|
Диплом: Детективная деятельностьфинансовой, банковской деятельности, в компьютерной технике. В настоящее время существует опасность проникновения мафиозных структур в органы государственного управления, занятия ими больших государственных постов. Решение этой задачи позволит мафии получать всевозможные льготы и уходить от ответственности за совершенные преступления. Ее деятельность строится на подавлении всяческого сопротивления и непослушания, а также на коррупции, которая затронула все органы государственной власти. Как отмечает профессор А.И. Долгова: "Особенностью организованной преступности является ее смыкание с властью, использование ею властных структур для разработки системы защиты себя от ответственности. Опираясь на властные структуры и на их представителей, она начинает успешно противостоять обществу и государству".[2] Организованная преступность тратит на подкуп влиятельных людей во всех структурах огромные суммы денег, чтобы получить возможность использовать их положение в своих корыстных целях. Надо отметить, что ряд чиновников сами ищут связи с членами мафиозных структур, чтобы предложить свои услуги за определенное вознаграждение. Организованная преступность в нашей стране дошла до такого уровня своего развития, когда ее попытки слиться с государственными структурами затрагивают уже не только экономическую, но и политическую сферу. Исходя и изложенного можно сделать вывод, что в настоящее время обеспечение безопасности получает особенную актуальность. Хорошая охрана стоит больших денег и пользуется большим спросом. Надо учитывать и то, что запрещение частных охранных служб и частной детективной деятельности приведет к тому, что нелегальные мафиозные структуры возьмут эту деятельность в свои руки, чего, естественно, допустить нельзя. В настоящее время правоохранительная система с ее характеристиками все меньше соответствует новым характеристикам преступности. Правоохранительные органы на данном этапе не в силах решить задачу охраны всех коммерческих банков, коммерческих структур и отдельных граждан, занимающихся частным бизнесом. Это в свою очередь привело к тому, что в последние годы в России стали появляться охранные организации и службы безопасности, которые на нелегальной основе были противопоставлены растущей преступности. Экономические и политические потребности способствовали тому, что в 1992 году был принят Закон "О частной детективной и охранной деятельности в Российской федерации", который подвел под эту деятельность правовую базу. После принятия этого Закона частные охранные структуры и службы безопасности стали активно разрастаться и пополняться квалифицированными кадрами из МВД, ФСБ, прокуратуры, что в конечном счете отрицательно сказалось на работе государственных Правоохранительных структур. Отток квалифицированных кадров в первую очередь объясняется тем, что в частных организациях заработная плата в несколько раз выше, чем в государственных структурах. Говоря о частных службах безопасности и частной детективной деятельности, не надо забывать, что в начале 90-х годов произошло большое сокращение в армии и многие офицеры оказались перед выбором, куда идти работать. Значительное число офицеров этого контингента нашли свое место в подобных структурах, чем в определенной мере была решена задача их трудоустройства. Руководству этих служб также выгодно было принимать на работу военных. Снимались затраты на обучение, тренировку, да и в отношении дисциплины - военная выучка давала о себе знать. В настоящее время только в Москве зарегистрировано около двух тысяч подобных организаций. Увеличению их количества способствовал принятый в 1993 году Закон "Об оружии", по которому лица, работающие в частных правоохранительных структурах, при определенных условиях могли получить лицензию на приобретение и ношение оружия. Но государству не безразлично, в чьи руки попадет оружие, что, естественно, дает право соответствующим государственным органам осуществлять контроль за деятельностью частных правоохранительных структур и в определенной мере взаимодействовать с ними. По запросам независимых служб безопасности были выданы лицензии 32,5 тыс. человек, из которых 28 тыс. работают в правоохранных структурах, а другие занимаются частной детективной деятельностью.[3] Для более эффективного отражения опасности со стороны мафиозных структур легальные частные правоохранительные фирмы в последнее время стали объединяться в различного рода ассоциации для оказания взаимопомощи. Например, - в 1994 году объединились такие московские охранные фирмы, как "Правопорядок", "Миг", "Баярд", "Ново" и "Российская служба экономической безопасности". Ими был создан -единый координационный совет. Также была образована ассоциация "Безопасность предпринимательства и личности". В ее координационный совет вошли руководители служб безопасности таких банков, как "Сбербанк", "Столичный банк", "Дорожный банк". Подобное объединение легальных силовых структур обусловлено жизненной необходимостью. Усиление контроля за деятельностью охранных предприятий, служб безопасности и частных детективных организаций, объясняется тем, что эта деятельность является объектом пристального внимания мафиозных структур, которые хотели бы взять ее под свой контроль. Различными способами они стараются внедрить в такие службы своих людей, что, к сожалению, часто, как показывает практика, получается. Необходимость ужесточения контроля за лицами, работающими в таких структурах, обусловлена сложившейся в настоящее время в навей стране криминогенной обстановкой, растущей преступностью. Да и сами такие службы должны предоставлять отчеты о своей деятельности в государственные органы и докладывать о всех случаях применения оружия, а также уведомлять о планируемых мероприятиях, что позволит избежать стычек между такими службами и сотрудниками милиции. Вышеизложенное говорит о том, что необходим жесткий контроль со стороны государственных и частных силовых структур за деятельностью преступных формирований для своевременных профилактических мероприятий, связанных с их ликвидацией. Вопрос взаимодействия частных силовых структур и частных детективных служб с государственными структурами должен быть поставлен на государственный уровень. В настоящее время основную часть руководства частных охранных служб и служб безопасности составляют бывшие сотрудники МВД, ФСБ и прокуратуры. Они сохранили свои связи с прежним местом работы, что может, при правильной постановке вопроса, содействовать координации деятельности государственных и частных правоохранительных структур. Необходим координирующий это взаимодействие орган, в функции которого должно входить решение тех или иных проблем обеих сторон, ибо они фактически занимаются решением одних и тех же проблем, но каждый в этой деятельности идет своим путем. Местным администрациям и районным отделениям милиции следует использовать такое взаимодействие с наибольшей эффективностью для наведения порядка на своей территории и активнее подключать частные правоохранительные структуры к решению задач борьбы с наркоманией, рэкетом, хулиганством, а в более сложном варианте и с организованной преступностью. Учитывая современный этап развития нашего общества, на котором рост преступности происходит ежемесячно, необходимо, на наш взгляд, оказывать частным охранным структурам посильную помощь, содействовать повышению профессионального уровня их сотрудников, создавать максимум условий для их сотрудничества с государственными силовыми структурами в решении общих проблей. диктуемых временем. От такого взаимодействия не в малой мере зависит успех борьбы с преступностью, а в конечном счете улучшение экономической и политической стабильности России. Из пресс-конференций больших руководителей МВД, из публикаций в печати, [4] из выступлений по радио и телевидению можно сделать вывод, что большинство сотрудников всех звеньев правоохранительных органов выступают за расширение взаимодействия и укрепление сотрудничества с частными охранными структурами, особенно в обеспечении охраны общественного порядка, создании народных дружин. Такое взаимодействие государственных силовых структур и частных охранных фирм должно быть строго регламентировано. В настоящее время, на наш взгляд. Законы "О частной охранной и детективной деятельности", "Об оружии" требуют дополнения. В подзаконных актах к ним необходимо более четко обозначить область взаимоотношений государственных органов и частных охранных структур, четче определить круг прав и обязанностей субъектов этих взаимоотношений, установить санкции за их нарушение. Решая эти вопросы, необходимо привлекать к их разработке не только сотрудников государственных органов, но и представителей частных охранных структур, предпринимателей. Проблема повышения действенности борьбы с преступностью давно обсуждается, в том числе в средствах массовой информации, на парламентских слушаниях, но ее решение практически не продвигается. В этих условиях развитие организованной преступности - явление закономерное. Тем более когда активно проходят процессы разгосударствления, разобобществления, приватизации сопровождаемые использованием любых средств при переделе собственности. Здесь и легализация нажитого преступным путем, и широкое развитие вымогательства, и наемные убийства, и незаконные валютные операции. Все это можно было бы предвидеть, в определенной мере предупредить, но то, что этого не произошло, на мой взгляд, не является случайным. Теперь частным охранным предприятиям нужно работать в новых условиях, считаться с реальным положением дел, продолжать работать напряженно над тем, чтобы каким-то образом выходить на нужный уровень правового и прежде всего законодательного обеспечения правоохранительной деятельности как государственных структур, так и негосударственных. Негосударственные структуры в деле охраны правопорядка и в том числе в борьбе с организованной преступностью сегодня играют весьма существенную роль. Заслуживает внимания опыт работы подобного рода структур в развитых промышленных странах за рубежом. Так, заводы "Боинга", "Круппа", "Макдональда", других крупных фирм не охраняют государственные службы. В Германии частных охранников и детективов в два раза больше, чем в государственной полиции. В США, в Англии соотношения примерно равные. И правовое регулирование деятельности таких служб, организация их взаимодействия с государственными правоохранительными органами являются тщательно продуманными. Например, в США законодательно установлено три класса лицензирования частной охранной и детективной деятельности. Детектив класса “А” имеет право заниматься только сбором информации, класса “В” - иметь оружие и оказывать сторожевые и охранные услуги, класса “С” - выполнять как охранно-сторожевые, так и детективные услуги. Причем примерно 90% частных детективов в США имеют лицензии класса “А”, при тенденции уменьшения количества лицензий “В”, “С”.[5] После того, как в первом чтении был принят Закон "О поправках в Федеральный закон "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", состоялось несколько солидных мероприятий, международная конференция, организованная ассоциацией "Безопасность предпринимательства и личности", собрался форум руководителей служб безопасности Московского региона, включая Ассоциацию российских банков и ее службу безопасности. Все участники указанных обсуждений пришли к выводу, что в том виде, в каком законопроект прошел первое чтение, он объективно работает на торможение развития и эффективной деятельности института негосударственных охранно-сыскных структур. Будем надеяться, что Комитет по безопасности Государственной Думы России примет и будет отстаивать поправки, дополнения и изменения с тем, чтобы закон в новой редакции способствовал защите налогоплательщиков и усилению правопорядка. Надо признать, что сегодня без негосударственной системы обеспечения безопасности, в том числе защиты государственных интересов обойтись нельзя. Если бы одни государственные правоохранительные органы могли решать эту задачу, можно было бы ограничивать деятельность негосударственной системы. Но государственные органы сегодня не в состоянии противостоять даже преступности - наиболее опасным нарушениям закона. Поэтому надо быть реалистами и ставить перед негосударственной службой безопасности четкие, содержательные задачи, давать ей соответствующие полномочия, но и разумеется, контролировать ее деятельность. А сейчас происходит то, что изначально ставится цель: усилить контроль, установить жесткую систему контроля. Контроль важен, но он не может рассматриваться как цель законодательного регулирования. Как одна из задач - это безусловно. Целью все-таки должно быть обеспечение безопасности, охрана правопорядка. Должное функционирование негосударственных правоохранительных структур, служб безопасности зависит и от научного обеспечения этой деятельности, от подготовки кадров, от многих других факторов. Причем немаловажную роль призвана играть и пресса. В средствах массовой информации редко обсуждаются вопросы деятельности негосударственных служб безопасности. Все эти службы как бы уравниваются, а их деятельность нередко воспринимается как только внешне охранная, деятельность телохранителей. В прессе можно эти вопросы обсуждать более широко и более ясно. И лучше, когда это будут делать люди, которые видят проблему и со стороны, и как бы изнутри. Существует также проблема кадров. Если человек заканчивает службу в правоохранительных органах (в МВД, в службе безопасности, в прокуратуре, в налоговой полиции и т .п.) и приходит в негосударственную. структуру, он понимает, что работа в ней носит специфический характер. Нужна дополнительная подготовка. Необходимо развивать системы такой подготовки, в том числе при участии государственных органов. Здесь придется решать комплекс крайне важных проблем. И если это все не делать срочно, обеспечение безопасности негосударственных структур и даже структур, где государственная доля является преобладающей, будет строиться на полулегальной или даже неправовой основе. В этом бывают заинтересованы отдельные сотрудники государственных структур, наживающиеся на оказании помощи в виде предоставления необходимой информации и т.п.
Глава II. Общие вопросы деятельностичастных охранных структур § 1.Коммерческая тайна Существование в нашей стране в недавнем прошлом двух терминов - военная и государственная тайна - говорило о полном отсутствии логики в понятии секретности. Во всем мире под государственной тайной понимают сведения, относящиеся к внешней политике и обороне, а у нас государственной тайной был охвачен громадный объем информации. До недавнего времени и в Российской Федерации никто с определенностью не мог ответить на вопрос, что же все-таки является государственной тайной. В результате страдали граждане, чьи права и свободы, огораживаясь ширмой секретности, нарушали чиновники. Конец этому беспределу положил принятый летом 1993 года Закон Российской Федерации "О государственной тайне". В нем наконец-то четко определено: "Государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нести ущерб безопасности Российской Федерации". (Ст. 2 Закона) В нем законодатели разъяснили, чего не должны знать россияне: о содержании стратегических и оперативных планов, о направлениях развития вооружения и военной техники, о количестве, устройстве и технологии производства ядерного оружия, о силах и средствах гражданской обороны, о системах специальной связи и т. д. Зато теперь они вправе получить сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях, о состоянии экологии, охраны труда, здравоохранения, санитарии, преступности, о привилегиях, компенсациях и льготах, которые предоставляет государство гражданам, должностным лицам, предприятиям и учреждениям, о фактах нарушений прав и свобод человека, о размерах золотого запаса и государственных валютных резервов, о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами. В настоящее время сделан еще один шаг - разделение тайны на государственную и коммерческую. Таким образом, из области публичного права выделился институт частного права, который защищает интересы предпринимателей. Чем отличается коммерческая тайна от государственной? Сведения, составляющие государственную тайну, установлены соответствующим перечнем и подлежат защите со стороны государства. [6] Коммерческая тайна перечнем не определена, поскольку она всегда разная применительно к различным предприятиям или фирмам. Другое отличие состоит в том, что государственная тайна охраняется силой государства в лице соответствующих органов, а коммерческая тайна - службой безопасности предприятия. При этом следует иметь в виду, что коммерческие секреты могут быть государственными секретами, однако государственные секреты не могут быть коммерческой тайной, поскольку в противном случае шла бы торговля государственными интересами. В повседневной жизни коммерческая тайна всегда выступает в форме коммерческих секретов. Поэтому всякая тайна есть секрет, но не всякий секрет есть тайна. Исходя их этого попробуем дать определение коммерческой тайны и коммерческого секрета. Коммерческая тайна - преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы. Коммерческая тайна возникает тогда, когда она представляет интерес для коммерции. Коммерческие секреты - форма проявления коммерческой тайны. Представляют собой сведения в виде документов, схем, изделий, относящиеся к коммерческой тайне фирмы и подлежащие защите со стороны службы безопасности от возможных посягательств путем похищения, выведывания, утечки информации. Они различаются по следующим признакам: • по природе коммерческой тайны (технологические, производственные, организационные, маркетинговые, интеллектуальные, рекламные); • по принадлежности собственнику (собственность предприятия, группы предприятий, отдельного лица, группы лиц и т. д.); • по назначению коммерческих секретов. Документы, содержащие коммерческие секреты, могут иметь гриф "Конфиденциально", "Строго конфиденциально", "Конфиденциально, только адресату" и другие. Правила засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, утверждены Постановлением правительства России. Сведения, содержащие государственную тайну, по степени их секретности подразделяются на три категории: сведения особой важности, совершенно секретные сведения и просто секретные. К сведениям особой важности отнесены сведения, разглашение которых нанесет ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких областях: военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. К совершенно секретным - сведения из тех же областей, разглашение которых нанесет ущерб интересам одного ведомства или одной отрасли экономики. К секретным - все остальные сведения, составляющие государственную тайну. Составленные перечни секретных сведений будут доводиться до органов государственной власти, а также предприятий и организаций, имеющих дело с государственной тайной, но не целиком, а только в части, их касающейся. Пересматриваются перечни не реже, чем раз в 5 лет, а также при изменении международной обстановки, появлении новых достижений в области науки и техники и т. д. Носитель коммерческого секрета - лицо, осведомленное о коммерческих секретах предприятия или фирмы (руководители и допущенные к коммерческим секретам исполнители). Носителей коммерческих секретов следует отличать от источников закрытой коммерческой информации ("ноу-хау", схемы, документы, технологии, изделия, образцы). Секретность в условиях рыночного хозяйствования защищает производителя от недобросовестной конкуренции, к которой относятся различные противоправные действия в виде скрытого использования торговой марки, подделки продукции конкурента, обманной рекламы, подкупа, шантажа и т. п. Не последнее место в этом ряду занимает "промышленный шпионаж". Сегодня стало почти массовым явлением беззастенчивое заимствование интеллектуальной и промышленной собственности: сотрудники предприятий, являясь одновременно членами кооперативов, малых предприятий или совместных предприятий, используют методики, программы и технологии, разработанные на отечественных предприятиях и являющиеся их интеллектуальным капиталом. Западные партнеры стремятся незаконным путем получить закрытую информацию, представляющую для них экономический интерес. Поэтому обеспечение экономической безопасности предприятия, фирмы и любой другой формы хозяйствования требует защиты коммерческой тайны. В США, ФРГ, КНР, Японии и других странах защита коммерческой тайны обеспечивается системой промышленной секретности, которая базируется на соответствующей правовой базе. При этом основную роль в обеспечении ее сохранности играют сами фирмы, а не государственные органы. В Соединенных Штатах, имеющих наиболее совершенное законодательство в области защиты информации, Закон о коммерческой тайне или по принятой там терминологии - "фирменных секретов" ("секретов производства") - был принят только в 1979 году, и то не всеми штатами. Согласно этому закону коммерческой тайной является информация, которая: • имеет самостоятельную экономическую стоимость благодаря тому, что не является общеизвестной или доступной людям, которые могут ее использовать в коммерческих целях; • является объектом разумных усилий по защите. Разумеется, если что-то названо коммерческой тайной, то это действительно должно ею быть, что бывает непросто доказать юридически. Поэтому закон рекомендует: |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |