобретают профессиональную литературу в личное пользование, имеют доступ к коммерческим БД, высоко ценят возможности профессионального общения, напрямую связывают уровень информационной обеспеченности с успешностью учебной и профессиональной деятельности. Полученные результаты свидетельствуют о правомерности гипотезы, рассматривающей информационное поведение как значимое основание социальной дифференциации общества. Уровень информационной культуры ощутимо влияет на успешность жизнедеятельности личности и расширяет свободу действий человека. В настоящее время умение находить и использовать информацию влияют на социальный статус в не меньшей степени, чем полученное образование, экономическое и социальное положение семьи и другие социальные факторы. Можно предвидеть время, когда условием вхождения в интеллектуальную элиту станет уровень информационной культуры личности. Доказано, что информационное поведение различных социальных групп поддается наблюдению, сопоставлению и оценке. Разработана методика изучения информационного поведения людей, пригодная для целей стратификации общества. Предложена модель эталонного информационного поведения специалиста начала ХХI века, включающая следующие компоненты: . осознание важности непрерывного образования и сознательное стремление к нему; . ориентация на мировые информационные ресурсы; . комплексное использование различных каналов получения информации; . способность к рефлексии и реальной самооценке уровня собственной информационной компетентности; . стремление к профессиональному общению, к обмену знаниями; . активность в распространении нового знания; . соблюдение этических норм делового общения. 1.2. Культура информационного мира Нет смысла рассуждать о том, какое значение в жизни общества и человека имеет культура. Именно культура является качественной характеристикой той или иной ступени развития общества. Именно культурой человек восполняет свою природную незавершенность и если природа делает человека индивидом, а общество наделяет человека социальными качествами и формирует его как личность, то культура наделяет человека уникальной индивидуальностью. Не случайно проблемы развития культуры и воздействие на это развитие различных факторов - природы, техники, политики и др. является одной из вечных проблем философской рефлексии. Ныне на первый план выдвигается проблема взаимоотношения культуры с бурно развивающимся научно- техническим прогрессом. Отмечая органическое единство культуры и техники нельзя не видеть и сложные взаимоотношения между ними, которые не имеют однозначной трактовки. Сложность этих взаимоотношений и различия в понимании проблемы объясняется, с одной стороны, тем, культура – многогранный социальный феномен, включающей в себя разнообразные элементы – от материального производства до таких элитарных сфер, как искусство, философия и другие духовные области. Безусловно одинакового механизма взаимоотношения техники с этими столь отличными составляющими культуры быть не может. С другой стороны, самой технике тоже не занимать сложности, она включает в себя самые разнокачественные артефакты – от молотка до компьютера. Здесь тоже нет места стандартному взаимоотношению различных видов технических устройств с культурой. Наконец, следует учесть и то обстоятельство, что в процесс взаимовлияния культуры и техники почти всегда вплетаются социальные, политические, философские, моральные и иные обстоятельства. Вопрос о воздействии техники на культуру приобрел особую актуальность в условиях формирования информационного общества, когда радио и телефоны, телевизоры и магнитофоны, принтеры и сканеры, калькуляторы и компьютеры, международная информационная система Интернет и специализированные Сети оказывают все возрастающее и сложное воздействие не только на сферу материального производства, социально-политическую жизнь общества, но и на ее духовную жизнь. Д.Белл, выделив три сферы современного общества – общественные структуры, политические организации и культурные ориентации, стал утверждать, что культурный сектор общества начинает находится во все более напряженных отношениях с экономикой, которая подвергается действию технократически регулируемых социальных структур. Культура становится сама по себе враждебной существующим социальным институтам и законам, она обращена против всевластия и стандартизации политических и технико- экономических тенденций общественного развития. Придерживаясь отрицательного воздействия техники на культуру Х. Ортега-и-Гассет отмечает, что «сама техника, являясь человеку, с одной стороны, в качестве некой, в принципе безграничной, способности, с другой – приводит к небывалому опустошению человеческой жизни, заставляя каждого жить исключительно верой в технику, и только в нее… Вот почему наше время – как никогда техническое – оказалось на редкость бессодержательным и пустым»[1]. Оригинальную точку зрения на будущее современной культуры под воздействием научно-технического прогресса высказывает известный писатель фантаст С. Лем в своей статье «Культура как ошибка». Он считает культуру средством адаптации человека к случайностям, системой условностей, которые помогают нам примириться с неприемлемыми для нас явлениями. Она не переделывает человека, а лишь предохраняет от всех возражений, которые человек мог бы предъявить естественной эволюции, оправдывает все случайные явления и процессы на этом пути, приспосабливая человека к сиюминутным нуждам. Поэтому культура - это ошибка, своеобразные протезы человечества на пути его эволюции. Техническая цивилизация заменяет мнимые ценности новыми и в этом смысле уничтожает прежнюю культуру, сносит весь этот ненужный хлам в музей прошлого, провозглашает возможность свободных действий человека, где раньше слепой случай был обвенчан с необходимостью. Однако, загипнотизированный культурными прошлыми ценностями, человек сопротивляется избавлению от них, отворачивается от своего технического спасителя. Но жизнь требует, что «культуру, эту систему протезов, надлежит отвергнуть, чтобы отдаться под опеку знания, которые переделывают нас, доводя до совершенства... Культуре следует удалиться прочь... Технический прогресс уничтожает культуру? Дает свободу там, где ранее царил деспотизм биологии? Именно так! ... Все, что говорится об угрозе, которую несет традиционной культуре новая технология - правда»[2]. Конечно, продолжает С. Лем, культура останется исторической ценностью как тот инкубатор, теплица, материнское лоно, в котором расплодились изобретения, в муках породившие науку, но техника поглощает, переваривает и претворяет в собственную плоть культуру, которая «будет размыта, раздроблена и направлена согласно тем переменам, которым подвергается человек» Не трудно заметить в этих радикальных рассуждениях необоснованное отрицание всей прошлой культуры, благодаря которой совершалась социальная эволюция человека, все его достижения, в том числе и научно-технические. В действительности, речь должна идти о диалектическом снятии из прошлой культуры всего ценного и построении на этом богатом фундаменте новой культуры, соответствующей реалиям сегодняшнего развития человека. В процессе этой преемственности большая роль принадлежит технике. Техника является материальным носителем социальной наследственности. В истории человеческого общества связь поколений осуществляется через технику. Покоряя при помощи техники природу, человек создает вокруг себя искусственную среду, по выражению Ю.А. Жданова вторую форму объективной реальности, создает новые культурные ценности, формирует новые культурные идеалы. Тем самым техника входит в плоть и кровь современной культуры, жизни, быта, обычая, чувств и настроений современного человека . Не случайно Дж.Грант писал, что «технология пронизывает собой наши мысли о мире и о нас самих. Пришествие технологии потребовало изменений в наших представлениях о том. что хорошо, что такое хорошо, как надо понимать здравомыслие и безумие, справедливость и несправедливость, рациональность и иррациональность, красоту и безобразие[3]. Техника косвенно оказывает влияние на тот способ, каким мы понимаем мир и самих себя. Она открывает перед нами красоту технических изделий, создает огромные возможности для расширения восприятия мира – от микро- до макро- и мегамира. В свою очередь культура облегчает видение новой техники и ее признание обществом и становится критерием общественного развития. Таким образом, техника никоим образом не противостоит культуре. Напротив, она является её элементом, результатом культурного развития, воздействующим на все стороны культурного потенциала общества. Противоречивые мнения о роли техники в развитии культуры лишь отражают противоречивые реальные тенденции, которые ярко проявляются сегодня в развитии информационной технике, когда она, бурно развиваясь, проникает буквально во все, даже самые затаенные области человеческого бытия. «Итак, - пишет А.А.Воронин,- техника- это цивилизованный вирус, поражающий культуру, сублимация агрессии, безответственная алчность, техника - это бездушная тварь, пожирающая людей, с одной стороны. С другой - даже передать эти мысли без техники невозможно, техника - это уже человеческая природа, воздух культуры и надежда на будущее[4]. Основатель Римского клуба А. Пиччеи в своей замечательной книге «Человеческие качества», отмечая несоответствие этих качеств нынешним достижениям научно-технического прогресса, пишет, что созданная человеком техническая среда ослабила его физически, притупив биологическую активность. В результате чем более «цивилизованным» становился человек, тем меньше он оказывался способным противостоять трудностям суровой внешней среды и тем больше нуждался в медикоменозной защите организма. Вместе с тем, отмечает А. Печчеи, шло развитие интеллектуальных способностей |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |